Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ИМЕНА ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВОЙНОВ (1907-1970 гг.) СЕТЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Руководитель: учитель русского языка И литературы Соколова Людмила Валентиновна

2 слайд

Описание слайда:

Владимир Иванович Войнов родился 26 июня 1907 года в селе Верхнеспасском Пыщугского района Костромской области в семье священника Войнова Ивана Михайловича и его жены Марии Алексеевны. В. И. Войнов. Г. Львов. 1970 г.

3 слайд

Описание слайда:

Детские годы. «Семья наша была очень большая и жила, в основном, землей. Поэтому и быт мало чем отличался от крестьянского». Село Верхнесспасское. Дом, в котором жила семья Войновых Село Верхнеспасское. Разрушенная церковь. «О себе».Владимир Войнов.

4 слайд

Описание слайда:

Годы учебы. После окончания 5 классов Верхнеспасской школы в 1920 году, Володя поступил в школу г. Шарьи. «Юность моя протекала в тяжелые, но неповторимо прекрасные годы. Учились мы в начале двадцатых годов в сложных условиях». «О себе». Владимир Войнов. Средняя школа. С. Верхнеспасское.

5 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная жизнь. В 1924 году началась самостоятельная жизнь. Заканчивая среднюю школу, вступил в комсомол и ушел от отца. « Юношеская инициатива, выдумка била ключом. Каждый в чем- то старался проявить себя: одни на сцене, в культпоходах в деревню, другие – в трудовом умении, третьи – в ораторском искусстве». «О себе». Владимир Войнов».

6 слайд

Описание слайда:

Москва. Летом 1924 года Владимир Войнов уезжает в Москву. На работу скоро устроился в отделение донгстабфабрики, но с жильем без родных и знакомых бедствовал, нередко ночуя на вокзале, а выгоняли – так и на улице. «Зато к литературным кружкам я приобщился, во всех районах столицы бывал на них, а постоянно – в «Вагранке». «Осебе». Владимир Войнов

7 слайд

Описание слайда:

Москва. Жизнь в Москве многому научила, свела с интересными людьми, которые помогли выбрать правильную дорогу. « Особенно большое влияние оказал на меня Федор Васильевич Гладков. Нет, не в творческом развитии (стишки я писал наивные, хотя некоторые из них печатались в «Комсомольской правде»), а в общеобразовательном. Он подсказывал, что надо прочитать. И я читал тогда много, иногда ночи напролет». «О себе». Владимир Войнов.

8 слайд

Описание слайда:

Владимир Войнов – учитель. Много лет Владимир Войнов отдал профессии учителя. «Звание учителя мне казалось настолько высоким, что я считал себя недостойным его». «Но жизнь заставила пойти в учителя». «О себе». Владимир Войнов. Город Омутнинск. Владимир Войнов – учитель Русского языка и литературы.

9 слайд

Описание слайда:

«Синяя блуза». «В те годы сценическая форма пропаганды была распространена. Доставалось спекулянтам, бракоделам, бюрократам. Что я только не писал: оратории, сценки, скетчи, райки, частушки. Ни одно из этих творений у меня не сохранилось. Но тогда они были действенны». Владимир Войнов. Омутнинск. 1939-1940 гг.

10 слайд

Описание слайда:

Книга «Первые ласточки». 1962 г. «Работа в таком глухом углу стала для меня величайшей школой познания жизни. Приходилось быть не только, или точнее, не сколько учителем, сколько зачинателем культурной революции в темной деревне. Взрослых учеников у меня набралось вдвое больше, чем ребятишек». «И с чем только не приходили люди… Я буквально знал каждую семью, как и чем живут люди в ней. Все это, тридцать лет спустя, я и описал в своей книге «Первые ласточки» (Горьковское издательство, 1962 г.). А в те годы, когда все это происходило, писать было некогда». «О себе». Владимир Войнов».

11 слайд

Описание слайда:

Книга «Первые ласточки». «Эти репродукции фотографий Лобовикова из г. Кирова были присланы моему покойному мужу, Войнову В. И., месяца за полтора перед смертью». Екатерина Павловна Войнова.

12 слайд

Описание слайда:

Книга «Первые ласточки». «Я помню, как Владимир, показывая фотографии своим друзьям, говорил: «Вот такими же были и мои герои «Черных троп», описанные в «Первых ласточках». Екатерина Павловна Войнова.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Годы Великой Отечественной войны. . « Ну, фронт есть фронт. Пришлось всего изведать. Только, к счастью, одного не испытал – отступления». «О себе». Владимир Войнов. Вступил в партию на Иваньковском Плацдарме 3-го Белорусского фронта.

19 слайд

Описание слайда:

Львов. «А летом 1946 года отец не без приключений перевез нас во Львов. Первые годы жизни были непростыми. Отец часто ездил в командировки- организовывались в селах колхозы- посылала редакция, и жизнь его подвергалась опасности». Июль 1989 года. Крайнюк Елена Владимировна, урожденная Войнова. Львов. Дом, где жили Войновы. Квартира на 2-м этаже. 1952 г. Львов. 1970 г.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Книга «Духовчане». 1967 г. «Место действия – село Духово. Но Духово - это не Верхнеспасское, а собирательный образ нескольких окрестных деревень, некоторые названия даже не изменены. Прототипами духовчан в большинстве своем являются реально существующие люди». «Прототипы «Духовчан»». М.И. Войнов. Михаил Иванович Войнов. Художник.

22 слайд

Описание слайда:

Михаил Иванович Войнов. М. И. Войнов – художник, автор воспоминаний «Прототипы Духовчан» Рукопись воспоминаний хранится в Пыщугском краеведческом музее. Михаил Иванович Войнов. М. И. Войнов. «Ночью в парке»

23 слайд

Описание слайда:

Лирическая повесть «Стрыйский парк» . 1970 г. Живописные картины перемежаются с небольшими новеллами – воспоминаниями о встречах с интересными людьми.

24 слайд

Описание слайда:

Лирическая повесть «Стрыйский парк» . 1970 г. «Все в нем для человека, и в каждом дереве – частица человеческой души». В. Войнов.

25 слайд

Описание слайда:

Родина Владимира Войнова. «Долгие годы жизни во Львове обострили любовь отца к родной русской земле. Поездке за границу он предпочитал родные места, места его молодости» Июль 1989 года. Крайнюк Елена Владимировна, урожденная Войнова. Любимое озеро Владимира Войнова. Село Верхнеспасское. Озеро «Карманово».

Новые имена в детской литературе.

Бытует мнение, что все талантливые сказочники жили давным-давно, а со времён Барто, Чуковского и Михалкова ничего интересного в детской литературе не появилось, а лучше Носова, Рыбакова и Булычева для детей все еще ничего не придумали. Тем временем, детская литература в России неплохо развивается. Каждый день появляются новые книги. Знакомьтесь: новые имена в детской литературе, о которых вы еще не раз услышите. Предлагаю несколько современных писателей, чьи книги можно смело ставить на книжную полку.

Тамара Михеева. Как же нам повезло, что и в нашем поколении есть этот прирожденный сказочник, с историями которого можно расти и взрослеть! Сперва это будут «Шумсы» ,(Шумсы - загадочные жители парков, лесов и скверов. Они напоминают и муми-троллей, и хоббитов, и Чебурашку, но в то же время это совершенно самостоятельные существа со своей историей, образом жизни, наивным и трогательным взглядом на мир и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их. Шумсы научат маленьких читателей доброте, сочувствию, радости жизни и бережному отношению ко всему живому. Кроме того, это совершенно замечательные и захватывающие сказки-приключения, а затем «Асино лето», «Легкие горы», «Дети дельфинов» - образцовые подростковые повести, где волшебство уживается с правдой жизни.

Алёна Вересова придумывает трогательные и очень нежные истории для детей. На обложке ее имя часто соседствует с именами молодых художников - Алена умеет работать в соавторстве так, что художественный текст и иллюстрации становятся единым целым. Рассказы о Совушке, волшебные сказки Аленки, приключения зайчонка Шустрика - эти истории полны уютных чудес и без назойливого морализаторства рассказывают о том, что такое дружба, самостоятельность и смелость.

Мария Бершадская, работавшая над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе, серию книг «Большая маленькая девочка». Ее героиня Женя, - не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни - это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение - увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

Юлия Кузнецова стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества за рукопись повести «Где папа?». Она не боится сложных тем и жанра «психологическая повесть», которым сама определяет свое творчество. А ведь писать об обыденных, порой даже не очень приятных вещах гораздо сложнее, чем выдумывать фантастические сюжеты. Но «прозу жизни» Юлия Кузнецова преобразует просто в прозу - точную, обаятельную и правдивую.

«Это грузовик, а это прицеп» - история в прозе для самых маленьких. Это книга о том, как грузовик и его друг, непоседливый прицеп, трудятся с утра до ночи, развозя разные грузы. В пути герои встречают много трудностей: ямы, горы, лужи и дожди. Но всё это пустяки, если рядом есть друг, который придёт на помощь. Популярный детский автор Анастасия Орлова выстроила сюжет по классическому принципу сказочной истории, но у каждого героя в этой сказке есть свой уникальный характер, свой голос и своя интонация.

Анна Никольская - популярная детская писательница, обладательница золотой медали имени Сергея Михалкова. Одна из её последних книг, особенно полюбившихся маленьким читателям, - сказка про Авдотью Чемодановну Свирепову. Эту историю многие сравнивают с культовыми книгами про Мэри Поппинс и Карлсона, но написана она совсем другим, современным языком. Однажды загадочная бабушка Чемодановна появляется в доме девятилетних близнецов и меняет их жизнь к лучшему: теперь малышей на завтрак ждут ватрушки и творожные калачи вместо овсянки, а на вечер - прогулки под дождём по лужам вместо мультфильмов.

Дарья Корж«Тайна Шоколдуньи» - увлекательная сказка о дружбе, уроках волшебства и непослушных, но всё равно добрых детях. А главное, она о заветной детской мечте - оказаться в мире сладостей. Рыжеволосая девочка Тася становится одной из помощниц хозяйки шоколадного магазина Изольды Марковны, а в её подвале случайно находит коробочку с пастильными феями Розой и Беллой. Маленьким читателям вместе с Тасей предстоит разгадать много необычных загадок и выяснить, кто же такая Шоколдунья.

Люди перестают думать, когда перестают читать. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно взрослые читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком: брать книгу, садится рядом и читать. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык. Поверьте, дети с нетерпением ждут, когда же у взрослых найдется для них время.

Мы остались на уровне ХХ века, когда все были неграмотны и библиотекарь действительно был проводником и светочем культуры и знаний- методы работы у нас всё те же… Персонализация- это и есть отход от тоталитарной педагогики. Из доклада Марченко Н. ст.науч. сотруд. Института биографистики Нац. Биб. Украины им. В.Вернадского Мы остались на уровне ХХ века, когда все были неграмотны и библиотекарь действительно был проводником и светочем культуры и знаний- методы работы у нас всё те же… Персонализация- это и есть отход от тоталитарной педагогики. Из доклада Марченко Н. ст.науч. сотруд. Института биографистики Нац. Биб. Украины им. В.Вернадского


1.Сохранение общей культурной платформы.Дети должны читать те книги, которые читали их родители. Связь поколений. 2.Дать ребёнку книгу, где он увидит отражение своих мыслей, сомнений, надежд; отражение современного мира. Должна быть книга для семейного чтения, провоцирующая обсуждение и споры. 3.Дать ребёнку книгу, которая помогла бы ему выстроить собственный мир, дала бы кусочек личного, индивидуального пространства. 4.Дать ребёнку книгу для друзей. Чтобы хотелось обсуждать, переживать в компании сверстников. 5.Дать ребёнку книгу, которая увлекла бы его счастьем познания. Книга которая увлекает, расширяет кругозор Вывод: Вместе с книгой мы должны дать ребёнку точку опоры, в которой сосуществует его прошлое, настоящее и будущее. СВЕРХЗАДАЧА работы с книгой.


Сергей Махотин известный детский поэт и прозаик из Санкт-Петербурга. Автор не только смешных, но также серьезных и психологически тонких стихов для детей школьного и дошкольного возраста. Сергей Анатольевич Махотин называет сочинение стихов для детей самым счастливым на свете занятием.


Михаил Давидович Яснов поэт, переводчик, детский писатель. Он сочиняет замечательные, талантливые, полные задора и непосредственной радости книги для ребятишек и их родителей. В каждой строчке его произведений веселая игра в слова, добрый юмор и неожиданная многогранность смыслов. Как жалко, что недели Так медленно летят! И что, родившись, дети Не сразу говорят! А то бы только-только Я маму увидал, Как тут же бы, как сразу "Спасибо!" ей сказал. За то, что я родился! За то, что я живой! За то, что вместе с папой Идём сейчас домой! За то, что дверь откроем И знаем наперёд, Что мама напевает И нас к обеду ждёт!


Беленькой собачке Хочется колбаски. Строит она умные И преданные глазки. Вот мой школьный бутерброд, Возьми, собачка, на. Но бабушка заметила В бинокль из окна. Ешь, собачка, поскорей И ноги уноси. Если бабушка поймает... Боже упаси! Артур Гиваргизов.Сплошь и рядом автор искренне полагает, что его гладко срифмованные умильные строчки созвучны "безмятежному и радостному миру детства"


Мы младшего брата Давно уже ждём. О нём об одном Разговоры ведём. Мы ждём его вечером, Ждём поутру Любимого брата (А может, сестру). И пусть он без спросу Хватает игрушки! Пусть пьёт из моей Разрисованной кружки, Пусть будет пока Маловат, слабоват За брата всегда Заступается брат! Уже обзавёлся я Гирей тяжёлой, Семь раз по утрам Отжимаюсь от пола... И брюки теперь Аккуратно ношу: Ещё пригодятся они Малышу. Марина Бородицкая представляется мне праздничным фейерверком, салютом по поводу отвоеванной радости жизни». Ольга Корф


Цитата: Эта книга «Где нет зимы» писалась для подростков, но я настоятельно прошу ее прочитать всем взрослым. Потому что она как теплый хлеб: превосходна на вкус, на запах, на ощупь, и совершенна необходима для... а для чего нужен хлеб? Читайте книги Дины Сабитовой. Читайте, дети, читайте, взрослые. Только не проходите мимо, не оставайтесь равнодушными.


Маленькие ляли Во дворе гуляли. Серенькие гули Зёрнышки клевали. Смотрят ляли - ГУЛИ! - И вперёд рванули. Смотрят гули - ЛЯЛИ! - Да как дёру дали! Ещё вчера сам термин «материнская поэзия» предполагал веками обкатанные фольклорные формы: все эти безымянные пестушки и потешки, которые повторялись над колыбелью младенца поколениями любящих мам. А уже сегодня материнская поэзия обрела новое молодое имя. Анастасия Орлова поэт с небогатой, но симпатичной биографией.


Ася Кравченко Если вы вдруг захотите Порадовать вашу лошадку, Вы ей цветы подарите, Желательно свежие, с грядки. Тюльпаны, нарциссы, пионы Любым будет рада она. От нежных цветочных бутонов В душе у лошадки весна! Взрослым всегда некогда, и Ташке приходится со всем справляться самой: пристраивать в хорошие руки крокодила, заканчивать папину статью, устраивать чужую свадьбу. Но с чем никак ей не справиться - дом вот-вот снесут и надо переезжать. Оказывается, не так легко уехать из дома, где тебя знает каждая собака, где жила ещё твоя прабабушка, и до сих пор живут ее странные истории.


« Я пишу не о детях, а о проблемах, которые волнуют меня, и, как мне кажется, должны волновать детей. Естественно, «материалом для исследования» могут служить какие-то мои знакомые дети, дети друзей, мои воспоминания о себе в детстве. И честно говоря, у меня такое ощущение, что те вопросы, которые тревожат маленького человека, продолжают одолевать и взрослого, только во взрослом возрасте у нас появляется больше точек зрения, поэтому в своих текстах я всегда пытаюсь показать детям неоднозначность всего, что с ними происходит.» Книга написана мастерски. Остается ощущение, послевкусие даже, что книга надиктована самим ребенком - настолько живой язык, достоверна взятая интонация, правдивы герои. Автору веришь безоговорочно. Удивительная психологическая проза о маленьком человеке и о больших философских вопросах, которыми он задается. 100%-ное попадание в образ и во внутренний мир ребенка. Ася Петрова


С распадом Советского Союза в одночасье немало граждан многонациональной страны оказались жителями хоть и ближнего, но все же зарубежья. Молодой прозаик пытается осмыслить, как после распада "нового Вавилона" русскому, говорящему с грузинским акцентом, жить на своей исторической родине? Что делать сыну еврейки и азербайджанца? Чужим быть страшно. Денис Гуцко


Николай Назаркин В «Изумрудной рыбке»говорится о ребятах, которые тяжело больны. Можно сказать – неизлечимо. И жить им трудно. Гораздо труднее, чем многим из нас. Вместо увлекательных приключений у них больничный режим, уколы, капельницы и прочие, сами понимаете «удовольствия». И никакое волшебство им не поможет, потому что не в сказке живём, не в кино.


Такие книги, как "Дай мне!« Ирины Денежкиной надо читать родителям для острастки, а не детям. Нет плохих детей, есть плохие родители. Почему мы стали такими равнодушными, что весь этот ужас и вся эта мерзость кажется нам чем-то повседневным? Почему родители стали такими эгоистами, что им жалко времени на то, что бы построить отношения со своим ребенком, создать нормальный благоприятный климат в семье, чтобы именно глядя на это, ребенок развивался нормально и чувствовал себя нужным, любимым? Не надо кричать, что время такое...Нет, это мы, родители, создаем своими руками то, на что потом закрываем глаза и делаем вид, что всего этого нет. Где-то я давным-давно прочитала мысль, что "мы живем - как черновик пишем". Может стоить начать жить "набело", а? Ирина Денежкин а


А.Жвалевский. Е.Пастернак А.Жвалевский. Е.Пастернак «Время всегда хорошее» «Дочитала. Просто супер! Честное слово, Невозможно было оторваться! Вот умеете вы слезу выдавить из читателя. Сама не пойму с чего бы, но, читая концовку, сидела и хлюпала носом. Идея– класс! И отсутствие/наличие книг, и деление в столбик, и стук сердца, и «глаза в глаза» – жизненно так. Здорово. Прочитала на одном дыхании. Запоем, так сказать. Очень понравилось!!!» (Отзывы читателей)


Детский проект Людмилы Улицкой Детский проект Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других» задуман для того, чтобы мы с вами узнали о том, что все люди разные и что к другим культурам и обычаям надо относиться с уважением. Книги посвящены разным аспектам жизни человека: семье, религиям, профессиям. Главная задача проекта чтобы мы поняли, насколько разнообразен мир, и все люди живут, одеваются, едят, молятся по-своему не потому, что лучше или хуже нас. Они просто другие.


Марина Аромштам Как выбирают книги? По имени автора? По названию? По издательской аннотации? По картинке на обложке? Если так, то повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы» обязательно будет снята с полки и унесена домой. Весь набор внешних признаков «хорошей книги» здесь налицо. Имя автора красивое, звучное и какое-то очень писательское. Название таинственное, манящее. Немного претенциозное, правда, но ровно настолько, чтобы «зацепить» читателя.


Литературный проект «Для тех, кому за десять» представил первые книги для детей. «Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Издательство «Жук»(Живые Умные Книги)представляет серию Для тех, кому за десять. Мы рады сообщить вам, что эта серия – для вас! Ведь вам за десять? И вашим детям? А может, и внукам? Тогда собирайтесь всей семьей и начинайте увлекательное чтение! Книги из новой серии будут одинаково интересны как взрослым, так и детям». Автор проекта – Юрий Нечипоренко


Вышли: "Выдуманный Жучок" (Нарния, 2011) "Большая книга приключений и загадок" (Эксмо, 2011) "Рецепт любви" (это романтика для девочек) (Эксмо, 2012) "Зимняя книга приключений" (Эксмо, 2012) Юлия Кузнецова Не нарушай равновесия ни словом, ни жестом. Не показывай чувств, живи шёпотом. Затаись. Замри. Исчезни. Представь, что ты в схлопывающейся клетке из страшного фокуса. Набери побольше воздуаха и дождись вечера, а лучше выходных, когда можно поехать с папой на Воробьёвы горы кататься на великах, а потом открыть новую банку варенья. И ничего не бояться. Проси только одного, чтобы ручеёк за журчанием которого ты забывала о боли и собственной слабости не пересох и не покинул своего русла. Чтобы тебя не осудили на ожидание и не приговорили верить и любить изо всех сил. И ничего не бояться. «Где папа?»


Даниэль Пеннак "Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любят читать - не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу". "Кого же? - Спросите Вы, - и главное, что же в этом случае делать?" В своей книге "Как роман" Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколь и результативными. Педагог, Пеннак блестяще воплотил эти методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель, он заставил читать и любить свои книги весь мир.


Жан-Клод Мурлева «Тому, кто вкусил прелести театра, полноты общения с залом, трудно отказаться от этого мира. Мне нравится смотреть в глаза слушателям, смешить их, наслаждаться паузой после произнесённой фразы, делать ставку на мельчайшие детали. Каждый раз кажется, что мы собрались на праздник, среди своих, что это наш способ бороться против варварства во всех её формах».
«…Никогда не торопитесь сдаваться, если вам говорят, что это или то слишком трудно, малодостижимо из вашего положения, «лучше синица в руках, чем журавль в небе», осмельтесь и сделайте шаг вперед по желанной для вас дороге. Затем еще один … и еще… Потом когда – нибудь оглянетесь назад и удивитесь – как далеко вам удалось уйти». Екатерина Мурашова





Елена Мартьянова
Новые имена в детской литературе

Новые имена в детской литературе .

Бытует мнение, что все талантливые сказочники жили давным-давно, а со времён Барто, Чуковского и Михалкова ничего интересного в детской литературе не появилось , а лучше Носова, Рыбакова и Булычева для детей все еще ничего не придумали. Тем временем, детская литература в России неплохо развивается. Каждый день появляются новые книги . Знакомьтесь : новые имена в детской литературе , о которых вы еще не раз услышите. Предлагаю несколько современных писателей, чьи книги можно смело ставить на книжную полку.

Тамара Михеева. Как же нам повезло, что и в нашем поколении есть этот прирожденный сказочник, с историями которого можно расти и взрослеть! Сперва это будут «Шумсы» (Шумсы - загадочные жители парков, лесов и скверов. Они напоминают и муми-троллей, и хоббитов, и Чебурашку, но в то же время это совершенно самостоятельные существа со своей историей, образом жизни, наивным и трогательным взглядом на мир и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их. Шумсы научат маленьких читателей доброте, сочувствию, радости жизни и бережному отношению ко всему живому. Кроме того, это совершенно замечательные и захватывающие сказки-приключения, а затем «Асино лето» , «Легкие горы» , «Дети дельфинов» - образцовые подростковые повести, где волшебство уживается с правдой жизни.

Алёна Вересова придумывает трогательные и очень нежные истории для детей. На обложке ее имя часто соседствует с именами молодых художников - Алена умеет работать в соавторстве так, что художественный текст и иллюстрации становятся единым целым. Рассказы о Совушке, волшебные сказки Аленки, приключения зайчонка Шустрика - эти истории полны уютных чудес и без назойливого морализаторства рассказывают о том, что такое дружба, самостоятельность и смелость.

Мария Бершадская, работавшая над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе , серию книг «Большая маленькая девочка» . Ее героиня Женя, - не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни - это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение - увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

Юлия Кузнецова стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества за рукопись повести «Где папа?» . Она не боится сложных тем и жанра «психологическая повесть» , которым сама определяет свое творчество. А ведь писать об обыденных, порой даже не очень приятных вещах гораздо сложнее, чем выдумывать фантастические сюжеты. Но «прозу жизни» Юлия Кузнецова преобразует просто в прозу - точную, обаятельную и правдивую.

«Это грузовик, а это прицеп» - история в прозе для самых маленьких. Это книга о том, как грузовик и его друг, непоседливый прицеп, трудятся с утра до ночи, развозя разные грузы. В пути герои встречают много трудностей : ямы, горы, лужи и дожди. Но всё это пустяки, если рядом есть друг, который придёт на помощь. Популярный детский автор Анастасия Орлова выстроила сюжет по классическому принципу сказочной истории, но у каждого героя в этой сказке есть свой уникальный характер, свой голос и своя интонация.

Анна Никольская - популярная детская писательница , обладательница золотой медали имени Сергея Михалкова . Одна из её последних книг, особенно полюбившихся маленьким читателям, - сказка про Авдотью Чемодановну Свирепову. Эту историю многие сравнивают с культовыми книгами про Мэри Поппинс и Карлсона, но написана она совсем другим, современным языком. Однажды загадочная бабушка Чемодановна появляется в доме девятилетних близнецов и меняет их жизнь к лучшему : теперь малышей на завтрак ждут ватрушки и творожные калачи вместо овсянки, а на вечер - прогулки под дождём по лужам вместо мультфильмов.

Дарья Корж «Тайна Шоколдуньи» - увлекательная сказка о дружбе, уроках волшебства и непослушных, но всё равно добрых детях. А главное, она о заветной детской мечте - оказаться в мире сладостей. Рыжеволосая девочка Тася становится одной из помощниц хозяйки шоколадного магазина Изольды Марковны, а в её подвале случайно находит коробочку с пастильными феями Розой и Беллой. Маленьким читателям вместе с Тасей предстоит разгадать много необычных загадок и выяснить, кто же такая Шоколдунья.

Люди перестают думать, когда перестают читать. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно взрослые читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком : брать книгу, садится рядом и читать. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения : где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве , рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык. Поверьте, дети с нетерпением ждут, когда же у взрослых найдется для них время .

Публикации по теме:

«Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

«Наши имена». Исследовательская работа Введение Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. (Дейл Карнеги). Как и когда возникла идея этого.

Дидактическая игра по художественной литературе Дидактическая игра по художественной литературе

Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии» Что значат наши имена. О происхождении фамилий. Программное содержание. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое.

Конспект открытого мероприятия «Что означают наши имена» Конспект открытого мероприятия «Что означают наши имена» Цель: помочь детям в познании своего имени. Закрепить с детьми право на имя и историей.

Сценарий спортивного праздника в старшей группе совместно с родителями «Спортивным рекордам наши имена» Задачи: Создать веселое настроение участников праздника; Воспитывать чувство коллективизма; Развивать у детей и взрослых координацию.

Технологическая карта по художественной литературе ОІ технологиялы картасы Технологическая карта ОУД Білім беру саласы: Образовательная область: Коммуникация.

Тезисы

Ольга, что, с вашей точки зрения, происходит сейчас в отечественной детской литературе? Она умерла? Погибает? Оживает? Цветет и пахнет?

Я только что вернулась из Тамбова. Несколько месяцев назад современная детская литература для них была «мертва». Просто потому, что ее там нет. Нет книжных магазинов, нет книг в библиотеках. А несколько месяцев назад я была в Челябинске, и там преподаватели замечательного лицея рассказывали о работе с современной книгой. Время для них остановилось на «Чучеле» Владимира Железникова.

Это результат недостаточного финансирования? Криминализированной тендерной системы? Неправильного комплектования? В чем причина?

Причин много. О том, как плохо пополняются фонды художественной литературы в детских библиотеках (а в школьных библиотеках не формируются совсем), - не стоит и говорить, это общее место. В новом году, насколько я знаю, финансирование еще сократили. В этой ситуации библиотекарям и педагогам не остается ничего другого, как покупать книги за свой счет или просить издательства и авторов подарить новинки. В Тамбове сотрудники городской детской библиотеки имени С. Маршака придумали программу «Признание»: они рассказывают о новых книгах и современных авторах, а те, если имеют возможность, присылают в библиотеку хотя бы по одному экземпляру своих книг. На их просьбу откликнулись больше 20 писателей, и дети берут эти книги в первую очередь.

Еще одна причина - отсутствие информации. В Тамбове, например, нет нормального книжного магазина, по ассортименту которого можно было бы хоть как-то судить о новых книгах. Не нашли мы даже самых нашумевших детских книг и в книжном магазине в Новосибирске.

Но ведь есть сайты, где пишут о книгах. Существуют премии - Книгу.ру, Крапивинская. И у них тоже есть сайты. Издательства, думаю, с удовольствием высылали бы в Тамбов свои каталоги - если бы библиотеки действительно желали узнавать о новых книгах.

Сайты, издательства, каталоги - это все далеко от провинции. Это все из другой жизни. Техника, которой оснащены рядовые библиотеки, далека от совершенства, работа с интернет-ресурсами требует от библиотекарей серьезной выдержки. В моей «родной» сельской библиотеке в Краснощековском районе Алтайского края нет компьютера, зато посреди читального зала стоит странное устройство, доставшееся библиотеке в результате очередной фиктивной программы по модернизации библиотек. Через него можно выйти в интернет по карточке. Карточку нужно покупать в райцентре, который находится в 25 километрах, причем рейсового автобуса туда нет. За несколько лет никто ни разу не воспользовался этим устройством.
Конечно, на московской книжной ярмарке «Нон-фикшн» картина совершенно иная. Здесь возникает ощущение, что в России все замечательно.

- Но в Екатеринбурге-то знают о новых книгах?

В Екатеринбурге новые книги есть. Наша областная библиотека обладает бóльшими возможностями, чем библиотеки маленьких городков или поселков, и там представлено много современных авторов. Содружество детских писателей Екатеринбурга приглашает к себе в гости авторов из других городов (как минимум раз в год приезжают все финалисты премии Крапивина, билеты и проживание писателей оплачивает областное министерство культуры), а библиотеки устраивают городские и областные мероприятия, связанные с книгой.

Когда мы с вами встретились первый раз в Екатеринбурге (это было, кажется, в 2010 году), у вас были серьезные претензии к новым издательствам. Вы считали, что они принципиально не хотят выпускать книги отечественных авторов.

Так и было. Но в последние два года что-то случилось. Мы наконец дождались своего часа.

- Появились книги «наших»?

Да. И не одна, не две - сразу много книг появилось. И познавательные, и художественные. «Самокат», «КомпасГид», «Розовый жираф» стали выпускать отечественную литературу.

С чем вы это связываете? В свое время издатели говорили: «Пусть российские авторы пишут лучше. Тогда мы будем их печатать». Российские авторы стали лучше писать? Появились новые, качественные рукописи?

Большинство произведений, которые сейчас выходят, были написаны уже десять лет назад. Так что дело, думаю, в чем-то другом. Возможно, и издатели, и читатели «наелись» переводного.

- Вы могли бы назвать книги отечественных писателей, появлению которых вы особенно радуетесь?

Я очень благодарна издательству «Фома» за то, что они выпустили книгу Ариадны Борисовой «Записки для моих потомков». И вся серия «Настя и Никита» для меня - настоящее открытие. В «КомпасГиде» скоро выйдет книга Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь». Там же вышел сборник Марии Ботевой, в «Розовом жирафе» - «Смерть Мертвым душам» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, в «Самокате» - книга Натальи Евдокимовой. «Эксмо» и «Аквилегия» напечатали Елену Габову, живущую в Сыктывкаре. «Детгиз» выпустил «Детский курс разных наук» Сергея Ив. Иванова. В «Речи» вышло несколько книг Елены Ракитиной. С нетерпением жду «Дом П» Юлии Кузнецовой, «ЩИ» Илги Понорицкой, «Сокровища Рифейских гор» Елены Ленковской - они уже готовятся к печати.

В издательстве «Акварель» тоже выходят книги отечественных авторов.

- А мне казалось, что «Акварель» строит свой имидж на переиздании классики.

Они действительно выпустили большой блок классики. Но среди их авторов и современных много. В издательстве «Речь», наверное, поменьше, но тоже есть. Там, например, издали сказку Илги Понорицкой «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы».
Мне кажется, каждое издательство в этом году открыло для себя и читателей имя нового отечественного автора. У нас вдруг стали просить премиальные рукописи. Владислав Петрович Крапивин сказал недавно, что нашелся издатель для финалистов «крапивинки». Такого раньше не было. И это не может не радовать.

Беседу вела Марина Аромштам