Очень часто среди несовершеннолетних и людей, который по определённым причинам не хотят сдавать экзамен , возникает вопрос, на какие мотоциклы не нужны права? Ранее разрешалось ездить на некоторых видах двухколёсного транспорта, не получая никакого удостоверения, чем и пользовались десятки тысяч людей в нашей стране. Однако после изменения категорий водительских удостоверений, которые были приведены к международному стандарту, всё изменилось. В этой статье вы найдёте ответ на вопрос, можно ли по-прежнему ездить, не получая права, и в каких именно случаях.

Когда именно нужны документы?

Езда без прав на мотоцикле и любом транспортном средстве вне зависимости от его технических характеристик рассматривается, как тяжкое нарушение. Закон не предусматривает исключений, поскольку даже скутеры и мопеды с объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров теперь отнесены в категорию «М». Для её открытия придётся пройти специальное обучение и сдать положенные каждому водителю два экзамена, получив удостоверение. Если раньше инспекторы закрывали глаза на водителей малокубатурного транспорта, не имевших прав, то теперь об этом приходится забывать. Это связано с появлением соответствующих всем стандартам программ обучения в автошколах на категорию «М».

Однако нарушением считается исключительно езда по дорогам, предназначенным для общего пользования. Поэтому получать права на кроссовый мотоцикл вовсе не обязательно — если вы будете привозить его к гоночной трассе на грузовом автомобиле и затем забирать таким же образом. Поскольку гоночные трассы и лесные просеки не относятся к юрисдикции ГИБДД, ездить по ним на мотоцикле разрешается даже несовершеннолетним. Однако стоит помнить, что при неприятном происшествии, произошедшем вне дорог, вся вина будет возложена на собственника мотоцикла. Если же поступит жалоба, что ребёнок ездит на мотоцикле без шлема и соответствующей экипировки, родителей могут серьёзно наказать за небрежность в обеспечении его безопасности.

Не понадобятся вам права, чтобы выехать на гоночный трек, если мотоцикл будет доставляться при помощи грузового транспортного средства. Однако администрация многих мотодромов, следуя установленным в Европе стандартам, уже начинает создавать ограничения для водителей, не имеющих действующих прав соответствующей категории. Участвовать в гонках разрешается без обычного водительского удостоверения. Однако взамен такого документа вас попросят предъявить гоночную лицензию, получить которую не в пример сложнее. Поэтому получать права стоит и для скоростных заездов в выходные — нет никакой гарантии, что в следующий раз вам дадут разрешение выехать на трек.

В законе есть одна лазейка, которая разрешает вождение мотоцикла без соответствующих документов. Для этого требуется, чтобы дороги не имели статуса общего пользования. Ездить на мотоцикле, не имея прав, разрешается по:

  • Технологическим дорожкам предприятий;
  • Специальным тренировочным площадкам;
  • Самостоятельно проложенным людьми грунтовым дорогам;
  • Закрытым частным территориям.

Понятно, что инспектора ГИБДД здесь встретить попросту невозможно, поэтому можно не переживать относительно штрафов и прочих наказаний.

Наказание

Закон не делает поблажек для любителей двухколёсных средств передвижения — поэтому штраф за без прав равен тому, что уплачивают водители автомобилей. Инспектор имеет право выписать вам квитанцию на сумму 5-15 тысяч рублей, причём транспортное средство он отправит на штрафплощадку. К указанному штрафу придётся добавить стоимость услуг эвакуатора и штрафстоянки. Если мотоцикл вам дорог, забирать нужно как можно быстрее, поскольку каждый день сумма ваших расходов будет увеличиваться.

Тем, кто просто забыл права дома и располагает большим количеством свободного времени, лучше позвонить родственникам и попросить привезти документ в нужное место. Увидев документ, инспектор должен отпустить вам, предварительно прочитав лекцию о бережном отношении к документам и нормах, установленных Правилами. Если водитель помимо прав забыл и техпаспорт, то ему может быть назначен штраф в 500 рублей. Столько же придётся уплатить, если у вас отсутствует страховка, причём сотрудник ГИБДД не имеет права задерживать вас либо забирать мотоцикл на штрафстоянку.

После лишения прав за серьёзное правонарушение не стоит испытывать судьбу, рискуя быть пойманным патрулём ДПС. Наказание будет весьма суровым — придётся уплатить 30 тысяч рублей, и расстаться с мотоциклом, который отправят на штрафплощадку. Причём вам очень повезёт, если этим дело ограничится — если судья найдёт в вашем поведении отягчающие обстоятельства, вам будет грозить административный арест и даже 100-200 часов общественных работ.

Хуже всего приходится людям, которые попадаются за «пьянку», будучи лишёнными прав за любое правонарушение в прошлом. Сумма штрафа достигает 200-300 тысяч рублей, а вернуть удостоверение не получится в ближайшие 3 года. Если виновный водитель не может уплатить столь большую сумму, судьи нередко меняют меру наказания, назначая общественные либо принудительные работы. Также человека могут лишить 50-70% основного дохода, не относящегося к социальным выплатам. При повторном нарушении водителя мотоцикла ждёт тюремное заключение сроком 2 года.

Стоит понимать, что наказания за «пьянку» при должном оформлении протокола сотрудником ГИБДД избежать не удаётся. Будучи пойманными без прав, многие мотоциклисты отказываются от медицинского освидетельствования либо принимают алкоголь в присутствии инспектора. Эти действия приравниваются к вождению мотоцикла в нетрезвом виде. Они приводят к получению большого штрафа и отправлению мотоцикла на штрафстоянку.

Как уйти от ответственности?

Некоторые «умельцы» говорят, что ездят на мотоциклах без прав и номеров несколько лет. Повторять их достижение не стоит, поскольку любая встреча с патрулём ДПС чревата серьёзными последствиями. За отсутствие номеров к указанным выше штрафам добавят ещё 5000 рублей. Если же мотоцикл никогда не был зарегистрирован на территории страны и не имеет документов, удостоверяющих права собственности, такое транспортное средство могут попросту конфисковать. Размер наказания будет зависеть от того, как суд квалифицирует подобное нарушение — за контрабанду и кражу можно получить немалый тюремный срок, а вот при отсутствии уголовного преступления водитель отделается предупреждением и небольшим штрафом.

В интернете можно нередко встретить рекомендации, как ездить на мотоцикле без прав. Одна из них указывает, что для ухода от полицейского преследования достаточно снять . Действительно, сотрудники ДПС не имеют права преследовать мотоциклиста, лишённого положенной экипировки, поскольку они несут ответственность за полученный им ущерб здоровью в случае аварии. Однако это поможет только, если вам осталось проехать пару километров — в противном случае на трассе вас будет ожидать пост ГИБДД, на котором выпишут штрафы за отсутствие прав, шлема и номеров, а также за невыполнение требования правоохранителей об остановке. Если полицейские заснимут отличительные приметы мотоцикла либо его водителя на камеру, можно ждать вызова в суд.

Некоторые люди говорят, что управление мотоциклом несовершеннолетним не может наказываться по всей строгости закона. Однако после выяснения личности несовершеннолетнего водителя его родителям будет направлено требование явиться в суд — штраф будет составлять 2500-5000 рублей. Стоит ли говорить, что мотоцикл отправится надолго на штрафстоянку? Если ребёнок получит тяжкий ущерб при вождении мотоцикла, суд может рассмотреть дело о лишении родительских прав — об этом стоит помнить, передавая детям в руки опасное транспортное средство.

Конечно, не все советы стоит сразу отбрасывать. Случается так, что самый законопослушный мотоциклист забывает права и вынужден добираться до места назначения без них. Разумеется, речь идёт о пути на работу и обратно, но никак не о междугородных поездках. В этом случае стоит тщательно проверить всю экипировку, установить на шлем камеру при её наличии, а также ехать со скоростью 50-60 км/ч в городе. Вероятность того, что сотрудники ГИБДД просто пропустят такого мотоциклиста, очень велика.

Владение

Встречается также вопрос о том, нужны ли права на мотоцикл, если его владелец не планирует выезжать на дорогу общего пользования. Ответ уже дан выше — конечно, не нужны. Однако стоит уточнить, что без действующих прав человек может приобретать транспортные средства, дарить их, перепродавать или совершать другие операции, связанные с ними. Но поставить мотоцикл на учёт, использовать его в качестве банковского залога либо выехать с таким транспортным средством за границу уже не получится. Хотя для выполнения большинства подобных действий достаточно просто выдать доверенность человеку, имеющему права соответствующей категории.

Запрещено только вождение до момента получения водительского удостоверения. Выезжать на дорогу без прав чревато ещё и невозможностью оформления прав. Данные о совершённом правонарушении попадают в единую электронную базу ГИБДД. Перед сдачей экзамена в МРЭО всех кандидатов тщательно проверяют на отсутствие подобных инцидентов. Если человек ранее неоднократно привлекался к ответственности за вождение мотоцикла без прав, ему могут отказать в оформлении удостоверения до снятия административных и уголовных наказаний.

Осторожность превыше всего

Не имея прав — это безответственно и опасно как для самого водителя, так и окружающих его участников дорожного движения. Особенно это касается ситуации, когда владелец транспортного средства понятия не имеет об актуальных Правилах — в таком случае он представляет собой смертельную угрозу для всех остальных. Поэтому перед выездом на дорогу следует позаботиться о получении водительского удостоверения — процедура занимает всего 1-4 месяца и не требует больших расходов в сравнении с приобретением мотоцикла. Конечно, управлять мотоциклом без документов можно за пределами дорог — на гоночных трассах, на бездорожье и частной территории. Однако не мешает пройти обучение, чтобы не попадать в чрезвычайно опасные ситуации, угрожающие жизни человека.

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.


Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.


На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.


Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права - кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость - 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.


Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.


А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение - от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.

Многих владельцев механических средств передвижения интересует вопрос: нужны ли права на скутер? В недалеком прошлом для управления скутером и мопедом не требовалось наличия водительского удостоверения. Теперь за проезд на мото технике без прав налагается штраф. Какие изменения произошли в законодательстве?

Новые правила

С 2013 года начали действовать права для управления скутером и иными малолитражными транспортными средствами. Таким образом, в категорию "М" вошли скутеры и мопеды, а также легкие квадроциклы. Законодательство уточняет, что к данной категории причисляются механические средства передвижения со следующими характеристиками:
  • двигатель внутреннего сгорания объемом до 50 кубов;
  • электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт
  • скорость движения не превышает 50 км/час.

Водители данной техники должны явиться в ГИБДД для прохождения обучающего курса и получения соответствующего документа. То есть, самостоятельная подготовка материала к сдаче экзаменов упразднена. При проверке сотрудниками Госавтоинспекции водитель обязан предъявить либо права на 50 кубовый скутер, либо временное разрешение на вождение данного ТС.

Закон дополнительно поясняет, что право на управление ТС данной категории "М" имеют водители, имеющие любую другую открытую категорию. То есть, при наличии прав на управление средством передвижения категории "В" или "А" управление мопедом разрешается.

Некоторые особенности

Если права на скутер требуются в обязательном порядке, то относительно регистрации механических транспортных средств передвижения в органах ОВД права не требуются. Также не требуется техпаспорт и прохождение технического осмотра.

То же относится и к правилам страховой ответственности. Получить полис ОСАГО можно в случае личной заинтересованности в этом процессе. Соответственно, полис ОСАГО проверке инспектором не подлежит, и штрафные санкции не накладываются. Взыскание штрафа за повреждение автомобиля мопедом возможно лишь в судебном порядке при обоюдном согласии сторон.

Штрафы и наказание

Штрафные санкции налагаются за:
  • отсутствие прав;
  • управление ТС подростком до 14 лет;
  • утерю/ удостоверения;
  • просроченные права.
Право получения водительского удостоверения принадлежит гражданам России, достигшим 16-летнего возраста. В отсутствии прав при езде на скутере налагаются штрафные санкции в сумме от 5 000 до 15 000 руб. В случае если за рулем оказался подросток, не достигший 14-летнего возраста, штрафные санкции предъявляются его родителям/опекунам.

Также инспектор вправе изъять мото средство у водителя без прав и отправить его на штраф стоянку, а это требует оплаты места за нахождение ТС на данной территории. Если водителю удастся дозвониться до родственников, и они успеют привезти права до приезда эвакуатора, в этом случае скутер не изымут.

Если водитель в оправдание отсутствия прав рассказывает историю о краже водительского удостоверения либо его утерю, это не является весомым аргументом в пользу невиновности. В случае утери/кражи водительского удостоверения владелец мото средства обязан сразу сообщить об этом факте в органы ОВД, написать установленное законом заявление.

После данной процедуры водителю выдается временное удостоверение, дающее право на управление обозначенным транспортным средством. В течение 60 суток выдаются права для постоянного пользования.

За просроченные права тоже налагается денежное взыскание. Наказания не избежать владельцу мото техники, доверившему управление своим ТС лицу, не имеющему водительских прав на скутер либо иное транспортное средство передвижения.

Более суровое наказание налагается за повторное правонарушение. Водитель, ранее лишенный прав на управление ТС и рискнувший вновь появиться на дорожном полотне без водительского удостоверения, будет оштрафован на сумму в пределах 30 000 руб. Альтернативой денежного взыскания являются исправительные работы (до 200 часов) либо арест на 15 суток.

Езда на скутере меньше 50 кубов без прав приравнивается к отсутствию водительского удостоверения и карается штрафными санкциями. Исключением вождения мото средства без наличия прав является учебная езда с инструктором.


Чтобы не получить штраф за езду на скутере, нужно соблюдать следующее:
  • производить движение либо по велосипедному треку, либо по правому краю дорожного полотна;
  • осуществлять движение по обочине дороги в случае отсутствия на ней пешеходов;
  • держать руль одной рукой, но лучше двумя;
  • включать фары в любое время суток во время передвижения;
  • перевозить багаж, не превышающий размеры мотосредства;
  • перевозить пассажиров только в случае предусмотренной конструкции ТС;
  • перевозить детей только в предусмотренном для этих целей месте;
  • осуществлять разворот только на дорожном полотне с одной полосой движения;
  • установить опознавательные знаки;
  • не передвигаться по автомагистралям;
  • пересекать дорожное полотно по пешеходным дорожкам запрещено.


На чем можно ездить без прав?

Итак, без прав в России можно ездить на:
  • сигвее;
  • моно колесе;
  • медицинской коляске;
  • велосипеде без навесного мотора;
  • квадроцикле по полям;
  • газонокосилке.
Без водительского удостоверения можно управлять и двухколесными средствами передвижения с достаточно сильным двигателем и внедорожными характеристиками. К ним относятся мопеды для мотокросса. Эти довольно мощные агрегаты причислены к спортивным снарядам и не требуют наличия прав на вождение. Однако выезжать на подобном мопеде на дорожное полотно общего пользования категорически запрещается.

Должны ли владельцы скутеров получать водительские права (видео)


Опыт развитых стран показал, что установка номерных знаков на скутер и получение прав на вождение дисциплинирует юных водителей и приучает к ответственности за движение по дорожному полотну. Штраф за нарушение ПДД и отсутствие при себе водительского удостоверения приучает к внимательности и осознанности при выезде на дороги общего пользования.

Прежде чем узнать, нужны ли права на мопед, надо разобраться в некоторых правилах дорожного движения (ПДД).

Глава 1.2 правил: мопед и скутер считаются механическими транспортными средствами малой мощности, с разрешенной скоростью движения до 50 км/час. На них устанавливаются двигатели бензиновые, объема не выше 50 см³ (кубов) или электромоторы мощностью 0,25 - 4 кВт. Эти маломощные, 2-х или 3-х колесные средства передвижения выделены в специальную категорию «М». Есть и водительское удостоверение категории «М». Без него на городские дороги сегодня выезжать запрещено.

Федеральным законом разрешено управление мототехникой водителям, у которых открыта категория В. Но только тем, у которых на водительской карточке нет отметка ML.

Она означает «водитель по медицинским показаниям лишен права управления транспортными средствами категории М».

Поступаем в автошколу

Научиться вождению можно в мотоклубах ДОСААФ или частной автошколе, имеющей лицензию. Примут на обучение подростков, которым исполнилось 16 лет, или тех, кому исполнится 16 к моменту окончания занятий.

Второе условие - курсант должен быть физически и психически здоров. Без медицинской справки в автошколу не примут. Для этого надо пройти медицинскую комиссию и получить разрешение на право управления транспортом категории «М».

Занятия продолжатся 2-3 месяца. Сначала изучаются теоретические дисциплины, в том числе правила оказания первой медицинской помощи. Затем курсант должен основательно изучить ПДД. Только потом начинаются практические занятия. Способы управления и маневрирования отрабатываться на территории автошколы. Она предоставляет для занятий собственную мототехнику.

Доставлять на занятия личный мопед или скутер не обязательно.

Потом разрешат выезд в город на участки дорог, где разрешен проезд маломощному транспорту в 50 кубов. Заключительный этап: экзамены по теории и практике вождения. Сданы успешно, выдается удостоверение об окончании автошколы и можно идти получать права.

Получаем права

Получить права на мопеды с двигателями в 50 кубов разрешено в любом отделении ГИБДД. Но лучше обратиться отделение, которому подведомственна автошкола, где проходило обучение. В ГИБДД надо предъявить документы:

  • медицинскую справку;
  • свидетельство об окончании автошколы.

Экзамены на права, как и в автошколе состоят из двух этапов. Сначала нужны ответы по билетам, потом проверяются навыки вождения. На экзамен по вождению разрешено доставить собственный мопед или скутер. Приехать на них в ГАИ могут только те, у которые имеют водительское удостоверение. Практические навыки управления мопедом или скутером проверяются на специальной площадке.

Претендент на права должен уметь:

  • правильно начать движение;
  • уметь экстренно затормозить;
  • выполнить несколько упражнений в габаритном коридоре.

Особое внимание обращают на умение управлять скутером во время левого поворота. Экзаменуемый должен перед поворотом поднять левую руку. При этом нельзя потерять равновесие и выехать за габаритный полукруг. После успешно сданных экзаменов выдадут водительское удостоверение с отметкой «М». Если не повезет, повторные экзамены разрешены через семь дней.

Регистрация в ГИБДД

По действующему законодательству маломощная мототехника не требует регистрации. Скутер, у которого рабочий объем мотора выше 50 и меньше 100 см³ принадлежат к классу среднеразмерных. Его необходимо поставить на учет в ГИБДД.

Некоторые владельцы мототехники, используют специальные технические приемы, чтобы усилить (форсировать) работу двигателя. Такие мопеды приобретают возможность двигаться со скоростью превышающей 50 км/час. Если сотрудник ДПС обнаружит такой «высокоскоростной транспорт», он его обязательно остановит и запретит дальний проезд. Тогда приходится решать, что лучше, поставить его на учет или уменьшить ресурс двигателя.

Если решено, что на учет надо поставить, тогда какие документы в 2016 году нужны и на кого зарегистрировать?

Регистрируется транспортная техника на собственника, которому исполнилось 18 лет. По правилам, перед регистрацией, на любую мототехнику, необходимо оформить страховое свидетельство. Кроме того, в ГИБДД надо предъявить технический паспорт. Только тогда разрешена постановка на учет и выдача номерных знаков. В общей сложности процедура постановки на учет потребует значительной суммы денег.

Штрафы

По правилам мопеды должны проезжать по крайнему правому ряду. Если полоса занята общественным транспортом, его разрешено объехать. Разрешен, в отличие от автомобилей, проезд по обочине и по велосипедным дорожкам. Запрещен проезд по тротуарам.

Маломощным скутером, с двигателем объема меньше 50 кубов чаще управляют несовершеннолетние подростки. Если они нарушают правила движения, их к административной ответственности не привлекают. Дело о правонарушении на дороге рассматривается в комиссии по делам несовершеннолетних. Выписанный инспектором ДПС штраф должны оплатить родители. За какие виды нарушений положен штраф, определено в КоАП:

  • езда без шлема;
  • проезд по полосе не предназначенной для движения;
  • проезд со скоростью выше 50 км/час;
  • права подростком не получены;
  • права забыты дома.

Минимальный размер штрафа пятьсот рублей, максимальный пять тысяч. Гораздо хуже, когда инспектор сочтет нужным проверить водителя на опьянение. Если оно превысит норму, тогда возможно придется заплатить тридцать тысяч. Кроме того, подростку не разрешат пользоваться скутером 2 года.

Что выбрать

На территорию России мопеды поступают из Европы и стран Азии. Выбор большой, но много моделей прошедших капитальный ремонт, восстановленных. Они стоят дешевле оригинальных. Цена некоторых не превышает двадцати тысяч. Некоторые модели выполнены в традиционном, классическом, стиле. Они в основном нужны для города.

Современные модели, все чаще приобретают экстерьер и возможности мотоцикла. Таков мопед Альфа. Предназначен для поездок вне города, крутые подъемы, плохая дорога ему не страшны. Цена демократичная - оптимальный выбор для современной молодежи.

С 2013 года требования к водителям мопедов и скутеров стали гораздо жестче. Для маломощных транспортных средств стали нужны документы, в частности, права. С тех пор законы, касающиеся этой сферы, несколько раз корректировались. В этой статье вы найдете ответ, на какие из мопедов требуется водительское удостоверение в 2017.

В 2013 г. мопед и легкие отнесли к категории М. С 2014 г. в автошколах ввели соответствующее обучение, а ГИБДД принялись выдавать удостоверение определенной марки. К мопедам относят такие транспортные средства:

  • с 2-3 колесами;
  • развивающие скорость до 50 км/ч;
  • оборудованные двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 куб. см или электродвигателем, который «выжимает» мощность от 0,25 до 4 кВт в режиме длительной нагрузки.

Если у вас именно такое транспортное средство, вы должны брать в дорогу водительское удостоверение и по требованию показывать его инспектору.

Внимание! К мопеду закон приравнивает фактически любое транспортное средство с аналогичными параметрами. Например, квадроцикл или даже велосипед, оборудованный мотором достаточной мощности.

Скутер или мопед мощность до 50 кубов: нюансы получения прав

До принятия изменений в закон 2013 г. управлять маломощным транспортом мог даже подросток. С ужесточением требований появилась необходимость получения водителями прав категории М. Впрочем, разрешается и любая другая. Главное условие – достижение 16-летнего возраста. Однако учет этих транспортных средств пока не так щепетилен:


Для вождения мопеда или скутера необходимо получить документы

  • регистрация – не обязательна;
  • оформление полиса автострахования – по желанию.

Совет. Несмотря на добровольное получение полиса ОСАГО, специалисты настойчиво рекомендуют застраховаться, поскольку уровень аварий с участием мопедов и скутеров в стране очень высокий. Полис может выручить в вопросах возмещения ущерба после аварии.

В законе прописана еще одна особенность ПДД для маломощного транспорта. Если вас лишили прав другой категории, вы не сможете получить «корочку» марки М. Например, чтобы вместо автомобиля ездить на мопеде. Документ станет доступным только после окончания срока лишения прав.

Водительское удостоверение не нужно получать владельцам мотокроссовых мопедов. Причем мощность такого транспорта нередко даже выше установленных типовых ограничений мопедов. Однако эти «железные кони» считаются спортивным снарядом. Правда, и по дорогам общего пользования на мопеде для мотокросса кататься запрещается. Это возможно только на специально оборудованных территориях или в поле.

Права для скутеров и мопедов от 50 кубов и выше

Для более мощных мопедов законодательством предусмотрены иные правила:

  1. Для управления легким транспортом с двигателем объемом 50-150 куб. см необходимо получать права категории А1. Их выдают при условии достижения водителем 16-летнего возраста. Также обязательным становится ношение шлема по время езды.
  2. Для транспортных средств от 150 кубов требуется категория А (как у мотоциклов). Возрастной ценз прав – 18 лет. Также предполагается:
  • регулярное прохождение техосмотра;
  • получение полиса ОСАГО;
  • наличие шлема.


За вождение без документов предусмотрен штраф

Штрафы и наказания

Если вы управляете мопедом, не имея водительского удостоверения в принципе, и вас остановил инспектор ДПС, то закон предполагает такое наказание:

  • штраф – от 5 до 15 тыс. р.;
  • отстранение от управления;
  • транспортировка мопеда на штрафстоянку.

Внимание! За содержание транспортного средства на штрафплощадке предусмотрена плата. Чем больше суток оно там проведет, тем больше денег придется выложить. Забрать мопед сможет только человек, который имеет соответствующие документы.

Просроченные права приравниваются к их полному отсутствию. Другой вариант – вы просто забыли права дома. В таком случае инспектор попросит доказать этот факт: привезти документы или попросить этой сделать родственников или друзей. Лучше выбрать второй способ, поскольку вредный сотрудник ДПС может не дождаться водителя и отправить мопед на штрафстоянку, добавив головной боли нарушителю.

Нередко водители говорят, что удостоверение пропало. В таком случае нужно помнить, что утеря должна быть документально засвидетельствована в ОВД. Там водителю выдают временный документ. Без такой бумаги утеря не станет аргументом.

Часто за руль легкого мопеда садятся подростки, не достигшие 16 лет. Разумеется, у них не может быть водительского удостоверения. Поэтому наказание для них – то же, что и для взрослых, которые катаются без документов. Единственное отличие: если за рулем ребенок младше 14 лет – штраф оплачивают его родители.

Права на скутер: видео