В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

«Ма́ленький принц» (фр. Le Petit Prince) - аллегорическая повесть, наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.

«Вот самый лучший его портрет…» - «Маленький принц», гл. II
Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, становятся частью универсального визуального лексикона, понятного каждому.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге.

  1. Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть.
  2. Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»
  3. И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь… Дома у меня был цветок, моя краса и радость, и он всегда заговаривал первым.
  4. Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут.
  5. - Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
  6. Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…
  7. Одни только дети знают, что ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут…
  8. У каждого человека свои звезды.
  9. Глаза слепы. Искать надо сердцем.

10. Вода бывает нужна и сердцу.

11. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

12. - Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал.

13. - И когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно… И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!» И они подумают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю.

14. Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира…

15. - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Повесть сказка

Уроки 96-102. А. де Сент1Экзюпери «Маленький принц».

1. Проверка домашнего задания проводится по вопросам и заданиям учебника к воспоминаниям К. Чуковского.

С целью обобщения изученного задаются вопросы:

Какой раздел мы с вами изучали? Что такое «познава1 тельная литература»?

Узнали ли вы что1то новое? Что именно?

Какое произведение из прочитанных в этом разделе вам больше всего запомнилось?

2. Подготовка к восприятию.

В учебнике имеются материалы о видо1жанровых особен1 ностях сказочных повестей и об авторе повести «Маленький принц». Дети знакомятся с ними. Учитель может дополнить их сведения о писателе.

(Справочный материал.

АНТУАН ДЕ СЕНТ1ЭКЗЮПЕРИ (1900-1944)

Антуан с детства знал предания о своем древнем рыцарс1 ком роде. Семейные документы утверждали, что род графов де Сент1Экзюпери берет свое начало от одного из рыцарей Святого Грааля...

Наслушавшись рассказов о подвигах предков, Антуан вмес1 те с братом и сестрами забирался на затянутый паутиной чер1 дак. Там дети из1под пыльного хлама вытаскивали то ботфорты времен короля Людовика XVI, то столетний камзол, то рыцарс1 кий плащ... Но детство кончается. Пришла пора учиться.

Потом был Париж, бесконечные визиты к влиятельным родственникам. Все это быстро надоело Антуану. К тому же светская жизнь была юному графу не по карману. Ведь рано умерший отец Антуана не сумел оставить жене и детям состо1 яния. Надо было выбирать профессию.

Всесторонне одаренный, Сент1Экзюпери хорошо рисо1 вал, играл на скрипке, был увлечен литературой. Но больше всего его притягивала профессия летчика. Оставив учебу в Па1 рижской академии искусств, Сент1Экзюпери добровольцем идет в полк истребительной авиации.

Было время юности авиации. Полеты тогда были очень опасны, но разве это могло остановить потомка рыцаря Свя1 того Грааля? Выдающийся летчик Сент1Экзюпери прокладывал воздушные маршруты, осваивал новые самолеты, изобретал авиационные приборы. Не раз он терпел катастрофы, порой получая серьезные травмы, был на волосок от гибели, но вновь возвращался к своей работе. Экзюпери было дорого чудес1 ное ощущение полета над бескрайними просторами, а посто1 янный риск рождал острое чувство мимолетности жизни и в то же время ее истинной ценности. Возможно, пролетая на сво1 ей «этажерке» над бескрайними песками пустыни Сахары, сре1 ди безмолвной пустоты, он вспоминал о покинутой им старе1 ющей матери, о своей Прекрасной Даме, которая так и не станет его женой...

Во время одного из таких полетов и возник у Антуана замы1 сел первой книги. Книги о летчике, о его несбывшейся надежде

и о том, как людям иногда бывает трудно понять друг друга...

После «Южного почтового» появились еще две книги - «Ноч1

ной полет» и «Планета людей». Их герои садились за штурвал са1 молета и оставались наедине с миром и своими мыслями... «Для меня летать и писать - одно и то же, - сказал как1то Сент1Экзю1 пери. - Главное - действовать, главное - найти себя...»

Когда началась Вторая мировая война, Сент1Экзюпери был в армии, но когда Францию захватили фашисты, ему пришлось уехать в США. Там, вдали от родных и друзей, Ан1 туан начал писать свою знаменитую философскую сказку «Маленький принц». Его Маленький принц убежден, что при1 звание человека - бескорыстная любовь и служение тем, кому ты нужен. Так, Малыш любит выращенный им цветок розы. Он научился приручать зверей, учится быть верным в дружбе, честно выполнять разумные обязанности, возло1 женные на человека жизнью. Сент1Экзюпери сочинил это произведение для тех, кто способен понять, что «самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце».

Но даже «Маленький принц» не спас своего автора от тоски. Сент1Экзюпери изнывал от бездействия и невозможности летать. Антуана не смущало, что ему уже 43, что он покалечен в авариях и даже не может самостоятельно натянуть на себя

тяжелый летный костюм...

Врачи и генералы были непреклонны, но Сент1Экс, как на1 зывали его друзья, оказался упрям. Он все же вступил в ряды французского Сопротивления и получил разрешение на не1 сколько разведывательных полетов. Из последнего, девято1 го, самолет Экзюпери не вернулся.

Он погиб за три недели до освобождения Франции от не1 мецкой оккупации. Самолет Сент1Экзюпери был сбит фашист1 ским истребителем и упал в море. Недавно обломки этого са1 молета были найдены и подняты со дна моря. Смерть капитана Сент1Экзюпери была такой же героической, как и его жизнь.)

3. Знакомство с текстом.

4. Обсуждение прочитанного.

Дети отвечают на вопросы к первой главе, расположенные

в учебнике.

5. Дома учащиеся продолжают дальнейшее знакомство с повестью.

Общие подходы к изучению повести А. де Сент1Экзюпери «Маленький принц».

Не повторяя того, что написано о работе с крупнообъем!

ными текстами в главе данного пособия «Общая характерис! тика процесса обучения чтению», добавим то, что имеет отно!

шение непосредственно к повести А. де Сент!Экзюпери. Учитывая, что данное произведение соткано из трепетной тка! ни образов, чувств и мыслей, не хочется навязывать учителю и детям определенный режим чтения. Пускай знакомство с этим

произведением будет ненавязчивым, без строгой регламен!

тации. Не следует загонять текст в рамки, стоит подчиниться ритму дыхания этой поэтичной прозы, следовать за автором.

нии заданий недопустима обязаловка. Учителю нужно

избежать опасности заболтать, заглушить щемящую мелодию голоса писателя. Нужно довериться автору, а не дробить его

произведение частными вопросами. Минимум разговоров,

максимум чтения, погружающего учащихся в трогательную ат! мосферу повести о Маленьком принце.

В дополнение к методическим материалам учебника хо1 чется обратить внимание учителя на возможность инсцени1 рования (прежде всего, чтения по ролям) при перечитывании глав VI, VII, VIII (первой половины), IX, XXI. В этой деятельности должны принимать участие только желающие. Если вдруг их не окажется, то проводить драматизацию фрагментов этого трогательного, трепетного произведения, требующего душев1 ного отклика, не нужно.

После чтения по ролям главы VI можно предложить детям представить себя на месте Маленького принца в тот момент, когда летчик спросил его: «Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?» Почему Малень1 кий принц не ответил? Что он чувствовал и как выглядел? (Он опечалился, вспомнив свою былую грусть и одиночество, опять почувствовал себя несчастным.) Далее учащиеся кол1 лективно рисуют словесную картинку, изображающую, как выглядел Маленький принц в названный момент его беседы

с летчиком. Затем учитель предлагает «оживить» эту картин1 ку, для чего каждому, сидя за партой, надо вчувствоваться, вжиться в роль Маленького принца, «примерить» на себя его романтическое, печальное состояние, передав его в виде «живой картинки». Попутно педагог поясняет, что нужно ста1 раться не изображать, а переживать то же, что и этот малыш. Определять лучшего исполнителя, разумеется, не нужно, так как попытка вжиться в образ Маленького принца - тонкая работа. В данном случае важнее, чтобы дети хотя бы немно1 го стали ближе к персонажу.

После чтения IX главы инсценируются и эпизод встречи (VIII гла1 ва), и сцена прощания (IX глава) Маленького принца и розы. Перед этим детям предлагается выполнить третье задание тетради:

В хорошо подготовленном классе учащиеся могут самосто1 ятельно выполнить это задание; если дети недостаточно обу1

чены, эта работа делается совместно с учителем. Это же каса1 ется и обозначения принадлежности слов розе и Маленькому принцу. Если в течение всего срока обучения чтение по ролям проводилось в соответствии с рекомендациями методичес1 кого аппарата учебников «Любимые страницы», с названными заданиями учащиеся справляются самостоятельно. Провер1 кой правильности выполнения становится качество их чтения по ролям.

В XXI главе - и философия, и лирика, и юмор, перетекаю1 щие друг в друга, - она, безусловно, представляет большой интерес и в воспитательном плане, и для чтения по ролям. Особенно важно, чтобы дети прочитали по ролям заключитель1 ную часть прощания Маленького принца и Лиса.

Завершает изучение повести «Маленький принц» выпол1 нение первого и второго заданий тетради.

Урок заключительный (дополнительный).

Последний урок проводится по материалам тетради, кото1 рые носят обобщающий характер. Многие из этих заданий на1 правлены на обучение детей работе с детскими книгами (в том числе с энциклопедиями) и периодической печатью. Учитель выбирает и компонует подлежащие изучению материалы тет1 ради по своему усмотрению, ориентируясь на особенности уча1 щихся своего класса. На данном уроке по читательским днев1 никам можно подвести итоги самостоятельного чтения детьми книг в течение учебного года.

«Маленький принц» появился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери сбежал из оккупированной нацистами Франции. Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.

По форме – состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету – сказка, рассказывающая о волшебных приключениях Прекрасного принца, покинувшего из-за несчастной любви родное королевство, по художественной организации – притча – проста в речевом исполнении (по «Маленькому принцу» очень легко учить французский язык) и сложна в плане философского содержания.

Главная идея сказки-притчи – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора. Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни – авиакатастрофе в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.

Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.

Художественный образ Лиса - аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным. В понимании животного друг – тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира (сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями) и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах – любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.

В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость – наиболее характерные черты взрослых людей. Общим для всех пороком Экзюпери выставляет деятельность/жизнь, лишённую смысла: король с первого астероида правит ничем и отдаёт только те приказы, которые могут выполнить его выдуманные подданные; честолюбец не ценит никого, кроме себя; пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их свете, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; старик-географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой географии. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.

Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее. Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля» , возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки» . Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко» .