У каждого свой путь к йоге. Некоторые впервые пробуют хатха-йогу на вкус в фитнес-центрах и студиях. Другие же пытаются постичь основы этой древней системы самосовершенствования дома – по книгам или с помощью видео из интернета.

Разумеется, новичок вряд ли сможет построить свои домашние занятия хатха-йогой таким образом, чтобы они соответствовали всем его потребностям. Более того, асаны и дыхательные упражнения приносят пользу организму только при корректном выполнении (верное положение позвоночника и правильное дыхание). В противном случае вы можете себя травмировать и, таким образом, замедлить свое продвижение или вовсе забросить занятия хатха-йогой.

Под чутким руководством.

Именно поэтому мы рекомендуем вам начинать тренировки под руководством опытного инструктора, который не только убережет вас от ошибок, но и сможет предложить подходящие именно вам вариации упражнений. Ведь изучая йогу по видео или книгам, вы очень ограничены в выборе асан.

Кроме того, групповые занятия чрезвычайно полезны. Вы сможете зарядиться энергией группы, а также примерно оценить свой уровень.

Зачем практиковать йогу дома?

И вот вы записались в йога-студию и 2-3 раза в неделю занимаетесь йогой в группе. Стоит ли дополнять групповые занятия с инструктором домашними тренировками?

Конечно, да! Дома вы не зависите от расписания, можете заниматься столько, сколько хотите. Трудные асаны можно держать чуть дольше или выполнять их в несколько подходов. Личная практика – это возможность глубже погрузиться в асаны, прочувствовать их эффект.

Как начать заниматься йогой дома?

Проще всего повторять дома то, чему вы научились в группе. Постарайтесь адаптировать упражнения для себя. При этом следует стремиться к тому, чтобы ваше тело было развито равномерно. Для этого необходимо постепенно развивать подвижность суставов во всех направлениях, а также не забывать и о силовых упражнениях.

Включайте в свой комплекс прогибы и наклоны, скрутки и вытяжения, позы на баланс и развитие силы, перевернутые асаны и дыхательные упражнения.

В домашних занятиях йогой очень важна регулярность. Начинайте с простого – даже несколько кругов сурьи намаскар помогут поддержать вашу привычку заниматься йогой регулярно. Повторяя комплекс приветствие солнцу, старайтесь двигаться мягко и плавно, перетекая из одной асаны в другую. Вытяжения и прогибы назад выполняйте на вдохе, а наклоны и скрутки – на выдохе.

Классический комплекс сурья намаскар можно постепенно дополнять асанами стоя, наклонами, прогибами, скрутками, балансами на руках и ногах и перевернутыми асанами. Конечно, для этого у вас должен быть опыт выполнения этих упражнений в зале, под руководством инструктора. В противном случае, как уже отмечалось ранее, вы можете себя травмировать.

Йога и тип вашей конституции.

Пожалуй, главный плюс домашних занятий в том, что вы можете самостоятельно составлять программу тренировки в зависимости от своих потребностей.

Для вата-конституции чрезвычайно важны статические позы. Они не только увеличивают плотность мышц, но также способствуют развитию концентрации внимания, самодисциплины и стабильности ума.

Что касается людей пита-конституции, то свою практику они могут видоизменять в зависимости от того, чего им не хватает в конкретный жизненный момент. Если вы чувствуете, что эмоционально перевозбуждены, выполняйте статику. Если вы ощущаете некоторую вялость – сосредоточьтесь на динамических упражнениях.

Йога для улучшения работы внутренних органов.

Ваша самостоятельная практика может быть бодрящей или успокаивающей, а может быть направлена на улучшение работы конкретных внутренних органов. Например, для стимуляции работы пищеварительной системы отлично подходят скрутки и наклоны, а также все упражнения, в которых активно включается в работу область живота.

Для того чтобы наладить функции сердечнососудистой и дыхательной систем, делайте все упражнения с глубоким дыханием. Если у вас проблемы с выработкой гормонов, уделяйте особое вниманием перевернутым позам.

Подводя итог можно сказать, что настоящая йога – это не спорт, скорее, это соревнование с самим собой. И в этом соревновании особенно на начальном этапе помогают и групповые занятия, и личная практика. Так что добро пожаловать в нашу студию!

Дополнительная информация по теме

Несмотря на массовую популярность йоги в современном мире, растущее как на дрожжах количество преподавателей йоги и мест, где йогой предлагают заниматься – надо признать простой факт.

Йога – не для средних умов. Извините.

Кто подумал, что тут неплохо бы упомянуть и «не средние тела» – неправы. Тела тут вообще ни при чем. Они могут быть молодыми и старыми, здоровыми и больными, гибкими и не очень, женскими или мужскими. Это вопрос третьестепенной важности.

Несмотря на множество данных о целительных свойствах йоги и различных статей, утверждающих это мнение (в том числе, моих), факт остается неизменным.

Лечение йогой, йогатерапия как практика – точно так же не для средних умов.

Йога хороша и позитивна в начале. Новое занятие, новые люди, новые аксессуары (коврики-чехлы и далее по прейскуранту). «Вылетание на крыльях» после занятия и вселенская любовь. Духовное самосовершенствование и переход на вегетарианство, что так круто обсудить с подругами.

Тянет новизна. Тянут приятные ощущения от изголодавшегося по вниманию к себе тела. Тянет преподаватель. Тянет энергетика группы. Тянут новые знакомства. Я хожу несколько раз в неделю на групповые занятия в любимом йога-центре и регулярно читаю журналы про йогу.

Занимаюсь ли я регулярно дома? Ммм… ну так, знаете ли. Иногда. От случая к случаю.

В переводе с русского на русский – иногда расстилаю коврик, ложусь на него… а потом обнаруживаю себя возле холодильника.

Проходит полгода-год. Ну, два.

И находится дюжина причин, по которым посещения йога-центра становятся более редкими. Про домашнюю практику можно уже и не спрашивать.

А просто после этого «медового месяца» должна начинаться «ослиная работа».

(«Вы ВСЕ делаете Триконасану НЕПРАВИЛЬНО!». Б.К.С.Айенгар)

Как и везде. Как и всегда. Сперва сильное притяжение, затем торжественное бракосочетание и поездка в романтические дали. А потом – семья. С йогой. В которой, как и в любой семье, нужно учиться, ежедневно, выстраивать корректные отношения с партнером.

Корректные отношения с йогой выстраиваются только дома. В интимной обстановке. А не на площадях, где «каждый будет мешать советом». Реальная практика йоги – не происходит в группе. А происходит там, где нет никого, кроме собственного тела, дыхания, живущего в нем, и внимания, вначале прыгающего туда-сюда. И точка.

Выстраивать отношения в семье – это совсем не то же самое, что встречаться в субботу и с цветами топать целоваться в кинотеатр. И заниматься йогой дома – совсем не то же самое, что идти в группу.

И вот это – йога. И вот она – не для средних умов.

Потому, что «крылья» и «духовный оргазм шавасаны» скоро заменят гораздо менее выраженные ощущения и эмоции. Часто – вообще не осязаемые. И в условиях уменьшения (и порою полного исчезновения) этой подпитки продолжать заниматься даже в зале – становится гораздо труднее. И, чтобы получить новую регулярную дозу эндорфинов, мы топаем куда-то еще. На танцы. На курсы скульпторов. Или просто – к новому сексуальному партнеру.

Мало, кто способен на верность. На сохранение отношений, невзирая на то, что их интенсивность «тускнет». Мало тех, кто даже просто в зал готов ходить регулярно по 5-7 и более лет. Зная (или хотя бы догадываясь), что сиюминутные изменения в теле и эмоцухе – далеко не самое главное в йоге.

А йога в залах – она там еще и не начиналась. В залах – нас просто учат, как готовить суп. Учат не для того, чтобы мы радовались тому факту, что теперь умеем варить суп. А для того, чтобы этот суп можно было варить дома, для близких и любимых. В залах нас учат тому, как заниматься йогой – дома. Т.е. в принципе учат тому, как заниматься йогой. И не для того нужны занятия в зале, чтобы вылетать из них «на крыльях любви» – и забывать про йогу на несколько дней. Или недель. А для того, чтобы они научили нас расстилать коврик дома. И начинать там заниматься. Йогой.

То же самое с йогатерапией. Большинство будут заниматься так, как надо (минимум – ежедневно, а лучше понемногу, но 2-3 раза в день), ровно до тех пор, пока не перестанет болеть. А потом – тю-тю. Пока снова не прижмет. И будет накладно снова тащиться к остеопату. Ибо скучно. Каждый день. Заниматься. Когда вокруг – столько раз-влечений.

Йога понемногу все больше уподобляется крутому мега-компьютеру Apple. Который активно используют, чтобы раскладывать пасьянс.

Это естественно и в этом дух времени. Невозможно повсеместно сохранить глубину, когда нужно размазаться на все 5 континентов и миллионы занимающихся.

Все это не значит, что «йога в залах» – это плохо. Это естественный этап, для большинства – неизбежный. Но если я, как практикующий, считаю, что сходить 2 раза в неделю в зал достаточно, чтобы по-настоящему врубиться в йогу – я обманываю себя. Если я преподаватель, и считаю, что занимаясь на коврике в зале как бы и свою практику йоги при этом выполняю – я обманываю и себя, и тех, кто ко мне приходит.

Давно уже услышал от Дениса Заенчковского примерно такие слова: «Если кто-то в большом городе, как Москва, может просто ежедневно выполнять асаны – это уже очень крутая практика, садхана». Звучит просто и даже немного плоско. Хотя в реальности – очень глубокие слова.

Подписываюсь под каждым из них.

Однако по-прежнему мне задают вопросы на эту тему, поэтому сейчас я хочу в большей степени коснуться теоретических аспектов построения домашних тренировок.

Необходимость обучения у учителя

Думаю, что все, кто читал какие-либо древние трактаты о йоге, заметили, как много в них говориться о необходимости присутствия Гуру при освоении асан и пранаям. Конечно, на начальном этапе практики руководство опытного в этой области человека необходимо.
Именно от Гуру (или инструктора в современном мире) неофиты получают информацию об асанах. Конечно, в наше время об этом можно узнать из книг и из Интернета, но при непосредственной передачи знания от учителя к ученику материал усваивается гораздо лучше.

Если возникают какие-то вопросы, то их всегда можно задать инструктору, и даже есть возможность получить на них ответ:) Если ученик, занимаясь в группе, делает грубые ошибки, то он, как правило, получает обратную связь от инструктора. Те, кто начинают заниматься по книгам и видео материалам обратной связи не имеют. Поэтому, конечно, первые шаги в Йоге надо делать в Йога Центре или в любом другом месте под руководством опытного в этом деле человека. Но занятия с инструктором и тем более в группе не стоит считать самым оптимальным видом регулярной практики хатха йоги

Важность домашней практики

Домашняя практика, на мой взгляд, важнее групповых занятий, ибо именно она дает возможность погрузиться в мир внутреннего пространства. Ведь именно взгляд во внутрь приводит нас к состоянию Йоги, единению нашего личного сознания с Сознанием Абсолюта. Опыт показывает, что только те, кто регулярно занимаются дома, стабильно развивают свое тело, увеличивают уровень личной силы, расширяют восприятие мира и сознание.

Плюсы групповых занятий

Групповые занятия, конечно, всегда полезно посещать. Если человек занимается только дома, то он начинает «вариться в собственном соку» и не получает новых ключей для личного развития. К тому же, общение и совместная практика в группе создает общее энергетическое поле, которое подпитывает всех занимающихся. Поэтому многие асаны в группе получаются лучше.
Но важно помнить, что если вы в группе какую-то асану делаете, а дома нет, то рано считать эту позу освоенной. Это значит, что вам не хватает личной силы. Вы делаете это за счет подпитки от инструктора и других занимающихся.

Причем, чем выше уровень практики ваших соседей по коврику, тем выше будет уровень энергии в зале. Поэтому часто можно встретить людей, которым нравится заниматься в группе сложного уровня, хотя больше половины из предложенных инструктором асан у них не получается. Но одной из целей хатха йоги является развитие личной внутренний силы, поэтому мы должны уметь делать асаны и без помощи общего с группой эгрегора.

Если вы позанимаетесь под руководством инструктора хотя бы пол года, то вы наверняка познакомитесь с большинством базовых асан начального уровня. Единственный вопрос может остаться открытым, как строить последовательность асан, с чего лучше начать свою тренировку и чем ее закончить.

Как начать заниматься дома?

После того, как ваши домашние занятия станут регулярными может возникнуть ряд других вопросов. Как часто надо заниматься? Надо ли делать перерывы в практике? Важна ли вариативность практики или лучше выбрать для себя одну последовательность и выполнять ее регулярно? На эти и другие вопросы я попробую ответить в этой небольшой статье.
Прежде всего, стоит разобраться с принципами построения последовательности. Конечно, у разных инструкторов могут быть разные принципы, поэтому я пишу здесь о своих:)

Примерная последовательность тренировки

По моему мнению, начинать занятие лучше всего с несложных для себя Пранаям, потому что они хорошо уводят внимание вовнутрь и настраивают на практику асан. Это может быть Капалабхати с задержками или без, Бхастрика или Нади Шодхана Пранаяма. Капалабхати и Бхастрика бодрят и подходят больше в утреннее время. Нади Шодхана успокаивает и отвлекает ум от проблем дня, поэтому она хороша вечером. Впрочем, начать практику вечером с Капалабхати ошибкой тоже не будет.

По утрам в начале практики имеет смысл уделить внимание Уддияна Бандхе и Наули. Но важно помнить, что во время менструации и при повышенной кислотности и язве желудка эти практику лучше не делать.

Сурья Намаскар – это определенный мистический акт, поэтому если мы его делаем регулярно и с нужной концентрацией, то мы подключаемся к «солнечному» эгрегору.

После идут позы стоя и балансы на руках. С одной стороны, эти асаны хорошо разогревают тело, а на разогретое тело асаны на развитие гибкости получаются лучше, с другой стороны, они довольно энерго-затратны, и в конце занятия на них может не хватить сил. Хочется отметить, что корректное выстраивание поз стоя закладывает прочных фундамент для выполнения всех других поз. Поэтому на начальном этапе практики особенно важно уделять как можно больше внимания этим позам.

Потом можно приступать к асанам в положении сидя или лежа. Это может быть вытяжение ног (вариации Уттхита Хаста Падангуштхасана), наклоны (Пашчимиоттонасана, Джану Ширшасана и т. п.), скрутки сидя (Ардха Матсиендрасана) или несложные прогибы (вариации Шалабхасаны, Сфинкс, Бхуджангасана, Дханурасана). В этом блоке могут быть асаны на укрепление пресса (Парипурна Навасана, Ардха Навасана). Балансы на руках здесь тоже возможны. Например, Аштавакрасану можно делать перед или после Джану Ширшасаны.

Можно в один день после поз стоя переходить к наклонам и скруткам в положении сидя, а в другой день немного изменить схему и после поз стоя выполнить прогибы в положении лежа на животе. После того, как вы сделаете несложные для себя асаны на все направления подвижности, можно приступить с освоению асан повышенной для вас сложности.

Это могут быть асаны на раскрытие тазобедренных суставов (Йога Дандасана, Эка Пада Ширшасана, Йога Нидрасана, Падмасана), на интенсивное вытяжение задней поверхности ног (Хануманасана, Самаконасана), на раскрытие плечевого пояса (Урдхва Дханурасана, Эка Пада Раджа Капотасана, Натараждасана). Конечно, у каждого человека своя градация сложности, поэтому это могут быть более простые или более сложные асаны относительно тех, которые я указала в скобках.

Заканчивать практику лучше всего перевернутыми положениям. Конечно, перевернутые позы не надо выполнять при высоком кровяном, внутри глазном и внутри черепном давлениях, во время менструации. Ширшасану и цикл Сарвангасаны не надо делать если есть проблемы в шейном отделе позвоночника.

Цикл Сарвангасаны противопоказан при повышенной функции щитовидной железы. Если перевернутые позы делать нельзя, то практику лучше всего заканчивать в положении сидя, лучше всего в Падмасане, Ардха Падмасане или в Сукахасане. Выполнить в этих позах успокаивающие пранаямы. Это может быть Нади Шодхана или Бхрамари Пранаяма. Бхрамари лучше делать перед сном, а не в дневное время.

Завершающих фазой практики должна быть Шавасана. Желательно, чтобы она занимала от 7 до 10 минут.

Влияние асан на чакральную систему

Принцип построения тренировки с низу вверх (от ног к голове) обоснован так же проработкой чакральной системы с низу вверх.

Муладхара – позы стоя
Свадхистана – наклоны от низа спины и асаны на раскрытие тазобедренных суставов
Манипура – асаны на пресс и простые прогибы на животе
Анахата – прогибы с максимальным раскрытием грудной клетки (Уштрасана, Удхва Дханурасана, Эка Пада Раджа Капотасана)
Вишудха – асаны воздействующие на область шеи (Матсиасана или стойка на подбородке (вариант Вричикасаны)
Аджна – Сарвангасана, Халасана
Сахасрара – Перевернутые асаны: стойка на голове, на руках, Пинча Маюрасана.

Не обязательно придерживаться этих правил жестко. Правила намечают только общую структуру. Личные особенности и обстоятельства жизни вносят свои поправки и исключения в практику каждого человека.

Как часто надо заниматься?

Прежде всего, имеет смысл определиться, как часто вы способны практиковать асаны хатха йоги. Некоторые могут заниматься два раза в день: утром и вечером. Как правило, у людей, заминающихся с такой интенсивностью, лучше всего развивается физическая форма. Но надо иметь в виду, что такой режим тренировок может не подходить не только в силу занятости другими видами деятельности, но и исходя из возможностей физического тела. Очень важно не перегружать тело. Если в ходе регулярной практики вместо прилива сил начинает накапливаться усталость, то телу надо дать отдых. Иначе, может возникнуть травма, и вам в любом случае придется “отдыхать” от практики асан.

Даже если вы физически очень выносливы и занимаетесь каждый день по два раза, телу надо давать иногда отдохнуть. Для женщин, на мой взгляд, лучший период для отдыха — менструации. За одно отпадает вопрос какие асаны в этот период делать, а какие нет:) Мужчины могут подобрать деть в зависимости от лунного цикла, например, не практиковать на полнолуние (или новолуние). Можно выбрать какой-нибудь день недели для отдыха.

Считается, что регулярные занятия три раза в неделю в группе дают возможность совершенствоваться в освоении асах хатха йоги. Реже трех раз в неделю занятия в лучшем случае бесполезны, в худшем – итогом двухчасовой интенсивной практики асан может стать неадекватная перегрузка тела. На мой взгляд, лучше заниматься по 20-30 минут каждый день дома, чем 1 раз в неделю по 2 часа в Йога Центре.

Часто возникает вопрос, когда лучше заниматься утром или вечером. Надо отметить, что по утрам у большинства людей тело более скованно, чем вечером. Соответственно, асаны на развитие гибкости лучше будут получаться по вечерам. Но если регулярно заниматься по утрам, то тело тоже будет развиваться. Причем, если те, кто занимаются по утрам, сделают свой обычной комплекс вечером, то они будут приятно удивлены собственной гибкости. А те, кто практикуют по вечерам, если позанимаются утром, наоборот, могут испытать чувство легкого разочарования. На мой взгляд, лучше не привязываться к какому-либо времени суток и практиковать в то время, в которое вам удобно.

Зависимость практика асан от индивидуальных наклонностей

Каждый человек уникален. На групповых занятиях, как правило, предлагают последовательности асан, в которых уделяется одинаковое внимание всем направлениям подвижности тела. При самостоятельной практике можно делать акцентированные тренировки, учитывая индивидуальные способности.

У кого-то лучше развит наклон, у другого легко получаются прогибы, третий без усилий выполняет балансы на руках. Часто возникает желание выполнять дома те позы, которые хорошо получаются. Если последовать за этим порывом, то мы начнем эксплуатировать свою лучшую строну. Прогресс будет ощутим, в след за ним начнет расти Эго и чувство собственной значимости. Йога же не ставит своей целью развитие эгоизма. Мы используем тело, как инструмент познания духа.

Если какие-то группы асан плохо получаются, то в домашних условиях надо больше внимания уделять именно им, но без фанатизма. Излишний энтузиазм в освоении поз, которые трудны для вашего тела в силу физического строения, может привести к неприятным травмам. Вначале практики надо разогреть тело, выполнить позы, которые у вас получаются хорошо, потом перейти к блоку сложных для вас поз. После этого блока имеет смысл сделать компенсацию для выравнивания тела с помощью асан, которые хорошо получаются. Таким образом, место асан, которые требуют повышенного внимания должно быть в середине вашего комплекса.

Не нужно делать слишком много асан на развитие вашего слабого места. Если регулярно выполнять только то, что у вас плохо получается, то возникает стабильное чувство фрустрации, которое не помогает развивать сознание. Надо постепенно осваивать трудные для вас позы. Лучше всего использовать образ воды, которая, капая в одно место, может деформировать камень. Для того чтобы осваивать асаны повышенной сложности, надо регулярно выполнять простые позы на это направление подвижности и пытаться осваивать более сложные позы, включая не больше одной-двух асан за тренировку.

Строение тела у всех разное. Более того, у всех разные пропорции тела. У кого-то длинные руки и ноги по сравнению с туловищем, у другого наоборот. При освоении простых базовых асан пропорции тела большого значения не имеют. Но на следующем этапе практики, когда осваиваются сложные комбинированные асаны, многое зависит уже и от этого фактора. Поэтому визуально асаны, выполненные разными людьми, могут выглядеть по-разному.

Нужно понимать основные принципы работы с телом и использовать их, исходя из индивидуальных особенностей. Самый простой пример – Прасарита Падаттонасана. Если у человека длинная спина и короткие ноги, то такой практик может легко опустить голову на пол в этом наклоне, не вытянув до конца позвоночник, не выпрямив спину. Человек с коротким туловищем при таком же расстоянии между стопами не опустит голову на пол даже с прямой спиной. Что важно в этой асане: вытянуть спину или опустить голову на пол? Конечно, вытянуть спину! Поэтому если у вас длинная спина, надо стопы ставить ближе друг к другу и не спешить опускать голову на пол.

Что делать если есть проблемы в теле?

Если у вас есть какие-то серьезные проблемы с позвоночником: протрузии или грыжи межпозвонковых дисков, то имеет смысл сделать снимок проблемной зоны и проконсультироваться с инструктором йоги, имеющим опыт йога терапии. Если у вас нет такой возможности, а практиковать асаны хочется, то можно на свой страх и риск выполнять разные асаны без советов специалистов.

В таком случае вы должны очень внимательно отслеживать ощущения, возникающие в теле во время выполнения асан. Лучше не выполнять позы, в которых возникает резкая боль. При протрузиях и грыжах надо внимательно относиться к выполнению асан, в которых сочетаются одновременно наклоны и скрутки позвоночника. Они могут быть вредны при таких проблемах. К подобным позам можно отнести Паривритта Джану Ширшасану.

Вытяжение позвоночника уменьшает компрессию позвоночника. Поэтому важно максимально вытягивать проблемное место. Так как у каждого отклонения от оптимального положения позвоночника свои, то и асаны надо подбирать в индивидуальном порядке. Лучше самого практикующего это не сделает никто. Осознанная практика – залог успеха.

Йога около стен

Занимаясь асанами в группе, не всегда можно использовать стены, бруски и ремни, так как часто выполнение последовательности предлагается в потоковом динамичном режиме. Дома можно больше внимание уделить выполнению асан с помощью стены. Стену можно использовать не только как страховку при выполнении перевернутых поз, но и как инструмент для выравнивания тела при выполнении асан стоя. Есть книга Марии Николаевой «Практика Хатха Йоги. Ученик перед стеной». В этой книге автор показывает, как можно самостоятельно корректировать выполнения асан, используя стену.

Конечно, минусом индивидуально практики является отсутствие взгляда со стороны. Но всегда есть возможность выполнять асаны перед зеркалом. Конечно, каждый раз не надо использовать этот метод, потому что в йоге важна погруженность во внутреннее пространство, а постоянная практика перед зеркалом приведет к потере этого. Но иногда (один или два раза в месяц) имеет смысл поставить перед собой зеркало и посмотреть, как вы выполняете позы. Еще лучше поучаствовать в фото сессии или сняться на видео. Тогда вы сможете увидеть, на сколько ровно ваше тело вытягивается во время выполнения асан.

В разные моменты жизни мы чувствуем себя по-разному. В один день мы полны сил, в другой чувствуем себя усталыми. Исходя из текущего состояния тела, можно по-разному строить последовательности асан и корректировать схему, предложенную вначале этой статьи. Если после трудного дня, полного физической нагрузки, вы сильно устали, лучше начать тренировку в положении, лежа на спине. Можно даже сначала сделать Шавасану. Потом перейти к вытяжению ног лежа на спине, после к наклонам сидя, прогибам, скрутками и балансам, исходя из возможностей тела.

Как практиковать йогу, если получена травма?

Если вы получили какую-нибудь травму, то не стоит выполнять асаны, которые вызывают какие-либо ощущения в поврежденной области. Другие асаны делать даже полезно. Фиксируя позу, которая не вызывает у вас затруднений, направляйте внимание и энергию к поврежденному участку, представляя, как в этой области усиливается процесс регенерации.

Во время простудных заболеваний на начальной стадии отказываться от тренировок не стоит. Практика асан может оказать положительное воздействие на иммунную систему, и заболевание не начнет прогрессировать. Но если вам не удастся победить простуду в самом ее начале, то в разгар болезни при повышении температуры практиковать асаны хатха йоги не стоит.
Если у вас легкие недомогания, то лучше заниматься не очень интенсивно и выполнять асаны, которые у вас хорошо получаются, чем вообще ничего не делать.

Что делать если мало свободного времени?

При отсутствии свободного времени для выполнения длинной последовательности, в которой прорабатываются все направления подвижности, вы можете в разные дни уделить внимания разным аспектам развития тела.

В один день можно выполнить комплекс, направленный в большей степени на раскрытие тазобедренных суставов, в другой день на развитие прогибов, в третий на освоение балансов на руках. Таким образом, за неделю можно уделить внимание всем направлениям подвижности тела.
Чем больше у вас знаний, тем лучше вы сможете оптимизировать свою практику. Конечно, можно заниматься каким-то одним направлением йоги и совершенствоваться в нем. Аштанга Виньяса Йога – яркий пример школы, в которой важно повторение одной и той же последовательности. Для людей определенного склада ума и темперамента такой подход оптимален.

Но есть люди, которые склонны к развитию в разных направлениях. Таким практикам можно посоветовать ознакомиться с разными направлениями йоги и строить свою практику, основываясь на лучших идеях различных школ. Тогда в один день вы можете практиковать асаны в динамическом режиме, в котором важен поток и переход одной асаны в другую. На следующий день можно уделить вниманию корректной отстройки отдельных асан в статическом режиме.
Оптимизация индивидуальной практики – творческий процесс, основанный на эмпирическом познании собственных возможностей. Исследуйте свои тело и ум, развивайте сознание, используйте опыт других практиков и развивайтесь в собственном потоке.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 11 человек(а).

Согласно Википедии, хатха-йога представляет собой систему йоги, систематизированную Сватмарамой, индийским мудрецом 15 века и составителем «Хатха Йога Прадипика». В этом трактате, Сватмарама представляет хатха-йогу, как способ физической очистки, которая готовит тело к более сложной медитации. Слово Хатха является соединением слов Ха и Тха означающих солнце и луну. Йог должен объединить солнечную (мужскую, активную) энергию с лунной (женской, восприимчивой), обеспечивая, таким образом, баланс и просветление в человеке.


Хатха-йога является сильной практикой, служащей для исцеления и очищения. Хатха-йога является тем, что большинство людей в западном мире ассоциируют со словом "йога". Она чаще всего практикуется для поддержания психического и физического здоровья. Наиболее полный текст хатха-йоги является «Хатха-йога Прадипика» Сватмарамы. Он включает в себя информацию про шаткарму (очистке), асаны (позы), пранаяму (тонкие энергии дыхания), чакры (центры энергии), кундалини (просветление энергии), бандхи (контроль энергии), крии (методы очистки), нади (энергетические каналы), и мудры (энергетические жесты).


Традиционно, Шиве приписывают пропагандирование хатха-йоги. Он сказал, что на одиноком острове он дал знания хатха-йоги богине Парвати, но рыба слышала всю беседу. Шива сжалился над рыбой (Матсья) и сделал его сиддхом (Буддой), который стал известен как Матсиендра. Матсиендра обучал Хатха-йоге для Горакши. Горакша стал учеником Сватмарамы.


Современные школы хатха-йоги вытекают из Кришнамачарья, который преподавал с 1924 года до своей смерти в 1989 году. Среди его видных учеников популяризации йоги на Западе были Паттабхи Джойс, известный активной Аштанга-йогой; B.K.S. Айенгар, который использовал опоры; Индра Дэви и сын T.K.V. Кришнамачарьи Десикачар, который разработал стиль Вини-йоги. Еще одним важным потоком влияния был Свами Шивананда из Ришикеш (1887-1963) и его ученики Свами Вишну-Девананда - основатель Международного Шивананда Йога Веданта Центров; Свами Сатьянанда - из Бихар школу йоги; и Свами Сатчидананда - Интегральной Йоги..

Шаги

    Посмотрите внутрь себя. Духовно, людей можно сравнить с луком. Напряженность и внутренние конфликты (внутренний стресс) необходимо растворять слой за слоем. Когда один слой отслаивается, следующий быстро появляется на поверхности и так до тех пор, пока не обнаружено внутреннее ядро. В этот момент найдена прочная внутренняя радость и йог или йогиня живет в свете.

    Внутренняя радость появляется в человеке, когда напряженность (самскара) в теле и душе распущена. Нам нужны упражнения для тела (йога, медитация) и души (отражения, позитивное мышление). Будда разработал очень простую, но гениальную практику. Она состоит из "сидеть, собираться и думать о практике." Это является центром успешной практики хатха-йоги. Вам нужны работа для тела (йога, ходьба), умственная работа (отражение, чтение, молитвы, мантра) и медитация (сидя или лежа). И все в равновесии, в нужный момент и с правильной техникой.

    Меняйте свой обычный режим. Когда человек меняет свои действия между телесной, умственной работой и медитацией, с внутренним конфликтом и напряженностью может быть покончено. Когда человек только размышляет, дух становится скучным и вялым. Регулярное движение оставляет дух ясным, сохраняет тело здоровым и дает человеку внутреннюю энергию. Если вы только двигаетесь или занимаетесь йогой асаны, ум беспокоен. Внутреннее счастье приходит от внутреннего мира. Если тело очень спокойно, вы сможете достичь более глубокой медитации.

    Медитация может осуществляться либо сидя, либо лежа. Некоторым людям лучше медитировать сидя, другим – в положении лежа. Тем, кому легче заснуть лежа, должны медитировать сидя. Тем, кто не может сидеть прямо в течение длительного времени, следует практиковать медитацию лежа.

    Стремитесь избавиться от внутреннего конфликта. Совмещайте периоды, когда вы сидите и отдыхаете, с движением и мыслительным процессом, чтобы избавиться от внутреннего конфликта. Йоги или йогини должны развивать свои мысли с любовью, мудростью и самодисциплиной. Он или она должны научиться мыслить в тишине до тех пор, пока мысли не успокоятся. Тогда он или она научаться думать только когда требуется мышление.

    Изучите пять направлений деятельности. Эта базовая модель урегулирования стресса может быть расширена на пути из пяти мероприятий. Пять деятельностей: лежать (или сидеть и размышлять), чтение, прогулки (или асаны йоги), делать добро для других (работа) и наслаждаться жизнью.

    Медитируйте. Есть два уровня медитации. Первый уровень состоит из очищения через визуализацию, мантры и дыхательные упражнения, чтобы активировать энергию Кундалини. Тогда вы остановите все мысли. Дух полностью отдыхает. Вы дайте мыслям и чувствам возможность приходить и уходить, как они понадобятся. Внезапно появляются покой и счастье.

    Читайте духовные книги. Чтение духовных книг помогает очистить дух, отпустить внутренний конфликт. Каждый может читать книги, чтобы получить духовное вдохновение. Есть тысячи доступных духовных книг.

    Упражнения. Другим направлением деятельности тех, кто ищет просветление, является движение, особенно кардиоупражнения, такие как ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание. Йога также является хорошей формой движения. Даже Далай-лама ездит на велотренажере каждый день в течение получаса. Свами Шивананда любит гулять. Есть соответствующие упражнения для всех. Йоги, живущие в пещерах, разработали, например, очень известный солнечный круг.

    Делайте добро. .. себе и другим. Четвертая деятельность заключается в Карма-йоге (делать добро). Карма-йога открывает сердце, дает внутреннюю силу и развивает сознание к всеохватывающей любви. Карма-йога может практиковаться до шести часов в день. Свами Шивананда рекомендует один час, в то время как Саи Баба – шесть. Йог Нильс находит три-четыре часа в день, что является для него оптимальным количеством. Карма-йога может практиковаться на трудящихся, но, конечно, деньги нужны, чтобы существовать в современном мире.

    Наслаждайтесь жизнью. Пятая работа состоит из наслаждения жизнью. Мы должны приносить радость в нашу жизнь. Это открывает сердца и приносит свет в душу. Все предрасположены к чему-то. Можно слушать музыку, поесть-то вкусное, почитать хорошую книгу, посмотреть фильм, найти время для своих любимых творческих увлечений и так далее. Это важно, хотя, обратите внимание на количество занятий, доставляющих вам удовольствие. Слишком много хороших вещей плохо, слишком мало делает жизнь печальной.

    Делитесь с остальными. Кроме того, следует избегать слишком много прямого контакта с другими людьми в ходе развития внутреннего счастья. Йог должен выяснить, сколько общения с другими людьми ему или ей необходимо. В определенный момент, физический отдых может направить энергию человека на самоизучение. Человек больше не может направить себя на внешнюю деятельность, и больше отдается внутреннему духовному очищению, растворяя внутренний конфликт и развивая внутреннее счастье.

  1. Оба учения верны. Физические упражнения и практика, а также простое существование являются важными на духовном пути. Каждый человек должен заглянуть в себя и выяснить самый важный для него или нее момент. Кто склонен к инерции, тому следует подчеркнуть интенсивную практику. Если внутри неспокойно, необходимо сначала расслабиться. Каждому человеку необходим особый способ приблизить тишину и упражнения для того, чтобы оптимально расти по духовному пути. Живите в свете и вам станет легко, мирно и спокойно. Не всегда, но часто.
  2. Насколько важно прожить жизнь счастливо. Кто живет в бытии, тот в мире с жизнью. Он живет очень спокойно. Такой образ жизни хорошо растворяет все внутреннее напряжение. С другой стороны, для йог очень важно последовательно практиковаться каждый день. Даже напряженная духовная практика является важным способом разрешить противоречие. Есть два различных школ йоги. Одно учение заключается в том, чтобы прожить на основе существования (Рамана Махарши, Лао-цзы, Будда), другие акцентируются на духовной практике (Свами Шивананда, Саи Баба Амма, Далай-лама). Кто же прав?
  3. Просвещение, внутреннее счастье и существование (бытие) тесно связаны. Те, кто входит в состояние глубокого бытия, движутся к просветлению. Те, кто отпустил все внешние привязанности, расслабился в своей душе настолько глубоко, что может найти просветление и внутреннюю радость. Можно посмотреть на существование как стадию, предшествующую просветлению. Йоги или йогини должны сначала прийти в бытие. Тогда просветление (внутреннее счастье) будет развиваться само по себе. Тем не менее, без практики ничего не будет.

Хатха йога — не что иное, как система упражнений, называемых асанами, которые оказывают благотворное влияние на весь организм человека. Раньше это была система упражнений, которая подготавливала тело к медитации. Все внимание сосредоточено на пользе для здоровья, поскольку первые позы хатха йоги для начинающих не только расслабляют мышцы, но и массируют внутренние органы, улучшая их функционирование.

Слово «йога» происходит от санскритского корня «yujir», что означает «подключиться», «слияние», «привязать», «объединиться». Йога упражнения - это объединение человека с универсальным искусством, что успокаивает ум. Во второй сутре первой главы Патанджали йога определяется как «ogah cittavritti nirodhah», что в переводе гласит: «йога есть остановка раздраженного ума».

Есть восемь основных частей (конечностей) йоги:

  1. Нияма;
  2. Асана;
  3. Пранаяма;
  4. Пратьяхара;
  5. Дхарана;
  6. Дхьяна;
  7. Самадхи.

Наиболее популярной является третья из этих аспектов или Асана. Асана держит тело в определенном положении, чтобы достичь стабильности, спокойствия душевного мира.

Йога - это искусство воссоздавать воедино хаотический и рассеянный ум к состоянию единства и обновления. Хатха йога для начинающих должна начаться так, чтобы выполнить свое предназначение: тело набрало силу и мастерство, а душа практика пришла к согласию сама с собой, к миру и неподдельной чистоте. Позы хатхи предназначены для очищения ума и тела, которое становятся более сильным и гибким, увеличивается прочность.

Йога представляет собой систему философии востока, ведет к гармонии тела и ума, помогает свести баланс психический с физическим, успокоить ум.

Восстановление спокойствие ума, освобождение его от стресса и тревоги является одним из основных целей практики хатхи йоги. Асаны наполняют оптимизмом, что позволяет преодолеть препятствия, встречающиеся на пути к совершенной жизни и счастью. Улучшаются функции систем: органов дыхания, кровообращения, пищеварения и регулирует гормональную систему.

Что значит «хатха»?

Слово «хатха» означает «определение». Это относится к набору асан и их последовательности. Выполняя асаны выравнивается тело, тонизируются мышцы, открываются энергетические каналы, которые благотворно влияют на благополучие и здоровье. Понятие «хатха» переводится как: «ха» - солнце и «тха» - луна.

Это указывает на баланс между мужским аспектом (активный, горячий) и женским (чувствительный, прохладный). Поэтому хатха-йога это путь, который ведет к общему балансу, как в теле, так и в душе. На физическом уровне, это означает, что баланс между прочностью и гибкостью, между усилием и стойкостью. Следствие - внутренняя трансформация духовного и физического уровня человека. Благодаря сосредоточению внимания на дыхании хатха-йога помогает задержать неустойчивость ума, уловить момент: в полной мере быть здесь и сейчас.

Польза

Хатха йога происходит из Индии, известна на протяжении нескольких тысяч лет как система дисциплины и физических упражнений для дыхания и ума. Она сосредоточена на тонких и нежных движениях, дыхании. Цель: добиться объединения тела и ума. Большинство упражнений и позиций, называются асаны, заключается в наклонах, поворотах и изгибах тела и действуют как внутренний массаж, регулируя действия всех системы организма.

Благодаря регулярным занятиям хатха йога:

  • укрепляет мышцы;
  • повышает жизнеспособность и гибкость;
  • позволяет избавиться от стресса;
  • формирует правильную осанку;
  • улучшает концентрацию и память;
  • стимулирует кровообращение;
  • выводит вредные вещества из организма.

Начать изучать асаны, правильно выполнять дыхательные упражнения и овладевать искусством контролируемой релаксации улучшит устойчивость к стрессу и очистит ум от нежелательных «токсичных» мыслей и эмоций. Асаны хатха йоги для спины приносят облегчение позвоночнику.

Качество и количество

Даже если вы будете практиковать один раз в неделю, почувствуете положительный эффект от физических асан. Если время позволяет на практике больше, чем один раз в неделю, выгода будет расти пропорционально. Лучше всего практиковать 2-3 раза в неделю. Эта частота является безопасной для тела, которое медленно адаптируются к положению упражнений. Со временем вы будет знать, какая частота является оптимальной для вас, то вы начнете практиковать все больше и больше, привлекая все больше и больше и больше преимуществ. Современному человеку, у которого конфликт между телом и эмоциями, хатха-йога поможет преодолеть ограничения, присущие в организме, что даст ощущение полноты и гармонии.

Хатха йога влияет на все духовные и энергетические тела человека

Асаны хатха-йоги сконцентрированы на дыхании и расслаблении. Иногда асаны могут сочетаться с медитацией, или пением гимнов.

Выделяют несколько стилей хатха-йоги:

  • более или менее динамичный;
  • с акцентом на телесность или духовность.

Определитесь, какой стиль йоги больше подходит для вашей личности и темперамента, а также свои ожидания и возможности и дерзайте.

Динамичная хатха-йога для начинающих будет сложной

Упражнения хатха-йоги для начинающих

Даже если вы не хотите выходить из дома, асаны легко найти в картинках и на видео. Асаны хатха йоги у себя дома имеют много преимуществ, которые по достоинству оценят новички - в первую очередь, это самый дешевый выбор, и вы можете попробовать, какой стиль упражнений вам подходит, прежде чем купить абонемент. Недостаток такой практики дома в том, что не будет учителя, который укажет и поможет исправить допущенные вами ошибки.

Тренировки хатха-йоги должны начинаться с простых позиций, в процессе совершенствования и подготовки тела, можно будет приступить к более сложным позам.

Поза ребенка

  1. Станьте на колени. Раздвиньте колени на ширину плеч или больше.
  2. Опустите ягодицы на икры ног и выпрямите позвоночник.
  3. Вместе с вдохом поднимаете руки вверх.
  4. На выдохе наклоняетесь так, чтобы лоб касался коврика, а торс лежал на бедрах.
  5. Руки прямые, вытянуты вперед.
  6. Задержитесь в положении 50-60 секунд.
  7. Вдохните и займите стартовую позицию.

Поза эффективно устраняет напряжение шеи, плеч и грудного отдела позвоночника. Кроме того, асана уменьшает менструальную боль. Важно, что она снимает усталость и головные боли.

Кошка наоборот

Упражнение расслабляет позвоночник и растягивает мышцы спины, укрепляет руки и подходит для подготовки к выполнению других асан.

В самые первые позы для начинающих постигать науку хатха йоги эта позиция должна входить обязательно.

  1. Встаньте на колени на коврик. Ноги и колени на ширине плеч.
  2. Наклонитесь и поставьте прямые руки на коврик, так, чтобы между туловищем, ногами и руками были прямые или слегка тупые углы.
  3. На выдохе опустите голову и вытяните позвоночник вверх, чтобы спина была слегка выпуклой.
  4. Растяните весь позвоночник, мышцы спины, плеч и шеи.
  5. Мягко и медленно перейдите на вторую позицию.

Кошка наоборот 2

  1. Вместе с вдохом прогибайте позвоночник в противоположном направлении. Спина вогнутая и напоминает седло.
  2. Поднимите голову вверх.
  3. Руки прямые, пальцы смотрят вперед.
  4. Выполните 10 глубоких вдохов при переходе из одной позиции асаны в другую, с каждым вдохом плечи вогнутые, с выдохом – округлые (выпуклые).

Поза рассчитана на растяжение позвоночника. Это одна из тех ленивых позиций йоги, где вы должны быть немного, как кошки, которые мягко просыпаются.

Собака с опущенной головой

Находясь в позиции кошки наоборот, отталкиваетесь ладонями от пола и поднимаете ягодицы к потолку.

  1. Выпрямляете руки и ноги. Они должны быть параллельно друг другу.
  2. Ступни ног надежно зафиксируйте на коврике и перенесите вес тела на ноги.
  3. Расслабьте мышцы головы и шеи, можете повернуть ее вправо-влево.
  4. В этом положении тело состоит из двух прямых линий: полностью прямые ноги и плечи.

Собака с опущенной головой укрепляет мышцы рук (трицепсы), всей спины и ног.

Позиция доски

  1. Встаньте на колени на пол.
  2. Поместите ладони рук на ширину плеч и перенесите на них часть веса тела.
  3. На вдохе поднимите колени верх и распределите вес тела между вашими руками и пальцами стоп. Упор на пальцы стоп и вытянутые руки.
  4. Ноги, плечи и шея должны быть на одной линии.
  5. Задержитесь в позиции прямого тела на несколько глубоких вдохов и выдохов.

Контролируйте высоту бедер, чтобы не были подняты слишком высоко, или не опустились низко.

Это положение укрепляет позвоночник, мышц живота и запястья, расслабляет и снимает напряжение между ключицами.

Второй этап

Как только вы освоите асаны хатха йоги для начинающих, приступите к выполнению следующих.

Tadasana (Тадасана) - гора

Растягивает позвоночник, освобождая его от осевой нагрузки. Расслабляет короткие мышцы позвоночника, укрепляет мышцы спины и живота, формирует правильную осанку.

Vrikszasana (Врикшасана) - дерево

Удлиняет позвоночник, укрепляет мышцы спины и задних конечностей, устраняет контрактуры тазобедренных суставов и крестца.

VrikszasanaII (Врикшасана) - герой

Укрепляет мышцы плеч, спины, нижних конечностей, тонизирует органы брюшной полости. Исправляет дефекты осанки, удлиняет позвоночник.

Рarśvottanasana (Парсвоттанасана) - башня

Укрепляет мышцы нижних конечностей, расширяет поясничный отдел позвоночника, расслабляет и удлиняет позвоночник, тонизирует органы брюшной полости. Показано для коррекции фигур сколиотичных, асимметричных и для исправления дефектов нижних конечностей.

Prasarita padottanasana (Прасарита-пдоттанасана) - палатка

Расширяет и освобождает позвоночник, растягивает мышцы спины в поясничной области, устраняет мышечные контрактуры седалищно-большеберцовой и паховой связки, укрепляет мышцы ног.

Хатху-йогу шаг за шагом может осуществить на практике каждый, независимо от возраста и уровня физической подготовки: дети, беременные женщины и начинающие.