1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Еще при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том "Мертвых душ" и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Рождение

Точная дата рождения писателя долгое время оставалась загадкой для его современников. Сначала говорилось, что Гоголь родился 19 марта 1809 года, затем 20 марта 1810 года. И только после его смерти из публикации метрики было установлено, что будущий писатель появился на свет 20 марта 1809 года, т.е. 1 апреля по новому стилю.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: "...Вот твоя жена". Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились, пишет hrono.info .

Таинственный Карло

Через некоторое время в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет.

От матери Николай Васильевич унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к богобоязненной религиозности и интерес к предчувствию. Отцу же его была присуща мнительность. Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и отправить в Нежинскую гимназию.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик".

Первая сожженная книга

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.

Гоголь публикует свое первое произведение - поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним.

Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. "Переписывая глупости господ-столоначальников", молодой канцелярист внимательно присматривался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель".

"Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания

После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.

Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.

Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.

Почему Гоголь не был женат?

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории.

В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга.

Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пишет gogol.lit-info.ru . С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.

В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность.

По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. "Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака", - сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими.

После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной.

"Вий" - "народное предание", придуманное Гоголем

Увлечение историей Украины вдохновило Гоголя на создание повести "Тарас Бульба", вошедшей в сборник 1835 года "Миргород". Экземпляр “Миргорода” он передал министру народного просвещения Уварову для поднесения императору Николаю I.

В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя - повесть "Вий". В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий".

Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" (из украинской мифологии) и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа.

Бегство

Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску".

Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ".

В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно…

Болезнь

В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни.

Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь "благословение", и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. "Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорил Гоголь. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия".

Лишь ненадолго болезнь отступила. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией.

Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать "страх смерти", которым когда-то мучился его отец.

Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том "Мертвых душ". Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет "Комсомольская правда" .

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил гораздо дольше, пишет Седмица.Ru , цитируя доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя.

Тайна черепа

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты. Когда останки Гоголя переносили на , обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

По версии профессора Литературного института, писателя В.Г.Лидина, присутствовавшего на вскрытии могилы, череп Гоголя был извлечен из могилы в 1909 году. В том году меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. "В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, - череп артиста Щепкина, другой - Гоголя, о третьем - ничего не известно", - писал Лидин в своих воспоминаниях "Перенесение праха Гоголя".

Слухи об украденной голове писателя позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе "Мастер и Маргарита". В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

13 октября 2014, 13:31

Казалось бы о Гоголе известно практически все. Но снова и снова всплывают новые и порой совершенно неожиданные факты. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. А уж сколько существует версий, опровергающих мифы о Гоголе! Но, думаю, эти версии появятся в комментариях, а я же представляю вам факты.

♦ Николаем Гоголя назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев, где проживали родители писателя.

♦ Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

♦ Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Наверняка, он бы был в восторге от такого издания своей книги:

♦ Гоголь в школе писал весьма посредственные сочинения, он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

♦ Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками.

♦ Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»Рецептик современного гоголя-моголя, кому интересно: желтки взбиваем с сахаром до белой пены. Продолжая взбивать, медленно вливаем виски, ром, молоко и немного сливок. В отдельной миске взбиваем в крутую пену яичные белки и добавляем смесь из желтков + еще немного сливок, сахарную пудру и взбиваем массу до загустения. Готово!

♦ Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

♦ Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

♦ Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. И поговаривают, что никогда ни с кем не встречался. Некоторые считают, что Гоголь умер девственником, эти утверждения появились, т.к. неизвестно о его связях с женщинами вообще. Правда, весной 1850 года Н.В.Гоголь делал предложение (первое и последнее) А.М.Виельгорской, но получил отказ. Есть так же версия о нетрадиционной ориентации Гоголя, даже целые статьи этому посвящают и догадайтесь кто)))

♦ Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хл:). Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.

♦ В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.

♦ Гоголь очень сильно был привязан к своей собачке Джози породы мопс, подаренной ему Пушкиным. Когда же она умерла (Гоголь неделями не кормил животное), на Николая Васильевича напала смертельная тоска и уныние.

♦ Источником сюжета для пьесы Гоголя «Ревизор» стал реальный случай в городе Устюжна Новгородской губернии, причём автору об этом случае поведал Пушкин. Именно Пушкин советовал Гоголю продолжать написание произведения, когда тот не раз хотел бросить это дело.

Кстати, на восхитительном памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде в группе «Писатели и художники» Пушкин стоит рядышком с Гоголем, изображение которого было помещено только под давлением общественности.
А рядышком и наш любимый Лермонтов, пригорюнился)))

♦ История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» и в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки министру народного просвещения Уварову, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.

♦ Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.

♦ Известно, что Николай Васильевич умер в возрасте 42 лет от постоянной депрессии и мрачных мыслей, но современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.

♦ Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, а также симптомам, предложенным современными патологоанатомами, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно, согласно современной диагностике, для малярийного энцефалита. С каждым годом приступы и обмороки с побочными проявлениями учащались. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: "Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого".

Памятник Гоголю в Риме в Римском «Саду Поэтов» (Зураб Церетели, 2002) Вот, что говорит Гоголь об Италии: «Вот моё мнение! Кто был в Италии, тот скажи "прости" другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным!»
Н.В. Гоголь с русскими художниками в Риме. 1845 г.

Ходило много слухов, впрочем, не лишенных оснований, и о его "религиозном помешательстве", хотя в общепринятом понимании он не был глубоко верующим человеком. И не был аскетом. Болезнь, а с ней и общее "головное расстройство", подтолкнули писателя к "непрограммируемым" религиозным размышлениям. А новое окружение, в котором он оказался, усиливало и поддерживало их (речь идет о том, что Гоголь попал под влияние секты "Мучеников Ада").

Правда, было одно семейное обстоятельство - под влиянием матери у Гоголя с детства укоренился в сознании страх перед адом и страшным судом, перед "загробной жизнью" (достаточно вспомнить мистику его повести "Вий"). Историографы и биографы Гоголя подтверждают, что его мать - Мария Ивановна из-за своей тяжелой судьбы была набожной женщиной, склонной к мистике. Она была родом из обедневших поместных дворян и рано осталась сиротой, вследствие чего вышла замуж (скорее всего, была выдана) в 14 лет за 27-летнего Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского. Из шести их сыновей выжил один Николай. Он был первенцем и единственным, оставшимся в живых хранителем семьи, и мать обожала своего Никошу, названного ею в честь святого Николая Диканьского. Исходя из сложившихся обстоятельств, как человек набожный, она старалась дать ему религиозное воспитание, хотя сам писатель не считал свою религиозность истинной. Сам Гоголь позднее писал о своем отношении к религии: "...Я крестился потому, что видел, что все крестятся".
Тем не менее, несмотря на признаки депрессии и умопомрачения, он нашел в себе силы, чтобы отправиться в феврале 1848 года в Иерусалим к Гробу Господню. Однако поездка не принесла душевного облегчения. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде. Даже любимой матери Гоголь пишет все реже и, в отличие от предыдущих лет, все более сухо. А приехав погостить в родной дом в 1848 году, он отнесся к сестрам, которых страшно любил, холодно и равнодушно, хотя раньше нежно их опекал и помогал советами и деньгами. Когда умерла его средняя сестра Мария, Гоголь вместо слов успокоения даже написал такие непривычные для матери строки: "Счастлив еще бывает тот, которому Бог пошлет какое-нибудь страшное несчастье и несчастием заставит пробудиться и оглянуться на себя".

♦ Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.

♦ Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает. Есть версия, что Гоголь впервые сжег рукопись нескольких глав второго тома "Мертвых душ" еще в 1845 году из-за своего душевного расстройства вследствие подхваченной в Риме малярии. А вот основную часть первых трех глав второго тома "Мертвых душ" он сжигает, поскольку продолжение этого произведения временами кажется ему не божественным откровением, а дьявольским наваждением. Страх перед адом, загробными мучениями и страшным судом ускорил его смерть, к которой он, собственно говоря, и готовился в последние недели жизни.

♦ Писатель в своём завещании за 7 лет до смерти предупреждал, чтобы тело его погребли только в случае явных признаков разложения. Это стало затем причиной многочисленных мистических предположений, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна. Поговаривают, что при перезахоронении, в 1931 году, в его гробу был обнаружен скелет с повёрнутым набок черепом. (Согласно другим данным череп вообще отсутствовал)

P.S. О Гоголе есть очень интересный док.фильм Леонида Парфенова, а так же множество подробных статей, посвященных какому-то одному аспекту его биографии или творчества.

Нечто подобное было и после фильмов по Достоевскому - забавно, но нам вернул Федора Михайловича кинематограф. Ныне же все обсуждают Николая Васильевича, спорный фильм о нем и, конечно, едва ли не самый «цепляющий» момент - роковую любовь Гоголя, Лизу Данишевскую, в исполнении Таисии Вилковой. И многие задаются вопросом - а что происходило в личной жизни писателя на самом деле? ... Женщины, особенно умные, часто становятся жертвами мужского интеллекта.

Светловолосый (именно так - Гоголя начали изображать брюнетом лишь потому, что ранние его портреты потемнели), трогательный и в меру скромный Николай Гоголь быстро заставлял всех забыть о своем длинном носе и неказистой фигуре - так умны были его речи и так тонок юмор. Кстати, при случае он мог и эпатировать публику, рассказав вполне лихой анекдотец! Не исключено, что ранимый Николай Васильевич комплексовал из-за внешности, но напрасно - она не мешала влюбляться в него. И дамы за ним ухаживали... Княжна Варвара Репнина, например, подметив страсть Гоголя к сладкому, сама готовила для него компоты. Да и Зинаида Волконская, хозяйка элитного интеллектуального салона Москвы, выказывала ему знаки внимания. Но в ответ была тишина... Отчего? По одной из версий, Николай Васильевич боялся любви. Истина отчасти раскрывается в его письме Александру Данилевскому: писатель сознавался, что натура его так чувственна, что «пламя любви в одно мгновение испепелило бы его». Бытуют также версии о скрытой гомосексуальности Гоголя, ничем не подтвержденные. Скорее, и к этой мысли склоняются многие его биографы, он просто не обладал «пылкостью натуры». Вот и на знаменитых «игривых» барельефах дома в Плотниковом переулке столицы Николай Васильевич изображен лишь как наблюдатель, но не участник романтических сцен. А может быть, проблема в другом. Он всю жизнь стремился к идеалу.

И в фильме «Гоголь. Начало» он жжет своего «Ганца Кюхельгартена», стесняясь его романтической направленности.

Но идеал его - женщина.

Еще в 1831 году в «Литературной газете» он пишет: «Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину».

Так что отсутствие пылкости все объясняет. Но это не значит, что он был лишен способности любить сердцем.

Мама и ангел

У Марии Ивановны и Василия Афанасьевича Гоголей-Яновских было 12 детей, из которых выжили лишь пятеро - четыре дочки (Анна, Мария, Елизавета и Ольга) и сын Никоша.

Глава семьи умер в 47 лет, и 16-летний Никоша остался единственным мужчиной в семье. И главной женщиной его жизни навсегда осталась мама. Мария Ивановна обожала сына, он был откровенен с ней. О своей первой любви он напишет именно в письме к матери, объясняя срочный отъезд в 1829 году за границу. Вот строки из письма: «Я видел ее… нет, не назову ее… она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал ее ангелом, но это выражение - некстати для нее. Это божество, облаченное слегка в человеческие страсти...» Кто была эта женщина? Не с нее ли списана и Данишевская? Впрочем, исследователи полагают, что писатель плел небылицы, пытаясь объяснить непонятный отъезд, и не более. И была ли эта «прекрасная дама» явью - так и осталось тайной.

Александра

Фрейлина императрицы, муза Пушкина, Лермонтова, Жуковского и Вяземского, Александра Смирнова-Россет познакомилась с Гоголем в 1831 году. Писатель восхищался ею, доверял свои тайны, у нее в имении под Калугой писал второй том «Мертвых душ», ей дал прочесть и новую, девятую, главу оттуда. Есть предположение, что потрясшая Александру Осиповну глава, где Гоголь описывал любовь Платонова к Уленьке, была посвящена ей. Отчего нет? Александра была замужем, Гоголь - робок, их отношения остались платоническими. Но Аксаков был уверен, что Гоголь любил Александру, не отдавая себе в этом отчета.

Анна

С семьей известного музыканта Михаила Виельгорского писатель сблизился в Италии. Понравилась ему и Анечка Виельгорская. Гоголь ощущал себя ее наставником, а затем понял, что лучше невесты ему не сыскать. Он планировал перевоспитать Анечку, отучить ее от пустых разговоров, щебетания на французском, мечтал поселить ее в деревне. Собравшись с духом и все распланировав, он сделал ей предложение, но получил отказ: писатель явно проигрывал статусно князю Шаховскому, за которого потом Анечка и вышла замуж. Отказ потряс писателя. Тут дело было не столько в любви, сколько в уязвленном самолюбии. Он был потерян, растерзан, унижен, бесконечно жаловался другу Аксакову и ездил в Троице-Сергиеву лавру. Депрессия усиливалась, поскольку работа над «Мертвыми душами» шла крайне туго. Больше попыток устроить семейную жизнь Гоголь не делал.

Машенька

Двоюродная сестра Гоголя Мария Синельникова была той, что глубоко и искренне любила его. После развода и переезда в имение Власовка она принимала там Николая Васильевича и, по свидетельству очевидцев, признавалась ему в любви. После отъезда Гоголя она превратила его комнату в мемориал. Спустя годы Мария отказалась отдать их с Гоголем переписку другу писателя, профессору Шевыреву: «Они относятся лишь ко мне, и потому я не могу переписать их вам».

Судя по всему, перед смертью Мария Николаевна уничтожила письма, не позволив никому прикоснуться к их тайне и любви. Она до самой смерти не снимала траурного золотого кольца, внутри которого было выгравировано: «Сконч. Н. Гоголь. 1852 фев. 21».

После смерти писателя возле его гроба всю ночь простояла безутешная дама в вуали. Это была графиня Евдокия Растопчина. Не была ли она тем самым «ангелом»? Не узнать... Но всю меру любви к себе многочисленных поклонниц и поклонников Николай Гоголь ощутить не смог. Эта любовь нашла его после смерти...

Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения гениального писателя

Николай Васильевич Гоголь никогда не имел ни собственного дома, ни квартиры. Жил то у друзей, то у родственников. Даже умер в московском особняке графа Алексея Толстого, приходившегося ему дальней родней. После смерти великого писателя остались только шинель, шуба и туфли. Но мало кто знает, что умирающий Николай Васильевич написал завещание в пользу бедных студентов Петербургского университета и оставил им, как всегда, 2000 рублей в конверте. В кармане самого гения лежали 193 рубля 47 копеек. «Доброта Гоголя была беспримерной!» — признавал в своих записках знаменитый гравер Федор Иордан. Гоголь тайно помогал деньгами нуждающимся молодым писателям, художникам, музыкантам. «Эта тайна не должна быть раскрыта ни при жизни моей, ни после смерти», — писал он своим друзьям в 1844 году. Единственный раз, за четыре месяца до смерти, осенью 1851 года в Москве Гоголь назвал имя человека, которому он помог. «Я знаю и люблю Шевченко как даровитого художника; мне удалось и самому кое-чем помочь в первом устройстве его судьбы», — сказал он близкому другу Осипу Водянскому.

Тайной была и личная жизнь гениального писателя. Говорят, он боялся любви.

— Из двенадцати детей Марии Ивановны и Василия Афанасьевича Гоголей-Яновских выжило только пятеро. И никому из них не передалась редкая красота матери, — рассказывает полтавский прозаик, исследовательница жизни и творчества Николая Гоголя Рената Смирнова . — Но в семье гораздо больше переживали по поводу слабого здоровья наследников, которое доставалось им от отца. Особенно убивался из-за этого Василий Афанасьевич, писала Мария Ивановна в своих «Записках». Однажды, не выдержав смерти пятилетней дочери Татьяны, Василий Афанасьевич ушел в степь, бросился на мокрую после дождя землю и пролежал без памяти всю ночь. Его нашли только под утро. После этого он заболел крупозным воспалением легких, которое тогда не лечили, и умер в 47 лет. Его единственному оставшемуся в живых сыну Никоше (Николаю) было тогда 16 лет. Он учился в Нежинском лицее.

Рано ушел в мир иной и сам писатель — в 43 года. О его смерти ходили разные толки. На самом деле Гоголь умер в знак протеста. Он понял, что своим словом не в состоянии изменить жизнь крепостных крестьян, и бросил вызов обществу — сознательно пошел на смерть, отказавшись от пищи. Это был писательский подвиг. «Страшно будет тому, кто расшифрует эту смерть», — скажет позже Тургенев, потрясенный гибелью гения.

— Известно, что Гоголь не блистал красотой, натуру имел замкнутую, в его поступках не всегда усматривалась логика. Постоянно находиться рядом с таким человеком, наверное, было тяжело?

— Когда он появлялся в высшем обществе, многие переставали замечать его невысокий рост и длинный нос. Всех завораживала гениальность писателя. «Я никак не утверждаю, чтобы он был хорош, но в нем есть одно такое свойство, которое я не находила в других людях: это желание искреннее и сильное быть лучшим, чем он теперь есть. Он один из всех тех людей, которых я знаю, примет всякое замечание, совет, упрек от кого бы то ни было и как щекотливы бы они ни были, и умеет быть за это благодарным», — так отзывалась о своем близком душевном друге фрейлина императрицы Александра Смирнова-Россет, которую называли музой Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Вяземского, Гоголя.

— Почему именно Николаю Васильевичу так симпатизировала фрейлина?

— Потому что знала о его искренней и преданной любви к ней. Их познакомил Жуковский в 1831 году, когда фрейлине было 22 года. Только ей, этой блистательной, умной женщине, Гоголь открывал свою душу. «Это перл всех русских женщин, коих мне случалось знать», — восторгался Александрой Смирновой-Россет Николай Васильевич. С ней единственной делился своими планами, рассказывал, над чем работает, ей одной из первых читал свои произведения. Кстати, второй том «Мертвых душ» писал в ее имении под Калугой. В январе 1852 года Гоголь только Смирновой-Россет, как следует из ее записей, предложил прочесть новую, девятую, главу из второго тома «Мертвых душ», взяв с нее слово никому не рассказывать ни содержание, ни сюжет. Александра Осиповна была потрясена. Гоголь описывал любовь Платонова к Уленьке Бетрищевой, генеральской дочке. Он очень ярко, с необычайной душевностью нарисовал героиню. А ведь, по мнению критиков, женские образы Гоголю не удавались. Кстати, девятая глава до сих пор не найдена.

*С одной из красивейших и умнейших женщин России, «хохлачкой» Александрой Смирновой-Россет Николая Васильевича на протяжении долгих лет связывали искренние, доверительные отношения

Таким образом гений поведал о своей любви к Александре Осиповне, с которой к тому времени был знаком свыше двух десятков лет! Все эти годы он испытывал к ней самые трепетные чувства. Гоголя и Смирнову-Россет часто можно было встретить вместе в Санкт-Петербурге, Москве, Париже, в Германии и Италии. Гоголь физически не мог долго жить без «ласточки Розетти», как он ласково называл Александру Осиповну. Когда они находились в разлуке, писали друг другу письма. Сохранилось 65 посланий, отправленных Гоголем Смирновой-Россет, и столько же ответных писем к Николаю Васильевичу. Работая над вторым томом «Мертвых душ», писатель просил Александру Осиповну подробно описывать ему всех главных чиновников Калуги, где губернатором был ее супруг: их обязанности, какую пользу или зло они приносят людям. Переписка этих двоих — это разговор родственных натур, которым было очень больно видеть несовершенство окружающего мира и ощущать, что изменить что-либо они не в состоянии.

Александра Осиповна родилась в Одессе в семье офицера с французскими корнями, а воспитывалась у бабушки по маминой линии в бедной деревушке под Николаевом. Фрейлина, получившая образование в Екатерининском институте в Петербурге и волей судьбы оказавшаяся в царских палатах, своей родиной считала Украину, а себя называла «хохлачкой», хотя в ее жилах текла кровь многих национальностей. Гоголя тоже называла «хохлаком». В своих разговорах они часто вспоминали Украину. Александра Смирнова любила петь для своего друга «Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці».

— Как муж Александры Осиповны смотрел на эти отношения?

— Александра была бесприданницей и вышла замуж не по любви. Ей нужно было помогать трем младшим братьям. Ее супруг, Николай Михайлович Смирнов, служил дипломатом в министерстве иностранных дел, а позже занимал должность губернатора Калужской губернии. Думаю, муж на многие вещи закрывал глаза.

Любовь Гоголя к светской красавице, и об этом знало все окружение, была безответной. Их платонические отношения многие не могли понять. Александра так характеризовала эту взаимную привязанность: «Светлая, исключительная, столь редко встречающаяся дружба между мужчиной и женщиной». Но это чувство питало и живило творчество Николая Васильевича, давало ему стимул к жизни.

— Так боялся ли Гоголь любви?

— Он сам сознавался в письме своему ближайшему другу Александру Данилевскому в 1832 году, что его натура так чувственна, что пламя любви в одно мгновение испепелило бы его.

А единственной женщиной, признавшейся самому Гоголю в любви, была его двоюродная сестра Мария Синельникова — дочь сестры матери писателя. Она была образована и умна, рано вышла замуж, став богатой самостоятельной женщиной. Часто появлялась на балах и приемах, имела собственный дом в Екатеринославле и свой выезд. Семейная жизнь Марии, однако, длилась недолго. С мужем она вскоре рассталась и переехала в имение Власовка под Харьковом. Здесь в мае 1851 года, менее чем за год до своей смерти, писатель вместе с мамой и младшей сестрой Ольгой навестил свою родственницу. Всего восемь дней он пробыл у нее, и каждое утро, вспоминала Ольга Гоголь-Головня, Николай Васильевич в приподнятом настроении выходил с кузиной в сад. Она что-то ему шептала, а он краснел и смущался. «О чем вы говорите?» — однажды простодушно полюбопытствовала у брата Ольга. Тот смутился, покраснел и ответил: «Хорошо, что ты ничего не слышала!» Сомнений нет: Мария просто признавалась кузену в любви.

*Кузина писателя Мария Синельникова — единственная женщина, которая призналась ему в любви

После отъезда Гоголя из Власовки Мария закрыла комнату, в которой он жил, и никого в нее не пускала, пытаясь сохранить в ней все так, как было при нем. Заходила туда, только чтобы вытереть пыль, поставить свежие цветы и вспомнить прошлое.

"…Я полюбила его, встретивши в нем настоящее братское сочувствие, и привязалась к нему всею силою души моей, — писала Мария Синельникова другу Гоголя профессору Московского университета Степану Шевыреву после того, как в 1850 году все лето гостила в родном имении Гоголя Васильевке на Полтавщине. — Как много надеялась я иметь напутственных советов на разные случаи жизни. Я… увлеклась его любовью к родным и заботой о них. Живя у них, я часто, было, вижу, как он сам заходил в крестьянские хаты, чтобы узнать, не терпит ли кто нужды, и часто присылал из Москвы денег для помощи бедным. Я удивлялась его необычной деятельности: как среди своих литературных занятий он еще находил время проверять прибыль и трату в имении (он еще в юности отрекся от своей доли, уступив ее матери и сестрам); везде было видно его работу; сколько он посадил деревьев… Когда не имел серьезного занятия, то в свободные минуты рисовал узоры для ковра. Везде и во всем он был неутомимым тружеником".

— Сохранилась ли переписка между писателем и его кузиной?

— Судьба эпистолярного наследия интересовала многих исследователей жизни и творчества Николая Васильевича. Тот же профессор Шевырев просил Марию Синельникову передать ему письма, адресованные ей гениальным писателем, на что она ответила отказом: «Его писем у меня немного; они относятся лишь ко мне одной, и потому я не могу переписать их вам». Известно только, что в письмах Гоголь называл кузину «Мариам», «Мария Николаевна», «Мой милый друг Marie».

Внучка двоюродного брата Марии Синельниковой Наталья Сошальская вспоминала, что в детстве видела у своей бабушки пачку пожелтевших писем. Это были письма Гоголя, адресованные Марии Николаевне. Однако бабушка никому не давала их читать, полагая, что нельзя нарушать покой умерших. Перед своей смертью эту переписку она, скорее всего, уничтожила. А о Марии бабушка отзывалась очень уважительно, говорила, что та всегда была приветливой, внимательной и безгранично доброй.

Кстати, кузина Гоголя до самой кончины (в 1892 году) не снимала с пальца траурное золотое кольцо, которое она заказала сразу после смерти своего любимого. Это было полое кольцо, открывавшееся бриллиантом. На его внутренней стороне выгравировано «Сконч. Н. Гоголь. 1852 фев. 21». В нем Мария хранила прядь русых волос Николая Васильевича. Раньше так было принято — любящие друг друга люди носили прядь волос в медальоне или в кольце.

— А разве писатель был русым?

— Да. Темноволосым его стали изображать позже. Потому что портреты молодого Гоголя со временем потемнели. Писатель, кстати, всю жизнь протестовал против того, чтобы рисовали и продавали его портреты, поэтому их мало сохранилось. Первый портрет 25-летнего писателя создал художник Алексей Венецианов.

*На уникальном гравировальном портрете работы Алексея Венецианова 25-летний Николай Гоголь выглядит интересным молодым человеком

— Рената Арсентьевна, я знаю, что вы встречались с родственниками нашего гениального земляка. Это они передали вам для музея кольцо кузины Гоголя?

— В 1983 году мне посчастливилось отыскать в Ленинграде наследников Марии Синельниковой. Сто сорок лет эти люди бережно хранили мебель из красного дерева, старинную фарфоровую и хрустальную посуду, украинский костюм, ковры, золоченые канделябры, зеркала, вышивку бисером, поделки из слоновой кости из имения Власовка. Они, а также потомки Гоголя по линии его сестер Елизаветы Васильевны и Ольги Васильевны — Данилевские-Цивинские, Савельевы, Галины — передали через меня музею свыше двухсот реликвий: портреты, книги, вещи, мебель, золотые украшения. Все это экспонируется в музее-заповеднике Николая Васильевича Гоголя, открытом тридцать лет назад на месте бывшей усадьбы его родителей в селе Гоголево (ранее Васильевка) Шишакского района.

Траурное золотое кольцо Марии Синельниковой сейчас экспонируется в Полтавском областном краеведческом музее. Наследница Синельниковой, Ольга Николаевна Сошальская, с которой я встречалась, рассказала такую историю. Ее мама носила заветное кольцо на груди. Когда в блокадном Ленинграде начиналась бомбежка, она никогда не пряталась в подвале. А ложилась в квартире на пол, накрывая своим телом эту реликвию, и говорила: «Пусть меня убьют, но кольцо надо сохранить для потомков и со временем отдать его в заповедник Гоголя!» Она свято верила, что такой заповедник обязательно появится. И беда обходила их стороной.

А правнучка сестры писателя Ольги Васильевны Гоголь-Головни Елена Александровна Цивинская, жившая в Киеве, вспоминала, что их семью в сентябре 1941 года фашисты должны были вывезти на работу в Германию. Готовясь в дорогу, она спрятала на груди золотые часы и золотые сережки с аметистом, которые Николай Васильевич привез сестре из Рима в 1840 году, брошку с жемчугом «Мария» — подарок Гоголя матери. Все эти драгоценности женщина прикрыла своей единственной годовалой дочерью. При погрузке в поезд присутствовал их сосед-врач. «Этот ребенок болен тифом, всю его семью срочно надо изолировать», — сказал он полковнику немецкой армии, занимавшемуся отправкой остарбайтеров. И их повели под конвоем в барак для тифозных больных, но, к счастью, не в главный корпус, где можно было бы действительно подхватить болезнь, а в пристройку к нему. Таким образом, потомки великого Гоголя были спасены.

Не знаю, как это назвать — простым совпадением или мистикой, которой пронизаны многие произведения писателя…