1. Самое интересное место в поэме — это главы, посвященные пяти помещикам.
2. Образ Манилова.
3. Образ Коробочки.
4. Образ Собакевича.
5. Образ Ноздрева!
6. Образ Плюшкина.
7. Роль образов помещиков в романе.

Самое интересное место в поэме И. В. Гоголя «Мертвые души» — это главы, посвященные пяти помещикам: Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину. Нетрудно заметить, что главы располагаются в особой последовательности: от наименьшей к наибольшей степени деградации персонажей.

Фамилия помещика Манилова образована от глагола «манить». Главными чертами этого персонажа являются мечтательность, сентиментальность и лень. Гоголь характеризует своего героя следующим образом: «...человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Дом Манилова расположен на юру, который обдувается всеми ветрами, что говорит о его легкомысленности и неумении мыслить реально. Помещик очень любит придаваться своим мечтам в беседке, на которой красуется надпись: «Храм уединенного размышления». Это единственное укромное место для Манилова, где он спокойно может пофантазировать о каких-то совершенно нереальных проектах. Но, как ему кажется, вырыть подземный ход от дома или возвести каменный мост через пруд — это вполне нормальные задумки. Ведение хозяйства — это не по части Манилова. В его поместье все идет наперекосяк, а герою даже нет до этого дела.

Гоголь говорит, что гостеприимство и миловидность Манилова слишком приторны: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую... ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше!..». Это проявляется не только в манерах помещика, но и в его отношениях с женой. Они все время сюсюкают друг с другом, и это очень веселит автора.

Образ этого героя стал для литературы одним из ключевых. От него произошло название такого явления, как «маниловщина», что означает неестественность человека.

Другой не менее яркий персонаж повести — помещица Коробочка. Ее фамилия выбрана Гоголем неслучайно. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами. Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она видит смысл жизни. Ее окружение Гоголь наделяет «звериными» фамилиями: Бобров и Свиньин, что лишний раз подчеркивает, что героиня увлечена только своим поместьем. Автор выделяет среди прочих «достоинств» своего персонажа дубиноголовость. Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопйться продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед. Коробочка соглашается на предложение Чичикова только после того, как он упоминает черта.

Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть. Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Собакевич — один из самых «мертвых душ» поэмы. Для него нет ничего духовного. Ценными для этого героя являются только деньги и вещи. Его интересуют только «земные» дела.

Наиболее ярким персонажем, на мой взгляд, является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади. Как и любой повеса, он обожает женщин. Но самой главной чертой ноздревского характера является огромное желание «нагадить ближнему». Ни один раз он совершал подлые поступки. Например, рассказывал выдуманные истории, срывал свадьбу, расстраивал торговую сделку и т. д. Но самое выдающееся в его характере то, что после всех своих проделок он без зазрения совести продолжал считать себя товарищем пострадавшего.

По традиции в поэме обстановка в доме каждого помещика соответствует характеру его хозяина. Так и жилище Ноздрева пропитано духом азарта и хвастовства. По словам самого Ноздрева, в его владениях когда-то «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку». Стены его хором как попало залиты краской, поскольку мужики белят их. Его кабинет вместо книг и бумаг заполнен оружием. Ноздреву нравится менять одни вещи на другие, только не из-за денег или какого-то другого материального интереса, а просто из-за того, что его увлекает этот процесс. Поскольку всякого рода проделки — это главная страсть персонажа, ему не составляет труда обвести вокруг пальца и Чичикова, которого Ноздрев спаивает и пытается обмануть при игре в шашки.

Что еще можно сказать о Ноздреве? Его описание все расскажет гораздо лучше: «...возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себя столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».

И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Как известно, в поэме все фамилии говорящие. Только «Плюшкин» дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Образ помещика Плюшкина очень неряшлив. Гоголь упоминает о его двойном подбородке, который приходится постоянно прикрывать, а также о засаленном халате, который ничего, кроме отвращения у читателя не вызывает. Автор дает своему герою очень емкое определение: «прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. И снова дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились. Гоголь добавляет краткий рассказ о судьбе своего героя, у которого сначала умерла жена, а после этого дочь сбежала со штаб-ротмистром. Эти события стали для Плюшкина последними моментами настоящей жизни. После этого время для героя остановилось.

Все образы Н. В. Гоголя очень яркие и по-своему уникальные. Но есть одна главная мысль, которая их объединяет. Автор, показывая наглядные примеры деградации человечества, призывает читателям не становиться «мертвой душой», а всегда оставаться «живой».

Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые души», образ России, «Россия мертвых душ», образы помещиков и чиновников

Поэма «Мертвые души» - одно из самых значительных произведений русской литературы. Гоголь мастерски отразил проблемы России, ее пороки и недостатки. Он выделил уникальные в полноте своей типы людей, которые имеют особенный национальный колорит. Целью писателя было «озарить картину, взятую из презренной жизни», и он с ней справился. Поэтому самым ярким и реалистичным образом в произведении стала Россия – родина мертвых душ.

Деградацию России автор решил показать на примере дворянства – главного опорного сословия государства. Если даже дворяне – мертвые души, что говорить о других, низших слоях общества, которые смотрят на придворных и помещиков, как на пример для подражания? Описание пороков «лучших людей отечества» писатель начинает с лицемерного и ленивого мечтателя Манилова. Этот бездеятельный человек «просиживает» свое состояние и не оправдывает своего привилегированного положения. Такие люди могут только говорить, но не собираются ничего делать во благо родины, поэтому они лишь берут от России, но ничего не дают ей взамен.

После Манилова Гоголь представляет нам бережливую Коробочку. Казалось бы, в чем порок? Ведет хозяйство женщина, всем на зависть работает. Однако в ней очевиден очень сильный порок – корыстолюбие. Нажива стала для нее единственным смыслом жизни. Ради прибыли или из жадности она до смерти уходит не одного крестьянина, поэтому ее деятельность – хуже бездеятельности Манилова. Она тоже умертвляет будущее России, ведь Коробочки – отчаянные враги прогресса.

Разорившийся Ноздрев – антитеза Коробочки. Этот человек подорвал доверие к своему сословию, ведь скатился до крайней степени бесчестья. Он скитается в статусе «гостя хуже татарина» и вынужден жить на милости других дворян. Он растратил имущество своих предков, оставил потомков нищими и опозоренными. Именно из-за таких легкомысленных и порочных людей Россия постепенно стала купеческой, а не дворянской. Привилегированное сословие стало унижаться перед необразованными и алчными торговцами.

Затем автор изобразил тип хозяйственного помещика Собакевича. Однако и он не стал положительным образом. Он оказался настолько узколобым и ограниченным, что после знакомства с его дубинноголовой персоной стало ясно: с такими людьми Россия вперед не пойдет и лучше не станет. Они смотрят в прошлое и готовы навсегда в нем остаться.

Галерею образов помещиков в поэме «Мертвые души» замыкает скряга Плюшкин (), который воплощает крайнюю деградацию человеческого существа: «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - пишет автор. Гоголь. Помещик сгубил все заработанное добро, прогнал детей и заморил голодом и нищетой крестьян. С такими людьми России грозит падение в пропасть.

В поэме Гоголь раскрывает и пороки города, а также чиновничьего класса, который представляет государство и, в данном случае, его порочит. Уездные чиновники города N думали только о том, как набить карманы и обмануть горожан. Все они связаны единой преступной сетью, которая опоясала город. Патриотизм им чужд, как и другие нравственные понятия. Изображая это, автор имеет в виду не один город, он подразумевает всю самодержавную Россию.

Новый тип человека, который представляет в поэме Чичиков (), едва ли лучше старых. Будучи разорившимся дворянином, он вынужден зарабатывать на жизнь мошенничеством. «Справедливее всего, - пишет Гоголь, - назвать его хозяин-приобретатель». Жизненное кредо Чичикова - беречь копейку. Поэтому герой зарабатывает всеми возможными способами, не брезгуя преступлением. Гоголь так же безжалостно высмеивает пороки этого нового типа, чтобы доказать, что России с ним не по пути.

Таким образом, Гоголь описал галерею образов помещиков, раскрывая злободневные проблемы страны. Так из фрагментов сформировался образ России в поэме «Мертвые души», образ многострадальный и глубокий, нуждающийся в переменах. И все автор надеется на хорошее будущее. Незаурядный потенциал русского проявляются в образах «ярославского расторопного мужика», плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Макеича Телятина, каретника Межеева. Вольнолюбие народа, его духовные богатства, «живой и бойкий» ум дают Гоголю стимулы верить в свою страну и любить ее несмотря ни на что. Поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую сторонятся «другие народы и государства».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя. Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто. Начнем с первого героя — Манилова.


Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный. Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем. Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления. Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.


Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит. Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться. Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.


Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести. Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние. Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.


Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный. Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека. Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.

В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия - Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь - барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, - с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Описал самые разнообразные типажи помещиков, живших в современной ему России. При этом он постарался наглядно показать их быт, нравы и пороки. Все помещики изображены сатирически, образуя своеобразную художественную галерею. Приехав в город NN, главный герой познакомился со многими новыми людьми. Все они, в основном были, либо преуспевающие помещики, либо влиятельные чиновники, так как у Чичикова был план по заработку большого состояния. Пять семей он описал наиболее красочно, поэтому именно по их характеристике мы можем судить о людях, с которыми герой имел дело.

Это, в первую очередь, добродушный и «сладкий как сахар» помещик Манилов . Все в нем кажется идеальным, начиная с манеры преподносить себя, и заканчивая слащавым тоном. На самом деле, за этой маской прячется скучный и ленивый человек, которого мало интересует его хозяйство. Вот уже два года он читает одну и ту же книгу, на одной и той же странице. Слуги пьют, ключница ворует, на кухне готовят безалаберно. Сам он не знает, кто у него работает и как долго. На фоне этого упадка довольно странно смотрится беседка под названием: «Храм уединенного размышления». Просьба Чичикова продать «мертвые души» кажется ему незаконной, но отказать такому «приятному» человеку он не в силах, поэтому легко отдает ему список крестьян бесплатно.

Побывав в Маниловке, главный герой отправляется к Настасье Петровне Коробочке . Это пожилая вдова, проживающая в маленькой деревне и исправно ведущая свое хозяйство. У Коробочки много достоинств. Она умела и организована, хозяйство у нее хоть и небогатое, но процветает, крестьяне воспитаны и нацелены на результат. По натуре хозяйка бережлива и запаслива, но при этом скупа, глупа и бестолкова. Продавая Чичикову «мертвых душ», она все время беспокоится, чтоб не продешевить. Крестьян своих Настасья Петровна знает всех поименно, отчего и не ведет список. Всего у нее умерло восемнадцать крестьян. Их она и продала гостю словно сало, мед или крупу.

Сразу после Коробочки герой посетил бесшабашного Ноздрёва . Это молодой вдовец лет тридцати-пяти, который любил веселые и шумные компании. Внешне он неплохо сложен, пышет здоровьем и выглядит моложе своих лет. Хозяйство ведет плохо, так как ни дня дома не бывает, детьми мало интересуется, крестьянами еще меньше. Единственное, что у него всегда в отличном состоянии - это псарня, так как он заядлый охотник. По сути, это был «исторический» человек, так как ни одно собрание без его вмешательства не обходилось. Он любил приврать, использовать бранные словечки и отрывисто говорил, не доводя ни одну тему до конца. Поначалу Чичиков думал, что у него легко можно будет выторговать «души» крестьян, но тут он ошибся. Ноздрев - единственный помещик, который оставил его ни с чем и вдобавок чуть не поколотил.

От Ноздрева гоголевский делец отправился к Собакевичу - человеку своей неуклюжестью и массивностью напоминающего медведя. Деревня, в которой он жил, была громадной, а дом несуразным. Но при этом Собакевич хороший хозяйственник. Все дома и избы у него построены из добротной древесины. Отлично зная своих крестьян и будучи сообразительным купцом, он сразу догадывается, зачем приехал Чичиков и с выгодой для себя совершает сделку. Была у Собакевича и обратная сторона. В качестве крепостника он был довольно груб, неотесан и жесток. Этот персонаж неспособен к выражению душевных переживаний и никогда не упустит своей выгоды.

Самым странным Чичикову показался помещик Плюшкин , по внешнему виду которого трудно было определить, к какому сословию он относится. Он выглядел как старая, ворчливая ключница с бегающими глазками и колпаком на голове. Мужики меж собой называли хозяина «Заплатанной». На самом деле, Плюшкин был очень богат. На него работали тысячи крестьян, его дом некогда процветал, а после смерти жены пришел в запустение. Он всегда был бережливым помещиком, но со временем превратился в настоящего скрягу, который копил весь ненужный хлам, ходил в обносках и питался одними сухарями. Предложению Чичикова он искренне обрадовался, как возможности заработать лишнюю копейку.

Так колоритно писатель описал пять образов помещиков, обнажая пять ступеней деградации человека и очерствения души. От Манилова до Плюшкина мы наблюдаем картину постепенного угасания человеческого в человеке. Как в образе Чичикова, скупающего «мертвые души», так и в описании помещиков автор, скорее всего, выражал тревогу и переживания за будущее страны и человечества в целом.