Михаи́л Миха́йлович При́швин ( -) - русский писатель, прозаик, публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Пришвин родился в родовом имении Хрущёво-Лёвшино , которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

    Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

    Отец проигрался в карты, ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

    Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества .

    В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

    Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

    Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

    Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни. Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

    Художник света

    Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата .

    В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство » . В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica .

    Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира ».

    Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:

    надеть пенсне на шнурке - выдвинуть объектив - установить глубину резкости и выдержку («скорост ь») - настроить фокус «движением безымянного пальца » - взвести - сбросить пенсне и нажать спуск - надеть пенсне - записать условия съёмки и т. д.

    Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать », называл себя «художником света » и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро ». Работая над циклами «фотозаписей » «Паутинки », «Капли », «Почки », «Весна света » он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит ».

    Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры .

    В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой », в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post , в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность… » Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

    Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

    Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком ».

    Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

    Семья

    Первым браком был женат на смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал », и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

    В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). После смерти писателя она работала с его архивами, написала о нём несколько книг , много лет возглавляла музей Пришвина .

    Награды

    • Библиография

      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-3. СПб.: Знание, 1912-1914
      • Пришвин М. М. Колобок: [По крайнему северу России и Норвегии] / Рисунки А. Могилевского . - М. : Л. Д. Френкель, 1923. - 256 с.
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-4. М.: Гослитиздат, 1935-1939
      • Пришвин М. М. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат, 1951-1952
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Художественная литература, 1982-1986.

      Экранизации

      • - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
      • - «Ветер странствий »

      Примечания

      1. Печко Л. П. Пришвин М. // Краткая литературная энциклопедия - М. : Советская энциклопедия , 1962. - Т. 9. - С. 23–25.

    Прозаик М. М. Пришвин родился 4 февраля 1873 года в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино близ Ельца (ныне Становлянский район), в свое время купленном его дедом, преуспевающим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было семеро детей. Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин умер рано. В 1882 году М. М. Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, а в 1888 году был отчислен из 4-го класса за дерзость учителю В. В. Розанову.

    Уже зрелым писателем М. М. Пришвин так оценит два важнейших происшествия своих гимназических лет: «Большое значение в моей жизни имели два события в детстве и отрочестве: первое – это побег из Елецкой гимназии в какую-то прекрасную свободную страну Азию, второе – исключение меня из Елецкой гимназии. Первое событие впоследствии определило меня как путешественника, охотника, художника слова и сказителя, второе – как искателя добрых человеческих отношений или как гражданина. В этом столкновении свободы и необходимости началась моя сознательная жизнь».

    Исключенный из гимназии Михаил Пришвин уехал в город Тюмень к брату матери И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, там окончил Тюменское реальное училище. В 1893-1897 годах он учился в Рижском политехникуме и увлекся идеями марксизма. В 1897 году был арестован за участие в марксистских кружках, провел год в тюрьме, а затем был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.

    Два года провел он в доме матери, помогая ей вести хозяйство. Пригодились и его агрономические познания. Но мать настаивала, чтобы сын закончил образование, а так как в России М. М. Пришвину было запрещено учиться, в 1900 году он, получив разрешение выехать в Германию, поступил на агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета.

    После окончания университета в 1902 году М. М. Пришвин вернулся Россию. Некоторое время он работал агрономом, но после путешествия на Север (по Карелии, на Соловецкие острова и в Скандинавию) в 1906–1907 годах всерьез обратился к литературе. В 1906 году был опубликован его первый рассказ – «Сашок», позже появились книги «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Этнографическая составляющая творчества М. М. Пришвина также была оценена по достоинству: в 1910 году он был удостоен серебряной медали Императорского географического общества и звания действительного члена его. В 1912-1914 годах вышло в свет его первое собрание сочинений в трех томах.

    В 1914 году, после смерти матери, писатель получил в наследство земельный надел в Хрущево и собирался строить там дом. Но началась Первая мировая война, и М. М. Пришвин отправился на фронт в качестве санитара и военного корреспондента.

    После революции он вернулся с семьей в Хрущево, откуда в 1918 году они перебрались в Елец. Михаил Михайлович стал преподавать в бывшей Елецкой гимназии, из которой был исключен в детстве. Он работал инструктором народного образования Елецкого уезда, выступал с лекциями в народном университете г. Ельца, был организатором советского архивного дела в городе и уезде, заведовал библиотекой в с. Стегаловка. Это были очень трудные годы в жизни писателя: неустроенность, бесхлебье, голод, нашествие разорившего город Мамонтова.

    В 1920 году М. М. Пришвин навсегда уехал из Ельца. Жил на родине жены на Смоленщине, затем – в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением.

    В 1922 году он начал писать автобиографический роман «Кащеева цепь», где созданы неповторимые образы родной усадьбы, хрущёвского сада, Ельца. Среди дневниковых записей 1952 года встречается следующая: «И понял я, что «Кащеева цепь» есть песня мальчика о своей родине». Роман был издан в семитомном собрании сочинений писателя (1927-1930).

    В 1930-е годы Михаил Михайлович много путешествовал: Дальний Восток, Хибины, Соловки, Беломорстрой, в результате чего была написана повесть «Жень-шень» (1933), родилась идея романа «Осударева дорога».

    М. М. Пришвин создал своеобразные сборники миниатюрных новелл из жизни природы: «Родники Берендея», «Календарь природы», «Охотничьи были», «Лесная капель». В 1945 году появилась его сказка-быль «Кладовая солнца», получившая первую премию на конкурсе «Лучшая книга для детей», объявленном Министерством просвещения РСФСР, и ставшая хрестоматийным произведением. Свое последнее произведение – повесть-сказку «Корабельная чаща» – сюжетное продолжение «Кладовой солнца» он завершил за месяц до смерти.

    Чувство родины не покидало писателя никогда: «Брожу весь день между липами, и вдруг вспомнилось Хрущево. Там тоже был такой легкий для дыхания воздух. С тех пор я не дышал таким воздухом, я не жил в здоровой природе, и мало-помалу забыл, что она существует. Я жил в болотах, в комарах, принимая такую природу как девственную, самую лучшую… И вот почему, когда я вышел из болот и стал здесь на глубокую почву, где липы растут и нет комаров, мне кажется, будто я вернулся в Хрущево, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете». Михаил Михайлович любил смотреть на картину «Хрущево». Он писал в дневнике 21 апреля 1953 года: «Что же такое дорогое представить этой картинке?... да ничего, грязный пруд… два кирпичных столба от ворот, тощая акация, даль черноземная в полях и оврагах. И ничего, ничего для постороннего глаза… Для себя же неисчерпаемое богатство и каждую минуту все новое… И таких мгновений, оставленных в картине моего детства, нет конца».

    Произведения автора

    • Собрание сочинений: в 8 т. / вступ. ст. В. Д. Пришвиной; коммент. Л. А. Кисилева; ил. Ф. В. Домогацкого. – М. : Худож. лит. – 1982-1986.
      • Т. 1. Произведения 1906-1914 годов. – 1982. – 830 с. : ил., 1 л. портр.
      • Т. 2. Кащеева цепь: [роман]; Мирская чаша: [повесть]; Произведения 1914-1923 годов / [коммент. В. Н. Чувакова]. – 1982. – 680 с. : ил.
      • Т. 3. Произведения 1924-1935 годов. – 1983. – 542 с. : ил.
      • Т. 4. Произведения 1932-1944 годов / [коммент. Р. Б. Вальбе, Т. Ю. Хмельницкой]. – 1983. – 734 с. : ил.
      • Т. 5. Лесная капель; Рассказы о ленинградских детях; Повесть нашего времени; Кладовая солнца; Произведения 1938-1953 годов / [коммент. В. В. Круглеевской, Л. П. Платоновой]. – 1983. – 486 с. : ил.
      • Т. 6. Осударева дорога; Корабельная чаща / [коммент. В. Д. Пришвиной и др.]. – 1984. – 439 с. : ил.
      • Т. 7. Натаска Ромки: [из дневника охоты 1926-1927]; Глаза земли / [подгот. текста и коммент. В. В. Круглеевской, А. А. Макарова]. – 1984. – 479 с. : ил.
      • Т. 8. Дневники, 1905-1954. – 1986. – 759 с.
    • [Сочинения] : в 2 т. / [сост., подгот. текстов, коммент. Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной]. – М. : Жизнь и мысль, 2001. – (Библиотека МГПУ).
      • Кн. 1: Мирская чаша. – 636 с. : ил., портр.
      • Кн. 2: Весна света. – 572 с. : ил., портр.
    • Избранное. – Москва: Гослитиздат, 1946. – 554 с.
    • Избранное / [сост., послесл. и примеч. И. Мотяшова]. – М. : Москов. рабочий, 1975. – 351 с. – (Школьная б-ка).
    • Избранное. – М. : Правда, 1977. – 463 с.
    • Избранные произведения / [сост., вступ. ст. и примеч. Б. С. Дыхановой]. – М. : Правда, 1988. – 462 с.
    • Дневники. 1920-1922 / [коммент. Я. З. Гришиной]. – М. : Москов. рабочий, 1995. – 332 с.
    • Дневники. – Санкт-Петербург: Росток. – 2007.
      • Ранний дневник. 1905-1913. – 2007. – 555 с.
      • 1914–1917 / [подгот. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной; коммент. Я. З. Гришиной, В. Ю. Гришина]. – 2007. – 604 с.
      • 1918–1919 / [коммент. Я. З. Гришиной]. – 2008. – 555 с.
      • 1930–1931 / подгот. текста Л. А. Рязановой, Я. З. Гришиной. – 2006. – 701 с. : портр.
      • 1923-1925. – 2009. – 559 с.
      • 1932–1935 / подгот. текста Я. З. Гришиной; коммент. Я. З. Гришиной. – 2009. – 1008 с.
      • 1936-1937. – 2010. – 992 с.
      • 1938-1939. – 2011. – 607 с.
      • 1940-1941. – 2012. – 880 с.
      • 1942-1943. – 2012. – 811 с.

    Литература о жизни и творчестве

    • Пришвина В. Д. Наш дом: [О М. М. Пришвине] / В. Д. Пришвина. – М. : Мол. гвардия, 1977. – 334 с.
    • Воспоминания о Михаиле Пришвине: сборник / [сост. Я. З. Гришина, Л. А. Рязанова]. – М. : Сов. писатель, 1991. – 366 с. : ил.
    • Елецкая быль: краевед. сб. – Елец: Ориус, 1998. – Вып. 6. Ч. 1. Михаил Пришвин из Ельца / ред. В. П. Горлов. – 55 с.
    • «Город показался сначала одним только собором» (Пришвинский Елец) / Г. П. Климова; Мотив «Тургеневской женщины» в романе М. М. Пришвина «Кащеева цепь» / Ю. Б. Егерман; «Уединенное», «Опавшие листья» В. Розанова и «Дневники» М. Пришвина / А. М. Стрельцов // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. – 2-е изд., доработ. и доп. – Елец, 1999. – 215-234.
    • Кондратьев Е. Литературная аллея села Становое: [бюст М. М. Пришвина открыт в с. Становое; автор – елец. скульптор Н. Кравченко] // Труд. ‒ 2001. – 9 авг. – С. 13.
    • Михаил Пришвин: актуальные вопросы изучения творческого наследия: материалы науч. конф., посвящ. 129-летию со дня рождения писателя. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. – Вып. 1. – 258 с.
    • Федюкина Т. Михаил Пришвин: возвращение: [об открытии памятника М. Пришвину в Ельце на Торговой улице 8 сент.; скульптор Н. Кравченко] // Липецкая газета. – 2002. – 10 сент.
    • Ширяев Ю. В. Песни Черноземья: сб. стихотворений: к 125-летию со дня рождения земляка Михаила Михайловича Пришвина / Ю. В. Ширяев. – Елец, 2002. – 56 с.
    • Варламов А. Н. Пришвин / А. Н. Варламов. – М. : Мол. гвардия, 2003. – 848 с. – (Жизнь замечательных людей; вып. 1048 (848)).
    • Михаил Пришвин: актуальные вопросы изучения творческого наследия: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 130-летию со дня рождения писателя. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. – Вып. 2. – 292 с.
    • Шманов Е. На родине Пришвина // Земля Липецкая. Историческое наследие. Культура и искусство / ред. А. М. Тарунов. ‒ Липецк: НИИЦентр, 2003. ‒ С. 172-173. ‒ (Наследие народов Российской Федерации).
    • Шахов В. В. «Война и мир» Михаила Пришвина: (дневники и публицистика М. М. Пришвина. 1941-1945 гг.) // Сочинение о Великой победе: липецкое эхо войны / В. В. Шахов. – Липецк: Инфол, 2004. – Ч. 1. – С. 10-13.
    • Борисова Н. В. Философия русского космизма в творческом наследии М. Пришвина // Русская литература и философия: постижение человека. – 2004. – Ч. 2. – С. 129-136.
    • Краснова С. В. Российская национальная гордость, взращенная елецкой педагогической нивой (И. А. Бунин, М. М. Пришвин, С. Н. Булгаков) // Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край). – Елец, 2004. – С. 188-224.
    • Личное дело. Пришвин Михаил Михайлович: воспоминания современников / сост. Л. А. Рязанова, Я. З. Гришина. – СПб. : Росток, 2005. – 527 с.
    • Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире писателей русского Подстепья (И. А. Бунин, Е. И. Замятин, М. М. Пришвин) : научные докл., ст., очерки, заметки, тез., док. / отв. ред и сост. Н. Н. Комлик. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. – 489 с.
    • Беззубцева А. Гимназический период М. М. Пришвина в автобиографическом романе «Кащеева цепь», дневнике писателя, воспоминаниях и документах // Моя Родина – Липецкий край: сборник. – Липецк, 2008. – Вып. 4. – С. 108-127.
    • Михаил Пришвин: диалоги с эпохой: всерос. науч. конф., посвящ. 135-летию со дня рождения писателя. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 258 с.
    • Щукина Е. П. Побег в «Азию»: [о М. Пришвине – гимназисте Елец. гимназии] // Липецкий вестник архивиста: науч.-информ. бюл. – Липецк. – 2008. – Вып. 1 (3). – С. 101-103.
    • Кем стали потомки писателя? : [почет. гостьей конф., посвящ. 135-летию со дня рождения М. Пришвина, была внучка писателя Н. П. Белякова] / подгот. Т. Федюкина // Талисман. – 2008. – 22 марта (№ 6). – С. 6.
    • Воробьев Н. Дом пришвинских страстей: [елец. краевед В. Заусайлов обнаружил новые данные о проживании в Ельце М. Пришвина] // Газета МГ. – 2009. – 25 марта (№ 12). – С. 29.
    • Капустина Н. Любовь и ненависть Михаила Пришвина: [памятные места в Ельце, связанные с именем писателя] // Талисман. – 2009. – 20 июня (№ 12). – С. 7.
    • Кукрак С. Пришвин весь в детстве и в родине // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 23-25.
    • Подоксенов А. М. Михаил Пришвин: философско-мировоззренческие контексты творчества: моногр. / А. М. Подоксенов. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – 348 с.
    • Лавренова Е. Михаил Михайлович Пришвин // Елецкий вестник. – 2010. – 16 авг. (№ 32). – С. 14.
    • Подоксенов А. М. Михаил Пришвин и Василий Розанов: мировоззренческий контекст творческого диалога: моногр. / А. М. Подоксенов. – Елец: ЕГУ им. Е. А. Бунина; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова 2010. – 395 с.
    • Борисова Н. «Леший русского логоса»: жизнь и творческая судьба Михаила Пришвина // Петровский мост. – 2011. – № 1 (янв.-март). – С. 130-144.
    • Борисова Н. Учителя и ученики: из хроники елецкой гимназии // Липецкая газета. – 2011. – 12 мая. – С. 4.
    • Демин Р. Первая книга писателя: // Красное знамя [г. Елец]. – 2012. – 7 апр.
    • Ляпин Д. А. Неудачливый беглец // История Елецкого уезда в XVIII– начале XX веках / Д. А. Ляпин. – Саратов: Новый ветер, 2012. – С. 160-162.
    • Перевозкина И. Пришвин – писатель и агроном: [некоторые факты о жизни и творчестве М. М. Пришвина из исслед. работы ученицы шк. пос. Соколье Елец. р-на] // В краю родном [Елецкий район и г. Елец]. – 2012. – 25 окт.
    • Пискулин А. А. От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край – исторические регионы России в творчестве И. А. Бунина и М. М. Пришвина: моногр. / А. А. Пискулин. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2012. – 241 с.
    • Подоксенов А. М. Художественный мир Михаила Пришвина в контексте мировоззренческого дискурса русской культуры XX века: моногр. / А. М. Подоксенов. – Елец: ЕГУ им. Е. А. Бунина; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. – 334 с.

    Справочные материалы

    • Краткая литературная энциклопедия. – М., 1971. – Т. 6. – С. 23-24.
    • Большая советская энциклопедия. – М., 1975. – Т. 20. – С. 604.
    • Владимирская энциклопедия. – Владимир, 2002. – С. 353.
    • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 110-111.
    • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 73-75.
    • Русские советские писатели-прозаики: биобиблиогр. указ. – Л., 1964. – Т. 3. – С. 684-736.
    • Русские писатели, ХХ век: биобиблиогр. слов. – М., 1998. – Ч. 2. – С. 224-230.
    • Русские писатели 20 века: биогр. слов. – М., 2000. – С. 573-575.
    • Русские писатели. 1800-1917: биогр. слов. – М., 2007. – Т. 5. – С. 142-151.
    • «… Михаил Пришвин из Ельца…» // Горлов Виктор Петрович: персональная страница сайта «Елец и ельчане». – Режим доступа:

    Михаил Михайлович Пришвин. Родился 4 февраля 1873 года в с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния - умер 16 января 1954 года в Москве. Русский советский писатель, прозаик.

    Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении в селе Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии.

    Дед Дмитрий Иванович Пришвин был преуспевавшим елецким купцом.

    Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова).

    Отец - Михаил Дмитриевич Пришвин (1837-1873). После семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

    Отец проигрался в карты и ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

    В семье было пятеро детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил.

    В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю».

    Братья Михаила учились успешно и получили образование: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей - врачами. В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди - купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться.

    Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме.

    За участие в деятельности студенческого марксистского кружка в 1897 году подвергся аресту и заключению. Находясь под следствием, он на год был заключен в одиночную камеру тюрьмы в Митаве. После освобождения уехал за границу.

    В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.

    Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1907 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки».

    В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ.

    Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908).

    Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и , а также с и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

    В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

    В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

    Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти).

    В конечном итоге Пришвин принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине.

    Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

    В 1930-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл фургон «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который установлен в его доме-музее.

    В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога».

    В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его.

    Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

    В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками.

    В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца».

    В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

    Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

    Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники» , которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество.

    Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

    Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни.

    Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

    Михаил Пришвин - фотограф

    Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата.

    В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство».

    В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica.

    Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира".

    Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинки», «Капли», «Почки», «Весна света» он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

    Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

    В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой», в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность…» Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

    Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

    Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».

    Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

    Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

    Михаил Пришвин (документальный фильм)

    В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.

    В честь писателя названы: пик Пришвина (43°46′ с. ш. 40°15′ в. д.HGЯO) высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро; мыс Пришвина на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде; улицы Пришвина в Донецке, Киеве, Липецке, Москве и Орле.

    2 сентября 1981 года решением Совета министров РСФСР имя М. М. Пришвина было присвоено Орловской областной детской библиотеке.

    4 февраля 2015 года, в день рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиев Посад был открыт посвящённый ему памятник.

    Личная жизнь Михаила Пришвина:

    Дважды был женат.

    Первая жена - смоленская крестьянка Ефросинья Павловна (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал», и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

    Вторая жена - Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). Поженились в 1940 году. После смерти писателя работала с его архивами, написала о нём несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.

    Библиография Михаила Пришвина:

    "В краю непуганых птиц" (1907; сборник очерков);
    "За волшебным колобком" (1908; сборник очерков);
    "У стен града невидимого" (1909; сборник);
    "Адам и Ева" (1910; очерк);
    "Черный араб" (1910; очерк);
    "Славны бубны" (1913);
    "Башмаки" (1923);
    "Родники Берендея" (1925-1926);
    "Жень-шень" (первое название - "Корень жизни", 1933; повесть);
    "Календарь природы" (1935; фенологические записки);
    "Весна света" (1938; рассказ);
    "Неодетая весна" (1940; повесть);
    "Лесная капель" (1940; лирико-философская книга дневниковых записей);
    "Фацелия" (1940; поэма в прозе);
    "Мои тетрадки" (1940; рассказ);
    "Дедушкин валенок" (первая публикация - 1941, в журнале "Октябрь"; цикл рассказов);
    "Лесная капель" (1943; цикл миниатюр);
    "Рассказы о ленинградских детях" (1943);
    "Кладовая солнца" (1945; повесть, "сказка-быль");
    "Повесть нашего времени" (1946);
    "Неодетая весна" (повесть);
    "Корабельная чаща" (1954; повесть-сказка);
    "Осударева дорога" (публикация - 1957; роман-сказка);
    "Кащеева цепь" (1923-1954, публикация - 1960; автобиографический роман).

    Экранизации произведений Михаила Пришвина:

    1935 - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
    1978 - «Ветер странствий»


    И, как непревзойденный Айвазовский в написании морских пейзажей, он уникален по своему литературному мастерству в художественном описании природы. Школьники изучают его творчество уже с третьего класса и знают, кто такой Пришвин. Биография для детей может быть достаточно интересной, ведь он много путешествовал и видел в природе немало разных удивительных явлений. Все это он записывал в своих дневниках, чтобы потом черпать оттуда оригинальный материал для создания какого-нибудь очередного рассказа или повести. Отсюда такая живость и натуральность описываемых им образов. Ведь не зря Пришвина назвали певцом

    Пришвин. Биография для детей

    Родился будущий писатель Михаил Пришвин в 1873 году в купеческой семье в деревне Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его умер, когда ему было 7 лет, вместе с Мишей у матери осталось на руках еще шестеро детей. Сначала мальчик окончил сельскую школу, потом учился в Елецкой гимназии, но за неповиновение учителю его оттуда исключили.

    Потом он поехал в Тюмень к своему дядьке Игнатову, который на то время был крупным промышленником в суровых сибирских местах. Там юный Пришвин окончил Тюменское реальное училище. В 1893 году он поступает в Рижский политехникум на химико-аграрное отделение. С 1896 года молодой Пришвин начинает увлекаться политическими кружками, в частности марксистскими, за что был арестован в 1897 году и отправлен на выселки в родной город Елец.

    Путь к литературе

    В Пришвин Михаил отправляется на обучение в Германию в на философский факультет агрономического отделения. Через время он возвращается в Россию и работает агрономом в Тульской губернии и следом в Московской губернии города Луга в лаборатории профессора Д. Прянишникова, потом и в Петровской сельхозакадемии. А дальше он становится секретарем одного крупного Петербургского чиновника, которому помогает составлять сельскохозяйственную литературу. И вот уже перед самой революцией он становится корреспондентом таких отечественных изданий, как «Русские ведомости», «Утро России», «Речь», «День».

    В Первую мировую Пришвина забирают на фронт санитаром и военным корреспондентом. После революции 1917 года он совмещает работу учителя в Елецкой гимназии (именно из нее его когда-то выгнали) и ведет краеведческую работу агронома. Пришвин даже становится участником организации музея усадебного быта в городе Дорогобуже, в бывшем имении Барышникова.

    Творчество Пришвина (кратко)

    Михаил Пришвин начинает свою литературную деятельность в 1906 году с рассказа «Сашок». Потом он отправляется в путешествие по русскому Северу (Карелия) и при этом серьезно увлекается местным фольклором и этнографией. А в 1907 году появляется и его под названием «В краю непуганых птиц». Она представляла собой путевые заметки, составленные писателем из своих многочисленных наблюдений за природой и диким бытом северных народов. Эта книга принесла ему большую известность. Писатель был удостоен медали Императорского географического общества и даже стал его почетным членом. Так начало приносить свои плоды творчество Пришвина. Кратко написать о нем уже так просто не получится.

    Литературный талант

    В его великолепных, мастерских рассказах всегда гармонично сочетались научая пытливость, поэзия природы и даже натурфилософия. Список произведений Пришвина в течение его жизни пополнялся великолепными произведениями, такими как «За волшебным колобком» (1908 г.), «Черный араб» (1910 г.) и др. Писатель Пришвин занял особую нишу в литературе и был вхож в круг знаменитых петербургских литераторов, таких как А. Блок, А. Ремизов, Д. Мережковский. С 1912 по 1914 год на свет появляется первое собрание сочинений М. М. Пришвина в трех томах. Сам Максим Горький способствовал изданию его книг.

    Список произведений Пришвина и дальше растет, в 1920-1930 годы выходят его книги «Башмаки», «Родники Берендея», повесть «Жень-шень» и много других чудесных работ. Самое интересное заключается в том, что глубокое проникновение в жизнь природы сделало мифы и сказки как бы само собой разумеющимся ответвлением в творчестве писателя. Сказки Пришвина необыкновенно лиричны и красивы. Они раскрашивают художественную палитру его богатого писательского наследия. Детские рассказы и сказки Пришвина несут в себе вневременную мудрость, превращая некоторые образы в многозначные символы.

    Детские рассказы и сказки

    Много путешествует и постоянно работает над своими книгами М.М. Пришвин. Биография его больше напоминает жизнь какого-то биолога и географа-естествоиспытателя. Но именно в таких интересных и увлекательных исследованиях и рождались его красивые истории, многие из которых были даже не выдуманы, а просто мастерски описаны. И так мог это сделать только Пришвин. Биография для детей интересна именно тем, что множество своих рассказов и сказок он посвящает как раз-таки юному читателю, который в период своего умственного развития сможет почерпнуть какой-нибудь полезный опыт из книги, которую прочитает.

    Михаил Михайлович имеет удивительное мировоззрение. В его творчестве ему помогает необыкновенная писательская зоркость. Множество детских рассказов он собирает в своих книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939). В 1945 году появилась «Кладовая солнца» - сказка о детях, из-за своих ссор и обид попавших в лапы жутких мшар (болот), которых спасла охотничья собака.

    Дневники

    Почему же имел такой успех писатель М.М. Пришвин? Биография его указывает на то, что самым лучшим его помощником стал дневник, который он вел всю жизнь. Каждый день он записывал туда все, что на тот момент волновало и воодушевляло писателя, все свои размышления о времени, о стране и об обществе.

    Сначала он разделял идею революции и воспринимал ее как духовно-нравственное очищение. Но со временем он осознает всю гибельность этого пути, поскольку Михаил Михайлович видел, как большевизм был недалек от фашизма, что над каждым человеком новообразованного тоталитарного государства нависла угроза произвола и насилия.

    Пришвину, как и многим другим советским писателям, приходилось идти на компромиссы, унижавшие и угнетавшие его моральный дух. Есть даже интересная запись в его дневнике, где он признается: «Я похоронил своего личного интеллигента и сделался тем, кто я теперь есть».

    Рассуждения о культуре как о спасении всего человечества

    Тогда он рассуждал в своем дневнике о том, что достойную жизнь можно поддерживать лишь тогда, когда она обеспечена культурой, что означало доверие к другому человеку. По его мнению, среди культурного общества можно жить и взрослому человеку как ребенку. Он также утверждает, что родственное сочувствие и понимание - это не просто этнические основы, а великие блага, которые дарованы человеку.

    3 января 1920 года писатель Пришвин описывает свои ощущения голода и нищеты, до которых его довела власть Советов. Конечно, можно жить и духом, если самому быть добровольным инициатором этого, но другое дело, когда тебя делают несчастным вопреки твоей воле.

    Певец русской природы

    С 1935 года опять совершает свои путешествия по Русскому Северу писатель Пришвин. Биография для детей может быть очень познавательной. Она знакомит их с невероятными путешествиями, так как совершал их гениальный писатель и на пароходах, и на лошадях, и на лодках, и пешим ходом. В это время он много наблюдает и пишет. После такого путешествия свет увидела его новая книга «Берендеева чаща».

    В годы Великой Отечественной писатель был эвакуирован в Ярославскую область. В 1943 году он возвращается в Москву и пишет рассказы «Лесная Капель» и «Фацелия». В 1946 году он покупает себе небольшой особнячок в Подмосковном Дунино, где живет в основном летом.

    В середине зимы 1954 года Пришвин Михаил умирает от рака желудка. Его хоронят в Москве на Введенском кладбище.

    Писатель Михаил Пришвин говорил, что нашел те самые перышки, которые бросала царевна, чтобы ее мог найти Иван Царевич. Пожалуй, не было в мире второго такого идеалиста и романтика. Он мечтал об идеальной любви и ждал ее, но хорошо знал, что весь этот, как он сам его называл, «физический романтизм» растет из ранней юности, из истории с горничной Дуняшей.

    Когда Пришвин был еще подростком, в доме его отца, богатого помещика, была озорная горничная Дуняша. Она заигрывала с Мишей, и в тот момент, когда у них могла произойти физическая близость, юноша испугался: «нельзя!». Этот момент он опишет в своем откровенном дневнике, и поймет, что из этого «нельзя» и растет все его писательство. Если бы он не остановился тогда, то стал бы другим человеком.

    После «эпизода с Дуняшей» Пришвин искал неземной, платонической любви. И в то же время он отчаянно хотел, чтобы рядом с ним была родная, близкая женщина. Когда Пришвин учился в Лейпциге на агрономическом факультете, ему часто говорили:

    Вы так похожи на князя Мышкина!

    Настолько он был идеалистом.

    Варенька

    В 29 лет Пришвин встретил свою первую любовь Вареньку Измалкову. Это было в Париже, Варя училась в Сорбонне. Не было никаких сомнений — это Она, это ее он ждал столько лет. Варя поняла Пришвина со всеми его причудами и полюбила его. Они провели вместе счастливые студенческие каникулы, и расстались по инициативе Пришвина.


    «К той, которую я когда-то любил, я предъявлял требования, которые она не могла выполнить.

    Я не мог унизить ее животным чувством — в этом было мое безумие. А ей хотелось обыкновенного замужества.

    Узел завязался надо мной на всю жизнь», — признавался он в своем денвнике.

    Писатель-путешественник

    После этого расставания Пришвин до 33 лет вел обычную жизнь, со стороны — такую же, как у всех. Знакомым он казался веселым, общительным экстравертом. Он успешно окончил университет, работал в Петровской (впоследствии Тимирязевской) академии, увлекался общественной деятельностью, начал заниматься журналистикой… А потом все бросил, купил ружье и пешком ушел на Север, в «край непуганых птиц». Об этом своем странствии он написал первую книгу. Путешествия и писательство — такой с тех пор и была его жизнь. Он исходил весь Север, Казахстан, Дальний Восток, Центральную Россию. Он писал книги, настолько прекрасные, что Горький во время первой встречи с ним сказал:

    «Я счастлив, что живу с вами на одной планете!»

    Ефросинья

    Пришвину было уже за сорок, когда он познакомился с Ефросиньей, молодой крестьянкой с красивыми и печальными глазами. Фрося осталась одна с годовалым ребенком, и Пришвин решил жениться на ней. Михаил Михайлович думал, что сможет переделать грубоватую и необразованную девушку в женщину из своей мечты. И, конечно, не смог. У Михаила Михайловича и Ефросиньи родилось еще трое мальчиков. Но брак был несчастливым. Пришвин все время рвался в далекие края. Для «долгих странствий» он оборудовал грузовую машину, кузов которой был поделен на четыре части: рабочий кабинет, спальня, фотолаборатория и закуток для собак.

    Один

    Так и прошла жизнь. Писатель никогда не забывал свою первую любовь, в дневнике называл себя «великим однолюбом»: прошло больше 30 лет, а ему все снилась первая невеста.

    «Очень много лет спустя я понял, что у поэтов она называется Музой».

    К семидесяти годам Михаил Михайлович наконец-то получил квартиру, и жил в Москве отдельно от семьи, впрочем, помогая жене и детям деньгами. Он был абсолютно, стопроцентно одиноким человеком. Никогда, кроме двух собак, рядом с ним не было.

    «Вот желанная квартира, а жить не с кем. Один я. Прожил долгую брачную жизнь «полумонахом».

    Когда Пришвину было 67 лет, он решил привести в порядок свои дневниковые записи, и стал искать секретаршу. Знакомых просил порекомендовать ему деликатную женщину, которой можно было бы доверить откровенные записи, не боясь осуждения и злословия.

    Так он познакомился с Валерией Дмитриевной Лиорко. Валерии Дмитриевне было за сорок, она дважды неудачно выходила замуж. В ее жизни были годы на поселении в Сибири, ей приходилось скрывать свое дворянское происхождение. К Пришвину она пришла с обмороженной ногой, обмотанной в вату. В первую встречу они страшно не понравились друг другу.


    Но очень скоро писатель понял: 36 лет ожидания чуда не были напрасными. Пришла спасительница, которая расколдовала его больную душу.

    «После того, как мы с тобой сошлись, я, наконец, перестал думать о путешествиях. Ты расточала дары любви своей, и я, как баловень судьбы, принимал эти дары…».

    Развод

    Ефросинья не давала Пришвину развода, боролась за свое положение писательской жены и за наследство для детей. Она жаловалась в Союз Писателей, требовала вернуть Михаила Михайловича в семью. Пришвина это просто убивало, он вообще не мог переносить весь этот кухонный чад жизни. Однажды пришел в Союз Писателей:

    Заберите все, только любовь оставьте.

    Ефросинья получила московскую квартиру и согласилась на развод.

    Счастье

    Последние 14 лет жизни Пришвина были самыми счастливыми для него. Он давно смирился с одиночеством, с тем, что его Друг, его Близкий — это какой-то идеальный читатель. И вот его жизнь разделила женщина, которая понимала все так же, как он, любила то, что любил он…

    Они, взрослые и немолодые уже люди, вели общий «Дневник любви», описывая свои чувства друг к другу и не стесняясь своей сумасшедшей страсти.

    Поселились на даче под Звенигородом. Гуляли, читали, работали, принимали гостей. В день рождения Пришвина Валерия Дмитриевна пекла пирог и украшала его живым цветком. А еще они ежегодно отмечали день своей встречи, «день отмороженной ноги».

    Любовь, спасибо, что ты есть.