Чехов А. П.

Сочинение по произведению на тему: Россия в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"

Был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович. Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом. Прожив сорок четыре года, он написал более двухсот произведений прозы и драматургии, строил школы, участвовал в создании больниц, библиотек. Работал врачом во время холерной эпидемии, принимал в деревнях ежегодно до тысячи больных крестьян. Меня очень привлекают черты, присущие Чехову: порядочность, гуманность, интеллигентность и жизнелюбие. Антон Павлович возводил в абсолют вдохновенный труд и здоровые человеческие отношения. Читать произведения Чехова легко и интересно. Одной из моих любимых книг писателя является пьеса “Вишневый сад”.
Комедия “Вишневый сад” считается вершинным произведением Чехова. Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация “дворянского гнезда”, моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных отношений в капиталистические, а за этим - появление нового, господствующего класса буржуазии. Темой пьесы является судьба родины, ее будущее. “Вся Россия - наш сад”. Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы “Вишневый сад”. Представителем настоящего в чеховской комедии является Лопахин, прошлого - Раневская и Гаев, будущего - Трофимов и Аня.
Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и никчемность хозяев имения - Раневской и Гаева.
Любовь Андреевна Раневская, на мой взгляд, довольно пустая женщина. Она не видит вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремится жить красиво, беззаботно. Она проста, обаятельна, добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней. Существо ее натуры - в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает золотые, в то время как бедная Варя из “экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох”; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. Вспоминает о погибшем сыне, говорит о материнских чувствах, любви. А сама оставляет дочь на попечении безалаберного дяди, не беспокоится о будущем дочерей. Она решительно рвет телеграммы из Парижа, сначала даже не читая их, а потом - едет в Париж. Она опечалена продажей имения, но радуется возможности отъезда за границу. А когда говорит о любви к родине, то прерывает себя замечанием: “Однако же надо пить кофе”. При всей ее слабости, безволии в ней есть способность к самокритике, к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.
Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Он в собственных глазах - аристократ самого высокого круга, ему мешают “грубые” запахи. Лопахина он словно бы не замечает и старается поставить “этого хама” на место. В языке Гаева просторечие соединяется с высокими словами: ведь он любит либеральные разглагольствования. Любимое его словечко - “кого”; пристрастен он к бильярдным терминам.
Лишившись семьи, дома, бывшие хозяева имения ничему не научились, не сделали ничего полезного. “Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, - говорит М. Горький, - они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, - паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни”. И я абсолютно согласна со словами писа-. теля.
Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад” представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток. Таковы многие грани его натуры и характера. Герой на протяжении всей пьесы постоянно повторяет о своем происхождении, говоря, что он мужик: “Отец мой, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд. Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком.” Хотя, мне кажется, все-таки он преувеличивает свою простонародность, ведь вышел он уже из семьи деревенского кулака-лавочника. Сам Лопахин говорит: “.отец мой покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал.” Да и сам он на данный момент весьма преуспевающий коммерсант. По его словам можно судить, что дела идут у него даже очень хорошо и жаловаться ему на жизнь и свою судьбу в отношении денег не приходится. В его образе видны все черты предпринимателя, дельца, олицетворяющего настоящее состояние России, ее устройства. Лопахин - это человек своего времени, усмотревший действительную цепочку развития страны, ее структуры и втянувшийся в жизнь общества. Он живет сегодняшним днем.
Чехов отмечает доброту купца, его стремление стать лучше. Ермолай Алексеевич помнит, как Раневская заступилась за него, когда в детстве его обидел отец. С улыбкой вспоминает об этом Лопахин: “Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет. (Пауза.) Мужичок.” Он искренно любит ее, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради нее он терпит Гаева, который презирает и игнорирует его. Купец стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В начале пьесы он показывается с книгой перед читателями. По поводу этого Ермолай Алексеевич говорит: “Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул”.
Ермолай Лопахин, единственный в пьесе занят делом, уезжает по своим купеческим надобностям. В одном из разговоров об этом можно услышать: “Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать”. Он отличается от других своей жизнеспособностью, трудолюбием, оптимизмом, напористостью, практичностью. Один он предлагает реальный план спасения имения.
Лопахин может показаться явной противоположностью старым хозяевам вишневого сада. Ведь он прямой потомок тех, чьи лица “глядят с каждого вишневого дерева в саду”. Да и как он может торжествовать после покупки вишневого сада: “Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется. Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь. Музыка, играй!” Но это не так, ведь на месте чего-то загубленного нельзя построить что-то прекрасное, радостное и счастливое. И здесь Чехов открывает и отрицательные качества буржуа Лопахина: его стремление разбогатеть, не упустить свою выгоду. Он все-таки сам покупает имение Раневской и сам воплощает в жизнь свою идею об организации дач. Антон Павлович показал, как приобретательство постепенно калечит человека, становясь его второй натурой. “Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен”, - так объясняет Петя Трофимов купцу о его роли в обществе. И все же Ермолай Алексеевич прост и добр, от души предлагает помощь “вечному студенту”. Не зря и Пете нравится Лопахин - за тонкие, нежные, как у артиста, пальцы, за “тонкую, нежную душу”. Но именно он советует ему “не размахивать руками”, не заноситься, воображая, что все можно купить и продать. А Ермолай Лопахин чем дальше, тем больше усваивает привычку “размахивать руками”. В начале пьесы это еще не столь ярко проявляется, но в конце это становится довольно заметно. Его уверенность, что все можно рассматривать в деньгах, увеличивается и все более становится его особенностью.
Не вызывает сочувствия история отношений Лопахина с Варей. Варя любит его. И ему она как будто нравится, Лопахин понимает, что его предложение будет для нее спасением, иначе ей идти в экономки. Ермолай Алексеевич собирается сделать решительный шаг и не делает его. Не совсем понятно, что мешает ему сделать предложение Варе. Или это отсутствие настоящей любви, или это излишняя его практичность, а может быть, что-нибудь еще, но в этой ситуации он не вызывает сочувствия к себе.
Ему присущи восторг и купеческая спесь после покупки имения Раневской. Приобретя вишневый сад, он торжественно и хвастливо объявляет об этом, не может удержаться от похвалы, но слезы бывшей хозяйки вдруг потрясают его. Настроение Лопахина меняется, и он с горечью произносит: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь”. Еще не угасшее торжество сочетается с насмешкой над самим собой, купеческая лихость - с душевной неловкостью.
Еще одна черта его не производит хорошего впечатления. Прежде всего это его неделикатность, стремление к скорейшей наживе. Он начинает рубку деревьев еще до того, как бывшие хозяева уехали. Не зря Петя Трофимов ему говорит: “В самом деле, неужели не хватает такта.” Рубку вишневого сада прекращают. Но как только бывшие владельцы покинули имение, топоры снова застучали. Новый владелец спешит претворить свою идею в дело.
Представителями будущего России являются Трофимов и Аня. Петр Трофимов верно смотрит на многие жизненные явления, способен увлечь образной, глубокой мыслью, и под его влиянием Аня быстро растет духовно. Но слова Пети о будущем, его призывы работать, быть свободными, как ветер, идти вперед неопределенны, носят слишком общий, мечтательный характер. Петя верит в “высшее счастье”, но как его достичь, он не знает. Мне кажется, Трофимов - это образ будущего революционера.
“Вишневый сад” был написан Чеховым в период предреволюционных волнений. Писатель убежденно верил в наступление лучшего будущего, в неизбежность революции. Творцами новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России. В пьесе “Вишневый сад” этими людьми являются Петя Трофимов и Аня. Революция свершилась, наступило “светлое будущее”, но “высшего счастья” народу оно не принесло.
Мне ближе герой комедии Лопахин. Своим трудом, упорством и старанием он добился своей цели - купил имение, где “дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню”. Стал богатым, уважаемым человеком. Конечно, есть в нем и отрицательные черты характера: стремление к наживе, привычка “размахивать руками”. Но Лопахин стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В отличие от Пети Трофимова у Ермолая Алексеевича слово не расходится с делом. При его жажде обогащения у него осталось сострадание к ближнему. В Лопахине мне нравятся оптимизм, трудолюбие, трезвый взгляд на вещи.
Вся Россия начала XX века, на мой взгляд, отразилась в пьесе Чехова. И ныне можно встретить таких непрактичных, потерявших почву под ногами людей, как Раневская и Гаев. Живы и идеалисты, подобные Пете Трофимову и Ане, а вот таких, как чеховский Лопахин, встретить достаточно трудно: в современных предпринимателях очень часто отсутствуют те привлекательные черты личности, которые мне понравились в этом герое. К сожалению, в нашем обществе на авансцену с каждым днем все увереннее выходят “лакеи Яши”. Об этом герое в моем сочинении нет ни слова, так как я ограничена временем экзаменационной работы. Я могла бы многое сказать и о нем, и о других персонажах пьесы Чехова “Вишневый сад”, так как это произведение дает неисчерпаемый материал для размышлений о судьбе России.http://vsekratko.ru/chehov/vishnevyjsad46

>Сочинения по произведению Вишнёвый сад

Любовь к дому

В произведении великого русского классика А. П. Чехова «Вишнёвый сад» центральное место отведено теме дома и родины. ­Подобно вишнёвому саду, павшему от рук топора, умирает потихоньку и бывшая родина. Или же если посмотреть с другой стороны, не умирает, а возрождается: на смену старому поколению приходит новое, молодое поколение, исполненное веры в счастливое будущее. Так ли это, на самом деле, показала впоследствии Октябрьская революция, но автор этих событий уже не застал. Чехов умер в 1904 году, а пьесу «Вишнёвый сад» успел дописать в 1903 году.

Сравнение, упомянутое в пьесе, «вся Россия – наш сад» вышло очень символичным. Антон Павлович был великим гражданином своей страны и поднимал тему родины во многих своих произведениях. Неудивительно, что его главные герои преисполнены патриотизма и любви к дому. Любовь к дому в пьесе проявляется у каждого по-своему. Так, например, для Раневской и Гаева это слепая привязанность к родовому поместью, а вместе с ним и к саду, в котором выросло не одно поколение. А для Пети Трофимова и Ани любовь к дому - это нечто большее. Они оказываются выше любви к саду. Их интересует будущее страны, перемены и нововведения.

Продажа сада это то, что лежит на поверхности, когда мы читаем пьесу. На самом деле, корни проблемы, затронутой автором, гораздо глубже. Продажа сада олицетворяет упадок дворянства к началу двадцатого века, разрушение веками сформированного социального уклада, появление нового поколения предпринимателей и предпосылки к назревающей революции. Для новых купцов, выходцев из народа, ни вишнёвый сад, ни родовое поместье не имеют большого значения. Вот поле мака, которое принесло бы гораздо больше прибыли, по мнению, Ермолая Лопахина , полезнее, чем вишня. А еще лучше, если разбить этот сад на участки и сдать его в аренду дачникам.

Такое предложение изрядно расстраивает Любовь Андреевну Раневскую, которая так нежно привязана к своему любимому, родному вишневому саду. Даже поверхностный Гаев переживает за судьбу сада и имения. Казалось бы, вот она настоящая любовь к дому. Но такой ли плохой купец Лопахин или Петя Трофимов, который говорит, что дворянство должно трудом искупить свою вину перед Россией? Дочь Раневской семнадцатилетняя Аня также принимает сторону Пети, а значит нового поколения патриотов. Она бранит матушку, когда та сорит деньгами, она корит ее, когда та страдает из-за потери сада.

Трофимов, в свою очередь, хоть и недолюбливает Лопахина, называя его «хищным зверем», а в душе считает его человеком нежной и тонкой конструкции. Поэтому считать, что кто-то прав, а кто-то нет в этой пьесе не логично. У каждого персонажа своя любовь к дому. Даже старый и верный Фирс до последнего остается сторожить имение Раневской и Гаева, когда оно уже продано с торгов Ермолаю Лопахину. Он слышит, как топором стучат по деревьям и переживает, что Гаев поехал в пальто, а не в шубе. Одно остается неизменным - судьба обыкновенного, казалось бы, сада решает судьбы и простых людей.

Тема родины в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад.

Цели урока.

1.Образовательная: рассмотреть символ сада в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», сделать выводы по пьесе, подготовить обучающихся к домашнему сочинению.

2.Развивающая: развить навыки анализа текста, совершенствовать монологическую речь.

3.Воспитательная: вызвать интерес к творчеству писателя, содействовать воспитанию любви к Родине.

Методы:

репродуктивный, эвристический, метод творческого чтения.

Тип урока: итоговый.

Вид урока: классический.

Наглядность:

портрет писателя, слайды с изображением цветущего сада, сцены из спектакля «Вишнёвый сад».

Ход урока.

Куда же несёшься ты, Русь?

Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

Психологическая установка

1.В пьесе «Вишнёвый сад» А.П. Чехов рассуждает о судьбе, о будущем России. Автор задаётся вопросом, которым задавались многие писатели, в том числе и Н.Гоголь в поэме «Мёртвые души»: «Куда же несёшься ты, Русь?»

Сегодня мы рассмотрим символ сада в комедии «В.с.» и будем готовиться к домашнему сочинению. (Запись темы и эпиграфа в тетради)

Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщённое (символ Родины, её природной поэтической красоты). В основе комедии – судьба вишнёвого сада, с ним связано всё.

Каким вам представляется образ вишнёвого сада? (Обращение к слайду №2) Какие ассоциации он у вас вызывает?

2.Беседа по вопросам.

Как образ вишнёвого сада пронизывает все действия пьесы?(действие1: «Вишнёвый сад продаётся за долги»;

Действие 3: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хвати топором по вишнёвому саду»;

Действие 4: «Вдали стучат топором по дереву».

(Декорация 1 действия: «Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут деревья, но в саду холодно, утренник».

Декорация 2 действия: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишнёвый сад… Скоро сядет солнце.

Декорация 4 действия: «Слышно, как стучат топором по дереву».

В финале пьесы: «Становится тихо. Среди тишины раздаётся глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду стучат топором по дереву».)

Как с образом вишнёвого сада связаны герои пьесы? Докажите свои позиции текстом.

Раневская, Гаев – прошлое, детство, благополучие, гордость, воспоминание о счастье. Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишнёвый сад».

Фирс: сад – барское благополучие. «В прежние времена, лет 50-4о назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили. Денег было…»

Лопахин: сад, воспоминание о прошлом. Дед и отец были крепостными; надежды на будущее – вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад- источник богатства, предмет гордости. «Если вишнёвы сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.

Трофимов: вишнёвый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…». «Вся Россия – наш сад» - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.

Аня: сад – символ детства, сад – дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как раньше». В то же время – сад- надежда на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». (Запись в тетрадях цитат о вишнёвом саде).

5.Каково авторское отношение к саду? (Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь её красоту и богатство, важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношения к родине. В автор ских ремарках: «прекрасный сад», «широкий простор», «звук лопнувшей струны» стук топора. Чехов: «Во втором акте вы дадите мне настоящее зелёное поле и дорогу, и необычайную для сцены даль». «Звук должен быть короче и чувствоваться совсем издалека»).

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сад – это символ Родины, её настоящего и будущего. Прошлое – это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее – это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Какое же будущее ждёт Россию? Этот вопрос Чехов оставляет открытым.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Пьеса «Вишнёвый сад – это пьеса о России, о её судьбе. Россия на перепутье – в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Антон Павлович переживает за свою страну. Пьеса – это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение на одну из предложенных тем.

    Чего заслуживает Раневская – осуждения или жалости?

    Чего больше в Лопахине: «хищного зверя» или «тонкой. Нежной души»?

    Какова роль второстепенных героев в системе персонажей пьесы «Вишнёвый сад»?

Вишнёвый сад как образ Родины в пьесе

Свое последнее произведение А.П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее. Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишнёвый сад» – «Вся Россия – наш сад», вложенная в уста одного из героев.

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «ё» в слове «вишнёвый». Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишнёвый» – воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев. Он соотнес их с чувствами к родной земле, тем самым олицетворив им Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля. Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению. Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»

Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становиться понятны социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонники и противники, причем они были во всех слоях общества. А самых социальных слоев было не так уж и много. Дворяне, кто-то беднее, кто-то богаче, как правило, они занимались умственным трудом, и все высокие посты были заняты именно этим сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных. Свободными они становились, выкупив себя, или хозяева их освобождали по доброй воле. Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы, и благодаря этому качеству могли выбиться в интеллигенцию. Лопхин именно из такой семьи. Дворяне, не занимающиеся государственной или иной службой, после отмены крепостничества, очень быстро разорялись, что и произошло с Раневской и Гаевым. И пути выживания были различными, что, в прочем, в пьесе показано, а их детям приходилось уже самим выбирать себе дорогу, что и продемонстрировала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями очень ярко показаны, заставляя думать о них.

Продажа сада и последовавший за этим разъезд ее обитателей в разные стороны весьма символичен. Именно в начале ХХ века началось разрушение «дворянских гнезд», разрушение родственных связей, приведших к длительной гражданской войне через 15-16 лет. Возможно, Антон Павлович предчувствовал это, создав героев, не способных слышать друг друга.

Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» показано очень туманно и неопределенно. А самой оптимистичной фразой становится: «Мы насадим новый сад». Вот только персонажей, способных на это, по мнению самого автора, в пьесе нет.

Отражение Россия в пьесе Чехова и описание её роли могут пригодится 10 классам при подготовке материалов для сочинения на тему «Вся Россия наш сад!».

Тест по произведению

"Вся Россия -- наш сад" (образ России в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад")

Пьеса "Вишневый сад" -- своеобразная поэма о прошлом, настоящем и будущем России. Тема Родины -- внутренняя сквозная тема этой, по определению автора, комедии. Можно сказать, что это произведение -- одно из сложнейших в драматургическом наследии А.П. Чехова. В этой пьесе переплетены, органически слиты элементы пародии, драмы и даже трагедии. Все это понадобилось автору для того, чтобы максимально полно воссоздать образ России. Герои "Вишневого сада" воплощают определенную ипостась этого образа. Раневская, Гаев -- прошлое, Лопахин -- один из наиболее противоречивых персонажей -- и прошлое, и, в определенной мере, настоящее, Аня -- будущее.

Хозяева вишневого сада ни красоты прошлого, ни красоты будущего не видят. Лопахин и люди, подобные ему, также далеки от этой красоты. Чехов считал, что придут новые люди, которые посадят новые, неизмеримо более прекрасные сады, превратят всю землю в волшебный сад.

В пьесе есть и постоянная чеховская грусть, печаль о гибнущей напрасно красоте. Можно сказать, что в ней звучат вариации на излюбленную тему А.П. Чехова. Это мотив красоты, которая противоречит себе, прекрасного, в котором есть ложь, скрытое безобразие. Как мне кажется, в этой пьесе автор в определенной мере развивает мысль Л. Толстого о том, что "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Для А.П. Чехова важно, что красота должна слиться с правдой, только тогда она будет истинной. И тот волшебный сад, о котором говорит Аня, и есть символ красоты, слившейся с правдой. Автор убежден в неизбежности этого, именно поэтому печаль в "Вишневом саде" светла. Многие критики считают, что пьеса пронизана чувством прощания с уходящей жизнью, со всем хорошим и отвратительным, что в ней было, но и радостным приветствием новому, юному.

Раневская и Гаев, хозяева прекрасного вишневого сада, не умеют сохранить его, заботиться о нем. Для автора сад -- символ России, прекрасной и трагической страны. И Любовь Андреевна, и ее брат -- добрые, по-своему милые, абсолютно непрактичные люди. Они чувствуют красоту, волшебное очарование вишневого сада, но они, по мнению автора, люди пустые, люди без родины. Все их рассуждения о том, что имение необходимо спасти, что они не смогут жить без вишневого сада, дома, с которым связано столько радостных и трагических воспоминаний, ни к чему не приводят. Кажется, что они уже внутренне свыклись с потерей имения. Раневская размышляет о возможности возвращения в Париж, Гаев как бы примеряет на себя должность банковского служащего.

Они испытывают даже некоторое облегчение, когда свершается "катастрофа", им можно больше не волноваться, не "хлопотать". Показательны слова Гаева: "В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда копирование запрещено вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже". Любовь Андреевна подтверждает это: "Нервы мои лучше, это правда", хотя, когда приходит первое известие о продаже вишневого сада, она заявляет: "Я сейчас умру". Чрезвычайно важна, на наш взгляд, чеховская ремарка. Услышав смех Яши в ответ на свои слова Раневская, спрашивает его с легкой досадой: "Ну чему вы смеетесь? Чему рады?" А ведь, казалось бы, смех лакея должен был потрясти ее так же, как потряс бы смех над могилою близкого человека, ведь она "сейчас умрет". Но нет ужаса, нет потрясения, есть всего лишь "легкая досада". Автор подчеркивает, что ни Гаев, ни Раневская не способны не только на серьезные действия, но даже глубокие чувства. Новый хозяин вишневого сада, Лопахин, слишком тесно связан с прошлым, чтобы олицетворять будущее. Но, как мне кажется, он отнюдь не полностью представляет в пьесе и настоящее России. Лопахин -- натура сложная и противоречивая. Он не только "хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути", как говорит о нем Петя Трофимов. Он по-своему пытается усовершенствовать жизнь, думает о будущем, Лопахин предлагает собственную программу. Как человек умный и наблюдательный, стремится извлечь из них пользу не только для себя. Так, например, этот герой считает, что "до сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники, может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...".

Чехов так писал о нем: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах". Безусловно, Лопахин -- образ отнюдь не лишенный привлекательности, с его страстью к труду необходимо бы делать настоящее и большое дело, у него поистине творческих размах. Именно этот персонаж говорит: "...господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...". А Лопахину приходится совершать и отнюдь не красивые поступки, например, купить вишневый сад у обанкротившихся владельцев. Однако этот персонаж не лишен понимания прекрасного, способен понимать, что приобрел "имение, прекрасней которого ничего нет на свете", осознавать, что значит его поступок для других. Он испытывает одновременно и восторг, и хмельную удаль, и печаль.

Увидев слезы Раневской, Лопахин с надрывом говорит: "О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь". Если бы он был "хищный зверь", нечто, "необходимое для обмена веществ", разве был бы он способен произнести такие слова, испытывать такие чувства. В образе Лопахина заключена, следовательно, определенная двойственность. Он одновременно испытывает печаль о прошлом, пытается изменить настоящее, думает и о будущем России.

На наш взгляд, настоящее отражает в пьесе и образ Пети Трофимова, хотя он, казалось бы, обращен в будущее. Да, за этим героем чувствуется определенное общественное движение, ясно чувствуется, что он совсем не одинок. Но его роль заключается, по-видимому, в том, чтобы показать другим неприглядность жизни, помочь осознать необходимость перемен, сказать "прощай, старая жизнь!". Ведь отнюдь не случайно не Петя Трофимов, а Аня говорит: "Здравствуй, новая жизнь!". Думается, что в пьесе есть лишь один образ, который мог бы гармонически слиться с красотой вишневого сада. А именно Аня -- олицетворение весны, будущего. Эта героиня сумела понять суть всех речей Пети, осознать, что, как писал Чехов, все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего". Она идет вперед, чтобы изменить жизнь, превратить всю Россию в цветущий сад.

А.П. Чехов мечтал о скором расцвете России, и отразил эту мечту в пьесе "Вишневый сад". Однако и в этом произведении, на наш взгляд, нет однозначного финала. С одной стороны -- радостная музыка утверждения новой жизни, с другой -- трагический звук оборвавшейся струны "замирающий и печальный", а затем -- "наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву".

В этом произведении А.П. Чехова заключена и тончайшая лирика, и острая сатира. "Вишневый сад" -- и веселая, и грустная, вечная пьеса о страстно любимой автором родине, о ее грядущем расцвете. Именно поэтому к ней будут обращаться все новые и новые поколения читателей.