Класс: 2

1. Фактуальная информация: солнце путешествовало по небу и разбрасывало свои лучи. Солнце дарило свои лучи и виноградникам, и насекомым, и зверям, и всем растениям. Туча злилась и ворчала на солнце. В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.

Подтекстовая информация: солнце – символ щедрости. Туча, из-за своего грозового настроения, упрекала солнце в щедрости.

Концептуальная информация: быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

2. Жанр: сказка-ноктюрн.

3. Тема: “Что, значит, быть щедрым?” (По сказке Джанни Родари “Солнце и туча”)

4. Цели урока:

  • познакомить с произведением Джанни Родари “Солнце и туча”, с новым литературным жанром сказкой-ноктюрном, литературным приёмом аллегории;
  • проанализировать черты характера солнца и тучи, помочь учащимся сделать самостоятельный вывод, что, значит, быть щедрым;
  • понаблюдать за отношением автора к героям сказки.

5. Тип урока – урок знакомства с новым текстом.

Этап антиципации

Прочитайте предложение, записанное на доске “Оно путешествовало по небу на своей огненной колеснице, разбрасывало лучи – во все стороны”

О чём идёт речь?

Что помогло определить?

Колесница (большой колесный экипаж).

Как солнце могло путешествовать в колеснице?

Подберите слова к слову “солнце”: лучи, солнце, ворчала, щедро, туча, рассыпалась градом, весело, злилась.

А остальные слова к чему можно отнести? (Туча)

А что туча может ворчать, злиться? (Переносное значение)

На мой взгляд, ворчать, злиться – это слова-синонимы, а вы как думаете?

Это и есть заглавие нового произведения. Откройте учебники.

Кто же такие Туча, Солнце? (Герои произведения) Заголовок – главные герои.

Вы уже познакомились с ключевыми словами текста. Можно сразу по ключевым словам определить жанр произведения? (Сказка)

Это не просто сказка, а сказка-ноктюрн.

Что непонятно в определении? (Ноктюрн). (Ноктюрн – небольшое лирическое произведение)

Понятно ли теперь всё? (Лирическое произведение – произведение, выражающее чувства, переживания)

Рассмотрите иллюстрацию

Это сказка. А что сказочного на ней? (Нет ничего сказочного)

Обратите внимание на природу, изображённую на иллюстрации. (Италия – Родина Джанни Родари)

Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное)

Что же может произойти между солнцем и тучей? Предположения.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)

Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо)

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?)

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.

2. Обобщающая беседа.

Чему удивилась туча?

Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым, добрым, щедрым)

А разве “добрый, щедрый” – это не одно и тоже?

Уточним значения слов. Рабочая тетрадь с.47 №3.

Какое же определение для солнца самое точное? (Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое)

Кто был счастливее – солнце или туча? Почему? (Щедро раздаривало…)

Вы сказали, что Солнце было щедрым. Отметим опорные слова. (Работа с текстом). Путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалась ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось.

Что делала туча? (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась градом)

3. Выразительное чтение

4. Работа с текстом после чтения

Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)

Какой же скрытый смысл содержится в сказке? (Быть щедрым по отношению к окружающим.)

На какой же вопрос мы с вами попытались ответить на уроке? (Что, значит, быть щедрым?)

Так, что, значит, быть щедрым? Не быть жадным, недовольным. Если человек щедр по отношению к окружающим, то он не обеднеет, а станет богаче духовно.

5. Работа в группах.

2 1 4 3 3 3

1. Работа с текстом произведения до чтения.

Найдите такую сказку в учебнике.

– Что мы читали из произведений Дж. Родари? (Кроме «Приключений Чиполлино» Дж. Родари написал много других сказок, удивительных историй и замечательных стихов.)

– Кто же будут герои нового произведения?

2. Рассматривание иллюстрации . Слайд 5

– Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника? (Нет. )

– Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное. ) А туча?

Обратите внимание на иллюстрацию. Какие краски взял художник?

– Что же может произойти между солнцем и тучей?

Предположения детей .

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение про себя (даётся установка на ведение диалога с автором через текст).

Карандашом в тексте помечайте, где бы вы задали вопрос и подчёркивайте слова, значение которых будет вам непонятно.

Наши предположения подтвердились?

Кто из них был счастливее – солнце или туча?

Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет.

Какие непонятные слова встретились? Слайд 6

Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка, запряжённая лошадьми

Огненная колесница- оранжево-красного цвета, цвета огня.

Горделиво – выражая собственное превосходство и достоинство. Слайд 7

Щедро – не скупясь и не жадничая. Слайд 8

Транжира – тот, кто легкомысленно тратит без разбора или раздаёт что-то. Слайд 9

Физминутка Слайд 10

2. Чтение вслух и беседа по ходу чтения.

Продуктивное чтение.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

На чём путешествовало солнце?

А почему у солнца была огненная колесница? (Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце)

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.

О Почему?

П Ваши предположения

И неудивительно- у неё было грозовое настроение.

Что значит грозовое настроение? (Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх.)

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

Дырявые руки -

Встречались ли вы с таким выражением?

А солнце послушает тучу?

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Почему все радовались солнечным лучам?

Почему все старались заполучить свою частичку солнца? (От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее.)

А кому не нравилось солнце? Почему?

-Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Чему удивилось туча? Что с ней случилось? (Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе. Туча рассыпалась градом.)

Каким было солнце в конце дня? (весёлым, счастливым) Почему?

Работа в группах (проверка по слайду) Слайд 11

Соедините слова, предложения, относящиеся к героям.

3.Подготовка к выразительному чтению .

а) Выборочное чтение.

– Каким было солнце? («Путешествовало весело и горделиво», «каждая ягодка радовалась ему», «раздаривало свои лучи», «весело бултыхнулось». )

– Что делала туча? Выберите из текста глаголы, относящиеся к ней.

(Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась . )

Готовятся в парах.

б) Выразительное чтение

3. Работа с текстом после чтения.

– Охарактеризуйте главных персонажей этой сказки.

– Кто из героев вам больше понравился? Почему?

Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча. )

Каких людей мы можем сравнить с солнышком? (Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых.)

А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»? (Мрачных, нелюдимых, злых.)

Что его привлекает в людях? (Доброта, щедрость, открытость.)

Что отталкивает? (Грубость, злобность, зависть.)

В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное.

6) Как вы думайте, какой совет даёт нам Джанни Родари? (быть щедрыми, добрыми)

– Так кто же был счастливее – солнце или туча? Почему?

Какова главная мысль сказки Джанни Родари?

Работа в парах

Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют тучу, подчеркните их синим карандашом, солнце – красным карандашом.

Соотнесите пословицы - «орешки» с их «ядрышками» - мыслями.

Добро век не забудется. не зазнавайся

Не подымай носу: споткнёшься. меньше говори, больше делай

Жизнь дана на добрые дела. делай добро

Не спеши языком, торопись делом. добро долго помнят

Божко Наталия Александровна

Костанайская область,

Алтынсаринский район,

с. Большая Чураковка

КГУ «Больше – Чураковская средняя школа

отдела образования акимата Алтынсаринского района»

Аннотация

Наша школа находится в республиканском пилотном проекте по интеграции программы «Самопознание» в учебно – воспитательный процесс.

Основная цель пилотного проекта - создание целостной воспитывающей среды, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Направление духовно - нравственного воспитания пронизывает весь учебно-воспитательный процесс в школе.

В начале каждой недели классные руководители проводят Круги радости с детьми по возрастным ступеням школы, а также отдельно в каждом классе. На каждом уроке присутствуют элементы предмета самопознания в виде игр, упражнений, творческих заданий.

Предоставленные мной творческие задания я объединяла в один урок внеклассного чтения по литературе. Можно использовать предложенные задания изолированно друг от друга. Думаю, что коллегам будет удобнее использовать их в своей практике, видя целостную картину и место каждого задания в учебном процессе.

Творческие задания «Секреты счастья»

Эмоциональный настрой

для повышения внимания к предлагаемому материалу

Дети, кому пришло письмо?

Учащимся 2 класса.

А вы знаете, что в нём?

Нет!

Значит ЭТО ……….. ! (молча поворачиваю конверт)

Дети читают слово «СЕКРЕТ»

Все ли секреты можно раскрывать?

Нет!

А ПОЧЕМУ?

Дети высказывают свои предположения.

А этот секрет МОЖНО!

О каком секрете пойдёт речь вам подскажет МУЛЬТФИЛЬМ.

Присаживайтесь, посмотрим.

Творческое задание № 1.

Название: «Букет радости»

Цель: раскрытие одного из «секретов счастья» - хорошо радоваться самому и радовать других, через просмотр кинофрагмента с последующим обсуждением в общем кругу

Форма проведения: кинометафора

Оборудование: письмо с секретом, фрагмент мультфильма «Просто так», сюжетные картинки к мультфильму, картинка «Букет».

Просмотр фрагмента мультфильма «ПРОСТО ТАК».

О чём был просмотренный вами фрагмент? Расскажите своими словами.

Дети рассказывают, дополняют друг друга.

Работа в группах.

Инструкция:

    Расположите картинки по порядку.

    Напишите – КАКОЕ настроение у героев мультфильма.

Дети работают в группах и объясняют свой выбор.

Настроение

____________________

Настроение

_________________________

Настроение

_________________________

Настроение

_________________________

Продолжая работу, акцентируем внимание на изменение внутреннего состояния героев, а не назывании видов настроения.

Какое настроение было у МАЛЬЧИКА? (весёлое)

Какое настроение было у ОСЛИКА? (грустное)

Как изменилось настроение ОСЛИКА? (СТАЛО весёлое)

Как изменилось настроение МАЛЬЧИКА? (ОСТАЛСЯ весёлым)

Стал ли ослик счастливым?

ДА!

Подумайте, ЧТО именно сделало ослика счастливым?

Ослик получил цветы.

ОН ПОЛУЧИЛ ЦВЕТЫ. И всё на этом закончилось?

НЕТ, он отдал цветы собачке, собачка мишке, мишка белке.

Продолжите одну мысль:

Наши герои СТАНОВИЛИСЬ СЧАСТЛИВЫМИ, тогда,

когда ………... (получали цветы) и тогда, ……….... (когда отдавали их).

В чём секрет ИХ счастья?

Они отдавали то, что у них было, и становились счастливее – веселее.

Вот и первый секрет из нашего конверта!

БУКЕТ РАДОСТИ.

Как можно ещё его назвать?

Букет РАДОСТИ, СЧАСТЬЯ, ДРУЖБЫ …

Рефлексия «Букет радости»

Цель: формирование способности анализировать и фиксировать свои эмоции и чувства в состоянии радости

Круг радости

Есть ли среди вас дети, которые хотят ПРОДОЛЖИТЬ РАССКРЫВАТЬ СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ?

- Да!

Давайте начнём его раскрывать.

Дети встанем в круг – ПРОСТО ТАК.

Продолжим путешествие цветка как в мультфильме:

Учитель даёт букет ученице:

« Арина! Я даю тебе букет ПРОСТО ТАК ….» (протягивает букет Арине).

Арина отвечает и даёт букет Саше:

« Спасибо! Саша! Я даю тебе букет ПРОСТО ТАК ….» (протягивает букет Саше).

Круг радости продолжается, и букет возвращается к учителю.

Учитель:

А я поставлю букет на место. КРАСИВО?

Почему мы не оставляли букет себе, а передавали дальше.

МЫ ДЕЛАЛИ ЭТО ПРОСТО ТАК!

Кому из вас было приятно получать цветок? Почему?

А когда вы ОТДАВАЛИ цветок, что вы чувствовали? Почему?

В итоге у кого остался цветок?

Ни у кого.

Но ЧТО у нас осталось?

Настроение! ОТЛИЧНОЕ, ВЕСЁЛОЕ, РАДОСТНОЕ ….

Вывод: когда ты радуешь других, то и тебе становится радостно.

В чём же заключался НАШ секрет счастья?

Мы радовали друг друга, нам было приятно передавать цветок!

Вот и второй секрет из нашего конверта!

БУКЕТ для вас от всего сердца.

Как можно ещё дарить букет?

Дарить от ДУШИ, с РАДОСТЬЮ, ….

Творческое задание № 2 - 3.

Название: «Щедрость»

Цель: формирование нравственного аспекта щедрости по отношению к окружающим через изучение и анализ сказки «Солнце и туча»

Форма проведения: тематическое упражнение

Оборудование: письмо с секретом, карточки для деления на группы и с заданиями, сказка «Солнце и туча», загадки, картинка «Сердце».

Описание творческого задания и технология его проведения:

Деление на группы и вхождение в тему

Дети выбирают жёлтые и синие карточки, рассаживаются по местам.

Инструкция.

    Работа с карточками: на обратной стороне картинка. Соберите её (не показывать другой группе).

    Работа с загадками: выберите загадку относящуюся к вашей картинке.

    Серая на небе вата

    Слишком стала мокровата.
    Из неё, того и жди,
    Сеять вниз начнут дожди.
    Ветер, ты-то ведь могучий,
    Разгони на небе …

    Приказало солнце: стой,
    Семицветный мост крутой!
    Тучка скрыла солнца свет -
    Рухнул мост, и щепок нет.

    Над рекой остановился
    Шар воздушный, золотой.
    А потом за лесом скрылся,
    Покачавшись над водой.

    Загадайте выбранную загадку другой группе.

    Другая г руппа отгадывает загадку.

По ходу работы учитель акцентирует внимание учащихся на доказательствах из загадки?

Почему солнце? Докажите примерами из загадки.

Шар золотой, скрывается за лесом (за горизонтом)…

Почему туча? Докажите примерами из загадки.

Серая вата (туча сера)я, из неё идут дожди, ветер разгоняет тучи …

Дети рассаживаются по своим местам.

Не случайно вы разгадывали эти загадки…….

Дома вы читали сказку, но название сказки было пропущено.

___________________________ и ___________________________

Кто – нибудь из вас знает или догадался: как ПРАВИЛЬНО называется эта сказка?

Дети говорят свои варианты ответов.

Сейчас проверим!

Расшифровав запись, вы узнаете правильное название произведения.

Дети разгадывают название «Солнце и туча».

Возьмите ручку и запишите название сказки на вашем листке.

СОЛНЦЕ и ТУЧА.

А кто знает, кто написал эту сказку?

ДЖАННИ РОДАРИ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Цель: активизация познавательной деятельности талантливых детей.

Я попросила Софию и Ксюшу помочь мне рассказать о Джанни Родари.

Но сделать это надо необычно - от имени писателя.

Девочки по очереди ведут рассказ от имени автора.

«Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в небольшом местечке Оменья, расположенном на севере Италии. Настоящее полное имя писателя – Джованни Франческо Родари.»

Пример рассказа:

Меня зовут Джанни Родари. Я родился 23 октября 1920 года в небольшом местечке Оменья, оно расположено на севере Италии. Моё полное имя - Джованни Франческо Родари.

«Его папа, Джузеппе Родари, трудился булочником, его рано не стало, когда Джанни было всего 10 лет».

«Семья была бедной, жалования отца не хватало, и мама, Маддалена Ариокки, подрабатывала служанкой в богатых домах».

«В семье росли ещё два сына – Марио и Чезаре. После смерти отца мать с тремя детьми вернулась в свою родную деревню Варесотто, где и прошло детство мальчишек».

«Джанни с ранних лет рос болезненным и ослабленным ребёнком. Очень сильно ему нравилась музыка, он даже брал несколько уроков игры на скрипке.

Но ещё больше он любил книжки. Правда, читал мальчик далеко не детскую литературу, а серьёзные книги».

«Несмотря на бедность, Джанни рос талантливым и добрым мальчишкой. Он был невероятным фантазёром, постоянно мечтал и верил в лучшее.

Возможно, именно это и сделало из него писателя – лучшего друга детей во всём мире».

ЗАДАДИМ ВОПРОСЫ

Незапланированное задание для рассказчиц.

Задайте своим одноклассникам по три вопроса о том, что вы рассказали.
(Момент неожиданности активизирует их деятельность и деятельность своих одноклассников).

Продолжаем работу. ЧТО вы заметили рядом с фамилией автора?

ТЕЛЕФОН.

И у меня есть телефон! Посмотрите, сколько высыпалось сказок из трубки этого телефона! Это всё сказки Джанни Родари! Они записаны в книге «Сказки по телефону». Их около сотни.

Среди них есть и наша сказка «Солнце и туча». Давайте прочитаем её ещё раз.

Солнце и туча.

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

ДЖАНИ РОДАРИ

Работа в группе

Инструкция

    Нарисуй быстро солнце (тучу).

    Соедини стрелкой солнце (тучу) и слова, которые к нему относятся.

Рефлексия «Щедрость»

Цель: формирование умение представлять и фиксировать свои знания с помощью воображения.

Вы определили то, что хотел автор рассказать о солнце и туче.

Как вы думаете, кто из них был счастливее – солнце или туча? Почему?

(Солнце протягивало свои лучики ко всем, у него было много друзей.

А туча закрывалась от всех и ничего не отдавала).

Вы хорошо охарактеризовали героев. Вам нужно показать состояние героев.

- Группа «СОЛНЦЕ», не вставая с места, с помощью рук изобразите щедрость солнца.

Ключевая идея: Солнце весело и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

Предположительный показ: показывают руками лучи – руки в стороны, на столе внутри хорошо видно солнце (собранная ранее картинка).

Что вы чувствуете, став солнцем?

СВЕТ, ОТКРЫТОСТЬ, ЛЁГКОСТЬ …

Хорошо ли вашему солнцу? Удобно ли вашим рукам?

- Группа «ТУЧА», не вставая с места, с помощью рук изобразите жадность тучи.

Ключевая идея: Туча злилась и копила в себе капли, пока не лопнула!

Предположительно: собирают руки вместе (в кучу), на столе не видно тучи (собранная ранее картинка).

Удобно ли вам смотреть на картинку?

Что вы чувствуете, став тучей?

ТЬМА, ЗАКРЫТОСТЬ, ТЯЖЕСТЬ, НЕУДОБНО ….

Хорошо ли вашей туче? Удобно ли вашим рукам?

Делаем вывод: У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива.

А туча только злилась. Она была одинока.

В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.

В чём заключается секрет счастья ЭТОЙ сказки?

Быть щедрым, как бесконечные лучики солнца!

Вот и третий секрет из нашего конверта!

ЩЕДРОЕ СОЛНЦЕ.

ЧТО можно щедро раздаривать?

Дарить ДОБРО, ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, …

Творческое задание № 3.

Название: «Не жадность и не щедрость»

Цель: раскрытие важного аспекта щедрости – всегда ли нужно делиться всем что имеешь.

Форма проведения: ролевая игра

Оборудование: письмо с секретом, сценка с реквизитами, картинка «Дерево».

Описание творческого задания и технология его проведения:

Дети показывают инсценировку

Сценка «Подружки»

Юля пришла в гости к Вике. Когда они играли, с ее косички слетела резинка.

- Дай мне расческу, я сделаю хвостик, - попросила Юля.

- Извини, Юля, расческу я тебе дать не могу, - ответила Вика..

- Жадина! – обиделась Юля.

Дети, можно ли Юлю назвать жадиной? А щедрой? Почему?
(Личными вещами человек делиться не должен – это негигиенично)

Какие личные вещи еще есть у человека?

(Зубная щетка, полотенце, носовой платок)

Работа в группах.

А может ли Оля проявить щедрость и отдать Вике свою расчёску?

Инструкция

    Продолжите мысль: Наверное, нет, так как ………… (это была её личная вещь, она ей уже пользовалась).

    Продолжите мысль: Наверное, да, если ………… (помыть расческу и быть уверенным в соблюдении правил личной гигиены).

    Укажите причину: почему мы не всегда можем быть щедрыми и не жадными.

Общий вывод: Есть в жизни правила, которые не позволяют проявить щедрость, и не делают человека жадиной.

- Какой секрет счастья мы откроем девочкам, чтобы их дружба была счастливой?

Не всегда жадность – это жадность.

Не всегда уместно проявлять щедрость!

ЭТО НАДО ПОНИМАТЬ!

Вот и четвёртый секрет из нашего конверта!

ДЕРЕВО ЩЕДРОСТИ.

ЧТО на нём может расти?

ДОБРО, ЛАСКА, ВНИМАНИЕ …

А ЧТО не вырастет никогда?

ГРУБОСТЬ, ЗЛО, ЖАДНОСТЬ …

Творческое задание № 5.

Название: «Щедрость души»

Цель: раскрытие одного из «секретов счастья» - проявляя щедрость к своим близким, с ам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

Форма проведения: кинометафора

Оборудование: письмо с секретом, видеоролик «Бусы из бирюзы» и фото героев, плакат, жёлтые шляпы с надписью «Щедрость», клей, фломастеры, картинка «Радуга».

Описание творческого задания и технология его проведения:

Дети, приглашаю вас посмотреть один видеоролик

Просмотр видеоролика «Бусы из бирюзы»

Содержание ролика.

Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга. Она вошла в магазин и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.

- Я хочу купить эти бусы для сестры. У вас есть красивая упаковка к ним? - спросила девчушка.
Владелец лавки недоверчиво посмотрел на девочку и поинтересовался:
- А сколько у тебя денег?
Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила:
- Этого хватит?
Там было всего несколько мелких монет. Но девчушка с вдохновением продолжала:
- Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. Наша мама давно умерла, и с тех пор только она заботится о нас. На себя у неё совсем не остаётся времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.

Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант.
- Возьми! - сказал он девочке. - И неси осторожно!

Девочка выбежала из магазина и радостно помчалась к дому. В конце рабочего дня порог того же магазина переступила красивая молодая девушка. Владелец лавки сразу же отметил небольшое семейное сходство с маленькой посетительницей, купившей бусы днём. Она достала из сумочки и положила на прилавок знакомый продавцу футляр, затем оберточную бумагу и развязанный бант.

- Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?
- А! - воскликнул владелец, - цена любого товара в моей лавке - это всегда конфиденциальное соглашение между мной и покупателем.

Девушка заявила:
- Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы ведь из настоящей бирюзы? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману.

Мужчина подошел к прилавку, взял бусы, с нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:
- Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.

Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…

О чём идёт речь в ролике? Расскажите СВОИМИ СЛОВАМИ.

Какой момент затронул вас больше всего?

Видеоролик очень проникновенный. Исходя из свежих впечатлений, сохраняя хрупкий мостик между только что увиденным и предстоящей работой, детям сразу предлагается следующее задание.

Работа в группах

Инструкция

    Назовите главных героев фильма.

Продавец, маленькая девочка, старшая сестра.




ПОЧЕМУ? ____________________

ПОЧЕМУ? ____________________

ПОЧЕМУ? ____________________

Защита групп проходит в форме группового обсуждения. Учитель должен умело вести данное обсуждение. Так как учащиеся 2 класса не всё понимают как взрослые. И важно сохранить их мнение.

Наблюдение: при выполнении этого задания дети посчитали продавца и маленькую девочку – щедрыми, а старшую сестру строгой и жадной.

Считаю это задание актуальным, так как нужно обратить внимание детей на скрытую щедрость (которую не держали в руках) – это щедрость души старшей сестры, так как она отдавала все свои силы, любовь на заботу о всех членах своей семьи. А пришла в магазин вернуть ожерелье, так как не могла позволить себе роскошь, когда у них не хватает средств на существование.

Вывод: Быть щедрым по отношению к окружающим – это хорошо. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

В чём секрет счастья ГЕРОЕВ видеорлика?

Они отдавали то, что у них было, и не просили ничего взамен.

Вот и пятый секрет из нашего конверта!

ЩЕДРОСТЬ ДУШИ.

Какие КРАСКИ щедрой души?

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ….

ИСТОЧНИКИ

    Мультфильм «Просто так» (время просмотра с 00:35по 02:15)

    Краткая биография о Джанни Родари

    Книга Джанни Родари «Солнце и туча»

    Сценка «Подружки»

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа Методическое объединение учителей начальных классов. № 2 » Открытый урок Тема: Джанни Родари «Солнце и туча» Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Ковылкинская СОШ №2» Абрамова Ольга Николаевна

Тема: Джанни Родари «Солнце и туча» Цели: 1. Формировать оценочные суждения детей. Учить составлять оценочную характеристику героев. Учить понимать идейное содержание текста через анализ поступков героев. Формировать навык грамотного внимательного чтения. 2. Развивать словарный запас, устную связную речь. 3. Воспитывать доброе отношение к людям, которые тебя окружает. Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД: Познавательные УУД: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений. Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения. Оборудование: выставка книг, портрет писателя, мультимедийная презентация карточки с дифференцированными заданиями Этапы урока Деятельность учителя Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти! I. Организационный момент Личностные УУД II. Этап до чтения Примечание Слайд 1 http://www.proshkolu.ru/ Кабинет›Блог›411247 Слайд 2

текста 1. Актуализация знаний У­ Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать? Д­ «Самое обыкновенное чудо» http://www.chitalnya.ru/ Толковый словарь›ch/ch1952.php МОТИВАЦИЯ. БЕСЕДА, ПОДВОДЯЩАЯ К ТЕМЕ УРОКА. Коммуникативные УУД (ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт) . У­ Что такое «чудо»? Д­ Чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью. У­ В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо». ­ Где можно увидеть обыкновенное чудо? Д­ В цирке, в кино. У­ А на уроке чтения, где можно узнать о чуде? Д­ В книгах, текстах, словах автора. У­ Кто может увидеть это чудо? Д­ Только самые наблюдательные, внимательные люди и писатели У­ В каких произведениях вы уже встретились с обыкновенным чудом? Д­ Экзюпери «Маленький принц», Г.Горбовский «Розовый слон». У.домашним заданием было выучить наизусть диалог Лиса и принца из сказки « Маленький принц.»и нарисовать рисунки к этой сказке. Сценка «Маленький принц», ч.6 (Маленький принц возвратился к Лису) Принц: Слайд 3

­ Прощай … Лис: ­ Прощай, вот мой секрет, он очень прост: ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ. САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ. Принц: ­ Самого главного глазами не увидишь. Лис: ­ Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей свои дни. Принц: ­ Потому что я отдавал ей все свои дни… Лис: ­ Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ. Ты в ответе за твою розу. Принц: ­ Я в ответе за мою розу … У­ Какие слова сказки запомнились? Д. ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ. У.Действительно мы должны заботится о своих питомцах. У­ В произведениях, какого же жанра чаще всего встречается чудо? Д­ В сказках. Слайд 4 http://www kindlebook.ru referat/dlya…literaturnomu… klass­ na …

У­ Почему вы так решили? Д­ Именно в сказках много волшебства, фантазии, растения и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы У­ А вот Борис Заходер считает, что бывают другие сказки «… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким­то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам». У­ Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня. У­ Хотите встретиться с еще одним обыкновенным чудом? Д­ Хотим… У­ А если хотите увидеть чудо, то какими вы должны быть на уроке и в жизни? Д­ Внимательными и наблюдательными. Если вы поработали на данном этапе закрасьте один лучик на урока, РЕФЛЕКСИЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Слайд 5 . fora:// www . ru / - http team портрет Джанни Родари:// bookervil . ru / sho ­ Приключение http p / Чипполино http . ru / ­ Путешествие голубой стрелы:// skupiknigi:// bookervil . ru / sho ­ Приключение http p / Чипполино. ru / ­ http Путешествие голубой стрелы:// skupiknigi ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА солнышке. У. тема нашего урока « Секрет счастья ». А в чём оно заключается мы ответим в конце урока. У­ Назовите, сказку какого автора мы будем читать. Д­ ДжанниРодари У.­Что вы о нём знаете? Д.Д. Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было, сочинять шуточные стихотворения.) У­В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры. У.­ Какие произведения этого автора вы уже читали? Д.Приключение Чиполлино. У­ Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке.. У.Посмотрите на иллюстрацию. Можете ли вы предположить, о чём мы будем читать? Кто станет главными героями нашего рассказа? Д.Солнце и туча. У­ Рассмотрите их. Они уже здесь. ­ Опишите, какое солнце. Д­ Солнце ­веселое, улыбчивое, яркое, праздничное, ласковое. У­ А как выглядит туча? Д­ Туча ­хмурая, неприветливая,

РЕФЛЕКСИЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИЗМИНУТКА Технология здоровьесбереже ния Дыхательная гимнастика Слайд 6 http . celt:// www army . ru / content / view /24/106/ - солнце и туча грозная, мрачная, тяжёлая У­ Что может произойти между солнцем и тучей. Д.Думаю, между ними может произойти что – то хорошее или не очень хорошее. У.Прочитайте название рассказа. Совпало оно с нашим предположением? Если вы поработали на данном этапе закрасьте один лучик на урока, солнышке в любой цвет. Встаньте, представим, что мы с вами в лесу, давайте вдохнём запах весеннего утра(вдох – руки поднимаем, выдох со звуком, наоборот) Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст. Слайд 7

МОТИВАЦИЯ. БЕСЕДА, ПОДВОДЯЩАЯ К ТЕМЕ УРОКА. Работа с ключевыми Словами РЕФЛЕКСИЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА Познавательные УУД (понимают текст по содержанию) Познавательные УУД (поиск информации в тексте) Слайд 8 ­ Познакомится с произведением. ­ Понять, почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо» Слайд 9 Чтение слов, соотнесение их с гер festival.1september.ru›article s/587650/ оями. ­ Какова цель нашего урока? Познакомиться … Понять, почему это сказка … У­ Прочитайте ключевые слова. рассыпалась градом разбрасывало лучи ворчала раздаривало горделиво злобно ­ К кому из героев вы бы адресовали эти слова? Если вы поработали на данном этапе закрасьте один лучик на урока, солнышке в любой цвет. У.Трудно по одному рисунку и ключевым словам определить, о чём будет текст. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда его прочтём. ­ Чтобы понять главную мысль автора, читать надо вдумчиво. После чтения попробуем также разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет. Приготовились. Читаем первую часть ­Откройте учебник на стр. 122

Слайд 10 . celt:// www http . ru / content army / view /24/106/ - колесница Продуктивное чтение. (чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа) Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны. И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно­ у неё было грозовое настроение. 1 часть.У­ На чём путешествовало солнце? Д. ­ На колеснице У­ Что такое колесница? Д. Колесница – древняя двух­ или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. У­ А почему у солнца была огненная колесница? Д. ­ Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце. У­ Что значит «щедро разбрасывало лучи»? Д.Щедро – не скупясь, не жадничая. делится с другими, не жалеет У­ А как солнце путешествовало? Что значит «горделиво»? Горделиво – выражает собственное превосходство, достоинство. У­ Почему все радовались солнечным лучам? Д. ­ От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех

поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее. У­ А кому не нравилось солнце? Д­ Туче. У. ­ Почему? Д­ У неё было грозовое настроение. У­ Как вы понимаете грозовое настроение? Д. Грозовое настроение ­ очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх У­ Значит, туча так злилась, что готова была на что…? Д.­ Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом и молнией. 2 часть ­Транжира ты!­ хмурилась туча.­ Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься! А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца. ­Ну транжирь ещё,­ не унималась туча,­ транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! У ­Как она называла солнце? Д. ­ Транжира, дырявые руки.

У­ Что значит «транжира»? Д.Транжира – человек, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо. Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора У­ Почему «дырявые руки»? ­ У. Дырявые руки Встречались ли вы с таким выражением? У. А солнце послушает тучу? Давайте проверим. 3 часть Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,­ смотри­ка, все до одного! Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море. У. ­ Почему все старались заполучить свою частичку солнца? Д. ­Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь. У.Чему удивилось туча? У­ Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе. У­ Чем закончился день для тучи? Д. Узнав про это, туча так удивилась,

что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) У ­ А для солнца? Д.А солнце весело бултыхнулось в море. Если вы поработали на данном этапе закрасьте один лучик на урока, солнышке в любой цвет. Бултыхнулось ­ покажите Физминутка «Солнышко.» Слайд 11 РЕФЛЕКСИЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИЗМИНУТКА Технология здоровьесбереже ния Зрительная гимнастика Приём «Кластер». Познавательные УУД (поиск информации в тексте) Найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу, Слайд12 Работа по карточкам (Приложение 1)

РЕФЛЕКСИЯ ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Познавательные УУД (поиск информации в тексте) Предположения детей. Если вы поработали на данном этапе закрасьте один лучик на урока, солнышке в любой цвет. У­ На чьей стороне симпатии автора? ­ Почему? У­ Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью? Д­ Людей. У­ Каких людей мы можем сравнить с солнышком? Д­ Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых. У­ А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»? Д­ Мрачных, нелюдимых, злых. У­ В данной сказке Дж. Родари использовал приём аллегории. Аллегория – иносказание, изображение какой­то отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе. Слайд 13

У­ Вернёмся к началу разговора ­ Почему эта сказка размещена в данном разделе? Д.Автор увидел в обыкновенных вещах что­то необыкновенное­ У­ Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы? Д.Автор увидел в обыкновенных природных явлениях характер и поступки людей. У­ Произведения могут много рассказать о самом авторе. ­ Каким должен быть человек, чтобы уметь видеть в обыкновенном необыкновенное? Д­ Наблюдательным, внимательным, мечтательным, выдумщиком и фантазёром. У­ Вы правы. Недаром он написал книгу, которая так и называется «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй» У­ Что его привлекает в людях? Д­ Доброта, щедрость, открытость. Слайд 14 У­ Что отталкивает? Д­ Грубость, злобность, зависть У­ Кто же был счастливым в этой сказке?А кто несчастлив? Д. Солнце. Оно дарило всем свет и тепло. От этого получало удовольствие. А, значит, было счастливо.

А туча только злилась. Она была одинока, значит несчастна. ­ Прочитайте слова Дж. Родари «Говорить о людях можно и рассказывая о котах и говорить о важных, серьёзных вещах, рассказывая весёлые сказки» У­ В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что­то очень важное. ­ Какой совет даёт автор читателям? Д­ Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче У, Выберите пословицу которая подходит к нашей сказке: 1). У скупого середь зимы снега не выпросишь. 2). Собака на сене лежит – сама не ест и другим не дает. 3). Чем больше отдаешь, тем больше остается. У. Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас? Д. СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ! . Слайд 15 Слайд 16 http://www. f esti val er . ru/ мудрости.1 septemb -Азбука ИТОГ УРОКА РЕФЛЕКСИЯ Регулятивные У.В этом секрет счастья. ­ На следующем уроке мы продолжим зн знакомиться с творчеством этого

УУД (оценка собственного продвижения) за замечательного писателя. А сейчас я предлагаю вам написать синквей Тема: Солнце. ТУЧА, Слайд 17 Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лучик на солнышке в любой цвет. Спасибо за урок! Домашнее задание 1. Пересказ с опорой на ключевые слова. 2. Составить словесный портрет одного из героев по плану. Слайд 18 Как это делать: Название (обычно существительное)___________________________ Описание (обычно прилагательное)____________________________ Действия___________________________________________________

Чувство (фраза)_____________________________________________ Повторение сути____________________________________________