Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться.
А спокойствие душевная подлость.
Л.Н. Толстой

Многие из персонажей романа-эпопеи «Война и мир» долго не могут понять, в чем состоит цель их жизни, поэтому не могут обрести истинного счастья.

К числу таких персонажей можно отнести: Пьера Безухова и . Они находятся в непрестанном поиске смысла жизни, мечтают о деятельности, которая будет полезной народу и окружающим. Именно эти их качества характеризуют их личность, демонстрируя их душевную красоту. Для них жизнь - вечное стремление к правде и добру.

Пьер и Андрей близки не только внутренним миром, но и своей чуждостью миру Курагиных и Шерер. Отслеживая жизнь героев, мы можем заметить, что Толстой проводит героев через полосу смен разочарований и счастья: показывает трудность пути приводящего к осознанию смысла человеческой жизни. Но путей по достижению счастья великое множество, именно поэтому автор показывает нам двух людей: ведь они ставят перед собой абсолютно разные цели, при этом идя к добру и правде каждый своим путем.

Князь Андрей видит себя в лучах славы, мечтает совершать подвиги, превозносит военный дар Наполеона, поэтому собственный «Тулон» — это его цель. При этом он видит славу, как

«любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь».

Для достижения цели выбирает служение в рядах действующей армии. Но на поле Аустерлица Андрей понимает, что путь, выбранный им, ложный, что слава - ничто, жизнь - все. Андрей осознает ничтожность мечты и, как следствие, разочарование и душевный кризис. Он совершил подвиг, выбежав со знаменем вперед, но этот поступок не спас бедственного положения: сражение было проиграно, а сам князь тяжело ранен. Перед лицом «вечного,доброго неба» он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих.

«Надо… чтобы не для меня одного меня шла моя жизнь…»,

— думает он.

В сознании Болконского случается перелом, теперь для него Наполеон - не гениальный полководец, не сверхличность, а маленький, ничтожный человечишка. С возвращением домой в Лысые горы, Андрей занимается обыденными делами: воспитывает сына, заботиться о крестьянах. Одновременно с этим она замкнулся в себе, он думает, что он обречен, появление Пьера возвращает его к жизни. И Болконский решает, что

«надо жить, надо любить, надо верить».

В нем вновь пробуждаются жизненные силы: возрождается вера в себя, любовь. Но финальное пробуждение происходит в Отрадном, при встрече с . Он возвращается в общество. Теперь он видит смысл жизни в совместном счастье с любимой Наташей Ростовой.

И вновь крах.

К нему приходит осознание бессмысленности государственной деятельности - он вновь утрачивает взаимосвязь с обществом. Затем происходит разрыв с Наташей - крушение надежд на семейное счастье. Это и приводит его к душевному кризису. Кажется, что нет надежды на преодоление этого состояния.

С началом войны 1812 года, во время человеческих бедствий, смертей и предательств, Андрей находит в себе силы на восстановление. Он понимает, что его личные страдания ничто по сравнению с человеческими страданиями. Он идет сражаться, но не ради славы, а ради жизни, счастья, свободы людей и Отечества.

И именно там в этом хаосе смертей и крови Андрей понимает, в чем заключается его призвание - служить Родине, заботиться о своих солдатах и офицерах. Это чувство долга приводит Андрея на Бородинское поле, где он умирает от полученного ранения.

Перед смертью он принимает и понимает все советы и заветы Марии:

  • Принимает Бога - прощает врага, просит Евангелие;
  • Познает ощущение вечной любви, гармонии.

Свои искания Андрей завершает тем, с чего начал: он обретает славу настоящего героя.
Иным жизненным путем шел Пьер Безухов, но его волновали такие же проблемы, что и Андрея Болконского.

«Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?»

— на эти вопросы мучительно искал Пьер ответ.

Пьер ориентируется на идеи Наполеона, защищает проблемы французской революции. Он желает, то

«произвести республику в России, то самому быть Наполеоном».

Сначала он не видит смысла в жизни: поэтому мечется, допускает ошибки. Поиски приводят его к масонам. Впоследствии чего он обретает страстное желание «переродить порочный род человеческий» .Самыми привлекательными идеями ему кажутся идеи «равенства, братства и любви». И вновь неудачи, но он не отрекается от масонов - ведь именно в этом он видит смысл жизни.

«И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».

Этот вывод позволяет ему найти в дальнейшем свой истинный путь. Вскоре Пьер уходит из масонства, разочаровавшись в общественных идеалах. Не обретает и личного счастья. В его жизни наступает полоса разочарований.

И вновь грядет череда ошибок: поездка на Бородино, участие в военных действиях. Он вновь обретает мнимое предназначение - убить Наполеона. И вновь терпит крах: ведь Наполеон недостижим.

В последующем плену он обретает близость с простыми людьми. Он начинает ценить жизнь и маленькие радости. Встреча с Платоном Каратаевым помогла выйти из кризиса: он становится олицетворением «всего русского, доброго и круглого».

Каратаев помогает Пьеру познать новую истину. Пьер чувствует, что обрел гармонию с самим собой. Ему открылась простая истина: жить нужно для удовлетворения простых и естественных потребностей, главными из которых являются любовь и семья.

Приобщение к народу, тесное сближение с ним после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Одновременно обретает он и счастье. Основное убеждение, вынесенное им из жизненных исканий:

«Пока есть жизнь, есть и счастье».

Итог жизненных исканий Андрей и Пьера один: истинное счастье для человека скрыто в служении народу и Родине. Но Пьер нашел себя в служении народу, а Андрей не обретает себя и его личность погибает.

Смерть князя Андрея

толстой высшее общество смысл жизнь

Казалось бы, теперь все должно быть хорошо, но нет: Болконский умирает. Его смерть связана с философским мировоззрением самого Льва Николаевича Толстого, который считал, что любить всех (как князь Андрей) -- это значит не любить никого, то есть не жить. В рамках своего романа автор ставит земную любовь со всеми ее ошибками выше христианской. Эта борьба между небом и землей происходит в душе умирающего Андрея. Ему снится сон: дверь в вечность и Наташа. Он пытается не дать двери открыться, но она открывается, и он умирает. Борьба завершается победой неба -- идеальной любви: "Любовь есть бог, и умереть -- значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику". Андрей стал идеальным героем, он прошел весь путь жизненных исканий, достигнув совершенства, и был просто неспособен жить в окружающем его мире. Ему открылась великая истина, что сделало для него невозможным существование в мире обыкновенных людей.

Поиски смысла жизни Пьером Безуховым

Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому "медведю", "не умеющему жить". Лишь князь Андрей по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным "живым" среди этого общества.

Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну.

После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера. Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов Толстой не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.

Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: "Глупо, глупо: смерть, ложь..." Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять.

Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие героя. Он чувствует, что "в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь". После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса. Кризис, переживаемый героем, -- это и сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

"Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я..." -- вот вопросы, волнующие героя. Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева -- члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: "Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни". Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. "Перерождение" Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению. Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный образ жизни.

Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым "было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь".

В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства. Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных.

В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали "замечание о его горячности".

Обстоятельства, а также "первые правила масона" вынуждают Пьера помириться с женой.

В конце концов, Пьер понимает, что для многих масонство -- это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства.

Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым, предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи.

Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. Желая разделить судьбу народа, России, Пьер, не будучи военным, принимает участие в Бородинском сражении -- его глазами Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами "кавардачок", который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы "скинуть с себя все это лишнее, дьявольское" и быть "просто солдатом". Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пытается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? "Кто не боится ее, тому принадлежит все". С такими мыслями Безухов возвращается в Москву.

В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился "в состоянии, близком к сумасшествию". Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило "чувство потребности жертвы и страдания".

Проснувшись однажды, он взял пистолет, кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он "не отрекается" от своего намерения.

На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка. Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей, отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину.

Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти. Он не знал, как жить дальше.

Но знакомство с Каратаевым помогло ему возродиться. Любовное отношение Каратаева к жизни научило Пьера ценить то малое, что дает ему судьба. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды -- идет не каратаевским, а своим путем. "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив..." После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой.

В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей.

В романе-эпопее JI. Н. Толстого « Война и мир » Пьер Безухов является одним из главных и любимых героев автора. Пьер - человек ищущий, неспособный остановиться, успокоиться, забыть о необходимости нравственного «стержня» бытия. Его душа открыта для всего мира, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Он не может жить, не решая для себя главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования. И ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера. Образ Пьера Безухова по-особому близок Толстому: внутренние мотивы поведения героя, своеобразие его личности во многом автобиографичны.

При первом знакомстве с Пьером мы видим, что он очень податлив, мягок, склонен к сомнениям, застенчив. Толстой не раз подчеркивает, «Пьер был несколько больше других мужчин», «большие ноги», «неуклюж», «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Но при этом душа у него тонкая, нежная, как у ребенка.

Перед нами человек своей эпохи, живущий ее духовным настроем, ее интересами, ищущий ответа на конкретные вопросы русской жизни начала века. Безухов ищет дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь, не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями или стать «лучшим человеком».

ОПьере сказано, что у него с улыбкой «исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе...» О нем Болконский говорит, что Пьер единственный «живой человек среди всего нашего света».

Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние, Пьер тем не менее оказывается в свете по-особому чужим человеком.Ю одной стороны, он, безусловно, принят в свете, а с другой - уважение к Безухову основано не на приверженности графа «общим для всех» ценностям, а на «свойствах» его имущественного положения.,Искренность, открытость души выделяют Пьера в светском обществе, противопоставляют миру ритуала, лицемерия, двойственности. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его среди посетителей салона Шерер. В гостиной Пьер все время ждет случая, чтобы ворваться в разговор. Анна Павловна, «караулившая» его, несколько раз успевает его остановить.

Первый этап внутреннего развития Безухова, изображенный в романе, охватывает жизнь Пьера до женитьбы на Курагиной. Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый добрый человек, Безухов часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не может правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Разгул и чтение духовных книг, доброта и невольная жестокость характеризуют в это время жизнь графа. Он понимает, что такая жизнь не для него, но у него не хватает сил вырваться из привычного круговорота. Как и Андрей Болконский, Пьер свое нравственное развитие начинает с заблуждения - обожествления Наполеона. Действия императора Безухов оправдывает государственной необходимостью. Но при этом герой романа не стремится к практической деятельности, отрицает войну.

Женитьба на Элен успокоила Пьера. Безухов долго не понимает, что стал игрушкой в руках Курагиных. Тем сильнее становится его чувство горечи, оскорбленного достоинства, когда судьба раскрывает Пьеру обман. Время, прожитое в спокойном сознании своего счастья, оказывается иллюзией. Но Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота, понимание смысла своего существования жизненно необходимы.

Второй этап внутреннего развития Пьера - события после разрыва с женой и дуэли с Долоховым. С ужасом осознав, что он оказался способен «покуситься» на жизнь другого человека, он пытается найти источник своего падения, ту нравственную опору, которая даст ему возможность «возвращения» человечности.

Поиски правды и смысла жизни приводят Безухова в масонскую ложу. Принципы масонов кажутся Безухову «системой правил).ной жизни ». Пьеру кажется, что в масонстве он на шел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства ». Но и здесь его ждет разочарование. Пьер пытается освободить своих крестьян, учредить больницы, приюты, школы, но все это не приближает его к атмосфере братской любви, проповедуемой масонами, а лишь создает иллюзию собственного нравственного роста.

Нашествие Наполеона в высшей степени обострило национальное сознание графа. Он почувствовал себя частичкой единого целого - народа. «Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Но «просто солдатом» герой романа стать тем не менее не хочет. Решив «казнить» французского императора, Безухов, по мнению Толстого, становится таким же «безумцем», каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в одиночку спасти армию. Поле Бородина открыло Пьеру новый, незнакомый ему мир простых, естественных людей, но прежние иллюзии не дают графу принять этот мир как конечную истину. Он так и не понял, что историю творят не одиночки, а народ.

Плен, сцена расстрела изменили сознание Пьера. Он, всю жизнь искавший в людях прежде всего доброту, увидел равнодушие к человеческой жизни, «механическое» уничтожение «виновных». Мир превратился для него в бессмысленную груду осколков. Встреча с Каратаевым открыла Пьеру ту сторону народного сознания, которая требует смирения перед волей Бога. Пьер, считавший, что истина «находится» у людей, потрясен той мудростью, которая свидетельствует о недоступности истины без помощи свыше. Но победило в Пьере иное - стремление к земному счастью. И тогда стала возможной его новая встреча с Наташей Ростовой. Женившись на Наташе, Пьер впервые чувствует себя подлинно счастливым человеком.

Женитьба на Наташе и увлечение радикальными идеями - главные события этого периода. Пьер считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Но декабризм становится новым заблуждением Безухова, близким по смыслу попытке Болконского включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации - путь к реальному изменению русского общества. По замыслу Толстого, герой романа должен был быть сосланным в Сибирь. И только после этого, пережив крушение «ложных надежд», Безухов придет к окончательному пониманию подлинных законов реальности...

Толстой показывает изменение характера Пьера во времени. Мы видим двадцатилетнего Пьера в салоне Анны Шерер в начале эпопеи и тридцатилетнего Пьера в эпилоге романа. Он показывает как неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным будущим. Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки - и все время думал. Он все время был недоволен собой и пересматривал себя.

Люди со слабым характером часто склонны объяснять все свои поступки обстоятельствами. А вот Пьер - в самых трудных, мучительных обстоятельствах плена - имел силы совершать огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которое он не мог обрести, когда был богат, владел домами и поместьями.

В романе-эпопее JI. Н. Толстого « Война и мир » Пьер Безухов является одним из главных и любимых героев автора. Пьер - человек ищущий, неспособный остановиться, успокоиться, забыть о необходимости нравственного «стержня» бытия. Его душа открыта для всего мира, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Он не может жить, не решая для себя главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования. И ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера. Образ Пьера Безухова по-особому близок Толстому: внутренние мотивы поведения героя, своеобразие его личности во многом автобиографичны.

При первом знакомстве с Пьером мы видим, что он очень податлив, мягок, склонен к сомнениям, застенчив. Толстой не раз подчеркивает, «Пьер был несколько больше других мужчин», «большие ноги», «неуклюж», «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Но при этом душа у него тонкая, нежная, как у ребенка.

Перед нами человек своей эпохи, живущий ее духовным настроем, ее интересами, ищущий ответа на конкретные вопросы русской жизни начала века. Безухов ищет дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь, не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями или стать «лучшим человеком».

ОПьере сказано, что у него с улыбкой «исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое - детское, доброе...» О нем Болконский говорит, что Пьер единственный «живой человек среди всего нашего света».

Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние, Пьер тем не менее оказывается в свете по-особому чужим человеком.Ю одной стороны, он, безусловно, принят в свете, а с другой - уважение к Безухову основано не на приверженности графа «общим для всех» ценностям, а на «свойствах» его имущественного положения.,Искренность, открытость души выделяют Пьера в светском обществе, противопоставляют миру ритуала, лицемерия, двойственности. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его среди посетителей салона Шерер. В гостиной Пьер все время ждет случая, чтобы ворваться в разговор. Анна Павловна, «караулившая» его, несколько раз успевает его остановить.

Первый этап внутреннего развития Безухова, изображенный в романе, охватывает жизнь Пьера до женитьбы на Курагиной. Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый добрый человек, Безухов часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не может правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Разгул и чтение духовных книг, доброта и невольная жестокость характеризуют в это время жизнь графа. Он понимает, что такая жизнь не для него, но у него не хватает сил вырваться из привычного круговорота. Как и Андрей Болконский, Пьер свое нравственное развитие начинает с заблуждения - обожествления Наполеона. Действия императора Безухов оправдывает государственной необходимостью. Но при этом герой романа не стремится к практической деятельности, отрицает войну.

Женитьба на Элен успокоила Пьера. Безухов долго не понимает, что стал игрушкой в руках Курагиных. Тем сильнее становится его чувство горечи, оскорбленного достоинства, когда судьба раскрывает Пьеру обман. Время, прожитое в спокойном сознании своего счастья, оказывается иллюзией. Но Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота, понимание смысла своего существования жизненно необходимы.

Второй этап внутреннего развития Пьера - события после разрыва с женой и дуэли с Долоховым. С ужасом осознав, что он оказался способен «покуситься» на жизнь другого человека, он пытается найти источник своего падения, ту нравственную опору, которая даст ему возможность «возвращения» человечности.

Поиски правды и смысла жизни приводят Безухова в масонскую ложу. Принципы масонов кажутся Безухову «системой правил).ной жизни ». Пьеру кажется, что в масонстве он на шел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства ». Но и здесь его ждет разочарование. Пьер пытается освободить своих крестьян, учредить больницы, приюты, школы, но все это не приближает его к атмосфере братской любви, проповедуемой масонами, а лишь создает иллюзию собственного нравственного роста.

Нашествие Наполеона в высшей степени обострило национальное сознание графа. Он почувствовал себя частичкой единого целого - народа. «Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Но «просто солдатом» герой романа стать тем не менее не хочет. Решив «казнить» французского императора, Безухов, по мнению Толстого, становится таким же «безумцем», каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в одиночку спасти армию. Поле Бородина открыло Пьеру новый, незнакомый ему мир простых, естественных людей, но прежние иллюзии не дают графу принять этот мир как конечную истину. Он так и не понял, что историю творят не одиночки, а народ.

Плен, сцена расстрела изменили сознание Пьера. Он, всю жизнь искавший в людях прежде всего доброту, увидел равнодушие к человеческой жизни, «механическое» уничтожение «виновных». Мир превратился для него в бессмысленную груду осколков. Встреча с Каратаевым открыла Пьеру ту сторону народного сознания, которая требует смирения перед волей Бога. Пьер, считавший, что истина «находится» у людей, потрясен той мудростью, которая свидетельствует о недоступности истины без помощи свыше. Но победило в Пьере иное - стремление к земному счастью. И тогда стала возможной его новая встреча с Наташей Ростовой. Женившись на Наташе, Пьер впервые чувствует себя подлинно счастливым человеком.

Женитьба на Наташе и увлечение радикальными идеями - главные события этого периода. Пьер считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Но декабризм становится новым заблуждением Безухова, близким по смыслу попытке Болконского включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации - путь к реальному изменению русского общества. По замыслу Толстого, герой романа должен был быть сосланным в Сибирь. И только после этого, пережив крушение «ложных надежд», Безухов придет к окончательному пониманию подлинных законов реальности...

Толстой показывает изменение характера Пьера во времени. Мы видим двадцатилетнего Пьера в салоне Анны Шерер в начале эпопеи и тридцатилетнего Пьера в эпилоге романа. Он показывает как неопытный юноша стал зрелым человеком с огромным будущим. Пьер ошибался в людях, покорялся своим страстям, совершал неразумные поступки - и все время думал. Он все время был недоволен собой и пересматривал себя.

Люди со слабым характером часто склонны объяснять все свои поступки обстоятельствами. А вот Пьер - в самых трудных, мучительных обстоятельствах плена - имел силы совершать огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которое он не мог обрести, когда был богат, владел домами и поместьями.