Самые востребованные вузы и специальности

Журнал «Куда пойти учиться» и образовательный проект «Фортуна» газеты «Московский Комсомолец» провели исследование «Рынок труда: самые востребованные вузы и специальности». В исследовании приняли участие 36 кадровых агентств Москвы. Агентствам было предложено назвать самых популярных специалистов по 12-ти сферам деятельности и вузы, выпускники которых пользуются наибольшим спросом у работодателей.

Выбирая вуз, мы редко задумываемся над тем, а что дальше – какой будет жизнь после диплома, в какие компании мы попадем. Кажется, поступил – и поймал удачу за хвост! Но пять лет пролетают быстро, диплом на руках, вы идете к работодателю, и тут начинается самое интересное…

Вы были уверены, что юристы – самые востребованные специалисты, оказалось – ничего подобного… У вас почти красный диплом, а у вашего конкурента – такого же молодого специалиста, например, из МГУ им. – диплом не красный и даже не розовый, однако на работу почемуто берут его. Почему? Да потому что менеджер по персоналу компании, куда вы пытаетесь устроиться, впервые слышит название вашего вуза, а у рекрутера в кадровом агентстве списочек «желательных» институтов… Так какую специальность выбрать и какой вуз надо закончить, чтобы стать востребованным специалистом?

Анкеты запущены!

Чтобы узнать, какие направления подготовки и какие вузы действительно котируются на рынке труда, редакция журнала «Куда пойти учиться» и образовательный проект «Фортуна» газеты «Московский комсомолец» провели исследование «Рынок труда: самые востребованные вузы и специальности». Анкеты с вопросами были разосланы в 36 кадровых агентств Москвы, в их числе АНКОР, Coleman Services, «Агентство Контакт», «A-Класс Рекрутмент», «Амплуа-Брокер» и др.

Проанализировав количество вакансий на работных сайтах, мы выбрали 12 сфер, представляющих наиболее перспективные направления подготовки, и расположили их в порядке востребованности специалистов на рынке труда:

    Финансы, бухгалтерский учет , Банки и инвестиции ТНП (FMCG) IT и телекоммуникации Строительство, архитектура Транспорт, логистика Маркетинг, реклама, PR Кадровые службы HR Производство, технологии Фармацевтика, медицина Юриспруденция Туризм, гостиничное хозяйство, сфера услуг

Кадровым агентствам было предложено назвать самых популярных специалистов в каждой из сфер и вузы, выпускники которых пользуются наибольшим спросом у работодателей (см. диаграммы*). Итак, поехали…

* Данные указаны в % к числу всех ответов.

ФИНАНСЫ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

БАНКИ И ИНВЕСТИЦИИ

Растет спрос и на профессионалов, работающих в банковских структурах. Сегодня в России около 1300 банков разного уровня. Каждый из них заинтересован в узкопрофильных специалистах. По данным кадровых агентств, самыми ценными и востребованными в этой сфере являются кредитные эксперты, разрабатывающие новые эффективные программы кредитования.

В развитых странах потребительское кредитование приносит банкам львиную долю доходов. В России «кредитный бум» начался около трех лет назад и продолжает набирать обороты. По отдельным прогнозам, объем выданных кредитов в 2005 г. может достичь $600 млн., а к 2015 г. – $12 млрд. Следовательно, специалисты по кредитам без работы не останутся. На втором месте – операционисты банка, на третьем – руководители контрольно-ревизионного управления.

Специальность для будущего банкира называется «Финансы и кредит». Лучше, если в ее рамках есть специализации: «банковское дело», «инвестиционное дело», «биржевое дело », «рынок ценных бумаг ».

Вузов, готовящих по этому направлению, предостаточно, а лидеры все те же:
Финансовая академия при Правительстве РФ, Российская экономическая академия им. (РЭА) и МГУ им. .

Среди остальных были названы: Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Всеросийский заочный финансово-экономический институт, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Государственный университет управления (ГУУ), Московский институт банковского дела и др.

ТНП (FMCG)

Аббревиатура ТНП расшифровывается просто – товары народного потребления. Самые востребованные позиции в ТНП – менеджерские. Нужно ли говорить, что сегодня каждая фирма либо что-то продает, либо что-то покупает, либо то и другое вместе. Грамотные менеджеры нужны на всех уровнях управления, начиная с топовых позиций и заканчивая менеджерами по продажам. На специализированных сайтах количество вакансий за неделю достигает полутора тысяч и выше, но львиная их доля приходится, конечно, на рядовых менеджеров по продажам. Это самая востребованная позиция в этой сфере – 40,5% всех ответов. На втором месте – торговые представители (15,9%), на третьем – руководители отдела продаж (9,5%). Среди других востребованных профессий были названы мерчендайзеры (специалисты по оформлению торговой площади), специалисты по развитию региональных сетей, супервайзеры и др.

Вузов, дающих профильное образование по специальности «менеджмент организации » предостаточно, она есть практически в каждом вузе. Но учтите, что на рынке труда с некоторым недоверием относятся к выпускникам с квалификацией «Менеджер». Дело в том, что далеко не везде менеджмент преподают на должном уровне. В погоне за модой отдельные вузы открывают факультеты, не имея соответствующего преподавательского состава и материально-технической базы. Поэтому в этой сфере, как ни в какой другой, нужно ориентироваться на бренды.

В подготовке квалифицированных менеджеров далеко вперед ушел Государственный университет управления (ГУУ) , позиционирующий себя на рынке как вуз, готовящий управленцев для разных отраслей народного хозяйства. В спину ему дышат МГУ им. , РЭА им. , Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ–ВШЭ) и Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ) . А вообще «Менеджмент» – сфера специфическая, и было бы наивно надеяться сразу после вуза занять руководящую должность, поэтому 5,1% опрошенных заявили, что в менеджменте ни вуз, ни образование вообще не имеют значения, главное – опыт…

Среди остальных были названы: Московский государственный институт сервиса, Финансовая академия при Правительстве РФ, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Всероссийская академия внешней торговли.

IT И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Сфера информационных технологий не случайно считается одной из самых перспективных. Темпы роста отрасли в России составляют 25% в год. По данным кадровых агентств именно в нашей стране наблюдается наиболее высокий спрос на IT-профессионалов – от помощников системного администратора до IT-директора. Высокая квалификация отечественных специалистов с легкостью позволяет им работать и в западных компаниях. Однако, выбирая это направление, нужно быть готовым к жесткой конкуренции: вакансий на специализированных сайтах очень много, но много и претендентов.

По мнению рекрутеров, самые востребованные специалисты – программисты и системные администраторы. (29,3 и 20,7% соответственно). Ничего удивительного – программисты вообще «универсальные солдаты IT», а системные администраторы, отвечающие за работу локальных компьютерных сетей на предприятиях, сегодня нужны практически каждой фирме. Третье место неожиданно заняли менеджеры по продаже IT-решений. На рынке сегодня действует множество организаций, предлагающих клиентам построение комплексных информационных сетей «под ключ», услуги информационной безопасности и т. д. Нужны специалисты, умеющие найти покупателя и организовать процесс работы над проектом. В этой профессии понадобятся знания как IT, так и менеджмента, маркетинга.

Вузов, предлагающих качественное образование в сфере IT, довольно много: места распределились ровной процентной «лесенкой» с интервалом в 2–3%. В любом из них можно получить качественное образование, но лидером без сомнения является Московский государственный технический университет им. (МГТУ) .

Далее следуют: МГУ им. Ломоносова (факультет вычислительной математики и кибернетики), Московский государственный инженерно физический институт (технический университет) (МИФИ), Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ), Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, Московский технический университет связи и информатики, Московский государственный университет экономики,
статистикии информатики (МЭСИ), Московский авиационный институт (Государственный технический университет) (МАИ), Московский государственный институт электроники и математики, Московский государственный институт электронной техники, Московский энергетический институт, Российский университет дружбы народов, МГТУ «СТАНКИН», Московский государственный университет приборостроения и информатики

Этим летом российские вузы окончат 1,5 миллиона человек. «Труд» выяснил, кто из них сможет быстрее найти хорошую работу по специальности

Безусловно, пальму первенства можно отдать специалистам в IT-сфере — программистам, тестировщикам, архитекторам и руководителям проектов в сфере разработки программ и программного обеспечения.

Программисты

Больше всего повезет тем молодым выпускникам-программистам, которые помимо диплома вуза обладают еще и заветными корочками о стажировке или прохождении курсов в крупных IT-компаниях. Будущему специалисту также не помешает владение дополнительными языками программирования. Например, Java или С++ . При этом опыт работы далеко не всегда имеет значение, главное — знания и конкретные навыки. Во многих компаниях обязательным требованием является знание технического английского, так как придется общаться на нем с зарубежными коллегами или, возможно, ехать на стажировку за границу.

Минимальная зарплата для программистов в Москве — от 30 тысяч рублей, но, как правило, они получают не менее 50 тысяч рублей в месяц.

Больше всего ценятся выпускники факультетов информатики крупных государственных вузов. Рекордсменами здесь являются факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, московский Физтех, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, факультет информатики и систем управления МГТУ им. Н. Э. Баумана.

«Я знаю пять человек с моего факультета, которых сразу после учебы пригласили на работу в США. Увы, они не просто поработали там над временными проектами, но и остались жить», — говорит Артем, который окончил «Бауманку» четыре года назад. Он работает в компании, которая занимается компьютерными играми и получает 80 тысяч рублей в месяц.

Кстати, вакансии игрового направления и разработка дополнительных развлекательных приложений для социальных сетей, продукции Apple (iPhone и iPod) и мобильных телефонов — это золотое дно. Количество вакансий в этой сфере будет только увеличиваться.

Инженеры на производстве

Лучшими производителями инженеров по праву считаются столичный МГТУ им. Н. Э. Баумана и Санкт-Петербургский политехнический университет. Но от столичных центров образования не отстают и региональные высшие учебные заведения. Так, по данным независимого рейтингового агентства в сфере высшего образования «РейтОР» (рейтинг образования бизнес-элиты), среди технических вузов выделяются Уральский государственный технический университет (УГТУ-УПИ), Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), Новосибирский государственный технический университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет.

«В последние годы быть инженером было непрестижно, но сейчас это уходит. Сейчас такие специалисты, особенно на крупном производстве, например в нефтегазовой промышленности, получают хорошие деньги. Но отечественных инженеров катастрофически не хватает, многие компании даже вынуждены приглашать на работу экспатов», — комментирует Наталья Куркчи, партнер рекрутинговой компании Antal Russia.

«Для инженера главное — не только диплом, но и опыт работы. Даже из элитных вузов выпускники выходят неучами, и работодатели это знают. Многие компании предоставляют дополнительное обучение», — говорит Алексей, выпускник машиностроительного факультета МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Кроме того, как отмечают в самом вузе, вакансий для молодых специалистов не просто много. Некоторые работодатели даже предоставляют им служебные квартиры или общежитие, питание, страховку.

Экономисты и финансовые менеджеры

Многим кажется, что экономисты уже не нужны, а вузы выпустили их так много, что работы для них нет. На самом деле экономистов с корочками сомнительных высших учебных заведений действительно масса, а вот выпускников сильных экономических факультетов как было немного, так столько и осталось.

Выпускник по специальности «экономист» или «финансовый менеджмент» легко найдет работу в банке. Если у него нет опыта, то он может претендовать на должность кредитного специалиста, менеджера по работе с клиентами, кассира-операциониста или даже внутреннего аудитора.

Сейчас сотрудников ищут Сбербанк, ВТБ, Хоум Кредит энд Финанс Банк и «Русский стандарт». Если молодой специалист хочет претендовать на должность экономиста, то ему необходимо владеть программой 1С и знать основы бухгалтерского учета и учетного документооборота. Если же он хочет работать финансовым аналитиком, то должен уметь читать и понимать финансовые отчеты. Тем более что многие компании работают по международным стандартам финансовой отчетности.

Признанными центрами подготовки экономистов можно считать классические государственные вузы — МГУ, СПбГУ, УрГУ. Именно на экономфакультетах крупных областных вузов можно получить специальность «экономист». Финансовый менеджмент преподают или на экономфакультете, или на факультете менеджмента.

Сильных специалистов выпускают Финансовая академия при правительстве РФ, Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Медики

В конце апреля этого года министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заявила о нехватке врачей. По ее словам, сейчас в стране дефицит специалистов составляет 27%, или более 200 тысяч человек. И это еще не окончательные данные: полностью оценку кадровой системы ведомство планирует завершить к концу 2010 года.

Не хватает и узких специалистов, и терапевтов. Особенно нелегко приходится жителям небольших городов, расположенных недалеко от областных центров: врачи просто сбегают из районных поликлиник из-за низких зарплат и отсутствия перспектив.

Пополнят ли ряды людей в белых халатах выпускники медицинских институтов и академий? Нет.

Те, кто получил диплом в этом году, продолжат обучение в больницах, поликлиниках или научно-исследовательских центрах.

«Ты отучился 6 лет — и вообще никто. Даже терапевтом работать не можешь. Так же, как и медбратом, и медсестрой или фельдшером на „скорой“.

Разве что медицинским представителем в фармацевтической компании», — жалуется студент столичного медицинского института Андрей Завиров.

Дело в том, что врачи действительно учатся 6 лет, а потом идут в интернатуру (1 год, ее обычно выбирают будущие терапевты), ординатуру (2 года, выбор хирургов, урологов, офтальмологов и прочих узких специалистов). Аспирантуру, то есть 3 года дополнительной учебы, выбирают будущие научные деятели в области медицины.

Андрей Завиров выбрал для себя ординатуру по неврологии.

Таким образом, в этом году на рынок труда выйдут те, кто поступал в вузы в 2002-2003 годах, а именно около 150 тысяч человек.

Некоторые из них и дальше продолжат обучение. Например, будут получать дополнительные сертификаты для проведения исследований и операций на современном оборудовании. Остальным же работы хватит с лихвой. Вот только трудоустроиться в Москве и Санкт-Петербурге будет чуть сложнее, чем в Ярославле или Туле. Все потому, что в каждой из столиц находится не один, а сразу несколько вузов. Причем есть и узкоспециализированные: в Москве — стоматологический, а в Санкт-Петербурге — педиатрический. Понятно, что и конкуренция здесь будет выше.

Маркетологи и социологи

Получать специальность маркетолога лучше всего в Москве или Санкт-Петербурге, где расположены старейшие факультеты, выпускающие таких специалистов. Кроме того, здесь есть компании, где можно пройти насыщенную и полезную практику. В таких вузах, как МГУ и СПбГУ, Финансовая академия, РЭА им. Г. В. Плеханова, Высшая школа экономики, преподают специалисты-практики, которые учились в лучших европейских и американских вузах и имеют собственные публикации и книги.

А вот получать профессию социолога можно в классическом вузе — УрГУ, Южно-Уральском, Воронежском, Пермском и Кубанском университетах.

И маркетологи, и социологи достаточно сильно пострадали во время кризиса — многие компании сокращали целые маркетинговые отделы, отдавая рекламу и исследования на аутсорсинг. Сейчас они набирают сотрудников вновь.

Маркетологи и социологи вновь стали востребованы по нескольким причинам.

«Высокая конкуренция между компаниями перешла из ценовой в маркетинговую. Просто снизить цены, чтобы реализовать продукт или услуги, недостаточно», — уверена Наталья Куркчи. Она отмечает, что сейчас особенно активно развиваются компании, производящие товары повседневного использования или электронику и бытовую технику: мобильные телефоны, плееры, аксессуары для них.

Чтобы продвигать свою продукцию, ассортимент которой постоянно меняется и пополняется, им нужны новые рекламные стратегии и маркетинговые кампании. И молодые специалисты уже владеют знаниями, необходимыми для успешного бизнеса: в вузах стали обучать и современным программам для маркетинговых исследований, и методикам социологических и маркетинговых исследований.

Личный опыт будущих выпускников

Елена, факультет политологии и социологии УрГУ:

— Найти работу в Екатеринбурге по специальности сложно: либо очень мало денег, либо вообще надо работать бесплатно. На хорошие должности без опыта не берут, а на подхвате работать уже не хочется. Многие мои однокурсники первые три года обучения жаждали попробовать себя в социологии. Посидели на телефонных опросах — желание отпало.

Чтобы получать приличную зарплату, хотя бы 25 тысяч рублей, нужно переезжать в Москву или Санкт-Петербург. У нас очень хорошая образовательная база. Думаю, что, если бы не недоступность профессии после выпуска из университета, многие из моей группы стали бы хорошими специалистами.



Владимир, инженерный факультет Московского государственного университета приборостроения:

— Сейчас зарплату начинающего инженера сложно назвать удовлетворяющей амбициям молодого специалиста.

В Москве моим однокурсникам предлагали 20 тысяч рублей в месяц, в области — от 10 тысяч рублей.

Среди выпускников есть три типа. Первые работают инженером на предприятии и хотят там остаться. Вторые тоже трудятся на предприятиях и получают опыт, но планируют открыть собственное дело. А последние никогда не будут работать по специальности — в моей группе (40 человек) таких половина.

Ирина, факультет экономики и предпринимательства Московского государственного университета технологий и управления:

— Работать по специальности можно устроиться на любое столичное предприятие — экономистом или менеджером. При этом зарплату предлагают от 25 тысяч рублей.

Но есть один нюанс: получить работу можно, только если у тебя есть опыт. Хотя бы два года. Мы, будущие выпускники, об этом прекрасно знаем, поэтому все уже имеем этот опыт. Обычно мои однокурсники во время учебы работали бухгалтерами в небольших компаниях или на государственных предприятиях.

Факты

  • 3-4 месяца — средняя продолжительность поиска работы для молодых россиян в возрасте от 22 до 25 лет
  • 4-6 месяцев — средняя продолжительность поиска работы для молодых россиянок в возрасте от 22 до 25 лет
  • 4 собеседования в среднем приходится пройти молодым специалистам перед приемом на работу

Образование

Где готовят лучших специалистов или в какие вузы идти за карьерой?

Интерес к карьерам молодых специалистов возрастает в обществе с каждым годом. И это понятно. Во-первых, карьера - это профессиональный багаж каждого человека, если хотите, личный капитал, накопленный через обучение, наставничество и трудовую деятельность. Во-вторых, карьера - один из признанных показателей успешности человека и меры его реализации в профессии и в обществе. В-третьих, успешные карьеры выпускников делают успешным вуз в глазах общественности и работодателей, что привлекает абитуриентов.

Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» выступило инициатором исследования рынка выпускников вузов московского региона, для того, чтобы получить объективную информацию от работодателей и самих выпускников для составления общественных рейтингов вузов (ссылка на страницу с рейтингами). Мы предлагаем воспользоваться нашими исследованиями, для того, чтобы выбор вуза стал не лотереей, а обдуманным решением. Помните, что, выбирая вуз, вы выбираете свою карьеру, а значит, самореализацию в профессии и успешность в обществе.

Рекрутинговая компания «Агентство контакт» по заказу агентства «РейтОР» провела исследование рынка выпускников вузов 2000-2004гг. в ходе которого была получена полная картина по профессиональной успешности и особенностям карьер выпускников. Нас интересовало, все ли устроились на работу по выбранной специальности, возможна ли в наши дни работа не по той специальности, которая обозначена в дипломе, что важнее всего для успешной карьеры. Мы получили ответы на актуальные вопросы: рост выпускника по службе за истекшие годы, какая зарплата была ему предложена с самого начала и какую зарплату он получает сегодня, зависимость уровня зарплаты от профессии. С помощью тысяч анкет мы выясняли отношение выпускника к своему вузу и оценку вузов работодателями.

На первом этапе разработки общественной оценки образования объектом исследования агентства «РейтОР» стала бизнес - ориентированная часть выпускников вузов, то есть те выпускники, которые связали или связывают своё настоящее и будущее с коммерческими организациями. В дальнейшем «РейтОР» планирует анализ карьер общественного и государственного сектора для создания полновесной общественной оценки качества образования.

Организация исследования

Данное исследование представляет собой комплексную работу, которая состоит из трех полноценных исследований.

  1. Аналитическое исследование «Мониторинг рынка труда выпускников московских вузов на основе анализа базы данных резюме».
    В ходе исследования были проанализированы 2877 резюме выпускников 41 вуза московского региона. Анализировались резюме выпускников 2000-2004 г.г., которые поступили в базу данных «Агентства Контакт» в период с 03.2004 г. по 03.2005 г. Учитывались такие параметры как: название вуза, год окончания, уровень зарплаты в настоящий момент, сфера деятельности и должность на первом и последнем месте работы.
  2. Экспертный опрос «Удовлетворенность работодателей образованием выпускников вузов». Экспертами исследования выступили:
    • Старшие консультанты и руководители департаментов кадровых агентств, специализирующиеся на подборе персонала в различных отраслях.
    • Руководителей служб персонала крупных российских и западных компаний, входящих в TOP 20 в своих сегментах.
    Всего было проведено 45 глубинных интервью с представителями 15 отраслей экономики.
  3. Опрос выпускников на тему «Удовлетворенность выпускников своим образованием». В опросе участвовало 1050 выпускников 19 вузов, которые оканчивает более половины молодых специалистов региона.
    Респонденты распределились по годам окончания следующим образом:
Год окончания ВУЗа
% от выборки
2000 г.
19,7
2001 г.
19,5
2002 г.
19,3
2003 г.
20,1
2004 г.
21,2

Пропорция выборки по вузам обусловлена необходимостью сравнения результатов опроса выпускников различных учебных заведений. Равнопропорциональная выборка по годам окончания вуза позволяет также избежать смещений по многим параметрам исследования.

Основные результаты

2.1. Ведущие вузы на рынке труда с точки зрения экспертов и выпускников

Одной из центральных задач исследования являлось определение списка высших учебных заведений, которые являются основными поставщиками квалифицированных специалистов в различных отраслях.

В ходе опроса Экспертам было предложено назвать вузы, которые, на их взгляд, готовят лучших специалистов на рынке, без привязки к той отрасли, в которой они специализируются. Наибольшее количество упоминаний получил МГУ им. Ломоносова - его назвали 91% экспертов. Далее расположились наиболее известные технические и гуманитарные высшие учебные заведения Москвы.

Вузы, которые готовят лучших специалистов, по мнению экспертов
(% от числа опрошенных)

Кроме того, в списке фигурировали Московский государственный университет культуры и искусств, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Московский государственный строительный университет, Московский энергетический университет, Московский авиационный университет, РУДН и Академия народного хозяйства при правительстве РФ.

Мнение выпускников по поводу лучшего вуза практически полностью соответствует точке зрения экспертов. Отвечая на вопрос о том, куда бы они посоветовали поступить знакомым, большинство респондентов назвали учебные заведения из выше представленного списка.

Вузы, которые готовят лучших специалистов, по мнению выпускников

Как видно, большинство вузов на первых позициях - это те, выпускники которых приняли участие в опросе. Это объясняется тем, что многие в первую очередь называли вуз, который окончили сами. При этом на восьмом месте оказалась Высшая школа экономики, которой не было в выборке. Это говорит о том, что ВШЭ зарекомендовала себя на рынке труда как среди работодателей, так и среди молодых специалистов, закончивших другие вузы. Также из вузов, не попавших в выборку, достаточно часто упоминались МГЮА, МАДИ, и Лингвистический университет им. М. Тореза. В то же время Горный университет, МПГУ им. Ленина и МАМИ реже всего упоминались в качестве рекомендуемых даже их выпускниками.

2.2. Средний размер заработных плат среди выпускников вузов

Размер заработной платы специалиста является одним из наиболее явных показателей карьерного развития, а по уровню зарплаты выпускников различных вузов можно составить показательный рейтинг данных учебных заведений.

Средняя зарплата по базе данных кандидатов, выпускников московских вузов 2000-2004 г.г. составляет 1026$ в месяц. Максимально зафиксированный уровень требований по заработной плате - 10000$, минимальный - 150$. Однако следует отметить, что эти данные справедливы только для тех специалистов, резюме которых находилось в базе Агентства Контакт. То есть для наиболее активной в плане трудоустройства и карьеры группы, взаимодействующей с кадровыми агентствами.

Среди самых молодых выпускников (2004 г.), чьи данные были обработаны в ходе исследования, средний уровень месячной заработных плат составляет $701. Выпускники 2000г. претендуют в среднем на $1337 в месяц. При этом можно отметить, что с каждым годом притязания по зарплате у только что закончивших вузы растут. Те же выпускники 2000 г. на момент окончания вуза претендовали на $450-500, то есть за 4-5 лет увеличили свою зарплату почти в 3 раза. Если эта тенденция сохранится, то можно предположить, что к 2008-2009 г.г. выпускники прошлого, 2004 г. будут претендовать на $2000 и более (при условии сохранения нынешнего уровня курса доллара и роста зарплат).

Зависимость года окончания вуза и размера заработной платы

Год окончания вуза Средний объем з/п
в настоящий момент

Большинство экспертов считают, что наличие диплома определенного вуза не является достаточным основанием, чтобы претендовать на более высокий уровень оплаты труда. Но, при этом, глядя на таблицу, содержащую данные о размерах зарплат выпускников различных вузов можно отметить, что больше всего получают как раз выпускники наиболее известных и престижных учебных заведений. В основном это ведущие экономические и технические вузы, выпускающие специалистов, которые в большей степени востребованы сейчас на рынке труда, и отправляющихся работать в наиболее «денежные» на сегодняшний день отрасли см. информацию по зарплатам в разделе «Данные по отраслям».

В университетах, дающих образование по разным направлениям (например, МГУ), размер заработных плат варьируется в зависимости от факультета. Выпускники таких факультетов как экономический, юридический, ВМК получают значительно больше, чем те, кто окончил геологический, географический, филологический факультеты.

Уровень средней заработной платы среди выпускников московских вузов 2000-2004 г.г. выпуска в настоящий момент

Наименование вуза Средняя з/п в $ Московский государственный институт международных отношений 1450 Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации 1344 Московский физико-технический институт (Физтех) 1245 Московская государственная юридическая академия 1217 Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова 1214 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 1190 Московский инженерно-физический университет 1175 Государственный университет управления 1135 Московский государственный авиационный институт 1131 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 1074 Московский государственный горный университет 1050 Российский университет дружбы народов 1041 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 1040 Московский государственный открытый университет 1029 Московский университет путей сообщения (МИИТ) 1014 Московский государственный лингвистический университет им. М. Тореза 1012 Московский государственный технологический университет «Станкин» 1007 Московский государственный индустриальный университет 970 Московский государственный технический университет (МАМИ) 965 Московский технический университет связи и информатики 952 Российский государственный гуманитарный университет 917 Московский государственный институт стали и сплава (МИСиС) 917 Московский государственный социальный университет 912 Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева 911 Московский государственный университет культуры и искусств 900 Московский государственный университет печати 850 Московская государственная академия приборостроения и информатики 846 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева 833 Московский государственный педагогический университет им. В.И. Ленина 812 Московский городской педагогический университет 715

2.3. Оценка важности различных факторов для карьеры

Для оценки важности характеристик, влияющих на карьеру молодого специалиста, экспертам и выпускникам вузов было предложено их проранжировать от 1 до 9, где 1 - наиболее важная характеристика, а 9 - наименее важная. В результате обобщения данных мы получили коэффициенты важности различных характеристик.

По мнению экспертов, наиболее значимым для карьеры молодого специалиста является его первое высшее образование, именно на это в первую очередь обращает внимание работодатель. Практически так же важен опыт работы, полученный выпускником, как во время обучения, так и после окончания вуза. Надо сказать, что значимость опыта работы растет с каждым годом, это подтверждает выявленная нами тенденция к более раннему трудоустройству, проявляющаяся в последнее время (все чаще первый опыт работы появляется у студентов уже на 3 курсе).

Личностные характеристики выпускника сложнее поддаются диагностике, но оказываются важнейшим фактором, которые определяют карьеру специалиста в дальнейшем, как внутри одной компании, так и в целом на рынке труда.

Очень актуально на сегодняшний день хорошее знание иностранного языка (как правило, английского). Даже на начальные позиции в западных компаниях требуется уровень английского не ниже “upper intermediate”, и все чаще можно увидеть в требованиях уровень знания языка “fluent”. В российской компании знание языка также является плюсом, особенно если она имеет партнеров за рубежом.

Наличие у молодого специалиста опыта профессиональных стажировок и прохождения различных квалификационных курсов рассматривается как несомненное преимущество и говорит о его хорошей профориентированности и желании построить карьеру в рамках определенной специальности.

Мнения экспертов по поводу важности связей и знакомств на рынке труда были неоднозначными. Данная характеристика встречалась и на первом и на последнем местах, хотя в итоге все признавали, что с точки зрения долгосрочной перспективы и стратегии построения карьеры связи и знакомства не столь важны, как другие перечисленные качества.

Важность различных характеристик для построения карьеры

Характеристика Коэффициент важности (чем меньше, тем выше важность)
Оценка экспертов Оценка выпускников

Базовое высшее образование

2,2 2,1

Опыт работы

2,3 3,4

Личностные характеристики/ качества характера

2,7 4,3

Знание иностранных языков

4,4 4,3

Профессиональные стажировки / повышение квалификации

5,2 6,4

Наличие связей/знакомств

6,1 4,7

Дополнительное образование/ второе высшее

6,2 6,0
7,5 7,0

Ученая степень

8,3 6,7

Мнение выпускников вузов по поводу важности различных характеристик для карьеры по некоторым пунктам отличается от мнения экспертов (потенциальных работодателей). Например, недооцененными выпускниками являются личностные характеристики, опыт работы, профессиональные стажировки. В то же время, наличие связей и знакомств на рынке труда молодыми специалистами считается более важным параметром, чем экспертами. Также выпускники больше значимости придают всему, что связано с дополнительным образованием (второе высшее, ученая степень, МВА).

2.4. Анализ соответствия специализации выпускников московских вузов и их реальной деятельности

Из всех опрошенных выпускников только 38,5% изначально работали и до сих пор продолжают работать по специальности. В 18,8% случаев специалисты после окончания вуза ни разу не имели опыта работы соответствующего или близкого полученной специальности. Более подробная информация представлена на диаграмме.

Соответствие специальности и трудовой деятельности (%)


Как уже отмечалось, менее половины выпускников устраиваются и работают по специальности. По разным вузам ситуация меняется. Чаще всего по специальности устраиваются выпускники МЭСИ, ГУУ и РГГУ.

Вузы, в которых кол-во устраивающихся по специальности выше среднего


Меньше всего постоянно работающих по специальности среди окончивших Горный университет и МПГУ им. Ленина. Выпускники последнего, работая по специальности после окончания ВУЗа, вскоре меняют ее на другую (уходят из преподавательской деятельности в коммерческие компании).

2.5. Экспертная оценка конкурентоспособности выпускников вуза по различным характеристикам

Экспертам было предложено оценить несколько утверждений, которые характеризуют ведущие вузы по ряду характеристик. Оценки выставлялись по 10-ти балльной шкале. Итоговая оценка вуза по каждой характеристике была рассчитана при помощи определения средних значений. На диаграммах приводятся данные по вузам, получившим оценку со стороны 5 и более экспертов. Высшие оценки по большинству параметров получили университеты, дающие образование более разностороннее, чем узкоспециализированное:

  • МГУ им. Ломоносова
  • МГТУ им. Баумана
  • МГИМО

Вуз обеспечивает высокий уровень специальных знаний выпускников по профессии


Выпускники вуза обладают глубокими фундаментальными знаниями, имеют высокий уровень общеобразовательной подготовки


Выпускники вуза будут больше востребованы на рынке труда в ближайшие годы


2.6. Основные вузы - поставщики кадров для различных отраслей

Среди специалистов, работающих в каждой отрасли большинство являются выпускниками определенного круга вузов. Исходя из анализа базы данных резюме и опроса экспертов был составлен список вузов, являющихся основными поставщиками специалистов в 15 исследуемых отраслей. Вузы ранжированы по убыванию степени значимости для отрасли.

  1. IT , телекоммуникации

    • МГТУ им. Баумана
    • МФТИ (Физтех)
    • МГУ им. Ломоносова (мехмат и ВМК)
    • МТУСИ
    • МГАПИ
    • РЭА им. Плеханова
    • Пищевой институт
    • МГТУ им. Баумана
    • МГУ им. Ломоносова
    • РЭА им. Плеханова
  1. Оптовая и розничная торговля

    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • МГИМО
    • МГУКИ
    • Институт международной торговли и права
    • МГУ им. Ломоносова
    • Лингвистический университет им. М. Тореза
    • Университет печати
    • Литературный институт
    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • МГИМО
  1. Страхование

    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • МГУ им. Ломоносова
    • Высшая школа экономики
    • МАДИ (ф-т автострахования)
    • МГИМО
    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • МГУ им. Ломоносова
    • Высшая школа экономики
    • МГИМО
    • МГУЭСИ
  1. Фармацевтика и медицина

    • МГУ им. Ломоносова (факультет фундаментальной медицины, химический, биологический)
    • Медицинские ВУЗы Москвы
    • МГСУ (социальный)
    • РЭА им. Плеханова
    • Финансовая Академия
    • Бауманский
    • МГУ им. Ломоносова
    • РЭА им. Плеханова
  1. Строительство, недвижимость

    • МГСУ (строительный)
    • Институт коммунального хозяйства и строительства
    • Институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии
    • МГУ им. Ломоносова
    • РЭА им. Плеханова
    • МГУ им. Ломоносова
    • РЭА им. Плеханова
    • МГИМО
    • Финансовая Академия
    • МГУС (университет сервиса)
  1. Автомобильная промышленность

    • МГТУ им. Баумана
    • МГУ им. Ломоносова
    • РЭА им. Плеханова
  1. Гостиничный бизнес

    • МГУС (институт сервиса)
    • МГУКИ
    • Коммерческие ВУЗы с факультетами гостиничного дела
  1. Нефтегазовая индустрия и металлургия

    • Губкинский
    • МГТУ им. Баумана
    • РХТУ им. Менделеева
    • МГУ им. Ломоносова
    • МГИМО
    • РЭА им. Плеханова
    • Региональные нефтегазовые институты (Тюменский, Томский и пр.)
  1. Промышленное производство

    • МГТУ им. Баумана
    • Индустриальный университет
    • Станкин
    • МИСиС
    • им. Губкина
    • Пищевой институт
  1. FMCG

    • МГУ им. Ломоносова
    • МГИМО
    • РЭА им. Плеханова
    • МГУКИ

2.7. Изменения в карьере по отраслям (межотраслевая миграция кадров)

В первую очередь, обращает на себя внимание уменьшающееся со временем количество людей занятых в сфере образования и науки. Выпускники оставшиеся в науке после окончания вуза (поступившие в аспирантуру, пополнившие преподавательский состав, устроившиеся в научно-исследовательские институты и пр.) со временем вынуждены искать работу в коммерческой сфере, т.к. уровень оплаты труда абсолютно не соответствует нормальному уровню жизни. В итоге, количество преподавателей и ученых среди недавних выпускников вуза за 3-4 года сокращается почти в три раза.

Подобная тенденция наблюдается и среди специалистов, выбравших после окончания вуза государственную службу.

Вместе с тем, со временем увеличивается приток специалистов в такие отрасли, как банки и финансовые компании, нефте-газовая индустрия, FMCG. Наименьший уровень межотраслевой миграции отмечен в таких сферах рынка как: строительство и недвижимость, пищевая промышленность, транспорт и логистика.

Изменения в карьере по отраслям среди выпускников всех вузов
(средний стаж работы 3,5 года)

Отрасль рынка Первое место работы Последнее место работы
Медиа рынок, реклама, PR, маркетинг 13,2 % 14,3 %
IT, телекоммуникации 10,2 % 12,7 %
Оптовая и розничная торговля 11,4 % 10 %
Консалтинг, профессиональные услуги 9,5 % 9,9 %
Банки, финансово-инвестиционные компании 4,8 % 7,4 %
Нефте-газовая индустрия и металлургия 4,6 % 6 %
Производство и продажа инженерных систем и оборудования 3,8 % 4,9 %
Строительство и недвижимость 4,3 % 4,3 %
FMCG 1,3 % 4 %
Пищевая промышленность и дистрибуция 3,9 % 3,9 %
Промышленное производство 2,5 % 3,5 %
Образование и научная деятельность 8,1 % 2,8 %
Транспорт, логистика 2,5 % 2,6 %
Государственные структуры 6,9 % 2,3 %
Фармацевтика и медицина 1,5 % 1,9 %
Страхование 1,2 % 1,8 %
Гостиничный бизнес 2,9 % 1,7 %
Автомобильная промышленность 2,1 % 1,6 %
Другое 5,3 % 4,4 %

2.8. Зависимость интенсивности должностного роста от работы в определенной отрасли

Как показал анализ междолжностных переходов в каждой из рассмотренных отраслей, существует определенная зависимость между сферой деятельности и возможностью сделать быструю карьеру.

В частности, в качестве отраслей с хорошими возможностями для быстрой карьеры можно назвать:

  • Оптовую и розничную торговлю
  • Пищевую промышленность и дистрибуцию
  • Медиа рынок, реклама, PR, маркетинг
  • Страхование

Более стабильной в плане карьерного роста является ситуация таких отраслях как:

  • Банковская и финансовая сфера
  • IT и телекоммуникации
  • Инженерные системы и оборудование
  • Нефте-газовая индустрия и металлургия
  • Строительство и недвижимость
  • Транспорт и логистика

При общем высоком уровне заработных плат в данных отраслях, специалисту сложнее совершать междолжностные переходы, т.к. это требует больше времени и усилий. Другой причиной является то, что в перечисленных сферах превалируют более крупные компании, чем в первой группе, в которых действуют ограничения на скорость должностного роста.

2.9 Оценка важности характеристик значимых при выборе вуза

В ходе опроса выпускников респондентам было предложено оценить по 5-ти балльной шкале, насколько важны различные характеристики при выборе вуза для обучения. Практически все предложенные параметры были признаны достаточно важными. Но, в первую очередь, все признавали, что главная задача вуза - обеспечивать высокий уровень специальных знаний выпускников по профессии. Также значимыми оказались такие показатели, как способность диплома котироваться на рынке труда и возможность трудоустройства по окончанию вуза на работу с достойным уровнем оплаты труда.

Характеристика Оценка важности Оценка удовлетво-ренности Коэффициент удовлетворе-нности
1. Вуз должен обеспечивать высокий уровень специальных знаний выпускников по профессии 4,7 4,5 -0,2
2. Выпускники вуза должны обладать глубокими фундаментальными знаниями, иметь высокий уровень общеобразовательной подготовки 4,5 4,4 -0,1
3. Во время обучения необходимо обеспечивать студентов навыками и профессиональным опытом, необходимым для дальнейшего трудоустройства и построения карьеры 4,2 3,5 -0,7
4. Диплом вуза должен котироваться на рынке труда 4,6 4,2 -0,4
5. После окончания вуза должна быть возможность устроиться работу с достойным уровнем оплаты труда 4,6 3,9 -0,7
6. Большим преимуществом является приобретение полезных знакомств и связей во время обучения в вузе 4,3 3,6 -0,7

Как видно из таблицы, удовлетворенность выпускниками образованием по различным характеристикам несколько ниже, чем оценки важности. В первую очередь это касается гарантии трудоустройства после окончания вуза на работу с достойным уровнем оплаты труда. Также предъявляются претензии к тому, что вузы не обеспечивают студентов навыками и профессиональным опытом, необходимым для дальнейшего трудоустройства и построения карьеры. Многие выпускники вузов не смогли приобрести полезные знакомства и связи, на которые рассчитывали в ходе обучения.

В большей степени выпускники различных вузов удовлетворены уровнем фундаментальных знаний, общеобразовательной подготовкой, полученной в ходе обучения.

В рамках данного исследования выявилось, что выпускники вузов с годами повышают значимость фактора «образование» для карьеры. Однако уровень удовлетворенности своим образованием падает. Для подтверждения отрицательной динамики удовлетворенности требуется дополнительное исследование.

Динамика удовлетворенности выпускников своим образованием


2.10. Виды дополнительного образования, получаемые выпускниками

Большая часть выпускников московских вузов, попавших в выборку, получают после окончания какое-либо дополнительное образование. Больше всего поступают в аспирантуру, в основном, это молодые люди, главным мотивом которых является продление отсрочки от армии. Это отчасти объясняет высокую по сравнению с экспертами оценку аспирантура, как фактора важного для карьеры. Выпускники в некотором смысле пытаются оправдать то, что они поступают туда после вуза, говоря, что это пригодилось им в дальнейшем трудоустройстве.

Многие выпускники, преимущественно работающие в западных компаниях, дополнительно изучают иностранные языки. Профессиональные стажировки и курсы повышения квалификации чаще всего проходят при содействии работодателя, который заинтересован в развитии персонала.

Дополнительное образование, получаемое после вуза

2.11. Наличие требований, связанных с образованием, предъявляемых работодателями к молодым специалистам

Работодатели не так часто требуют, чтобы кандидаты, принимаемые на работу, были выпускниками определенного вуза или факультета - регулярно с такими требованиями сталкиваются только 9% экспертов. Чаще требования предъявляются к уровню учебного заведения. Например, при приеме на работу специалиста с экономическим образованием равные шансы имеют выпускники ведущих вузов: МГУ, Академии им. Плеханова, Высшей школы экономики, Финансовой академии. В этом случае наиболее значимыми факторами будет знание выпускником иностранных языков, наличие опыта работы и личностные характеристики.

В областях, где требуются специалисты по социологии, психологии, маркетингу, менеджменту, PR, юриспруденции и прочим гуманитарным дисциплинам предпочтение несколько чаще отдается выпускникам МГУ и МГИМО, но в требованиях к вакансии это, как правило, не указывается. Здесь хорошие шансы на трудоустройство имеют также выпускники ГУУ, РГГУ, РУДН. Для юристов одним из предпочтительных вариантов является МГЮА, в западные компании на самые разные должности охотно берут выпускников Лингвистического университета им. М. Тореза.

Несколько другая картина складывается при подборе специалистов, окончивших технические вузы. Периодически требуется, чтобы кандидат являлся выпускником определенного вуза (МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, МАИ и пр.) или факультета. Чаще всего это обусловлено двумя причинами: спецификой отрасли и сложившимися традициями в компании.

Наличие требований к образованию у работодателей (%)

2.12. Основные проблемы/недостатки выявляемые работодателями при подборе молодых специалистов

Основная проблема молодых специалистов, по мнению работодателей и представителей кадровых агентств - недостаток опыта работы и связанная с этим нехватка практических знаний. Многие вузы ориентированы на теоретизированный, академический подход в обучении студентов. Студенческая практика чаще всего является формальной и неэффективной, не дающей представления о том, что ждет выпускника на работе после окончания вуза. При том, что большинство респондентов отметили довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников, ее приложение в реальной деятельности компаний в большинстве случаев оказывается бесполезным.

Многие программы, преподаваемые в вузах, на сегодняшний день основательно устарели (особенно это касается технических специальностей) и не имеют отношения к потребностям рынка труда. Поэтому во многих компаниях приходятся обучать молодых специалистов заново. Решение этой проблемы может заключаться, по мнению экспертов, во введении в программы обучения спецкурсов, проводимых преподавателями-практиками, в том числе представителями компаний-работодателей.

Среди других недостатков, часто выявляемых при подборе молодых специалистов можно выделить:

  • Слабое представление о корпоративной культуре и отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
  • Незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес среды в целом (особенно актуально для технических специалистов, устраивающихся на работу в коммерческие подразделения).
  • Отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, нехватка коммуникативных, презентационных способностей.
  • Недостаточный уровень языковой подготовки - часто становится препятствием для трудоустройства даже у наиболее подготовленных по профессии специалистов.
  • Нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры - это является одной из основных причин, по которой многие выпускники не могут найти работу по специальности.
  • Завышенные требования и амбиции не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке.

Несмотря на многочисленные недостатки, отмеченные экспертами, менее 20 % из них негативно отзывались об уровне российского высшего образования в целом. Остальные сходились на мнении, что основное значение в подготовке специалиста имеют его личностные характеристики и стремление достигать поставленных целей. В ближайшие 2-3 года после окончания вуза способные и целеустремленные выпускники могут стать полноценными и востребованными профессионалами в своей сфере, обладая тем багажом базовых знаний, который был получен в вузе и приобретенными навыками работы после его окончания. Наиболее активные участники рынка труда самостоятельно ликвидируют нехватку знаний путем получения дополнительного образования (окончания курсов, стажировок и пр.).

Практически во всех крупных компаниях, принимающих на работу молодых специалистов, существуют специальные программы адаптации, призванные ликвидировать некоторые недостатки, о которых говорилось выше. Как правило, они включают в себя следующее:

  • Знакомство новых сотрудников со структурой компании, производимой продукцией / предоставляемыми услугами. В этом случае возможна кратковременная работа в различных подразделениях.
  • Лекции по корпоративной культуре, поведению в компании, документообороту. Определение должностных обязанностей, уровня ответственности и подчинения.
  • Занятия по деловому общению, обучение навыкам презентаций и работы с клиентами (для сотрудников коммерческих подразделений).
  • Наставничество со стороны более опытных сотрудников, которые одновременно обучают и контролируют работу молодого специалиста.

По признанию экспертов многих моментов адаптационного периода можно было бы избежать, если бы выпускники имели возможность во время обучения стажироваться в компаниях, в которые после приходят работать.

2.13. Показатели успешной карьеры, по мнению выпускников вузов

На вопрос о том, что позволяет считать трудовую жизнь и карьеру человека успешной, мнения опрошенных разделились. Респондентам было предложено выбрать 3 определяющих параметра. Наиболее популярным оказалось суждение, что специалист должен получать за свою работу большие заработки, иметь от работы высокие доходы. Это подтверждает мнение тех, кто считает зарплату главным мотивационным фактором для специалиста.

На втором месте, с небольшим отрывом, оказалось мнение, что главное - это работать по профессии, которая соответствует способностям, знаниям и умениям. Иными словами - каждый специалист должен находиться на своем месте. Здесь возникает проблема профориентации, которая практически не решается в настоящий момент ни при поступлении абитуриента в вуз, ни в ходе его обучения.

Достаточно популярным оказался ответ, что каждый человек должен получать удовольствие от работы, занимается делом, которое ему нравится, соответствует интересам и увлечениям. Три перечисленных компонента по сути являются представлением молодого специалиста об идеальном месте для трудоустройства: хорошая зарплата за работу которая хорошо удается и приносит удовольствие.

2.14. Оценка удовлетворенности выпускников вуза качеством образования по различным характеристикам

Мы уже рассматривали характеристики, которые, по мнению выпускников являются значимыми при выборе вуза, а также удовлетворенность различными параметрами в целом. Если оценивать отдельные вузы, то можно выделить ряд учебных заведений, выпускники которых в целом больше удовлетворены прошедшим обучением. В порядке убывания это:

  • Финансовая академия
  • МГИМО
  • РЭА им. Плеханова
  • МГУ им. Ломоносова
  • МГТУ им. Баумана

Меньше всего удовлетворены образованием выпускники МИСИС и Горного университета, хотя в целом уровень удовлетворенности полученным образованием у выпускников всех вузов достаточно высок.

Что касается отдельных показателей, то по уровню специального образования по профессии лидирует МГТУ им. Баумана (удовлетворенность выпускников в этом ВУЗе по этому параметру выше, чем во всех остальных). Глубокими фундаментальными знаниями и высоким уровнем общеобразовательной подготовки больше всего довольны выпускники МГУ им. М.В. Ломоносова.

Лучшие навыки и профессиональный опыт, которые пригодились для дальнейшего трудоустройства и построения карьеры были получены выпускниками Финансовой Академии и МГИМО.

Так же выпускники Финансовой академии больше остальных уверены, что их диплом востребован на рынке труда и у них есть возможность устроиться на работу с достойным уровнем оплаты труда.

2.15. Основные недостатки вуза по мнению выпускников

Говоря об основных недостатках в образовательной системе своих вузов, молодые специалисты отмечали достаточно много пунктов. Больше всего замечаний было на тему того, что вузы мало участвуют в подготовке специалистов к будущей трудовой деятельности. В частности, отсутствуют консультации по трудоустройству и способам построения карьеры, которые могли бы проводить как потенциальные работодатели, так и ведущие кадровые агентства.

На втором месте в списке претензий к образованию был уровень языковой подготовки. Несмотря на то, что многие специалисты признают собственную вину в том, что недостаточно внимания уделяли во время обучения предмету иностранного языка, постоянно говорится, что объемы его преподавания крайне малы для требований современного бизнеса. Особенно актуально это для вузов, в которых преподавание иностранного языка заканчивается на втором курсе.

Многие выпускники, во время обучения в вузе хотели бы проходить стажировки за границей (особенно актуально это для тех, кто впоследствии устроился на работу в западную компанию). Однако не все вузы способствуют в этом своим студентам, и даже в тех, в которых данные программы существуют, они остаются недоступны для большинства.

О нехватке современных программ обучения высказались около трети опрошенных. Под такими программами, как правило, понимается преподавание предметов больше ориентированных на практическую деятельность. Причем в меньшей степени говорится о выборе дополнительных предметов для изучения, понимание, каких знаний не хватает приходит с опытом работы и реализуется через последующее образование. Главная задача - именно совершенствование существующих дисциплин, которых достаточно много, но они в значительной степени устарели по своему содержанию.

Что касается ситуации по конкретным вузам, то о нехватке современных программ обучения чаще других говорили выпускники Горного университета, МЭСИ, МФТИ и РГГУ. Меньше всего эта проблема касается закончивших МАМИ и РХТУ им. Менделеева. Хотя сам факт постановки какой-либо проблемы говорит скорее о степени осознания ее выпускниками, а не о недостатке определенного ВУЗа.

То же самое справедливо и в отношении стажерских программ, о нехватке которых чаше всего высказывались выпускники МАМИ, МФТУ, Станкина, МИСиС и МИИТ.

В МГИМО, например, чаше всего по сравнению с другими вузами говорили о недостаточно развитой программе заграничных стажировок. Очевидно, что для этого вуза эта проблема действительно актуальна, при том, что уровень языковой подготовки даже с учетом повышенных требований выпускников был признан достаточно хорошим. Также общая удовлетворенность преподаванием языка была отмечена в РЭА им. Плеханова, Финансовой академии и МПГУ им. Ленина.

Что касается нехватки консультаций по трудоустройству и построению карьеры, то здесь чаще всего высказывались выпускники МГУ, РЭА им. Плеханова, Финансовой академии и МГИМО (из технических ВУЗов МГТУ им. Баумана и МИФИ), то есть тех ВУЗов по окончании которых молодые специалисты чаще всего стремятся сделать карьеру в бизнесе.

2.16. Программы взаимодействия коммерческих компаний с вузами - позитивный и негативный опыт

У большинства компаний, которые представлены экспертами в данном исследовании имеется опыт взаимодействия с различными вузами. Мнения по поводу подобных программ заметно разделились.

Можно сказать, что существует конкуренция среди работодателей, которые хотят сотрудничать с вузами и привлекать студентов к работе в своих компаниях. О положительном опыте сотрудничества с вузами чаще всего сообщают представители самых известных и крупных транснациональных компаний. Такие компании чаще допускаются с презентациями к студентам и получают разрешение на централизованные стажировки. В данном случае роль играет имя компании (студенты сами хотят там работать) и финансовые возможности (как правило, эти компании платят значительные суммы руководству вузов за допуск к студентам).

В случае с менее крупными и богатыми компаниями возникают проблемы. Руководство вузов препятствует проведению мероприятий, направленных на привлечение студентов на практику, требует значительных денежных отчислений и при этом не гарантирует участие в стажировках лучших студентов. В итоге временные и финансовые затраты на эти программы оказываются неэффективными и некоторые компании вынуждены отказываться от них.

В некоторых вузах преподаватели и руководство вообще выступает против опыта работы во время обучения, так как считается, что это вредит получению знаний по программе. В ряде вузов существует негласный запрет на работу с иностранными компаниями (пример - МГТУ им. Баумана).

Также руководство вузов часто обвиняют в отсутствии гибкости при выборе программ обучения и нежелании приглашать специалистов имеющих опыт работы для проведения занятий со студентами.

Очевидно, что эффективные программы взаимодействия вузов и работодателя могли бы решить многие обозначенные в исследовании проблемы. На данный момент необходимо, чтобы понимание этого пришло к обеим сторонам, т.к. решение о сотрудничестве должно быть выгодным, как для них, так и, в первую очередь, для выпускников.