Введение

Истоки и сущность экономической политики М. Тэтчер

У большинства членов кабинета министров труды Милтона Фридмана не были настольными книгами. Зато это были настольные книги Тэтчер и её команды экономистов. Они были убежденными монетаристами, или, по изящному определению Кита Джозефа, сторонниками " денежного воздержания ", которые стояли за строгий контроль над денежной массой, фискальными целями, сбалансированностью бюджетов и за трезвый подход к финансовым делам в соответствии с принципами " живи по средствам ". Однако идеи Фридмана, американского экономиста, чья популярная книга " Капитализм и свобода" посвящена описанию того, как социализм убивает предприимчивость и инициативу отнюдь не является первоисточником главных экономических убеждений Тэтчер. Свои убеждения она почерпнула непосредственно в бакалавриате Алфа Робертса.

Другим важным учебником стал для неё профессор Фридрих фон Хайек, экономист, родившийся в Австрии и принявший британское гражданство, чья книгу " Путь к рабству ", написанную в 1944 г., она прочла в Оксфорде. Хайек учил, что государственное вмешательство в рыночную свободу может на время сдержать инфляцию, экономический спад и рост безработицы, но неспособно предотвратить или побороть эти явления.

Идеи Хайека противоречили идеям другого британца, Джона Мейронда Кейнса, выдающегося экономиста ХХ века. Убеждения Кейнса, что правительства должны расходовать средства на поощрение экономического роста и поддержание высокого уровня занятости, при необходимости закладывая в бюджеты превышение правительственных расходов над доходами, нашло сторонников во всем мире. В США - Франклин Рузвельт, Джон Кеннеди и Линдон Джонс - ссылались на Кейнса, чтобы оправдать повышение государственных расходов над доходами. Клемент Эттли взял на вооружение кейнсианские принципы, чтобы обосновать финансирование английского государства всеобщего благоденствия. Хайеке был убежден в том, что большинство рецептов Кейнса, предписывающих посредничество государства, только ухудшали дела. Основная мысль Хайека, получившего в 1914 г. нобелевскую премию в области, сводилась к тому, что государственное манипулирование экономикой, регулирования финансов по методу нажатия на акселератор и тормоза с неизбежностью ведут к катастрофе и, в конечном счете, к тоталитаризму.

Правительство Тэтчер взяло энергичный старт и с первых месяцев начало активно осуществлять политику монетаризма, неоконсеватизма или, как позднее стала называться, тэтчеризма. Сама Тэтчер редко употребляла слово " монетаризм ", предпочитая ему такое выражение, как " демократия собственников ". Сразу разочаруем читателя, который ожидает, что мы опишем вклад Тэтчер в " новую " экономическую теорию.

Прежде всего, теория монетаризма была первоначально сформулирована даже не в Англии, а в США чикагской школой профессора Милтона Фридмана. Он был приглашен в Англию на семинар и выступал там вместе с Тэтчер, которой очень нравились идеи монетаризма.

Кроме того, большая часть идей монетаризма и тэтчеризма в Англии была сформулирована почти за десять лет до прихода Тэтчер к власти и получила название " сэлсдонской политики " по названию отеля, в котором происходили заседания теневого кабинета консерваторов и где были сформулированы принципы политики, которую впоследствии станет проводить Тэтчер.

Наверное, удивительным для читателя будет и то, что предшественник Тэтчер Хит уже начал проводить в жизнь некоторые из принципов этой политики, но делал это неуверенно и непоследовательно.

Но, пожалуй, наиболее поразительным "открытием " будет тот факт, что некоторые разделы монетаристской программы - введение режима экономики, сдерживание государственных расходов, ограничение роста денежного предложения - начало проводить (правда, вынужденно, под давлением Международного валютного фонда) уже лейбористское правительство Каллагэна.

Таким образом, тэтчеризм является не новым направлением в экономике, а скорее собранием отдельных экономических постулатов.

Часть I.

Теория тэтчеризма.

Но в чем же заключается теория тэтчеризма? Прежде всего, тэтчеризм предполагает строгий контроль над денежной массой с целью обуздания инфляции. Это главная задача. При этом ради ее выполнения можно игнорировать то, что в результате увеличивается безработица.

Для снижения инфляции необходимо введение строгого контроля над расходами с целью их уменьшения. С учетом роста безработицы сокращение расходов по всем министерствам (кроме обороны) должно быть резким и неуклонным. Оно включает и серьезное уменьшение численности государственного аппарата. (За 3 первых года его сократили почти на 80 тыс. человек, то есть на 10 % , прежде всего за счет верхнего эшелона.) Это дает возможность получить больше средств и делает привлекательность административной службы для молодежи значительно меньшей (меньше высоких постов!). Предусматривалось и резкое сокращение местных расходов, государственных расходов на жилищное строительство. Монетаризм предполагал распределение налогового бремени, сокращение подоходных налогов и возрастание косвенных.

Особое место в тэтчеризме занимают культ индивидуализма, приоритет самостоятельности, свободы предпринимательства, отрицание коллективизма. Правительство не должно вмешиваться в дела бизнеса, делать это возможно только в крайнем случае. И если раньше оно оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, чтобы открыть им дорогу, то правительство Тэтчер отказалось от такого подхода.

Национализированные (лейбористами) отрасли промышленности должны быть переданы в частные руки. Каждый свободен завести свое дело и вступить в конкуренцию. «Как и в спорте, в конкуренции главное не то, как быстро бежите вы, а как быстро бежит ваш соперник». Так как легче открыть мелкую торговлю, учредить небольшую фирму, то правительство Тэтчер готово было оказывать этим фирмам (путем прежде всего налоговой политики) определенное содействие. Но главное - это свобода предпринимательства. Людям надо разрешить делать все, что им по душе, «при условии, что трудовая деятельность не будет ставить под угрозу здоровье и жизнь людей, что выпускаемые товары безопасны для здоровья людей и отвечают их разумным потребностям, при условии поощрения конкуренции и ликвидации монополий в любой области». Место профсоюзов при этом должно быть ограничено, так как они мешают свободе предпринимательства.

Идеал тэтчеризма – это общество мелких акционеров и предпринимателей, мелкого и среднего бизнеса. Наиболее характерным в тэтчеризме было безусловное, неуклонное следование принципам монетаризма. Каковы бы ни были издержки, какими бы ни были трудности и препятствия, цель является священной и отступление от нее даже в самой малейшей степени недопустимо.

Тэтчер никогда не говорила, что «цель оправдывает средства», но по существу это было ее кредо. Она проводила свои экономические принципы с фанатическим упорством. Для нее в этом вопросе существовали только два цвета – черный и белый. Тэтчер олицетворяла собой бескомпромиссный мессианский политический подход. И ее сторонники утверждают, что такой «черно – белый подход» мог избавить правительство от безвластия, которое, по их мнению, было характерно для Вестминстера на протяжении 70-х годов. Политика тэтчеризма проводилась, прежде всего, через бюджет страны. От него и его исполнения зависели судьбы экономических преобразований или, как довольно быстро стали называть эти реформы, «экономической революции».

Часть II .

Необычные бюджеты .

Бюджет 1979/80 года составили в рекордно короткий срок - через пять недель после победы на выборах. В его разработке Тэтчер приняла самое непосредственное участие. Бюджеты 1979 – 1981 годов были особенно важными, ибо они имели целью создать условия для осуществления политики монетаризма. Бюджет ознаменовал собой радикальное изменение прежнего курса правительства в области финансов. Главное в нем – снижение прямых налогов.

Официальное открытие сессии парламента нового созыва состоялось только через 12 дней после выборов. Королева прочла подготовленную премьер-министром речь, в которой объявлялась законодательная повестка для Тэтчер на предстоящую сессию:

Расходы на оборону будут увеличены;

Первоочередное внимание будет уделяться укреплению законности и порядка с немедленным ассигнованием 100 миллионов долларов на повышение заработной платы полицейским;

Англия будет сохранять свои собственные ядерные средства сдержания, а также повышать свой вклад в НАТО;

Англия станет играть " полную и конструктивную роль" в Общем рынке, при том, что правительство будет добиваться лучших условий для её членства;

Будут внесены законы, ограничивающие свободу действий бастующих пикетчиков и статус " закрытых предприятий", где на работу принимаются только члены определенного профсоюза;

Будет поощряться выкуп жилья у государства жильцами жилого государственного фонда;

Государственная собственность будет сокращаться;

Будет поощряться частное медобслуживание;

Будут введены жесткие меры регулирования иммиграции;

Контроль над системой школьного образования будет передан местным властям.

Гвоздем программы стала реформа налогообложения. " Путем снижения бремени прямых налогов и ограничения притязаний государственного сектора на ресурсы страны моё правительство приступит к восстановлению стимулов поощрения производительности и создания климата, благоприятного для процветания торговли и промышленности".

Не прошло и месяца, как она приступила к осуществления своих программ, начиная с первого бюджета Джеффри Хау, этого краеугольного камня ее новой экономической стратегии. 12 июня в короткой для такого случая 75 минутной речи Хау преподнес один из самых радикальных бюджетов в истории Англии, непосредственно направленный на свертывание социализма и освобождение от оков свободного предпринимательства. Подоходные налоги сокращались почти на 12 млрд. долларов. Налоговые ставки на самые высокие доходы, выше 50 тыс. долларов, снижались с 83% до 60% , самые низкие ставки подоходного налога снижались с 33 % до 30 %. Налог на добавленную стоимость, налог с оборота, частично возмещал доходы, сократившиеся от снижения подоходных налогов. Ставки этого налога подскочили с 8 % и 12,5 % до единой 15% , что должно было увеличить и без того уже 17 % инфляцию еще на несколько процентов. В результате повышения налога на добавленную стоимость цена пинты пива возросла на 10 %, а на " роллс-ройс" - на 4000 долларов. Были также обложены повышенными налогами на потребление сигареты, спиртные напитки и бензин. Хау поднял базисную ставку ссудного процента с 12 % до 14 %, что укрепило фунт, но удорожало английские экспортные товары, сделав их менее конкурентно способными. Он объявил о планах продажи государственных активов на сумму 2,4 млрд. долларов. Государственные расходы на жилищное строительство, образование, энергетику, транспорт, иностранную помощь и помощь городам подлежали сокращению на 10 млрд. долларов, а субсидирование промышленности - на полмиллиарда долларов. Назначение данного бюджета, по словам Хау, состояло в том, чтобы " восстановить стимулы и сделать так, чтобы работать имело смысл".

Предельная налоговая ставка на доход от работы по найму была снижена 25 %. Высшая ставка на доход от капиталовложений, введенная раньше лейбористами, составляла 98%, то есть означала почти конфискацию крупных доходов. Теперь она была понижена до 75%. Это означало значительное увеличение чистой прибыли, которой монополии могли теперь распоряжаться как угодно, в том числе и для технического обновления и расширения производства.

Крупный бизнес торжествовал. Но не забыли и мелких предпринимателей. Раньше дивиденды облагались налогами, начиная с 1700 фунтов стерлингов, теперь – только с 5 тысяч. По некоторым подсчетам, несколько тысяч мелких фирм (всего около 1,5 млн. человек) освобождались от уплаты налогов и могли расширять и модернизировать за этот счет свои предприятия.

Уменьшение налогов создало брешь в бюджете. По одним данным она равнялась 3,5 млрд. фунтов стерлингов, по другим – 4,5 млрд. Как эти средства возместить? Прежде всего, были увеличены косвенные налоги путем повышения так называемого ВАТа – налога на добавленную стоимость, то есть налога, который приплюсовывался к цене продаваемого товара. Он был увеличен с 7% до 15%. Этот косвенный налог бил прежде всего по карману рядового покупателя, повышая главным образом цены товаров повышенного спроса.

Реакция англичан, первые итоги .

Тэтчер и члены ее кабинета министров знали, что бюджет будет непопулярным. " Это пакет крутых мер. Но необходимость в крутых мерах вызвана тем положением, которое мы унаследовали". Премьер- министра тревожило возможное усиление инфляции в результате резкого увеличения НДС, но, в общем, и целом пакет соответствовал ее обещаниям, что ее радовало. Она не хотела оставлять какой бы то ни было неясности в отношении своих намерений, ее бюджет был призван сыграть роль холодного душа. Озноб был неизбежен, но наконец-то дело пойдет к спасению Англии.

В самом бюджете была заложена идея повышения стоимости жизни. Но Тэтчер полагала, что англичане переживут это, надеясь на лучшее будущее. Однако в течение первого года ее правления инфляция выросла больше, чем вдвое, безработица также увеличилась почти вдвое.

Англия была обеспокоена потоком дурных новостей. Но правительство не дрогнуло. Во втором бюджете было предусмотрено дальнейшее сокращение госассигнований, прежде всего на развитие соц. сферы, и в то же время мелкому и среднему бизнесу предоставлялись новые льготы. Он освобождался от ВАТа, что уменьшало налоги с него. Были предусмотрены льготы на создание новых предприятий в так называемых зонах промышленного упадка.

Все хуже и хуже. Третий бюджет .

Еще более важным (но тяжелым для рядовых англичан), дававший новый импульс развитию, был третий бюджет правительства Тэтчер. История его достаточно любопытна, чтобы остановится на ней подробнее.

В январе 1981 года Тэтчер пригласила на должность главного экономического советника профессора Алана Уолтерса – одного из главных архитекторов монетаризма. По его совету были внесены некоторые изменения в антиинфляционную политику. Уолтерс предложил, в частности, сократить займы, которые шли на расходы по государственному сектору, на 4 млрд. фунтов стерлингов. Тэтчер возмутилась и накричала на него: «Вы – теоретик, а не практик. Попробуйте пойти с этим предложением в палату общин».

Тэтчер пригласила к себе в резиденцию Хау, главных сотрудников министерства финансов, Уолтерса и продиктовала основные направления нового бюджета. Главным в нем было еще большее увеличение косвенных налогов, в том числе на бензин и машинные масла, автомобили, сигареты и спиртные напитки. По всем кейнсианским теориям, во время упадка экономики правительство должно увеличивать расходы. Но Тэтчер отвергла теорию Кейнса и выдвинула прямо противоположное кейнсианству решение – увеличить налоги и сократить расходы.

Социальные условия английских трудящихся продолжали катастрофически ухудшаться. Касалось ли это вопросов безработицы, преступности, Северной Ирландии или здравоохранения – во всех областях дела шли все хуже. Вся политика тэтчеризма вела к росту безработицы, и понадобилось, как – то объяснить стране, почему безработица становится проблемой номер один. Тогда Тэтчер выдвинула теорию, согласно которой в первое время реформы еще не дают эффективных результатов и рост безработицы неизбежен. Английское общество должно «перетерпеть» первый период новых мероприятий правительства.

Было бы, однако несправедливым утверждать, что правительство Тэтчер не принимало мар к увеличению занятости, и недооценивать трудность этой задачи. Правительство разработало специальную программу увеличения числа рабочих мест, и намеченные им мероприятия представляют интерес и для нашей страны в свете проводимых экономических реформ. Была одобрена программа учебы молодежи на 400 тыс. в год. Правительство утвердило также программу преждевременного выхода на пенсию, по которой к весне 1982 года до срока ушло на пенсию около 130 тыс. человек. Оно стимулировало также расширение количества мест за счет перевода части рабочих на неполный рабочий день или неполную неделю. Эти меры в некоторой степени способствовали уменьшению роста безработицы и приспособлению рабочей силы к нуждам новых, модернизированных отраслей промышленности.


Часть III .

Самый сильный премьер – министр .

В первый срок правления Тэтчер только начала претворять в жизнь программу монетаризма. Но доказать преимущества своих экономических планов ей за первые четыре год не удалось. Мешали многие факторы: общий упадок экономики в странах Запада, включая Англию, фактор времени. Тэтчер не раз говорила, что 4 года – слишком малый срок для реализации планов перестройки экономики, что для этого нужно, по крайней мере, 8 – 10 лет. Теперь она их получила, и потому второе премьерство было решающим для политики тэтчеризма. И первое, с чего Тэтчер начала, - это укрепление своего личного влияния в кабинете и партии, усиление авторитарного режима, устранение всего и всех, кто мешал, по мнению премьера, осуществлению ее планов. Препятствием для осуществления экономической программы Тэтчер считала деятельность профсоюзов по отстаиванию социальных прав трудящихся. В своей монетаристской программе на первое место она ставила резкое сокращение инфляции и «обуздание» профсоюзов.

Внешняя экономическая политика в Европе

Сообщение о победе консерваторов вызвало нескрываемую радость в Общем рынке. Но Тэтчер сразу рассеяла их иллюзии на тот счет, что консервативное правительство пойдет на уступки странам ЕЭС. На первой же встрече руководителей стран – членов ЕЭС она потребовала пересмотра суммы взносов в казну ЕЭС и значительного уменьшения доли Британии. Она требовала, чтобы взносы Англии в бюджет ЕЭС были уменьшены на огромную сумму в 1 млрд. фунтов стерлингов. Англичане были против неоправданно больших расходов на сельскохозяйственную политику ЕЭС. Только в мае 1980 года после длительных и болезненных переговоров партнерам удалось достичь компромисса, узнав о результатах (очень благоприятных для Англии) Тэтчер осталась недовольной.


Заключение.

Тэтчер изменила лицо Британии

Такими словами подвел итоги десятилетия еженедельник «Обсервер». Пресса сравнивала Британию конца 70-х годов с Британией десять лет спустя. Великобритания, некогда бывшая мастерской мира, ко времени прихода Тэтчер к власти на пятое место среди великих держав. Абсолютный объем промышленного производства не увеличивался. Раньше англичане считались одной из самых богатых наций. К концу 70-х годов все изменилось, и Англия по доходам на душу населения едва сумела войти в первую двадцатку, занимая в ней предпоследнее, девятнадцатое место. Сама Тэтчер говорила, что тогда стоял вопрос не о том, есть ли будущее у Англии, а о том, поддается ли она вообще управлению. Тэтчер решила «встряхнуть страну».

Что же удалось ей сделать за десятилетие? Результаты нагляднее всего видны при сравнении с достижениями других государств – соперников Британии. Темпы роста британской экономики составляли за это время 5%. Это больше, чем добились все остальные страны мира, за исключением Японии. Это было настолько хорошо и выгодно, что Япония и ФРГ стали изыскивать возможности для расширения своих капиталов в британскую промышленность, в особенности обрабатывающую, т.к. производительность в этой отрасли росла быстрее, чем во всех остальных странах.

Себестоимость английской продукции стала резко снижаться. Так, даже британская сталь, которая раньше с трудом конкурировала с продукцией других стран, стала дешевле южнокорейской, считавшейся самой дешевой в мире. Сейчас одним из важнейших факторов себестоимости продукции и, следовательно, конкурентоспособности, по мнению западных экономистов, является эффективность использования людей – и менеджеров, и рабочих. Значительных результатов в этом направлении достигла и английская экономика. Сделать это в стране, где снобизм стал традицией (отдельные столовые, парковочные места для дирекции), было нелегко.

К числу достижений тэтчеризма многие в Британии относят и приватизацию ряда ранее национализированных отраслей промышленности (нефтедобывающая, авиационная, телекоммуникации и др.), что дало возможность поднять их производительность труда.

Совершенно особое место в программе тэтчеризма занимала в связи с приватизацией распродаж акций национализированных предприятий, в том числе лицам, работавшим на них. Только за четыре года (1984 - 1988) число британцев, владеющих акциями, выросло более чем в три раза. Распродажа акций имела двоякое значение: она увеличила заинтересованность новых владельцев в успехе предприятий, обеспечила снижение себестоимости продукции, повышение прибыли и в то же время позволила приобщить к философии собственности многих англичан и тем самым укрепить социальную базу консервативной партии.

Британский бизнес был доволен десятилетием Тэтчер. Прибыли компаний значительно увеличились, дивиденды, выплачиваемые владельцам акций, выросли с 92% до 462%., то есть почти в пять раз. В 80-е годы усилили свои позиции не только крупные, но и средние и мелкие фирмы. Они стали новой силой в структуре английской экономики. Средние и в особенности мелкие фирмы более гибко реагировали на все изменения деловой конъюнктуры, что дало возможность сделать английские товары более конкурентоспособными.

Правительству консерваторов удалось уменьшить инфляцию в два – три раза. При этом если в первые годы правления Тэтчер сокращение инфляции сопровождалось ростом безработицы, то в последние несколько лет безработица стала систематически сокращаться и упала с 3,5 млн. человек до 2 млн.

Английское общество стало жить лучше. Средний доход на душу населения за 10 последних лет вырос на 23%. Но, пожалуй, наиболее впечатляющим достижением правительства, которым очень гордилась Тэтчер, была распродажа муниципальных домов руки. Каждый англичанин мечтает иметь свой дом. Более 1 млн. британцев по призыву Тэтчер выкупили свои жилища у муниципалитетов, причем последние продали их с большой скидкой, доходившей иногда до 60% стоимости домов. Показателем улучшения жизни британцев явилось и то, что число забастовок с середины 80-х годов резко уменьшилось, стало одним из самых низких в Европе.

Оздоровление английской экономики позволило стране выделить достаточные ресурсы на выполнение своих международных политических задач, с экономически сильной Британией стали больше считаться на международной арене. Здоровая экономика явилась важным внешнеполитическим инструментом правительства.

«Хватит, Вы должны уйти»

Как раз в конце 1988- начале 1989 год наметился ряд неблагоприятных сдвигов в экономике страны. Прежде всего, стали замедляться темпы роста народного хозяйства, инфляция росла, банковский кредит достиг огромной цифры – 15%, что мешало многим, в особенности мелким, хозяевам расширять свои дела. Страна всегда отличалась значительным расслоением общества. Но в период тэтчеризма оно еще более усилилось. В конце 80-х годов руках 20% населения страны было сосредоточено 42% всех личных доходов британцев – значительно больше, чем это было 10 лет назад. Распространенным стало утверждение (хотя и не совсем верное), что за последние десять лет богатые стали богаче, а бедные беднее. Британцы в особенности был недовольны ухудшением ряда своих социально-бытовых условий, в частности в области здравоохранения, коммунальных услуг. Почти три четверти опрошенных отметили ее решительность, смелость, силу, энергию, и только 2% выразило удовлетворение ее экономической и социальной политикой.

Впервые Тэтчер встретилась с реальной оппозицией в лице усилившейся лейбористской партии. Сам тэтчеризм утратил свой былой блеск. В стране стали утверждать, что результаты «экономического чуда» были явно преувеличены. Тэтчер упрекали в том, что основные задачи, стоящие перед страной, ее правительство не решило и будущее продолжает оставаться неясным. Ей ставили в вину, что она не смогла устранить корни инфляции и что в последнее время инфляция все время растет, что премьер не подготовила страну к тому времени, когда снизятся доходы от нефти и Англия потеряет те преимущества, которые имела в борьбе с западноевропейскими конкурентами.

Своей главной заслугой она считала то, что «избавила страну от социализма». Тэтчер, конечно, имела в виду не сталинизм, не искаженные формы социализма, а социалистические идеи лейборизма. Премьер стремилась представить дело так, что прошедшее десятилетие подтвердило правоту монетаризма, и превозносила успехи своего правительства.

Имя Тэтчер вошло в историю. Многие страницы летописи второй половины ХХ столетия будут посвящены ее политике, ее влиянию на развитие событий в Британии, Европе и мире. Наряду с огромной силой воли, настойчивостью, даже упорством в отстаивании своих целей и принципов, которые снискали ей имя «железной леди», будут отмечаться и проницательность, огромное политическое чутье, смелость в принятии и осуществлении решений.

Как премьеру ей досталось нелегкое наследство: развал экономики, упадок духа нации, переживавшей превращение Британии из великой державы в страну среднего ранга. В этих условиях стали проявляться самые сильные стороны характера Тэтчер как политика, умение избрать путь, который приведет к успеху, высокое искусство выбрать себе соратников и помощников, талантливых и энергичных. В будущих определениях роли Тэтчер не последнее место займет оценка тэтчеризма и его результатов. Сейчас он как экономическая доктрина не однозначно оценивается и в Британии, и за ее пределами. Несомненно, что Тэтчер ввела в стране новый дух предпринимательства, дала Британии лучшую экономику, лучшее управление, хотя одновременно и усилила социальное расслоение в стране. Тэтчер сделала для Британии больше, чем многие другие премьеры.

Но тэтчеризм принес стране не одни успехи. Провозглашая принцип уменьшения роли государства, она на самом деле увеличила власть правительства, а в кабинете – свою личную власть. Ее тоталитарные методы правления привели к уменьшению свобод в Британии, начиная с ограничения прав рядового гражданина и кончая правами членов парламента.

Нельзя не отметить и того, что в истории завоевания женщинами политической власти, перехода от, так сказать, мужского патриархата в политике к равноправию женщин в коридорах власти Тэтчер займет совершенно исключительное положение. Ни одна женщина – политик не была столь долго у руля правления своей страны, и ни одна женщина – политик не дала своего имени новому экономическому направлению. Тэтчеризм означает и прорыв женщин в высшие сферы экономики и политики.

Список использованной литературы:

1. В.И. Попов «Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд российского дипломата», издательство «Международные отношения», Москва, 2000 год

2. Крис Огден "Маргарет Тэтчер - женщина у власти. Портрет человека и политика, " издательство "Новости ", Москва, 1992 год.

2. http://www.2day.ru/14832-show.asp

3. http://www.heritage.org/library/lecture/h1650.html

1. Ведение. Истоки и сущность экономической политики М. Тэтчер……………………………………1

2. Часть I.Теория тэтчеризма………………………...…3

3. Часть II. Необычные бюджеты………………….……5

4. Реакция англичан, первые итоги…………………….7

5. Все хуже и хуже. Третий бюджет………………..….8

6. Часть III. Самый сильный премьер - министр….…10

7. Внешняя экономическая политика в Европе………10

8. Заключение. Тэтчер изменила лицо Британии…………………………………………….……11


Введение

Имя Маргарет Тэтчер не оставляет равнодушным, о ней написаны десятки книг. Железная Леди была самой властной женщиной в мире в течение десяти лет. Маргарет Тэтчер была сильной, но честной, способной проявить упрямство, но и войти в положение противника, честолюбивой, но невозмутимой и хладнокровной. Проницательность и сосредоточенность на цели помогли Тэтчер возвыситься до лидерства в английской партии Тори, а ее целеустремленность и честолюбие позволили остаться у власти дольше, чем любому другому британскому лидеру двадцатого столетия. Став первой женщиной премьер-министром Британии, Тэтчер, как и ожидала, добилась не слишком многого, постоянно встречая на своем пути блокирование и преграды - обычный набор сопротивления любому женскому лидеру, проникшему в бастион традиционно мужской власти. Но как вскоре оказалось, Тэтчер, творчески используя законодательство, добилась большего, чем три бывших ее предшественника вместе взятые. Она вращала штурвал тонущего корабля государственной экономики быстрее и эффективнее, чем это мог себе представить любой из ее сторонников или противников. Она оказалась способна делать это, опираясь на нерушимую веру в себя, в свое умение видеть - в чем заключается истина и благо. Леди Тэтчер (она была посвящена в рыцари в 1993 году) оставила неизгладимый след в истории своей страны и повлияла на образ мышления всего британского общества, но, может быть, самое большое наследие она оставила для целеустремленных молодых женщин-лидеров, желающих следовать по ее стопам.

Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией, основанной на осуждении правительства, и с жестко прагматическим отношением к происходящим событиям. Этими уникальными качествами она вооружилась, чтобы тащить на себе нудную и ограниченную мелкими уступками машину политической системы. Большинство издавна назначенных бюрократов ненавидели ее, но также и боялись. И на это у них были причины. Железная Леди не собиралась ходить вокруг да около и делать что-либо спустя рукава. Она осмелилась быть непохожей на других, потому что еще отец внушал ей каждый день по капле убеждение, что все будет замечательно, если она будет «не как все». Ее отец, Альфред Робертс, предприниматель, ставший проповедником и местным политическим деятелем, внушал своей дочери доктрину независимости. Он твердил изо дня в день, что «непохожие» руководят людьми, а «тунеядцы» во всем им следуют. Он убеждал ее «никогда не следовать за толпой, а вести ее за собой». Молодая Маргарет вооружилась мудрым заветом отца и стала лидером, которого мир не скоро забудет. Тэтчер - превосходная модель «женского лидера» для всех молодых женщин, где бы они ни находились. Она сломала ту традиционную основу, которую давно следовало сломать. Эта неукротимая леди всегда руководствовалась девизом: «Цель и направление»

Маргарет Тэтчер впервые в британской истории нынешнего века удалось на столь продолжительный срок прервать колебания традиционного двухпартийного маятника нахождения у власти консерваторов и лейбористов. Под ее руководством консерваторы в мае 1979 года одержали победу на выборах, и она стала премьер-министром. Дважды -- в 1983 и в 1987 году -- она переизбиралась на этот пост и в общей сложности находилась на посту премьера 11 лет. Эти годы были непростыми в жизни Великобритании. Стране удалось выйти из довольно опасного социально-экономического кризиса, когда Англию называли «больным человеком Европы», укрепить свои позиции среди наиболее развитых государств капиталистического мира. Вырос международный авторитет Великобритании, увеличилась ее роль в мировых делах.

Эта женщина очень популярна во многих странах, особенно Тэтчер была популярна в Советском Союзе в середине 80-х годов. Тэтчер вошла в историю Британии, как первая женщина-премьер-министр. История Британии не знала такого примера, когда бы женщина руководила военными операциями, как это было во время войны с Аргентиной. Как настоящий большой политик, она не стояла на месте, и твёрдо придерживаясь своих основных принципов, со временем меняла свои оценки и взгляды.

Именно поэтому, интерес историков к персоне Маргарет Тэтчер велик. В отечественной историографии, есть ряд авторов, которые посвятили свои работы деятельности Тэтчер на внешней арене, еще при её правлении Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики. М.,1988. Митяева Е. В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фонклендских островов. «Международные отношения». М., 1985. Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М., 1988., так и работа зарубежного автор Кригер Дж. Рейган,Тэтчер и политика упадка. М., 1988. . В этих работах отображены шаги к «примирению» с СССР и итоги Англо-Аргентинского конфликта.

После ухода с поста премьер-министра, вышла книга зарубежного автора, в которой даётся оценка и критика деятельности М. Тэтчер. Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. Портрет человека и политика. М., 1992.

Так же углублённо и всесторонне изучали внешнеполитическую деятельность и советские дипломаты, которые непосредственно имели личные беседы с Тэтчер. Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках, М., 1995. Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М., 2000.

Есть также ряд литературы, которая, к сожалению, не переведена на русский язык, к ней относятся и мемуары Тэтчер в двух томах.

1 Кризис старого консерватизма

Противоречия структурной перестройки, исключительная сложность приспособления к новым условиям воспроизводства и мирового рынка, острота классовых и социальных конфликтов, делают необходимым широкое вмешательство буржуазного государства в экономику, изыскание его новых форм и методов.

Резкое углубление общего кризиса капитализма связано с действием ряда факторов. Это ухудшение воспроизводства капитала, стагфляция, краткосрочность либо полное отсутствие фазы подъема, безработица, нарастание межимпериалистического соперничества.

Взаимодействие и переплетение долгосрочных и циклических факторов в углублении общего кризиса капитализма стали решающей причиной кризиса системы государственно-монополистического регулирования государства. Основывающиеся на кейнсианской доктрине методы государственно-монополистического регулирования были направлены на стимулирования совокупного инвестиционного и потребительского спроса. Они преследовали главным образом краткосрочные антициклические цели. Эта политика опиралась на использование финансовых и налоговых инструментов и рассматривала бюджетный дефицит в качестве одного из важнейших «встроенных стабилизаторов». Несмотря на всю ограниченность и противоречивость, ее методы (хотя именно они привели к нарушению пропорций сферы денежного обращения) временно обеспечивали достижение краткосрочного эффекта: фаза кризиса и застоя сменялись фазой оживления и подъема.

Кейнсианские рецепты оказались не пригодными для решения новых стратегических задач государственно-монополистического регулирования экономики. В этом же направлении действовали и такие объективные процессы в развитии мирового капиталистического хозяйства, как интенсификация внешнеэкономических связей и растущая интернационализация производства. Эти процессы усиливают взаимозависимость и взаимовлияние капиталистических экономик и затрудняют выполнение функций по стабилизации конъюнктуры отдельными буржуазными правительствами. И, наконец, обнаружилась полнейшая не пригодность кейнсианских методов для борьбы с хронической инфляцией. Шпилько Г. А. Капитализм 80х годов. М. 1999.

Кризис государственной монополистической концепции способствовал углублению кризиса буржуазной политической экономики. Правящий класс и его идеологи, разочаровавшиеся в Кейнсе, обратились к поискам новых средств для излечения хронических недугов капитализма. Результатом предпринятых усилий по разработке концепций, стал поворот вправо в буржуазной экономической теории. Широкое распространение и растущее влияние на политику буржуазных правительств, приобретают разнообразные консервативные доктрины. Этот процесс был назван "неоконсервативным поворотом" Там же..

2 Сущность неоконсерватизма

В центре ожесточенных дискуссий между представителями различных направлений буржуазной политической экономии в очередной раз оказался вопрос: больше или меньше государства. Неоконсерваторы обвинили своих противников в том, что основанная на их рекомендациях система государственного регулирования не только оказалось не способной противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития, но и ограничила возможности рыночного хозяйства к самоизлечению и действенному саморегулированию. Вызванные объективными противоречиями снижение темпов роста производительности труда, обострение ресурсной и экономической проблем, уменьшение нормы производительного накопления, разрушительных темпов инфляции, увеличение армии безработных были отнесены неоконсерваторами на счет неэффективной государственной экономической политики.

Неоконсерваторы не отказываются от использования государственного механизма для стабилизации капитализма, но призывают резко ограничить сферу и изменить формы государственного вмешательства в экономику. В качестве главных целей экономической политики государства и средств их достижения они называют содействие хозяйственной динамике путем стимулирования частнокапиталистической инициативы и борьбы с инфляцией методами регулирования денежной массы. Основополагающий тезис неоконсервативной концепции гласит: рыночная конкуренция независимых производителей в состоянии выправить все структурные диспропорции и обеспечить длительный экономический рост, полную занятость и денежную стабильность, если создать для нее благоприятные условия и не нарушать ее механизма.

В понятии «неоконсерватизм» вкладывается более широкое содержание, чем в термин «неоконсервативная экономическая политика». В трактовке профессора Джорджтаунского центра по изучению права Н. Бернбаума «неоконсерватизм - это сплав очень разных тем, группировок и движений с разными установками. Это скорее тенденция, умонастроение, поветрие или даже мода». Н. Бернбаум дает следующий перечень тем, развиваемых теоретиками неоконсерваторами в США:

тема примата рынка, т. е. вера в эффективность свободного рынка и относительно не регулируемой формы корпоративного капитализма, а также в необходимость сохранение исключительно сильного частного сектора в качестве гаранта политической свободы;

критика «большого правительства», или центрального правительства, или правительственной инициативы. Основывающиеся на нескольких популярных лозунгах - бюрократизация, автономия бюрократов, их недоступность контролю со стороны общественности или законодательных органов, возрастающая централизация;

закономерность распределения общества по принципу социальной неоднородности и распределение благ;

защита традиционных ценностей - семейных, культурных, религиозных, технологических и др.;

усиление мощи (военной, экономической, политической) США в мире; Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М.,1988

Теоретическую основу неоконсервативных рекомендаций в области экономической политики образуют так называемая экономика предложения монетаризм. Между этими двумя составными частями неоконсерватизма имеет место своеобразное разграничение функциональных ролей:

первая призвана обосновать мероприятия по стимулированию экономического роста

вторая, меры борьбы с инфляцией Там же..

Обе теории опираются на наиболее вульгарные и реакционные доктрины неоклассической школы.

Развитие теоретических постулатов экономики предложения связано с именами американских экономистов Дж. Гилдера и А. Лэффера. По мнению Дж. Гилдера, «успехи капитализма лежат на стороне предложения». Поэтому задача государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании предложения, с тем «чтобы наградить производителя и поощрить инвестора». Главным инструментом «поощрения» должна стать налоговая политика. Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создает, необходимы спрос и приведет, в конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.

Стимулирующее воздействие политики налогообложения на расширение инвестиционной деятельности монополистических предприятий вовсе не однозначно. Полученные в результате уменьшения налогов прибыли далеко не всегда используются производительно, становясь источником расширения предложения товаров и услуг. Реалии сегодняшнего капитализма состоят как раз в том, что имущие слои предпочитают использовать свои свободные капиталы для спекуляций на денежном рынке, поглощения фирм-конкурентов, приобретения долевого участия в существующих компаниях, а не вкладывать их в новые промышленные, строительные и другие объекты. Богатые становятся богаче. Однако капиталистическое хозяйство не получает от этого никаких импульсов к росту производства и производительности труда Шпилько Г. А. Капитализм 80х годов..

Представители идей монетаризма в современной буржуазной политической экономии опираются на работы профессора Чикагского университета М. Фридмена. Фридмен разрабатывает свою концепцию инфляционного процесса и методов его сдерживания. Главную причину инфляции он видит в «чрезмерном» увеличении количества денег в обращении. Виновником же «чрезмерности» денежной массы является государство, точнее, его возрастающие расходы, главным образом на социальные нужды. Предлагаемые монетаристами рецепты противодействия инфляции и «общего оздоровления» капиталистической экономики весьма привлекательна для крупного бизнеса. Это сокращение «благотворительных расходов государства, снижение налогов на имущие слои, жесткая денежная политика, направленная на сдерживание и стабилизацию темпов прироста денежной массы Там же..

3 Тэтчеризм

Правительство Тэтчер взяло энергичный старт и с первых месяцев начало активно осуществлять политику монетаризма, неоконсеватизма или, как позднее стала называться, тэтчеризма. Сама Тэтчер редко употребляла слово «монетаризм», предпочитая ему такое выражение, как «демократия собственников» Афанасьев В. С. Буржуазная экономическая мысль 30--80х годов XX века. - М. 1986..

Прежде всего, теория монетаризма была первоначально сформулирована даже не в Англии, а в США чикагской школой профессора Милтона Фридмана. Он был приглашен в Англию на семинар и выступал там вместе с Тэтчер, которой очень нравились идеи монетаризма.

Кроме того, большая часть идей монетаризма и тэтчеризма в Англии была сформулирована почти за десять лет до прихода Тэтчер к власти и получила название "сэлсдонской политики " по названию отеля, в котором происходили заседания теневого кабинета консерваторов и где были сформулированы принципы политики, которую впоследствии станет проводить Тэтчер.

Наверное, удивительным для читателя будет и то, что предшественник Тэтчер Хит уже начал проводить в жизнь некоторые из принципов этой политики, но делал это неуверенно и непоследовательно.

Но, пожалуй, наиболее поразительным "открытием " будет тот факт, что некоторые разделы монетаристской программы - введение режима экономики, сдерживание государственных расходов, ограничение роста денежного предложения - начало проводить (правда, вынужденно, под давлением Международного валютного фонда) уже лейбористское правительство Каллагэна.

Таким образом, тэтчеризм является не новым направлением в экономике, а скорее собранием отдельных экономических постулатов Там же..

Но в чем же заключается теория тэтчеризма? Прежде всего, тэтчеризм предполагает строгий контроль над денежной массой с целью обуздания инфляции. Это главная задача. При этом ради ее выполнения можно игнорировать то, что в результате увеличивается безработица.

Для снижения инфляции необходимо введение строгого контроля над расходами с целью их уменьшения. С учетом роста безработицы сокращение расходов по всем министерствам (кроме обороны) должно быть резким и неуклонным. Оно включает и серьезное уменьшение численности государственного аппарата. (За 3 первых года его сократили почти на 80 тыс. человек, то есть на 10 % , прежде всего за счет верхнего эшелона.) Это дает возможность получить больше средств и делает привлекательность административной службы для молодежи значительно меньшей (меньше высоких постов!). Предусматривалось и резкое сокращение местных расходов, государственных расходов на жилищное строительство. Монетаризм предполагал распределение налогового бремени, сокращение подоходных налогов и возрастание косвенных.

Особое место в тэтчеризме занимают культ индивидуализма, приоритет самостоятельности, свободы предпринимательства, отрицание коллективизма. Правительство не должно вмешиваться в дела бизнеса, делать это возможно только в крайнем случае. И если раньше оно оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, чтобы открыть им дорогу, то правительство Тэтчер отказалось от такого подхода Там же..

Национализированные (лейбористами) отрасли промышленности должны быть переданы в частные руки. Каждый свободен завести свое дело и вступить в конкуренцию. «Как и в спорте, в конкуренции главное не то, как быстро бежите вы, а как быстро бежит ваш соперник». Так как легче открыть мелкую торговлю, учредить небольшую фирму, то правительство Тэтчер готово было оказывать этим фирмам (путем прежде всего налоговой политики) определенное содействие. Но главное - это свобода предпринимательства. Людям надо разрешить делать все, что им по душе, «при условии, что трудовая деятельность не будет ставить под угрозу здоровье и жизнь людей, что выпускаемые товары безопасны для здоровья людей и отвечают их разумным потребностям, при условии поощрения конкуренции и ликвидации монополий в любой области». Место профсоюзов при этом должно быть ограничено, так как они мешают свободе предпринимательства.

Идеал тэтчеризма - это общество мелких акционеров и предпринимателей, мелкого и среднего бизнеса. Наиболее характерным в тэтчеризме было безусловное, неуклонное следование принципам монетаризма. Каковы бы ни были издержки, какими бы ни были трудности и препятствия, цель является священной и отступление от нее даже в самой малейшей степени недопустимо Перегудов С.П. «Тетчер и Тетчеризм». 1996..

Тэтчер никогда не говорила, что «цель оправдывает средства», но по существу это было ее кредо. Она проводила свои экономические принципы с фанатическим упорством. Для нее в этом вопросе существовали только два цвета - черный и белый. Тэтчер олицетворяла собой бескомпромиссный мессианский политический подход. И ее сторонники утверждают, что такой «черно - белый подход» мог избавить правительство от безвластия, которое, по их мнению, было характерно для Вестминстера на протяжении 70-х годов. Политика тэтчеризма проводилась, прежде всего, через бюджет страны. От него и его исполнения зависели судьбы экономических преобразований или, как довольно быстро стали называть эти реформы, «экономической революции».

Заключение

В 1990 году Маргарет Тэтчер получила орден «За заслуги», а через два года королева Елизавета Вторая даровала ей титул баронессы и пожизненное право заседать в палате лордов. Та, которую в бытность у власти не ругал только ленивый, наконец получила то, что причиталось ей по праву.

13 октября 2005 года Маргарет Тэтчер исполнилось 80 лет. Она уже не так бодра, как раньше, но шляпки её по-прежнему приковывают к себе внимание. Свой юбилей она отметила в одном из самых фешенебельных отелей Лондона -- Mandarin Oriental Hotel, расположенном неподалёку от Гайд-парка. На торжественный банкет были приглашены 670 человек, среди которых немало политиков, спортсменов, бизнесменов, деятелей искусства, представителей шоу-бизнеса. Несмотря на сложности во взаимоотношениях, на праздновании присутствовали и дети баронессы, впрочем, может быть, это было лишь краткое перемирие. А как же иначе? Умение «держать лицо» -- это очень по-английски и уж тем более очень по-тэтчеровски.

На собственном юбилее, вопреки совету врачей, Тэтчер не смогла отказать себе в удовольствии публично выступить. Но говорила она не о прожитых годах или о своей семье. Железная Леди осталась верна себе и раскритиковала решение Тони Блэра о введении войск в Ирак. Её не смутило даже присутствие королевы и самого Блэра. Что и говорить, эта леди многое себе может позволить -- она заслужила.

Недавно баронесса дала интервью одному из своих биографов. Маргарет Тэтчер сказала, что, к сожалению или к счастью, у неё «впервые в жизни появилось столько свободного времени на размышления и, сидя в кресле-качалке в своём красивом саду, она думает о своём здоровье, благополучии детей и процветании страны». Именно в таком порядке!

…Когда среди британцев проводили опрос «Какое действие Маргарет Тэтчер на посту премьер-министра вы оцениваете наиболее положительно?», около трети респондентов ответили: «С приходом к власти миссис Тэтчер газоны в парках снова стали ухоженными!» Вот так. Политика, экономика -- для настоящего англичанина это всё не так уж и важно. Английский газон ухожен? Значит, в стране всё в порядке. Спасибо, леди Тэтчер!

Список литературы

1. Афанасьев В. С. Буржуазная экономическая мысль 30--80х годов XX века. - М. 1986.

2. Замяткин Л.М. Горби и Мэгги: Записки посла о двух известных политиках, М., 1995.

3. Кригер Дж. Рейган,Тэтчер и политика упадка. М., 1988.

4. Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики. М.,1988.

5. Митяева Е. В. Англо-Аргентинский конфликт из-за Фонклендских островов. «Международные отношения». М., 1985.

6. Огден Кр. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. Портрет человека и политика. М., 1992.

7. Перегудов С.П. «Тетчер и Тетчеризм». 1996.

8. Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М., 2000.

9. Стрежнева Л. В. Великобритания и Западная Европа: политические аспекты. М., 1988.


Подобные документы

    Вехи жизненного пути Маргарет Тэтчер. Размышления о Маргарет Тэтчер как о политическом феномене XX века. Взгляды на политические и экономические проблемы Великобритании в Европейском экономическом сообществе до ее избрания на пост-премьер-министра.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Детские и юношеские годы Маргарет Тэтчер, обучение и начало карьеры. Участие в выборах в парламент. Деятельность Маргарет на посту премьер-министра Великобритании, особенности мировоззрения. Роль М. Тэтчер в развитии советско-британских отношений.

    презентация , добавлен 19.12.2012

    Маргарет Тэтчер: страницы биографии. Начало реформ: идеология; антиинфляционная политика. Продолжение реформ, их итоги. Возрождение статуса "великой державы" во внешнеполитической деятельности Великобритании. Взаимоотношения Великобритании с СССР и США.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Семья, образование и личная жизнь Маргарет Тэтчер. Начало и развитие карьеры. "Тэтчеризм" в политической жизни и как экономическое направление. Реформы Маргарет Тэтчер. Правила жизни "Железной Леди" и личностные качества, которые вывели ее в лидеры.

    реферат , добавлен 16.05.2015

    Исторический путь становления как лидера партии консерваторов Маргарет Тэтчер - женщины, обладающей самой мощной властью в мире. Специфика политического лидерства "Железной леди". Деятельность на посту премьер-министра. Итоги ее руководства страной.

    биография , добавлен 10.12.2010

    Студенческие годы, образование, начало политической карьеры. Годы правления Маргарет Тэтчер, её вклад в социальное, экономическое и политическое развитие Великой Британии. Национальная политика в отношении к Северной Ирландии. Заслуги, звания и награды.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2014

    Гельмут Коль и развитие немецкого неоконсерватизма. Крах восточногерманского социализма и объединение Германии, особенности деятельности правительства. Политическое и социально-экономическое развитие объединенной Германии. Приоритеты внешней политики.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Анализ положения страны до прихода к власти Михаила Романова. Основные этапы Смутного времени.

    реферат , добавлен 09.12.2002

    Трансформация органов городского самоуправления после прихода к власти большевиков. Реорганизация системы управления муниципальным хозяйством в 1918 году. Слияние муниципальной и советской организаций. Городское хозяйство после прихода большевиков.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2012

    Модернизация национальной экономики Великобритании и ее адаптация к условиям глобальной конкуренции за период пребывания у власти Консервативной партии Тэтчер и Мейджора. Общие статистические показатели страны в период правительства Блэра 1997-2001 гг.

На выборах 1979 г. консерваторы получили 13,7 млн. голосов, а лейбористы-11,5 млн. Главой правительства впервые стала женщина-новый лидер консерваторов Маргарет Тэтчер (род. в 1925 г.).

М. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов, человеком с твердым и непреклонным характером, за который англичане прозвали ее “железная леди”. Она пришла к власти, имея четкую программу действий, и стала настойчиво проводить ее в жизнь. М. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии, и в мире под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г. и 1987 гг., а “железная леди” возглавляла правительство одиннадцать с половиной лет подряд. Некоторые биографы называют ее правление “эрой Тэтчер”.

Программа премьер0министра не содержала принципиально новых положений по сравнению с традиционной концепцией британских тори. Она лишь приспосабливала ее к современной эпохе и доводила до логического конца. Основные положения, выдвинутые М. Тэтчер и получившие название “тэтчеризм”, заключаются в следующем:

· Движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство. Основу политического курса властей составляют “свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников”.

· Вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу.

· Все трудоспособные граждане обеспечивают себя сами. Государство и благотворительные организации оказывают поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума.

· Государство должно иметь сбалансированный бездефицитный бюджет. Важнейшую часть его составляют налоги, которые все население должно платить в соответствии со своими доходами. Необходимо строго соблюдать режим экономии и сокращать расходы.

· Профсоюзы имеют право законными средствами защищать интересы трудящихся, не ущемляя при этом интересы других людей. Поэтому право на забастовки. Которые наносят ущерб обществу, должно быть ограничено.

М. Тэтчер исходила из того, что должна обладать сильной армией и флотом и совершенствовать свое ядерное оружие. Во внешней политике она считала приоритетными отношения с США и соблюдение обязательств по НАТО, выступала против ускорения интеграционных процессов.

Экономическое положение было крайне тяжелым. Тэтчер выступила за т.н. “экономию”, которая выразилась в сокращении размеров пособий по безработице, других социальных программ. В результате вновь усилилось стачечное движение.

Ссылаясь на убыточность многих предприятий государственного сектора, правительство в широких масштабах проводит денационализацию экономики. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта. Сфера приватизации быстро расширялась. За несколько лет “тэтчеризма” более двух третей предприятий государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам приватизируемых предприятий. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60 % жителей страны стали обладателями собственного жилья. Это привело к числу роста числа собственников и укреплению социальной базы тори.

Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство стало вкладывать крупные капиталы в ее перевооружение на основе достижений НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и стимулировавших рост производительности труда. “Тэтчеризм”, буксовавший в первые годы, стал приносить ощутимые плоды. С 1982 по 1087 г. темпы экономического роста были самими высокими в Западной Европе. Число безработных и масштабы инфляции сократились.

За послевоенные годы в Англию иммигрировало большое число иностранцкв, главным образом жителей бывших Британских колоний-Бангладеш, Индии, Пакистана и т.д. Рост числа иммигрантов породил несвойственные Англии в прошлом расистские настроения: между англичанами и иммигрантами происходили столкновения, правая печать повела против “цветных” враждебную кампанию. Правительство Тэтчер не выступило против расистов, а провело через парламент законы, ограничивающие квоту на въезд иностранцев в Англию.

Между Англией и Аргентиной с давних пор шел спор по поводу принадлежности группы Фолклендских (Мальвинских) островов в Южной Атлантике, недалеко от побережья Южной Америки. Исторически права на них принадлежали Аргентине, но англичане давно колонизировали их, проживавшее там немногочисленное население говорило на английском языке и желания переходить под управление английской военной хунты не испытывало. Хунта же, рассчитывая поднять в глазах аргентинцев свой престиж, в мае 1982 г. высадила десант на островах и подняла над ними аргентинский флаг.

М. Тэтчер, проводившая жесткую линию защиты торгово-экономических и военно-политических интересов реагировала на действия Аргентины весьма решительно. Не считаясь с затратами, она направила на острова военные корабли, морскую пехоту и авиацию. Аргентинский гарнизон капитулировал. закрепила за собой Фолклендские острова и создала там военную базу. Эти действия способствовали росту авторитета консервативной партии и ее лидера.

Но период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни-бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Возмущение народа вызвал новый, одинаковый для всех, независимо от дохода, подушный налог, которым облагались все жители страны старше 18 лет. Введение этого налога повлекло за собой массовые митинги протеста, нередко заканчивавшиеся столкновениями с полицией. Обострилась и ситуация в Ольстере. Темпы экономического развития замедлились.

Популярность правящей партии падала. К ому же в ее руководстве усилились разногласия, прежде всего по вопросу о европейской интеграции: М. Тэтчер тормозила процесс ее развития, а многие министры считали нужным поддержать позицию Г. Коля и Ф. Миттерана.

Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов.

Мейджор был самым молодым премьером Придя к власти он отменил непопулярный подушный налог и обещал “осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев”. Вместе с тем Мейджор объявил, что главными задачами его правительства являются укрепление права собственности, продолжение процесса приватизации государственный компаний, увеличение налоговых льгот для предпринимателей.

Вопреки прогнозам социологов, на парламентских выборах в апреле 1992 г. абсолютное большинство мест в палате общин вновь получили консерваторы. Впервые за 170 лет одна и та же партия одержала победу на выборах четыре раза подряд. Премьер-министром остался Джон Мейджор.

Однако, довести свой рекорд до пяти у тори не получилось. В стране продолжала ухудшаться экономическая ситуация: тормозились темпы развития, увеличивалась безработица. Крайнее недовольство в народе вызывало отсутствие государственных социальных программ. Увеличивалась инфляция, и фунт стерлингов терял свой престиж самой стабильной валюты мира, все более и более уступая позиции доллару. Правительство было вынуждено произвести его девальвацию. Хотя Мейджор и пытался сбавить некоторые, наиболее резкие мероприятия Тэтчер, но общее ухудшение экономики, конфликт с профсоюзами, прежде всего с горняками, переход в зависимость от США и неудачи в решении ольстерского конфликта привели к поражению консерваторов на выборах 1997 г. К власти пришли лейбористы, лидер которых Тони Блэйр возглавил правительство и является премьером на данный момент.

В конце 70-х годов обострились финансово-экономические проблемы страны. Лейбористское правительство Дж. Каллагена не смогло справиться с ситуацией и палата общин в 1979г. вынесла ему вотум недоверия. Парламент был распущен, а на новых выборах победила Консервативная партия. Премьер-министром впервые в истории Англии стала женщина - Маргарет Тэтчер.

Консерваторы пришли к власти с четкой программой действий, целью которой было вывести Британию из социально-экономического застоя.

М. Тэтчер считала, что для этого необходимо: во-первых, остановить инфляцию, усиление которой разрушало хозяйственную жизнь страны, во-вторых, снизить налоги на прибыли корпораций и личные доходы, что дало бы возможность увеличить инвестиции в экономику; в-третьих, свести к минимуму государственное вмешательство в хозяйственные и социальные дела, что до сих пор отрицательно влияло на развитие экономики; в-четвертых, - "укротить" тред-юнионы, которые, по убеждению консерваторов, сосредоточили чрезмерную власть, что подрывало развитие бизнеса. Итак, выдвинутая программа предусматривала коренные изменения в социально-экономической сфере Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм / С. П. Перегудов., м.: «Наука», 1996. С. 128.

Кабинет М. Тэтчер неуклонно и последовательно внедрял программу в жизнь. Он стремился предоставить максимальную свободу частному предпринимательству, содействовать росту роли корпораций и рынка в регулировании хозяйственных процессов при ограничении предпринимательской деятельности государства. Правительство приступило к систематическому сокращению государственного сектора экономики. В борьбе с инфляцией был взят курс на снижение темпов роста государственных расходов, в частности, сокращения социальных программ. Правительство развернуло наступление на права профсоюзов. Принятые парламентом законы о занятости усложняли процедуру объявления и проведения забастовок, предусматривали судебное преследование организаторов незаконных забастовок, затрудняли пикетирование предприятий.

В тот период это включало снижение налогообложения предпринимательской деятельности, построение ""народного капитализма" путем продажи муниципальных домов жильцам и нахождение баланса между работодателями и профсоюзами.

Самыми интересными особенностями этого периода, однако, были две макроэкономические цели правительства Тэтчер. Первая состояла в победе над инфляцией, которая к 1979 году достигла 20%, вторая заключалась в принятии сбалансированного бюджета. Обе эти цели рассматривались, как необходимые, но недостаточные условия для роста британской экономики Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм / С. П. Перегудов., м.: «Наука», 1996. С. 137.

Политика, выработанная для достижения этих целей, сводилась к среднесрочной финансовой стратегии - некоторый вариант монетаризма или, по крайней мере, попытке контроля над некоторыми параметрами денежной массы и, второе, контроль над бюджетным дефицитом. Что касается кредита доверия, то важным аспектом этой политики было то, что в условиях тарифных переговоров об относительно высоком уровне зарплаты, она (политика) приводила к сильному производственному спаду, накладывая, таким образом, суровые политические издержки на правительство Тэтчер.

Говоря о Маргарет Тэтчер, Антони Кинг подчеркивает: "У нее имеются собственные политические взгляды, отличные от большинства членов Консервативной партии. Она полна решимости сделать свою позицию позицией правительства и готова рисковать своим авторитетом в беспрецедентном размере".

Меры правительства вызвали неоднозначную реакцию. Они только через некоторое время начали давать экономические результаты, зато сразу затронули материальные интересы широких слоев населения. В 1979-1982 гг. Англию охватил экономический кризис, усиленный инфляцией. Безработица приобрела значительные масштабы. Положение правительства оставалось сложным.

Бюджеты 1980 и особенно 1981 годов представляли полную противоположность кейнсианскому аргументу, согласно которому требуется вмешательство правительства для выхода экономики из производственного спада. В 1981 году 4 млрд. фунтов стерлингов были выведены из экономики, в то время как безработица быстро увеличивалась.

Однако с 1982г. экономическое положение стало улучшаться, а в 1985г. начался подъем, продолжавшийся до 1990г. Заметно снизились темпы инфляции, начала сокращаться безработица (с 3,3 млн. в 1985г. до 2,3 млн. чел. в 1988г.). Резко выросла производительность труда. Успехи 80-х годов в развитии британской экономики называют "английским чудом" Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм / С. П. Перегудов., м.: «Наука», 1996. С. 143.

Заметно повлияли на развитие экономики и укрепление финансов, открытие и разработка месторождений нефти в Северном море, у берегов Шотландии. Великобритания не только полностью обеспечила себя энергоресурсами, что раньше требовало огромных средств, но и стала экспортером нефти и нефтепродуктов. Вследствие этого значительно уменьшился внешний долг Англии. Увеличился золотой запас. Вырос курс фунта стерлингов.

Экономические успехи способствовали росту доходов населения (ежегодно на 7-8%). За 80-е годы количество акционеров в Англии утроилось, превысив 8 млн. - каждый третий британец стал собственником акций; 15 млн. семей (60% общего числа) живут в собственных домах или квартирах. По этим показателям Англия приблизилась к уровню Соединенных Штатов.

Повышение материального уровня жизни населения способствовало смягчению социальных противоречий. Как и в других развитых странах, наблюдался резкий спад забастовочного движения. Сократилось число профсоюзов. Последней большой забастовкой была всеобщая стачка горняков, продолжавшаяся почти год -- с марта 1984г. до марта 1985г. В ней приняли участие более 180 тыс. шахтеров, протестовавших против решения властей закрыть некоторые убыточные шахты, но достичь успеха им не удалось. Правительство проявило непоколебимую твердость, и ни на какие уступки шахтерам не пошло (недаром М. Тэтчер получила в прессе прозвище "железной леди") Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм / С. П. Перегудов., м.: «Наука», 1996. С. 154.

Успехи, достигнутые в оздоровлении экономики и финансов, укрепляли позиции Консервативной партии, правительства и лично М. Тэтчер. Она стала британским премьер-министром с самым длительным сроком пребывания при власти в XX веке. Однако на рубеже 80-90-х годов позиции "железной леди" начали ослабевать, некоторые конкретные шаги в области внутренней и внешней политики подверглись острой критике в руководстве Консервативной партии и в правительстве. В конце 1990г. М. Тэтчер вынуждена была подать в отставку.

В период правления Маргарет Тэтчер было закрыто очень много банковских точек в депрессивных районах Великобритании, в результате сейчас 10 проц. территории Англии лишено банковского обслуживания, то есть население не имеет банковских счетов.

Антиинфляционная политика правительства М. Тэтчер имела положительные результаты. Уже в 1982 - 1983 гг. Темпы инфляции снизились до 5%, в конце 80-х гг. - до 35 в год, то есть до величины, рекомендуемой монетаристской школой в политэкономии.

Другим важнейшим направлением реформ был курс на значительное сокращение или (в ряде отраслей хозяйства) на полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось, прежде всего, в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса.

С 1980 г. правительство М. Тэтчер притупило к проведению крупномасштабной кампании по денационализации государственных предприятий. Частным фирмам продавались богатые месторождения нефти в Северном море, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов, угольные шахты и пр. Особое внимание правительства было направлено на приватизацию нефтяной, сталелитейной, авиа космической промышленности, воздушного транспорта. Характерно, что в частные руки продавались только прибыльные предприятия. Резко сократилась доля капиталовложений в английскую экономику со стороны государственных органов (центрального правительства и местных органов власти) и национализированных отраслей хозяйства в начале 80-х гг. Она составила всего 25% против 50%, характерных для периода пребывания у власти лейбористской партии.

Правительство тори увеличило налоговые льготы частному бизнесу. Ставка налога прибыль крупнейших корпораций была последовательно снижена сначала до 50, а затем до 35%. Выросла сумма кредитов, предоставляемых банками промышленным компаниям. Были отменены взносы предпринимателей в фонды социального страхования на занятую рабочую силу. Правительство шло по пути последовательного расширения уровня свободы хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1982 г. было отменено положение, введенное лейбористами, о преимущественном принятии на работу членов профсоюза. На отдельных предприятиях были значительно ограничены права профсоюзов. Были объявлены незаконными все виды забастовок солидарности. Стимулирование деловой активности частных предпринимателей положительно сказалось на общем ходе экономического развития Великобритании

Реформы кабинета М. Тэтчер затронули и внешнеэкономическую сферу английской экономики. В октябре 1980г. были отменены все ограничения на экспорт капитала, которые существовали в стране более 40 лет. После отмены валютных ограничений вывоз частного капитала из Великобритании стал расти более быстрыми темпами, чем в 60-е гг.

Правительство Великобритании поощряло вложения иностранного капитала в свою экономику. Ведущее место среди иностранных инвесторов в Великобритании занимали американские компании. Кроме того, весьма успешной в этом отношении была деятельность некоторых развивающихся стран с относительно высокими темпами экономического роста. Так, в народное хозяйство Великобритании в 80-е годы успешно вкладывали капиталы Бразилия, Мексика, Индия, Сингапур, Филиппины.

Пристальное внимание правительство Тэтчер уделяло вопросам внешней торговли. Уже в начале 80-х годов экспорт страны стал превышать импорт. Важнейшим стабилизирующим фактором в этой сфере явились поступления одной из немногих развитых капиталистических стран, которым удалось свести торговый баланс со значительным превышением экспорта над импортом. Для того, чтобы обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках, правительство консерваторов разработало серию мероприятий, направленных на интенсификацию производства, стимулирование роста производительности труда, а также на снижение затрат на заработную плату.

Правительство М. Тэтчер провел структурную перестройку национальной экономики. Рационализации производства, в частности, осуществлялась за счет освобождения от излишней рабочей силы на предприятиях.

Результаты реформаторской деятельности правительства консерваторов проявились очень быстро. Уже в 1982г. в стране стал очевидным рост производства, усилившийся с конца 1983г. Эксперты, анализирующие ситуации в экономике Великобритании того периода, предполагают, что основным фактором поддержания относительно высоких темпов экономического роста страны в середине и конце 80-х годов выступало личное потребление. На росте же личного потребления населения благоприятно сказалось снижение темпов инфляции. Кроме того, положительное воздействие оказал и важнейший элемент налоговой политики правительства - снижение подоходного налога.

Отмечен значительный рост валового внутреннего продукта, более быстрыми темпами стали развиваться английская промышленность, а также непромышленные отрасли хозяйства: торговля, связь, транспорт, улучшились показатели состояния финансово-банковской сферы экономики. Таким образом, уже в середине 80-х гг. Великобритания показала средние темпы экономического роста, характерные для развитых стран.

Поднятию уровня промышленности в 80-е гг. Способствовало то, что большая часть инвестиций направлялась на замену и модернизацию оборудования, внедрение новых энерго-и ресурсосберегающих технологий. Например, уже в начале 80-х годов вложения в машины и оборудование составили более 76% всех инвестиций, направленных в обрабатывающую промышленность страны. Постоянно росли капиталовложения в нефтедобычу.

Промышленному росту способствовало то обстоятельство, что кадры, занятые в английской промышленности, являлись одними из самых квалифицированных в мире. Правительство Тэтчер сохранило высокий уровень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в военной области, основную долю расходов взяло на себя государство. Так, в первой половине 80-х годов 70% военных разработок в области авиаракетной промышленности финансировались из государственного бюджета. Все научно-исследовательские работы по разработке ядерного оружия велись под контролем государства. Характерно, что Великобритания занимает 5-е место в мире после США, Японии, Германии и Франции.

Ведущими отраслями производства являются станкостроение, электротехническая, авиационная, химическая, электронная и автомобильная промышленности.

Правительство тори способствовало проведению мероприятий, ведущих к усилению интенсификации в земледелии, стимулировало развитие сельскохозяйственной науки с целью выведения новых высокопродуктивных пород скота и селекции высокоурожайных сортов растений. Характерной чертой аграрного развития Великобритании 80-х гг. Было сращивание аграрного и промышленного капитала путем интенсивной интеграции.

Итак, в результате энергичной деятельности правительства консерваторов в экономической жизни Великобритании произошли перемены к лучшему: остановлен спад производства в промышленности, резко сокращен уровень инфляции, укреплены позиции Лондона как одного из финансовых центров мира.

В случае Великобритании, мы обнаружили, что политика периода 1979-1983 гг., хотя и использовалась полным доверием, была успешной и создала кредит доверия правительству, благодаря изменению уровня терпимости общества к высокой безработице, которому предшествовал кризис конца 1970-х годов.

Даже в условиях кризиса некоторые реформы будут успешными, а другие потерпят неудачу. Это в большой степени определяется конкретными условиями - разные системы и разные руководители. Трудно представить реформы Маргарет Тэтчер, проводящиеся в других странах или проводящиеся в Британии при других лидерах. Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм / С. П. Перегудов., м.: «Наука», 1996. С. 171 - 180

Тэтчери́зм - политика консервативного правительства Великобритании под руководством Маргарет Тэтчер (1979-1990), сопровождавшаяся приватизациейранее национализированных предприятий и отраслей экономики, монетаризмом в финансово-экономической сфере, сворачиванием социальных программ, приватизацией социальных сфер образования и здравоохранения. Концепция тэтчеризма тесно связана с социально-экономическими понятиями и категорияминеолиберализма и «шоковой терапии».

Маргарет Тэтчер первая женщина на посту премьер-министра Великобритании. «Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной, как она начинает его превосходить». По мнению многих экономических и политических деятелей в мире, М. Тэтчер, безусловно, живое доказательство верности этого афоризма.

Тэтчеризм - экономическое направление, целое наследие, которому дала свое имя исключительный экономист и политик М. Тэтчер. До сих пор идут споры, связанные с ее правлением, с ее экономическими реформами, которые с одной стороны, дали Британии лучшую экономику, а с другой, увеличили роль государства и власть правительства, уменьшив ряд свобод.

Придя к власти, новый премьер-министр М. Тэтчер не видела перед собой великой державы. Существовало множество экономических проблем, которые необходимо было устранить новому правительству:

· основная власть принадлежала профсоюзным лидерам, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок;

· в стране действовало налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - до 83 %;

· чрезмерный уровень инфляции;

· чрезмерная власть в руках государства.

Правительство Тэтчер решило положить всему этому конец, претворяя в жизнь такое экономическое направление как тэтчеризм. Его основой явились следующие элементы: свободное предпринимательство, личная инициатива, крайний индивидуализм.

Но прежде всего, тэтчеризм основан на строгом контроле над денежной массой. Это необходимо для снижения уровня инфляции, что являлось главной задачей, лежащей перед правительством. И ради ее выполнения игнорировался и тот факт, что в результате увеличится безработица. С целью обуздания инфляции так же необходим строгий контроль и над расходами в сторону их уменьшения, причем сокращение расходов затрагивало как государственный аппарат, так и местные расходы, расходы на жилищное строительство.

По тэтчеризму движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство, приоритет самостоятельности. Причем вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу. И если раньше государство оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, то правительство Тэтчер отказалось от такого пути полностью.

Несмотря на все меры, предпринимаемые М. Тэтчер по борьбе с инфляцией, в первый год ее правления уровень инфляции не просто не уменьшился, а увеличился в двое на ряду с двойным увеличением безработицы. Несмотря на столь ухудшающееся положение, правительство продолжило политику сокращения государственных ассигнований и дальнейшее предоставление налоговых льгот малому и среднему бизнесу.

По представлению Тэтчер все трудоспособные граждане должны обеспечивать себя сами. А государство и благотворительные организации направлены на оказание поддержки только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума. Однако несправедливо утверждать, что правительство не принимало во внимание социальные вопросы, в том числе вопрос занятости. Так была разработана целая программа увеличения числа рабочих мер: преждевременный уход на пенсию, расширение количества мест за счет неполного рабочего дня и неполной недели

Последствия:

То, что реформы на самом деле работают, Великобритания поняла не сразу. После первого срока правления Тэтчер, даже товарищи по Консервативной партии ждали от своего лидера приказа о развороте на 180 градусов. Но она не раз говорила, что 4 года - слишком малый срок для реализации планов перестройки экономики, что для этого нужно, по крайней мере, 8–10 лет. И ответив на их сомнения в знаменитой речи на партийной конференции: «Леди не разворачивается!», она развернула всю страну.

Себестоимость английской продукции резко снизилась. И если раньше британский товар с трудом конкурировал на мировом рынке, то благодаря тэтчеризму он стал дешевле южнокорейского, считавшегося самым дешевым в мире.

К числу достижений программы тэтчеризма относят и распродажу акций национализированных предприятий. Только за четыре года (1984–1988) число британцев, владеющих акциями, выросло более чем в три раза. Такая распродажа акций имела двойное значение: с одной стороны, она способствовала увеличение заинтересованности владельцев акций в успехе предприятий и обеспечила снижение себестоимости продукции, а с другой, это позволило приобщить англичан к идеи собственности, самостоятельности и тем самым укрепить позиции Консервативной партии.

В 80-е годы, благодаря все той же политике тэтчеризма, новой силой в структуре английской экономики стали средние и малые фирмы. Их деятельность и способность быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка способствовали повышению конкурентоспособности английского товара.

Правительству Британии все же удалось справиться с инфляцией. Ее уровень был уменьшен в два - три раза. И если в первые годы правления Тэтчер рост инфляции сопровождался ростом безработицы, то в последние годы с уменьшением инфляции наблюдалось и сокращение безработицы с 3,5 млн. человек до 2 млн.

Отметим, что и само английское общество стало жить лучше. Так средний доход на душу населения за 10 лет вырос на 23 %. Число забастовок так же резко уменьшилось. Но больше всего Тэтчер гордилась тем, что ее программа тэтчеризма позволила почти каждому гражданину Англии иметь свой дом. Иными словами, произошел выкуп своих жилищ у муниципалитетов.

Английская экономика претерпела оздоровление и теперь с ней стали больше считаться на мировой арене. Поскольку здоровая экономика является важным внешнеполитическим инструментом.

Период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни - бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Популярность правящей партии падала. Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов.

Тэтчер стала героиней не только Британии - всего западного капиталистического мира. Политику, проводимую этой женщиной, характеризуют как тэтчеризм. Но эта экономическая доктрина оценивается не однозначно. Несомненно, Тэтчер ввела в стране идеологию предпринимательства. Она рассматривала частное предпринимательство как движущую силу процветающей экономики, провела приватизацию государственного сектора. Во время её правления распродавались муниципальные квартиры, в результате чего более 60 % населения обзавелось собственным жильём. Хотя одновременно в стране усилилось социальное расслоение. Но однозначно то, что Тэтчер и ее тэтчеризм сделали для экономики Британии больше, чем многие другие министры вместе взятые.