На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

Лермонтова всегда восхищал и при-влекал Кавказ. Величественность гор, хрустальная чистота и опасная сила рек, яркая необычная зелень и, конечно, лю-ди, свободолюбивые и гордые, питали воображение поэта-романтика. И мес-том действия поэмы «Мцыри» также из-бран Кавказ.

Это произведение о мужестве и свобо-де. Поэт почти полностью исключил лю-бовный мотив — он присутствует лишь в эпизоде краткой встречи Мцыри с гру-зинкой у горного потока. Герой, побеж-дая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается отличного счастья во имя родины и свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пла-менную страсть» сливается любовь к от-чизне и жажда воли.

Тюрьмой становится для Мцыри монас-тырь, душными кажутся ему кельи, сум-рачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет роди-лись мы», обусловлено страстным поры-вом к свободе. Короткие дни побега — это для него вся жизнь. Только вне мона-стыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.

О своем отце и знакомых Мцыри вспо-минает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в ко-торых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю от-цов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время по-бега, потому что никто их не видит. Тра-гическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из мо-настыря в грозовую ночь: то, что устра-шило боязливых монахов, было ему близко, — Мцыри чувствует родство со стихией.

Мужество и стойкость героя с наиболь-шей силой проявляются в битве с бар-сом. Мцыри не боится смерти, потому что знает: вернуться в монастырь — про-должить прежние страдания. Трагичес-кий финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увеще-вания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и веч-ность променял» за несколько минут жизни среди близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодоли-мыми, и он напрасно «спорил с судь-бой». Побежденный, Мцыри духовно не сломлен, его мужество, цельность, геро-изм — черты, которых Лермонтов не на-ходил среди боязливых и бездеятельных современников.

Подлинным героем поэмы является Кавказ. Пейзаж в произведении служит средством раскрытия образа Мцыри. Презирая свое окружение, герой чувст-вует родство лишь с природой. Заклю-ченный в монастырь, он сравнивает се-бя с бледным тепличным листком, вы-росшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цве-тами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Мцыри видит то, чего не замечают другие: блеск зме-иной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную по-лосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.

Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Строки о не-счастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его пережива-ния и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть — «рассказать душу» своего удивительного героя.

Итак, в поэме Лермонтова присутству-ют все черты романтизма: место дейст-вия — Кавказ, экзотический и велико-лепный; внимание поэта сосредоточено на психологии главного героя; сюжет произведения составляют яркие, далеко не обычные события. Но главное — в центре поэмы образ Мцыри, незауряд-ного, сильного, смелого, свободолюби-вого, — автор наделил его всеми каче-ствами романтического героя, прекрас-ного, но невозможного.

Михаил Юрьевич Лермонтов, известный русски поэт, является одним из самых ярких представителей направления романтизма в литературе. Его произведения часто посвящается чувствам отчаяния и душевной неволи, которые обусловлены тяжестью земной жизни и невозможности жить свободно.

Лермонтова всегда привлекала мощь стихии человеческого духа и желания оставаться самим собой, несмотря на обстоятельства и испытания. Романтическая поэма "Мцыри" тоже посвящена этой теме. Поэт придает романтическому образу главного героя то жгучее отчаяние и ту жажду свободной воли и жизни, которая и придает поэме атмосферу мрачного отчаяния и безысходности.

Образ Мцыри в поэме

Жизнь Мцыри тяжела и несносна - он заточен в монастыре, и отчаянно жаждет вернуться на свою Родину и наслаждаться ее просторами и свежим воздухом. Нахождение в заточении он переносит крайне тяжело, и решает сбежать, несмотря на то, что это может привести к его смерти.

Душевные мучения невыносимы, и Мцыри понимает, что лучше погибнуть, чем жить так дальше. Лермонтов поднимает тему Кавказа, которая характерна для русской литературы того периода. Дикая и прекрасная природа этого края соответствует тем людям, которые в нем живут - это свободолюбивый народ, сильный и смелый.

Таким представлен и Мцыри, который ценит, прежде всего, свою свободу и свои идеалы, а не смиряется с действительностью. А величественная и впечатляющая природа Кавказа подчеркивает романтическое настроение поэмы, и черты характера главного героя Мцыри.

Противопоставление мечты и действительности

Описание природы говорит о романтическом идеале и стремлении стать духовно богаче, о страсти, которая есть в человеческой душе и которая ведет героя в мир, кажущийся ему идеальным и настоящим. Сам герой Мцыри представляет собой противопоставление всему миру, поэтому он не похож на других людей, в его душе живут настоящие пылкие чувства, которые не позволяет ему терпеть заточение.

Он стремится познать что-то исключительное, и готов увидеть это в окружающем его мире. Он одинок в душе, так как чувствует свою обособленность от других людей. Мцыри - это сосредоточие воли, мужества и истинной страсти. Лермонтов создал своего героя именно таким, потому что желал подчеркнуть противопоставление мечты и действительности.

Его герой сбегает из монастыря, и пройдя множество испытаний, так и не дошел до своего родного дома. Он погибает, но важно каким именно Мцыри уходит из жизни - счастливым и умиротворенным. Мцыри благодарит судьбу и за те прекрасные мгновения, которые она подарила ему на природе, и понимает, что ради этих моментов и стоило рискнуть - покинуть монастырь и достойной встретить смерть.

Трагический конец поэмы - это торжество внутренней свободы главного героя, который несмотря на смерть и препятствия, чувствует себя по-настоящему счастливым. Его стремление к свободе - это главный урок, который хочет преподнести Лермонтов читателям, поэт указывает на то, что именно ради этого стоит жить и преодолевать трудности.

Этот внутренний ориентир Мцыри является символом смысла жизни человека. А его мятежная натура, которая раскрывается в тоске по Родине, говорит о том, что в жизни стоит искать что-то исключительное и необычное, и то, что наполнить человеческое существование истинными душевными чувствами.

— произведение, написанное Лермонтовым. Оно знакомит нас с молодым послушником Мцыри, которого не по своей воли заключили в стены монастыря. Этот монастырь и стал для свободолюбивого жителя Грузии пленом.

Мцыри романтический герой сочинение

Раскрывая тему, следует ответить в целом о том, кто именно в литературе рубежа 19 века мог считаться романтическим героем. Это человек с необычной судьбой, человек с искренними и высокими чувствами, который мог быть бунтовщиком против сложившихся обстоятельств. Это человек, наделенными наилучшими качествами человеческого характера, человек со светлой душой.

Какие черты романтического героя присущи Мцыри и почему Мцыри романтический герой?

Знакомясь с произведением и его героем, который попал в чужой для него мир, в мир послушания и запретов в то время, как душа парня требует свободы, мы всякий раз убеждаемся, что Мцыри и есть герой — романтик. Он наделен решимостью, смелостью, отвагой. В самом произведении нет или очень мало романтических моментов. Например, мы видим лишь одну встречу героя с незнакомой девушкой, когда забилось быстрее его сердце. Поэма все равно написана в духе романтизма, а Мцыри — романтический герой поэмы, который не смог жить в неволе и бежал из монастыря. Бежал и только на свободе увидел всю красоту окружающего мира и смог дышать полной грудью. Какие-то три дня скитаний, показались ему вечностью и раем. Встреча с барсом, где юноша столкнулся с животным в поединке, не страшила его, ведь именно за пределами монастыря он и обрел желанную свободу.

Очень жаль, что Мцыри не смог найти путь домой, и после трех дней скитаний вновь попал в стены монастыря. Очень жаль, что наш герой умирает. Зато я радуюсь оттого, что он смог добиться своего, а его смерть стала лишь окончательным освобождением от заключения. Мцыри стал свободным навсегда.

В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.

Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.