Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно, если он адресован старшеклассникам и студентам. «Что за вопрос? Естественно умеем. Ведь мы не дошкольники. Как вообще можно учиться, не умея читать?…»

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения - основа учения, и все учащиеся в той или иной мере ими владеют. Но насколько эффективны эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания - об этом стоит, с нашей точки зрения, задуматься всем, кто учится в школе, и особенно тем, кто собирается учиться дальше. Мы настоятельно советуем это сделать не только учащимся, у которых с начальной школы песочные часы вызывают священный трепет, но и тем, кто имел по «технике чтения» твердую пятерку. Ведь работами многих зарубежных и отечественных психологов убедительно показано, что читать быстро, правильно артикулируя все слова (техника чтения), и читать, понимая смысл читаемого (осмысленное чтение), - это не одно и то же.

Результаты специальных исследований эффективности чтения учащимися различных возрастов часто удивляют и удручают. Так, в 1970-х годах отечественными психологами было проведено обследование, в котором приняли участие московские школьники 4–10-х классов, всего около 1000 человек. Были получены следующие результаты: самыми элементарными приемами понимания текста владели лишь 0,3% обследованных школьников. Последующие исследования, проведенные в самых различных регионах бывшего СССР, к сожалению, только подтвердили эти печальные результаты. Были выявлены разнообразные «сбои» в работе с текстом у подавляющего большинства учащихся. Эти «сбои» в основном связаны с непониманием смысла отдельных слов и словосочетаний, трудностями выявления структуры предложений и взаимосвязей между ними. При этом особую тревогу психологов вызвало не то, что учащиеся не знают значения многих слов, но то, что у них нет потребности узнать это.

Поражала пассивность и отсутствие любознательности у учащихся. Так, в одном из исследований старшеклассникам предъявлялся текст, в котором было несколько редко употребляемых слов. В эксперименте на столе рядом с испытуемым лежал словарь иностранных слов. Тем не менее, большинство школьников не пытались посмотреть значение незнакомых слов. Они не предпринимали и сколько-нибудь явных попыток «понимания через контекст», не обращались за помощью к экспериментатору, хотя о такой возможности говорилось в инструкции.

Вы можете спросить, как же в таком случае школьники учатся в школе? Ведь учение требует выполнения таких заданий, как пересказ текстов, ответы на вопросы, решение задач. Ответ хорошо известен: они «зубрят», стараясь максимально точно запомнить учебный материал. Однако установка на механическое запоминание, которое выявляется у 87% школьников, отнюдь не самая эффективная основа учебной работы. Например, многие из вас уже «прошли» в школе поэму В.В. Маяковского «Хорошо!». Но все ли могут не только раскрыть общий смысл этой поэмы и прочитать наизусть какой-нибудь отрывок, но ответить, в частности, на вопрос, зачем понадобилось героям Маяковского поднимать с «царевой кровати эту самую Александру Федоровну». Знаете ли вы, что речь здесь идет об Алексанре Федоровиче Керенском, который, став премьером буржуазного Временного правительства, устроился в Зимнем дворце в опочивальне императрицы Александры Федоровны.

Мы очень советуем вам проанализировать то, как вы читаете, есть ли у вас вредные привычки в учебной работе, например, пассивное скольжение по поверхности текстов, а затем направить свои усилия на совершенствование навыков чтения. Помочь в этой работе вам может знакомство с системой SQ3R, которая задает общий алгоритм работы с текстом. Ниже

мы приводим графическую схему этого метода, которая содержится в книге английского психолога и педагога Д.Хамблина.

Итак, буква «S» в этой системе обозначает обзор и просмотр текста, в результате которых у вас должно сложиться общее представление о его содержании.

Просмотр включает чтение заголовка и подзаголовков, введения, заключения, а также первых и последних фраз в разделах текста. На основе такой работы надо попытаться ответить на 3 основных вопроса: «Чему посвящен текст? Что я уже знаю об этом? Что мне предстоит узнать?». Кроме того, надо попробовать переформулировать заглавие текста в виде вопроса. После этого можно переходить к изучающему чтению. Это вдумчивое чтение с постоянной самодиагностикой своего понимания. Изучающее чтение закономерно включает не только содержательный анализ структуры читаемого текста, но также сознательное привлечение своих прежних знаний. Изучать текст хорошо с карандашом и бумагой, то есть, подчеркивая главное и делая соответствующие выписки. Очень полезно составлять план изучаемого материала или рисовать его структурные схемы. В целом, такая работа должна привести к осмыслению содержания вновь усваиваемых знаний, после чего можно переходить к проверке: активному припоминанию и воспроизведению содержания материала. При этом в случае затруднения можно заглядывать в текст. Но не надо еще раз его читать (такую ошибку делают многие учащиеся).

Ваш пересказ текста должен быть полным и связным. Очень хорошо, если это пересказ «своими словами» с переструктурированием материала, так как известно, что материал в этом случае будет запоминаться в 7 раз лучше, чем при механическом заучивании. На этом же этапе работы попытайтесь ответить на вопросы по тексту и решите предлагаемые задачи. Если все это получается, то можно переходить к завершающему этапу: составлению резюме. Оно должно включать основные мысли текста, сформулированные в обобщенном виде. В таком виде знания сравнительно легко включаются в структуры прошлого опыта и долго сохраняются. Последнее особенно важно, так как у тех из вас, кто впервые узнал о системе SQ3R, может возникнуть представление, что такая работа более трудоемка, чем заучивание. Это не совсем так. И даже совсем не так. Действительно, сначала может быть достаточно трудно работать с учебным материалом предлагаемым способом, хотя он дает очевидный выигрыш в качестве знаний. Для абитуриентов особенно важным является то, что этот метод обеспечивает прочные знания, которые можно достаточно быстро повторить перед вступительными экзаменами.

То ль меня склюет Петух, то ли я его


Лисси Мусса

Иллюстратор Зоя Чернакова

Дизайнер обложки Зоя Чернакова


© Лисси Мусса, 2017

© Зоя Чернакова, иллюстрации, 2017

© Зоя Чернакова, дизайн обложки, 2017


ISBN 978-5-4485-4435-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Да в ней же намек!

Сказка ложь, да в ней намек -
Добрым молодцам урок!

Это все знают. И как только о сказках речь заходит, то люди сразу эту цитату из Пушкина, как из пушки выпуливают, и головой кивают: «Знаем-знаем, сказка – ложь!»

И когда пытаюсь про намеки рассказать, то все равно слышу: «ну да, намек, конечно, но сказка-то – ложь!»

И тогда я сообразила: слова-то, сказанные вслух, они хоть и воробей, но все же не более чем сотрясение воздуха. А вот что написано пером…

Итак, попробуйте вырубить, а еще лучше – зарубить! Себе на носу: в сказке самое ценное – НАМЕК!

Вот намеками и займемся.


Где и как найти намек?

Самый простой пример у того же А. С. Пушкина. В сказке, конечно же.

Жил старик со своею старухой

у самого синего моря…

О чем сказка? Обычно все говорят: о непомерной Жадности. Возможно, на первый взгляд и о жадности. Но ведь это – Пушкин! Стал бы он из-за банальной жадности пером скрипеть, буквы выписывать! В сказке тысяча смыслов. Вот Михаил Казинник, например, утверждает, что сказка о любви. Что старик, несмотря на то, что его старуха была вреднейшей склочной жадной бабкой, все равно продолжал с ней жить – любовь потому что!

Если вы внимательно прочтете сейчас «Сказку о Золотой Рыбке» – вы откроете кучу своих новых смыслов.

А я нашла вот какой смысл: сказка эта о соответсвии. Да – о целеполагании и соответствии своим целям! И она, как нельзя лучше, демонстрирует нам: хочешь быть Звездой – научись сиять! Из вялой кулемы или ленивого увальня Звезда при всем волшебной рыбьем вилянии хвостом – не получится!

Поясняю:


Старуха – очень показательный персонаж, на ее примере мы познаем не только великую справедливость нашего волшебного принципа «Маловато не бывает!», но и наглядно наблюдаем развитие гордыни, во многих религиях почитаемой как смертный грех.

О готовности получить дары Золотой Рыбки надо упомянуть отдельно. Обратимся к тексту сказки:

«…Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море!
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках!»

Как вы думаете, почему так возмутилась этой просьбе Золотая Рыбка? Самый распространенный ответ – рыбка возмутилась, что ее, Свободную Волшебную Личность будет понукать какая-то старуха необразованная, невоспитанная и бесцеремонная.

И этот ответ ошибочный.

Рыбке не впервой исполнять желания разных людей, и она только что продемонстрировала свою готовность помогать старику, то есть – она у него на посылках несколько раз поработала: то корыто ему раздобыла, затем коттедж на южном берегу соорудила, и резиденцию городскую шикарную построила на зависть всем; старуху определила в президенты большой корпорации. Поработала рыбка на старика изрядно.

А возмутилась она старухиным речам вот почему: старуха была категорически не готова к управлению Золотой Рыбкой . Разберем подробно:

Контакты старухи с водой ограничивались ее корытом. Как бы не росло старухино благосостояние, корыто было всегда при ней, менялось лишь его качество: от разбитой деревянной лохани до ультрасовременной модели джакузи. Но открытой воды старуха никогда не касалась, то есть она даже не представляла себе, что такое держаться на воде.

Вот этот недостаток и узрела Золотая Рыбка, возмутилась и вернула старика со старухой в начало дистанции со словами:

– Старый, на бережок вашу семейку возвращаю, поближе к мелкому пляжу: ты бабку свою плавать сначала научи, прежде чем ей во владычицы морские соваться !

Не будьте легкомысленны и самонадеянны: не уподобляйтесь старухе из этой сказки – не загадывайте получения того, к чему не готовы!

Сначала оценим свои возможности принятия тех или иных даров, убедимся, что мы в состоянии освоить их без лишних усилий, и только потом попросим благ всяческих у Золотой Рыбки.

Потому что сказки – исполняются!

Самая первая сказка – про Апельсинку, я тогда только-только начала практиковать самоисполняющиеся сказки. Опыта было мало и дело двигалось медленно. Эту сказку я писала постепенно – по мере возникновения событий. Но что примечательно: сначала я писала пару абзацев, а потом в течение нескольких дней эти события происходили с реальности. Я чувствовала себя Демиургом, не меньше! И когда все произошло в точности как я написала, я поняла, что в руках у меня мощнейший инструмент волшебства!

Потом, с прекрасной сказочницей Солисткой мы написали целую книгу про сказки, и к тому времени все наши волшебники уже знали: необязательно сказку сочинять, прекрасно работают сказки, написанные еще кем-то, вот хоть А. С. Пушкиным!

Только читайте их правильно: если попадается ситуация, хоть отдаленно похожая на вашу, здесь будьте внимательны: все действия нужно выписать и потом разыграть в реальности.

Вот как бы следовало сыграть сказку, например тем, кто собрался улучшать свои жилищные условия:

Если помните, все начиналось с корыта: первым делом апгрейд произошел именно здесь. Поэтому, не прекращая отсматривать разнообразные варианты жилья, покупаем себе новое «корыто». Что вы имеете ввиду пол этим действием – это абсолютно индивидуально: это может быть новое ведро, или тазик, или ванна: все на ваше усмотрение.

Затем надо послать старика к морю с наказом.

Какого старика вы найдете и как вы его накажете – опять дело ваше. Совсем необязательно записывать в старики и гонять к морю собственного дедушку: можно позвонить приятелю, который собирается на турецкие пляжи и попросить его:

– Старик, рыбке там намекни, что пора уже домик побольше нам соорудить!

А когда соберетесь становиться владыками морскими, обязательно сдружитесь сначала со стихией моря: плавать научитесь, дайвинг освойте, научитесь с рыбами дружить. Тогда и Золотая Рыбка – ваша навеки!

И не забывайте – улыбайтесь!

Я, сама того не ожидая, насочиняла себе настоящих наград, которыми очень горжусь: приятно шкафчик открывать, когда оттуда тебе огромная медаль «Национальное достояние» поблескивает, и не только она одна – я, конечно не все двадцать семь медалей получила, как в сказке «Премия» заказывала, но и орден, и медали у меня есть, и книжечки, кстати говоря, так и вышли – целым выводком!

Поэтому вооружайтесь карандашиком и блокнотом – будем сказки в жизнь превращать!


А я после сказок буду небольшие комментарии оставлять – советы коротенькие по ритуалам.


Петух у нас в символике этой книги, и как это все к нам относится – я про то в конце книги расскажу.


Целый день стирает прачка…

Я очень люблю эту песенку И очень мне нравится, когда она неожиданно вдруг приходит в голову и начинает там звучать ее нехитрый мотивчик, и незатейливые слова пролезают в реальность:

Целый день стирает прачка,
муж пошел за во-о-о-одкой,
на крыльце сидит собачка
с маленькой бородкой.
Целый день она таращит
глупые глазе-е-е-енки,
если кто-то вдруг заплачет -
погрустит в сторонке.
А кому сегодня плакать
в городе Тару-у-у-усе?
Есть, кому сегодня плакать -
девочке Марусе…

– Я не прилечу, ничего не получается! – Апельсинка рыдала в трубке телефона горько и безутешно: – У них, видите ли, так не принято!

Апельсинка – моя давнишняя подружка, скоропостижно вышедшая замуж в Бельгию, теперь на собственной нежной шкурке испытывала непривычные, а оттого кажущиеся нелепыми обычаи и законы Западной Европы:

– Феликс сказал, что раз мы теперь муж и жена, то будем везде ходить вместе, и он не может позволить мне ехать в Москву, потому что тогда ему придется всем объяснять, почему я уехала без него, и рассказывать, что ничего плохого не случилось и ничего страшного не произошло – мы не разводимся и никто не заболел и не умер, но ему все равно не поверят, потому что здесь так не принято…

Она зимой поехала в Европу изучать витражи, ей нужно было потрогать их руками, потому что мы задумали грандиозный проект, и Апельсинка, шикарный дизайнер, в этом проекте должна была разгуляться во всю мощь именно в витражном деле. И в одном из соборов Гента она познакомилась с Феликсом, который сначала вежливо сопровождал ее под предлогом показать ей город, действительно помог ей добраться руками до витражей, потому что староста одного из местных католических приходов приходился ему дядей, а потом тихой сапой охмурил мою подружку, и они поженились. Она очнулась от его чар через месяц после свадьбы, когда стали выясняться подробности быта и уклада местных жителей.

Иллюстратор Зоя Чернакова

Дизайнер обложки Зоя Чернакова

© Лисси Мусса, 2017

© Зоя Чернакова, иллюстрации, 2017

© Зоя Чернакова, дизайн обложки, 2017

ISBN 978-5-4485-4435-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Да в ней же намек!


Сказка ложь, да в ней намек -
Добрым молодцам урок!

Это все знают. И как только о сказках речь заходит, то люди сразу эту цитату из Пушкина, как из пушки выпуливают, и головой кивают: «Знаем-знаем, сказка – ложь!»

И когда пытаюсь про намеки рассказать, то все равно слышу: «ну да, намек, конечно, но сказка-то – ложь!»

И тогда я сообразила: слова-то, сказанные вслух, они хоть и воробей, но все же не более чем сотрясение воздуха. А вот что написано пером…

Итак, попробуйте вырубить, а еще лучше – зарубить! Себе на носу: в сказке самое ценное – НАМЕК!

Вот намеками и займемся.

Где и как найти намек?

Самый простой пример у того же А. С. Пушкина. В сказке, конечно же.

Жил старик со своею старухой

у самого синего моря…

О чем сказка? Обычно все говорят: о непомерной Жадности. Возможно, на первый взгляд и о жадности. Но ведь это – Пушкин! Стал бы он из-за банальной жадности пером скрипеть, буквы выписывать! В сказке тысяча смыслов. Вот Михаил Казинник, например, утверждает, что сказка о любви. Что старик, несмотря на то, что его старуха была вреднейшей склочной жадной бабкой, все равно продолжал с ней жить – любовь потому что!

Если вы внимательно прочтете сейчас «Сказку о Золотой Рыбке» – вы откроете кучу своих новых смыслов.

А я нашла вот какой смысл: сказка эта о соответсвии. Да – о целеполагании и соответствии своим целям! И она, как нельзя лучше, демонстрирует нам: хочешь быть Звездой – научись сиять! Из вялой кулемы или ленивого увальня Звезда при всем волшебной рыбьем вилянии хвостом – не получится!

Поясняю:


Старуха – очень показательный персонаж, на ее примере мы познаем не только великую справедливость нашего волшебного принципа «Маловато не бывает!», но и наглядно наблюдаем развитие гордыни, во многих религиях почитаемой как смертный грех.

О готовности получить дары Золотой Рыбки надо упомянуть отдельно. Обратимся к тексту сказки:


«…Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море!
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках!»

Как вы думаете, почему так возмутилась этой просьбе Золотая Рыбка? Самый распространенный ответ – рыбка возмутилась, что ее, Свободную Волшебную Личность будет понукать какая-то старуха необразованная, невоспитанная и бесцеремонная.

И этот ответ ошибочный.

Рыбке не впервой исполнять желания разных людей, и она только что продемонстрировала свою готовность помогать старику, то есть – она у него на посылках несколько раз поработала: то корыто ему раздобыла, затем коттедж на южном берегу соорудила, и резиденцию городскую шикарную построила на зависть всем; старуху определила в президенты большой корпорации. Поработала рыбка на старика изрядно.

А возмутилась она старухиным речам вот почему: старуха была категорически не готова к управлению Золотой Рыбкой . Разберем подробно:

Контакты старухи с водой ограничивались ее корытом. Как бы не росло старухино благосостояние, корыто было всегда при ней, менялось лишь его качество: от разбитой деревянной лохани до ультрасовременной модели джакузи. Но открытой воды старуха никогда не касалась, то есть она даже не представляла себе, что такое держаться на воде.

Вот этот недостаток и узрела Золотая Рыбка, возмутилась и вернула старика со старухой в начало дистанции со словами:



– Старый, на бережок вашу семейку возвращаю, поближе к мелкому пляжу: ты бабку свою плавать сначала научи, прежде чем ей во владычицы морские соваться !

Не будьте легкомысленны и самонадеянны: не уподобляйтесь старухе из этой сказки – не загадывайте получения того, к чему не готовы!

Сначала оценим свои возможности принятия тех или иных даров, убедимся, что мы в состоянии освоить их без лишних усилий, и только потом попросим благ всяческих у Золотой Рыбки.

Потому что сказки – исполняются!

Как правильно читать/писать сказку

Самая первая сказка – про Апельсинку, я тогда только-только начала практиковать самоисполняющиеся сказки. Опыта было мало и дело двигалось медленно. Эту сказку я писала постепенно – по мере возникновения событий. Но что примечательно: сначала я писала пару абзацев, а потом в течение нескольких дней эти события происходили с реальности. Я чувствовала себя Демиургом, не меньше! И когда все произошло в точности как я написала, я поняла, что в руках у меня мощнейший инструмент волшебства!

Потом, с прекрасной сказочницей Солисткой мы написали целую книгу про сказки, и к тому времени все наши волшебники уже знали: необязательно сказку сочинять, прекрасно работают сказки, написанные еще кем-то, вот хоть А. С. Пушкиным!

Только читайте их правильно: если попадается ситуация, хоть отдаленно похожая на вашу, здесь будьте внимательны: все действия нужно выписать и потом разыграть в реальности.

Вот как бы следовало сыграть сказку, например тем, кто собрался улучшать свои жилищные условия:

Если помните, все начиналось с корыта: первым делом апгрейд произошел именно здесь. Поэтому, не прекращая отсматривать разнообразные варианты жилья, покупаем себе новое «корыто». Что вы имеете ввиду пол этим действием – это абсолютно индивидуально: это может быть новое ведро, или тазик, или ванна: все на ваше усмотрение.

Затем надо послать старика к морю с наказом.

Какого старика вы найдете и как вы его накажете – опять дело ваше. Совсем необязательно записывать в старики и гонять к морю собственного дедушку: можно позвонить приятелю, который собирается на турецкие пляжи и попросить его:

– Старик, рыбке там намекни, что пора уже домик побольше нам соорудить!

А когда соберетесь становиться владыками морскими, обязательно сдружитесь сначала со стихией моря: плавать научитесь, дайвинг освойте, научитесь с рыбами дружить. Тогда и Золотая Рыбка – ваша навеки!

И не забывайте – улыбайтесь!



Я, сама того не ожидая, насочиняла себе настоящих наград, которыми очень горжусь: приятно шкафчик открывать, когда оттуда тебе огромная медаль «Национальное достояние» поблескивает, и не только она одна – я, конечно не все двадцать семь медалей получила, как в сказке «Премия» заказывала, но и орден, и медали у меня есть, и книжечки, кстати говоря, так и вышли – целым выводком!

Поэтому вооружайтесь карандашиком и блокнотом – будем сказки в жизнь превращать!


А я после сказок буду небольшие комментарии оставлять – советы коротенькие по ритуалам.


Петух у нас в символике этой книги, и как это все к нам относится – я про то в конце книги расскажу.


Каждый из нас знает, что такое буквы. Все умеем складывать из них слова, а из слов предложения. Читать эти предложения нам тоже не составляет большого труда, ведь нас этому учили чуть ли не с детского сада. Тем не менее, не редко у нас создается ощущение, что прочитав книгу, в голове у нас не осталось ничего. Почему?

Потому что мы читаем не правильно.

Речь не идет о художественной литературе

Ведь когда мы читаем художественную литературу, мы, грубо говоря, развлекаемся. Но если Вы читаете информативное чтиво, учебник, или другой вид книги нон-фикшн, то техники, о которых мы сейчас расскажем вам будут очень полезны.

Вы хотите узнать или вы хотите понять?

Ознакомление с фактами без их глубинного понимания само по себе ничего не дает. Мы часто чувствуем себя умнее, прочитав очередную статью, напичканную интересными фактами. Но остаются ли эти факты у нас в голове – вопрос. Существует разница между перелистыванием фактов – информативным чтением, и перевариванием информации – глубинное понимание написанного.

Запомним: в основном, все, что переваривается с легкостью, это информативное чтение. Читая газеты, мы не становимся умнее, например.

В чтении фактов нет ничего плохого. Большинство людей читает именно так, но, к сожалению, не учит ничего нового. Подобное чтение может занять вас на определенное время, но вряд ли сделает вас лучше. Учить что-то новое, это не всегда легкая задача. Зачастую она требует приложения систематических усилий.

Четыре способа чтения

  1. Начальный
  2. Инспекционный
  3. Аналитический
  4. Синоптический

Помните, что чтение чтению рознь, а «уровни» чтения кумулятивные, и чтобы начать читать на синоптическом уровне, в первую очередь нужно освоить аналитический.

Давайте рассмотрим «уровни» чтения поближе:

Начальный уровень, это уровень чтения, которому нас научили в начальной школе.

Согласно правилам чтения на инспекционном уровне, в первую очередь нужно рассмотреть внимательно обложку, оглавление, индекс книги и внутреннюю часть обложки. Это ознакомление позволит вам представить, о чем эта книга и отвечает ли она вашим запросам. Пользу этого уровня сложно оценить, подробное ознакомление с книгой перед ее прочтением значительно сэкономит ваше время и деньги. Не стоит им пренебрегать.

С подробным описанием следующих уровней чтения вы сможете ознакомиться в следующей статье!

Подписывайтесь на наш блог и следите за новостями!


Прочитав заголовок, вы наверняка ответили «да». Но так ли это на самом деле? Чтение – это не только умение складывать буквы в слова, а слова в предложения. Чтение – это способность видеть то, что скрыто за крошечными знаками, которые сами по себе не значат ничего; это умение наполнять слова своими эмоциями, воображением, опытом. Но в мире, где так мало людей, смотрящих на книги под особенным, лишь им понятным углом, чтение становится архаичным навыком. И для того, чтобы оно не кануло в Лету, нам предстоит разобраться в сакральном смысле этого действия, его предназначении.

С одной стороны, чтение – когнитивный процесс, включающий в себя распознавание букв, конструирование слогов и, наконец, соотношение звукового ряда со значением слова. Но это лишь часть поставленной задачи.

Ведь читая текст, мы мысленно представляем себе прочитанное, используя различные образы. В пьесе А.П.Чехова «Чайка» неудачливый писатель так сравнивает себя с талантливым автором: «У него (талантливого) на плотине блестит горлышко от разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса – вот лунная ночь и готова, а у меня и трепещущий свет луны, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе». Описание неудачливого писателя не вызывает ярких образов, поскольку часто встречается в произведениях и кажется уже знакомым. Читать такой текст мы будем лишь «формально». Но блеск горлышка разбитой бутылки – образ, требующий использования воображения от читателя. Такой вид чтения – настоящее искусство, но вовсе не нужно быть художником, музыкантом или поэтом, чтобы стать частью его.

В современных реалиях чтение – лишь источник получения знаний. Школьники штудируют учебники, а их родители – профессиональную литературу. Художественные произведения больше не пользуются спросом, так как с точки зрения общества не несут в себе ценной информации. Все больше подростков и детей читают литературу лишь ради «бонусов», которые они получат в ближайшем будущем: аргумента для написания сочинения, темы для поддержания светского разговора или ответа на вопрос ценой в 50000 рублей в викторине «Кто хочет стать миллионером?». Люди, читающие «зачем-то», не видят в книге своего друга, альтернативную вселенную или пищу для размышлений. В этом кроется причина непопулярности чтения как времяпровождения. И так, первый шаг на пути создания читательского драйва: изменение уже сложившегося представления о литературе лишь как об источнике знаний. Но достаточно ли этого?

Чтение, как и любой другой навык, предполагает использование различных «инструментов». Но у большинства «не читающих» людей набор приспособлений ограничивается их умением воспринимать текст, что делает чтение совсем непривлекательным. Все мы с детства привыкли читать последовательно: предложение за предложением, главу за главой. Никому из нас в голову не придет прочитать страницу 17 раньше 16, пролистать до интересного момента или начать читать книгу с конца. Тем не менее, именно свобода во взаимодействии с текстом является залогом читательского азарта и мотивации. Например, дети часто «гадают» на книгах, задумывая определенную страницу и строку и дешифруя прочитанное. Взрослые же в книжном магазине часто выбирают товар «методом научного тыка»: беря с полки заинтересовавшее их произведение, и по фрагменту из начала, середины или конца книги определяют, подходит она или нет. Поэтому при обучении детей чтению или создании читательского драйва у подростка или взрослого так важно позволить экспериментировать с текстом, вместо того, чтобы следовать некому сценарию, не позволяющему отступить ни на шаг. Это позволит и ребенку, и взрослому хотя бы на время отбросить шаблоны чтения и просто получать удовольствие и наслаждение от книги.

Размышляя о мотивации, нельзя не упомянуть, что она бывает двух видов: внутренней и внешней. Внутренняя мотивация возникает из-за неудовлетворенных потребностей, личностных стремлений; внешняя – из-за давления окружающих стимулов или обстоятельств. Если мы хотим привить себе любовь к книгам, мы должны воспринимать чтение как личную потребность, а не привычку, одобряемую обществом. Только тогда мы не будет нуждаться в посредниках между нами и произведением. Только тогда мы будет испытывать стремление вернуться к книге, к тому миру и другу, ожидающему нас на её страницах.

1. Взращиваете в себе любовь к красивому слогу, авторскому стилю и эстетике произведения. Это поможет выбирать книги, основываясь не на жанре или сюжете, а на качестве языка и художественном стиле.

2. Уделяйте больше внимания пониманию текста, корректировке сложившихся образов по мере чтения, и лишь затем – анализу всего произведения. Только так вы сможете воссоздать образ мышления автора.

3. Создавайте свои варианты развития событий, придумывайте альтернативные концовки, расширяйте книжные вселенные. Лишь оторвавшись от текста, вы получите полное представление о своих вкусах и интересах.

4. Никогда не читайте произведение, которое вам не нравиться. Не подменивайте внутреннюю мотивацию внешней.