В семье Александра Николаевича Малышева и его жены Елены Константиновны Малышевой (в девичестве Поповой), и был четвёртым ребёнком в семье из шести детей .

Отец - Александр Николаевич Малышев (ум. 1928 ), окончил Петербуржский учительский институт, после чего был направлен в город Яренск , где работал учителем. В 1892 году Александр Николаевич женился на Елене Константиновне Поповой, дочери мещанина и земского служащего К. Н. Попова . Вскоре после свадьбы Александр Николаевич получил должность преподавателя, а затем и учителя-инструктора в Усть-Сысольском городском училище, где работал вплоть до рождения Вячеслава. В 1904 году Александр Николаевич получил предложение о работе в училище в Великих Луках и с радостью принял его. По вероисповеданию Александр Николаевич был атеистом , а мать была православной . В течении двух лет Вячеслав Малышев, работал секретарём в суде. А в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище . По состоянию на 1920 году, часть железнодорожников уже не пользовались униформой, а Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку . В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован .

Вячеслав Малышев, был направлен на практику в депо «веерного» типа, которое находилось полуразваленном состоянии, однако в этом депо находились грузовые паровозы, типов - Э («Эшак») , Щ («Щука») и О («Основной») ; а так же пассажирские паровозы типов - В В и С У . Во время практики, Малышев начал размышлять о том как увеличить мощность паровозов .

В 1924 году, в возрасте 22 лет окончил Великолукское техническое железнодорожное училище .

Трудовая деятельность

В 1924-1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б) . В 1926-1927 служил в РККА : секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

  • 1939-1940 - народный комиссар тяжёлого машиностроения СССР.
  • 1940-1944 - заместитель председателя СНК СССР и председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в 1940-1941 гг. народный комиссар среднего машиностроения СССР, а в 1941-1942 и 1943-1945 гг. народный комиссар танковой промышленности СССР.

24 июня 1941 года выступил с докладом о насущных нуждах танковой промышленности на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) . В постановлении по докладу была поставлена задача создания производства танков в Поволжье и на Урале, увеличение выпуска танков КВ, Т-34 , Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей. Образованный 11 сентября

ТВОРЦЫ НЕВОЗМОЖНОГО. МАЛЫШЕВ УДИВЛЯЕТ СТАЛИНА.

Вячеслав Александрович Малышев подписал последние бумаги по наркомату среднего машиностроения и, подняв трубку телефона, вызвал из дежурки водителя.
-Алексей-просыпайся! Домой поедем! Точнее на дачу в Архангельское.
Воронёный «зис» стремительно помчался по предутренней опустевшей Москве и выскочил на Ленинградский проспект.

Сколько время, Вячеслав Александрович?-спросил моложавый крепыш-водитель.
Нарком в дрёме глянул на часы и проворчал.
-А свои часы завести зарплата мешает? Три-тридцать уже. Гони побыстрей-спать хочется.
-Да нет, не мешает! Просто я их приятелю отдал на свадьбу. Пофорсить. Невеста у него киевлянка. Свадьбу там играют. У её родителей квартира большая, да и родня в селе, угощенье наготовили-дай бог каждому. Позавчера они, в субботу поженились. Сегодня возвращаются. Должен послезавтра отдать. И сало с горилкой обещал привезьть-широко заулыбался водитель.
-Ну, раз обещал, то привезет-усмехнулся нарком над словом «привезьть».

Ни водитель, ни Малышев ещё не знали, что как раз в это время вторая волна самолётов закончила бомбардировку пограничных аэродромов и военных городков и легла на обратный курс, а ей навстречу уже неслась третья волна немецких бомбардировщиков. Тяжело прогудев в небе над полностью разгромленными советскими аэродромами, они устремились дальше, чтобы безнаказанно бомбить Киев, Минск и другие крупные промышленные центры.

Понятно, что ни Малышев, ни его водитель не догадывались о том, что была и первая волна ночных бомбардировщиков, в два-пятнадцать совершившая налёт на Балтийский и Черноморский флоты. Но, в отличие от самолётов с наводящими ужас бело-чёрными крестами на крыльях, эти загадочные бомбардировщики никаких опознавательных знаков не имели. Что позволило позднейшим историкам высказать загадку о принадлежности их к британским авианосным группировкам, выполнявшим тайную договорённость с посланником Гитлера Гессом о совместном начале Германией и Британией общей войны против Советов.

И Гитлер попался на эту удочку, через час бросив свою почти четырёхмиллионную армию через советскую границу, и дав возможность своим тайным союзникам с ухмылкой выжидать, с целью позднее выступить на стороне слабого, чтобы надолго затянуть кровавую бойню и Второй мировой войны в Европе и Великой Отечественной войны в России.

Алексей гнал машину в сторону Архангельского, не подозревая о том, что приятель никогда не вернёт ему этих часов, потому что одна из бомб самого первого налёта на Киев разорвёт на части и приятеля и его молодую жену. Замечательные часы водителя, марки «Восход» в подарочном корпусе с советской символикой на циферблате снимет с трупа сначала один из красноармейцев, разбиравших киевские завалы, а потом они попадут к охраннику лагеря для военнопленных красноармейцев, который пристрелит измождённого раненого красноармейца из-за этих часов. Потом их выиграет у охранника в карты французский танкист и подарит своему командиру. Направленный Малышевым на Челябинский завод, испытывать новые танки, его водитель Алексей добьётся перевода на фронт и в июле сорок третьего года победит в напряжённой дуэли на курских полях танк обер-лейтенанта из французской дивизии эсэс «Шарлемань». Уходя от выстрелов второго танка, он не обратит внимание на пылающего дымящим факелом в открытом башенном люке эсэсовского офицера-француза и тем более не заметит на этом грабителе своих собственных часов.

Малышев заприметил в одном из окон дома тусклый свет и усмехнулся.
-Это семиклассница моя неугомонная, Лия. От книг оторвать невозможно. Ну, я сейчас устрою ей взбучку.
Но едва он скрипнул входной дверью, как свет в окне погас. Вячеслав Александрович тихонько постаял возле двери дочери и не став её беспокоить прокрался на кухню. Едва он налил себе чаю с молоком и сделал тонкий бутерброд с маслом, как в его кабинете зазвонил телефон. Поперхнувшись крошками, Малышев закашлялся и не успел ответить на звонок. Его опередила вскочившая с постели жена.
-Века, это тебя-растерянно произнесла она, передавая ему трубку, из которой доносились возгласы.
-Срочно наркома к телефону! Немедленно разбудите…

Малышев твёрдо взял трубку в руку и, стараясь не перхать, осторожно ответил чужим изменившимся голосом.
-Слушаю, нарком Малышев у аппарата.
-Товарищ нарком, вас срочно вызывают в Кремль. Немецкие войска перешли границу на всём протяжении. Началась война.
Закончив краткий разговор Малышев поднял голову. В дверях кабинета столпилось будто по тревоге всё его немногочисленное семейство в ночнушках, тапках с шалями на плечах.

Папка! Не молчи-скажи что нибудь- попросила испуганная младшая дочь Мая.
-Это война!-безжалостно произнёс Малышев и, забыв о недопитом чае и недоеденном бутерброде, быстрым шагом пошёл к машине.
-Заводи, Алексей! Едем в Кремль. Началась война! Немцы перешли границу.

В приёмной товарища Сталина народу было немного, но только потому, что люди в кабинет заходили каждые пять минут и выходили с тревожными озабоченными лицами. Минут через десять подошла очередь Малышева, как наркома среднего машиностроения и Тевосяна, как наркома тяжёлого машиностроения. Вошедшие наркомы застыли у дверей, пока Сталин жестом руки не пригласил их к столу. За столом сидели Молотов, Калинин и Ворошилов.
-Побыстрее садитесь, товарищи наркомы и расскажите нам, что нужно сделать, чтобы наши заводы давали по двести пятьдесят танков в день. Начнём с Тевосяна. Какие мероприятия вы считаете необходимыми для решения этой задачи?
-Товарищ Сталин мне нужно время, чтобы ответить на ваш вопрос. Без подсчёта мощностей, хотя бы приближённого я не отвечу-поднялся растерянный Тевосян.
-Хорошо, сутки мы вам можем дать, но не больше. Садитесь!-недовольно заявил Сталин.

Сталин прошёлся вдоль стола, посасывая незажжённую трубку и резко повернулся к среднему наркому, как иногда, шутя, называли Малышева в Наркоматах Союза.
-А вы готовы дать немедленный ответ на этот вопрос, товарищ очень средний нарком?
Средний нарком поднялся и, потерев рукой красноватую шишку на правом виске, резко ответил.
-Я думал над этим вопросом, товарищ Сталин. Его можно решить, если собрать в единый кулак металлургические и машиностроительные заводы страны, особенно судостроительные. А также срочно обеспечить по возможности максимальное бронирование от призыва в армию для лучших работников этих заводов. Возможно, тогда мы сможем дать и больше танков. Больше, чем триста в день, я считаю.

Сталин с минуту молча разглядывал Малышева, но, не уловив в его взгляде робости и растерянности, вынес своё решение.
-Прекрасно, товарищ Малышев. Вот вы и займитесь подготовкой указа правительства о реформировании машиностроения, а Тевосян вам поможет. И вот ещё что. Готовьте указ для себя.
Танкопром будете создавать вы. Жду вас завтра. И пригласите из приёмной следующих товарищей.

Едва Малышев вернулся на Ново-Рязанскую улицу, в свой наркомат, как ему навстречу вышел его помощник Сумин.
-Вячеслав Александрович! Юрий Максарёв с Челябинского завода телефон оборвал. Он в Москве. Какой то у него раздрай с военными. Они отказываются от тридцатьчетвёрки…
-Зови срочно! Чтоб через полчаса был у меня-и нарком средмаша стремительно зашёл в кабинет, в который один за другим потянулись люди с бумагами и чертежами.
Обычно сдержанный Максарёв ворвался в кабинет, как метеор, уже через двадцать минут.
-Вячеслав Александрович! Я не знаю что делать! Режут! Военная приёмка во главе с Федоренко настаивает на модернизации тридцатьчетвёрки и продолжении выпуска бэтэшек. Говорят, мол, недоработанный танк не возьмём. А мы их уже тысячу отдали в войска и ленинградцы более шестисот КВ. Вояки то довольны, а приёмка перестраховывается… Кому жаловаться? Ведь более сорока тысяч старых танков надо заменять в войсках.

Новоиспечённый танковый нарком спокойно улыбнулся и положил сжатый кулак на стол.
-А никому больше не надо жаловаться, товарищ Максарёв. Мне поручено создать Танкопром и я его создам, даже раздев судостроителей и металлургов. У Германии сорок миллионов тонн стали производится по всей Европе, а мы едва половину тянем. Поэтому считай мои слова постановлением Совнаркома. Выпуск БТ прекратить. Т-34 выпускать без модернизации при пятикратном плане двести пятьдесят машин в месяц уже на июль. Модернизацию производить разрешаю только в потоке без снижения планового выпуска. Вот так то, дорогой товарищ директор! Держи мандат за моей подписью для разговора со снабженцами и смежниками и, кроме того, всю документацию по тридцатьчетвёрке отправь судостроителям в Горький. А ты говоришь … как это в «Трактористах»? ты пришла меня нашла-а я и растерялся!-неожиданно подмигнул Малышев своему лучшему директору.

Ну, нет слов! Тогда огромное спасибо, товарищ нарком-и директор Уралмаша, разведя руками, грузно направился к двери кабинета.
-Да за что спасибо то? Я на него пятикратный выпуск вешаю. А он- спасибо! Ох и чудной, русский народ-посетовал Малышев вслед уходящему директору, то ли жалея его, то ли самого себя.

Ни Малышев, ни тем более Максарёв, не знали и не могли знать, что потеряв занятые врагом территории, Советский Союз будет производить не вдвое, а впятеро меньше стали, чем Третий рейх. Им предстояло сделать невозможное: в условиях полной эвакуации и, опираясь всего на восьмимиллионный тоннаж выпуска стали, с помощью всего ста двадцати миллионов советских людей создать больше танков, чем вся трёхсотсорокамиллионная фашистская Европа, присоединившая к себе и шестьдесят миллионов советских людей. И, пожалуй, в июле сорок первого года они бы очень сильно удивились, если бы им сказали, что они с этой невыполнимой задачей справятся. И справятся превосходно, превзойдя немцев и по количеству и по качеству танков и самоходок, доведя выпуск только на Урале до тридцати пяти тысяч тридцатьчетвёрок.

Малышев героически работал весь день и почти не спал ночью, но успел подготовить вовремя необходимый указ Совнаркома к следующему утру, вымотавшись почти до полного одурения. Однако указ безнадёжно устарел в этот же день. Совещание у Сталина было отменено и перенесено на следующий день, на двадцать четвёртое июня. Войдя в кабинет Сталина, Малышев заметил на лице вождя следы такого же переутомления, как и у него самого. Он понял, что имеет очень помятый вид, и непроизвольно потёр лицо рукой. Этот жест не остался без внимания Сталина.

Что, товарищ Малышев? Наверное, уже двое суток не спали? Объявляю вам выговор. Мне руководители нужны живые и здоровые, а не сонные и больные. Приказываю всем наркомам спать не менее семи часов в день.
-А вы как же, товарищ Сталин?- не удержался новоиспечённый нарком Танкопрома.
-Э, Малышев! На меня не смотри. Я –старый уже, мне много спать не нужно-махнул трубкой Сталин.

Совещание началось с зачитки проекта постановления Малышевым и тут же разгорелись довольно бурные споры. Поставки брони оставались за наркоматом Судостроения, станков-за наркомом Станкопрома. Производство тяжёлых танков оставалось за Тяжмашем, производство моторов-за обеими наркоматами среднего и тяжёлого машиностроения. Вождю не понравился этот бессмысленный раздрай.

Я теперь понимаю Малышева. Перед ним поставили тяжёлую задачу и он решил сделать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты. Это не выход, товарищ Малышев. Танкопром должен диктовать, а не просить. Поэтому предлагаю всех ваших основных поставщиков оформить вашими заместителями и Горегляда, и Попова с Зальцманом и Котина с его ленинградскими КВ. Усиление средмаша за счёт наркоматов судостроения и станкостроения позволит ему в кратчайший срок стать полноценным Танкопромом. Кстати, а где у нас сейчас броневые прокатные станы, товарищ Попов?

Директор Ленинградского тракторного завода, выпускающего тяжёлые танки КВ, только что назначенный заместителем наркома Танкопрома медленно встал.
-Товарищ Сталин. Вы знаете, что мы не имеем своих прокатных станов и наши заказы выполняют прокатчики наркомата Судостроения. Есть один стан под Ленинградом, второй в Мариуполе и третий такой старый, что про него стыдно говорить…
Сталин сурово и тяжело посмотрел на Малышева.
-Подключите комитет по эвакуации Воскресенского и Косыгина, Госстрой Юдина, Тяжмаш Казакова и немедленно эвакуируйте эти заводы на Урал и в Западную Сибирь. Все заводы Танкопрома и прокатные станы- тоже все. Нам теперь не до капризов. И старый сгодиться, если подойти к нему с умом.

Молчание, воцарившееся в кабинете, повисло невидимым давящим туманом, который не только не позволял присутствующим произнести хотя бы слово, но даже вздохнуть. Сталин сел на место и внимательно оглядел всех присутствующих.
-Если бы это сказал кто–либо из вас, я бы приказал расстрелять такого человека как изменника. Но меня вы расстрелять не можете. Поэтому эти страшные слова выпало произнести мне. Мы за два дня отдали больше ста километров в Прибалтике и Белоруссии. Чуть поменьше на Украине. Это не война. Это бегство! Мы заставим армию опомниться и заставим её сражаться. Но не сегодня и не завтра. Поэтому наша задача создать мощнейшую базу в Заволжье, на Урале и в Сибири. Война будет долгой- если, кто этого ещё не понял. И, наверное, не короче первой германской войны. А задача железнодорожников максимально снизить встречные потоки. Идите и думайте, как нам в июле демонтировать тысячетонные станы, а в сентябре уже пустить их. Думайте!

Утром следующего дня Малышев вызвал своего неутомимого помощника и приказал.
-На завтра вызови ко мне Тевосяна, Гинзбурга, Казакова, Носенко, Юшина и Хабахпашева. Да именно сюда к нам на Ново-Рязанскую. приедут как миленькие! Они теперь все мои заместители. На двенадцать часов дня зови. Повестка совещания: эвакуация броневых станов до пятнадцатого июля и монтаж этих станов до пятнадцатого сентября. Пусть готовят предложения. Первухина и Сабурова пригласи тоже-они, как эвакуаторы, могут прислать представителей. Все остальные -наркомы в первых лицах. Пусть готовят предложения. И поговори с Георгием Константиновичем. Если Генштаб планирует большое танковое сражение, лети с ним и возьми тройку конструкторов-ленинградцев от Котина. С Урала ждать не будем. Через три-четыре дня привези мне отчёт с предложениями военных и конструкторов.
-Есть товарищ нарком-буднично ответил Сумин и Малышев порадовался, что его помощник оказался на высоте и даже голосом не дрогнул по поводу неожиданной отправки на фронт.

Однако к концу дня нарком Танкопрома понял, что погорячился.
-Сумин! Прошу без обид, но подбери вместо себя кого-нибудь из отделов. Ну, хоть Черепанова, например. Я без тебя сгорю здесь синим пламенем. На сон уже по четыре часа выделяю, а времени не хватает. Ну и пусть Черепанов кого-нибудь в напарники возьмёт по своему усмотрению. Но ты останься! Не в бирюльки в конце концов играем.всю советскую промышленность на новых землях создаём.

Государственный деятель, генерал-полковник инженерно-технической службы (1944), Герой Социалистического Труда (1944), дважды лауреат Сталинской премии (закрытые присвоения).


Вячеслав Александрович Малышев был талантливым инженером-конструктором и крупным руководителем промышленного производства. Свой трудовой путь начинал на железной дороге машинистом. Инженерное образование получил в Московском Высшем техническом училище (МВТУ им. Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование зрелого инженера В.А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А.Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, тоже в свое время окончившего Высшее императорское техническое училище (так называлось до революции МВТУ), дипломник услышал лестное: «Да это же прирожденный директор!» И он им стал уже в мае 1938 года, в возрасте тридцати шести лет, когда по просьбе народного комиссара машиностроения А.Д. Брускина его назначили директором завода им. Куйбышева. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.

Как-то измученный замечаниями Малышева один из руководителей броневого главка в танкопроме обиделся и начал роптать:

Да что вы, Вячеслав Александрович, все ругаете да ругаете! Может, мне лучше на завод вернуться?..

И тогда последовал ответ Малышева:

Работайте. А я только дураков не ругаю - бесполезно…

А в это время события в мире и в стране развивались буквально в бешеном темпе…

В начале 1939 года произошла реорганизация производства. Наркомат был разделен на три новых: общего машиностроения, среднего машиностроения и тяжелого машиностроения. Малышева это коснулось впрямую. Его срочно вызвали в Москву, к Сталину. Вот как эти события описывает В. Чалмаев в книге «Малышев» из серии «Жизнь замечательных людей».

«Вызов в Москву для директора Коломенского завода им. Куйбышева был полной неожиданностью. Выехал немедленно на заводской машине, и, как на грех, в пути пришлось два раза менять баллоны. И как часто в таких случаях бывает, опоздал на прием к Сталину на целых полтора часа.

Сталин встретил его вопросом:

Вы что, из Коломны через Тверь ехали?

Малышев объяснил причину опоздания:

Да, техника подводит, когда ею не владеют…

Мы вызвали вас, чтобы назначить народным комиссаром тяжелого машиностроения.

Я на этот пост не готов, я и директором работаю всего год. Я могу быть свободен? - не найдя других слов, заговорил Малышев, волнуясь и еще не очень уверовав в свершившееся…

Разрядил ситуацию К.Е. Ворошилов, поймав нового наркома за руку, он дружески задержал его:

Как это так свободен? А где же бутылка на наковальню? У нас, старых паровозников, в Луган-ске так раньше было, не знаю, как у вас в Коломне. Вот тогда и будешь свободен.

Так состоялось его назначение на пост наркома одной из самых тяжелых отраслей советской индустрии».

В подчинение бывшему директору завода были переданы 86 заводов, пять НИИ, четыре учебных института, двенадцать техникумов.

Аппарат наркомата тяжелого машиностроения состоял из 850 человек, 700 из которых были выдвинуты на новые должности.

В конце 1939 года три наркома: обороны -

К.Е.Ворошилов, тяжелого машиностроения - В.А. Малышев и среднего машиностроения заявили в ЦК о создании танков, равных которым нет мире. Речь шла о тяжелых танках, разрабатываемых в КБ на Кировском заводе, где над их созданием трудился коллектив во главе с главным конструктором Жозефом Котиным.

Макет этого танка в трехбашенном варианте был показан Сталину, Котин лично давал пояснения вождю по его конструкции.

Сталин неожиданно подошел к макету и, сняв одну башню, глуховато сказал: «Нечего делать из танка «Мюр и Мерилюз».

Работа над проектом была, как известно, прекращена, а танк КВ решено было делать однобашенным. Он вскоре прошел фронтовые испытания в Совет-ско-Финляндской войне. За действиями танков КВ при преодолении линии Маннергейма в первой линии наступающих войск наблюдали маршал С.К. Тимошенко, генерал-полковник К.А. Мерецков, секретарь Ленинградского обкома А.А. Жданов и главный танкист страны Д.Г. Павлов. Танки показали себя блестяще.

Во время короткой передышки с 3 августа 1939 года по 22 июня 1941 года, благодаря напряженному труду танкостроителей, конструкторов и рабочих, на вооружение в Красную Армию было поставлено 638 танков КВ и 1115 танков Т-34, которые успешно прошли всю войну, показав свои преимущества над немецкими машинами такого же класса.

Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горьком (директор завода Е.Э. Рубинчик, главный инженер Г.И. Кузьмин).

В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности.

Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» - в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя - ради фронта, ради Победы - работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего - и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.

В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в танковом корпусе А.Л. Гетмана, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой - на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, завод-ские танки - все, что могло двигаться и стрелять. Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, - вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. - Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».

Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танкопрома генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений. И в завершение рассказа о Вячеславе Александровиче Малышеве приведу высказывание члена Государственного Комитета Обороны А.И. Микояна, сделанное им в 1977 году, на мой взгляд, очень точно характеризующее сталинского наркома:

«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.

В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».

С первых месяцев войны Советский Союз стремился модернизировать свои бронетанковые производства. Значимым шагом в этом направлении стало создание 11 сентября 1941 года Наркомата танковой промышленности, в состав которого вошли имевшиеся на тот момент танковые, дизельные и броневые заводы страны. В функции Наркомтанкпрома входило руководство производственно-технической, финансовой, хозяйственно-оперативной деятельностью подчинённых ему организаций и предприятий.

Предпосылки

«Многие раньше представляли себе войну, как картину общей безработицы тыла, ожидающего конца войны, остановку всей торговой и промышленной жизни страны. На самом деле картина получается совершенно обратная; чтобы иметь возможность поддержать фронт, тыл должен развить лихорадочную промышленную деятельность».

Свечин А. А. «Стратегия».

Потребность в наращивании мощностей танковой промышленности в советском государстве существовала с 1920-х годов и решалась разными путями. Первым шагом в этом направлении была принятая в 1926 году трёхлетняя программа танкостроения. Столь сжатый срок программы обусловлен тем, что Совет Обороны СССР видел в международной обстановке угрозу новой войны. Войны не последовало, программа к 1929 г. была выполнена лишь частично, однако она привела к рождению первых серийных советских танков. 1930-е годы были ознаменованы обращением к иностранному опыту танкостроения, а затем и созданием собственных производственных центров в Харькове, Ленинграде и Москве.

В этот период обозначились две серьёзные проблемы: невозможность реализации полного цикла производства в стенах одного завода и большое количество брака при общем невысоком качестве продукции. Первую проблему решала кооперация с заводами смежных отраслей. С качеством дело обстояло сложнее. Причиной была не только низкая квалификация рабочих и новизна поставленных задач, но и постоянные изменения в конструкции машин. Несмотря на объективный характер трудностей, на заводах и в министерствах искали «вредителей», в 1937–38 гг. многие сотрудники и руководители были отстранены от работ и арестованы. Это дало возможность прийти в отрасль новым людям, квалифицированным представителям поколения «культурной революции» начала 1930-х гг., одним из которых оказался будущий нарком танковой промышленности Вячеслав Александрович Малышев.

Малышев был выпускником Великолукского железнодорожного техникума, в 1920-е годы работал помощником машиниста, затем машинистом. В 1930 году он после трёхмесячной подготовки начал учёбу в МВТУ им. Баумана. Партия целенаправленно формировала в эти годы новую техническую интеллигенцию. Вячеслав Александрович поступил в институт в составе третьей партийной тысячи. Закончив обучение в 1934 году, он пошёл работать конструктором на Коломенский заводе им. Куйбышева. За четыре года работы он сменил ряд должностей и сделал блестящую карьеру, став в 1938 г. директором завода. В феврале 1939 г. Малышева вызвали в Кремль, где сообщили неожиданную весть: Сталин назначает его наркомом тяжёлого машиностроения. В этой должности Малышев принял участие в 18-м Съезде ВКП(б), на котором выступил с докладом о подготовке советской тяжёлой промышленности к возможной войне с Германией. В следующем году его назначают наркомом среднего машиностроения и председателем Совета по машиностроению при СНК СССР. С этого времени Малышев сосредотачивается на производстве танков.

Рождение

24 июня 1941 г., спустя два дня после начала Великой Отечественной войны, Малышев выступил на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) с докладом о нуждах советской танковой промышленности в военное время. В те дни его поражали вести с фронтов, описывающие сражения с участием тысяч танков. Было ясно, что советская танковая промышленность в своём нынешнем состоянии не сможет восполнять потери фронта в технике. На следующий день Политбюро приняло решение об увеличении выпуска тяжёлых и средних танков, отражённое в двух совместных постановлениях ЦК ВКП(б) и СНК СССР: «О производстве брони и танков КВ» и «Об увеличении выпуска танков КВ, Т-34 и Т-60, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 года».

Для наращивания объёмов выпускаемой продукции предприятия были переведены на круглосуточный режим работы в три смены. Пришлось на время отказаться от новых разработок и полностью сосредоточиться на самых актуальных машинах. 1 июля к танковому производству подключились горьковский завод «Красное Сормово», который планировалось переориентировать на выпуск Т-34, и Челябинский тракторный завод, на котором предстояло организовать производство танков КВ. Однако принятых мер оказалось недостаточно для ощутимого изменения ситуации. К тому же, стремительное наступление немецких войск поставило работу многих предприятий под угрозу: их нужно было эвакуировать в тыл.

11 сентября 1941 г. был образован Наркомат танковой промышленности, призванный исправить сложившуюся ситуацию. Малышев встал во главе нового ведомства, сохранив свой пост в СНК. Наряду с партийным прошлым и широким кругом знакомств в руководстве страны и на производстве, это дало ему дополнительные возможности для решения задач своего наркомата. НКТП стал одним из крупнейших промышленных министерств Советского Союза. За время войны на предприятиях танковой промышленности было занято более 200 тысяч человек. С первых дней работы перед наркоматом стояло две основных задачи: наращивание объёмов производства танков и эвакуация промышленности в тыл. На первый взгляд, меры по их решению кажутся взаимоисключающими, однако Малышеву удалось использовать эвакуацию для создания качественно новой производственной базы на Урале. Челябинские заводы, которым только предстояло переориентироваться на производство танков, приняли в свои стены оборудование и опытных рабочих из Ленинграда и Харькова.

Справочные данные Наркомата танковой промышленности СССР о размещении и выпускаемой продукции предприятий отрасли. 1942 г. РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 5. Д. 32. Л. 4.

В состав НКТП вошли многие предприятия по всей стране. Основу наркомата составили заводы, на которых производство танков велось с 1930-х годов. К их числу относятся:

  • - Харьковский машиностроительный (бывший паровозостроительный) завод №183, специализировавшийся на средних танках Т-34;
  • - Харьковский завод №75, производивший дизельные моторы В-2 для «тридцатьчетвёрок»;
  • - Ленинградский Кировский завод, выпускавший тяжёлые танки КВ;
  • - Ленинградский завод №174, занимавшийся производством лёгких танков Т-26;
  • - Московский завод №37, делавший лёгкие танки Т-40;
  • - Мариупольский завод им. Ильича, производивший танковую броневую сталь;
  • - Подольский завод им. Орджоникидзе, выпускавший до войны бронеавтомобили и танкетки.



Испытание собранной коробки передач на испытательном стенде Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле

Кроме того, под управление НКТП перешли предприятия Наркомата среднего машиностроения, не специализировавшиеся ранее на производстве танков: тракторные заводы Сталинграда, Харькова и Челябинска, автомобильный завод им. Коминтерна в Москве, уральские турбинный и вагоностроительный заводы. На протяжении осени 1941 г. происходило расширение Наркомата танковой промышленности. За это время в его состав вошло более 60 предприятий, ранее относившихся к другим министерствам.

Роль нового наркомата в наращивании танкового производства

Формальная смена подчинения заводов не смогла бы изменить ситуацию сама по себе. Огромную производственную базу нового наркомата нужно было структурировать, опираясь как на общие задачи военной промышленности, так и на специфику конкретных предприятий. Первую группу из 15 непрофильных заводов прикрепили в танковому производству для исполнения заказов на отдельные детали. Потребность в этом существовала, например, у завода «Красное Сормово»: предприятие не могло самостоятельно производить дизели и бронелисты для порученных ему Т-34. Помимо этого, в структуре НКТП были организованы ещё две профильные группы: 24 станкостроительных завода объединили во II Главное управление, 10 предприятий абразивной промышленности составили IV главк.

Однако уже зимой 1941–42 гг. эти предприятия перешли в состав других министерств. Абразивная обработка бронелистов могла пригодиться для лёгких танков, но не играла большой роли в случае КВ и Т-34, на производство которых переходило большинство предприятий. Механическая шлифовка поверхности снижала темп выпуска машин, поэтому соответствующие заводы передали Наркомату среднего машиностроения. После того как был восстановлен Наркомат станкостроения, туда передали предприятия II главка, хотя в перспективе они могли бы пригодиться и Наркомтанкпрому. Фактически, к концу зимы 1942 г. в составе НКТП остались только заводы из первой группы, переориентированные на производство танков.

Эвакуация танковых заводов имела ряд негативных последствий: нехватка рабочих, станков, распад довоенных хозяйственных связей (поставки оборудования и сырья), проблема размещения людей в новом месте. К концу зимы 1942 г. эти вопросы были в общих чертах решены, и Наркомат перешёл к решению своей второй задачи: наращивания объёмов выпускаемой продукции. Заводы переводились на конвейерное производство танков, задействовались ранее не использовавшиеся технологии.

При мелкосерийном производстве танков стендовая сборка машин была эффективнее конвейерной, литьё деталей в многоразовых формах не оправдывало себя по сравнению с ковкой. В условиях военного времени количество выпускаемых машин стало важнее их качества: заводы повсеместно переходили к литью деталей, поверхности больше не полировались абразивами, внедрялась автоматическая сварка корпусов по методу академика Е. О. Патона, конструкции танков по возможности упрощались. Эти меры привели к существенному увеличению выпуска танков по сравнению с довоенным временем, но были и негативные последствия: надёжность машин ощутимо упала. Поэтому с лета 1942 г. перед наркоматом встали новые задачи: ужесточение контроля качества и разработка новых моделей танков.



Таблица данных Наркомата танковой промышленности СССР о выпуске танков, самоходных установок и танковых дизелей на заводах наркомата в 1941–1944 гг. и первой половине 1945 года. Май 1945 г.

РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 638. Л. 9

В сжатые сроки Советскому Союзу удалось обогнать Германию по количеству произведённых танков и САУ. В 1942 г. было выпущено 24 тысячи танков и самоходных орудий - почти в четыре раза больше, чем в 1941 г. В том же году Германия выпустила всего около 6,2 тысяч танков. Таким образом, уже с 1942 г. немецкая промышленность на год отставала от советской по количеству машин. Сравнение этих цифр хорошо демонстрирует, какое значение для роста танковой промышленности СССР имели мобилизационные реформы НКТП 1941–42 гг.

Источники:

  1. Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2009.
  2. Свирин М. Н. Бронетехника Сталина. Танки и самоходки СССР. М., 2014.
  3. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996.
  4. Чалмаев В. А. Малышев. М., 1981.

(16.12.1902 - 20.02.1957). Член Президиума ЦК КПСС с 16.10.1952 г. по 05.03.1953 г. Член ЦК ВКП(б) - КПСС в 1939 - 1957 гг. Член КПСС с 1926 г.

Родился в г. Усть-Сысольске Вологодской губернии (ныне г. Сыктывкар Республики Коми) в семье учителя. Русский. В 1918 - 1920 гг. помощник секретаря, секретарь народного суда в г. Великие Луки. В 1920 - 1924 гг. работал слесарем в железнодорожных мастерских и одновременно учился в Великолукском железнодорожном техникуме. С 1924 г. по 1926 г. слесарь железнодорожного депо Подмосковное Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 г. был призван в Красную Армию и до 1927 г. служил секретарем бюро ВКП(б) батальонной школы, политруком команды. После демобилизации из армии работал машинистом в депо Подмосковная, затем в депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Водил один из первых советских тепловозов. С 1930 г. студент Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана. После его окончания в 1934 г. на Коломенском паровозостроительном заводе им. В. В. Куйбышева: конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер завода, директор завода. С 05.02.1939 г. нарком тяжелого машиностроения СССР. На заседании Политбюро отказывался от этой должности. И. В. Сталин рассмеялся и показал на членов Политбюро: «Я вот защищал вас, а они против меня, что я могу один против них сделать?!» В. А. Малышев снова начал отказываться. И. В. Сталин сказал: «Что же, с вами каши не сваришь? Даром, что ли, мы вас целый час ожидали, а вы даром два часа тряслись из Коломны в Москву?» Когда В. А. Малышев согласился, И. В. Сталин засмеялся: «Ну, вот магарыч с вас теперь приходится». 21.12.1939 г. был приглашен с женой на товарищеский ужин по случаю 60-летия И. В. Сталина, произнес поздравительный тост. С апреля 1940 г. по май 1944 г. заместитель Председателя СНК СССР, председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в октябре 1940 г. - сентябре 1941 г. нарком среднего машиностроения СССР, в сентябре 1941 г. - июле 1942 г. и в июне 1943 г. - октябре 1945 г. нарком танковой промышленности СССР. Провел большую работу по развитию оборонной промышленности и организации массового выпуска военной техники, по осуществлению побочного производства танков на заводах. Под его руководством за годы войны было выпущено более 102 тысяч танков и самоходных орудий. В июле - августе 1942 г. организовывал работу промышленности Сталинграда, участвовал в создании рабочего батальона Сталинградского тракторного завода, в его восстановлении. Создал научно-конструкторский центр, имевший важное значение для танкостроения. С октября 1945 г. по декабрь 1947 г. нарком, министр транспортного машиностроения СССР. 11.01.1947 г. министр госконтроля Л. З. Мехлис доложил И. В. Сталину запиской о фактах расточительства в Министерстве транспортного машиностроения. Глава министерства В. А. Малышев охотно давал разрешения на устройство банкетов с выпивкой. Затраченные на эти цели государственные средства только за полгода составили более 1,8 млн рублей. Проявил министр и корыстную семейственность. На Кировском заводе в Челябинске художником был зачислен его брат, у которого министерство закупило картины на 86 тысяч рублей. В декабре 1947 г. - марте 1953 г. заместитель Председателя Совета Министров СССР. Одновременно в январе 1948 г. - марте 1949 г. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. В январе 1950 г. - октябре 1952 г. министр судостроительной промышленности СССР. В марте - июне 1953 г. министр транспортного и тяжелого машиностроения СССР, в июне 1953 г. - феврале 1955 г. министр среднего машиностроения СССР. По журналу записей посетителей кремлевского кабинета И. В. Сталина с февраля 1939 г. по февраль 1953 г. вызывался к нему около 80 раз. С мая 1955 г. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике. Одновременно в декабре 1953 г. - в декабре 1956 г. заместитель Председателя Совета Министров СССР. С декабря 1956 г. первый заместитель председателя Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства - министр СССР. Был неизлечимо болен. В феврале 1957 г. для оказания медицинской помощи В. А. Малышеву был приглашен врач из-за границы. Депутат Верховного Совета СССР 1 - 4-го созывов. Герой Социалистического Труда (1944). Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени. Дважды лауреат Сталинской премии (закрытые присвоения). Занимался разработкой ракетной и космической техники. Генерал-полковник инженерно-танковой службы (1945). Вел дневник, представляющий несомненную ценность для историков. Тетрадь с записями после его смерти была обнаружена в сейфе рабочего кабинета. Н. С. Хрущев, которому доложили о находке, распорядился хранить дневниковые записи В. А. Малышева, озаглавленные им «Кое-какие заметки о событиях и мыслях (своих и чужих)», в архиве Президиума (Политбюро) ЦК КПСС (АПРФ. Ф. 3. Оп. 62. Д. 131. Л. 2 - 94. Рукопись). Прах погребен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.