В семье Александра Николаевича Малышева и его жены Елены Константиновны Малышевой (в девичестве Поповой), и был четвёртым ребёнком в семье из шести детей .

Отец - Александр Николаевич Малышев (ум. 1928 ), окончил Петербуржский учительский институт, после чего был направлен в город Яренск , где работал учителем. В 1892 году Александр Николаевич женился на Елене Константиновне Поповой, дочери мещанина и земского служащего К. Н. Попова . Вскоре после свадьбы Александр Николаевич получил должность преподавателя, а затем и учителя-инструктора в Усть-Сысольском городском училище, где работал вплоть до рождения Вячеслава. В 1904 году Александр Николаевич получил предложение о работе в училище в Великих Луках и с радостью принял его. По вероисповеданию Александр Николаевич был атеистом , а мать была православной . В течении двух лет Вячеслав Малышев, работал секретарём в суде. А в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище . По состоянию на 1920 году, часть железнодорожников уже не пользовались униформой, а Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку . В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован .

Вячеслав Малышев, был направлен на практику в депо «веерного» типа, которое находилось полуразваленном состоянии, однако в этом депо находились грузовые паровозы, типов - Э («Эшак») , Щ («Щука») и О («Основной») ; а так же пассажирские паровозы типов - В В и С У . Во время практики, Малышев начал размышлять о том как увеличить мощность паровозов .

В 1924 году, в возрасте 22 лет окончил Великолукское техническое железнодорожное училище .

Трудовая деятельность

В 1924-1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б) . В 1926-1927 служил в РККА : секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

  • 1939-1940 - народный комиссар тяжёлого машиностроения СССР.
  • 1940-1944 - заместитель председателя СНК СССР и председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в 1940-1941 гг. народный комиссар среднего машиностроения СССР, а в 1941-1942 и 1943-1945 гг. народный комиссар танковой промышленности СССР.

24 июня 1941 года выступил с докладом о насущных нуждах танковой промышленности на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) . В постановлении по докладу была поставлена задача создания производства танков в Поволжье и на Урале, увеличение выпуска танков КВ, Т-34 , Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей. Образованный 11 сентября




16.12.1902 - 20.02.1957
Герой Социалистического Труда


М алышев Вячеслав Александрович - заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, Народный комиссар танковой промышленности СССР, член Центрального Комитета ВКП(б), генерал-лейтенант инженерно-танковой службы.

Родился 3 (16) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск Пермской губернии, ныне город Сыктывкар - столица Республики Коми. Русский. Сын учителя. В 1904 году семья переехала в город Великие Луки Псковской губернии.

С 1918 года работал помощником и секретарём народного суда в городе Великие Луки. Окончил железнодорожный техникум в городе Великие Луки в 1924 году. С 1924 года работал помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза в депо на станции Подмосковное Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги.

В 1926-1927 годах служил в Красной Армии: секретарь партийного бюро батальонной школы, политрук стрелковой команды. В ноябре 1927 года демобилизован в вернулся машинистом в депо станции Подмосковная, затем - дежурный по депо. С сентября 1928 года - машинист тепловоза (самая современная по тем временам техника) в железнодорожном депо станции Люблино (Москва). В июле 1930 года направлен на учёбу.

В 1934 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, в качестве дипломной работы представив проект мощного магистрального тепловоза. Распределён на Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева. Работал на этом заводе с сентября 1934 года конструктором, заместителем начальника особого сектора конструкторского бюро, заместителем главного конструктора завода, заместителем начальника и начальником дизельного цеха, главным инженером завода, с мая 1938 года - директором завода.

В феврале 1939 года – октябре 1940 года - Народный комиссар тяжелого машиностроения СССР, в его ведении находилась и вся танковая промышленность Советского Союза. В октябре 1940 года назначен заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР (был им до мая 1944 года) и Народным комиссаром среднего машиностроения СССР (по сентябрь 1941 года).

В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по август 1942 года и после короткого перерыва с июня 1943 года по октябрь 1945 года был Народным комиссаром танковой промышленности СССР. На этих постах проделал поистине титаническую работу по развертыванию танкостроения и организации серийного производства танков и другой бронетехники на Урале.

Одновременно курировал и танковые конструкторские бюро. Добился уверенного количественного и качественного роста выпускаемых танков. Поддерживал внедрение передовых методов в производство, организовал тесную связь промышленности с наукой и с военными для устранения всех выявленных недостатков и внедрения необходимых улучшений в конструкцию машин. За годы войны советская танковая промышленность произвела 102 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок, более чем вдвое превысив танковое производство Германии с учётом промышленности порабощенных европейских стран.

В июле - августе 1942 года В.А. Малышев находился в командировке в Сталинграде для организации эвакуации танкового завода. Выполнил труднейшее поручение, проявил при этом мужество во время бомбардировок города и при прорыве гитлеровских войск на его окраины.

а выдающиеся заслуги в деле организации производства танков и артиллерийских самоходных установок, а также в освоении новых типов боевых машин и оснащении ими Красной Армии" указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1944 года генерал-лейтенанту инженерно-танковой службы Малышеву Вячеславу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Во всех воспоминания людей, работавших с Малышевым, красной нитью проходят указания на его невероятную работоспособность, выдающиеся организаторские качества, исключительный профессионализм и компетентность во всех вопросах вверенного ему дела. Как выдающегося организатора промышленности его очень высоко ценил И.В. Сталин . За время войны Малышев 107 раз вызывался в кабинет Сталина для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. Чаше его вызывались только некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б) и никто из наркомов, не бывших членами Политбюро.

Видимо, благодаря своим высоким организаторским качествам, после Победы Малышев не был оттеснен на вторые роли, как большинство народных комиссаров военного времени. Более того, он направлялся на самые ответственные участки работы.

С октября 1945 года - Hародный комиссар транспортного машиностроения СССР (с марта 1946 года - Министр). В декабре 1947 года вторично назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР (работал на этом посту по март 1953 года). Привлечён к руководящей работе по "атомному проекту" СССР, много сделал для ускорения создания атомного оружия державы: с декабря 1945 года он входит в состав Инженерно-технического совета Спецкомитета при Совнаркоме СССР. С апреля 1946 года - член Научно-технического совета Первого Главного управления при Совете Министров СССР. Возглавлял в этом Совете секцию по обогащению урана-235, обеспечивал координацию и контроль работы НИИ, КБ, машиностроительных и других предприятий страны, участвовавших в создании промышленного производства по получению урана-235 высоких обогащений.

С января 1948 года одновременно - Председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. В январе 1950 года назначен Министром судостроительной промышленности СССР, направлен на этот пост для реализации амбициозной программы И.В. Сталина по созданию мощного надводного океанского флота СССР. С октября 1952 года - член Президиума ЦК КПСС (так тогда именовалось Политбюро ЦК КПСС), где курировал тяжёлую и оборонную промышленность.

Однако, в марте 1953 года после смерти И.В. Сталина снят с постов заместителя Председателя Совета Министров СССР и члена Президиума ЦК КПСС, назначен министром транспортного и тяжелого машиностроения СССР.

Но уже в июне 1953 года назначен министром среднего машиностроения СССР (по февраль 1955 года). Под этим безликим наименованием скрывалась вся атомная промышленность СССР, включая добычу и переработку сырья для отрасли, производство ядерных вооружений, организация испытаний ядерного оружия, строительство атомных реакторов и атомного ледокольного и подводного флотов СССР.

Занимая этот пост в трудный период становления отрасли и будучи первым советским "атомным министром", Малышев сумел добиться выдающихся результатов. Также в декабре 1953 годa его в третий раз назначают заместителем Председателя Совета Министров СССР (по февраль 1955 года).

В мае 1955 года назначен председателем Государственного Комитета СССР по новой технике. На этом посту его основной задачей стало создание ракетно-космической отрасли СССР. В декабре 1956 года одновременно он становится первым заместителем Председателя Государственной экономической комиссии по текущему планированию народного хозяйства СССР - министром СССР.

Член ВКП(б)/КПСС с 1926 года. В 1939-1957 годах - член ЦК ВПК(б)/КПСС. С октября 1952 по март 1953 года - член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1-4 созывов (1937-1957).

Скончался 20 февраля 1957 года в Москве от рака. Причиной болезни стала большая доза радиации, полученная Малышевым на испытаниях первой советской термоядерной бомбы в 1953 году, где он тогда был председателем Государственной комиссии. Урна с прахом В.А. Малышева захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (5.08.1944).
Генерал-полковник инженерно-танковой службы (19.04.1945).

Награждён четырьмя орденами Ленина (15.04.1939, 5.06.1942, 5.08.1944, 15.12.1952), орденами Суворова 1-й степени (16.09.1945), Кутузова 1-й степени (19.04.1945), медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", другими медалями.

Лауреат двух Сталинских премий СССР (в т.ч. 1951).

Имя Героя присвоено Харьковскому заводу транспортного машиностроения, улицам во многих городах бывшего СССР. Бюсты В.А.Малышева установлены перед зданием завода в городе Харьков (Украина), на мемориале его имени в Сыктывкаре. Мемориальные доски установлена на зданиях Коломенского тепловозостроительного завода и на улице его имени в Коломне.

Ивкин В.И. Государственная власть СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.
Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
Машиностроители России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2010.
Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК РКП(б) - ВКП(б) - КПСС. М., 1990.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.
Чалмаев В. Малышев. ЖЗЛ. Москва, 1981.

Вячеслав Александрович Малышев (3 декабря 1902, Усть-Сысольск Вологодской губернии - 20 февраля 1957, Москва) - видный советский государственный деятель. Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР. Родился в семье учителя народной школы в г.Усть-Сысольске Вологодской губернии (ныне город Сыктывкар, республика Коми Российской Федерации). В 1920-1924 гг. работал слесарем в великолукских железнодорожных мастерских и учился в железно-дорожном техникуме. В 1924-1930 гг. – слесарь депо Подмосковная Московско-Белорусской железной дороги, помощник паровозного машиниста и машинист. В 1934 г. Малышев В.А. окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э.Баумана. В 1934-1939 гг. работал конструктором, старшим конструктором, заместителем главного конструктора по дизелям, начальником дизельного цеха, главным инженером, директором Коломенского завода имени В.В. Куйбышева.

В феврале 1939 г. был назначен наркомом тяжёлого машиностроения, а в 1940 г. - наркомом среднего машиностроения и одновременно заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР. Находясь на этой должности, В.А.Малышев организовал разработку и постановку на производство танков Т-34 , , Т-40 . Еще в 1939 г. на XVIII съезде партии В.А.Малышев ставил вопрос о строительстве еще двух заводов тяжелого машиностроения, подобных Уралмашу. В сентябре 1941 г. он был назначен наркомом танковой промышленности. Под его руководством осуществляется развертывание массового производства танков и самоходных артиллерийских установок в условиях эвакуации многих заводов в восточные районы страны. Он обладал инженерной эрудицией и предвидел роль и значение качества тан-ков в современной войне. «Надо оторваться от нынешнего уровня техники, сделать технику врага как бы бездейственной на поле боя… Качество – это более прямой путь к преимуществу». При анализе результатов испытаний КВ В.А.Малышев советовал проектировщикам оставить «запас» в башне с тем, чтобы позднее можно было без существенных изменений поставить более мощное орудие, а также думать об увеличении мощности двигателя. Он в сжатые сроки организует разработку танков Т-60 , Т-70 , КВ-1 С, КВ-85, ИС-1 , ИС-2 , ИС-3 , Т-34 -85, Т-44 и самоходных артиллерийских установок СУ-122 , СУ-85 , СУ-100 и др.

В годы Великой Отечественной войны внёс большой вклад в развитие оборонной промышленности, в организацию массового выпуска военной техники и вооружения для фронта. Многое сделал для создания производственной базы в восточных районах страны, сыгравшую решающую роль в материально-техническом обеспечении Советских Вооружённых Сил. В военное время ярко проявился его незаурядный организаторский талант руководителя государственного масштаба, сумевшего подчинить всю деятельность больших производственных коллективов выполнению решений Советского правительства.

Нарком танковой промышленности В.А.Малышев очень много времени проводил на заводах отрасли, решал массу первостепенных вопросов и проблем, налаживал связи с другими отраслями промышленности по снабжению заводов всем необходимым, организовывал строительство производственных объектов и жилых помещений.

Неуклонно улучшалась технология производства. До войны, например, литье для танков производилось главным образом методом ручной формовки. Механизируя этот процесс, танкостроители добились, чтобы на танковых и бронекорпусных заводах 95-98 процентов деталей отливались в постоянные металлические формы – кокили и формовались машинным способом. Широкое применение получила штамповка. До 90 процентов всех горячих поковок было переведено на штамповочные методы. Все это дало возможность поднять производство танков до фантастических цифр: в 1942 г. было выпущено 24400 танков и САУ всех систем, в 1943 г. – еще 24100, а в 1944 г. – 29000! Не снизила темпов танковая промышленность и в сорок пятом победном году. Всего за четыре года войны фронт получил 102,8 тысячи танков и САУ .

За исключительные заслуги в организации работы танковой промышленности и выпуск первоклассной боевой техники в 1944 г. наркому В.А.Малышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В октябре 1945 г. В.А.Малышев назначается наркомом транспортного машиностроения и принимает участие в подготовке к серийному производству танков Т-54. Ему принадлежит идея создания всесоюзного научно-исследовательского танкового института, которая была реализована в 1949 г. С 1947 г. на посту заместителя председателя Совета Министров СССР занимался вопросами, связанными с разработкой ядерного оружия, ракетной и космической техники. С 1953 г. – министр среднего машиностроения СССР, одновременно заместитель председателя Совета Министров СССР. На XVIII (1939 г.) и XIX (1952 г.) съездах партии В.А.Малышев был избран членом ЦК КПСС.

В.А.Малышев – генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды лауреат Государственной премии. Награждён 4 орденами Ленина, орденом Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени и медалями.

Государственный деятель, генерал-полковник инженерно-технической службы (1944), Герой Социалистического Труда (1944), дважды лауреат Сталинской премии (закрытые присвоения).


Вячеслав Александрович Малышев был талантливым инженером-конструктором и крупным руководителем промышленного производства. Свой трудовой путь начинал на железной дороге машинистом. Инженерное образование получил в Московском Высшем техническом училище (МВТУ им. Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование зрелого инженера В.А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А.Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, тоже в свое время окончившего Высшее императорское техническое училище (так называлось до революции МВТУ), дипломник услышал лестное: «Да это же прирожденный директор!» И он им стал уже в мае 1938 года, в возрасте тридцати шести лет, когда по просьбе народного комиссара машиностроения А.Д. Брускина его назначили директором завода им. Куйбышева. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.

Как-то измученный замечаниями Малышева один из руководителей броневого главка в танкопроме обиделся и начал роптать:

Да что вы, Вячеслав Александрович, все ругаете да ругаете! Может, мне лучше на завод вернуться?..

И тогда последовал ответ Малышева:

Работайте. А я только дураков не ругаю - бесполезно…

А в это время события в мире и в стране развивались буквально в бешеном темпе…

В начале 1939 года произошла реорганизация производства. Наркомат был разделен на три новых: общего машиностроения, среднего машиностроения и тяжелого машиностроения. Малышева это коснулось впрямую. Его срочно вызвали в Москву, к Сталину. Вот как эти события описывает В. Чалмаев в книге «Малышев» из серии «Жизнь замечательных людей».

«Вызов в Москву для директора Коломенского завода им. Куйбышева был полной неожиданностью. Выехал немедленно на заводской машине, и, как на грех, в пути пришлось два раза менять баллоны. И как часто в таких случаях бывает, опоздал на прием к Сталину на целых полтора часа.

Сталин встретил его вопросом:

Вы что, из Коломны через Тверь ехали?

Малышев объяснил причину опоздания:

Да, техника подводит, когда ею не владеют…

Мы вызвали вас, чтобы назначить народным комиссаром тяжелого машиностроения.

Я на этот пост не готов, я и директором работаю всего год. Я могу быть свободен? - не найдя других слов, заговорил Малышев, волнуясь и еще не очень уверовав в свершившееся…

Разрядил ситуацию К.Е. Ворошилов, поймав нового наркома за руку, он дружески задержал его:

Как это так свободен? А где же бутылка на наковальню? У нас, старых паровозников, в Луган-ске так раньше было, не знаю, как у вас в Коломне. Вот тогда и будешь свободен.

Так состоялось его назначение на пост наркома одной из самых тяжелых отраслей советской индустрии».

В подчинение бывшему директору завода были переданы 86 заводов, пять НИИ, четыре учебных института, двенадцать техникумов.

Аппарат наркомата тяжелого машиностроения состоял из 850 человек, 700 из которых были выдвинуты на новые должности.

В конце 1939 года три наркома: обороны -

К.Е.Ворошилов, тяжелого машиностроения - В.А. Малышев и среднего машиностроения заявили в ЦК о создании танков, равных которым нет мире. Речь шла о тяжелых танках, разрабатываемых в КБ на Кировском заводе, где над их созданием трудился коллектив во главе с главным конструктором Жозефом Котиным.

Макет этого танка в трехбашенном варианте был показан Сталину, Котин лично давал пояснения вождю по его конструкции.

Сталин неожиданно подошел к макету и, сняв одну башню, глуховато сказал: «Нечего делать из танка «Мюр и Мерилюз».

Работа над проектом была, как известно, прекращена, а танк КВ решено было делать однобашенным. Он вскоре прошел фронтовые испытания в Совет-ско-Финляндской войне. За действиями танков КВ при преодолении линии Маннергейма в первой линии наступающих войск наблюдали маршал С.К. Тимошенко, генерал-полковник К.А. Мерецков, секретарь Ленинградского обкома А.А. Жданов и главный танкист страны Д.Г. Павлов. Танки показали себя блестяще.

Во время короткой передышки с 3 августа 1939 года по 22 июня 1941 года, благодаря напряженному труду танкостроителей, конструкторов и рабочих, на вооружение в Красную Армию было поставлено 638 танков КВ и 1115 танков Т-34, которые успешно прошли всю войну, показав свои преимущества над немецкими машинами такого же класса.

Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горьком (директор завода Е.Э. Рубинчик, главный инженер Г.И. Кузьмин).

В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности.

Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» - в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя - ради фронта, ради Победы - работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего - и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.

В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в танковом корпусе А.Л. Гетмана, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой - на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, завод-ские танки - все, что могло двигаться и стрелять. Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, - вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. - Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».

Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танкопрома генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений. И в завершение рассказа о Вячеславе Александровиче Малышеве приведу высказывание члена Государственного Комитета Обороны А.И. Микояна, сделанное им в 1977 году, на мой взгляд, очень точно характеризующее сталинского наркома:

«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.

В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».