Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения . Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как сиособность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. О. как к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Различаются:

1 ) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;

2 ) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.

Первая - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

1 ) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2 ) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

3 ) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).

Специфика.

Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, - метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и , проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОБУЧАЕМОСТЬ

(англ. docility , educational ability , learning ability ) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности , в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач , выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина «обучаемость» в применении к организациям см. . - Ред .)

О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний , действий , сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).

Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти , внимания , мышления и речи ), особенности личности - мотивации, характера , эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения , и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).

О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования .

Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.

О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки , в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "обучаемость" в других словарях:

    Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорн … Психологический словарь

    ОБУЧАЕМОСТЬ - англ. learnability/trainability; нем. Lernfahigkeit. Способность индивида к восприятию знаний, умений и поведенческих моделей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ОБУЧАЕМОСТЬ - (англ. learning ability). Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Способность к усвоению нового, в том числе учебного материала (новых знаний, действий, новых форм… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Обучаемость - индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость способность усвоения отдельных видов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    обучаемость - ▲ адаптация в живом мире обучаемость свойственна теплокровным, деятельность насекомых регулируется инстинктами; зачатки ее наблюдаются уже у червей. воспитуемость. научение … Идеографический словарь русского языка

    Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов… … Педагогический терминологический словарь

    обучаемость - mokslumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Gebėjimas mokytis, išmokti. Mokslumas – viena iš intelektinio aktyvumo rūšių. Mokiniai gali turėti stiprų praktinį intelektą, bet silpną teorinį. Žemo mokslumo mokiniai yra menkesnio intelekto,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    обучаемость - mokslumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individualūs rodikliai, rodantys, kaip sparčiai žmogus mokydamasis įgyja žinių, mokėjimų, įgūdžių ir kokia to, ką įgyja, kokybė. Skiriamas bendrasis mokslumas – gebėjimas išmokti bet… … Sporto terminų žodynas

    Обучаемость - (дрессируемость) восприимчивость собак к научению и накоплению опыта, скорость формирования навыка. Зависит от многих факторов, основные из них: соответствие задач научения особенностям породы (формирование той или иной породы связано с… … Словарь дрессировщика

Обучаемость - сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. О. зависит также от возраста человека, ценностных ориентаций, личностных установок субъекта, уровня его активности, степени владения средствами познания, особенностей предшествующего обучения этого человека. Различают общую и специальную О., коррелирующую с показателями общей и специальной одаренности. Первый вид О. обозначает легкость и глубину усвоения в процессе обучения и самообразования любого социального опыта, второй - какого-либо конкретного его вида в сфере науки, производства, искусства и т. п.

Термин О. стал широко использоваться Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.С. Костюком, Н.А. Менчинской и др. как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. (З.И. Калмыкова). В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. О. формируется в онтогенезе, в процессе которого под влиянием обучения некоторые индивидуальные особенности мышления ребенка закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мышления деятельности, связанной с усвоением содержания различных учебных предметов, и становятся свойствами личности, качествами ума.

А.А. Вербицкий

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

(англ. docility, educational ability, learning ability) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного...

Психологическая энциклопедия

Категория. Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Специфика. , основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и...

Психологическая энциклопедия

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов, мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них...

Зоны ближайшего развития

Наряду с перспективой ребенка в сфере обучения (обучаемость ) есть потенциальные возможности и в сфере развития. А.К. Маркова называет это явление развиваемостью . Это определяется: способностью, возможностью к дальнейшему развитию; готовностью к переходу на новые уровни развитости; проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.

Есть различные подходы к развитию способностей. Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития – воспитуемость, которая определяется: откликаемостью на воспитательные воздействия извне; готовностью к переходу на новые уровни развития личности.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, не психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития .

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью . Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция – главное зло организации учебно-воспитательного процесса.

Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности . В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности , обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Есть разные оттенки в понимании обучаемости. "Дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных размерах <...> один ребенок 8 лет способен с помощью решать задачу для 12-летнего, а другой – 9-летнего" (Выготский Л.С., 1991. С. 399 ). Обучаемость не тождественна обученности. Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо. Н.С. Лейтес, подтверждая положение о несовпадении развития (развитости) и обучаемости, приводит слова Аристотеля: "Почему, когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, то легче учимся" (Лейтес Н.С., 1971 ).



Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением. Поэтому тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития.

Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого. К ним, прежде всего, относятся познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи); особенности личности – мотивация, характер, эмоциональные проявления; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.

Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности .

Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека – при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности. Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются: управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.); речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований; для студента – возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельностью обучения.

В психологии рассматриваются разные виды обучаемости . Обычно различаются: а) обучаемость общая – способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая – показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

o уровень развития познавательных процессов субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

o уровень развития его сфер – мотивационно-волевой и эмоциональной;

o развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития. Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость , воспитуемость – имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой). Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения . "Учесть динамику воспитуемости личности – значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания".

Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость. Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.

Б.В. Зейгарник в предисловии к книге А.Я. Ивановой отмечает, что обучаемость – это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении (Ананьев Б.Г., 1962. С. 23). 3.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации). Обучаемость – это "система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности - при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии". Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости. О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:

o быстрота формирования новых понятий, обобщений;

o гибкость мыслительных операций;

o способность решать задачи разными способами;

o память на общие понятия;

o обобщенные знания;

o интеллектуальная активность и др.

В целом, признаками обучаемости считаются:

o активность ориентировки в новых условиях;

o перенос известных способов решения задач в новые условия;

o быстрота образования новых понятий и способов деятельности;

o темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;

o и, главное, – восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.

Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР ), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными "пластами" УАР, по А.К. Марковой, являются обученность , воспитанность , развитость, а ЗБР - обучаемость , развиваемость и воспитуемость.
В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.

  • Часть II. Образование – глобальный объект педагогической психологии
  • Глава 1. Образование в современном мире § 1. Образование как многоаспектный феномен
  • § 2. Основные направления обучения в современном образовании
  • § 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
  • Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе § 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
  • § 2. Обучение и развитие
  • § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
  • Часть III. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса
  • Глава 1. Субъекты образовательного процесса § 1. Категория субъекта
  • § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
  • Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности § 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
  • § 2. Субъектные свойства педагога
  • § 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
  • § 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
  • § 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
  • Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности § 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
  • § 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности
  • § 3. Студент как субъект учебной деятельности
  • § 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности
  • Часть IV. Учебная деятельность
  • Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности § 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
  • § 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
  • § 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
  • Глава 2. Учебная мотивация § 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
  • § 2. Учебная мотивация
  • Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося § 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
  • § 2. Навык в процессе усвоения
  • Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности § 1. Общая характеристика самостоятельной работы
  • § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
  • Часть V. Педагогическая деятельность в разных образовательных системах
  • Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности § 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, со­держание
  • § 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
  • Глава 2. Педагогические функции и умения § 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
  • § 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
  • Глава 3. Стиль педагогической деятельности § 1. Общая характеристика стиля деятельности
  • § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  • Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога § 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
  • § 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ
  • § 3. Схема психологического анализа урока
  • Часть VI учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе
  • Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса § 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
  • § 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие
  • Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
  • § 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
  • Глава 3. Общение в образовательном процессе § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
  • § 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
  • Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
  • § 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
  • Литература
  • § 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности

    Общая характеристика обучаемости

    Обучаемость человека является одним из основных показа­телей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образователь­ной системы. В психологии обучаемость трактуется с разных по­зиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потен­циальное свойство человека, которое проявляется в разных ус­ловиях его жизнедеятельности. Обучаемость психофизиологиче­ски соотносится с таким свойством нервной системы, как взрыв­чатость (динамичность), т. е. скорость образования временной свя­зи (В.Д. Небылицын). В широком смысле этого слова она может трактоваться как «...потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной "со взрослыми" работе» (Б.В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выгот­ский). Выделяется понятие «специальной» обучаемости как под­готовленности психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, в определенной сфере знаний, умений.

    Одна из ведущих отечественных исследователей этой пробле­мы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокуп­ность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от ко­торых при наличии и относительном равенстве других необ­ходимых условий (исходного минимума знаний, положительно­го отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учеб­ной деятельности» . В данном определении обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается преж­де всего качество, темп работы, ее объем в единицу времени, от­сутствие напряжения и утомления в течение длительного пери­ода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учеб­ной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщен­ным способом действий.

    Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Мар­кова) как совокупности всех характеристик психического разви­тия, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трак­товке обученность соотносится с уровнем актуального разви­тия, а обучаемость - с зоной ближайшего развития. Важно по­ложение А.К. Марковой, что обучаемость - это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добыва­ния, а также готовность к переходу на новые уровни умствен­ного развития» .

    Интеллектуальные свойства , определяющие обучаемость

    Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, ус­тойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количе­ственный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И. Калмыковой экономичностью мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и ее сум­марного показателя - экономичности мышления. Обобщение и ана­лиз, лежащие в основе умственных способностей, по С.Л. Рубин­штейну, определяют возможности быстрого, качественного пе­реноса и развития теоретического мышления. Лежащие в осно­ве обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются ис­следователями и как ее компоненты. В то же время обучае­мость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

    Показатели обучаемости

    Основные показатели обучаемости - темп продвижения в ос­воении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

    Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыко­вой, являются экономичность и темп мышления; объем конкрет­ного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и пор­ции дозированной помощи, на основе которой был достигнут ре­зультат, а также время, затраченное на решение; способность к са­мообучению; работоспособность и выносливость. Существенны пред­ложенные А.К. Марковой показатели обучаемости:

    Активность ориентировки в новых условиях;

    Инициатива в выборе необязательных заданий, самосто­ятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показате­ли могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной иници­ативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявлен­ской);

    Настойчивость в достижений поставленной цели и «поме­хоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвле­чений, препятствий;

    Восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

    По этим показателям разработана методика определения (ди­агностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмы­ковой, лежат следующие положения:

    Диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;

    Методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положитель­ные черты которого должны соединяться со строгостью лабора­торного эксперимента, особенно при фиксации результатов ис­пытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помо­щи и т.д.;

    Обучаемость диагностируется в проблемных учебных си­туациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

    Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу)

    Параметр сравнения

    Позитивный тип

    Негативный тип

    Скорость

    Медленно

    Легко, без труда ~

    С трудом, напряженно, тяжело

    Прочно, устойчиво во времени

    Поверхностно, мимолетно, быстро забывается

    Легко переучивается

    С трудом переучивается

    Обладает гибкостью

    Характеризуется ригид­ностью, застылостью

    Тщательность

    Добросовестно

    Аккуратно

    Небрежно, неряшливо

    Основательно

    Поверхностно

    Мотивация

    Неохотно

    Добровольно

    По обязанности

    По собственному побуждению

    Под давлением

    Активно, включенно, увлеченно

    Пассивно, вяло, безучастно

    Старательно, усердно, изо всех сил

    Нерадиво, лениво

    Регуляция действия

    Самостоятельно

    Несамостоятельно

    Автономно, независимо

    Подражая

    Планомерно, целенаправленно

    Бесцельно, бессистемно, без плана

    Настойчиво, постоянно

    Периодически, неустойчиво

    Когнитивная организация

    Осознанно, с пониманием

    Механически, не понимая, методом проб и ошибок

    Направленно, предвидя последствия

    Случайно, непреднамеренно

    Рационально, экономно

    Нерационально, неэффективно

    Общая оценка

    Время диагностического эксперимента не должно ограни­чиваться при соблюдении требования его фиксации;

    Сочетание индивидуальных и коллективных диагностиче­ских процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.

    Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на ее стиль . Выра­батываемые индивидуальные стили могут быть схематически пред­ставлены двумя полюсами: «позитивный» - «негативный». Приведенная выше таблица иллюстрирует содержание учебной деятельности, отражающей такие стили. Они в значительной ме­ре основываются на обучаемости.

    Обучающийся (школьник, студент), представляя определен­ный возрастной период развития, как субъект учебной деятель­ности на каждой ступени образовательной системы характери­зуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, осо­бенностями учебной деятельности.

    Вопросы для самопроверки

    1. Чем различаются учебные мотивации младшего и старшего школьников?

    2. Как возрастной период развития человека влияет на его позицию субъекта учебной деятельности?

    3. Каковы отличительные особенности студента и школьника как субъектов учебной деятельности?

    Литература

    Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

    Кондратьев M .Подросток в замкнутом круге общения. Москва-Во­ронеж, 1997.

    Мухина B . C . Детская психология. М., 1985.

    Фельдштейн Д.И. Возрастная психология. М., 1997.

    Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. психологические труды, М., 1989.

    Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

    "

    Обучаемость – способность личности к обучению. Это совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения ребенком или взрослым человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

    Понятие об обучаемости связывается с умственным развитием и интеллектом человека, но они не тождественные. Высокая обучаемость способствует умственному развитию, однако, высокий уровень умственного развития может сочетаться с низкой обучаемостью.

    Различают общую и специальную обучаемость.

    Общая обучаемость предполагает способность усвоения любого материала, способность обучаться как таковую.

    Специальная обучаемость зависит от науки, искусства или практической деятельности, которую хочет освоить ученик. Как различают способности к изучению математики, физики, игре на музыкальном инструменте и так далее, так и советующие виды специальной обучаемости.

    Высокие показатели общей обучаемости не исключает того, что ученик не может освоить ту или иную область знаний. К примеру, если человек не может выучить какой-либо язык, это не исключает его общей эрудированности.

    Уже в дошкольном возрасте можно заметить направленность интересов ребенка на ту или иную область знаний, науки и практики. В школе одни предметы нравятся, а другие нет потому, что одни из них интересны, а другие – не вызывают интереса. Сложный предмет для ребенка не исключает живой интерес к нему, и наоборот, легкий – не исключает отсутствие интереса.

    Обучаемость характеризуется тремя показателями:

    1. уровень развития психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;
    2. уровень развития эмоционально-волевой сферы, который описывается как усидчивость, целеустремленность, уравновешенность и так далее;
    3. уровень развития сопутствующих познавательной способности умений: воспринимать, запоминать, уяснять, воспроизводить, применять полученные знания.

    Помимо способности к обучению выделяют способность к самообучению . Уровни этих способностей могут существенно разниться. Один человек легко овладеет знаниями самостоятельно, а другой не справится без помощи преподавателя.

    Развитие способности к обучению

    Так как на обучаемость влияет множество факторов, подход к ее развитию должен быть комплексным. Одна только тренировка памяти, внимания, мышления и усидчивости не даст должных результатов.

    Рекомендации по развитию способностей к обучению у детей и взрослых совпадают. Различия лишь в том, что в силу возраста ребенок не может сам справиться и решить трудности, стоящие на пути к обучению, помочь ему в этом должны родители и учителя.

    Повысить способность к обучению можно такими способами :

    Слабая способность к обучению компенсируется трудоспособностью и другими личностными характеристиками ученика. Если человеку тяжело даются знания, это совсем не означает, что он не сможет стать успешным и счастливым.