Никто точно не знает, когда именно появилась школа в селе Чарышское. Есть лишь информация из писем, что в 1887 году она переехала в новое здание. После этого ещё два раза переезжала - в 1952 и 1978 годах. Поэтому в кабинете, где располагается школьный музей, есть три макета, скрупулёзно воспроизводящие детали трёх зданий. Ведь каждый выпускник, приходящий в музей, хочет видеть именно свою школу.

Макеты своими руками делала Людмила Анатольевна Бушуева, руководитель и основатель музея. «Знаете, я тут такой патриотизм воспитываю», - говорит Людмила Анатольевна. «Какой - такой?» - спрашиваю. «Это очень богатое, глубокое чувство», - отвечает Людмила Анатольевна и проводит неформальную экскурсию по музею.

Людмила Анатольевна Бушуева

Учитель математики, основатель и руководитель музея «История школы». Село Чарышское, Алтайский край.

Я работала учителем математики, вела классное руководство, была завучем по учебно-воспитательной работе много лет. В 1988 году мы стали готовиться к 50-летнему юбилею средней школы (наша школа стала средней только в 1939-м, первые десятиклассники выпустились в 1941 году). Стали собирать материалы по её истории, о выпускниках и учителях, у нас появилась музейная комната. У меня была задача подготовить материал об учителях-пенсионерах. Я начала ходить по их семьям, собирать фотографии, записывать биографии и оформлять альбомы. Другие заводили переписку с выпускниками разных лет, все ведь разъезжались по Советскому Союзу. Большой материал был набран, завязаны контакты, но в 1990-е всё сошло на нет.

Село Чарышское находится в 310 километрах от Барнаула, среди горных хребтов, считается труднодоступным. Население 3000 человек. (Фото А.М. Бушуева)

В 2007 году, выйдя на пенсию, я осуществила свою мечту - создала музей «История школы». Договорилась с директором, мне дали отдельный кабинет. Я осуществила своё желание, зная о безденежной ситуации, понимая, что сподвижников у меня немного. Но моё условие было такое: я ни к кому за помощью не обращаюсь, и пусть ко мне в душу никто не лезет. Ходить с протянутой рукой, ждать, что тебе кто-то чем-то поможет - я так не могу.

Деньги на развитие музея беру исключительно из «Фонда семьи Бушуевых» - то есть то, что мы с мужем сами зарабатываем. Я хоть и пенсионер, но продолжаю работать - веду математику в 10 классе. Два раза мы получали премии на уровне Алтайского края - вот и весь наш фонд.

Мой муж, Бушуев Алексей Михайлович - сам выпускник этой школы 1968 года, преподавал здесь математику. Сейчас на нём вся техническая часть по музею - сайт , оцифровка архивов, распечатка.

Но знаете, как хорошо: ни у кого не просим, ни перед кем не приходится отчитываться. И поэтому я для души всё делаю. Привлекаю, конечно, и учеников, и выпускников, и родителей, и жителей села - иначе где бы я материал набрала.

Слева: макеты школьных зданий на столах музея.

Справа вверху: Людмила Анатольевна демонстрирует пионерский горн.

Справа внизу: самый популярный стенд у выпускников посвящён директорам и завучам школы.

Как информацию собираю? Хожу по семьям, прошу старые фотографии, записываю воспоминания - об учителях, о выпускниках. В одну семью придёшь - там все фотографии по альбомам разложены, подписаны, документы в отдельных папочках собраны. В другую придёшь - фотографии как попало, с оборванными уголками, никто ничего не помнит. Но я ищу подход. Есть внучка одного старого учителя, он уже умер давно - она мне всё «спасибо» говорит, что его фотографии где-то выставляю, а сама о нём ничего рассказать не может.

Мне пишут воспоминания, дают фотографии - моя задача всё это систематизировать и оформить. У нас тут всё по папкам, в компьютере презентации, стенды по каждому разделу.

Вот это стенд, к которому все выпускники подходят в первую очередь - это наши директора и завучи. Каждый ищет «своего».

Другой раздел - это гордость наша, наши медалисты. Даже в элитных школах на таких стендах иногда пишут только фамилии. Я этого не люблю. Мне надо, чтобы было лицо. Как без лица говорить о человеке? Я всё так собираю - чтобы была фотография и аннотация к ней. Первая медаль была в 1965 году. До этого, я изучила по журналам, тоже на одни пятёрки заканчивали школу, но медали почему-то не выдавались.

Я стараюсь выяснить, кто из этих медалистов куда поступил и чем дальше занимался. Оправдали они медаль или не оправдали? Как устроились в жизни? И в основном у них всё хорошо.

У них у всех добрые, открытые лица - они действительно хорошие. Почти все потом поступают в вузы, находят в городе работу по специальности. Мальчишек среди медалистов теперь маловато, но, как я им всегда говорю, в школе не хотят учиться, а в Думе потом сидят.

Есть у нас ещё «Книга почёта» - в неё вносятся выпускники, которые на золотую медаль не вытянули, но имели всего 2-3 «четвёрки», например, и активно себя проявляли. Мы такую «Книгу» завели в честь одного нашего ученика, отличного парня - он и учился хорошо, и спортсменом был, но трагически погиб в автокатастрофе за полгода до выпуска.

Ещё один раздел музея - «Знаменитые выпускники школы». Здесь разных годов выпускники, мы разыскиваем их, общаемся. Вот Хабаров Станислав Николаевич - знаменитый академик, садовод. Это его книжка - «Почвозащитные работы», - а другая книжка уже о нём. Был у нас один артист кино, выпускник 1948 года, Лемар Бурыкин, он в «Педагогической поэме» снимался. Нина Ивановна - доцент в Череповце. Умерла вот месяц назад. Николай Алексеевич Епанчинцев - лётчик гражданской авиации. Заслуженный строитель Российской Федерации - Евгений Москвин, он проектировал и строил здание кинотеатра в Чарыше. Да, у нас был кинотеатр, здание до сих пор стоит.

Вот книги Тимура Назимкова. Это печальная история. Он сын нашей выпускницы, вон она, четвёртая в «Знаменитых выпускниках». Он мало прожил, всего 23 года. Был творческой натурой, писал стихи и прозу. У него был сложный характер и мироощущение такое, знаете… Всё видел в чёрном свете. И в конце концов наложил на себя руки. А мать все его произведения собрала и издала несколько книг. Это в 80-е годы было, как раз период, когда началась вся эта политика, когда к распаду всё шло.

А это воспоминания выпускницы 1943 года, отличницы, Клары Иосифовны Шутто. Они потом были изданы отдельной книгой к 75-летию края. В 1988 году Клара Иосифовна передала нам много экспонатов - письма одноклассников, например, которые она хранила.

Людмила Анатольевна Бушуева

Вот, любовь. Люди смеются надо мной, а мне это интересно - что люди в школе дружили и до сих пор вместе. Нахожу эти семейные пары, как их жизнь сложилась.

А бывает так, что дети, которые сейчас учатся в школе, открывают что-то о своей семье именно в музее. Ведь во многих семьях не всегда идут на разговор, всё некогда и некогда. А здесь есть возможность поговорить не спеша.

Я сама из села Сростки, это родина Василия Шукшина. Моей учительницей была его троюродная сестра, Надежда Алексеевна Ядыкина, которая после смерти писателя организовала в сельской школе первый музей в его честь. И вот как-то я приехала в родную школу и озадачилась: почему здесь только о Василии Макаровиче информация и ни слова о нас, других выпускниках? И подумала, что в Чарышской школе должно быть хоть что-то о каждом.

Я решила, что надо вывесить в коридоре фотографии всех выпусков нашей школы, чтобы все тут были. Сначала боялась - а вдруг ребятишки начнут рисовать на них, портить? Но всё оказалось нормально.

Я с открытием музея стала замечать в ребятишках гордость за свою школу, за свою семью. Они, знаете, как гордятся, что их родители здесь учились. Когда мы фотографии вывесили в коридоре, они ищут: где там мама, где папа. Здесь всё, начиная с 41 года, и до нашего времени. В этом году выпустятся дети - и тоже окажутся в нашей летописи.

Когда мы начали музей оформлять, к нам люди заходили и говорили: «Ничего себе! Сроду не думал, что у нас такая хорошая школа, такие у нас учителя!»

Когда всё обыденно - мы привыкаем к этому и ничего не замечаем. А здесь-то хотя бы в единицах я выношу тот, другой портрет, они почитают - и у них уже складывается образ. И вот эта гордость за школу - у них она сейчас очень хорошо воспитывается. Не надо слов никаких лишних.

Я потом различные беседы и классные часы провожу именно на основе местного материала. Мне не надо идти в интернет. В 2013 году мы стали инициаторами проведения акции «Бессмертный полк» в Чарышском. Это в городе каждая семья сама печатает портреты своих дедов, а у нас тут, я понимала, нужно мне всё организовать. У нас богатый материал собран по всем участникам войны из села - это отдельная часть экспозиции. И вот мы с Алексеем Михайловичем сами фотографии распечатали, сами заламинировали (ламинатор пришлось купить, вот так у нас постепенно техника появляется), раздали ученикам-потомкам. И вот уже четвёртый год «Бессмертный полк» когда проходит - на следующий день в актовом зале мы детей собираем и показываем фотографии с этого шествия. И они смотрят на себя во всём этом действии, на свою семью, гордятся.

Мне кажется, что бесполезно о величии Родины рассказывать, перечисляя исторические вехи. Надо привязывать своё: а как твоя семья через это прошла? А что в твоём селе в это время происходило?

Не надо слов. Без слов, дети видят вот эти вот все фотографии в коридоре, сюда они придут - они понимают, что это надо ценить и что надо это пополнять и самому вносить вклад.

И вносят. Участием в различных конкурсах, спортивной жизнью, хорошей учёбой. Они тоже хотят попасть в музей.

Вот интересный экспонат: это вещи выпускника 1956 года, Малахова Сергея Васильевича. Проживает в Курске. Мастер спорта - лёгкая атлетика и лыжи. Очень жизнелюбивый человек. Ему под восемьдесят, так он только год как не ведёт уроки физкультуры - до этого работал в интернате для «трудных подростков». Но с каждой пенсии откладывает помаленьку, чтобы летом сюда приехать. Друзья его, более состоятельные, поедут в Италию, в Венецию - а он сюда.

Привёз в 2012 году о себе материал - все награды, грамоты. «Зачем?» - спрашиваю. Он говорит: «Пока я живу, в Курске хоть маленько кто-то меня знает. А умру - уже никому никакого дела не будет. А здесь ты постоянно проводишь экскурсии, хоть на минуточку сюда заглянешь - и про меня вспомнишь». Оно, правда, так и получается.

Фотографии: Екатерина Толкачёва, село Чарышское, март 2017






Проект «Школьный музей» Состав творческой группы по проекту: 1. Майорова О.А.– учитель истории 2. Блохина Светлана- ученица 6 кл. 3. Князева Елена - ученица 6 кл. 4. Коньков Игорь - ученик 6 кл. 5. Пашкина Елена - ученица 6 кл. 6. Пучкова Светлана - ученица 6 кл. 7. Ручкин Иван - ученик 6 кл. Творческая группа


Проект «Школьный музей» Организовать собрание. Знакомство с понятием «проект», «проектная деятельность». Определение темы проекта Составление плана работы группы. Выявление проблемы, постановка целей и задач проекта. Сбор информации по теме Первичная обработка полученной информации Посещение Вознесенского историко- краеведческого музея Промежуточные результаты работы по проекту. Определение структуры организации школьного музея Сбор материалов, представляющих историческую ценность для школьного краеведческого музея. Описание истории собранных материалов Оформление презентации по проекту. Подведение результатов работы Составление сметы расходов на создание школьного краеведческого музея. Планировка музея Основные мероприятия





Проект «Школьный музей» Основная цель школьного музея: Формировать у учащихся чувство любви к родному краю и его прошлому; Задачи музея: изучить историю и культуру родного края; знакомить с русскими национальными традициями и обычаями, с интересными судьбами односельчан. К числу направлений работы музея относятся: Краеведческо-поисковое: поиск, обработка, сохранение материалов и сведений по истории и культуре родного края; Исследовательское: подготовка и проведение поисковых экспедиций по окрестностям родного края; Экскурсионно-познавательное: использование собранных данных и экспонатов в учебно-воспитательной работе школы; Информационно-издательское: разработка лекций, сценариев, методик; Методическое: создание лекторских групп по разделам, экспозициям и темам музея; Редакционная работа




Проект «Школьный музей» Анкета Уважаемый участник анкетирования! Наша творческая группа работает над темой «Школьный музей». Нас очень интересует Ваше мнение по следующим вопросам: ФИО.____________________________________ 1. Нужен ли школе музей? 2. Какого направления должен быть школьный музей: а). краеведческий; б). музей образования; в). исторический музей; г). другое ______________. 3. Хотелось бы вам, чтобы в школьном музее хранилась информация о вас? 4. Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов для школьного музея? Укажите, в чем будет выражаться Ваша конкретная помощь: а). фотографии, фотоальбомы; б). документы; в). материалы по истории образования; г). бытовые предметы; д). другое _________________. Спасибо за сотрудничество! Социологический опрос



Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

Как создать школьный музей

Уважаемые коллеги.

Итак, как создавался наш музей. В феврале я принят был на работу в МОУ-Лицей N 60 в качестве учителя истории и обществознания. Впервые же дни работы я предложил администрации Лицея создать школьный музей. Убеждать никого не пришлось. Директор лицея идею поддержала и пообещала всемерную помощь во всех вопросах, связанных с созданием музея. Теперь несколько слов о причине создания музея. Мне нередко приходилось слышать от коллег в этот период (к счастью - не от историков), что сейчас пошла мода на музеи, как поветрие какое-то пошло. Комментировать данное высказывание в этой аудитории, я думаю, нет смысла. Одно скажу, был бы Министром образования, приказал бы в обязательном порядке в каждом учебном заведении открывать музей, точно так же, как в каждой школе есть спортзал, при кабинетах химии и физики - лаборатории.

Я лично, где бы ни работал, в каждой школе, или создавал краеведческий уголок, или принимал участие в создании музея, или открывал кружки по нумизматике, фалеристике. И это независимо от того, оплачивалась эта работа или не оплачивалась. Нередко это вызывало недоумение у коллег, спрашивали, зачем это тебе, мол, надо, некоторые косились, выскочка какой-то появился и т.д, и т.п.

Объяснение на этот счет простое. Во-первых, я люблю заниматься этим делом. Я с 1963 года увлекаюсь нумизматикой, чуть позже увлекся фалеристикой и всем сопутствующим. Приходя в любую школу на работу, я первым делом выяснил наличие в учительском ученическом коллективе коллекционеров или просто, людей неравнодушных к истории. Обычно, в каждом классе, таких учеников находится от 2 до 6. Затем создавал кружок нумизматов. Что это мне давало как учителю истории?

  1. Быстрая адаптация на основе общности интересов.
  2. Повышение мотивации к изучению истории и других уч. предметов у учащихся, членов кружка. Данные учащиеся, как правило, становились моими первыми помощниками во всех начинаниях.
  3. У учащихся прививались навыки самостоятельности работ с источниками.
  1. Развивалась творческая познавательная активность учащихся.
  1. Учащиеся получали боле глубокие знания по ряду предметов. Появлялась возможность воздействия на отдельных учащихся через коллектив (кружок).
  1. Происходит формирование корпоративности.
  2. Ликвидировалась проблема «свободного времени у учащихся, а, следовательно, появилась возможность уберечь их от пагубных привычек.
  3. Происходило практическое освоение основ маркетинга.

10.Формировались навыки общения с людьми разных возрастов и профессий во время «выхода в свет» (посещения городского клуба нумизматов)

Как видим, из перечисленных организаций нумизматического,

фаллеристического кругов имеем много положительных сторон, но есть одно маленькое «но». Это специфичность. Любителей нумизматики, фалеристики, как было сказано выше, в среднем в классе от 2 до б. А как же быть с остальными? И здесь на помощь приходит школьный музей. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся патриотизм, расширение кругозора и воспитанию познавательных интересов, способностей содействовать развитию общественно-политической активности учащихся, овладению ими практическими навыками поисково- исследовательской работы. С помощью школьного музея можно решить следующие задачи:

Расширить и углубить знания учащихся по ряду учебных предметов;

Развить организаторские способности учащихся;

Оказывать помощь учителей в проведении уроков;

Оказывать влияния на формирование мировоззрения и убеждений учащихся.

Музей - это пространство для практической деятельности и т.п. Этот перечень возможности музея и его значение можно перечислять, далее. Вы это все прекрасно знаете. С чего я начал. Выяснил у администратора вопрос, связанный с помещение. Затем подготовил необходимую документацию по музею:

Приказ о создании музея;

Положение о школьном музее;

Книги регистрации экспонатов музея (основного и вспомогательного фонда);

Книга протоколов заседания Совета музея;

Книга отзывов.

Параллельно подобран Совет музея из числа учащихся, занимающихся коллекционированием монет, значков, марок, любящих историю.

Вопрос о профиле музея у меня не стоял. Только историко-краеведческий. Любой другой - это узкая специализация. Историко-краеведческий музей может использоваться с большой пользой и отдачей на протяжении изучения всего курса истории.

В течение последующего года шла активная работа по подготовке помещения, сбору экспонентов изготовлению витрин, планшетов. Ровно через год, в канун 60-летия Великой Победы музей был торжественно открыт.

Я не буду подробно останавливаться на разделах экспозиции, т.к они видны в презентации. Я хотел бы сейчас остановиться на том, как я лично использую возможности музея при изучении истории.

Во-первых, каждый год во время декады истории, проводятся плановые экскурсии для учащихся лицея. Помимо этого проводятся и внеплановые по заявке учащихся, учителей, гостей лицея.

Во- вторых. Я регулярно использую экспонаты, документы музея в ходе изучения истории России, обществознания.

Например, в 5-ом, 6-ом, 10-ом классах тема «Первобытное общество». На уроки приношу экспонаты из раздела «Наш край в древности» Тема: «Монголо-татарское нашествие» - наконечники стрел из того же раздела.

Таким образом, вы видите, что на протяжении всего учебного года можно использоваться в работе экспонаты и документацию музея.

Несколько раз пробовал проводить учебные занятия в помещении музея, но в дальнейшем от этого пришлось отказаться, т.к внимание учащихся рассеивается.

Я не останавливаюсь в своем выступлении о работе активом музея. Это большая тема для отдельного разговора. Да и вы, кто работал с активом, уже каждый, наверно, нашел свой стиль работы.

Школьный краеведческий музей как средство патриотического воспитания школьников


Жбанов Александр Семенович, руководитель школьного краеведческого музея МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского района Республики Мордовия.
Цель: Обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея.
Задачи: Охарактеризовать особенности организации музея в учебном учреждении, изучить основы музейной работы путем проведения виртуальной экскурсии по страницам музея.
Материал предназначен для учителей, желающих организовать музейную работу в школе.
Основным средством патриотического воспитания в школе является школьный краеведческий музей. Он выполняет множество функций, главными из которых являются:
-документирование истории родного края;
-организация и ведение поисково-исследовательской работы (изучение публикаций, архивных источников, воспоминаний)
- сбор материала (газетный материал, объявления, фото, интервью и т.п.)
-сбор предметов быта, старинной утвари, сохранившихся у жителей.
-изучение и систематизация собранного материала.
Наш школьный музей основан в 2010 году. В канун празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 2010 года состоялось торжественное открытие музея.
На данное время в музее хранятся более двухсот экспонатов, это уникальные предметы домашней утвари мордвы, старинная женская одежда, подлинные документы и награды участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Музей рассказывает об истории села, района, Республики, об основании школы, о ее учителях.
В стенах школьного музея проводятся музейные уроки, уроки мужества, экспонаты музея часто используются на классных часах, открытых мероприятиях. Здесь проходят выставки, торжественные мероприятия, отмечаются знаменательные даты и праздники.
За годы функционирования музей посетили более 500 человек. Проходят встречи учащихся с тружениками тыла, с детьми участников Великой Отечественной войны, с ветеранами труда. Проведено множество экскурсий для учащихся, как своей школы, так и школ района, представителей Министерства образования Республики, жителей села. За последнее время в музее проведено ряд мероприятий, посвященных 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.
План работы музея разрабатывается руководителем музея совместно с активом музея и выносится на рассмотрение педагогического Совета школы.
В состав Совета музея входят представители творческого объединения «Музейное дело», избираются представители из классов. Совет музея работает по разным направлениям. Члены Совета музея делятся на реставраторов, экскурсоводов, летописцев, учетчиков документов. Совет музея принимает участие в разработке и проведении экскурсий и встреч, а также руководит шефской работой над тружениками тыла (к сожалению, у нас не осталось ни одного ветерана ВОВ).
Уважаемые друзья, мне хочется провести небольшую экскурсию по страницам нашего музея. Все оформление и внутреннее убранство помещения музея выполнено руками учителей и учащихся.
Музейная комната (площадью 60 квадратных метров)имеет экспозицию, состоящую из четырех основных разделов:
1. «Никто не забыт, ничто не забыто».
2. «Край, в котором ты живешь».
3. «Это школьной истории строки…»
4. Этнографический уголок «Быт мордвы»

Раздел «Никто не забыт, ничто не забыто»


Данный раздел состоит из нескольких экспозиций:

1.Экспозиция «Они сражались за Родину»

3.Экспозиция «Ветераны Афганистана - выпускники нашей школы»

4. Экспозиция «Участники трудового фронта»

5.Экспозиция «Награды и документы фронтовиков и тружеников тыла»(фрагмент)

6. Экспозиция «Экспонаты с полей сражений». Переданы директором Республиканского Музея военного и трудового подвига Кручинкиным Н.А.

7. Обелиск с фамилиями земляков, павших в боях ВОВ.

Раздел «Край,в котором ты живешь»

Данный раздел включает в себя следующие экспозиции:
1.Экспозиция «Село мое родное». Здесь отслеживается история основания и развития села Перхляй, говорится о людях, прославивших село, о тружениках колхоза и совхоза в разное время. Экспозиция рассказывает о людях, которые всем сердцем любят свое село, помогают селу и его жителям. Имеется богатая настольная информация. Ведется работа по организации выставки «Село смотрит в будущее».

2. Экспозиция «Знай и люби свой район»

3.Экспозиция «Известны на всю Россию» рассказывает о знаменитых людях, прославивших наш район на всю Россию. Это спортсмены, артисты, врачи,художники, политики.

4. Экспозиция «Леонид Федорович Макулов» посвящена известному мордовскому писателю, уроженцу нашего села.В фонде музея хранятся подлинные рукописи книг и очерков, фотографии и личные вещи Леонида Федоровича, переданные в музей сыном писателя.

Раздел «Это школьной истории строки» состоит из нескольких экспозиций:
1.»История школы». Экспозиция рассказывает об истории создания и становления школы, о директорах школы и учителях, внесших свой вклад в развитие школы в разное время, о наших сегодняшних учителях.
2.»Мы их помним». Экспозиция посвящена учителям, в разное время работавшим в нашей школе, ушедшим из жизни.
3."Наши ветераны». Идет рассказ об учителях - ветеранах педагогического труда, находящихся на заслуженном отдыхе.
4. «А годы летят…». В основе экспозиции фотографии выпускных классов разных лет.

Раздел «Быт мордвы»

Он состоит из следующих основных экспозиций
1. «Предметы старины»


2.Экспозиция «Убранство крестьянской избы»


3. Экспозиция «Мордовская национальная одежда»