Профаны частенько мечут в сторону художников-авангардистов реплики, что, мол, рисовать не умеют, вот и изображают кубики и квадратики. Пикассо может служить иллюстрацией ложности и примитивности подобного утверждения. С юных лет он умел отразить на бумаге натуру с максимальным сходством с оригиналом. Талант, удачно попавший с рождения в творческую среду (отец самой яркой фигуры в живописи ХХ века был учителем рисования и декоратором), развился молниеносно. Мальчик начал рисовать едва ли не раньше, чем говорить.

Первую свою картину маслом – «Пикадор» (1889) Пабло написал в восьмилетнем возрасте и хранил ее при себе всю жизнь. Он рисовал постоянно, сохранилось огромное множество набросков на тему корриды (какой испанец не любит бой быков!), этюды из жизни местного населения. Отец начал привлекать сына к росписям интерьеров, поручая ему писать ножки голубей. Затем именно отец настоял на поступлении Пабло в Барселонскую Академию художеств «Ла Конха». 13-летний вундеркинд исполнил экзаменационный рисунок фигуры обнаженного натурщика за один день, хотя на создание его отводился месяц.

Даже по самым ранним работам Пикассо видно, что в русле академического искусства он чувствует себя как рыба в воде . Впрочем, штудирование гипсовых слепков не могло надолго занять уже состоявшегося юного художника и он покинул Академию. В Мадридской Королевской Академии «Сан Фернандо», более престижной, Пикассо тоже проучился недолго. Учителями 16-летнего живописца стали полотна мастеров в столичных музеях: Веласкеса, Гойи, Эль-Греко.

Темой картин Пикассо продолжает оставаться окружающая действительность: это прохожие, рыбаки, купальщики, многочисленные соседи, друзья, отец, похожий на Дон Кихота, матерь и сестра. Сестра Лола фигурирует в жанровой картине «Первое причастие» (1896) , образ матери блестяще исполнен в портрете того же года. Тогда же создан один из первых автопортретов художника.

В 15 лет Пикассо написал большую картину «Знание и милосердие» (1897) , которую можно трактовать и как жанровую, и как символическую. Врач (фигуру которого Пабло писал с отца) щупает пульс лежащей на кровати женщины, с другой стороны монахиня, держащая ребенка, подносит стакан воды. Таким образом, медицинская наука и сострадание противопоставляются друг другу. На выставке в Мадриде в 1897 году эта картина вызвала неприязнь критиков: рука больной показалась им недостаточно реалистично выписанной, они назвали ее перчаткой. А ведь именно неправдоподобно длинные пальцы вялой руки – предвосхищение будущей стилистики «голубого периода» .

Достигнув профессионализма в реалистической передаче натуры, Пикассо смог отвергнуть этот архаичный для него вариант живописи, как пройденный этап. Пробы молодого мастера «поговорить на различных стилистических языках» включают портрет сестры , вызывающий в памяти полотна импрессионистов, а завершают галерею ранних работ такие произведения, как «Испанская пара перед гостиницей»(1900) . Яркие цветовые пятна приближают эту картину к протофовизму, а четкое очерчивание контуров – дань модерну. Именно в этом году Пикассо впервые посетил Париж – Мекку всех творческих личностей, где из «адской смеси» талантов всех наций создавалось современное искусство. В 1904 году художник переехал в Париж навсегда.


Имя Пабло Пикассо знают даже далёкие от искусства люди. Пожалуй, всем известно, что его картины стоят миллионы, у него была русская жена и он создавал свои картины в стиле кубизм. Но на самом деле жизнь и творчество его были куда более многогранными и интересными. В этом обзоре собраны увлекательные факты от одном из самых влиятельных и оригинальных художниках XX века.

1. В детстве Пикассо считали гением



Отец Пабло, Руис Пикассо был также художником. Он преподавал в художественной школе в Малаге и работал куратором местного музея. Первым словом, которое произнес маленький Пикассо, было «piz», сокращение от испанского слова «карандаш». В возрасте 14 лет мальчик уже делал потрясающие картины. К примеру, в 1896 году он написал огромный портрет своей сестры Лолы «Первое причастие», а также «Портрет матери».

2. Его «голубой период» был спровоцирован реальной трагедией


В 1901 году поэт и студент-искусствовед Карлос Касахемас застрелился в Париже из-за безответной любви. Учитывая, что он был лучшим другом Пикассо, художник был полностью опустошен этой утратой. Именно в следующие месяцы Пикассо начал создавать картины в холодных голубых тонах, в которых преобладали темы старости, смерти, нищеты и печали. Этот период его творчества впоследствии назвали «голубым периодом».

3. ... а «розовый период» был вдохновлен любовью


Спустя три года после смерти Касахемаса в картинах Пикассо начали появляться розово-золотистые тона. Тематика также стала более «живой» - он писал в это время артистов цирка, танцовщиц, цветы и летний свет. Многие объяснили это новыми отношениями Пикассо с художницей и моделью Фернандой Оливье, которую впоследствии можно было найти на более чем 60 картинах художника.

4. У художника было немало «муз»


Пикассо дважды был женат, на балерине Ольге Хохловой в 1917-1955 годах, а затем на Жаклин Рок с 1961 года. Кроме того, у него были менее продолжительные отношения с другими женщинами, которые часто появлялись в работах Пикассо. Среди самых известных можно вспомнить фотографа Дору Маар, художницу и писателя Франсуазу Жило (с которой у них было двое детей) и Марию-Терезу Вальтер, портреты которой можно увидеть на выставке галереи Тейт. Хотя Пикассо и писал бесчисленные портреты своих любовниц, его отношение к женщинам вовсе не было таким восхищенным. Однажды он сказал Жило, что женщины являются «либо богинями, либо подстилками».

5. Африканское искусство оказало большое влияние на его творчество



В 1906 году у Пикассо полностью изменился подход к живописи, когда он познакомился с африканским искусством. Он был настолько очарован африканскими племенными масками и тем, как они упрощали, преувеличивали или полностью изменяли части тела, часто с целью передачи духовных атрибутов. Это оказало огромное влияние на тягу Пикассо к абстракции, эксперименты с которой стали впоследствии основой кубизма.

6. Пикассо создал несколько различных типов кубизма


Вдохновленный работами Поля Сезанна и африканскими масками, Пикассо стал экспериментировать с изображением материальных объектов. Работая с коллегой-художником Жоржем Браком, он упростил изображаемые им объекты до геометрических форм, после чего стал пытаться отображать их на холсте. Так родился кубизм. Современные искусствоведы называют первоначальные эксперименты Пикассо «аналитическим кубизмом»: в них каждый объект состоял из бесчисленных граней в оттенках серого и коричневого цветов. Позже возник «синтетический кубизм», когда Пикассо перешел к более простым формам, ярким цветам и элементам коллажа.

7. Он написал 58 версий «Менин» Диего Веласкеса


Позже Пикассо стал буквально одержим некоторыми работами мастеров «старой школы». Он написал 15 версий «Алжирских женщин в своих покоях» Эжен Делакруа, но именно «Менины» Диего Веласкеса стали настоящей идеей-фикс художника. Картина испанского мастера, изображающая придворную сцену испанского короля Филиппа IV, почитается историками и искусствоведами всего мира за свои новаторские исследования в отношении композиции и различных ракурсов. В итоге Пикассо написал в 1957 году целых 58 версий картины «Менины»: от крупномасштабных копий всей сцены, до портретов отдельных персонажей.

8. Его картина «Герника» - один из самых известных символов войны в мире искусства


Когда испанское республиканское правительство попросило Пикассо создать картину для Всемирной ярмарки 1937 года, он был настолько шокирован трагическим разрушением баскского города Герника нацистскими бомбардировщиками во время гражданской войны в Испании, что создал гениальное полотно, посвященное этому событию. Сегодня оно считается всемирным символом ужасов войны. ООН даже заказала сделать копию этой картины в виде гобелена, которую вывесили в штаб-квартире организации в Нью-Йорке.

9. Пикассо был связан с сюрреалистами

Хотя на тот момент Пикассо уже был известен своим кубизмом, в 1925 году художник вернулся к своим реалистическим корням и начал писать произведения с отсылками на греческое и римское искусство. Причина была довольно проста - в это время Пикассо начал плотно общаться с художниками-сюрреалистами. Секс и образы из подсознания стали основными темами его работ. Один из пионеров сюрреализма Андре Бретон даже однажды сослался на Пикассо как на «одного из наших» в статье 1925 года.

10 Одно из самых больших увлечений художника - гончарство


Мало кто знает, что Пикассо не только рисовал. Во время своей более поздней карьеры (конец 1940-х годов) Пикассо занялся керамикой. Первоначально он планировал, чтобы это было просто «занятие для того, чтобы расслабиться» во время отдыха летом на Французской Ривьере, но вскоре Пикассо с головой втянулся в новое хобби. Также не стоит забывать то, что Пикассо был невероятно «плодовитым». Сам он как-то сосчитал, что за всю свою жизнь сделал 50 000 произведений искусства, в том числе 1 885 картин, 1 228 скульптур и множество рисунков, гравюр, ковров и гобеленов. Другими словами, он работал довольно усердно.

Пабло Пикассо - испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.

Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки - Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.

Учеба

В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников , и . Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.

Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.


В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. , где и находится до сих пор.


Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.


Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» . Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.


Светлый период жизни отразился и на творчестве художника - на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Сюрреализм

Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.


Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.

Военный период

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.


В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.

Послевоенное время

Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.


Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого - Веласкеса, Гойи, .

Личная жизнь

С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.


Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.


Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.

Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.


После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети - сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Смерть

В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.


Памятник Пабло Пикассо

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Картины

  • «Первое причастие», 1895-1896 гг.
  • «Девочка на шаре», 1905 г.
  • «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
  • «Девушка в сорочке», 1905 г.
  • «Семейство комедиантов», 1905 г.
  • «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
  • «Авиньонские девицы», 1907 г.
  • «Молодая дама», 1909 г.
  • «Мать и ребенок», 1922 г.
  • «Герника», 1937 г.
  • «Плачущая женщина», 1937 г.
  • «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
  • «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
  • «Объятия», 1970 г.
  • «Двое», 1973 г

Пабло Пикассо можно по праву назвать одним из самых удивительных и неподражаемых художников. Он всегда был разным, но всегда – шокирующим. Знаменитые картины Пикассо – это необыкновенный тандем традиционной живописи и оригинального искусства. Он настолько отдавался своим произведениям, что не замечал своего стилистического непостоянства. Да и не это главное в произведениях испанского живописца. Пабло Пикассо умело сочетал на холсте такие необыкновенные материалы как металл, камень, гипс, уголь, карандаш или масляные краски. Великолепный художник не останавливался ни перед чем. Возможно, поэтому картины Пикассо так удивляют своей эмоциональностью и смелостью.

Среди многообразия его работ особенно выделяются композиции с образами женщин. Здесь полотна художника поистине шокируют многообразием причуд и неординарных фантазий. Стоит вспомнить хотя бы « » (1932). Использованные линии и цвета ещё раз доказывают известный факт, что Пабло Пикассо очень не любил женщин. Именно поэтому так часто в его работах они удивляли несуразностью образов и форм. Особенной нелепостью увенчалась героиня «Утренней серенады» (1942). Здесь Пабло Пикассо постарался, как никогда. Рассеченные и раздутые тела, раздробленный профиль, странные шляпы – бурлескные формы были любимыми для знаменитого художника. Именно поэтому яркие сюжеты, пугающие своей силой и огромной притягательностью, так часто использовались автором, и до сегодняшнего дня не сходят с вершин художественного мира. Все просто. Ведь подобные картины Пикассо вызывают у зрителей неподражаемые, чувственные эмоции. А что ещё нужно для художника, который искренне передавал на холсте всю свою натуральную, подчас шокирующую, жизненную сущность.

Ксюша Корс

Пабло Пикассо – гений современного искусства

В Испании, в небольшом городе Малага, 25 октября 1881 года на свет появился малыш. Роды были тяжелыми, родившийся мальчик не мог дышать. Чтобы его легкие раскрылись, ему в носик вдули сигаретный дым. Так началась жизнь самого юного в мире «курильщика» и вместе с тем величайшего художника девятнадцатого века Пабло Пикассо.

Необычный талант начал проявляться у мальчика ещё в раннем детстве. Его первое слово было «карандаш», и рисовать он научился прежде, чем говорить.

Пабло был избалованным ребёнком. Родители души не чаяли в их единственном и к тому же очень красивом сынишке. Он ненавидел школу и очень часто отказывался туда идти до тех пор, пока отец не разрешал брать ему с собой ручного голубя из домашней голубятни.

Кроме голубей, он очень любил искусство. Когда Пабло было десять лет, отец часто брал его с собой в колледж, где работал учителем рисования. Он мог часами наблюдать, как отец рисовал, и иногда даже помогал ему. Однажды, отец Пабло рисовал голубей и ненадолго вышел из комнаты. Когда он вернулся, то увидел, что Пабло закончил картину. Она была настолько прекрасной и живой, что он отдал сыну свою палитру и кисти и больше никогда не рисовал сам. Тогда Пабло было всего тринадцать, но он уже превзошел своего учителя.

С тех пор краски и кисти стали жизнью Пабло. Было очевидно, что он гениален. Но, к разочарованию многих, его искусство не было классическим. Он всегда ломал правила и каноны традиционного искусства и шокировал своими странными, но такими энергетически мощными картинами. Больше всего он был известен картинами в стиле «кубизм» – живопись с использованием простых геометрических фигур. Например, людей он изображал треугольниками и квадратами, вырисовывая части тела и черты лица совсем не в тех местах, где им положено быть.

Его работы перевернули представление людей о современном искусстве. Теперь оно ассоциируется с именем Пабло Пикассо. Одним из шедевров современного искусства считается его картина « », написанная в 1937 году, на которой художник запечатлел бомбежку небольшого городка во время гражданской войны в Испании.

В общей сложности Пикассо создал более 6000 картин, рисунков и скульптур. Сегодня его работы стоят несколько миллионов долларов. Однажды, когда министр Франции был в гостях у Пикассо, художник случайно пролил немного краски на его штаны. Пабло извинился и предложил оплатить счет за чистку брюк, но министр сказал: «Ни в коем случае! Вы всего лишь расписались на моих штанах!»

Пабло Пикассо ушел из жизни из-за сердечной недостаточности после перенесенного гриппа в 1973 году.

Пабло Пикассо: все эпохи в одном художнике

На сегодняшний день Пабло Пикассо по праву считается одним из самых дорогостоящих художников по результатам современных аукционов. Свои первые работы нетривиальный испанский художник создал на заре 20 века, а всего на его счету – несколько десятков тысяч полотен и скульптур. Он не был «зациклен» на каком-то одном стиле, а искал способы и виды самовыражения в разных художественных направлениях. О работах Пикассо невозможно судить по одной-двум работам: свой богатый внутренний мир он переложил на язык красок, в каждой картине сделав это отличным от предыдущей способом. Внушительный почти столетний век его творчества принято делить на множество периодов:

Ранний период, когда происходила проба кисти, поиск настроений и смелые эксперименты. В это время он живет в Барселоне, затем уезжает в Мадрид, чтобы обучаться искусству, впоследствии – снова в Барселону.

«Голубой» период. Переезд в Париж и знакомство с импрессионистами глубоко способствовали становлению и огранке таланта испанца. В картинах 1900-1903 года он увековечивал различные проявления печали, грусти, меланхолии.

«Розовый» период ознаменовался новыми персонажами в его шедеврах: артистами, циркачами. К этому периоду относится и «Девочка на шаре» из Пушкинского музея. Атмосфера грусти в творчестве Пабло разбавлена более светлыми, романтичными настроениями.

«Африканский» период был первым вестником перехода автора к собственно кубизму.

Кубизм. Пикассо стал скрупулезно разбирать все, что он изображал на картинах, на большие и малые геометрические фигуры. Особенно интересно и новаторски смотрятся портреты, написанные в этой технике.

Классический период. Знакомство с русским балетом и со своей первой женой-балериной вносит некоторое переосмысление в творчество Пикассо, обратившегося в самом начале 20-х годов к догматам художественного искусства и создающего картины, резко отличающиеся от привычного ему кубизма. Одна из первых его работ в классическом стиле – «Портрет Ольги в кресле», где влюбленный художник запечатлел свою жену.

Сюрреализм. С 1925 года автор испытывает большие творческие переживания, которые угадываются в его картинах – персонажи являют собой ирреальную монструозность, художник делает вызов, заигрывает с воображением зрителя, обратившись к сюрреализму. Одна из самых известных сюрреалистичных картин – «Сон» 1932 года.

Военная тематика пришла в его творческую жизнь с гражданской войной, охватившей Испанию, а затем и всю Европу. Наряду с мрачным социальным фоном на жизненную атмосферу художника влияют также новые личные переживания: в его жизни появляется новая женщина.

После войны он создает всемирно известного «Голубя мира» и становится коммунистом. Этот период его художественной деятельности отражает его счастливые годы жизни. В этот период он активно реализует себя также как керамист.

Начиная с 50-х годов трудно отнести его картины к одному жанру и стилю – он реализовывает все недосказанное в разных манерах и техниках. Он также интерпретирует знаменитые полотна других художников, выписывая их в присущем ему восприятии.

Картины Пикассо разных периодов сегодня лидируют на рынке искусства, побив все мыслимые рекорды цен. Так, например, сумма в 104 млн долларов была заплачена в 2004 году за его картину «Мальчик с трубкой» 1905 года, а в 2010-м его картина «Обнажённая, зеленые листья и бюст», написанная им в 1932 году, была продана за 106 млн. Сегодня купить картины Пикассо можно на открытых аукционах, однако самые известные шедевры его творчества уже заняли свои почётные места в частных коллекциях и лучших музеях мира.

Газета The Times в 2009 году признала его лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Полотна Пикассо занимают первое место по «популярности» среди похитителей и бьют все рекорды по продаже на аукционах. Кстати, совсем недавно, в мае этого года, одна из его картин снова возглавила список самых дорогих произведений искусства – она была продана за беспрецедентные 179,3 миллиона долларов!

Алжирские женщины, 1955 год

Продана за $179.3 млн. 11.05.2015

Пикассо создал серию картин АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ по мотивам знаменитой картины Эжена Делакруа 1834 года. Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. В 1956 году, через год после написания, всю её за $212 тыс., купил Виктор Ганц, знаменитый коллекционер современного искусства. Одиннадцать работ из серии Алжирских женщин были проданы Салли и Виктором Ганцами ещё при жизни последнего - в музеи и в частные руки, а оставшиеся четыре работы, в том числе и итоговая Version O, были проданы уже после смерти обоих Ганцев. В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за $32 млн. В мае 2015 картина вновь была выставлена на аукцион Кристис, и на этот раз она побила все рекорды - была продана за $179 млн, став самой дорогой картиной Пикассо, а также самым дорогим в мире произведением искусства, когда-либо проданным на аукционных торгах.

Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 год

продана за $106.5 млн. 05.05.2010

Одна из знаменитой серии сюрреалистических картин 1932 года, на которых Пабло Пикассо затейливо преобразил свою новую возлюбленную Мари-Терез Вальтер.

Серия портретов спящей Мари-Терез как богини секса и желания была выполнена художником в тайне от жены, Ольги Хохловой, во время пребывания с подругой в Буажелу под Парижем.

В 1936 году полотно приобрёл нью-йоркский дилер Поль Розенберг, после чего в 1951 году оно было продано в частное владение американскому девелоперу Сидни Ф. Броуди.

После смерти Броуди картина в марте 2010 года была выставлена на торги аукционным домом Кристис и впоследствии продана неизвестному коллекционеру за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов). На тот момент она стала самым дорогим произведением искусства из числа проданных когда-либо с аукциона.

Мальчик с трубкой, 1905 год

продана за $104.1 млн. 04.05.2004

Картина, написанная в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним художником Пабло Пикассо в 1905 году, в так называемый розовый период его творчества. Она изображает неизвестного мальчика в венке из роз, держащего в левой руке трубку.

Портрет долгое время служил «гвоздём» собрания американского коллекционера Дж. Уитни. При распродаже коллекции в 2004 году «Мальчик с трубкой» был продан на аукционе «Сотбис» за рекордную на тот момент цену в 104 миллионов долларов, побив державшийся 15 лет рекорд «Портрета доктора Гаше» кисти Ван Гога.

Этот рекорд продержался 6 лет, до мая 2010 года.

Дора Маар с кошкой 1941 год

Продана за $95.2 млн. 03.05.2006

Доры Маар, которая в течение почти десяти лет была музой художника, моделью и любовницей. Портрет написан в 1941 году в мастерской Пикассо на улице Великих Августинцев в оккупированном немцами Париже, когда отношения между любовниками уже дали основательную трещину. Пикассо использовал этот исполненный в абстрактных формах портрет как средство выражения своих внутренних переживаний. Позже художник признался, что в период написания картины Дора стала для него «персонификацией войны».

В 1946 году первым обладателем портрета «Доры Маар с кошкой» стает влиятельный парижский дилер Пьер Колле. В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок покупают портрет у Пьера Колле. Согласно устным высказываниям Блока, он заплатил $15 000. С 1 июля 1963 года владельцами стает другая пара из Чикаго Адель и Уиллард Джидвиц. После этого картина не показывалась на публику около 40 лет. И вот 3 мая 2006 года аукционный дом Cотбис выставляет портрет на продажу с оценочной стоимостью в $50 - $70 млн. Превысив все ожидания, портрет «Доры Маар с кошкой» ушел с молотка за $95,216,000. Счастливчиком оказался грузинский политический и государственный деятель Бидзина Григорьевич Иванишвили.

Бюст женщины (женщина в сеточке для волос), 1938 год

продана за $67.4 млн. 11.05.2015

Этот очень яркий и красочный портрет Доры Маар написан Пикассо в самый разгар их отношений в Париже 12 января 1938 года.

Реакция Пикассо на ее нервенный характер наложилась на общее ощущение художника от эпохи нарастания предвоенных настроений, а потом и кошмаров войны - и в истории искусств появился такой феномен, как изломанные, искореженные образы Доры.

Историю жизни картины найти не удалось. Известно только, что она была продана на аукционе в Нью-Йорке в мае этого года более чем за 67 миллионов долларов.