Основные направления в развитии жанра литературной сказки XX века. Сказки Р. Киплинга, С.Лагерлеф, А.Милна, Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Т.Янссон и др.Трансформация зарубежной литературной сказки в русской литературе. "Приключения Пиноккио" К. Коллоди и "Золотой ключик" А. Толстого. Г.Х. Андерсен и его традиции в "Сказках Кота Мурлыки" Н.П. Вагнера. "Доктор Дулитл" Хью Лофтинга и “Доктор Айболит" К. Чуковского (прозаический). "Волшебник из страны Оз" Фрэнка Баума и "Волшебник Изумрудного города" А. Волкова.

Тема 4. Фэнтези в детском чтении.

Фэнтези как вид фантастической литературы 20 века. Сказка и фэнтези: общее и различное. Д.Р. Толкиен как основоположник жанра. Литературная сказка «Хоббит, или Туда и обратно» и эпопея «Властелин колец». Классификация фэнтези. Своеобразие детской сказки-фэнтези. Цикл В.Крапивина «В глубине Великого Кристалла».

Тема 5.Отечественная стихотворная литературная сказка.

Отечественная литературная сказка: прозаическая и стихотворная. Различные способы портретирования предшествующего фольклорного и литературного материала. Стихотворные сказки А. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова. Баллада, поэма, былина, песня в стиле стихотворных сказок. Пародия и стилизация. Детская стихотворная сказка 20 века: социально-политическая сказка В.Маяковского, сказочный цикл К.Чуковского.

Тема 6. Прозаическая литературная сказка.

Прозаические сказки Н.М.Карамзина, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, Д.Н.Мамина-Сибиряка. Сказ в жанре литературной сказки: произведения П.Бажова в детском чтении. Новаторский характер сказки XX века. Сказки М.Горького, Ю.Олеши, Л.Лагина, А.Шарова, С.Михалкова, Э.Успенского и др.

Тема 7. Развитие жанра автобиографической повести о детстве .

Ребенок и его мир в автобиографическом жанре от Н.М.Карамзина и Л.Н.Толстого до И. Шмелева и В. Астафьева. Художественная подробность. Быт. Уклад. Внутренний монолог. Нравственно-психологическая доминанта в русской реалистической прозе о детях. Тема детства в прозе А.П.Чехова, Л.Чарской, А.Гайдара, В. Осеевой, Л. Пантелеева и др. Нравственно-психологические уроки подростковой прозы 60-80-х годов: книги А.Лиханова, Р.Погодина, Ю.Нагибина и др.

Тема 8. Юмористика для детей.

Юмористический рассказ. Традиции русской смеховой культуры. Антитеза. Функция смехового начала в формировании художественного целого. Комическое и драматическое. Комедия характеров и комедия положений. Образ "пересмешника". И. Крылов - А.К. Толстой - Саша Черный. Стихотворные и прозаические жанры. Обэриуты: "нонсенс" и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков.

Произведения Н.Носова, В.Драгунского и др. "Недопесок" Ю. Коваля.

Тема 9. Жанры приключенческой и фантастической литературы для детей.

Путешествие в приключенческом жанре. Особенности сюжетостроения. Формирование типа героя. Идеал и герой в приключенческой литературе советского периода для детей и юношества. Конфликт и нравственная доминанта. Приключенческая литература и фантастика. Жанровый синтез. Отечественная традиция фантастики. Жюль Верн и его "ученики" в русской детской и юношеской литературе.

Тема 10. Природоведческая книга для детей.

Природоведение в художественных жанрах. Жанр приключения и путешествия в подаче научного знания. Краеведение и география в художественных и научно-популярных жанрах. Научное знание и художественная форма в произведениях В. Бианки, Н.Сладкова, И. Акимушкина и др. Энциклопедическая книга для детей. Наука в занимательных формах. В. Брагин. "В стране дремучих трав". Рассказы и повести о животных в детском чтении. Нравственно-философские уроки прозы М.Пришвина, В.Астафьева, Ф.Абрамова и др.

Тема 11. Поэзия в детском и юношеском чтении .

"Сюжетная" поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. Русские классики – детям. Детская поэзия XX века. С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов и др. в разработке детских стихотворных жанров. Особенности ритмики. Слово как произведение. Слово и текст. Способы концентрирования художественного содержания в поэзии. Детское стихотворство. «Заповеди для детских поэтов» К.Чуковского (книга «От 2 до 5»).

Тема 12. Перспективы развития современной детской литературы.

Синтетические и синкретические художественные жанры для детей. Театр. Театр кукол. Музыкальный театр. Инсценировка. Киноверсия литературного произведения. Мультипликация. Периодические издания для детей. Новые имена. Требования к печатной продукции для детей. Основные итоги курса. Перспективные направления научного исследования истории детской литературы.

Практические занятия.

Тема 1. Книга моего детства (2 часа).

Задание: написать сочинение на одну из тем:

1. Моя первая книга.

2. Любимая книга моего детства.

Цель занятия: выявить эмоциональный, познавательный, эстетический уровни восприятия книги в детстве.

Тема 2. Сказки и истории Х.К. Андерсена (2 часа).

1. Судьба писателя-сказочника. Истоки особого таланта Андерсена (реферат).

2. Новаторский характер сказок и историй Андерсена. (На примере сказок «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Русалочка»).

3. Способы утверждения нравственно-эстетического идеала в сатирических, поэтических и философских историях. (На примере историй «Новое платье короля», «Подснежник», «Тень»).

4. Сказки Андерсена на уроках литературы в средней школе.

Теоретические понятия: сказка, история, литературная сказка.

Литература:

1. Указанные тексты (любое издание).

2. Паустовский К. Великий сказочник // Х.К.Андерсен. Сказки и истории. М., 1990. С. 5-18.

3. Сильман Т. Вступит. статья // Х.К.Андерсен. Сказки и истории: В 2 т. Т. 1. Л., 1977. С.5-26.

4. Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен. М., 1987. С.6-40, 54-72, 116-124.

5. Гренбек Бо. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. М., 1979.

6. Коровин А.В. Сказки и истории Андерсена// Зарубежная литература 19 в. Практикум. М., 2002. С.149-174.

7. Меркин Г.С. Изучение сказки Андерсена «Снежная королева»// Литература в школе. 1997. №7. С.134-140.

8. Кузьмина М.Ю., Бучугина Т.Г. Своеобразие литературной сказки. Ульяновск, 2000. С.4-8. (Отработать понятие «литературная сказка»).

Тема 3. «Детский комический эпос» К.Чуковского (2 часа).

1. Подготовить краткое сообщение на тему «Биография К.Чуковского».

3. Выписать в тетрадь «Заповеди для детских поэтов» из книги «От двух до пяти» (гл.6).

4. Перечитать сказки: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Путаница», «Телефон», «Айболит», «Краденое солнце», «Бибигон». Одну из них (по выбору) проанализировать по плану:

1) Сюжет сказки (система событий).

2) Характеристика героев. Роль юмора в созданий характера отрицательного персонажа.

3) Композиция сказки. Как воплотились в сказке Заповеди для начинающих поэтов?

5. Сделать вывод о психолого-педагогических и эстетических возможностях стихотворных сказок К.Чуковского.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тексты сказок (любые издания).

2. М.Петровский. Книга о К.Чуковском. //М., 1966. Гл. 5 (о сказках).

3. М. Петровский. Книги нашего детства. // М., 1986. Гл. «Крокодил в Петрограде»

4. Смирнова В. О детях и для детей. М., 1967. С.13-46.

5. К.Чуковский. От двух до пяти. /Любое издание/.

6. Детская литература: учебное пособие (любое).

7. Кудрявцева Л. Кто под чудо-деревом сидит? //ДВ, 1994, N 8, с. 59-65.

Тема 4-5.

Тема детства в автобиографической прозе русских писателей (4 часа).

1. Психологические и литературные истоки темы. «Рыцарь нашего времени» Н.М.Карамзина.

2. Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

а) История создания. Степень автобиографизма.

б) Николенька Иртеньев как собирательный образ ребенка.

«Диалектика души» героя.

в) Толстовское виденье детства. Контраст мира детей и мира

взрослых.

3. Трагическое столкновение с жизнью Темы Карташова (Н.Гарин-

Михайловский «Детство Темы», «Гимназисты»).

4. Тема детства, природы и родины в повести А.Н.Толстого «Детство Никиты».

Литература:

1. Тексты, указанные в плане.

2. Елизаветина Г. Традиции русской автобиографической повести о детстве в творчестве А.Н.Толстого // Толстой А.Н. Материалы и исследования. М., 1985. 120-139.

3. Чернышевский Н.Г. Детство и Отрочество. Военные рассказы.Соч. гр. Л.Толстого// Литературная критика: В 2 т. Т.2. М., 1981. С.32-45.

4. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1978. С.41-57.

5. Юдина И.М. Н.Г.Гарин-Михайловский. Л.,1969.С.80-95. (IV гл.).

6. Злыгостева Н. «Счастливая, невозвратимая пора…»(Тема детства в русской классике)// Литература в школе. 1995. №4.

7. Браже Т.Г. Тема детства в творчестве Гарина-Михайловского// Литература в школе. 1998. №2.

8. Учебник по Детской литературе..

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

С позиций трагического конфликта недостаточно признавать социальный идеал, надо претворять его в жизнь. Трагический герой оказывается в центре коллизий и драматизма общественной жизни. Таковы политические коллизии в «Гамлете», «Макбете» или семейные коллизии в «Отелло», «Короле Лире».

Источник возможных трагических конфликтов - связь человека и природы, борьба за ее освоение, покорение. Примерами отражения трагического столкновения человека с природой служат картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», фильм режиссера Ромма «Девять дней одного года». Смерть, как низменная сила природы, также воспринимается трагически. Однако и здесь эстетический идеал выступает мерилом события. Трагической смерть является в том случае, если в центре идеала человека находится жизнь. Гибнет идеальное в реальном. Гибнут стремления, незавершенные дела, планы, которые могли бы принести благо людям. Если же смерть рассматривается как биологическая закономерность или разновидность жизни вечной, загробной, счастливой, тогда она теряет свой трагический ореол.

Глубоко трагическими могут стать события будничной, обыденной жизни, в которых нет ни смерти, ни страданий. Трагические чувства может вызвать гибель идеала человечности. Например, чеховские «Ионыч», «Душечка» порождают трагедийное звучание. Уродливый, пошлый образ жизни уничтожает в человеке все человеческое. Поражение человеческого идеала и мерзости жизни рождают трагедию.

Психологические переживания трагического достаточно глубоки: от сострадания до шока. Само слово трагическое связывается в нашем сознании с картинами чьей-то гибеди, страданий. Трагическим мы называем событие, которое имеет такие особенности эстетического восприятия, как скорбь, душевая боль. Это реакция на ярко выраженные противоречивые, конфликтные, сталкивающиеся явления и характеры. Предвещание трагической развязки порождает напряженные эстетические чувства.

Трагический конфликт реального и идеального, приводящий к поражению идеального, может быть осмыслен в жизни и в искусстве двояко. Если в конфликте реальной общественной жизни и гуманистического идеала терпят поражение герои, а вместе с ними и сам идеал, мировосприятие художника можно назвать пессимистическим. Тяжелое ощущение безысходности, беспросветности жизни, всесилия зла вызывают романы Ремарка, картины Босха, некоторые произведения Чайковского. Кошмары Кафки, пьесы абсурдиста Беккета показывают пессимистическое осмысление трагических сторон жизни.

Другую линию мирового искусства определяет оптимистический тип разрешения трагического противоречия. На оптимизме в ощущении жизни извечно покоятся основы человеческого бытия. Жизнь людей могла бы давно прекратиться, а человек перестал бы существовать как биосоциальный вид, если бы у него не было веры и сил для веры в лучшее. Если обратиться к народному творчеству, к эпосу, сказкам, былинам, мифам, то во многих случаях герой воскресает после смерти. Мифы об Озирисе, Священное Писание о Христе - это оптимистические трагедии в осмыслении человеком законов жизни. В оптимистических трагедиях Шекспира гибель героев не означает гибели самого идеала.

Оптимизм эпохи Возрождения был унаследован искусством последующих веков. Трагические коллизии истории часто заканчивались гибелью героя. Физическая смерть оборачивалась нравственной победой и духовным бессмертием. Оптимистическая трагедия тем самым утверждает веру в будущее.

В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов - трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда - правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... Чего жалеть... Ты везде лишняя... да и все люди на земле - лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки - правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире.

То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят - как лучше, дай им, Господи, терпенья!» - искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет - найдет... Помогать только надо им...» Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно... было уважать...»

Третья правда - правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» - спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит - гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, - о человекобоге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому - и одновременно момент столкновения разных правд - монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек - тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ - сомнителен, а если отрицательный - то как же быть с тем, что «существует только человек» ? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, - не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого - это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

Алексей Ледяев Трагическое столкновение, 10.02.13. Трагическое столкновение Человеческая жизнь - как мишень, на которую в равной степени претендует и Бог, и дьявол. Только Иисус спрашивает разрешения вмешаться в жизнь, а дьявол - нет. Главное орудие дьявола - это иллюзии, обман. Происходит трагическое столкновение иллюзии с реальностью, и в этом столкновении либо иллюзии уничтожают реальность, либо реальность - иллюзии. Во что ты веришь, то и победит в твоей жизни. Почему распяли Христа? Вера того народа в иллюзии, навязанные дьяволом, распяла Божью правду. А познание истины делает головой, а не хвостом. Иисуса, в отличии от нас, христиан, интересует общественное мнение. Если наши соседи и ближние верят в иллюзии, они их приведут в погибель. Иисуса интересует и общественное мнение, и церковное: «За кого вы почитаете Меня?» За кого мы почитаем Иисуса, за того будут почитать и люди, живущие вокруг нас. Откровение об Иисусе реформирует сознание - это, как детонатор, взрыв атомной бомбы. Откровение об Иисусе сопряжено с откровением о Живом Боге, Творце Вселенной. Нам нужно знать, Кто Он на самом деле, отказаться от привычных молитв - «холостых патронов». Откровение об Иисусе важнее исцеления, процветания. На самом ли деле ты хочешь получить познание о Нём? Легко, находясь в плену религиозного мифа, распинать Божью реальность. А познать реальность - это и есть роковое столкновение. В одних случаях, Божья истина была распята (смерть Христа), в других - истина победила иллюзии, миф (обращение Савла). Когда познаёшь истину, ты совокупляешься с Ним, и уже не ты живёшь, но живёт в тебе Христос. Иоан. 18:37 Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Если Бог родил нас, то Он дал нам способность слышать голос истины и отличать его от других. У меня есть церковь, куда приходит Дух Святой, и Он проникает до разделения души и духа, чтобы изменить качество моей веры. Иисус есть Царь царей, Господь господствующих, победивший дьявола, забравший ключи ада и смерти. Дьявол знает, что наша сила во Христе Иисусе, поэтому самая большая война будет против Него. Не отдавай откровение о великом Иисусе, грядущем Хозяине всей Вселенной! Пройдёт немного времени, и Иисус явит себя. Главное, чтобы в этот момент мы говорили: «Вот Бог, на Которого мы уповали!» Молитва об откровении об Иисусе: «Дух Святой и ночью посетит тебя, и днём!» Вопросы: 1. Какое главное орудие дьявола? 2. Имеем ли мы способность отличить истину от иллюзий? Почему? 3. С чем сопряжено откровение об Иисусе?