Урок по литературному чтению

УМК «Школа России» 2 класс

Тема: Обобщающий урок по разделу

«Литература зарубежных стран»

Цель: обобщить знания учащихся, развивать внимание, память, мышление, отрабатывать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к литературе.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение сказки «Принцесса на горошине»

III. Постановка цели урока.

Сегодня мы с вами закончили изучение последней сказки в данном разделе. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Давайте вспомним, какие сказки мы прочитали?

- Какая сказка вам понравилась больше остальных? Почему?

IV . Всесторонняя проверка знаний

Класс делиться на две команды, все игры и конкурсы можно про­водить в виде эстафет (дети по очереди выполняют задания).

Игра «Узнай сказку».

По опорным словам отга дайте название сказки:

Девочка, жаба, ласточка, мышь, крот; {«Дюймовочка»)

Принц, горошина, принцесса; (« Принцесса на горошине»)

Дурак, старик, гусь, королевна; (« Золотой гусь»)

Осел, собака, петух, кот, разбойники; (« Бременские музыканты»)

Девочка, бабушка, волк; (« Красная шапочка»)

Братья, кот, король, принцесса, людоед; {«Кот в сапо­гах»)

Составь название сказки.

Составьте из данных слов названия сказок.

музыканты кот Дюймовочка

сапоги горошина гусь

принцесса золотой бременские

Помоги, герою вернуться в свою сказку.

Слова записаны на карточках и бессистемно прикреплены к маг­нитной доске. Два ученика выходят к доске и расставляют персона­жи по своим сказкам.

осел жаба жук петух ласточка

собака разбойники мышь кот девочка

{Осел, петух, кот, собака, разбойники - Бременские музыканты; девочка, жаба, жук, мышь, ласточка - Дюймовочка.)

Проверочная работа.

Я скажу несколько утверждений, если утверждение верное, за­писывайте 1, если нет, то 0:

Старик подарил дураку гуся.

Людоед превращался в жука.

Младшему брату, из сказки «Бременские музыканты», в наследство досталась мельница.

Красная Шапочка несла бабушке пирожок и горшочек маслица.

Бременские музыканты выгнали разбойников из дома.

В теплые края Дюймовочка принесла синица.

Дюймовочка появилась из цветка.

Кот попросил у своего хозяина сапоги.

Л юдоед съел кота.

Дюймовочка вышла замуж за крота.

V. Физкультминутка.

VI . Продолжение работы по теме урока.

Ответьте на вопросы:

    Запомнил ли ты названия сказок, с ко­торыми познакомился в этом разделе?

    Какая из прочитанных в учебнике сказок зарубежных писателей тебе понравилась больше всего?

    Как ты считаешь, эти сказки народные или авторские? Объясни своё мнение.

    Можно ли назвать сказки волшебными? Почему? О чём в них рассказывается?

    Какой урок дан добрым молодцам в каждой из прочитанных сказок? Назови их авторов.

    Кого и почему в жизни мы называем принцессой на горошине?

    Из сказки како­го автора пошло это выражение?

    Какой эпизод из понравившейся сказки можно разыграть как сценку?

    Сказочники всего мира любят рассказы­вать о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках. Знаешь ли ты такие сказки? Расскажи их.

    Мультфильм «Бременские музыканты» хорошо известен всем ребятам. Помогает ли песенка «Ничего на свете лучше нету, чем бродить, друзья, по белу свету...» представить

К какой сказке подходят эти послови­цы?

Хороший друг - отрада для души.

Красив тот, кто красиво поступает.

Красота сердца дороже красоты лица.

V III . Итог урока. Рефлексия.

Вам понравился урок? Чем?

- Вспомните, какие произведения мы читали?

- Какое произведение особенно запомнилось, стало любимым? Почему?

- Какие скороговорки и пословицы запомнились

представить героев сказки? Чему учит нас эта сказка?

Знаешь ли ты что-нибудь про знамени­тый кабачок Мафина? Не суди об арбузе по корке, а о человеке по платью.

Цели: ввести учащихся в новый раздел; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, воображение, интерес к зарубежной литературе.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование : выставка книг по теме; аудиозапись песни М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение спокойно, четко проговаривая слова.

Сказки гуляют по свету

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит...

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

Мир, озарив чудесами.

Сказки летят над лесами.

На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,

Не станет Горыныча-змея...

Пусть Зло на проделки хитро.

Но все ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы —

Вмиг Сивка-Бурка приснится.

А месяц засветит ясный

В глазах Василисы Прекрасной.

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

— Прочитайте выразительно.

— На эти стихи написана песня. Попробуем ее спеть.

III. Постановка целей урока

— О чем это стихотворение?

— Из каких сказок эти герои? (Учитель пишет названия на доске.)

— Сможете ли вы разделить эти сказки на две группы? Попробуйте это сделать.

(Возможно, учащиеся догадаются, что в тексте упоминаются герои русских и зарубежных сказок. Если нет, то учитель подведет их к этому ответу в течение урока.)

— Расшифруйте, что здесь написано.

HAPTC ХЫНЖЕБУРАЗ АРУТАРЕТИЛ

— У нас получилось... Прочитайте сами, что получилось. («Литература зарубежных стран».)

— Так называется новый раздел, который мы начинаем сегодня изучать. Как вы понимаете название?

IV. Работа по теме урока

1. Прогнозирование содержания раздела

— Как вы думаете, с чем мы познакомимся в этом разделе?

— Чему мы научимся?

— Чему будем учиться? (Предположения детей.)

— Проверим, верны ли ваши предположения, прочитав об этом на с. 169 учебника.

(Учащиеся читают, с чем познакомятся, чему научатся и чему будут учиться.)

— Какие страны упоминаются в тексте? (Англия, Франция, Америка.)

— Из какой страны сказочник Ганс Христиан Андерсен? (Из Дании.)

— Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро.)

— Кто переводил английские народные песенки и загадки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»? (Корней Чуковский, Самуил Маршак.)

V. Физкультминутка

Раз, два — стоит ракета,

Три, четыре — самолет.

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре —

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре —

И на месте походили.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с иллюстрациями

— Нас. 171 рассмотрите иллюстрации.

— Что перепутал художник? Как должно быть на самом деле?

— Вспомните, кто написал эти сказки и как они называются. Расскажите о них. (Учащиеся выполняют задание.)

Шарль Перро «Красная Шапочка».

Братья Гримм «Бременские музыканты».

Шарль Перро «Кот в сапогах».

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». 2. Работа по карточкам

(Учащиеся, получив карточки, некоторое время готовятся к чтению. Затем каждый выразительно читает текст, а по окончании чтения класс называет его сказочного героя.)

Карточка 1

Дюймовочка

Крошечная девочка,

Я сошла с цветка.

Жизнь казалась дивною

В алых лепестках.

Только душу нежную

Заперли во тьму.

Звери злые, жадные,

Вам она к чему?

Мне б на небо синее

Хоть разок взглянуть.

Попрощаться с солнышком

И навек уснуть.

Слышу: в небе звонкая

Песенка твоя.

Ласточка родимая!

Ты нашла меня.

Карточка 2

Незнайка

Я — Незнайка-шалунишка,

Знаменитый коротышка.

Мне учиться ни к чему.

Без учебы все пойму!

Карточка 3

Оловянный солдатик

Стойкий маленький солдатик,

Он стоит, как акробатик,

На единственной ноге

В оловянном сапоге.

Стойкий, маленький, прямой,

Все снесет он, как герой.

От судьбы не убежит,

В жарком пламени сгорит.

Карточка 4

Щелкунчик

Храбрый Щелкунчик солдат позовет.

Войско солдат он в бой поведет.

— Вперед, мое войско! Быстрей и смелей!

Мышиных не нужно нам злых королей!

Карточка 5

Нильс

Маленький мальчик летел на гусе.

Заколдовал его гном.

Но предсказанья исполнятся все,

Станет он прежним потом.

Карточка 6

Карлсон

Что повесили носы,

Загрустили, малыши?

Я пропеллер заведу.

Прямо с крыши к вам приду.

Плюшки где, варенье, торт?

Карлсон живо все сметет.

А потом шалить, за мной!

Я ужасно заводной!

Карточка 7

Фрекен Бок

Я была домоправительница

И вела дела всерьез.

А теперь домомучительница:

Водят все меня за нос!

Карточка 8

Русалочка

Нежная девочка с рыбьим хвостом.

Пеной морскою станет потом.

Все потеряет, любви не предав,

Жизнь за нее отдав.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать на уроке?

Домашнее задание

Сделать подборку книг по теме раздела. Суметь рассказать об одной из книг.

Открытый урок чтения

«По дорогам сказок»

(Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» 4 класс)

Методический комментарий.

Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс показывает глубокий интерес к нему со стороны педагогов. Это обосновано следующими факторами:

    красочность и наглядность информации;

    эстетичность подачи материала;

    использование для расширения кругозора и знаний учащихся дополнительных источников информации, в том числе готовых электронных пособий;

    экономия времени урока;

    возможность разнообразия подачи информации;

    удобство размножения раздаточного материала;

    возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера;

    другие.

Все эти факторы, несомненно, способствуют повышению эффективности урока .

Для развития познавательного интереса учащихся урок спроектирован и проводится с помощью компьютерной техники. Для удобства использования данного проекта учителями каждый слайд снабжен записями автора, в которых указано рекомендованное время демонстрации слайда и возможные приложения. Многие слайды включают в себя анимацию, гиперссылку и голосовое сопровождение, которые срабатывают по щелчку.

Данный урок способствует формированию у учащихся навыков правильного, осознанного чтения, развивает интерес к чтению, расширяет читательский кругозор, формирует читательские умения.

Ц е л и:

Образовательные:

Усвоения предметных знаний

    Развития навыков выразительного чтения

    Формирования читательских умений

Формирования предметных умений

Формирования умений

    выборочного чтения

    составления плана рассказа

Формирования межпредметных умений (ОУУН)

Развития умений

    выделять общие признаки

    проводить обобщение.

    делать умозаключения.

    самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:

Развития речи

Развития умений

    грамотно формулировать мысль

    выражать мысли правильно построенными предложениями

    обогащать словарный запас новыми терминами

Развития внимания

    Через концентрацию.

    Через переключаемость.

    Через мобильность.

Развития познавательного интереса

Развитие интереса к чтению через беседу и подачу информации красочно и наглядно

Воспитательные:

Развития личностных качеств

    Целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их.

    Чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся.

    Через формирование бережного отношения к природе

Формирования активной жизненной позиции

    Формирование собственной точки зрения и умения её обосновывать.

    Формирование собственных способов учебной деятельности.

    Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому.

Оборудование :

1. Звёздочки

2. Презентация (см. Приложение)

3.Для оформления (вещи из сказок)

4. Выставка прочитанных книг

Дополнительная подготовка : заранее прочитать сказки зарубежных писателей либо на уроке чтения, либо на внеклассных занятиях.

ХОД УРОКА

(Класс или зал оформлены вещами из сказок. Например в углу может стоять зонтик Оле-Лукойе, на столе лежит скатерть-самобранка, на стенах – герои сказок, на потолке – звёзды и т. д.)

Ведущий. Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы отправимся в путешествие. А полетим мы туда на коврах-самолётах. Но у нас их три. Поэтому давайте разделимся на три команды и вперёд.

(Дети делятся на команды, придумывают названия и выбирают капитана.)

Но в путешествие необычное, сказочное. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Слайд 1)

Д: Книгу.

У: Это необычная книга. А как вы думаете, что в ней необычного?

У: Вы очень наблюдательны. Молодцы. Вот сегодня нам и предстоит отправиться в сказочное путешествие по этим странам. Итак, все готовы?

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хочу проверить, насколько вы готовы к полёту. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. Но ответ я принимаю только один и только от капитана. Это правило – неотъемлемое условие путешествия. Если ответили неправильно, то ход перейдёт другим командам. А так, как мы летим на коврах-самолётах, то за правильные вопросы вы будете получать звёздочки. Итак, начали.

1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия?

(С зайцем, волком, медведем, лисой)

2. С помощью чего Принц нашёл Золушку?

(При помощи туфельки)

3. Кто тянул Репку?

(Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

4. Сколько раз забрасывал старик невод?? (Три)

5. К кому шла Красная Шапочка? (К бабушке)

6. Кто разбил Золотое яичко? (Мышка)

7. Что попросила достать старуха солдата из сказки Г. Х. Андерсена?

(Огниво)

8. Кого украла Снежная Королева? (Кая)

9. Друг Соломинки и Уголька со швом на животе? (Боб)

10. Назовите волшебную рыбу из русских сказок? (Щука)

11. Чем укололась Спящая Красавица? (Веретеном)

12. Кого спасла Дюймовочка? (Ласточку)

У. Молодцы! Вы хорошо справились с поставленной задачей. Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию, а значит, и к новым заданиям. Итак, посмотрите в нашу книгу, найдите страну Францию, сейчас мы туда отправимся.

ФРАНЦИЯ (Слайд 2)

У.: Волшебники приходят к людям из разных стран, из разных, даже самых отдаленных времен. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите?

Ребята, мы попали в гости к сказкам французского писателя Шарля Перро. И здесь ваше первое задание. Внимание на экран.

Отвечает первая команда. Слайд 3

Отвечает вторая команда. Слайд 4

Отвечает третья команда . Слайд 5

У.: Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас мы летим дальше. Посмотрите в нашу книгу, найдите страну германию, сейчас мы туда отправимся.

ГЕРМАНИЯ слайд 6

У.: Эти сказки погружают нас в стихию затейливо-фантастического и одновременно наивного восприятия мира, перемещают нас в детство, и именно в ту чарующую и неуловимую магию, которая таинственным образом разлита в каждой сказке и которая действует на нас совершенно неотразимо.

Так говорят о сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм.

Они родились в захолустном гессенском городе Ханау. Детство их протекало в городе Штайнау.

Братья Гримм начали собирать сказки очень рано, и помогали им в этом совершенно разные люди. А первым им прислал сказку Филипп Рунге. Та сказка называлась “Сказка о рыбаке и его жене”. Кстати, по мотивам которой была написана Пушкиным “Сказка о рыбаке и рыбке”. Сказки присылались со всей Германии. Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми, и взрослыми, и детьми сказок, которые читают и до сих пор.

А сейчас на экране будут появляться вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Не забывайте, что первой будет отвечать та команда, чей капитан быстрее поднимет руку.

Поэтому, сколько звёздочек вы заработаете, будет зависеть только от вас. Будьте внимательны и точны в ответах. А начнём мы с команды, у которой пока меньше звёздочек. (Слайд 8 )

Вопрос для первой команды Что падало вместо слёз из глаз дочери колдуньи?

    (Жемчужины)

Вопрос для второй команды Как звали короля- лягушонка?

    (Железный Гейнрих)

Вопрос для третьей команды Что было написано на поясе Храброго портняжки?

-- («Побил семерых одним махом» )

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Данию (слайд 9)

ДАНИЯ (Слайд 10)

У.: Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?

То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города.

Родился он в 1805 году во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая их, как бы расцвечивая свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, тем же старухам богаделкам…

Андерсен прожил долгую жизнь и подарил нам много сказок. По-разному приходят к нам Андерсен. То он потихоньку подкрадывается в комнату и напевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То приплывет вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки, нас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь которой делает ее бессмертной.

Андерсен помогает нам разобраться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость.

Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: “Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе”. И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории.” Х.К. Андерсен

Хорошо ли вы знаете сказки Ханса Кристиана Андерсена? Сейчас на экране будут появляться вопросы. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Не забывайте, что первой будет отвечать та команда, чей капитан быстрее поднимет руку.

Слайд 11

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Англию (слайд 12)

АНГЛИЯ (Слайд 13)

(Звучит музыка, ведущий рассказывает.)

У.: 4 июля 1862 года доктор Доджсон, профессор математики одного их оксфордских колледжей, пригласил своих юных друзей – Лорину, Алису и Эдит, дочерей ректора Лидделла, совершить прогулку по Темзе. С ними отправился и молодой коллега доктора Доджсона Робинсон Дакворт.

Сказку! – кричали девочки, - мистер Доджсон, расскажите нам сказку.

Доктор Доджсон привык к этим просьбам. Стоило ему увидеться с девочками Лидделла, как они тотчас требовали новую сказку и обязательно собственного сочинения.

Героиня у доктора Доджсона носила тоже имя, что и средняя из сестер, его любимица Алиса.

Эта сказка была тем, что происходило на самом деле, пока сестры гостили у доктора: это и Безумное чаепитие в домике с башенками, и время на остановившихся часах – шесть вечера, и старая няня – Мышь-Соня и многое другое…

Ах, мистер Доджсон, как бы мне хотелось, чтобы вы записали для меня приключения Алисы! – воскликнула Алиса, прощаясь с доктором Доджсоном.

Доктор Доджсон обещал. Своим четким круглым подчерком он записал сказку в небольшую тетрадь, украсив ее собственными рисунками. Он назвал ее “Приключения Алисы под землей”

Он и не думал издавать свою сказку. Если бы не случайность она бы так и осталась неизвестной. Книгу прочитали дети известного английского сказочника. И она им так понравилась, что Доджсону пришлось дать согласие на издание своей сказки. Так 4 июля 1865 года, ровно через три года после пикника доктор Доджсон подарил Алисе Лидделл первый экземпляр своей книжки. Он изменил заглавие – сказка теперь называлась “Алиса в стране чудес”, а сам он скрылся за псевдонимом Льюис Кэрролл.

Так была написана эта книга. С тех пор прошло столетие – а книга живет “живее некуда”, как сказал об Алисе Гонец. Слава ее растет. Ее переводили на все языки мира, ставили на сцене, в кино и на телевидении. Она вошла в язык и сознание англичан, как, пожалуй, никакая другая книга. Тот, кто не знает Чеширского Кота и Белого рыцаря, не знает ничего об Англии.

У.: Ребята, сейчас вы должны доказать, что тоже хорошо знаете сказку, не хуже самих англичан. ( Слайд 14).

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Швецию (слайд 15 )

ШВЕЦИЯ (Слайд 16)

У.: 29 ноября 1907 года в газете провинциального шведского городка Виммербю в рубрике “Родились” среди других объявлений было опубликовано: “У арендатора Самуэля-Августа Эрикссона – дочь Астрид Анна Эмилия”. Так впервые появилось в печати имя Астрид Эрикссон, будущей прославленной писательницы Астрид Линдгрен. А совсем недавно стало известно, что именем Астрид Линдгрен названа одна из вновь открытых звезд. И писательница обрадовалась, что наконец-то она будет летать.

А в детстве писательницы – истоки всего ее творчества. Детская фантазия Астрид, ее братьев и сестер окрашивала их будничную жизнь в праздничные цвета, овевала ее сказочностью. Так однажды утром, в апреле, случилось “чудо”. Детям показалось, что в углу они видят маленького новорожденного дракончика с маленькими злыми глазками. А дальше уже заработала неудержимая детская фантазия. И вот началась новая игра. Каждый день Астрид с братом Гуннаром носили дракончику еду – огарки свечей, шнурки, пробки и прочее, что, как им казалось, нравится драконам. Игра продолжалась до тех пор, пока не надоела детям, и тогда дракончик “исчез”. Но тем не менее прощание с ним оказалось грустным Вдруг дракончик подошел к Астрид, приложил холодную лапу к щеке девочки, его красные глазки были полны слез. И неожиданно – вот чудо! – он полетел. Постепенно дракончик превратился в маленькую черную точку на фоне огненно-красного солнца. А дети услыхали, что он поет, поет звонким тоненьким голоском. В тот вечер Астрид не стала, как обычно, читать сказку. Она лежала под одеялом и оплакивала зеленого дракончика. Вот как было! Став взрослой, Астрид Линдгрен не выронила ключ от ворот детства. Она крепко держит его в руках, и ключ этот помогает ей отпирать ворота в разные уголки жизни.

У.: Ребята, а вы знаете сказки Астрид Линдгрен? Сейчас мы это проверим. Слайд 17

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

У.: Молодцы.

А сейчас мы продолжаем наше путешествие посмотрим в нашу книгу, найдём страну Италию (слайд 18)

ИТАЛИЯ (Слайд 19)

(Звучит музыка.)

У.: “Талантливые книги, проникнутые духом современности и в то же время сохраняющие живую связь с народом, традицией”. Так говорят о сказках Джанни Родари (1920 – 1980). Джанни Родари поддерживал живую связь с юными читателями, он еженедельно отвечал со страниц журналов на их многочисленные вопросы. Ответы нередко превращались в миниатюрные рассказы или стихи. Вот как например ответил Джанни Родари на вопрос: “Для чего письмам приклеивают марки?”

Письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолёте. И как всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему билет – почтовую марку. Почтовые марки придумали в Англии более 100 лет тому назад. Одно только плохо: лизать обратную сторону марки не доставляет никакого удовольствия. Ну неужели нельзя придумать для марок клей повкуснее?!

Марки почтовые
Самые разные
Со стороны обратной
Безвкусным и пресным
Клеем намазаны

Лизать их не слишком приятно
Марки вдвойне
Полюбили б ребята.
Если б их клеили
Медом и мятой

Скорее придумайте
Марку отличную,
Которую клеит
Варенье клубничное.
Маркам почтовым
Сладким сиропом фруктовым!!

Вот какие стихи писал Джанни Родари. А как интересно путешествовать с Джанни Родари. В повести-сказке “Путешествие Голубой стрелы писатель переносит читателей в мир кукол, убежавших от “феи”. Вместе с Джельсомино мы попадаем в страну лжецов, где издан всеобщий закон о вранье. А еще “Сказки по телефону”, “Джип в телевизоре”, “Торт в небе” и много-много других. Но сегодня мы с вами поговорим…, а вот о ком, вам и предстоит угадать. На русский язык его имя переводится, как Луковка. Кто это?

Д.: Чиполлино.

У.: Правильно. А кем являются все герои сказки “Приключение Чиполлино”?

Д.: Овощами и фруктами.

У: Внимание на экран Слайд 20

Вопрос для первой команды

Вопрос для второй команды

Вопрос для третьей команды

Каких ещё героев этой сказки вы можете назвать?

    Луковицы: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и т. д.

    Принц Лимон

    Синьор Помидор

    Профессор Груша

    Кум Черника

    Барон Апельсин

    Герцог Мандарин

    Граф Вишенка

    Синьор Петрушка

    Доктор Каштан

    Синьор Горошек

    Мистер Моркоу

    Мастер Виноградинка

    Кум Тыква

    Фасолинка

    Редиска

У.: Молодцы ребята. Это самое трудное задание, которое только было у меня. Но вы с ним отлично справились. А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

(Подводятся итоги. Объявляется победитель. Желательно сделать так, чтобы победили все три команды. Каждому участнику игры – подарок - книга с волшебными сказками.)

У.: А сейчас давайте посмотрим на нашу книгу. Что там?

Д. Италия была последней страной, где мы должны были побывать.

У.: Это далеко не все сказочники этих стран. Вспомните, сколько сказок мы прочитали за все время обучения. И сегодня они вам не говорят “Прощай”. Они лишь тихонько шепчут “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русские или зарубежные, народные или авторские, вас снова подхватит ковер-самолет и унесет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!

Литература:

При составлении конспекта были использованы фрагменты из внеклассного мероприятия

по чтению "Что за прелесть эта сказка!" , Вырыпаевой Л. С. Фестиваль педагогических идей 2005/2006 учебный год.

2 класс « Школа России»

Тема: Обобщение к разделу « Зарубежная литература».

Цель урока : 1.Повторить и обобщить знания учащихся;

2.Развивать память, внимание, мышление.

Тест по теме «Литература зарубежных стран».

  1. Напиши имена авторов.

Хогатр____________________________________________________

Перро______________________________________________________

Андерсен___________________________________________________

Слова для справок : Шарль, Ганс Христиан, Эни.

2.Прочитайте отрывки. Напиши названия произведений.

А) « Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

А как вышли за калитку

Да увидели улитку –

Испугалися,

Разбежалися!

Б) Давай с тобою вместе

Кружиться весь денёк!

Прощай, прощай, мой милый,

Уже звенит звонок!

В) Растянувшись на траве и притворившись мёртвым, он стал поджидать, когда какой – нибудь глупый кролик, ещё не успевший испытать на собственной шкуре, как зол и коварен свет, заберётся в мешок, чтобы полакомиться припасённым для него угощением.

______________________________________________________________________________

Г) – Большое тебе спасибо и твоим друзьям. Много лет назад злая колдунья превратила меня в безобразного паука.

______________________________________________________________________________

Д) Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра. Вдруг кто – то постучался в городские ворота, и старый король пошёл отпирать.______________________________________________________________________

  1. Соедини героев с названиями произведений.

Фогг « Перчатки»

Сюзон « Мафин и паук»

Маркиз де Карабас « Бульдог по кличке Дог»

Мафин « Сюзон и мотылёк»

Котятки « Кот в сапогах»

4.Напиши из каких произведений эти предметы.

Горошина_______________________________________________________________

Перчатки_________________________________________________________________

Мельница________________________________________________________________

Сарай____________________________________________________________________

Кости____________________________________________________________________

  1. К какой сказке подходят эти пословицы?

А) Красив тот, кто красиво поступает.

Эта пословица подходит к сказке «__________________________________________________________________»

потому, что _________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Б) Красота сердца дороже красоты лица .

Эта пословица подходит к сказке

«____________________________________________________________________________»

потому, что ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Зарубежная литература"

Урок литературного чтения 4 класс Кому-то сказки надоели, А кто-то сказками пленен. И самый лучший наш урок Начнем с знакомых нам имен. gusi-lebedi...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...

Цели: помочь учащимся обобщить знания по разделу; провести диагностику скорости чтения; развивать память, внимание, мышление, речь.

Планируемые результаты : учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану.

Оборудование: карточки с отрывками из прочитанных произведений; текст для проверки техники чтения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

— Сегодня мы проведем урок-игру по произведениям зарубежных писателей. Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали в этом разделе. (Дети называют произведения.)

III. Работа по теме урока

1. Игра «Узнайте сказку»

Учитель приготовил карточки с отрывками из сказок. Ученик выходит к доске, вытягивает карточку, читает отрывок и называет сказку.

Карточка 1

И волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге, а девочка побрела шажком по самой длинной. На пути она собирала орехи, гонялась за бабочками, рвала цветы. Она еще забавлялась дорогою, как волк уже прискакал к бабушкиному дому. («Красная Шапочка».)

Карточка 2

Наряд оказался и впору и к лицу, а так как маркиз и без того был малый хоть куда — красивый и статный, то, приодевшись, он, конечно, стал еще лучше, и принцесса, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе. («Кот в сапогах».)

Карточка 3

В яме, откуда люди брали песок, чтобы посыпать дорожки, возились два неразлучных друга: страус Освальд и червячок Вилли. Услыхав о собрании, они очень оживились и тотчас же отправились в сарай. Овечка Луиза была в саду и плела гирлянду из маргариток. Стоило только ослику заикнуться о собрании, как она со всех ног полетела в сарай... («Мафии и паук».)

Карточка 4

За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из-под каблуков. И она еще уверяла, что она настоящая принцесса. («Принцесса на горошине».)

Карточка 5

Однажды двадцать пять портных

Вступили в бой с улиткой.

В руках у каждого из них

Была иголка с ниткой. («Храбрецы».)

3. Хогарт «Красная Шапочка»

Ш. Перро «Принцесса на горошине»

Г.Х. Андерсен «Котауси и мауси»

К. Чуковский «Мафии и паук»

3. Игра «Слова и названия»

1. Из данных слов составьте названия сказок. Принцесса, паук, кот, шапочка, красная, Мафии, горошина, сапоги. («Принцесса на горошине». «Мафин и паук». «Кот в сапогах». «Красная Шапочка».)

2. По опорным словам отгадайте название сказки.

Бабушка, девочка, волк. («Красная Шапочка».)

Король, кот, людоед. («Кот в сапогах».)

Ослик, паук, овечка. («Мафин и паук».)

Принцесса, дождь, горошина. («Принцесса на горошине».)

IV. Физкультминутка

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровнее!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильнее!

V. Продолжение работы по теме урока

1. Тест

1. Что досталось в наследство старшему брату?

а) мельница; +

2. В кого не превращался людоед?

а) в тигра; +

б) в мышь;

в) в льва.

3. Что несла Красная Шапочка бабушке?

б) пирожок; +

в) пирожное.

4. Как звали овечку из сказки «Мафин и паук»?

б) Луиза; +

5. Какой пух был в перинах принцессы?

а) лебединый;

б)овечий;

в) гагачий. +

6. Сколько перин постелила старая королева?

2. Диагностика техники чтения

(См. Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.)

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Мы закончили работу по учебнику «Литературное чтение. 2 класс». У вас появились любимые произведения: сказки, рассказы, стихотворения.

— Какое произведение вам особенно запомнилось, стало любимым?

— Какое стихотворение вы можете рассказать наизусть?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений.