Человек с самого своего рождения соприкасается с музыкой: в младенчестве ему поет мать колыбельные, в детском саду и школе – исполнение песен хором и на утренниках.

Первый звонок и выпускной, посвящение в студенты и вальс Мендельсона.

Музыка вечна, она окрыляет человека в радости и помогает пережить моменты, когда тяжело.

В современном мире существуют различные музыкальные жанры:

  • Классический.
  • Ретро.
  • Шансон.
  • Металл.
  • Джаз.
  • Акапелло и др.

Все они имеют своих поклонников и ценителей, достойны уважения и места на олимпе, где царят Муза и Гармония.

Некоторые люди, предпочитая симфоническую или духовную музыку, слушать ничего не хотят о современной инструментальной или электронной, считая эти виды искусства некоей пародией.

В предложенной статье рассказывается, какие бывают жанры музыки и представляются неизвестные произведения.

Каждой эпохе соответствует свой жанр музыки, некоторые из них исчезают бесследно, иные проходят сквозь века, обретая бессмертие.

Определение музыкального жанра включает совокупность определенных свойств и поведений в мире искусства, заложенных в произведении и условий, влияющих на его создание.

К инструментальному жанру относятся произведения, исполняющиеся исключительно инструментами, без вмешательства голоса.

В таблице приведен список с примерами основных классических видов музыкальных произведений, относящихся к инструментальному жанру:

Указан лишь небольшой список основных направлений классической музыки, имеющий расширения по каждой из категорий.

Самый популярный жанр современной электронной музыки

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия образовалось новое музыкальное направление, прочно вошедшее в современную культуру – электронная музыка.

Ниже приведены основные и самые популярные ее направления:

  • Хаус – образовался путем изменения звучания диско. Отличительная черта – частое повторение ритма бит с чередованием сэмплинга.
  • Соул Фул Хаус – идентичен предыдущему, но с включением вокала.
  • Дип хаус – легкая танцевальная музыка, совмещающая элементы эмбиента и джаза. Исполняется на клавишных инструментах с легким добавлением женского вокала.
  • Гараж хаус – идентичен предыдущему, но вокал выносится на первое место.
  • Нью диско – исполняется синтезатором в ритмичном стиле.

Обратите внимание! Известно более двадцати различных разветвлений основных направлений музыки, для разных возрастных категорий существует свое предпочтительное течение.

Какие бывают вокальные жанры

Наиболее обширное направление в музыке – вокальный жанр.

Его многообразие включает:

  1. Камерную музыку – исполняемую малым количеством вокалистов для избранной аудитории. В переводе с латинского – пение в комнате.
  2. Различают разновидности этого направления:

  • Народные – песни, сложенные народом и передаваемые из поколения в поколение. Слова со временем меняются, музыка остается прежней.

    Подразделяются на трудовые, исполняемые за работой, праздничные – к религиозным или светским праздникам, свадьбе, проводам в армию и др., частушки, колыбельные, лирические.

  • Романсы – лирические песни, исполняемые под гитару.
  • Реквием – траурное пение в Храмах.
  • Баллады – хвалебные песни, повествующие о великих победах.
  • Серенады – признание в любви, исполняемое мужчинами возлюбленным.
  • Кант – многоголосое пение, звучащее переливами.
  • Вокализ – упражнение для тренировки голосовых связок.

  • Современную:
    • Рок – обширное направление, включающее металл, панк рок, поп-рок, рок-н-ролл, джаз-фьюжн, готик-рок, хард-рок и др.
    • Поп – популярная музыка: хаус, диско, транс и др.
    • Рэп – тяжело отнести к вокалу, так как его читают, но это направление причисляется вокальным.
    • Джазовая и блюзовая музыка.
  • Духовную – предназначенную для оздоровления души; чаще исполняется на богослужениях:
    • Литургии – повествования основных моментов Священного Писания, исполняются хором.
    • Антифоны – повторяющееся пение с чередованием двух ведущих групп.
    • Рондель, проприум, ординариум – различные по звучанию и предназначению части мессы.
  • Светскую – носящую национальный характер, повествующую о жизни людей и государств:
    • Гильярды – быстрые ритмичные песни.
    • Баллады – повествования победителей.
    • Вильянсико – итальянские поэтические баллады.
  • Классическую – исполняемую в театрализованных представлениях:
    • Опера – сценическое музыкальное произведение, включающее вокальное пение, сценические постановки и музыкальное сопровождение.
    • Оперетта – комическая опера, разбавленная танцевальными сценами и разговорами.
    • Ария – законченный эпизодический отрывок оперы или оперетты.
    • Водевиль – музыкальная веселая пьеса.
    • Интермедия – музыкальное произведение, исполняемое для заполнения паузы.
    • Кантата – торжественное музыкальное произведение.
    • Мюзикл – спектакль, включающий элементы оперетты, оперы, эстрадного пения и сценического танца.
    • Хор – музыкальный ансамбль, состоящий из большого количества исполнителей, чаще выступает в сопровождении оркестра.
  • Шансон и бардовская песня.
  • Музыкальные жанры (жанры музыки) — список и краткое описание музыкальных жанров и направлений.

    Музыкальные жанры

    1. Народная музыка — музыка различных народов мира.

    2. Латиноамериканская музыка — обобщенное название музыкальных жанров и стилей стран Латинской Америки.

    3. Индийская классическая музыка — музыка индийского народа, один из самых древних жанров музыки. Берет свои истоки еще с религиозных практик индуизма.

    4. Европейская музыка — обобщенное понятие, характеризует музыку стран Европы.

    5. Поп музыка Диско (от слова «дискотека») — жанр танцевальной музыки, который возник в начале 1970-х годов. Поп (от слова «популярная») — вид массовой музыкальной культуры. Легкая музыка (от «easy listening» — «легко слушать») — музыка, охватывающая разные стили, общее в такой музыке — простые, запоминающиеся мелодии. Певица, которая исполняет музыку в жанре Поп — Madonna.

    6. Рок музыка — обобщенное название направления музыки, слово «rock» означает - «качаться, укачивать» и указывает на ритмичность музыки.

    Кантри-рок — жанр, который объединяет в себе кантри и рок, и стала частью рок-н-ролла, после того, как Элвис Пресли выступил в 1955 на «Grand Ole Opry».

    Сатерн-рок — «южный» рок, был популярен в США в 1970.

    Хартленд-рок — «рок из глубинки», основан в 1980 году на «кантри» и «блюзе».

    Гаражный-рок — основан в Соединенных Штатах Америки и Канаде в 1960, предшественник «панк-рока».

    Серф-рок — (от английского «surf») — американская пляжная музыка, была популярна в начале 60-х.

    Инструментальный рок — это жанр рок-музыки, в музыке этого жанра преобладает музыка, а не вокал, был популярен в 1950 - 1960 годах.

    Фолк-рок — жанр, объединяющий элементы фолка и рока, был образован в Великобритании и США, в середине 1960-х.

    Блюз-рок — гибридный жанр, объединяющий элементы блюза и рок-н-ролл, начал свое развитие в Англии и США, в 1960 году.

    Рок-н-ролл — (от слова «катить») жанр, родился в 1950-х годах, в США, является ранней стадией развития рок-музыки.

    Мерсибит — (значение жанра происходит от названия групп из Ливерпуля, который находится недалеко от реки «Мерси»)—жанр зародился в Великобритании в 1960-х.

    Психоделический рок — музыкальный жанр, он возник в Западной Европе и Калифорнии в середине 60-х годов, связан с понятиями «психоделия» (галлюциногены).

    Прогрессивный рок — жанр, который характеризуется усложнением музыкальных форм и внедрением диалога.

    Экспериментальный рок — стиль, который основан в следствииэкспериментов со звучанием рок-музыки, другое название — Авангардный рок.

    Глэм-рок — (от слова «эффектный» - «glamorous»)— жанр возник в Великобритании в 1970-х годах.

    Паб-рок — предшественник панк-рока, направления музыки, которое возникло в 1970-х как протест представителей британского рока на чрезмерную чистоту звука в американском AOR и прог-рок.

    Хардкор — жанр появился в Великобритании и США в конце 1970-х. Звук стал более быстрым и тяжелым, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока.

    Скиффл — пение с аккомпанементом. Инструментарий включал стиральную доску, гармонику и гитару в качестве ритм-инструмента.

    Хард-рок — («тяжелый рок») — жанр, который характеризуется выделением звучания ударных инструментов и бас-гитары. Жанр зародился в 1960-е и сформировался в начале 1970-х.

    Панк рок — музыкальный жанр, сформировался в США в 1970-х годах, немного позже — в Великобритании. Смысл, который вкладывали ранние группы в этот жанр — «стремление играть главенствует над умением играть».

    Бард-рок — жанр, который появился в «Советском Союзе» в 1970-х годах. Развивался под влиянием поэзии: Виктора Цоя, Окуджавы.

    J-rock — («японский рок»)— название для разных направлений рок-музыки, которые возникли в Японии.

    Метал — жанр, который сформировался и хард-рока в Англии и США, в 1970-х годах.

    Пост-панк — музыкальный жанр, сформировался в конце 1970-х, в Великобритании. Являлся продолжением панк-рока и отличался разнообразием самовыражения в музыке.

    New Wave — направление, которое включает разные жанры рок-музыки, идейно и стилистически порвали со всеми предыдущими жанрами рока. Возникло в конце 1970-х - начале 1980-х.

    No Wave — направление в кинематографе, музыке и перфоманс-арте. Развивалось в Нью-Йорке в конце 1970-х. Это своеобразный ответ свободных музыкантов и художников на коммерческий «New Wave».

    Стоунер-рок — это музыка среднего темпа или медленная музыка с низкочастотными музыкальными инструментами, такими как бас и гитара.

    Жанр возник в 1990-х, основан на творчестве группы «Kyuss».

    Альтернативный рок — под данным термином понимают различные стили рок-музыки. Появился в 1980-е и охватывает много стилей и направлений, которые берут свое начало в пост-панке, панк-роке и других стилях и музыкальных жанрах.

    Пост-рок — экспериментальный музыкальный жанр рок-музыки. Для жанра характерно использование инструментов, которые обычно используют в рок-музыке и аккордов, которые не характерны для рока (традиционного).

    7. Блюз — музыкальный жанр, который зародился в конце XIX века, на Юго-востоке США в афроамериканском сообществе, в среде повстанцев «Хлопкового пояса».

    8. Джаз — жанр музыки, который возник в конце XIX, начале XX века в США, как результат синтеза европейской и африканской культур.

    9. Кантри — («сельская музыка») — одна из самых распространенных разновидностей североамериканской музыки.

    10. Шансон — (в переводе с французского языка — chanson, значит - песня).

    Имеет 2 значения:

    1. Французская песня в стиле кабаре.

    2. Советская песня на французском языке, эпохи Возрождения и позднего Средневековья.

    Первым композитором и поэтом, который исполнял песни в стиле шансон, был — Гийом де Машо.

    Особенность жанра это то, что исполнитель, автор песни, музыки и слов — один и тот же человек.

    12. Романс — («romance» означает — «по испански») — небольшое стихотворение, которое имеет лирическое содержание, спетое под музыку. Сам термин возник в средневековой Испании и обозначал советскую песню, спетую на испанской языке.

    13. Блатная песня — жанр песни, в которой поется про тяжелые нравы и быт в уголовной среде. С 1990-х годов в русской музыкальной индустрии называют блатную песню — «русским шансоном», хотя она ничего общего с шансоном не имеет.

    13. Электронная музыка — музыкальный жанр, обозначающий музыку, которая была создана с использованием электронных музыкальных инструментов. Часто для ее создания используют различные компьютерные программы.

    14. Ска — стиль, который появился в конце 1950-х, на Ямайке.

    Для стиля характерен ритм 2 на 4: когда бас-гитара или контрабас подчеркивают нечетные удары барабанов, а гитара — четные.

    15. Хип-хоп — жанр музыки, который зародился в Нью-Йорке, в среде рабочего класса — 12 ноября 1974 года. Основателем хип-хопа стал ди-джей Кевин Донован.

    Приведенный список включает только наиболее наиболее популярные музыкальные жанры.

    В настоящее время постоянно появляются новые музыкальные жанры (жанры музыки) и направления.

    Lady Gaga - Judas (сочетает в себе электронную музыку и танцевальные ритмы).

    Стиль в музыке. Классификация музыкальных жанров

    Тема 1.3. Жанры музыкального искусства

    Цель : ознакомление со стилем в музыке, классификацией музыкальных жанров.

    1. СТИЛЬ В МУЗЫКЕ

    Слово «стиль» латинского происхождения и в переводе значит способ изложения, склад речи. Стилем в музыке называется сумма всех элементов и приёмов, использованных в ней, её «итоговый» вид. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам.

    Под стилем подразумеваются:

    Устойчивое единство образных принципов художественных направлений различных исторических эпох;

    Характерные черты как отдельного произведения, так и жанра в целом;

    Творческая манера отдельных композиторов.

    Стиль в музыке предполагает общность произведе­ний музыкального искусства с характерными чертами произведе­ний других видов искусства того или иного исторического перио­да: барокко, клас­сицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и др.

    Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – стиль, господствовавший в искусстве с кон­ца XVI до первой половины XVIII столетия. Барокко отразил внутренние противоречия эпохи в связи с феодально-католической реакцией и активным подъёмом передовых сил. Ведущее положение жанров – фуги, кантаты, оратории, оперы, возникновение инструментальных жанров сонаты, концерта. Ярчайшими представителями эпохи барокко явились А.Ви­вальди, И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.

    Классицизм (от лат. classicus – образцовый)стиль в искусстве XVII – XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, нали­чии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры.

    Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат Й. Гайдн, В.А.Моцарт и Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью: стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирико-драматическое начало; у Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.

    Романтизм (от франц. romantisme) – художественное направление конца XVIII – начала XIX века. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к на­родному творчеству, отрицание бездушности, рель­ефная образность, фантастическое видение мира. Лирическое началообусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии).


    Яркие представители романтизма в музыке: Ф. Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Р.Вагнер, И.Брамс, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини и др.

    Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворенной пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов.

    Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов К.Дебюсси и М.Равеля.

    Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе.

    В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж.Бизе, Дж.Верди, И.Брамса, Ф.Листа и др.

    Основоположником реалистической школы в русской музыке явился М. И. Глинка, чьи традиции получили развитие в творчествеА.С.Даргомыжского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.

    В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина и др.

    Экспрессионизм (от лат. expressionis – выражение) – направление в европейском искусстве первой четверти XX века, в основе которого лежит трагическое мироощущение человечества в преддверии и в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. Экспрессионизм – протест против абсурдности мира и унижения человека.

    Представители экспрессионистского направления в музыке – А.Шёнберг, А.Берг, Б.Барток и др.

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

    Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведенийв связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

    По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш . Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки связаны генетически с первичными как с содержательно-ассоциативными моделями.

    По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные . Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; кон­цертные жанры (концерты для солирующих инструментов с оркестром) с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.

    По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные . Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. В зависимости от участни­ков исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры. Вокально-инструментальные подразделяются на камерные (вокальное произведение в сопровождении одного или нескольких инструментов) и оркестровые. К оркестровым относятся оратории, мессы, реквиемы.

    К инструментальным жанрам относятся сольные (баллада, по­эма, лирическая миниатюра), ансамблевые (квартет, соната для солирующего инструмента с сопровождением) и оркестровые (сим­фонии, концерты, увертюры).

    Песня (от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).

    Танец (от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.

    История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимал­ся как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитал­ся как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.

    Гавот (от франц. gavotte) – уме­ренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.

    Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – танец французского происхождения.

    Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.

    Полонез (от франц. polonaise – «пеший танец», танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.

    Краковяк – двудольный польский танец, возник­ший в Краковском воеводстве.

    Вальс (от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плав­ном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на основе танцев Австрии, Чехии, Германии.

    Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.

    Халлинг (от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.

    Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.

    Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.

    Гопак (от укр. гоп – восклицание, которое произносят во время танца; отсюда же глаголы гопати – топать, гопкати – прыгать) – украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.

    Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.

    Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

    Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).

    В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот (от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возник­ший в г. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвиж­ный бразильский танец городского происхождения) и др.

    Марш (от франц. marche – шествие, движение вперед) – музы­кальный жанр, характерными чертами которого являются стро­гий, размеренный темп, чёткий ритм. Разновидности марша: во­енный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) и концертной музыки («Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).

    Жанр (фр. genre ) - это общее понятие, которое окружает наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

    Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

    Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

    Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

    Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

    Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

    Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

    Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

    Гимн — торжественная песня.

    Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

    Диско музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

    Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

    Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

    Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

    Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

    Кантилена — напевная, плавная мелодия.

    камерная музыка — (буквально «комнатная»). камерные произведения - это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

    Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

    Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

    Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

    Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

    Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

    Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

    Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

    Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

    Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

    Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

    Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

    Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

    Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

    Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

    Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

    Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

    Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

    Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

    R&B (Ритм-Н-Блюз, Англ. Rhythm & Blues) - это музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. в настоящее время сокращённая аббревиатура ритм-н-блюза (англ. r&b) используется для обозначениясовременного ритм-н-блюза.

    Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

    Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

    Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

    Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

    Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

    Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

    Сонатина — маленькая соната.

    Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

    Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

    Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

    Тон — звук определенной высоты.

    Туш — краткое музыкальное приветствие.

    Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

    Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

    Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

    Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

    Музыка является неотъемлемой частью жизни большинства людей. Музыкальные произведения слушают во всех уголках нашей планеты, даже в самых отдалённых. Несмотря на огромную популярность и важность данного направления искусства многие люди не задумываются над тем, какие существуют стили и жанры музыки . В данной статье рассмотрено ТОП-10 музыкальных направлений, которые и до наших дней не утратили своей популярности.

    Ввиду разнообразия различных жанров, многие из вас задаются вопросом: Какие стили музыки бывают? Мы постарались ответить на ваш вопрос и упорядочить основные стили музыки в отдельный список, который по мнению экспертов будет всегда популярных несмотря на многие года.

    1 Поп-музыка


    Данный стиль относится к современному направлению музыки . Этот жанр характеризуется простотой, интересной инструментальной частью и чувством ритма, при этом вокалу уделяется далеко не самое основное внимание. Главной и практически единственной формой музыкальных композиций является песня. «Попса» включает в себя характерные черты европопа, латины, синтипопа, танцевальной музыки и др.

    Музыкальные эксперты выделяют такие особенности поп-музыки:

    • консервативная схема построения песен «куплеты + припевы»;
    • простота и лёгкость восприятия мелодий;
    • основным инструментом является человеческий голос, аккомпанемент играет второстепенную роль;
    • немаловажное значение играет ритмическая структура: большинство композиций пишется под танцы, поэтому они отличаются чётким, неизменным битом;
    • в среднем длина песен составляет от 3 до 5 минут, что полностью соответствует формату современных радиостанций;
    • тексты песен обычно посвящаются личным эмоциям и переживаниям (любовь, грусть, радость и т. д.);
    • огромное значение играет визуальное представление произведений.

    2 Рок


    Как видно из названия (rock – «качать»), данный жанр музыки характеризуется ритмическими ощущениями, которые связаны с определённым движением. Некоторые признаки рок-композиций (электромузыкальные инструменты, творческая самодостаточность и др.) относятся к вторичным, из-за чего многие стили музыки ошибочно относят к року. С этим музыкальным направлением связаны различные субкультуры: панки, хиппи, металлисты, эмо, готы и т. д.

    Рок подразделяется на несколько направлений или стилей, начиная от «лёгких» произведений танцевального рок-н-ролла, поп-рока и брит-попа, заканчивая брутальными и агрессивными дэт-металлом и грайндкором. Данный жанр характеризуется «музыкальной экспрессией», в частности, повышенной динамикой (громкостью) исполнения (некоторые композиции исполняются при 120-155 дБ).

    В состав рок-групп обычно входит вокалист, гитарист (играющий на электрогитаре), бас-гитарист и барабанщик (иногда клавишник). Ритм-секция составляется из бас-гитары, ударных и ритм-гитары (не всегда).

    3 Хип-хоп


    Это направление музыки состоит из нескольких жанров: начиная от «лёгких» стилей (поп-рэп), заканчивая агрессивными (хардкор, хорроркор). Тексты песен также могут иметь различное наполнение – от лёгкого и непринуждённого (воспоминания о детстве, юности и т. д.) до сложных социальных проблем.

    В основе хип-хопа лежат такие стили, как фанк, джаз, регги, соул и ритм-н-блюз. Довольно часто хип-хоп путают с РЭПом, что является в корне неправильным. РЭП представляет собой речитативное исполнение музыкальных композиций, в то время как хип-хоп может вообще не иметь речитатива. В СССР данный стиль музыки появился в 1980-х годах .

    Существуют следующих поджанры хип-хопа:

    • олдскул: относительно упрощённый речитатив, одинаковые по длительности строки, неизменное направление ритма и битов;
    • ньюскул: относительно короткие треки, более душевные мотивы (в направлении поп-музыки);
    • гангста-рэп: песни о тяжёлой жизни, хулиганстве, криминале и т. д.;
    • политический хип-хоп: в текстах содержится призыв к антисоциальной деятельности, объединению общества для разрешения различных внутренних и внешних угроз;
    • альтернативный хип-хоп: данное направление основано на стилях фанк, джаз, поп-рок, соул, а композиции представляют собой сочетание музыки с речитативом;
    • джи-фанк: в этом стиле сочетаются пи-фанковые мелодии и глубокие фанковые басы (синтезаторское наполнение, тонкое звучание флейты и речитатив), разбавленные мужским или женским бэк-вокалом;
    • хорроркор: это направление отличается наибольшей «жёсткостью» и брутальностью треков;
    • южный хип-хоп: данный стиль имеет южные мотивы африканских и латиноамериканских стран;
    • грайм: характеризуется мрачной атмосферой трека, раскатистыми басами и скоростной агрессивной читкой.

    4 РЭП


    РЭП является ритмичным речитативом, который обычно читается под бит. Исполнителями таких композиций являются рэперы или MC. РЭП является одной из основных составляющих хип-хопа. Но данный стиль используется и в других жанрах (драм-н-бэйс, поп-музыка, рок, рэпкор, нью-метал и т. д.).

    Происхождение слова «РЭП» основано от английского «rap» (удары, стуки) и «to rap» (говорить).

    РЭП — музыка является достаточно разнообразной. Композиции могут быть простыми, но в то же время интересными и мелодичными. В их основе лежит бит – ритмичность песен. Зачастую через каждый такт делается определённый акцент клэп (хлопок), снэр (чёткий и короткий барабанный удар), перкуссия (свистки, цепи и т. д.) или бас-барабан.

    В качестве музыкального инструментария обычно используют клавишные, духовые и компьютерные звуки.

    5 R&B


    R&B (ритм-н-блюз) относится к песенно-танцевальному жанру музыки . В основе этого стиля лежат блюзовые и джазовые направления первой половины ХХ века. Отличительной особенностью жанра являются танцевальные мотивы, которые побуждают слушателей безудержно пуститься в пляс.

    В стиле R&B преобладают весёлые мелодии, которые не несут в себе особых философских или мыслительных тематик.

    Многие музыкальные специалисты связывают ритм-н-блюз с чернокожими людьми, поскольку в основе лежат все «чёрные» жанры, за исключением классических и религиозных мотивов.

    6


    Это музыкальное направление возникло в конце XIX столетия в США. Этот стиль музыки сочетает в себе африканскую и европейскую культуры.

    Отличительными особенностями этого направления является импровизация, изощрённый ритм (синкопированные фигуры) и уникальные приёмы ритмических фактур.

    Джаз также относится к танцевальной музыке. Композиции являются жизнерадостными, придают бодрость и хороший настрой. Но в отличии от R&B джазовые мелодии являются более спокойными.

    7 Инструментальная музыка


    Композиции этого направления музыки исполняются при помощи музыкальных инструментов, а человеческий голос в этом не принимает никакого участия. ИМ бывает сольной, ансамблевой и оркестровой.

    Инструментальная музыка является одним из наилучших стилей «для фона». Мелодии, основанные на живых инструментах и современных хитах, идеально подходят для спокойных радиостанций, а их прослушивание дарит гармонию во время работы и отдыха.

    8 Народная музыка

    Довольно популярным стилем является и народная музыка, относящаяся к музыкальному фольклору. Композиции представляют собой музыкально-поэтические творческие идеи народа, которые передаются из поколения в поколение. Традиционные мелодии обычно создаются сельским населением. Такое направление музыки весомым противопоставлением популярному и академическому пению.

    В основе текстов лежат различные мотивы, начиная от тёплых любовных отношений, заканчивая страшными и ужасными военными событиями.

    9 Электро


    Электронная музыка является довольно широким жанром, мелодии которого созданы при помощи электронных музыкальных инструментов и компьютерных технологий. Такой стиль имеет различные направления, начиная от экспериментальных академических песен, заканчивая популярными электронными танцевальными треками.

    В электронной музыке сочетаются звуки, образуемые электронными технологиями и электромеханическими музыкальными инструментами (телармониумом, органом Хаммонда, электрогитарой, терменвоксом и синтезатором).

    10 Музыка в стиле Транс


    Транс является разновидностью электронной музыки, характерными признаками которого является искусственное звучание, уделение особого внимания гармоническим партиям и тембрам, а также относительно быстрый темп (от 120 до 150 ударов в минуту). Обычно транс используется для проведения различных танцевальных мероприятий.

    Если начать продолжать данный список, то он будет бесконечным так как из года в год появляются сотни различный стилей и подстилей. Мы также хотели отметить, что в наш список не вошли такие стили музыки как:

    • диско
    • техно
    • кантри
    • лаунж
    • транс

    Мы будет рады если вы оставите свои комментарии и дополните представленный перечень!