Рассказ Василия Шукшина «Волки» представляет собой короткую, живую зарисовку напряжённого жизненного момента, где опасность ярко выявляет суть двух разных человеческих характеров: мелкого, корыстного – и широкого, смелого.

Иван Дегтярёв и его тесть, нудный, хлопотливый стяжатель Наум Кречетов, воскресным зимним утром отправляются на двух запряжённых санях в лес за дровами. Отъехав уже далеко от деревни, они внезапно видят на пригорке пять волков, поджидающих добычу. Наума охватывает страшная паника. Он разворачивает своего коня и с криками «Грабю-ут!» пускается наутёк. Волки с горы бросаются догонять людей и лошадей.

Молодой, неопытный конь Ивана чуть мешкает и отстаёт. Волки быстро приближаются к саням Дегтярёва. Ивану грозит верная гибель, но он сохраняет самообладание. Вожак волчьей стаи, страшный и лютый, с палёной мордой, уже почти настигает его. Иван начинает стегать волка кнутом.

Оба приготовленных для рубки дров топора лежат в санях у тестя. С их помощью можно отбиться от волков, но Наум, не заботясь о зяте, спешит спасать собственную жизнь. «Дай топор!» – несколько раз кричит ему Иван, которого волки уже обходят с обеих сторон. Откликнувшись, наконец, на громкие призывы зятя, Кречетов выбрасывает один топор на обочину дороги, но сам продолжает удирать. Иван выпрыгивает из саней и хватает топор, оказываясь один среди голодных хищников. Но как раз в этот момент вожак стаи кидается на его лошадь и задирает её. Остальные волки тоже подбегают рвать и пожирать внутренности коня. Спеша насыщаться, они обращают мало внимания на человека, и это спасает Ивану жизнь.

Дегтярёв пешком уходит от них по лесной дороге. За поворотом он встречает тестя, который бросил его на растерзание волкам. Иван чувствует страшную ярость. Чтобы как-то освободиться от неё, он бросается было бить предателя. Дегтярёв хочет в лесу сорвать справедливую злобу на тесте и потом никому не рассказывать про его подлый поступок. Однако Наум, нахлёстывая коня, уезжает в деревню, ещё и стыдя Ивана тем, что он, «чёртов оглоед», «голый» пролез в их богатую родню.

Художественный фильм «В профиль и в анфас» (1977) по рассказам Василий Шукшина «Волки», «Чередниченко и цирк» и «Берега»

Вернувшись домой один, Иван выпивает стакан водки и идёт к Кречетовым разбираться. Тесть, теща и жена уже ждут его с милиционером. Иван бранит Наума, едва сдерживаясь, чтобы не броситься на него. Но суетливый Кречетов ничуть не раскаивается, он наоборот при милиционере обвиняет зятя в намерении «недовольство своё показывать и людей возбуждать». Милиционер уже знает всю случившуюся в лесу историю. Желая помочь Ивану, он уводит его из дома Кречетовых – от греха подальше. Чтобы Дегтярёв на пьяную голову сам не вернулся туда и не устроил драки, милиционер предлагает ему сесть на ночь в сельскую кутузку, где они вдвоём сыграют в шахматишки.

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Рязанский педагогический колледж

Контрольная работа по дисциплине

«Литература»

«Анализ литературного произведения В.М. Шукшина «Волки»

Преподаватель: Лебедева Л.В.

Работу выполнила: Веряскина Н. В.

Рязань 2011


"Волки" - один из ранних рассказов В. М. Шукшина (написан в 1966 г., опубликован в 1967 г. в "Новом мире"). Этому рассказу как-то не повезло: он очень редко включается в сборники произведений писателя, его практически "не замечают" литературные критики. Между тем "Волки" - типичный шукшинский рассказ: его сюжет и основную коллизию составляет вырванный из обыденной сельской жизни эпизод. Эпизод, как чаще всего бывает у Шукшина, драматичный, с насыщенной динамикой действия, с накалом эмоций. В нем (эпизоде) - и это тоже типично для Шукшина - высвечиваются человеческие характеры. Типичен рассказ и по авторской стилевой манере.

Прежде всего, отметим обращенность к разговорной стихии как к главному арсеналу речевых средств; доминирование разговорной речи и в диалоге (что естественно), и в авторском повествовании. Шукшинской прозе в целом свойственна "погруженность" в разговорную стихию. Эта сторона литературного стиля писателя отмечается в литературе о нем. Так, Б. Панкин пишет: "То, что слово - единственное оружие писателя, - аксиома, ставшая трюизмом. Тем не менее, эту истину хочется повторить. С одним, правда, уточнением. Не слово вообще, а речь, живая разговорная речь, легко, непринужденно, словно ртуть, принимающая любые формы. Это ее стихия составляет ткань и содержание рассказов, их строительный материал. Именно она слышится и в диалогах, и в монологах героев, и в лаконичных авторских комментариях" 1 . В композиционно-речевой структуре рассказа явно преобладает диалог.

Скупая на слова, на экспрессивные краски, в то же время точная, энергичная, эмоционально напряженная, семантически осложненная характеристика персонажей, их поступков, сюжетных ситуаций, содержательная краткость, лапидарность слога, характеризующаяся смысловой емкостью и динамичностью изложения. Эти качества писательской манеры Шукшина соотносительны со стилистическими свойствами разговорной речи. Тот же Б. Панкин связывает "многозначительную" краткость слога Шукшина с его пристрастием как художника слова к разговорной речи. "Язык рассказов, - пишет литературный критик, - художественно выразителен, но средства выразительности необыкновенно скромны, непритязательны, они все из арсенала устной речи" 2 (здесь имеется в виду разговорная речь). Впрочем, как показывает художественный опыт Чехова-прозаика (чьим последователем в области поэтики рассказа является Шукшин), такая беллетристическая манера письма жестко не связана со стилистикой "разговорности".

Наконец, стилевую манеру Шукшина определяет установка (и в этом усматривается главный фактор поэтики его литературного творчества) писать правду, "без вранья" ("Восславим тех, кто перестал врать" - из "Записных книжек" писателя).

В результате, как пишет профессор В. С. Елистратов, "на стилистическом уровне мы видим правдивую простоту, своего рода разумную минимизацию словесной фактуры. Ничего лишнего. Четкий ритм. Отсутствие орнамента" 3 .

Активное функционирование в рассказах Шукшина разговорной (литературной) речи и просторечия во многом обусловлено и социокультурным статусом персонажей (в своем большинстве они - сельские жители), пристрастием автора к диалогу, сюжетами рассказов (все они о жизни в деревне), общей ориентацией Шукшина на изображение, художественное исследование народной жизни. "Ухо поразительно чуткое", - так, по свидетельству Ю. Трифонова, А. Твардовский оценил писательское мастерство Шукшина в построении диалога, в воспроизведении живой, непосредственной речи своих героев 4 .

С самых первых произведений главный герой Шукшина - сельский житель, простой русский человек цельной недюжинной натуры, не пасующий ни перед житейскими невзгодами, ни перед лютым лесным зверем. Он обладает надежным запасом самостояния, которое дает силы выстоять в экстремальных ситуациях, требующих определенных нравственных поступков.

Объектом художественного исследования Шукшин избрал современную ему и родную для него алтайскую деревню со всей ее неустроенностью и вместе с тем с неизбывной тягой к добру, с наивным романтическим стремлением уйти от нудной монотонности будней, вырваться из бездушного существования, лишенного традиционных вековых нравственных устоев и поэзии земледельческого труда, сохранив при этом заветы стариков жить по совести. В. Шукшин признавался: "Для меня именно в селе - острейшие схлесты и конфликты. И возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки" 5 .

В литературном творчестве Шукшина в известном смысле прослеживается традиция русской классики, идущая от Лескова через И. Шмелева ("За язык пропадаю") и М. Горького. Действительно, по житейским судьбам, по самостоятельности в поступках и суждениях, по своей жизнестойкости, по открытости, непосредственности души герои Шукшина сродни лесковским персонажам. шукшин рассказ просторечный экспрессия

Писатель погружен в быт, житейские заботы совсем не простого "человека из народа". Автор всегда рядом со своими персонажами, он "свой" для них, живет их печалями и... мечтами. Таким ощущает себя Шукшин в своих рассказах. Он знает деревенскую - жизнь изнутри, не понаслышке, в деталях. Неслучайно один из литературных критиков назвал сочинения Шукшина "голосом народной толщи" 6 .

Сюжет "Волков" прост: двое сельчан - Наум Кречетов и его зять Иван отправились в лес за дровами. По дороге на них нападают волки. Тесть струсил и бросил Ивана одного против волчьей стаи... Вернувшись в деревню, зять за такое предательство, едва не стоившее ему жизни, намерен "отметелить" тестя. Но тот уже вызвал милиционера, который и отводит Ивана в "сельскую кутузку".

В рассказе обращает на себя внимание, во-первых, его лексика, работа автора со словом и над словом; очевидна обдуманность в подборе слов, мотивированность их употребления в данном контексте и в контексте всего рассказа.

Во-вторых - сама манера описания персонажей, участников действия, воспроизведения сюжетных ситуаций, сцен, "картин природы" (последние скупо представлены в "Волках", как, впрочем, и в других рассказах) - лаконичная, сдержанная и одновременно семантически и экспрессивно насыщенная; фраза, речевая структура всего текста отличаются динамизмом синтаксического строя. Стилевая манера Шукшина подчиняется принципу "правдивой простоты", требующему от автора необходимой достаточности в художественном изображении данного фрагмента действительности и в первую очередь - в изображении человека, его поступков, в целом его внутреннего мира, "диалектики души" (по Чернышевскому), в образно-поэтическом воспроизведении "второй действительности" (напомним: художественная литература - это вторая действительность).

Разговорные и просторечные слова и выражения выполняют в рассказе "Волки" следующие функции.

I. Они выступают как речевая характеристика персонажа, подчеркивают экспрессивность его реплик. Вот одна из реплик Ивана (в начале рассказа): - ...Я бы с удовольствием лучше водопровод пошел рыть, траншеи: выложился, зато потом без горя - вода и отопление. Здесь глагол выложиться означает отдать, истратить все силы на что-либо, относится к разговорной речи (первоначально был распространен более всего в речи спортсменов). Глагол выложиться экспрессивен и способствует динамичности высказывания. Это подтверждает сопоставление с возможными синонимическими заменами: старался бы работать, поработал бы как следует (не жалея сил), - которые и многословны (что лишило бы реплику динамичности), и экспрессивно маловыразительны.

Еще иллюстрация: - В деревне плохо!.. В городе лучше <...> А чего приперся сюда?

(Реплика тестя Ивана.) Глагол припереться относится к разговорной (литературной) речи, входит в состав грубопросторечной лексики, он употребителен в эмоционально напряженных ситуациях, когда говорящий выражает свое большое недовольство приходом кого-либо. Это вполне соответствует отрицательному отношению Наума к зятю, а также контексту далеко не дружественного диалога между ними. (Отметим немаловажное обстоятельство для полноценного восприятия текста этого рассказа: и выложиться, и припереться, как, впрочем, и другие слова, относящиеся к разговорной речи, и в наши дни - в начале XXI века, почти через 40 лет, выступают с прежней стилистической характеристикой 7 .)

Наиболее выразительны, экспрессивно насыщены в рассказе реплики, произносимые в острых конфликтных и экстремальных ситуациях, что вообще присуще аффективной речи. Вот, к примеру, заключительная сцена схватки с волками:

Ваша взяла, - сказал он. - Жрите, сволочи <...>

Ну погоди!... Погоди у меня, змей ползучий. Ведь отбились бы - и конь был бы целый. Шкура.

Или объяснение Ивана с тестем после схватки с волками:

Предал, змей! Я тебя проучу. Ты не уйдешь от меня, остановись лучше. Одного отлуплю

не так будет позорно. А то при людях отметелю <...>

Сейчас - остановился, держи карман! - Наум нахлестывал коня. - Оглоед чертов... откуда ты взялся на нашу голову.

В этих репликах мы видим целый набор слов и выражений, наделенных яркими красками "сниженной" экспрессии, "заряженных" отрицательными эмоциями. Выделенные лексико-фразеологические единицы относятся к просторечию или к разряду грубопросторечной лексики и фразеологии, к разговорной (литературной) речи, а также к обиходно-бытовым словам и выражениям разговорной речи. Одно лишь слово предал принадлежит книжной речи.

Урок внеклассного чтения

В 9 классе по теме:

анализ рассказа Шукшина «Волки»

(Приглашаю к разговору)

Оформление: портреты В. Шукшина,

эпиграф, словарная работа,

литературоведческие термины.

Составила учитель

русского языка и литературы

Шевченко Н.П.

Г. Советский

2016 уч. год

Темой нашего урока стали слова одного из героев рассказа Шукшина «Волки» - «Чтобы ты человеком был...».

Эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения нашего земляка, моего коллеги, учителя Анатолия Казанцева из посёлка Пионерский.

Ход урока.

    Слово учителя

Сегодня нашим собеседником станет человек, обладающий удивительно чуткой душой, необыкновенным внутренним зрением, мастер видеть жизнь через увеличительное стекло и замечать в ней такие тонкости и штрихи человеческой сущности, которые мы не замечаем.

Вглядимся в портрет Василия Макаровича Шукшина, в нём поражает искренность, внутреннее беспокойство, простота, удивительная человечность, доброта, связь с простым человеком, т.е. со мной, с тобой, с теми, кого он любит, с народом.

Вникая в жизненные миниатюры Шукшинских сюжетов, видишь все свои недостатки. Совесть не может оставаться равнодушной. Неловко бывает за себя, за тебя, за поступки других людей.

Мы уже познакомились с рассказом «Волки», впервые он был напечатан в журнале «Новый мир» в 1967 г. В его основу положен реальный случай, который рассказала автору мать. И мастерство Шукшина в том, что он сумел прервать услышанное в очень глубокое произведение, поднимающее до сиз пор актуальные нравственные проблемы.

А сегодня я приглашаю вас к разговору непростому, взрослому. Буду рада, если итогом урока будет то, что вы уйдёте с него чуточку чище, нравственно выше, добрее.

Начать разговор я хочу со стихотворения Анатолия Казанцева, из которого взят эпиграф к нашему уроку.

Нас приучают к мысли, что мы волки,

Что надо волчий выучить вокал,

Я зеркало разбил на мелкие осколки,

Чтобы не видеть хищный свой оскал.

Мой меньший брат, мой враг четвероногий,

На время поселившийся во мне,

Дремучий зверь, озлобленный, жестокий,

Тень человека видит на стене.

    Объясните слова эпиграфа, какова его роль?

(Эпиграф выражает основную мысль нашего урока, часто в душе человека борятся доброе и злое, живёт хищный зверь, который может изнутри разрушить человека. Человек должен избавляться от всего недоброго в себе, оставаться как бы ни была жестока жизнь, человеком).

    Почему же рассказ назван «Волки»?

(В рассказе неожиданно появляются волки, которые угрожают жизни человека, но здесь есть и другой смысл).

Волки – это люди, способные предать, бросить в беде, спасающие только свою жизнь.

    Что же превращает людей в волков?

Эгоизм трусость через

Равнодушие разобщённость эти негативные

Злоба жестокость качества

Малодушие потеря совести происходит

Хищничество изворотливость потеря всего

Зависть лживость человеческого

    Вспомним, каков сюжет рассказа?

(Два человека, родственники, тесть и зять, между которыми сложились далеко не простые отношения, едут в лес за дровами, неожиданно появляются волки и начинают погоню за людьми. Тесть, вырвавшись вперёд, бросает зятя одного с пятью волками. Чудом удаётся спасти свою жизнь).

    Композиция рассказа?

(3 части, о чём в них рассказывается, как их можно озаглавить?)

1 часть. Ранний визит Наума

2 часть. Волки

3 часть. Чтобы ты человеком был

Давайте проанализируем первую часть.

Между кем и кем возникает конфликт? Как мы это видим? Как они относятся друг к другу?

Но ведь и речь героев является средством характеристики. Последним, как через разговор родственников можно увидеть их враждебность друг к другу?

Наум считает зятя ленивым человеком, заходя в дом, он упрекает его: «Спишь? Эдак, Ванечка, всё царство небесное можно проспать». А уж потом здоровается. На слова зятя о комфортном жилье в городе (не надо заботиться о дровах, не надо носить воду) он язвительно отвечает: «С одной стороны, конечно, хорошо – водопровод, с другой беда, - ты б тогда совсем заспался».

Иван ведёт себя более сдержанно, мечтает о лёгкой жизни, об устроенном быте в городе, не торопится вставать, ему не хочется трудиться в воскресный день, он не отвечает на приветствие тестя, чем проявляет неуважение к человеку старше себя, иронично звучит его обращение к тестю: «ваше благородие». Итак, между зятем и тестем возникает конфликт. Они, хотя и родственники, но чужие друг другу люди.

Положительное в характере Наума? Характеристику героев даёт

Трудолюбив, энергичен (уже на ногах), ловкий, деловой, проявляет заботу о семье дочери, прожил жизнь в деревне, ему привычен деревенский быт, он любит деревню, воспитал хорошую дочь, она уважает отца и всегда держит его сторону.

Наум – имя от слова «ум», «умный», есть основание, он в семье старший, опытный.

И только слово «хитрый» заставляет нас насторожиться. Что же означает это слово? Заглядываем в толковый словарь:

Хитрый – способный обмануть, извлечь для себя выгоду, вывернуться из любой ситуации.

Отрицательное в характере Ивана:

    Неуважителен по отношению к отцу жены

    Не проявляет должной заботы о семье (а ведь он глава своей семьи)

    С ленцой, не переработался

(Иванушка – дурачок, лежит на печи да ест калачи, ассоциация с героем народной сказки).

Возможно не только за то, что Иван «на всё готовое пришёл», но и за это невзлюбил тесть своего зятя. Трудно разобраться в характере этих людей. На чьей стороне ваши симпатии? Кажется, что Наум выигрывает в сравнении с Иваном.

С чего начинается вторая часть? (с описания природы). Зачитайте.

Какую роль играет пейзаж в рассказе? Что он подчеркивает? (в природе всё спокойно, тишина и красота, гармония, а в мире людей – неприязнь, враждебность, отчуждение)

Мир природы – мир человека отношений

Наум, Иван – волки

Ребята, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он проходит проверку на прочность, на порядочность, на человечность. Это своего рода серьёзное испытание, и далеко не каждый способен пройти его достойно. Эту мысль подтверждает рассказ.

    Какая экстремальная ситуация обнажила человеческую сущность героев?

(встреча с волками)

    Как же раскрылись герои, как они повели себя в этой ситуации?

Прочитаем эпизод погони по ролям (Наум, Иван, автор)

Наум – предал зятя, он спасал свою шкуру, бросил его одного в тяжелейшей ситуации,

оставил одного с пятерыми волками, струсил, отказал в помощи.

Иван – пытается просить помощи, в этой ситуации забывается о своих антипатиях к

«отец», «мы отобьёмся» (пытается с ним объясниться), не сразу осознаёт всю

опасность, теряет время, ни разу не видел волка.

    Когда Иван осознал всю меру опасности? (Когда рассмотрел вожака стаи).

Зачитайте описание волка – вожатая. На протяжении всего рассказа меняется наше отношение к Науму, возникает лексика возрастающего негатива: «гад», «шкура», «сука», «председатель», «змей ползучий», «сволочь».

Что является кульминацией? (поединок волка и человека).

Как ведёт себя вожак? Зачитайте. (настороженно следит за человеком, чувствует опасность, готов в любую минуту защитить стаю, броситься на человека).

А ведь Наум – тоже вожак, старший в семье и умудренный жизненным опытом.

Как он ведёт себя? (бросает родственника, не хочет нести ответственности за жизнь человека)

Антитеза

Волк вожак – вожак семьи Наум

Сила, единство – слабость, разобщённость.

Кто оказался сильнее волки или люди?

В чём проявилась сила волков и в чём слабость людей?

Волки – единый лагерь, сплочённая, дружная стая

Как показано единство хищников (через 3л., мн.ч. глаголы)

Найдите подтверждение этой мысли

Люди – разобщены, спасаются по одиночке, оказываются слабыми.

Оказывается людям есть чему поучиться у природы (ведь волки – часть природы), они оказываются мудрее, чем люди.

Ваша позиция? Как должен был повести себя Наум? (помочь, не бросать, перебороть свою трусость)

Почему он, умудренный опытом, оставил человека?

Что сделало из него волка, спасающего свою шкуру? (малодушие, трусость, «шкурничество», эгоизм)

Как мог поступить Наум при встрече с Иваном? (признать свою вину, повиниться)

Читая начало рассказа мы и подозревать не могли о том, какие негативные качества есть в характере Наума, и только здесь они проявились в полной мере.

О чём говорит развязка? Посмотрим 3 часть.

Какой новый герой возникает в рассказе? (в последней части в доме Наума появляется милиционер)

С одной стороны – он на стороне Наума, т.к. ему грозит расправа зятя и он обязан защитить по закону тестя.

С другой стороны – по – человечески он на стороне Ивана.

    Как это видно? Зачитайте эти эпизоды.

    Был момент, когда милиционер пытался примирить героев.

    А как вы думаете, возможно ли примирение? (нет, предательство просить нельзя. Иван мог погибнуть, такое вряд ли можно просить)

Какова тема рассказа? Сложные взаимоотношения между людьми, посредством которых перед нами раскрываются их несовместимые нравственные ценности. Т.о. автор помогает понять такую мысль: первое впечатление о человеке бывает обманчиво, но сама жизнь может сорвать маску с любого человека и обнажить его волчью сущность. За внешним обаянием скрывалась чёрная душа.

    Какой урок хотел преподать тестю Иван. Зачем?

(побить, проучить чтоб он стал человеком, и в подобной ситуации уже повёл себя по другому). Слова Ивана: «Чтобы человеком был...» К кому обращены эти слова? (не только Науму, автор через эти слова обращается и каждому из нас)

«Чтобы ты человеком был...»

А что по вашему человек должен воспитывать в себе, чтобы быть им:

Через Милосердие

эти положительные Доброту

качества Отзывчивость

формируется Ответственность за судьбу другого

нравственность Гуманность

человека Честность

Способность проявить мужество

и постоять за слабого

Из всего этого следует, что человек должен воспитывать свою душу, избавляться от волчьего, хищного, негативного через миссию доброты и понимания, уважения и порядочности, человечности и милосердия, иначе он превратиться в тень человека.

    Вывод. Слово учителя.

Душа каждого из нас душа человека подобна саду, и от человека зависит, какой сад вырастит он в своей душе, сад красивый, ухоженный, приносящий радость и счастье не только самому хозяину, но и другим людям, или же этот сад будет заброшенным, заросшим сорняками и бурьянам, который не плодоносит, не радует других людей, вызывает лишь уныние и сожаление. Рассказ Шукшина учит, как быть человеком.

    Домашнее задание.

Творческая работа.

Попробуйте написать продолжение рассказа (возьмите такой заголовок: «Продолжение напишет жизнь»)

_______________________________________________________________________________

Оформление на доске

Словарная работа

Обаятельный – полный обаяния, очарования.

Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего – либо. Шкура – (глубокое, просторечное), продажный человек, корыстный, преследующий только личную выгоду.

Шкурник – тот, кто заботиться о своём благополучии, о своих личных выгодах в ущерб другим.

Шкурничество.

Вожак – тот, кто ведёт за собой (здесь применительно к человеку).

Нравственность – 1) совокупность норм поведения человека в каком либо обществе.

2) моральные качества человека.

композиция,

антитеза,

кульминация,

развязка,

тема произведения,

Нравственные проблемы 60-70-х годов XX века осмысливаются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова. Эти авторы рассматривают тему духовности русского человека.

В. Шукшин - замечательный писатель, умеющий по-своему передавать истории. Его рассказы характерны своей простотой. Несмотря на внешнюю сюжетную непритязательность и краткость, они глубоко нравственны и поучительны, чувствуется, что у автора за спиной богатый жизненный опыт. Писатель с доброй иронией и без излишней назидательности показывает нам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Из его рассказов можно извлечь для себя мораль. Например, как в рассказе «Волки». Здесь мы видим, что бывает, когда люди превращаются в зверей.

В рассказе два главных героя, два простых русских мужика. Наум - не старый еще, расторопный, хитрый и обаятельный (вероятно, здесь присутствует некоторая ирония автора). Иван - сильный, правда немного ленивый. Автор сразу дает понять, что между ними нелады (в начале рассказа говорится, что между Иваном и Наумом существовала семейная неприязнь).

Они едут в лес за дровами, и на них нападают волки. Первым струсил Наум. От страха он даже голову потерял, закричал: «Грабю-ют!» Понятно, что этот человек - трус, в нем живет вечный страх за собственную жизнь, любая ситуация вызывает у него беспокойство. Иван же поначалу оставался спокойным, хладнокровным, он даже удивлялся реакции своего тестя» Но, когда волки оказались рядом, Ивану тоже стало жутко. Всяким человеком может овладеть страх, когда опасность близка.

Ситуация сложилась так, что Ивану была необходима помощь Наума. Наум должен был всего лишь придержать лошадей, и тогда они с Иваном отбились бы, от волков. Но тот струсил, и Иван оказался в большой опасности. Наум предал его.

Волки напали на сани и растерзали лошадь. Только смелость и самообладание Ивана спасли его, он выжил. Вот вам и простой мужик, вот вам и «гол, как сокол!», как говорил Наум. Выжил в такой ситуации, не струсил. Смелый человек. А Наум оказался трусом и предателем.

Но вот и последующий момент сюжета. Иван решил свести счеты с негодяем. И началась другая гонка. Тогда волки догоняли человека, а теперь человек догонял человека. Чем эти двое лучше волков? Жажда мести, злоба превращают людей в зверей. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Конфликт продолжается дома у Наума, когда Иван пришел все-таки разобраться с предателем. Хорошо, что милиционер вмешался, а то бы произошло убийство.

Благодаря этому рассказу я для себя окончательно уяснил, что трусость, пожалуй, самый скверный порок, он зачастую порождает в человеке подлость, предательство, вызывает в нем к жизни все плохое, без чего наше существование, к сожалению, не обходится и по сей день.

Почти все авторы, рассматривающие так или иначе проблему нравственности в своих произведениях, не берутся решать эту проблему в каком-то одном ключе, хотя и имеют довольно четкие представления о нравственных категориях. Однако, показывая несовершенство человека, постоянно преступающего законы морали, они тем не менее подходят к этой теме с известной долей осторожности, стараясь избежать прямолинейности, ходульности образов, назойливой назидательности.

Главный герой рассказала Шукшина "Волки" - это Иван Дягтирёв. Он сильный, хотя и немного ленивый, смелый и справедливый человек. Второй герой - Наум, человек хитрый и, как оказалось, трусливый. Уже в начале автор говорит что герои недолюбливали друг друга. Они оказываются в лесу (едут через него за дровами), где на них нападают волки. Наум сбегает на лошадях, лишь бросив топор Ивану. Дягтирёв смог отбиться от волков, но видит ужасную сцену, как волки растерзали его лошадь. Иван негодует, ведь они могли отбиться, и лошадь бы осталась цела, если бы Наум не струсил и не сбежал. Да и сам Иван чудом выжил. Если бы волки не насытились лошадью, то обязательно напали бы на человека. Иван возвращается, тесть испытывает облегчение от того, что Иван жив.

Но Дягтирёв хочет наказать тестя за предательство и "нечеловеческое" решение бросить Ивана. Он даже обещает никому не рассказывать об этом случае. Но Наум сбегает и в этот раз. Более того - дома старик вызывает милиционера, оскорбляет Ивана, ничуть не задетый произошедшим - совесть Наума молчит. Ивана это возмущает, он хочет наброситься на Наума, но милиционер его останавливает. Он согласен с Дягтирёвым, но позволить рукоприкладство не может. И ради блага Ивана, чтобы на горячую голову он не натворил дел, они идут в отделение. А милиционер предлагает Ивану сыграть там в шахматы.

Характеры Ивана и Наума показаны через описание поведения героев в такой тяжёлой ситуации, когда за ними гонятся голодные волки. Наум от страха начинает кричать "Грабю-ут". А Дягтирёв невольно думает, уж не с ума ли сошёл тесть. "Он испугался, но как-то странно: были и страх, и жгучее любопытство, и смех брал над тестем". И только увидев вожака стаи, Иван понял всю опасность ситуации. Но всё равно не поддался страху, сохранил самообладание и благодаря этому остался жив.

Шукшин проводил аналогию между гонкой волка за человеком и человека за предателем. Иван словно оказывается на месте волка и с той же решительностью идёт за Наумом, чтобы его проучить, искоренить эту бесчеловечность, недопустимую и непростительную трусость. Ведь человеком нужно оставаться в любой ситуации.

Автор согласен с Иваном, он поддерживает его в стремлении проучить негодяя, показать, что тот поступил неправильно. Ему горько от того, что есть на свете такие люди, готовые бросить человека в беде, можно сказать, на растерзание, и даже потом беспокоиться только о себе, не понимать всю чудовищность совершённого поступка. Разве можно после этого называть Наума человеком? Что отличает его от волка, от животного, которым руководит один только страх? Поэтому в названии прослеживается двойной смысл. Как в поговорке "Человек человеку волк", но ведь так быть не должно...