Духина Анна
Презентация «Башкиры»

Башкиры тюркоязычный народ , проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Семейная жизнь башкир в прошлом характеризовалась спокойной и мирной.

Отношения между супругами строились на взаимном уважении и согласии.

Необходимость взаимопонимания в семье нашла отражение и в фольклоре, в частности, в пословицах и поговорках : «Бергэнеке берэгэйле» (В единстве сила, «Берлектэ - бэрэкэт, таркаулыкта - 1юлдкэт» (В сплоченности - сила, в разобщённости -гибель) .

В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет, где четко регламентированы правила поведения каждого члена семьи. Особое место среди этих норм занимают взаимоотношения супругов.

Главой семьи считался отец. Он был хранителем семейных устоев, распорядителем имущества, организатором хозяйственной жизни и имел большой авторитет в семье.

ольшим почётом и уважением пользовалась старшая женщина, жена главы семьи. Она была посвящена во все семейные дела, распоряжалась женскими работами.

С приходом невестки (килен) свекровь освобождалась от работ по хозяйству; их должна была выполнять молодая женщина. В обязанность килен входило приготовление пищи, уборка жилища, уход за скотом, дойка коров и кобылиц, работы по изготовлению тканей и одежды.

радиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения : зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой.

одственные отношения у башкир по мужской и женской линиям поддерживались в одинаковой степени, хотя говорят, что «Родственники жены у очага, а родственники мужа у порога» . В связи с патрилокальным поселением супруги с родственниками мужа общались чаще, родственники жены, естественно, приезжали только в гости.

У башкир существует специальная терминология для определения прямых потомков до седьмого колена, по которой можно установить разрыв родственных связей на восьмом поколении.

На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю - она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой.

Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику, не рекомендовали посещать мечети (молиться дома, посещать кладбища.

Публикации по теме:

Презентация «Посуда» ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи НОД: В ходе непосредственно образовательной.

Презентация «Масленица» Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался.

Презентация «Дружба» В рамках тематической недели "Мы друзья" я подготовила для ребят презентацию о дружбе. Захотелось сделать ее красочной и весёлой. Для этого.

Презентация «И. Я. Билибин» Иван Билибин художник. Иллюстрации к сказкам Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник, иллюстратор. Родился 4 августа 1876 года.

Презентация «Масленица» Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье.

450 лет вместе. Башкиры. Свердловская областная межнациональная библиотека. Информационное издание. Башкиры Свердловской области, коренное население Урала, живут во всех городах и районах области. Большая их часть – сельчане. Места компактного проживания – Красноуфимский, Михайловский, Нижнесергинский, Артинский, Каменский районы. Вместе со всем народом в 2007 году уральские башкиры отмечают 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России – отмечают как праздник нерушимой дружбы и братства башкирского и русского народов, всех народов нашей Родины. Вхождение в состав России имело для Башкирии большое прогрессивное значение, способствовало пробуждению производительных и творческих сил, приобщению к хозяйственному опыту, русской культуре и общественной мысли. Дружба русского и башкирского народов крепла и закалялась в совместной борьбе за целостность и независимость России. Башкиры храбро сражались в ополчении Минина и Пожарского, в Азовских походах Петра 1, в Северной и Семилетней войнах. В Отечественную войну 1812 года Башкирия выставила 19 кавалерийских полков. Признанием их ратных заслуг служит то, что в Лейпцигском музее рядом с названиями русских дивизий золотыми буквами высечены наименования башкирских частей. Многие века наши народы боролись против социального и национального гнета. Выразительным примером союза людей труда разных национальностей стала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, в которой активное участие принял башкирский народ, выдвинув из своей среды талантливого полководца, мыслителя и поэта – легендарного Салавата Юлаева. Яркой страницей в летопись боевого содружества вошел рейд южно-уральских партизан по тылам белогвардейцев под командованием В. К. Блюхера. Тысячи башкир отважно сражались в составе частей Красной Армии, которыми командовали М. В. Фрунзе и В. И. Чапаев.

Сценарий выступления «Башкиры»

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком, -

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой…

Башкортостан необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами.

Республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Здесь проживает около 100 национальностей (живут русские, башкиры, татары, чуваши, мордва и т.д.)

Флаг Башкирии представляет собой полотнище зеленого, белого и синего цвета с эмблемой. Синий цвет означает чистоту помыслов народов республики, белый – их миролюбие, зеленый – свободу. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.

Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей.

Столица республики – город Уфа–это большой, красивый город.

В мире и согласии живут трудовые слои башкирского и русского народа. Им всегда приходилось вместе защищать интересы России.

Нам хорошо известно имя легендарного героя башкирского народа Салавата Юлаева.

Он соединил в себе талант поэта, дар полководца, бесстрашие воина. Эти качества отражают духовный облик башкир.

Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Башкирский народный праздник – сабантуй (переводится как “праздник плуга”.)

Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых.

Прекрасны башкирские песни, народные танцы, хороши традиции и обычаи башкирского народа. Вы сейчас услышите мелодии курая – этого чудесного национального духовного инструмента.

Башкортостан – республика большой нефти и нефтехимии.

Башкортостан – республика машиностроения.

Башкортостан – республика хлебных полей.

Башкортостан – республика душистого меда, целебного кумыса.

Башкортостан – страна певцов, страна поэтов.

В народных танцах, так же как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. С башкирским искусством народного танца познакомились зрители многих республик, областей и краев нашей страны. Башкирские танцоры побывали в нескольких десятках стран всех пяти континентов.

(танец)

Сегодня мы говорили о Башкортостане, о его бескрайних просторах, о бесчисленных богатствах, которые нам с вами беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!

В пестрых красивых башкирских коврах,

В девственных горных воздушных лесах,

Под золотистого солнца лучами,

Липы душистые пленяют цветами,

Трудятся пчелы башкирского меда,

Свойства целебные дарит природа.

Мягкие травы, в зелёное время,

Лугов сенокосных молочное бремя.

Духом священна гора Иремель,

Энергична Уфа, полноводен Инзер.

Лентой голубой украшает Агидель

Башкортостан любимый наш край,

Песней Отчизну возносит курай:

Башкортостан жизнерадостный выше взлетай,

Людям звездой путеводной сияй!

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

КАЗ УМЭХЭ (каз омэсэ или каж умэхэ) - праздник гусиных помочей. Этот осенний праздник приходится на период наступления первых морозов и "забивания" гусей. В этот день варят пшенную кашу на жирном гусином бульоне и подают вместе с гусиным мясом. НОУРУЗ - приходится на 21-22 марта. Праздник посвящен встрече весны.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Родинная обрядность. Имянаречение Рождение ребенка - особое событие в башкирской семье. Ребенок после рождения получал временное имя (пеленочное), которое давала повитуха. Постоянное имя ребенок получал после обряда имянаречения на празднике "ИСЕМ ТУЙЫ" (наречение ребенка именем). Религиозный обряд имянаречения проводит обычно мулла и дед ребенка, старик-сосед. Для участников обряда устраивают угощение. В прошлом башкиры не фиксировали дату дня своего рождения. Однако теперь дни рождения детей широко отмечаются.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Народные игры Башкиры, чья жизнь была тесно связана с разведением лошадей, добились значительных успехов в конных видах спорта. Среди конных состязаний популярностью пользовались следующие: БЭИГЕ - состязание скаковых лошадей. Старт давался в степи, а финишировали всадники в ауле. Бэйге входит всегда в программу сабантуя. АУЗАРЫШ (переваливание) - конноспортивная игра. Два всадника, оседлав лошадей, должны стащить друг друга с седла или вынудить соперника спрыгнуть на землю. Всадникам разрешено хватать друг друга за шею, кушак, руки, выталкивать ноги соперника из стремян. КУК-БУРЕ (серый волк) или "козлодрание". Две группы всадников должны отнять тушу козла у одного из всадников.

Слайд 17

Описание слайда:

Народные игры КЫЗ КЫУЫУ (догнать девушку). Девушка скачет на коне, а юноша, скачущий на другом коне, должен ее догнать и поцеловать. РУБКА ЛОЗЫ. Всадник на скаку должен срубить лозовые прутья (длиной 1,5-2 метра). Помимо конных состязаний значительной популярностью пользовалась национальная борьба (КУРЯШ). Куряш проводился на майдане (ровной травянистой площадке). Борьба ведется на "стойке" с обоюдным захватом двумя руками за кушак "накрест" на спине соперника. Современный поединок длится 5 минут.

Слайд 18

Описание слайда:

Народные игры Популярны были и игры с шаром (мячом): «СОКОР ТУП» и «СЭКЕН». СОКОР ТУП (лунка и мяч). С помощью клюк (подобие клюшек) игроки стараются закатить шар в казан (котел), т.е. в лунку, находятся в центре круга. Игроки мешают это сделать "нападающему". СЭКЕН (аналог хоккея). В игре участвуют две команды. Основная задача - "забить" деревянный шар за кол или камень (установлен границе двух полей).

Слайд 19

Описание слайда:

Народные игры Во время праздников особой популярностью пользовались перетягивание аркана (участвовали до 20 человек), "бег в мешках", "разбивание горшков с завязанными глазами", "доставание губами монеты из чаши с молоком", "бой мешками", "бег мужчин, попарно связанных за ноги", а также скачки, стрельба из лука, метание копий и камней в цель, бег наперегонки (югырмак). Спортивные состязания были непременной частью праздника наряду с угощениями и массовыми играми. Например, в процессе проведения свадьбы состязались в борьбе. В день свадебного пира (туй) проводили конские скачки в доме невесты.

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).