Какие изменения в ОСАГО ждут нас завтра, 1 июля 2016 года - последние новости.

Новые полисы ОСАГО с 1 июля 2016

Самое главное изменение - замена полисов ОСАГО. С 1 июля 2016 года в России выходят новые бланки полисов ОСАГО. Они будут розового цвета и заменят старые зеленые бланки, которые подделываются уже в промышленных масштабах. По некоторым сведениям, в России уже около 1 миллиона поддельных полисов ОСАГО.

Замена полисов ОСАГО на новые с 1 июля 2016 года коснется не столько водителей, сколько страховщиков. Именно страховщики с этой даты должны получить новые бланки полисов, а уже после этого начать их выдавать своим клиентам. То есть, если у Вас на руках есть действующий полис ОСАГО, менять его с 1 июля никто не заставит.

На сегодняшний день подготовлено уже 2 миллиона новых бланков ОСАГО. Завтра они должны поступить в страховые компании.

Как сообщают в Гознаке, цена новых бланков, изготовленных с более совершенными мерами защиты, будет выше обычных полисов примерно на 10-15%. Однако, эти расходы должны лечь на плечи страховых компаний, а не покупателей.

Переходный период, когда одновременно будут продавать полисы как на новых, так и на старых бланках, продлится до 1 октября 2016 года, сообщила пресс-служба РСА. «Переходный период по одновременной продаже старых зелёных и новых розовых бланков полисов будет установлен с 1 июля на 3 месяца. В этот промежуток времени внесение изменений в договоры или заключение новых договоров страховые компании смогут осуществлять как на новых, так и на старых бланках полисов. Этот период даст возможность наиболее комфортно перестроиться на работу с новыми полисами как самим потребителям страховых услуг, так и регулирующим и контролирующим органам власти», – сказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Электронное ОСАГО для юрлиц

С 1 июля 2016 года вступают в силу изменения, которые позволяют страховым компаниям открыть возможность покупки электронных полисов ОСАГО для юридических лиц.

Страховщики провели соответствующую технологическую подготовку к расширению проекта электронных полисов, со стороны РСА все готово к запуску этого процесса.

Однако, компании вправе самостоятельно решить, сколько полисов ОСАГО продавать электронным способом.

В настоящее время электронные полисы ОСАГО физлицам продают 14 компаний-членов РСА.

Процедура заключения договора с юрлицами практически ничем не будет отличаться от физлиц. Клиент создает личный кабинет на сайте страховщика, заполняет заявление, информационная система компании берет необходимые данные из автоматизированной информационной системы РСА, далее выставляется счет, после оплаты страхователь получает полис в личном кабинете и на электронную почту .

Цены на ОСАГО с 1 июля 2016

В интернете ходят слухи о повышении тарифов ОСАГО с 1 июля 2016 года. Напомним, в последнее время страховщики все чаще упоминают о либерализации тарифов. Это означает отмену установленных сейчас тарифных коридоров и введение свободного тарифа ОСАГО. То есть, каждая страховая компания будет самостоятельно устанавливать цену на ОСАГО.

Однако, в ближайшее время повышение стоимости ОСАГО не планируется. «Что касается рынка ОСАГО, то, прежде чем говорить о либерализации тарифов, нужно навести порядок с той ситуацией, которая сложилась на рынке. Если освободить тариф, то он в ряде регионов может серьезно вырасти, поскольку для страховщиков часть регионов сейчас убыточна. Это приведет к диспропорциям на рынке», - сообщила сегодня глава Банка России Эльвира Набиуллина.

С 1 июля система автострахования переходит на бланки ОСАГО нового образца

1133 просмотра

С 1 июля 2016 г. система автострахования переходит на бланки ОСАГО нового образца, пишут «Известия». По мнению инициаторов Российского союза автостраховщиков (РСА), данная мера позволит затормозить бурное развитие рынка теневого ОСАГО в нашей стране. «Известия» выяснили, насколько целесообразна эта реформа.

С момента вступления в силу федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцами транспортных средств» 1 июля 2003 г. полисы ОСАГО стали неизбежным приложением к пакету документов на управление автомобилем. За это время сами бланки фактически не менялись внешне, доверие к страховым компаниям у автовладельцев росло медленно, а вот тарифы на ОСАГО в 2014-2015 гг. — быстро и весьма существенно. Все это вкупе с незначительной суммой штрафа — всего 800 руб. за езду без ОСАГО или с ненастоящим полисом привело к тому, что рынок заполнил фальсификат. По данным РСА, число поддельных полисов составляет от 1 млн до 4 млн штук, в разных регионах количество «липы» колеблется от 2,3 до 20% от общего количества страховых полисов.

Бланк повышенной секретности

«Проблема будет решаться системно, и новые бланки — только начало цепочки последовательных шагов, среди которых: упрощение и популяризация продаж электронных полисов, ужесточение мер контроля за оборотом подделок со стороны органов правопорядка и страховщиков», — отметил Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах». По мнению эксперта, реформа не доставит неудобств автовладельцам. Действие полиса на бланке старого образца не будет приостановлено, и с 1 июля недействительным он не станет. Заменить старый бланк новым вариантом можно будет по своему желанию, и притом совершенно бесплатно — все затраты лягут на плечи страховщиков.

Сколько продлится процесс обновления полисов, пока не заявлено. О самих новых бланках тоже пока известно немногое. Поскольку основная цель обновления бланков — вывод из оборота фальсифицированных полисов, особенности и отличия новых бланков от старых пока не разглашаются. Но все же кое-что о новшествах известно. «Центральный банк, к примеру, предложил поместить на полисы QR-коды», — говорит Дмитрий Белов, директор департамента финансовых услуг компании «АвтоСпецЦентр». Также планируется указывать примененный КБМ (коэффициент бонус-малус — скидку за определенный стаж безаварийного вождения) по каждому из лиц, допущенных к управлению автомобилем. Это предохранит страхователя от незаслуженного «обнуления» истории страхования, и ее не придется восстанавливать. «Информации на полисе станет больше, и она будет полезна как для страховщика, так и для страхователя, — уверена Татьяна Кудрявцева, начальник управления андеррайтинга компании «Зетта Страхование». — Подделать можно, конечно, все что угодно, примеры с подделкой денег и не только всем хорошо известны, но новый бланк разрабатывается с максимально возможной степенью защиты и на будущее в том числе».

Надо повысить штрафы

Основные цели и задачи ОСАГО — помощь каждому владельцу автомобиля в минимизации своих расходов и рисков, а также финансовая защита потерпевших участников ДТП. Когда по рынку свободно циркулируют поддельные полисы, эти цели не реализуются: виновники ДТП вынуждены искать средства на возмещение ущерба, иногда даже распродавая свое имущество, а потерпевшая сторона нередко так и остается у «разбитого корыта» — без полученной компенсации, ведь виновникам не всегда удается изыскать необходимую сумму. «На начальном этапе перехода на новые бланки количество поддельных полисов должно резко сократиться, — убежден Дмитрий Кузнецов, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие». — Мошенникам потребуется определенное время, чтобы научиться их подделывать».

Действительно, на какой-то период проблема будет решена. Однако, по мнению части экспертов, этот период может оказаться очень коротким, а польза от перехода на новые бланки минимальной. «Качество поддельных полисов очень высокое, и как только появятся новые образцы бланков, они тут же будут скопированы идеально», — убежден Андрей Барсуков, заместитель генерального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК). Эксперт считает, что начинать следовало не с типографской защиты бланков, а с ужесточения ответственности автовладельцев. По его мнению, повышение штрафа с нынешних 800 руб. до суммы, превышающей среднюю стоимость полиса, допустим, до 10 тыс. руб., решило бы вопрос намного эффективней.

Фальшивая нота

Теневой рынок ОСАГО разнообразен и готов предложить «товар» любого качества — от имитаций низкого уровня, распечатанных «на коленке», до подделок, отличить которые можно только с помощью экспертизы. Такой фальсификат изготавливается на сертифицированном оборудовании Гознака, расположенном на территориях бывших союзных республик — Молдовы, Украины. «Подпольщики» Сибири и Дальнего Востока, пользуясь географической особенностью своих регионов, печатают подделки на китайских станках.

Часто в обращении можно встретить полисы «двойного» действия. В этом случае один договор составляется на двух автовладельцев, причем сам страхователь не подозревает об этом. Под прицел мошенников попадают и старые бланки самих страховых компаний, которые просто не успели изъять в нужное время. День ото дня число контор, предлагающих такие услуги, растет наравне со статистикой их разоблачения. С ними ведет борьбу РСА в партнерстве с международной организацией Group IB, расследующей компьютерные преступления в сфере информационной безопасности.

Потребители «левых» полисов, по мнению экспертов, делятся на две группы. Представители первой, обманутые недобросовестными посредниками, приобретают «липу» неосознанно. Эта группа невелика, и, чтобы случайно не попасть в ее ряды, достаточно следовать простым советам. «Нужно выбирать проверенную страховую компанию, — рекомендует Наталья Дронова, руководитель проектов РАМК. — Стоит отдать предпочтение крупным игрокам, давно зарекомендовавшим себя на страховом рынке». Заключать договор лучше в офисе компании, а при обращении к посреднику — страховому агенту или брокеру — стоит быть особенно внимательным. Не надо стесняться спрашивать копию доверенности от уполномочившей его страховой компании, а также звонить в саму компанию, хотя бы для сравнения цен — у мошенников они, как правило, занижены. «Перед покупкой можно проверить любой полис ОСАГО на подлинность самостоятельно через онлайн-сервис РСА», — напоминает Наталья Дронова. Это не требует ни финансовых затрат, ни даже регистрации — достаточно просто подать заявку, и ответ придет в течение 24 часов.

Однако большинство покупателей фальсификата осознанно выбирают подложные полисы. «Это автовладельцы, зачастую с хорошей страховой историей, те, у кого за последние несколько лет не было ДТП, — рисует портрет представителя группы Татьяна Кудрявцева. — Они думают, что с ними уже ничего не может произойти, поэтому тратиться на настоящий полис не стоит». Такие автовладельцы решают «рискнуть» и покупают поддельный документ, экономя тем самым несколько тысяч рублей, хотя с учетом возможных последствий экономия эта весьма сомнительна. «Очень важно понимать, что вероятность попасть в ДТП и оказаться виновным оценивается в среднем по рынку как 7-8%, а это означает одно ДТП за 13 лет безаварийной езды, так что, если вы ездите пять лет безаварийно, это не значит, что так будет всегда», — предостерегает Татьяна Кудрявцева.

Кто кому пойдет навстречу

Основной мотив покупки — цена подделки, которая в три, а иногда и в четыре раза меньше стоимости настоящего ОСАГО. «К тому же автомобилисты не боятся попасться на использовании подделки, поскольку чувствуют недостаточный контроль над исполнением страхового законодательства со стороны государства», — считает Дмитрий Белов. Действительно, «попасться» сложно: «умысел использования поддельного полиса в корыстных целях» хоть и уголовно наказуем (штраф до 120 тыс. руб. или лишение свободы на срок до четырех месяцев), но в случае водителя юридически никак недоказуем, разве что тот сам во всем чистосердечно сознается.

Между тем именно с покупателями, а не с продавцами подделок надо бороться в первую очередь. Ведь фальшивые полисы будут существовать до тех пор, пока на них есть спрос. И тут вряд ли поможет смена бланков. Комплексные меры — другое дело. Причем затрагивать они должны весь рынок ОСАГО, который давно нуждается в коренных преобразованиях. «Нужно сделать процесс оформления обязательного страхования автогражданской ответственности не просто пустой формальностью, а грамотным техническим и юридическим процессом, который не займет у автомобилистов много времени и средств, — считает Александр Ачкасов, председатель правления Союза автошкол. — Страховщики должны пойти навстречу водителям».

Но для страховых компаний в первую очередь важна прибыль. «Для некоторых городов рост цен на ОСАГО является неподъемным, — почеркнула Людмила Ростова, соучредитель компании инновационных страховых решений IID. — Ведь помимо изменения стоимости самого полиса продолжается «накручивание» среднего чека страховщиков в «депрессивных» регионах с повышенной убыточностью — допродажи безубыточных продуктов: от страхования от несчастного случая до страхования от укуса клеща».

Так же как и для страховых компаний, прибыль важна для сотрудничающих с ними агентов и брокеров — возможно, поэтому так медленно продвигается система электронного страхования, которую намерен форсировать Центральный банк. Пока же страховые компании ссылаются на технические сложности. «Количество желающих совершить покупку полиса через интернет растет постоянно, но для формирования устойчивой к перегрузкам системы онлайн-продаж требуются серьезные инвестиции в программное обеспечение, бэк-офис и прочее. Не многие страховщики готовы к этому прямо сейчас», — говорит Татьяна Кудрявцева, соглашаясь, что будущее все равно за интернет-продажами: легкими, быстрыми, удобными для потребителя. К тому же электронный полис подделать практически невозможно.

МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Российский союз автостраховщиков (РСА) с 1 июля запускает кампанию по переходу страховщиков ОСАГО на продажу полисов на новых бланках. При этом предусмотрен переходный период, когда одновременно будут продаваться полисы на новых бланках и на бланках старого образца, который продлится до 1 октября 2016 года.

Об этом сообщил президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

"Переходный период по одновременной продаже старых зеленых и новых розовых бланков полисов будет установлен с 1 июля на три месяца. В этот промежуток времени внесение изменений в договоры или заключение новых договоров страховые компании смогут осуществлять как на новых, так и на старых бланках полисов. Этот период даст возможность наиболее комфортно перестроиться на работу с новыми полисами как самим потребителям страховых услуг, так и регулирующим и контролирующим органам власти", - цитирует Юргенса пресс-служба ВСС.

При этом договоры страхования, заключенные на старых бланках до 1 октября 2016 года, будут легитимными до окончания срока их действия.

Юргенс пояснил, что необходимость переходного периода связана с тем, что на руках страховых агентов и брокеров находится достаточно большое количество нереализованных бланков старого образца. Без переходного периода вывести их из обращения затруднительно.

По словам главы союзов, выпуск новых бланков направлен, в первую очередь, на борьбу с подделками, которые по качеству изготовления зачастую невозможно отличить от подлинника без проведения специальных исследований. По экспертным оценкам, не менее 1 млн бланков полисов ОСАГО в настоящее время являются поддельными, и пока количество продаж фальшивых бланков полисов уменьшается неактивно.

"Гознак к 1 июля изготовит необходимое и достаточное количество новых бланков. Они будут содержать более сложные водяные знаки, металлическую полосу, иную конфигурацию расположения защитных элементов. Секрет изготовления металлической ленты и водяных знаков, само собой, не раскрывается", - отметил Юргенс.

По информации специалистов Гознака, самым сложным как раз является подготовка бумаги с водяными знаками и металлической лентой. Так, для того, чтобы подготовить качественную подделку уже нового бланка полиса (с новыми водяными знаками и утвержденной конфигурацией) потребуется от одного до двух лет.

"Для автовладельцев данное нововведение не создаст каких-либо дополнительных трудностей. Все как всегда, только полис будет иметь несколько иной внешний вид бланка, в данном случае, другого цвета - розового", - подчеркнул Юргенс.

"Фактически происходит удорожание себестоимости бланка полиса, но эти затраты полностью ложатся на страховщиков и никак не влияют на автовладельцев. Стоимость нового бланка полиса для страховщиков влечет удорожание примерно на 0,7 рубля. РСА же не несет прямых затрат в связи с нововведением", - заверил Юргенс.

В первой половине февраля 2016 года российских автомир поразило заявление Российского союза страховщиков, в котором сообщалось, что все существующие полиса ОСАГО с июля 2016 года будут признаны недействительными, а владельцам машин придется сменить документ на более новый в кратчайшие сроки.

Массовая замена полисов ОСАГО в 2016 году, виделась РСА в качестве единственно возможной меры противодействия против огромного количества поддельных документов. Беспрецендентная по своим масштабам акция должна была вернуть доверие к настоящим страховым свидетельствам и не допустить повторения текущей ситуации.

А что за проблема?

В настоящий момент, по сведениями правоохранительных органов, в России продано более 5 миллионов поддельных полисов.

Злоумышленники, воспользовавшись слабой защитой документа, растиражировали полиса ОСАГО и продают их по цене 1 500 рублей. Как следствие, на дорогах России оказалась масса автомобилей, владельцы которых могут показать сам полис, но по факту машина нигде не застрахована. Естественно, что в случае ДТП получить какую-либо компенсацию от страховых компаний будет невозможно.

Несмотря на то, что использование поддельного документа карается по закону, привлекать к ответственности всех водителей с ненастоящими полисами не представляется возможным. Правозащитники и вовсе утверждают, что некоторые автовладельцы просто не знают, что приобрели подделку.

Представители Российского союза страховщиков совместно с органами правопорядка считают, что проблема достигла таких масштабов, когда решить ее можно только кардинально. Именно поэтому с 1 июля 2016 года ОСАГО полис будет абсолютно новым, а все старые документы будут считаться недействительными.

Примечательно, что и до сих пор нет четкого понимания, как будет выглядеть новый полис ОСАГО. Дизайн еще не доработан. Но что известно точно - новые полисы ОСАГО будут печатать специалисты Госзнака и документ снабдят современными системами защиты от подделок.

Как проверить свой полис ОСАГО?

Следует отметить, что страховые компании будут менять на новый только реальный полис ОСАГО, который зарегистрирован в соответствующей базе. А те владельцы документов, которым не посчастливилось приобрести подделку, останутся не с чем. И вынуждены будут оформлять страховку снова, как на новый автомобиль.

Поэтому уже сейчас желательно проверить свой полис, чтобы не столкнуться в будущем с неожиданной проблемой. Сделать это можно на официальном сайте Российского союза страховщиков.

При этом необходимо убедиться, что в базе данных полис числится на правильные данные (ФИО и конкретный автомобиль).

Кому необходимо поменять?


Изначально, РСА настаивал, что заменить свои полисы страхования до 1 июля 2016 года обязаны все владельцы транспортных средств. В их заявлении прямо говорилось, что с 1 июля старый полис ОСАГО станет недействительным и сотрудники ГИБДД начнут выписывать штрафы. Однако, сразу же поднялась волна возмущения. Кроме того, многие специалисты сказали, что страховые компании сами не готовы к столь масштабной акции.

Как следствие, сначала Госзнак, а затем Центробанк России призвали граждан сохранять спокойствие, сообщив что одномоментной замены всех полисов не будет.

Наконец, 25 февраля 2016 года, и представители РСА признали что первоначальный план замены был не самым удачным. По новым правилам, до 1 июля заменить полис ОСАГО смогут только тем, у кого он заканчивается. Плюс получить новый документ могут желающие. А в целом, процесс массовый смены бланков пройдет в течение календарного года.

При этом, с 1 июля 2016 года при предъявлении полиса старого образца, сотрудники ГИБДД будут сверять его данные с центральной базой РСА. Таким образом, поддельные документы будут выявляться и постепенно выводиться из оборота.

Что будет если не поменять на новый?

Как утверждают юристы, если у водителя на руках есть действующий договор страхования, его взаимоотношения со страховой компанией регламентируются именно этим документом.

И даже если владелец авто не поменял ОСАГО полис 1 июля, именно договор является основным документом, при возникновении страхового случая.

Поэтому при участии в аварии переживать не стоит. Естественно, если на руках настоящий, а не поддельный полис.

Однако, чтобы сократить возможные неприятности и разбирательства со страховыми агентами, все-таки рекомендуется при первой возможности получить новый полис ОСАГО.

Подорожает ли страховой договор при замене полиса?

Нет! Это будет нарушением законодательства со стороны компании, оформляющей страховку. Действующий договор остается на тех же условиях, что и был. Меняется только полис ОСАГО в 2016 году.

А вот если договор будет оформляться на новый срок, то стоимость его может уже измениться. Но произойдет это не по инициативе страховых компаний, а в том случае, когда Центробанк России произведет очередную корректировку тарифов.

Итог

В течение 2016 года в России будут массово заменены бланки полисов ОСАГО на более новые и защищенные. Абсолютно всем их менять не обязательно.

Но желательно убедиться, что полис на руках действительно реальный, а не поддельный. С 1 июля 2016 года, сотрудники ГИБДД будут проверять каждый старый бланк в центральной базе РСА. Поддельные документы будут изыматься из обращения.