Русская классика бессмертна. Давайте вместе проанализируем повесть «Гранатовый браслет»

Повесть Гранатовый браслет была закончена А. И. Куприным в 1911 году. Для написания этой истории автору понадобилось около трех месяцев. Сюжет произведения настолько увлек Куприна, что неожиданно для него самого небольшой рассказ перерос в повесть.

Любовь или сумасшествие в повести «Гранатовый браслет»

Тема «Гранатового браслета» взята из реальной жизни. Любимов рассказал Куприну о навязчивых ухаживаниях чиновника к своей матери. К постоянным письмам поклонника относились снисходительно.

До того момента, когда в одном из писем обнаружили украшение в виде гранатового браслета. Подобный поступок расценили как дерзость и настоятельно попросили больше не беспокоить женщину. После этого события, ухажер исчез из их жизни в неизвестном направлении.

История заинтересовала Куприна, так как сердечные переживания является основной темой в его рассказах. Он приступил к написанию произведения, основанного на реальных событиях. Автор предпочел в своей повести более оригинальную концовку.

  • События повести разворачиваются в 20 веке на российской территории вблизи морского побережья. Одним из главных персонажей является княгиня Шеина Вера Николаевна находящаяся 6 лет в браке с князем Василием Шеиным. Роль ухажера княгини выполняет бедный чиновник Желтков.
  • В «Гранатовом браслете» автор рассказывает о страстной любви мелкого чиновника к княгине Шеиной Вере Николаевне. Познакомившись с сюжетом поближе, у многих читателей возникает вопрос, что же на самом деле пережил чиновник в своей жизни – любовь или сумасшествие?

Образ возлюбленной княгини Веры Шеиной

Куприн представляет Веру Николаевну, как девушку с английским типажом.

  • Она была молода и красива. Обладала высокой стройной фигурой и аристократическим обаянием.
  • Ее манеры были утонченными, а взгляд гордым и прекрасным. С одной стороны, Куприн показывает ее высокомерие, с другой способность к сочувствию и пониманию.
  • Внешность Веры Николаевны вызывала восхищение у окружающих. Девушка находится замужем за князем Шеиным Василием Львовичем. Однако в этом союзе она выступает прежде всего в качестве друга и помощника для своего мужа.
  • Вера Николаевна была достаточно умна, поэтому помогала мужу справляться с делами. Княгиня обладает добротой и великодушием. Она жертвует своими желаниями ради общего интереса, компенсируя таким образом финансовый недостаток. Куприн наделяет ее женский образ сильным духом и способностью к самопожертвованию.


Вера Шеина

Для окружающих супружеская пара создавала впечатление полноценной счастливой семьи. Однако для Веры Николаевны жизнь была монотонна и скучна. Автор выделяет в характере княгини простоту и царственное спокойствие. Ее душевное состояние можно сравнить с увядающим цветком.

Вере Николаевне не хватает ярких эмоций, новых впечатлений. Ее будни проходят по одному сценарию. Автор подчеркивает настроение княгини при помощи описания увядающей природы осени – бесшумное море, высохший урожай, тишина и безлюдность заброшенных дачных участков.

У супругов Шеиных не было детей. Вера Николаевна очень хотела стать матерью, однако судьба распорядилась иначе. Княгиня очень тосковала по материнству и с удовольствием играла с маленькими детьми: «...та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры ».

  • Вера Николаевна окружена людьми, в жизни которых отсутствуют настоящие сильные чувства. Все вокруг убеждены, что любовь является редкой диковинкой.
  • Сестра княгини Анна замужем за богатым человеком со званием. Несмотря на то, что сестра на дух не переносит мужа, она рожает ему двух детей и живет в свое удовольствие. Ее поступки жизнерадостны и легкомысленны.
  • В одной из бесед сестер, княгиня высказывается о море, словно о своей жизни: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает». Подобные эмоции Вера Николаевна проживает в семейной жизни.

Единственный персонаж, придающий немаловажное значение любви в жизни каждого человека, генерал Аносов. Он помогает княгине взглянуть иначе на ухаживания неизвестного чиновника, становится для нее духовным учителем.



Не зная Желткова, Анисимов не спешит критиковать, а напротив, пытается его понять. Заставляет задуматься и придать значимость происходящим событиям. В беседе с Верой Николаевной генерал проникает в глубину ее души и озвучивает самое заветное желание женщины — испытать настоящее всепоглощающие чувство. В этом рассказе, он отображает позицию Куприна. Раскрывает настоящее отношение автора к любви. Именно Аносов сравнивает любовь с трагедией всей жизни.

  • Желтков переживал те чувства , которые так хотела испытать Вера Николаевна. Она не верила, что в ее размеренной и однообразной жизни может что-то измениться.
  • По словам автора, княгиня была обделена мужским вниманием. Возможно поэтому, она не смогла оценить испытываемую к ней любовь. Княгиня была закрыта для подобных эмоций.
  • Ее жизнь имела четкие представления и ограничения. Вера не воспринимала письма всерьез, потому даже не допускала мысли о правдивости и искренности любви Желткова.
  • При жизни чиновника у княгини никогда не возникает желание увидеть его. Ее не посещали мысли о судьбе этого человека.
  • Желтков помогает Вере взглянуть на мир другими глазами. Она наконец понимает насколько ценно и важно испытать истинную любовь. Осознание происходящего приходит в ней слишком поздно. Она теряет то, что еще не успела приобрести.
  • Мимо нее проходит желанное и долгожданное чувство, способное наполнить ее жизнь неподдельным счастьем. Своим поступком Желтков нарушает ее привычный ритм жизни и как будто открывает глаза на реальность. Он помогает ей открыть душу и сердце для новых эмоций и переживаний.
  • Чиновник доказывает ей, что можно любить искренней безответной любовью.


В момент прощания с телом Желткова, Вера Николаевна видит в нем своего героя. Находясь рядом с ним, она впервые осознает всю трагичность сложившейся ситуации. Умиротворенное лицо чиновника ассоциируется у княгини со страданиями великих людей. Их первая и последняя встреча стала поворотным событием для внутреннего состояния княгини.

Образ влюбленного чиновника в повести «Гранатовый браслет»

Главным героем в истории любви «Гранатового браслета» был чиновник Желтков Г.С.

  • Куприн выбирает для него внешность молодого симпатичного человека. Его высокое худощавое телосложение и нежный взгляд с голубыми глазами дополняют романтический образ чиновника. Желтков увлекается музыкой. Она наполняет его прекрасными возвышенными чувствами.
  • Чиновник на протяжении длительного времени влюблен в Шеину Веру Николаевну. Смысл его жизни заключался в том, чтобы изредка увидеть ее. Понаблюдать за ее аристократичными и утонченными манерами. Желтков не придает значения замужеству Веры. Его не смущает разница между их социальным положением. Его любовь бескорыстна и самоотвержена.
  • Он ничего не требует взамен. Готов для любимой пойти на любые жертвы. Возможность прикоснуться к предмету касавшегося ее рук, была для него драгоценна и несравнима ни с одними материальными ценностями.
  • Для Желткова княгиня необыкновенная женщина. Именно она подарила чиновнику возможность испытать светлое чувство. Окрыленный любовью, Желтков позволяет себе отправлять ей письма, в которых присутствуют нотки вульгарности.
  • Чиновник пишет редко, как бы извиняясь, что вмешивается в жизнь княгини и нарушает ее спокойствие. В дальнейшем эмоции в письмах становятся более сдержанного и мудрого характера. В своем обращении он проявляет заинтересованность в благополучии Веры Николаевны.
  • Желтков мог в любой момент бесцеремонно ворваться в жизнь княгини, подстроить их встречу и насладиться личным общением. Обладая огромной силой воли, он сдерживает подобные порывы. Поведение чиновника превозносит его человеческие качества над остальными персонажами.
  • Он не считает себя достойным ее внимания и довольствуется тем, что княгиня читает его письма. В этом заключается его безграничное счастье. Таким образом она как будто прикасалась к его душе.


Образ Желткова

Любовь Желткова наделена силой и верой. На протяжении стольких лет он не сдавался, а еще больше воодушевлялся. Его любовь благородна и непоколебима перед чужими угрозами. Попытка запугивания осведомлением властей, вызывает у Желткова насмешку. Лишь он один понимает, что никакое наказание в мире не запретит ему любить и поклоняться княгине.

  • После визита брата и мужа Веры, чиновник понимает, что не в силах отказаться от своей любви и единственный выход прекращения этой истории видит в самоубийстве.
  • В момент прощания с жизнью, он не испытывает ни малейшего сожаления и благодарит княгиню за пережитое им чувство. Он не думает о своих интересах. Для него превыше всего счастье любимой женщины. Он лишает себя жизни, чтобы не нарушать ее покой. Автор позиционирует этот поступок не как проявление слабости, а как некий подвиг.
  • Желтков не принес себя в жертву, а находит правильный, по его мнению, выход из ситуации. Куприн проводит параллель между силой любви и силой смерти.
  • С помощью гранатового браслета, чиновник хотел показать свою преданность и огонь, переполнявший его сердце. В этот подарок он вложил всю свою любовь. Эта была еще одна возможность прикоснуться к рукам княгини.
  • Браслет был самой дорогой вещью , которую имел Желтков, однако материальная ценность не представляла для него интереса. Для Куприна такая деталь является символом, он неоднократно сравнивает гранатовый браслет со смертью.
  • Семья Шеиных расценила дорогой подарок, как вседозволенность. Примитивность их рассуждений не позволяет задуматься над тем, что побудило Желткова на такой поступок и правдивы ли его чувства. Для Шеиных была важна только честь их семьи.


После самоубийства чиновника, княгиня впервые задается вопросом: » И что это было: любовь или сумасшествие?». В ней просыпается непреодолимый интерес к его жизни. Беспокойство стало первой эмоцией Веры, которую пробуждает Желтков своим трагическим поступком. В ее голове всплывают мысли генерала Аносова о том, что возможно ее жизнь посетила настоящая сильная любовь.

  • В прощальном письме Желтков говорит о своей любви, как о «громадном счастье», подаренным ему свыше. Это было первое и последнее письмо, которое княгиня развернула с нежностью, а не с привычным холодным равнодушием.
  • Написанные Желтковым слова звучат словно прощальная молитва о любви. Прочитав письмо, Вера впервые поняла, что являлась целым миром для незнакомого человека.
  • Произведение Бетховена, подаренной ей напоследок, каждой ноткой проникло к ней в душу, растопило ее сердце и впервые за долгое время, вызвало бурю неподдельных эмоций.

История этой любви не оставляет у читателя душевной тяжести. Судьба Желткова вызывает небольшую грусть о несбывшихся светлых мечтах. Читатель, не испытавший в жизни настоящей любви, воспримет главного героя за душевно больного человека. Но судить его вправе, только люди, пережившие подобное чувство. На примере этого рассказа, Куприн показывает ценность неподдельных искренних чувств в жизни каждого человека.

Видео: А где же любовь в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»?

Шабурова Д.Х., учитель русского языка и литературы лицея № 2 для одарённых детей г. Душанбе

ЛЮБОВЬ ИЛИ СУМАСШЕСТВИЕ?

Открытый урок литературы в 11 классе по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

В статье представлена разработка урока по литературе в 11 классе. Инсценировки по рассказу помогают лучше разобраться в вечной теме любви, раскрывают творческие возможности учащихся и их отношение к теме урока.

Ключевые слова: любовь, сумасшествие, браслет, всепрощающая, смерть

Ход урока:

    Орг. момент

Слово учителя : Любовь или сумасшествие? Странно, не правда ли? Можно ли любовь считать сумасшедшей? А что такое любовь? Для одних это «божество и вдохновенье» , для других – химический процесс в организме. Но, пожалуй, не найти ни одного поэта, ни одного писателя, который не посвящал бы любви хотя бы несколько строк.

« У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание», говорил когда-то К.Г.Паустовский.

Омар Хайям:

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая – любовь.

Но ещё не любовь – соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, - любовь!

Учитель : Сегодня мы прикоснёмся к этой вечной теме и попробуем разобраться, любовь или сумасшествие описал А.И.Куприн в рассказе «Гранатовый браслет»

Куприн : На днях я пошлю издателю небольшой рассказ под названием «Гранатовый браслет». Это печальная история маленького телеграфного чиновника П.П.Желтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (теперь губернатора в Вильне). «Браслет» плохо даётся, главная причина – моё невежество в музыке».

Ведущий : Горький, прочитав рассказ, отзывался о нём так: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна! Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература

Куприн : В середине августа вдруг наступили отвратительные погоды, но к началу сентября устоялись тихие безоблачные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению. Кроме того, сегодня был день её именин – 17 сентября. Ждали гостей.

Горничная : Ваше сиятельство, пришёл посыльный и положил это на стол. Сказал, чтобы передали барыне в собственные руки.

Вера Николаевна : Догоните его!

Горничная : Он приходил полчаса назад, никак не догонишь!

Вера Николаевна : Ну хорошо, идите.

Рассматривает браслет. «Точно кровь!»

Читает письмо:

Желтков : Ваше сиятельство, глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна! Браслет принадлежал ещё моей прабабке. Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, прислуге, с которой Вы говорите.

Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г.С.Ж.»

Василий Львович Шеин : Господа, новая повесть «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист»

Вера Николаевна: Лучше не надо.

Куприн : Любовь – чувство, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования. Истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу… Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Аносов : Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты не должны её касаться. Разве каждая женщина не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей,на всё готовой?

Вера Николаевна . : О, конечно, дедушка!

Аносов: Может, твой телеграфист ненормальный малый, маньяк, а может быть, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Ж.Б.Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно что не жил…

А.С.Пушкин:

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает.

встретясь с ней, смущённый, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Николай Николаевич : Я нахожу эту переписку дерзкой и пошлой. Пора положить этому конец.

Василий Львович : Я сам пойду к этому …юноше, вручу ему браслет и прочитаю хорошую нотацию.

Н.Н. и В.Л. приходят к Желткову.

Николай Николаевич : Мы до сих пор не принимали против вас никаких мер, хотя могли бы обратиться к помощи власти…

Желтков: Как вы сказали? К помощи власти? Василий Львович, я люблю вашу жену. Что бы вы сделали, чтобы оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Заключить меня в тюрьму? Но и там я буду любить её .Остаётся только одно – смерть. Я готов, и завтра вы обо мне ничего не услышите. Позвольте мне поговорить с вашей женой, всё, что она скажет, будет известно вам.

Вера Николаевна :Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история! Пожалуйста, прекратите её как можно скорее».

Желтков : Княгиня совсем не хотела говорить со мной, просила как можно скорее прекратить эту историю. И вот я прекращаю эту историю.

Куприн : На следующий день Вера Николаевна прочитала в газете заметку «Загадочная смерть».

Вера Николаевна: Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или сумасшествие?

Василий Львович : Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя.

Желтков : Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЁ!»

Учитель : Так что же это? Любовь или сумасшествие? Можете ли вы привести примеры такой всепоглощающей любви?

Ученик : История Ромео и Джульетты. Ромео покончил жизнь самоубийством, думая, что его возлюбленная умерла.

Ученица : А мне кажется, что такой была любовь Аси из одноимённой повести И.С.Тургенева, бескорыстная, самоотверженная.

Ученик : Тогда надо вспомнить и историю любви И.С.Тургенева к Полине Виардо. Мало людей, способных всю жизнь любить одного человека, зная, что любимая замужем, никогда не ответит взаимностью, не надеясь ни на что, быть счастливым находясь просто рядом.

Ученица : Мне кажется, что настоящая любовь меняет человека, его мысли, его стремления. Пример тому – Базаров из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Любовь к Одинцовой заставила его изменить своим взглядам и убеждениям.

Ученик : Любовь Онегина к Татьяне не была сумасшествием. Думаю, он полюбил Татьяну потому, что она отказала ему. Чем меньше женщину мы любим… А может, чем меньше мы мужчину любим?

Ученица : Можно вспомнить о любви Петра и Февронии, умерших в один день и час.

Н.А.Некрасов:

О сердце бедное моё!

Боюсь: ты скоро изнеможешь…

Простить не можешь ты её

И не любить её не мложешь…

М.Ю Лермонтов:

Страшись любви: она пройдёт,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьёт,

Ничто воскреснуть не поможет.

Без друга лучше дни влачить

И к смерти радостней клониться,

Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться!...

Учитель : Сколько людей, столько и мнений. Так было и будет всегда. И если я спрошу вас, существует ли настоящая любовь в наши дни, уверена, что услышу самые разные суждения. Надеюсь, что вы в своей жизни встретите настоящую, единственную, взаимную любовь.

Что такое любовь? Многие философы и литературные деятели давали своё объяснение этому понятию. К примеру, Бердяев Николай Александрович говорил, что «Любовь – не только благодать, но и активность самого человека». А вот китайский философ Омар Хайям ассоциирует любовь с вином: по его мнению, человеческий организм как сосуд, а любовь как вино наполняет сосуд духовной составляющей. Фихте Иоганн давал такую характеристику этому всепоглощающему чувству – «Только в любви - жизнь, без неё - смерть и уничтожение». Вот и А.И.Куприн не оставил без внимания этот вечный вопрос и раскрыл его в своём рассказе «Гранатовый браслет».

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной» или же она сумасшедшая и маниакальная? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.

С одной стороны, любовь Желткова – это та любовь, о которой, пожалуй, мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, – любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас». Но если посмотреть с другой стороны, любовь – это действительно сумасшествие. Желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть он полюбил не столько её саму, сколько её внешность, что означает простое физическое влечение. Но ведь настоящие искренние чувства всегда основаны на духовных составляющих человека.

Несмотря на то, что Куприн, скорее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь»), я убеждена: то чувство, которое испытывал Желтков к Вере, – это не любовь, а настоящее сумасшествие, это психическое расстройство, которое в конечном итоге привело главного героя произведения к самоубийству.

Вместе со статьёй «Сочинение «Что это было – любовь или сумасшествие?» (Гранатовый браслет)» читают:

Поделиться:

Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.

И если Пушкин и Лермонтов говорили «языком любви», а Маленький принц Экзюпери восклицал, что был молод и не умел любить, то наш современник Денис Майданов в силе любви не сомневается: даже «если друзья продадут за пятак» - «я буду знать, что ты любишь меня».

Но любовь, по мнению большинства поэтов и писателей, это труд души, некий талант, дарованный не каждому. Она мимолётна. Её легко не заметить, не почувствовать и упустить. Она бескорыстна.

Именно о такой любви повествуется в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжет рассказа прост. «Мелкий» служащий почтового отделения влюбляется в княгиню Шейнину. Он не докучает ей своей любовью, лишь однажды позволяет себе преподнести ей подарок – гранатовый браслет.

Но с самого начала эта трагическая история неразделённой любви наполнена каким-то мистическим настроением. Вначале – это погода, её изменчивость. Затем - подарок мужа: жемчужные серёжки. И, наконец, подарок Желткова. По словам самого влюблённого, зелёный гранат наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от смерти.

Знаменательны и слова Аносова о силе всепоглощающей любви, которая, отдавая, взамен ничего не требует. Выслушав рассказ Веры о письмах некоего Г.С.Ж., Аносов предполагает, что, возможно, это и была та самая любовь, о которой грезит большинство женщин мира.

Выяснив по городским журналам адрес Желткова, князь Шеин и брат Веры отправляются на переговоры с этим человеком.

Во время встречи с Желтковым, его пытаются и запугать, и даже понять.

Желтков же достаточно спокоен. Признавшись в любви к княгине, он лишь просит разрешения написать ей последнее письмо.

Чувство собственного достоинства, по мнению Куприна, этому небогатому молодому человеку придаёт его искренняя любовь, которая возвышается и над нежной любовью-дружбой Шеиных, и над «удобной» любовью сестры Веры.

Но здесь хочется сказать вот ещё о чём. Любовь – это прекрасно. Но любовь-поклонение – это нечто другое. Вряд ли можно считать человека правым, если кроме своего безответного чувства, его ничего больше в жизни не интересует.

Тем не менее для большинства поклонников творчества Куприна, гранатовый браслет – это символ любви, способной пробудить человека от внутренней спячки. А последнее и единственное свидание Веры и Желткова – это поворотный момент именно в её внутреннем состоянии. Недаром ведь рассказ заканчивается словами: «В эту секунду она поняла, что… любовь прошла мимо неё».

Так что каждый должен сам для себя найти ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: «Что это было: любовь или сумасшествие?»

Помните, как Маленький принц сказал о своей розе: «Она дарила мне аромат, озаряла мою жизнь», но тогда «я ещё не умел любить».

Вариант 2

«Гранатовый браслет» - повесть А.И.Куприна, написанная в 1910 году и основанная на реальных событиях. Стоит сказать, что сам автор считал своё произведение рассказом. Он начинается с эпиграфа, связанного с «Сонатой 2» Бетховена. Эта музыкальная композиция идёт красной нитью через весь роман и в финале является символом.

Главной темой повести является тема любви. В произведении автор старается показать, что истинная любовь может преобразить человека, изменить его к лучшему, но в то же время довести до сумасшедших и отчаянных поступков. Тогда встаёт вопрос: Желтков действительно любил Веру или это была одержимость и сумасшествие?

С одной стороны, это было маниакальное преследование. Герой писал письма Вере, переодевался в трубочиста с целью попасть в её дом, украл платок девушки с бала и хранил выставку, которую она когда-то держала в руках. Всё это похоже на одержимость. Вера с каждым днём становилась всё важнее для Желткова, любовь была для него кислородом, а возлюбленная – смыслом жизни. У него не зарождались чувства к другим девушкам, хотя он знал, что брак Шеиных неразрушим. Любовь супругов «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Гранатовый браслет стал апогеем чувств Г.С.Ж. Это реликвия, передающаяся из поколения в поколение в семье героя, а он дарит его Вере. Это говорит читателю о том, что он действительно опьянён чувствами и не сможет полюбить другую.

После этого муж и брат Веры решают найти влюблённого Желткова и сказать о том, что он ставит героиню в неловкое положение. Герой обещает прекратить преследования и выполняет просьбу. Но это стало возможным только через самоубийство. Герой понял, что иначе не смог бы разлюбить девушку, но и жить переполненным чувствами ему будет сложно, истинную любовь нельзя подавить.

В конце девушка понимает, что она упустила любовь, о которой мечтает каждая женщина. Желтков оставил ей записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если она вспомнит о нём. Просьба была исполнена и только после этого Шеина почувствовала, что покойный простил её. Муж Веры говорит, что видел лицо Желткова, как оно менялось рядом с возлюбленной, для него не существовало жизни без неё. Таким образом, можно сделать вывод, что Г.С.Ж. действительно любил веру, был одержим чувствами, но это было не сумасшествием, а «громадной трагедией души».

Любовь или сумасшествие? в рассказе Куприна Гранатовый браслет

Любовь это всегда немного сумасшествие. Она толкает людей на подвиги и безрассудства. От неё рождаются шедевры и прелестные дети. А ещё любовь бывает неразделённая и запретная. Вот прямо как в «Гранатовом браслете». В основе рассказа лежат реальные события одной богатой княжеской семьи.

Куприн пишет, что люди высшего общества разучились любить. Любовь воспринимается как банальное удобство или маленькое развлечение. И вот в этой серой убогости любовь Желткова к княгине Вере подобна «лучу света в тёмном царстве» лжи и обмана.

Мужчина беден и любит женщину, стоящую намного выше него на социальной лестнице. Она - княгиня. Да к тому же, ещё и замужем, но мужа не любит. Положение безнадёжное, никакой надежды на взаимность. Мужчина ничего не требует, ничего не добивается. Родные княгини отнеслись к этому, как к неудачной шутке.

Желтков - обычный чиновник. Сделав растрату казённых денег, ему ничего не оставалось, как покончить жизнь самоубийством. И делает он это сознательно. В своём прощальном письме он пишет, что его любовь- это «вечное преклонение и рабская преданность». Он любил тайно, старался бывать в тех местах, где бывал объект его страсти. Говоря современными словами «… готов целовать песок, по которому ты ходила…».

У обывателей на языке так и крутился вопрос, а в здравом ли уме Желтков? Он в прощальном письме пишет, что он здоров. Для него любовь к Вере - это дар, посланный ему с неба. Он просто любит, и счастлив от того, что любимая женщина просто существует.

Желтков дарит Вере единственную ценную вещь - фамильный гранатовый браслет. Пусть не дорогой и не очень красивый. И ей ничего не остаётся, как принять этот подарок. Такая бескорыстная, неземная любовь всё-таки затронула какие-то струны в душе княгини. Слушая сонату Бетховена, она плачет. Возможно, тоскует и грустит о настоящей любви, которую раскрыл в ней этот маленький человек.

Про таких людей, чьё поведение не похоже на других, люди часто говорят, что они ненормальные. Знаменитая песня Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» тоже повествует о странном бедном художнике. Он продал всё, что у него было, и купил миллион красных роз, которые разложил на площади перед домом любимой женщины. Сам пожелал остаться неизвестным.

Так всё же, что такое любовь - нормальное человеческое чувство или болезнь, требующая врачебного вмешательства? Нет однозначного ответа на этот вопрос.

Образец 4

Главной темой произведения «Гранатовый браслет» является тема самоотверженной любви. Эта любовь граничит с сумасшествием, приобретая удивительно нелогичные формы. Начинается она в рассказах дедушки о полковых товарищах и заканчивается трагической историей чиновника Желткова. Из-за любви, герои рассказа соглашаются жить втроем, бросаются под поезд или с маниакальным упорством преследуют объект своей страсти. Кажется, что непреодолимые обстоятельства заставляют чувства разгораться еще больше.

Если же любовь Желткова, равно как и любовь других героев рассказов дедушки - это сумасшествие, то разве есть лекарство или метод способный вылечить человека от нее? Куприн не дает ответа на этот вопрос.

Любовь Желткова по-разному воспринимается людьми: брат Веры Николай, не склонный к сантиментам, стремится поскорее разделаться с неугомонным поклонником, не принимая близко к сердцу его чувства. В то время как супруг Веры Василий проникся истинными чувствами несчастного и разрешает ему позвонить своей жене и даже написать ей последнее письмо. В разговоре с Верой Василий подчеркивает, что чиновник не было сумасшедшим, он прекрасно осознавал свои поступки. Любовь преобразила мелкого служащего, подняла его на несколько ступеней выше и в то же время она принесла ему гибель.

Муж Веры Шеиной описан автором как человек положительный, но все же между супругами была скорее дружба, чем любовь. Даже полковник Аносов подтверждает – в брак люди могут вступить, не испытывая любви. В те времена люди высшего общества не признавали любовь представителей низших сословий. При этом они сами оказались слишком далеки от настоящей любви, закрывшись от нее правилами приличий. Искреннюю любовь Желткова называют сумасшествием, потому что она далека от образа светлой любви принятого в обществе.

Гранатовый браслет становится символом, кульминацией чувств – Желтков дарит фамильную драгоценность женщине, которая никогда не будет любить его в ответ. Любовь Желткова не требует ничего взамен – хотя, казалось бы, без взаимности она давно должна была погаснуть. Она захватила героя целиком, настолько, что, лишившись ее, он лишился смысла существования.

В конце рассказа Вера с ужасом осознает, что прожила все это время, так и не познав настоящей любви.

Куприн не дает однозначного ответа на вопрос любовь это или сумасшествие, оставляя каждого читателя при своем мнении.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Поручик в рассказе Солнечный удар Бунина сочинение

    В небольшой по объему рассказ «Солнечный удар» И. А. Бунин вводит лишь двух героев. Благодаря их отношениям автор рассматривает их любовную историю знакомства с печальным концом как одно их проявлений этого высокого чувства.

  • Мне повезло, мой лучший друг – это еще и член моей семьи. Его зовут Нафаня, он маленькая дворовая собачка. Когда я был еще совсем маленький, папа принес его домой.

  • Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5, 6 класс

    Васнецов очень любил писать свои картины по мотивам русских народных сказок. Одним из таких полотен и было полотно «Ковер самолет». Оно было написано известным русским художником в конце ХIХ века.

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Кому Некрасова сочинение

    Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана во второй половине ХIХ века. Произведение создано в период, совпадающий с отменой крепостного права в России.

  • Подарки феи - анализ сказки Перро

    В сказке Шарля Перро «Подарки феи» рассказывается о двух сёстрах. Одна из них была злой и грубой, другая же скромной и доброй. Однажды волшебница решила проверить девушек. Она обернулась нищенкой

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной» или сумасшедшей и маниакальной? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.
С одной стороны, любовь Желткова - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, - любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас».
С другой (разумной) стороны, любовь, если это можно так назвать, это действительно сумасшествие.
Во-первых, желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть влюбился в её внешность, что означает простое физическое влечение. А как известно, настоящие чувства основаны на духовных составляющих человека.
Во-вторых, то, что Желтков называл любовью, по крайней мере по современным меркам, есть ничто иное, как вмешательство в личную жизнь и преследование, за что устанавливается уголовная ответственность.
Несмотря на то что Куприн, вероятнее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь».), я убеждена: то, что испытывал Желтков к Вере, - это в прямом смысле сумасшествие - потенциально неизлечимое психическое расстройство, которое в конце концов проявилось в самоубийстве главного героя.