Занимательные истории создания брендов, книг, архитектурных сооружений, социальных явлений, мифологических существ, косметики, транспорта, пищи, блюд и напитков, бытовых вещей, окружающих нас в повседневной жизни и многого-много другого.

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар Аллы Пугачевой и экс-лидера группы «Парк Горького» Николая Носкова.

Опубликовано Автор Опубликовано Автор Рубрики Метки

Ветеринарный врач Джон Данлоп (John Dunlop) был человеком изобретательным и наблюдательным. А еще он очень любил своего сына, который, в свою очередь, очень любил ездить на велосипеде, что подарил ему отец. Вот только когда нужно было выезжать на мощеные улицы, езда становилась для мальчика настоящим мучением, поскольку велосипедист подвергался адской тряске — цельнолитые шины обеспечивали хорошее сцепление, но никак не комфорт. И тогда-то Данлопу и пришла в голову простая, но эффективная идея — он снял литую шину и вместо нее обернул колесо особой формы камерой, склеенной из нескольких полос резины и наполненной воздухом — прообразом современной шины. Езда сразу же стала куда комфортнее.

Опубликовано Автор Рубрики

Специалисты из Франции подсчитали, что женщина за свою жизнь «съедает» от 4 до 6 кг губной помады. Мужчина «съедает» с губ женщины вдвое больше. Давайте попытаемся выяснить, насколько это вредно для организма и в целом узнаем о пути эволюции губной помады.

Многие ошибочно полагают, что этот вид декоративной косметики появился лишь в древнем Египте и был изобретением знаменитой царицы Клеопатры. На самом деле, желание сделать свои губы более яркими возникло еще у первобытных женщин. Уже в пластах ледникового периода археологи находят красные палочки, заостренные характерным конусом. Это косметика доисторических кокеток. Эдуар Тейлор в знаменитой книге «Первобытная культура» отмечал, что губная помада — вторичный продукт по отношению к краскам первобытного художника.

Как только женщины увидели каменных баб и примитивные статуэтки с размалеванными губами, они тут же перенесли художественный опыт на оригинал. Помада изготавливалась следующим образом: полые стебли растений заполняли красящим веществом красного цвета. С незапамятных времен для косметики использовали три вида природных красителей: минералы — киноварь (сульфид ртути) и сурик (оксид железа); биологический краситель кармин и растительные — шафран и хну.

Опубликовано Автор Рубрики

«Макс Фактор — отец современной косметики»

Max Factor — знаменитая косметическая империя, названная в честь ее основателя Макса Фактора (настоящее имя — Максимилиан Абрамович Факторович), который родился 15 сентября 1877 в городе Здуньская-Воля. Этот город входит в Лодзинское воеводство, отсюда происходит путаница и неверное указание во многих статьях местом рождения Макса города Лодзь. Тогда это была территория царской России, а сейчас — современная Польша.

Максимилиан рос в многодетной семье (более 10 человек), и ему с детства пришлось пойти работать, чтобы помочь родителям прокормить семью. В семь лет он впервые познакомился с миром театра — его отправили продавать в фойе апельсины и леденцы. В 8 лет Фактор стал помощником фармацевта, а в девять лет — учеником косметолога, выполняя мелкие поручения. В возрасте четырнадцати лет он перебрался в Москву и поступил на службу в Большой театр в качестве помощника гримера. Навыки, приобретенные в театре, очень помогли Фактору в будущем. Затем ему пришлось пройти обязательную военную службу в русской армии.

После демобилизации, в 1895 году, Факторович открывает в Рязани свой собственный магазин, где продает румяна, крема, парфюм и парики — в основном все собственного изготовления. Однажды в Рязани остановилась театральная труппа и через несколько недель продукцию польского еврея уже знали при дворе. «Все мое время занимало индивидуальное консультирование, я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц» . Позднее он переехал в Санкт-Петербург, где стал работать в Оперном театре, занимаясь костюмами и гримом. Загримированные Макс Фактором актеры играли перед Николаем II, и вскоре имя талантливого гримера стало широко известно среди знати. Несколько лет он работал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах.

Опубликовано Автор Рубрики

Для царства Польского

Репринт. Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны — вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший).

Невские

Репринт известной колоды, выпущенной в 1992 году на Ленинградском комбинате цветной печати в честь 175-летия основания Императорской карточной фабрики.

Опубликовано Автор Рубрики Метки

Наиболее популярным видом карт в СССР были «Атласные карты», рисунок которых в России не изменялся вот уже более 150 лет. Сам рисунок был создан в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. Само понятие «атласные» относится к способу изготовления — печать на «атласной» бумаге, натёртой тальком. Карты, напечатанные на такой бумаге, хорошо тасовались, не боялись влаги, в отличие от простой бумаги, не обладавшей такими достоинствами. Со временем перестали изготавливать карты более низкого качества, а название «атласные» закрепилось именно за рисунком карт академика Шарлеманя. Производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. Во второй половине 19 века Атласная колода получила широкое распространение в Российской Империи.

А. И. Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались ещё в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, которые также основаны на так называемой «северо-немецкой картинке», которая происходила из древней народной французской карточной колоды.

Опубликовано Автор Рубрики Метки

В Германии, севернее от природного парка Шёнбух (Schönbuch) находится город Вальденбух (Waldenbuch), посреди чудесного местечка Айхталь (Aichtal).

Можно предположить, что Вальденбух был назван так из-за окружающего его прекрасного леса. Однако это было немецкое слово «Walto», краткая форма слова «Waltheri» означает «воин», от которого пошло название района «Waltenbuch» («лес воина»), названного так в честь немцев, которые впятом веке изгнали отсюда римлян.

Однако первыми, кому так понравилось это место, были кельты. Они населяли район Вальденбуха в 8-7 в. до н.э. Также прекрасный Вальденбух западал в сердце и другим, даже тем, кто был здесь очень короткое время.

Опубликовано Автор Рубрики Метки

История

В каждой семье есть свои традиции. Семья Риттер хранит уже почти сто лет сладкую тайну: рецепт успеха производства хорошего шоколада. Предприятие, начатое Альфредом Риттером и его женой Кларой в 1912 году в качестве маленькой семейной фирмы, выросло до международной успешной компании. Сегодня шоколад «Ritter Sport» продается в 80 странах мира. История успеха пишется уже третьим поколением — Альфредом Т. Риттером и его сестрой Марли Хоппе-Риттер.

Крупное немецкое предприятие Риттер по сей день остается в первую очередь семейным делом, поэтому забота о качестве продукции для компании — на первом месте. Семья отвечает своим именем за качество каждой плитки шоколада, которая вывозится с их предприятия. Мы приглашаем Вас охватить одним взглядом самые шоколадные вехи20-гостолетия!

История шоколада «Ritter Sport» начинается там, где обычно заканчиваются фильмы о любви: со свадьбы. В 1912 году сочетаются браком кондитер Альфред Эуген Риттер (Alfred Eugen Ritter) и Клара Гёттле (Clara Göttle), владелица магазина сладостей. Вместе они основывают кондитерскую фабрику по производству шоколада и сахарных изделий «Alfred Ritter Cannstatt» — любовь к хорошему шоколаду имеет, как мы видим, свои корни в нашей семейной истории.

Опубликовано Автор Рубрики Метки

После приобретения компании «Uniroyal Goodrich Tire» (США) в 1990 году, Мишлен достигли необходимых размеров для стабильного развития в Северной Америке. В 1991 году Франсуа Ролье уходит в отставку, а Франсуа Мишлен назначает своего сына, 28-летнего Эдуарда Мишлена, управляющим партнером. В 1993 году Мишлен изобретают новую производственную технологию — «C3M». Она позволяет экономить электроэнергию, лучше автоматизирует процессы производства и т. п. Пробное тестирование технологии «C3M» проводится на заводе в Клермон-Ферране.

В 1994 году мир увидел шины «Michelin Energy» — первые шины, одним из главных качеств которых стала улучшенная топливная экономичность. После почти 80-летнего перерыва, в Москве вновь открывается представительство компании Мишлен. Польская шинная компания «Stomil — Olsztyn» стала частью группы Мишлен в 1995 году. На Филиппинах, в Маниле, открывается новый завод. Впервые на космическом шаттле используются шины Мишлен.

Опубликовано Автор Рубрики Метки

1900 год в истории компании знаменателен тем, что был опубликован первый путеводитель под названием «Красный гид Мишлен» («Michelin Red Guide»). Гид изначально представлял собой список различных мест, которые бы могли пригодиться путешественнику, например: отели, ремонтные мастерские, закусочные или платные автомобильные стоянки. Он распространялся бесплатно и имел весьма умеренный спрос. Однако его ждало большое будущее. В первых 35 тысячах копий путеводителя были напечатаны пророческие слова Андре Мишлена: «Этот гид рожден на рассвете нового столетия, и будет существовать так же долго, как само столетие».

С 1904 по 1906 происходит активное развитие компании. Появляются первые склады продукции в Российской империи — Москве и Варшаве. Завод Мишлен в Клермон-Ферран занимает уже почти 30 гектаров и на нем трудятся почти 4 тысячи человек. Выходит новая модель шин «Michelin Sole», оснащенная специальными металлическими штифтами. Это изобретение теперь повсеместно известно как «шипованная резина», обеспечивающая лучшее сцепление колес с дорожным покрытием.

В Лондоне основана дочерняя компания «Michelin Tyre Co. Ltd.». Мишлен строит свой первый завод за пределами Франции в Турине (Италия). В 1907 году компания Мишлен пересекает Атлантику и строит первый завод в США в Милтауне, штат Нью Джерси (завод был закрыт в 1931 году). В Клермон-Ферране строится еще один завод. В честь первой международной автомобильной выставки в Санкт-Петербурге организована гонка Москва-Санкт-Петербург. Победителем становится А. Дюре на автомобиле «Лорен-Дитрих», оснащенный шинами Мишлен. Средняя скорость победителя на маршруте достигает 70 км/ч. Кроме победителя соревнований, на шинах Мишлен стартовало еще несколько участников.

В 1908 году Мишлен объявляют о присуждении Гран-При победителю авиационных гонок. Это было сделано с целью развития авиации. Гонка заключалась в перелете из Парижа в Клермон-Ферран с приземлением на потухшем вулкане Пюи-де-Дом, который расположен примерно в 15 км от Клермон-Феррана. Этот подвиг три года спустя совершили два француза — Рено и Сенук (Renaux, Senouque).

Опубликовано Автор Рубрики Метки

Французская компания «Мишлен» («Michelin»), производитель дорожных шин, как правило, ассоциируется с логотипом фирмы. Это так называемый «Бибендум», который выглядит как стопка шин в образе человека. Данная торговая марка является одной из самых узнаваемых в мире. История компании имеет глубокие корни — она существует уже более полутора веков. Изначально предприятие называлось «Барбьер Дюбре и Ко.» — по фамилиям двух своих основателей. Современное название компания получит чуть позже, когда в семейный бизнес придут братья Мишлен — Андре и Эдуард. Что касается логотипа — «человечка Мишлен», идея его создания пришла лишь через 65 лет после первых шагов в этом направлении.

А первые шаги были сделаны в далеком 1829 году, когда Эдуард Дюбре (Édouard Daubrée) женился на шотландке Элизабет Пью Баркер (Elizabeth Pugh Barker), племяннице небезызвестного ученого-химика Чарльза Макинтоша (Charles Macintosh). Макинтош создал водонепроницаемый плащ из каучуковой ткани, названный впоследствии его именем, и получил патент на свое изобретение в 1823 году. Плащ макинтош был невероятно популярен в середине XIX века, его предпочитали носить такие знаменитости как Фрэнк Синатра и Дин Мартин.

Чаепитие для жителей Востока, особенно Китая и Японии, — древняя традиция. Чайная культура неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни. Древняя культура Японии насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония.

Чай завезли в Японию из Китая в VII веке. У истоков распространения чая в стране стояли японские монахи. В Китае его ценили как лекарственное растение, помогающее от усталости, болезни глаз, ревматизма. Потом, как утонченное времяпрепровождение. Но такого культа чая, как в Японии, пожалуй, не было ни в одной стране. Этот ритуал на протяжении столетий в практически неизменном виде исполняют почти в каждом японском доме. Девушки еще в школе запоминают основы старинного искусства. Умеют проводить чайную церемонию и многие мужчины.

Именно тогда в Японии появилась компания «Sanrio». Ее основатель, Синтаро Цудзи, решил подарить людям хоть немного радости после тяжёлых и долгих лет войны. Девизом новорожденной фирмы стал «Маленький подарок — большая улыбка», и Цудзи действительно удалось воплотить его в жизнь — из магазина практически никто не уходил с пустыми руками: покупатели уносили в подарок своим любимым и близким маленькие подарочки — открытки, недорогие игрушки и прочие такие приятные мелочи.

Опубликовано Автор Рубрики Метки

Вы никогда не задумывались о том, кто придумал любимое лакомство детей и взрослых, популярную, и такую вкусную шоколадно-ореховую пасту под названием «Нутелла»? Имя этого изобретателя — Пьетро Ферреро. Его фамилия не зря показалась вам знакомой — этот человек основал одну из крупнейших фирм по производству продуктов питания, преимущественно кондитерской направленности — Ферреро. Эта фирма знакома нам по таким продуктам, как: конфеты «Раффаэлло», «Mon Chéri» и «Ферреро Рошен», мятное драже «Тик-Так», шоколадное яйцо с игрушкой «Киндер-Сюрприз», а также серия изделий «Киндер» (Kinder Chocolate, Kinder Happy Hippo, Kinder Bueno, Kinder Pingui, Kinder Country, Kinder Maxi King и другие).

У самой «Нутеллы», нежного шоколадного крема с ореховым привкусом, интересная история. Как часто бывает со многими грандиозными изобретениями, идея создания сладкой пасты возникла благодаря случайности. Но мы начнем наше повествование издалека. В 1946 году Пьетру Ферреро, уроженцу итальянской провинции Кунео, по наследству от родителей перешла небольшая булочная в городе Альба на севере Италии. Из-за неуемной фантазии и любви к экспериментам с продуктами, Пьетро превратил свою лавку в кондитерский магазинчик с крохотной мастерской. В ней-то он и проводил все свое свободное время, экспериментируя с различными ингредиентами, чтобы порадовать своих покупателей свежими и разнообразными кондитерскими изделиями. В этом ему помогала супруга Пьера и брат Джованни.

Мы живём в мире изобретений — старых и новых, простых и сложных. У каждого из них — своя увлекательная история. Трудно даже вообразить, сколько полезного, необходимого придумали наши далёкие и близкие предки. Поговорим о вещах, которые нас окружают. О том, как их изобрели. Мы смотримся в зеркало, едим ложкой и вилкой, пользуемся иголкой, ножницами. Мы привыкли к этим простым вещам. И не задумываемся над тем, как люди могли обходиться без них. А в самом деле, как? Как появилось на свет многое из того, что давно уже стало привычным, а когда-то казалось диковинным?

Дырявое шило

Что явилось раньше — иголка или одежда? Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки одежду сшить? Оказывается, можно.

Первобытный человек сшивал звериные шкуры, протыкая их рыбьими костями или заострёнными костями животных. Так выглядели древние шила. Когда же осколками кремня (очень твёрдого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы.

Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.

Кстати, а где у иголки ушко? Смотря у какой. У обычной — с тупого конца, у машинной — с острого. Впрочем, некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток — они склеивают и сваривают ткань.

Клад римских воинов

Древнеримские воины — легионеры — получили приказ спешно покинуть крепость. Перед тем как уйти, они вырыли глубокую яму и сложили в неё тяжёлые ящики.

Тайный клад нашли случайно уже в наши дни. Что же оказалось в ящиках? Семь тонн гвоздей! Воины не могли взять их с собой и закопали, чтобы ни один не достался противнику.

Зачем же было прятать обыкновенные гвозди? Это нам гвозди кажутся обыкновенными. А для людей, живших тысячелетия назад, они были сокровищем. Металлические гвозди стоили очень дорого. Неудивительно, что, даже научившись обрабатывать металл, наши далёкие предки ещё долго пользовались самыми древними, пусть не столь прочными, зато дешёвыми «гвоздями» — шипами растений, заострёнными щепочками, костями рыб и животных.

Как баклуши били

Римские рабы перемешивали и раскладывали яства на кухне большущими металлическими ложками, которые мы теперь, наверное, назвали бы половниками. А во время еды в древности пищу брали руками! Так продолжалось много столетий. И лишь около двухсот лет назад поняли, что без ложки не обойтись.

Первые столовые ложки украшали резьбой и драгоценными камнями. Делали их, конечно, для знати и богачей. А те, кто победнее, ели суп и кашу ложками дешёвыми — деревянными.

Деревянными ложками пользовались в разных странах, в том числе и в России. Мастерили их так. Сначала расщепляли полено на подходящие по размеру заготовки — баклуши. «Бить баклуши» считалось простым занятием: ведь вырезать и раскрашивать ложки гораздо сложнее. Теперь же так говорят о тех, кто отлынивает от трудной работы или делает дело кое-как.

Вилы и вилка

Вилку изобрели позднее ложки. Почему? Догадаться нетрудно. Суп ладошкой не зачерпнёшь, а кусок мяса можно ухватить руками. Рассказывают, будто первыми с этой привычкой расстались богачи. В моду вошли пышные кружевные воротнички. Они мешали наклонять голову. Есть руками стало непросто — вот и появилась вилка.

Вилку, как и ложку, признали не сразу. Во-первых, от привычек избавиться нелегко. Во-вторых, уж очень она поначалу была неудобной: всего два длинных зубца на малюсенькой ручке. Мясо норовило соскочить с зубцов, ручка — выскользнуть из пальцев... А при чём здесь вилы? Да при том, что, глядя на них, наши предки и додумались до вилки. Так что сходство между ними вовсе не случайное. И внешнее, и в названии.

Зачем нужны пуговицы?

В старину одежду зашнуровывали, словно ботинки, или завязывали тесёмками. Иногда одежду скрепляли запонками из деревянных палочек. Пуговицами пользовались как украшением.

Ювелиры делали их из драгоценных камней, серебра и золота, покрывали замысловатыми узорами.

Когда драгоценные пуговицы стали использовать как застёжки, некоторые люди посчитали это непозволительной роскошью.

О знатности и достатке человека судили по количеству пуговиц. Вот почему на богатых старинных одеждах их зачастую больше, чем петель. Так, король Франции Франциск I распорядился украсить свой чёрный камзол 13 600 золотыми пуговичками.

А сколько пуговиц на твоём костюме?

Все ли они на месте?

Если какая-нибудь и оторвалась, не беда — ведь ты, наверное, уже научился пришивать их без маминой помощи...

От бусинки до окна

Если посыпать глиняную посуду песком и золой, а потом обжечь, на ней образуется красивая блестящая корочка — глазурь. Этот секрет знали ещё первобытные гончары.

Один древний мастер решил слепить что-нибудь из глазури, то есть из песка и золы, без глины. Он насыпал смесь в горшок, расплавил на огне и выхватил палочкой горячую вязкую каплю.

Капля упала на камень и застыла. Получилась бусинка. А сделана она была из самого настоящего стекла — только непрозрачного. Стекло так понравилось людям, что стало цениться дороже золота и драгоценных камней.

Стекло, пропускающее свет, изобрели много лет спустя. Ещё позже его вставили в окна. И здесь оно оказалось весьма кстати. Ведь когда не было стекла, окна затягивали бычьим пузырём, полотном, пропитанным воском, или промасленной бумагой. Но наиболее подходящей считалась слюда. Военные моряки пользовались ею даже тогда, когда распространилось стекло: слюда не разлеталась вдребезги от пушечных выстрелов.

Издавна славилась слюда, которую добывали в России. Иностранцы с восхищением рассказывали о «каменном хрустале», который гибок, как бумага, а не ломается.

Зеркало или жизнь

В одной старинной сказке герой случайно наелся волшебных ягод и хотел запить их водой из родника. Взглянул на своё отражение в воде и ахнул — у него выросли ослиные уши!

С давних времён спокойная поверхность воды действительно нередко служила человеку зеркалом.

Но тихую речную заводь и даже лужу в дом не возьмёшь.

Пришлось придумать твёрдые зеркала из полированного камня или из гладких металлических пластинок.

Эти пластинки иногда прикрывали стеклом, чтобы они не темнели на воздухе. А потом наоборот — научились покрывать стекло тонкой металлической плёнкой. Произошло это в итальянском городе Венеции.

Венецианские купцы торговали стеклянными зеркалами втридорога. Делали их на острове Мурано. Как? Долгое время это было тайной. Несколько мастеров поделились своими секретами с французами и за это поплатились жизнью.

На Руси тоже пользовались металлическими зеркалами из бронзы, серебра и булатной стали. Потом появились стеклянные зеркала. Около трёхсот лет назад Пётр I распорядился построить в Киеве зеркальные заводы.

Секретное мороженое

Старинные рукописи рассказывают, что древнегреческому полководцу Александру Македонскому подавали на десерт смешанные со льдом и снегом фрукты, соки.

На Руси по праздникам рядом с блинами на стол ставили блюдо с замороженным, мелко настроганным молоком, подслащённым мёдом.

В старину в некоторых странах рецепты холодного лакомства хранились в тайне, за их разглашение придворным поварам грозила смертная казнь.

Да и приготовить мороженое тогда было нелегко. Особенно летом.

Ко дворцу Александра Македонского лёд и снег привозили с гор.

Позднее льдом начали торговать, да ещё как! К берегам жарких стран спешили корабли с прозрачными глыбами в трюмах. Так продолжалось до тех пор, пока не появились «льдоделательные машины» — холодильники. Произошло это около ста лет назад.

Сегодня мороженое продаётся везде и всякое: фруктовое и ягодное, молочное и сливочное. И оно доступно всем.

Как утюг стал электрическим

Электрический утюг знаком всем. А когда люди не умели пользоваться электричеством, какие были утюги?

Сначала — никаких. Гладили холодным способом. Мокрую материю перед сушкой старательно расправляли и растягивали. Грубые ткани наматывали на валик и водили по нему рифлёной доской — рубелем.

Но вот появились утюги. Каких только среди них не было. Наплитные, нагревавшиеся прямо на огне. Угольные, с поддувами, а то и с трубой, похожие на печки: в них тлели горячие угли. В газовом утюге горел газ из прикреплённого сзади баллончика, в керосиновом — керосин.

Электрический утюг изобрели лет сто назад. Он оказался лучше всех. Особенно после того, как обзавёлся устройством для регулирования температуры — терморегулятором, а также увлажнителем...

Утюги-то разные, зато принцип действия у них одинаковый — сначала нагрей, потом гладь.

Не лает, не кусает...

Первым замкам ключ был не нужен: двери не запирали, а завязывали верёвкой. Чтобы их не открыли чужие, каждый хозяин старался затянуть узел похитрее.

До наших дней дошла легенда о гордиевом узле. Этот узел не удавалось развязать никому, пока Александр Македонский не разрубил его мечом. Тем же самым способом стали разделываться с верёвочными запорами и злоумышленники.

Труднее было отпереть «живые замки» — попробуй-ка поспорь с хорошо обученной сторожевой собакой. А один древний властитель велел сделать во дворце бассейн с островками.

Богатства сложили на островки, в воду пустили зубастых крокодилов... Лаять они, правда, не умели, а чтобы не разучились кусаться, их держали впроголодь.

К нынешнему времени замков и ключей придумано множество. Есть и такой, что отпирается... пальцем. Не удивляйтесь — это самый надёжный замок. Ведь узор на коже кончиков пальцев ни у кого не повторяется. Поэтому специальное устройство безошибочно отличает всунутый в скважину палец хозяина от чужого. Отпереть замок может лишь тот, кто его запер.

Поющая кнопка

Перед тем как перешагнуть порог своей квартиры, ты нажимаешь на кнопку. Раздаётся звонок, и мама спешит отворить дверь.

Впервые электрическая трель возвестила о приходе гостя больше ста лет назад, во Франции. До этого были механические звонки — примерно такие же, как на современных велосипедах. Такие звонки иногда можно увидеть в домах и сегодня — как напоминание о временах, когда электричеством пользовались далеко не везде.

Предметы русского быта – это особый мир. Мы все говорим об истории страны, о ее величии, о великих свершениях. И за пафосом слов как-то забываем, что история начинается у нас дома с простых вещей, мелких предметов, которые мы не замечаем. А между тем, просто оглянитесь вокруг, присмотритесь к вещам, которые окружают Вас в квартире. Если у Вас есть старая дача, дом доставшийся по наследству от бабушки, не поленитесь заглянуть на чердак или в сарай. Вам откроется удивительный мир вещей – история семьи в деталях. Ведь, интересно проследить, как менялся наш быт на протяжении нескольких поколений. И сделать это можно на простом примере – ну тех же утюгов, например.

Предметы русского быта не являются чем-то уникальным. В каждой стране можно найти что-то похожее. Но есть и отличия. Например, самовары. Этот предмет быта был популярен и в 18 и в 19 веках. Сейчас про них почти забыли и если они и есть в жилище, то лишь в качестве экзотики. А ведь как здорово было сидеть за самоваром, который растапливался, а не был лишь большим электрическим чайником.

Патефоны и граммофоны. Мы уже давно забыли, что такое аналоговый звук. Электроника. Есть конечно еще проигрыватели винила, но это для гурманов. А сто лет назад патефон или граммофон были престижным предметом русского быта.

В 50-70 годах популярны были приемники с проигрывателями – довольно громоздкие предметы, но если кто помнит, то как здорово было ночью искать с волну с мелодиями зарубежной эстрады – ностальгия.

А такая мелочь как турка. Вот кстати это предметы быта не менялся уже насколько сот лет. Как была турка в 18 веке, такой она и осталась в 21. Кофемолки поменялись и на смену ручным пришли электрические, но насколько приятней молоть кофе самому. Тут дело не в удобстве, а самом процессе.

Предметы быта 19 века – это мелочи, которые говорят о многом. Например, простой саквояж. Вы не задумывались о том, что форма саквояжа не поменялась с тех времен. Вот что отличает предметы быта 19 или 18 века – продуманность и завершенность всех форм.

Именно это и отличает предметы быта прошлого – продуманность. Ведь форма этих предметов отрабатывалась веками. Отсюда и их универсальность и законченность – их авторами были тысячи людей на протяжении поколений. Сейчас же у многих вещей есть один автор или несколько, но не факт, что форма предметов быта будет привлекать всех.

Предметы русского быта 19-20 век фото с выставки









Мне всегда было интересно знать почему привычные или новые вещи, которые нас окружают называются именно так, а не иначе? и их трансформация достаточно обширная и интересная тема. На протяжении всей истории слова перетягивались из одного языка в другой, складывались из нескольких слов или изменялись настолько, что о первоначальном значении можно было только догадываться.

Конечно, это в полной мере относится к тем вещам, которыми мы стараемся себя украсить. Одежда — понятие интернациональное, поэтому многие предметы нашего гардероба имеют свои аналоги в культуре разных стран и национальностей. Но все, что так привычно для нас сейчас было когда-то и кем-то придумано и главное воплощено в реальность. А так как люди существа непостоянные и изобретательные, склонные к новизне, мы имеем огромный выбор всего того, что носилось до нас и того что творческая мысль рождает в наши дни. Когда узнаешь о том когда и кем, при каких обстоятельствах была придумана та или иная вещь нашего гардероба, даже начинаешь относиться к ней несколько иначе.

В обществе существует несколько версий возникновения одежды, как таковой:

климатическая — как необходимость защитить себя от неблагоприятных погодных условий. Это характеристика, в принципе, сохраняется и по сей день. Люди вынуждены ограждать себя при помощи вещей от природных проявлений.

моральная — сокрытие половых признаков от постороннего взгляда. Все начиналось с набедренных повязок, а закончилось практически полной укомплектацией человека с ног до головы. Тем не менее и в наши дни для многих отдельных народов моральная сторона вопроса не имеет такого значения, которая существует в развитых странах относительно одежды.

социальная — говорит о том, что предметы гардероба появлялись с целью определения статуса человека в обществе. Вещи становились его отличительными чертами.

Но это всего лишь версии, а истинных причин никто не знает. Возможно, люди, с присущей им тягой к изменениям, хотели украсить себя и тем самым разнообразить свою жизнь. Птицы имеют красивое оперенье, животные необычную окраску, а человек рождается голым и это является достаточно веской причиной для того, чтобы усовершенствовать свой внешний облик.

Историки моды считают, что она зародилась приблизительно в 12-13 веках, когда в костюмах стали появляться элементы, не поддающиеся рациональному объяснению. Они не были необходимостью или следствием эстетического развития общества. Примером таких необычных феноменов могут служить шляпы, достигающие метра в высоту; шлейфы, длиной в сажень; супер узкие мужские панталоны, в которых сесть было просто невозможно; длинные носки у обуви, которые подвязывали к голени шнурками, чтобы можно было ходить и не задевать ими.

Одним из интересных моментов в истории возникновения вещей является появление , которая всегда шла в разрез с общепринятой моралью и старалась проявить себя в одежде. Порой она выглядела очень нелепо и смешно, но удивительно то, что со временем она приживалась в обществе и становилась частью костюма.

Появление новых вещей связано не только с фантазиями тех людей, которые занимались разработками одежды в разные времена, а и с развитием новых технологий и материалов. А укрепление международных отношений только усиливало торговый обмен, благодаря которому люди обменивались опытом и заимствовали друг у друга манеру одеваться. Таким образом вещи перекачевывали от одного народа к другому.

Но в процессе истории каждая вещь, придуманная однажды, прошла массу различных трансформаций и преобразований. Некоторые остались практически неизменными, например, , а многие преобразились и получили новое звучание. Это связано с постоянными изменяющимися потребностями в обществе и общим его развитием.

«Мода — это… обновление! Принцип, которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек — наскучившую одежду. Когда вещи становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают. Мода спасает от утомительного единообразия. Люди хотят нравится друг другу: быть красиво одетыми, хорошо выглядеть — естественная потребность». Пьер Карден.

Мода — это прежде всего отношения между человеком и вещами. Чем общество более открыто к новому, тем чаще происходят в нем различные изменения. Это касается и одежды. В прежние времена, когда существовало четкое разделение на высшие слои общества и низшие, наряды жителей каждой страны сильно отличались друг от друга, причем одежда низшего сословия могла не изменяться столетиями. Постепенно эти границы размывались и в наши дни их практически нет. Существует , в которой ходят и рабочие и президенты.

За последние 100 лет появилось огромное количество новых вещей. Это стало возможно благодаря разработанным технологиям и материалам. Эти вещи прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящей классикой. И не всегда эта одежда была придумана в стенах высоких Домов Мод.

«Мода приходит с улицы и, облагороженная, вновь возвращается к ней… Я не думаю, что можно вывести какое — то уравнение моды. Будьте осторожны, не полагайтесь на нас, так как завтра мы можем отвергнуть преложенный сегодня стиль. Наша работа — это игра: как только новая мода установилась, мы разрушаем ее». Жак Эстерель.

Каждая новая вещь имеет свой цикл развития и утверждения себя в обществе. Один английский искусствовед составил любопытную таблицу, показывающую какие стадии проходит тот или иной новый предмет гардероба. Вот характеристики, которыми он наделил каждый этап:

  • безнравственна — за десять лет до своего времени,
  • вызывающа — за три года до своего времени,
  • смела — за один год до своего времени,
  • красива — когда она в моде,
  • безвкусна — через год после своего времени,
  • уродлива — через десять лет после своего времени,
  • смешна — через двадцать лет,
  • забавна — через тридцать лет,
  • своеобразна — через пятьдесят,
  • приятна — через семьдесят,
  • романтична — через сто лет,
  • прекрасна — через сто пятьдесят лет после своего времени.

Вот такие интересные наблюдения за , которая всегда была наполнена жаждой разрушения привычного, традиционного и поиском нового, неизведанного.

«Мы созданы из вещества того же, что наши сны» («Буря»). Уильям Шекспир.

А что Вы думаете по этому поводу?

Интересна ли Вам история возникновения одежды?

Подписывайтесь на новости, чтобы быть в курсе всего интересного!

Узнайте еще больше интересного:

Бумажные платья

Все, что связано с одеждой на протяжении всей истории её создания - это постоянный и непрекращающийся эксперимент. Сложно в это поверить, но дизайнеры додумывались...

Манекен. История манекена. Виды манекенов

Манекенами сейчас никого не удивишь, они стали нашими постоянными спутниками во время походов по магазинам. Люди и манекены так похожи, что мы замираем около...


Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.


Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.


Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп - приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.


По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.


Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.


Сегодня весьма интересно увидеть, какой была .