«Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю... Вставка - только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они разрешают то, что запретил Аллах...»

Как его отношения с Биньямином Нетаньяху? Все отношения с Израилем приостановлены до тех пор, пока они не возобновят соблюдение соглашений. Какие ожидания имеет администрация Трампа? Мы готовы к исторической сделке, чтобы положить конец конфликту. Считаете ли вы, что президент Обама добился прогресса в достижении мира?

Обама и его команда сделали все возможное, но мы не согласны с тем, что мы не согласны: мы выступаем против нашего права добиваться полного членства и признания в Организации Объединенных Наций. Мы разделяли решение двух государств, но Израиль сделал все, чтобы саботировать Обаму на каждом шагу вперед в этом отношении.

Так Коран (Сура 9, 36-37) решает вопрос о числе месяцев в календарном году: их, мол, должно быть двенадцать, вставка же дополнительного 13-го месяца - «только увеличение неверия».

Вставка 13-го месяца была запрещена в 631 г. основателем ислама Мухаммедом (ок. 570-632 гг.). Через несколько лет после смерти Мухаммеда халиф Омар ибн аль-Хаттаб ввел лунный календарь в государственный обиход. Было решено также считать годы от «переселения» («хиджры») пророка Мухаммеда из Мекки в Медину - от 16 июля 622 г. н. э.

Будете ли вы противостоять новым поселениям на Западном берегу? Все поселения являются незаконными, и Израиль должен уважать резолюцию. Мы будем продолжать сталкиваться с изгнанием Израиля в Международном уголовном суде и ООН. И мы работаем над укреплением стабильности нашей страны.

Ваши люди считают это далеким от ежедневных проблем с выживанием? Мы были рядом с месяцем против новых израильских ограничений в мечети Аль-Акса, и нам удалось противодействовать этим мерам. Мы реализовали программы транспарентности, мы присоединились ко многим конвенциям ООН для укрепления наших институтов. Считаете ли вы, что Палестина будет светским или исламским государством?

Правильность лунного календаря один из последователей Мухаммеда имам Джафар ас-Садик «обосновывал» так: «Аллах сотворил год продолжительностью в триста шестьдесят дней и исключил из него шесть дней, в которые он создал небо и землю, так что этих дней нет в счете».

Конечно, с нашей точки зрения лунный календарь вряд ли можно назвать практичным. Но, как высказался Бируни, «каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет...» И в наши дни лунный календарь применяется многими народами от Западной Африки до Дальнего Востока.

Палестина никогда не будет религиозным государством. Для нас не должно быть конфессиональных государств в регионе, но мы уважаем все религии. Станет ли Иерусалим столицей Израиля и Палестины? Восточный Иерусалим является столицей суверенного государства Палестины. Наш горизонт в том, что Иерусалим - это город, открытый для всех религий.

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы покинуть президентство? Выиграли выборы с 62% голосов. Выборы только на Западном берегу? Мы предложили им вариант правительства национального единства и новых выборов. Они не хотят это слышать. Большинство новых поколений в Палестине выросло под военной оккупацией. Как он может быть защищен от ненависти?

Смена календарей

Как рассказывает, в частности, Бируни, в далеком прошлом арабы занимались скотоводством, вели счет дням по лунному календарю. Поэтому их паломничество в Мекку - древнюю святыню арабов - происходило в определенные календарные месяцы и в различные времена года. Но куда выгоднее было совершать паломничество в такое время года, когда готовы для продажи товары - шкуры, плоды и т. д., т. е. если бы «паломничество утвердилось в одном положении, в самое приятное и изобильное время». «И вот они, продолжает Бируни, - научились у евреев, соседствовавших с ними, добавлять к году месяцы,- а это было примерно за двести лет до хиджры,- и стали делать с месяцами нечто подобное тому, что делали евреи, т. е. добавлять к месяцам избыток времени между их месяцем и годом по солнцу, когда этот избыток составит полный месяц». Вставку дополнительного месяца было принято называть «наси» (от «айям ан-наси» - «добавочные дни»).

Мы воспитываем нашу молодежь в построении своего будущего с культурой мира. Важно сосредоточить энергию на любви к нашей родине. Какое время он больше всего боялся за свою жизнь, президент? Мне было 13 лет: нас изгнали из Сафада, моего города, сионистскими ополчениями.

Анекдоты Джуфы наслаждались состоянием, не имеющим себе равных на протяжении тысячелетия, каждый задается вопросом, если сегодня они все еще смеются, если они все еще призывают к более глубокому размышлению о удивительной комбинации противоречивых логик.

Глобализация привела к тому, что распространение обобщенной потребности в самобытности, в частности в арабском мире, вызвало настоятельную необходимость оживить местные традиции, которые уже способствовали восстановлению национальной мысли в начале прошлого века. Публикация и сборник древних анекдотов ответили на необходимость восстановления устной традиции.

Но только ли на протяжении 200 лет пользовались арабы лунно-солнечным календарем? Ведь, оказывается, у них дважды устанавливались названия месяцев. Вот старые названия, которые приводит Бируни в своей фундаментальной книге «Канон Масуда»: аль-Мутамир, Наджир, Хавван, Суван, Хантам, Забба, аль-Асамм, Адиль, Нафик, Вагиль, Хува и Бурак. Приведем переводы названий только первых двух: «аль-Мутамир» означает «подчиняющийся велениям рока»; название Наджир происходит от слова наджр - «сильная жара» и совершенно четко указывает на определенное время года.

Сегодня в мире, где доминируют средства массовой информации, привыкшие к быстрому сжиганию информации и эмоций, возникает вопрос, какую роль могут сыграть эти древние анекдоты. На протяжении веков в исламском мире и в Средиземноморье истории Джуфы передавали жемчужины мудрости; в классической арабской культуре были переданы в промежутке между двумя сериями историй. Даже на Сицилии, как вспоминает Леонардо Скиасия, «в эпосе окрестностей, трагических, не без ужасов, истории Джуфы были просто фарсом: не ложиться спать с мертвой кровью».

Характер и анекдоты Джуфы были изучены в начале прошлого века турецкими и арабскими учеными, среди которых выделяется имя Аббас Махмуд аль-Акад. Недавно великий египетский интеллектуал был посвящен международной конференции в Каире, чтобы вспомнить 50-ю годовщину его смерти. Работа Аль-Агкада сыграла решающую роль в развитии современной арабской мысли, но его работа по-прежнему мало известна на Западе по сложности его языка и широты производства. Можно также предположить, что в Европе было меньше удачи, чем другие интеллектуалы, такие как египетская Таха Хусейн; поскольку он направлен на переосмысление классической арабской традиции в свете исламской традиции и, по сравнению с европейской литературой, подчеркивал ее особенности и более неохотно вводил западные инновации.

А вот названия месяцев современного мусульманского календаря:

1. Мухаррам - «запретный», «священный». В этом месяце, а также в 7-м, 11-м и 12-м месяцах года, по религиозной традиции запрещались войны и военные походы.

2. Сафар - «желтый», в этом месяце будто бы на арабов часто обрушивалась моровая язва, от которой у больного желтело лицо.

Работа «Чтение аль-Акгада» особенно важна сегодня на горизонте нового культурного сценария, который стал определяться в странах Северной Африки после арабских революций. Эти восстания, рожденные в результате важного культурного роста, были и до сих пор несправедливо называются «источниками» на Западе, поверхностностью или невыразимой волей отрицать глубину исторического значения этих важнейших геополитических изменений. Мы заинтересованы в изучении значения, которое аль-'Аккад дал возрождению анекдотов Джуфы в Египте в начале прошлого века и сравнить его размышления с тем, что происходит сегодня в арабском мире.

3 и 4. Раби аль-авваль и Раби ас-сани - Раби первый и Раби второй. Эти месяцы напоминают о весенних цветах и растениях, о выпадении росы и дождя. По словам Бируни, «это относится к времени года, которое мы называем «хариф» (осень), а древние арабы называли его «раби» (весна)».

5 и 6. Джумада аль-уля и Джумада аль-ахира - Джумада I и Джумада II, от «джамада» - «застывать». Эти месяцы приходились на зимний период, когда начинались заморозки и замерзала вода.

Следует помнить, что аль-Аккд участвовал в египетской интеллектуальной жизни как молодой человек, создавая газету аль-Дустура и участвуя в националистическом движении за освобождение страны от британской оккупации. Он был избран в парламент и был также заключен в тюрьму за то, что оскорбил короля.

Для аль-'Аккад, среди значительных элементов анекдотов, выделяются смешные аспекты человеческого измерения; напоминает, что противоречия человека, вызывающие смех и размышления, также присутствуют в Коране, Торе и Евангелиях. Ученый отмечает, что каждая культура имеет комическую литературу и что, в частности, в каждой стране есть анекдоты Джуфы, которые отличаются типичными местными особенностями. Обратите внимание, что, когда история страны проходит через моменты политического кризиса, комический анекдот служит для облегчения чувства беспокойства индивида по отношению к сообществу и сообществу против репрессивного режима.

7. Раджаб - «безопасный», от «ирджабу» - «воздерживаться от войн и набегов».

8. Шаабан - от «ташааба» - «разветвляться», «расходиться», в этом месяце доисламские арабы совершали набеги.

9. Рамадан - «жаркий месяц», от слова «рами-да» - «быть жгучим». По Бируни, «в этот месяц даже камни горят от сильной жары».

10. Шаввал - от «шаля» - «поднимать», «переносить». В этом месяце арабы снимались со стоянки.

Затем Джуфа предполагает национальные особенности адаптации в исторической традиции, связанной с культурой одного места, а не с другой. Эта вера интересна тем, что она не отличается от того, что говорит Бенедетто Кроче, представляя книгу Лу Кунто де Ли Кунти Джован Баттиста Базиле. Итальянский философ, чтобы отличить качество работы неаполитанского автора, усиливает оригинальность местных сказок.

Аль-Акд подчеркивает арабскую оригинальность, когда он представляет историю о Джуфа, рассказанную самым известным автором арабских анекдотов аль-Майдани. Когда родственники мертвых ищут его, Гифу указывает на колодец, но затем идет вниз и обнаруживает, что у него есть волосы и четыре ноги и отпустить его. Отчасти это правда, как пишет аль-Аккдд, что истории Джуфы приобретают типичные особенности того места, где они приняты, но сохраняют универсальные характеристики. В некоторых случаях они остаются идентичными старым версиям.

11. Зу-л-Каада - от «каада» - «сидеть», «оставаться дома».

12. Зу-л-Хиджа - от «хаджж» - «паломничество». Доисламские арабы в этом месяце совершали паломничество в Мекку.

Уже сами названия некоторых месяцев свидетельствуют о том, что доисламские арабы действительно пользовались лунно-солнечным календарем. По имеющимся данным, вставка 13-го месяца производилась торжественно в Мекке во время большой ярмарки: необходимо было, чтобы об этом событии узнали все. 13-й месяц получал название предыдущего и, согласно Бируни, вставлялся поочередно (в соответствии с 19-летним циклом) после всех месяцев календаря. По-видимому, в народе жила память о том, каким было бы название месяца, если бы такие вставки вообще не производились. Бируни пишет далее так: «Пророк, обратившись к людям с проповедью..., сказал: «Эпоха и время совершили круг, и стало так, как было, когда сотворил Аллах небеса и землю». Он хотел сказать, что месяцы вернулись на свои места... После этого дополнение года было запрещено и совершенно оставлено».

Некоторые истории арабского Джуфа, переданные аль-Майдани, на самом деле индийского происхождения; например, рассказ о том, что мышки едят железо и облако; фактически собраны в работе одиннадцатого века «Океан рек сказок» Брахмино Сомадевой. Здесь интересно выделить повествовательные темы: в первом анекдоте Джуха перед отъездом просит друга хранить свое железо, но когда друг возвращается, мыши его съели; Джуха, понять обман, схватить сына своего сына, и когда он его ищет, он говорит, что вороны похитили его.

История заканчивается доставкой железа и ребенка. В другом анекдоте Джуха, прежде чем выйти на рынок, опасаясь, что он сорвет его, вырыть канаву в пустыне и спрятать деньги; когда он возвращается, он не находит его и друга, который спрашивает, нашел ли он ссылку, чтобы найти его, говорит, что он выбрал облако. Две индийские истории такие же, как у арабов, за исключением значительного аспекта. В индийской версии эти анекдоты классифицируются среди тех стремящихся монахов. Глупым был бы тот, кто, пытаясь углубить веру, все еще не может отказаться от привязанности к земным благам и иногда ведет себя противоречиво, то есть доверяет свои товары невообразимым людям или вещам, потому что они иллюзорны или преходящи.

Два календарных цикла

Чтобы приспособиться к смене фаз Луны, в мусульманском календаре, состоящем из 12 месяцев, принимается, что все нечетные месяцы имеют по 30 суток, все четные - по 29 суток (табл.).

Таблица. Месяцы мусульманского календаря

Таким образом, год мусульманского календаря содержит 354 дня. Но, как уже отмечалось, такой календарный год на 0,367 06 суток короче продолжительности 12 синодических месяцев. Поэтому чтобы удержать неомению у первого числа месяца, в последнем месяце года, Зу-л-Хиджа, время от времени производится вставка 30-го дня.

Человек, который преследует путь углубляющейся веры, полагается на мастера и в лучшем случае не такой непостоянный, как облако или алчный друг. Эти анекдоты в арабском мире в основном читаются в ключе социальной сатиры, осуждая коррупцию и поверхностность. Однако в турецкой народной культуре одни и те же истории, приписываемые Насреддину Хока, ближе к значению индийских историй, но здесь религиозный путь не индуистский, а буддийский, но мистический ислам. Суфий, мистик, который ищет Бога, не должен отвлекаться на земные блага, потому что более важно стремиться к самому драгоценному благу веры.

В «турецком цикле» такая вставка производится три раза на протяжении восьми лет. В самом деле,

354,367 06 * 8 = 2834,936 5 ≈ 2835 суток.

Восемь простых лунных лет составляют 354* 8 = 2832 суток, и чтобы отклонения дат от неомений на конец года не превышали 0,5 суток, продолженными являются 2-й, 5-й и 7-й годы 8-летнего цикла.

Нетрудно убедиться, что 2835 суток составляют ровно 405 недель. Другими словами, через восемь лет фазы Луны приходятся на те же дни недели. Это позволило составить «вечный» лунный календарь - сопоставить даты (фазы Луны) с днями недели на целый 8-летний период. На турецком языке эти таблицы называются «Руз-намэ», т. е. «Книга дней». Но ничего «вечного» в природе нет. Ошибка 8-летнего цикла составляет 0,0635 суток. Поэтому за 1:0,0635 = 15,6 цикла = 125 лет фазы Луны по отношению к датам календаря сдвигаются на один день назад. Следовательно, через каждые 125 лет, скажем, 7-й год 8-летнего цикла необходимо оставить простым, а названия дней недели в «Книге дней» передвинуть на одну позицию назад.

Это чтение поддается сегодняшним соображениям фундаментализма. В арабских историях есть многочисленные ссылки на судей или мощные коррумпированные, но некоторые критикуют, в частности, неблагоприятные последствия, которые возникают в результате выполнения заказов на письмо. Среди них выделяется знаменитая история Джуфа «потянув за дверь», где говорится, что мать, покидающая дом, советует своему сыну «вытащить дверь», прежде чем выходить по очереди; молодой человек хлопает дверью и кладет ее ему на плечо и достигает своей матери.

Анекдот указывает, что понимание и принятие полного и последовательного смысла выходит далеко за рамки простого получения буквальных выразительных форм. Жесткий прием порядка вызывает искажение первоначального значения до степени причинения ущерба. Этот анекдот нацелен на детей, которые неправильно понимают приношения взрослых, но также приспосабливается к увещеванию тех, кто жестко читает религию, как это происходит с некоторыми фундаменталистами, искажающими глубокий и полный смысл божественного учения.

Второй цикл - арабский, или 30-летний. Для него 354,367 06*30 = 10 631,012≈10 631 сутки.

Но 10 631 = 19 *354 + 11 * 355. Таким образом, этот цикл состоит из 19 простых и 11 продолженных (високосных) лет. Високосными являются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й годы цикла, если исходным днем хиджры принято 16 июля. В некоторых мусульманских странах за первый день принято 15 июля. Тогда високосным считается не 16-й, а 15-й год цикла. Точность 30-летнего цикла очень высокая: ошибка в целые сутки накапливается в нем за 3000 лет.

Иллюстрация Сары Каппелло. Другой анекдот ставит соблазн по воле того, кто провозглашает абсолютного переводчика Божьей мысли и показывает нам, что Джуха решил не произносить особую речь в пятницу в мечети. Когда он поднимается на кафедру, он спрашивает верных, знают ли они, о чем он будет говорить, и когда они отвечают отрицательно, он уходит, говоря, что говорить с теми, кто этого не знает, бесполезно. Следующая пятница переформатирует тот же вопрос, и поскольку на этот раз они утверждают утвердительно, он говорит, что бесполезно повторять речь тем, кто считает, что он это знает и уходит.

Расписывая дни недели по числам месяцев мусульманского календаря, нетрудно заметить определенную цикличность. Это и позволяет составить табл. годичных и месячных коэффициентов для определения дня недели на любую календарную дату. Таблица составлена на основе общих представлений об упомянутых ранее конкуррентах и регулярах и по образцу таблицы Бируни. В этой последней, однако, имеется много неточностей, видимо, из-за ошибок переписчиков.

При расчетах далее будет использоваться счет дней в неделе, начинающийся в воскресенье, которому и соответствует число 1. Понедельнику соответствует число 2, вторнику - 3, среде - 4, четвергу - 5, пятнице - 6 и субботе - 7.

Коэффициенты для полных 30-летних циклов (Бируни называет их знаками Мухаррама) - коэффициенты циклов - рассчитываются на основе следующих соображений. Промежуток времени в 30 лет содержит 10 631 сутки или 1518 недель и 5 дней. Следовательно, если в 1-м году эры хиджры-1-м году 1-го 30-летнего цикла 1 Мухаррама пришлось на пятницу, то в 1-м году 2-го 30-летнего цикла оно придется уже на пять дней позже (или двумя днями раньше), т. е. на среду. Далее, 3-й 30-летний цикл начнется в понедельник, 4-й - в субботу, 5-й - в четверг, 6-й - во вторник и 7-й - в воскресенье. Так как за семь 30-летних циклов эти дополнительные пять дней составят уже 7X5 = 35 - семь, недель, то 8-й цикл, т. е. 211 год (а также 421, 631 и т.д.) начнется снова в пятницу.

Приняв для полного «нулевого» цикла коэффициент 0, находим далее коэффициенты циклов последовательным прибавлением 5 к числу предыдущего коэффициента и исключением 7 - числа дней в неделе. Так находим соответственно: 0 + 5 = 5, 5 + + 5 - 7 = 3, 3 + 5 - 7=1, 1 + 5 = 6, 6 + 5 - 7 = 4 + 5 - 7 = 2. Прибавив к этому последнему 5, возвращаемся к исходному значению коэффициента циклов - 7(0). Эти коэффициенты расположены в верхней части табл.

Таблица. Таблица коэффициентов для расчета дней недели, приходящихся на первые числа месяцев мусульманского календаря

Полные 30-летние

Коэффициенты циклов

Неполные годы цикла

Знак Мухаррама

420
30 240 450 660 870 1080 1290
60 270 480 690 900 1110 1320
90 300 510 720 930 1140 1350
120 330 540 750 960 1170 1380
150 360 570 780 990 1200 1410
180 390 600 810 1020 1230 1440

Месячные коэффициенты

Мухаррам, Шаввал

Сафар, Раджаб

Раби I, Зу-л-Хиджа

Раби II, Рамадан

Джумада I
Джумада II, Зу-л-Каада
Шаабан

Число дня недели, приходящегося на 1 Мухаррама, получаем, складывая коэффициент цикла со знаком Мухаррама (здесь мы оставляем используемое Бируни название), соответствующим текущему году неполного 30-летнего цикла. В 1-м году эры хиджры 1 Мухаррама приходилось на пятницу. Следовательно, знаком Мухаррама этого года будет соответствующее ей число 6. Этот первый год содержал 354 дня, т. е. 50 недель и 4 дня. Поэтому 1 Мухаррама 2-го года цикла придется уже на 6 + 4-7 = 3 - на среду. Число 3 и будет знаком Мухаррама этого года. Но 2-й год 30-летнего цикла - продолженный (високосный), в нем насчитывается 355 дней, т. е. 50 недель и 5 дней. Поэтому знак Мухаррама 3-го года равен 3 + 5 - 7=1, а его 1 Мухаррама приходится на воскресенье. Так нетрудно определить эти знаки для всех 30 годов цикла. В табл. они приведены справа.

Для 31-го года день недели 1 Мухаррама определяем как 4 + 7 (избыток дней в последнем 30-м году плюс знак Мухаррама 30-го года), что равно 4. Но так как 31 =30+ 1, то его находим и как 5 + 6 - 7 = 4: коэффициент цикла, соответствующий полному 30-летию, плюс знак Мухаррама 1-го года нового цикла. Как видно, последовательная смена дней на грани 30-летних циклов отображена здесь правильно.

Для расчета дня недели, приходящегося на 1-е число любого другого месяца, используются месячные коэффициенты. Расчет их также очевиден. Так как в Мухарраме насчитывается 30 дней, т. е. 4 недели и 2 дня, то, следовательно, дню недели, приходящемуся на 1 Сафара, соответствует число, увеличенное на 2 по сравнению со знаком Мухаррама текущего года. Так, для 1-го года цикла знак Мухаррама 6. Следовательно, 1 Сафара приходится на 6 + 2 - 7=1 - воскресенье.

В качестве примера использования таблицы определим день недели, на который приходилось 17 Джумады I 377 года хиджры. Прежде всего 377 = 360 + + 17. Складываем коэффициент цикла 4 и знак Мухаррама года 6, находим 4 + 6 - 7 = 3-1 Мухаррама 377 года приходилось на вторник. Месяцу Джумада I соответствует месячный коэффициент 6. Прибавляя его к 3, находим 3 + 6 - 7 = 2: 1-е число месяца Джумада I (а следовательно, 8 и 15) приходилось на понедельник, 17-е же его число - на среду.

Очевидно, что в 8-летнем цикле при календарных расчетах можно использовать первые восемь знаков Мухаррама, так как распределение високосных годов в нем такое же. Заметим также, что промежуток времени в 120 лет содержит в себе четыре 30-летних цикла или 15 8-летних. Но в четырех 30-летних циклах вставка дополнительного дня производится 4 * 11=44 раза, тогда как в 15 восьмилетних 15 * 3 = 45. Высокая точность арабского цикла (его соответствие смене фаз Луны) уже отмечалась. В 8-летнем же цикле для его наилучшего согласования не только с фазами Луны, но и с 30-летним циклом, по-видимому, наиболее удобно исключать одни сутки примерно в середине 120-летнего промежутка времени, например 7-й год восьмой восьмилетки делать простым.

Соответствие дат мусульманского и григорианского календарей с 1985 по 2015 гг. дано в табл.

Таблица. Соответствие дат мусульманского и григорианского календарей

Номер года в цикле Годы хиджры Количество дней в году Дата григорианского календаря и день недели,

на которые приходится 1 Мухаррама (начало года)

26 1406* 355 16.IX.1985. Понедельник
27 1407 354 6.IX.1986. Суббота
28 1408 354 26.VIII.1987. Среда
29 1409* 355 14.VIII. 1988. Воскресенье
30 1410 354 4.VIII.1989. Пятница
1 1411 354 24.VII.1990. Вторник
2 1412* 355 13.VII.1991. Суббота
3 1413 354 2.VII.1992. Четверг
4 1414 354 21.VI.1993. Понедельник
5 1415* 355 10.VI.1994. Пятница
6 1416 354 31.V.1995. Среда
7 1417* 355 19.V.1996. Воскресенье
8 1418 354 9.V.1997. Пятница
9 1419 354 28.IV! 1998. Вторник
10 1420* 355 17.IV. 1999. Суббота
11 1421 354 6.IV.2000. Четверг
12 1422 354 26.III.2001. Понедельник
13 1423* 355 15.111.2002. Пятница
14 1424 354 4.111.2003. Вторник
15 1425 354 22.11.2004. Воскресенье
16 1426* 355 10.11.2005. Четверг
17 1427 354 31.1.2006. Вторник
18 1428* 355 20.1.2007. Суббота
19 1429 354 10.1.2008. Четверг
20 1430 354 29.XII.2008. Понедельник
21 1431* 355 18.XII.2009. Пятница
22 1432 354 8.XII.2010. Среда
23 1433 354 27.XI.2011. Воскресенье
24 1434* 355 I5.XI.2012. Четверг
25 1435 354 5.XI.2013. Вторник
26 1436* 355 25.Х.2014. Суббота
27 1437 354 15.Х.2015. Четверг
Примечание Звездочкой обозначены високосные годы.

Напомним, что начало года мусульманского календаря приходится на неомению - первое появление серпа Луны на вечернем небе, а не на истинное астрономическое новолуние (конъюнкцию). Так, в 1983 г., согласно астрономическому календарю, новолуние имело место 6 октября в 11 ч 17 мин по всемирному времени, а 1 Мухаррама приходилось на 8 октября. Аналогично в 1984 г. новолуние было 25 сентября в 3 ч 11 мин, расчетное же начало года - 27 сентября.

За ночью день...

Как и все другие народы, у которых наступление нового календарного месяца связывалось с появлением на вечернем небе узкого серпа Луны, арабы отсчитывали начало суток от захода Солнца. Это значит, что ночь в сутках шла впереди дня. И лишь недавно в странах Арабского Востока введен официальный счет часов в сутках начиная от полуночи.

Числа месяца в арабском календаре отсчитываются так: до 15-го числа говорят «когда прошло 10 (ночей) Мухаррама», т. е. 10 Мухаррама, «когда прошло 14 (ночей) Раджаба, т. е. 14 Раджаба. После 15-го числа: «когда осталось 14 (ночей) Раджаба», т. е. 16 Раджаба, «когда осталось 5 (ночей) Раджаба», т. е. 25 Раджаба и т. д.

А вот арабские названия дней недели (как свидетельствует Бируни, в прошлом они были другими) :

Воскресенье - Йаум аль-ахад,

Понедельник-Йаум аль-иснайн,

Вторник - Йаум ас-саласа,

Среда - Йаум аль-арбаа,

Четверг - Йаум аль-хамис,

Пятница - Йаум аль-джума,

Суббота - Йаум ас-сабт.

В переводе названия дней с воскресенья по четверг означают: 1-й день, 2-й день, 3-й день, 4-й день и 5-й день.

Пятница, Иаум аль-джума («день соединения»), является еженедельным праздником - священным днем мусульман. Впрочем, в Турции выходной день перенесен с пятницы на воскресенье еще в 1935 г.

В мусульманском календаре много важных (с точки зрения верующего) дат. Так, ночь на 15 Шаабана называется «ночью приговора» или «ночью указа». В эту ночь, по верованиям мусульман, ангел смерти получает список людей, которым суждено умереть в следующем году. Ночь на 27 Рамадана называется «ночью предопределения», когда по мусульманскому мифу архангел Гавриил по поручению Аллаха передал Мухаммеду Коран. Главное же - это пост, которого должны придерживаться мусульмане в месяце Рамадан. На протяжении 30 дней мусульманину нельзя ни есть, ни пить, ни курить от восхода Солнца до заката.

Но когда, с какого дня начинать этот пост?

Казалось бы, после того как календарь приведен в соответствие с движением Луны и дни года расписаны по месяцам, этот вопрос является излишним. Увы, это не так. Как отмечал еще Бируни, «в величинах [лунных] месяцев нет почти никакого порядка. Жители даже одной местности расходятся в отношении их, поскольку сила зрения [у наблюдателей] неодинакова. И мы видим, что они, указывая в согласии на один и тот же день [недели], по-разному определяют место этого дня в месяце. Однако закон шариата предписывает пользоваться при этом наблюдением [новой Луны], а не вычислением».

Но движение Луны очень сложно, а условия ее видимости меняются в зависимости от времени года и географического положения наблюдателя, как об этом уже говорилось. Поэтому и число дней в месяцах лунного календаря на самом-то деле во многих мусульманских странах непостоянно, вследствие чего одной и той же дате по григорианскому календарю могут соответствовать различные даты по лунным календарям различных стран. Например, в месяце Мухарраме 1383 г. хиджры в календарях Саудовской Аравии и Турции содержится 30 дней, в календарях Туниса, Ирана и Афганистана - 29 дней. При этом в Тунисе, Турции и Афганистане 1 Мухаррама пришлось на 24 мая 1963 г., а в Саудовской Аравии и Иране - на 25 мая. По этим же причинам наблюдаются расхождения и в датах некоторых мусульманских праздников. Так, 1 Рамадана 1383 г. хиджры пришлось в Афганистане на 15 января, в Саудовской Аравии - на 16-е, в Иране - на 17 января 1964 г.

...За годом год

По поводу эпохи эры мусульманского календаря заметим, что «переселение» (хиджра - дословно «откочевка») Мухаммеда из Мекки в Медину продолжалось две недели: 24 Сафара Мухаммед выступил из Мекки и 9 Раби I он вошел в Медину; это соответствует периоду с 8 по 21 сентября 622 г. Начало года по лунному (тогда еще лунно-солнечному) календарю 1 Мухаррама пришлось в этом году на пятницу 16 июля (точнее, в ночь с 15 на 16 июля) 622 г. От него и ведется счет годам лунной хиджры - по мусульманскому лунному календарю.

Приближенный перевод дат с мусульманского календаря на григорианский осуществляется по следующей формуле:

где R - год григорианского календаря, М - год мусульманской лунной хиджры; квадратные скобки означают, что берется целая часть частного, а остаток от деления отбрасывается.

Для примера определим, какому году нашего календаря соответствует 1402 г. хиджры. Пользуясь формулой, находим

R = 1402 + 622 - = 1982-

Знак «минус» означает, что от деления 1402 на 33 осталась некоторая дробь, которую надо отнять от 1982. Следовательно, 1402 год хиджры соответствует 1981-1982 гг. григорианского календаря.

Для перехода от григорианского календаря к лунной хиджре используется формула

M = R - 622 + [(R-622)/32]

Возьмем к примеру год 1990. Подставляя число R - 1990 в эту формулу, находим М =1410+.

Знак «плюс» указывает на то, что от деления разности 1990 - 622 остается некоторое дробное число, которое необходимо прибавить к полученному числу 1410. Следовательно, 1990 г. григорианского календаря соответствует 1410-1411 году лунной хиджры. Из табл. находим, что 1411 г. хиджры действительно начнется 24 июля 1990 г.

Очевидно, что историки постоянно встречаются с необходимостью точного перехода от дат мусульманского календаря к юлианским (григорианским) и наоборот. Ведь очень часто упоминания об одних и тех же событиях всемирной истории датированы различными методами. Например, такие события 987- 989 гг., как поход Киевского князя Владимира на Корсунь и крещение Руси: летописцы и биографы князя освещают их весьма односторонне и тенденциозно. И лишь из зарубежных, в частности арабских, источников мы узнаем, что же предшествовало походу на Корсунь... Так, арабский историк Яхья сообщает, что в Византии тогда «взбунтовался открыто полководец Варда Фока и провозгласил себя царем в среду... 14 Аилуля (сентября) 1298 (987) г., т. е. 17 Джумады I 377 г. И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий, и побудила его нужда послать к царю руссов - а они его враги, чтобы просить их помочь ему... И заключили они между собой договор о свойстве и женился царь руссов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны...».

В этом примере год в эре Селевкидов уже дополнен номером года н.э. Но ведь его могло не быть вообще. Как же узнать, на какое число юлианского календаря приходилось это «17 Джумады I 377 г. хиджры»?

Увы, для перехода от мусульманского календаря к юлианскому (и наоборот) нет другого пути, как... подсчет полного числа дней, истекших от начала эры хиджры до конкретной даты этой эры и разбивка полученной суммы на годы и месяцы юлианского календаря. Делается это по следующей схеме:

1) Устанавливается число полных 30-летних циклов n и полных лет текущего цикла m:

n = [(M-1)/30], m = |(M-1)/30|,

где М - номер года лунной хиджры. Как и раньше, символ означает, что берется только целая часть частного, а | | - что берется лишь остаток от деления.

2) Устанавливается, сколько дней D прошло во всех полных 30-летних циклах от начала эры хиджры,

D = n*10631, так как в полном 30-летии насчитывается 10 631 день.

3) Устанавливается число дней Δ в прошедших годах текущего 30-летия,

Δ= (р * 354) + q* 355),

где р и q - число прошедших простых и високосных лет соответственно. Очевидно, что р + q = m.

4) Устанавливается, сколько дней N прошло от начала мусульманского года (1 Мухаррама) до заданной даты, включая ее:

N = (s*30)+(t *29) + u,

где s и t-соответственно число полных (по 30 дней) и пустых (по 29 дней) истекших месяцев, u- число дней в текущем месяце, включая определяемую дату.

5) Подсчитывается, сколько дней Z прошло от начала н. э. до интересующей нас даты (от начала н. э. до эпохи хиджры их прошло 227 016) :

Z = 227016 + D + A + N.

6) Устанавливается число истекших от начала н э. полных четырехлетних юлианских циклов J (1461 день) и число дней в неполном цикле В,

J = , B =

Очевидно, что число юлианских лет в этих полных четырехлетних циклах составит 4J.

7) Определяется число полных годов К в текущем четырехлетии и число дней в текущем году d:

K = , d = |B/365|

8) Устанавливается номер года н. э.

9) С помощью таблицы В (или простым подсчетом) находится число месяца юлианского календаря в текущем году. Этим и решается поставленная задача.

В качестве примера посмотрим, соответствует ли указанная Яхьей дата 17 Джумады I 377 г. хиджры 14 сентября 987 г. Так как число текущего года хиджры М = 377, то:

1) число полных истекших 30-летних циклов равно 12(n = 12), число полных лет текущего цикла m = 16.

2) Число дней в полных истекших 30-летних циклахD= 12*10631 = 127572.

3) Из прошедших 16 полных лет было р=10 простых и q = 6 високосных. Поэтому общее число дней в этих годах

A = (10 *354) + (6 * 355) = 3540 + 2130 = 5670.

4) Месяц Джумада I - пятый в календаре, здесь s = 2 и t = 2, так что число дней N, истекших от начала года,

N = (2 * 30) + (2 * 29) + 17 = 135.

5) Общее число дней, истекших от начала н. э, до 17 Джумады I 377 г. хиджры

Z = 227 016 + 127 572 + 5670 + 135 = 360 393.

6) Число истекших от начала н. э. четырехлетних циклов J = 246 и соответствующих им годов 4J = 984, число дней в неполном цикле В = 987.

7) Число полных годов в текущем четырехлетии К = 2, число дней в текущем году d =257.

Следовательно, дата мусульманского календаря полностью соответствует указанной в документе юлианской.

В ряде мусульманских стран используется также солнечная хиджра. Это календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия, но счет годов ведется с 622 г, н. э,

Однако год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, тогда как солнечной - 365 или 366 дней. Поэтому за каждые 33 года число лет лунной хиджры по сравнению с солнечной увеличивается на единицу.

Точкой отсчета календаря мусульман считает Хиджра – переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Ясриб (Медина), которое состоялось в 622 году. Исламский календарь является лунным, то есть исчисление ведется от фаз луны. Исламский лунный календарь состоит из 12 месяцев. Месяцы состоят из 29 или 30 дней в зависимости от фазы луны. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30.

  1. Мухаррам – первый месяц исламского календаря. Название этого месяца переводится как «запретный», «запрещённый», так как в этот период года Аллах запретил войны и сражения.

В Коране сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь вместе с многобожниками, подобно тому, как они сражаются с вами. Знайте, что Аллах – с богобоязненными» (Ат-Тауба 9:36).

На десятый день месяца Мухаррам приходится день Ашура – значимый день в исламе, когда было ниспослано благословение пророкам, сотворены небеса и земли, ангелы и первый человек Адам.

В месяце мухаррам много наград получит тот, кто держит пост. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал, что «после Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам».

  1. Сафар – второй месяц исламского календаря, «сафар» значит «путешествие». Этот месяц назван так потому, что в это время года арабы оставляли свои дома для сражений и войн. Кроме того, они оставляли свои дома, чтобы избежать излишнего зноя.
  2. Рабиу ль-авваль – третий месяц исламского календаря. Месяц назван так потому, что «раби» означает в арабском языке весну. 12 числа месяца раби’у ль-авваль родился последний пророк человечества Пророк Мухаммад (мир ему). По григорианскому календарю эта дата соответствует 24 апреля 571 года.
  3. Рабиу с-сани или Рабиу аль-ахир – четвертый месяц календаря. «Сани» с арабского – второй, «ахир» – последний, «раби» – весна. Месяц означает конец месяца весны или же второй месяц, так как этот месяц является концом весеннего времени года.
  4. Джумада аль-уля – пятый месяц календаря. Слово «джумада» с арабского означает «застывать». Арабы назвали этот месяц так, потому что в этот месяц замерзала вода и наступала зима.
  5. Джумада аль-ахира или Джумада ас-сани (جمادى الـثاني‎) – шестой месяц исламского календаря. Второй близившийся к завершению месяц зимы.
  6. Раджаб – седьмой месяц календаря. Слово « » с арабского означает «делать священным». Арабы возвеличили месяц раджаб, воздержавшись от военных действий и сражений. Раджаб является предшествующим Шаабану, а потом Рамадану месяцем, в котором верующему нужно уделить больше внимания своему поклонению и готовиться к священному месяцу.
  7. Шаабан – восьмой исламского календаря. Слово шабан на арабском языке происходит от слова «ташаба», что означает разделяться, распространяться. В этот месяц арабы отправлялись по разным направлениям в сражения. Месяц Ша’абан – второй в ряду трех священных месяцев, следующих друг за другом, которые высоко ценятся в исламе.

В одном из священных хадисов сказано, что месяц Ша’абан – это месяц Пророка (мир ему и благословение): «Месяц Ша’абан предназначен для меня. Всевышний во всем своем величии повелел ангелам Арша: «О, ангелы мои, вы видели?! Мои рабы оказывают почет и уважение месяцу Моего Любимца. Своим могуществом, правом Своего величия Я ниспосылаю им прощение и отпускаю грехи их». Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Превосходство месяца Ша’абан над другими месяцами, как мое превосходство над остальными Пророками».

В этом месяце содержится одна из самых благословенных ночей – ночь Бараат, ночь прощения грехов и исполнения желаний. В хадисах про Лейлят-уль-Ба’арат сказано: «Когда наступает 15 ночь месяца Ша’абан, проводите ее в молитвах, а днем, следующим после нее, поститесь. Обязательно Аллах спросит: «Нет ли того, кто просит прощения? Я прощу. Нет ли того, кто желает увеличения своих средств и здоровья? Я дарую».

  1. Рамадан – девятый месяц календаря. образовано от слова «ар-рамда», что означает зной, излишняя жара. Месяц рамадан совпадал с периодом экстремальной жары на арабском полуострове, именно поэтому месяц был так назван.

Рамадан – священный месяц для мусульман, в котором было ниспослано священное писание всему человечеству – Коран, месяц, в котором каждый мусульманин должен держать пост от рассвета до заката, воздерживаться от греховного и совершать только благие деяния. Хадисов и аятов, подтверждающих превосходство Рамадана над другими месяцами и днями, множество: «Месяц Рамадан – это месяц, в который был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение истины от лжи», «Кто будет поститься в месяц Рамадан с искренней верой и ожиданием награды только от Всевышнего Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи».

В этом месяце содержится Ночь Могущества – Лайлат аль-кадр, ночь, когда на нижнее небо был ниспослан Священный Коран Пророку (мир ему). Всевышний сказал: «Ночь Лайлат-уль Кадр лучше, чем тысяча месяцев».

  1. Шавваль – десятый месяц календаря. С арабского корень «ташаввала» означает нужда в верблюжьем молоке. Шавваль был кочевым месяцем. Завершение месяца Рамадан и поста ознаменовывается вторым по значению мусульманским праздником – Ид аль Фитр (Ураза байрам), который приходится на первое число месяца Шавваль. В этом месяце наградно держать шестидневный пост.
  2. Зуль-каада – одиннадцатый месяц исламского календаря. Это священный месяц, когда арабы отказывались от военных действий и прекращали свои кочевания.
  3. Зуль-хиджа – двенадцатый месяц календаря. В этом месяце совершается паломничество в Мекку. В хадисе сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).