Большинство жителей нашей страны предпочитают ездить именно в плацкартных вагонах РЖД. Это неудивительно: плацкарт дает возможность добраться до нужного места, сэкономив. Интересно, что плацкартные вагоны курсируют только по российским железным дорогам. Иностранцам такие поезда кажутся весьма диковинными. В отличие от купе, плацкартные вагоны бывает не очень хорошими. Опытные путешественники прекрасно знают, какие места следует предпочесть, чтобы путешествие прошло в максимально комфортабельных условиях.

Итак, вы решили купить жд билеты. Какие же места выбрать?

Самыми лучшими считаются места с первое по четвертому. Почему? Все очень просто. Аналогичные места 53 и 54 практически не встречаются в продаже: как правило, на них располагаются одеяла. Поэтому те, кто будут ехать на первых местах плацкарта, обойдутся без соседей, а значит, условия их поездки можно сравнить с условиями в купейном вагоне. Кроме того, рядом располагается место проводника, а это значит, что расположенный рядом туалет будет чистым и вам не придется мучиться от неприятного запаха. Наконец, неподалеку от вас будет котел, и вам не придется осторожно нести через весь вагон стакан с кипятком. Да и вещи долго нести не придется: по прибытии вам будет достаточно сделать пару шагов. Таким образом, нужно стремиться покупать билеты именно не первые четыре места плацкартного вагона. К сожалению, знают об этом многие путешественники, поэтому билеты на эти места расходятся в первую очередь и чтобы купить их придется постараться.

Далее в нашем рейтинге уровня комфортабельности расположились места, которые имеют номера с 5 по 32. Сюда относятся все места, кроме боковушек, которые находятся не около туалета. Просто неплохие места в плацкарте, которые достаточно удобны и позволяют добраться до места назначения в относительно комфортных условиях.

На третьем месте находятся боковые места с 33 по 36 и боковые места, которые находятся не около уборных.

Кстати, многие предпочитают избегать боковых мест. Почему? Вот главные недостатки «боковушек»:

Спать и есть нужно на одном и том же месте: нижняя постель трансформируется в стол. Поэтому если сверху и снизу едут незнакомые люди, могут возникать конфликты. Если пассажир с нижнего места решит вздремнуть, тому, кто едет на верхней полке, придется искать, где выпить чаю или перекусить;

Обитателей «боковушек» то и дело задевают соседи по вагону. Поэтому выспаться не получится. Особенно сильно «достается» от детей, которые выплескивают энергию, бегая по вагону;

Во время сна голова одного пассажира находится неподалеку от ног другого, что также причиняет некоторые физические и моральные неудобства;

Спальное место имеет небольшую длину, поэтому высоким людям будет непросто расположиться с комфортом и удобством.

Места, которые расположены неподалеку от уборной (с 33 по 36) также выбирать не стоит. Недостатки этих мест связаны с наличием туалетной комнаты. Двери в туалет на протяжении пути постоянно будут то открываться, то закрываться. Это не дает не только уснуть, но и отдохнуть. К тому же, несмотря на существующие запреты, некоторые пассажиры продолжают курить в туалете, поэтому люди, которые будут ехать на местах 33, 34, 35 и 36 будут страдать от неприятного запаха. Да и в целом запахи, которые исходят от уборной даже тогда, когда там никто не курит, могут мешать нормально поесть.

Какой вариант предпочесть, если лучшие места заняты? Ответить непросто. Следует лишь учитывать, что самые плохие места - это боковушки, расположенные около уборной. Такие места обычно дольше всего остаются незабронированными.

Резюмируя, перечислим главные недостатки и преимущества верхних и нижних полок:

На верхних полках можно хорошенько выспаться. Вам не придется уступать место пассажирам, которые хотят поесть;

Под нижние полки проще спрятать багаж. К тому же, вам будет легче доставать сумки;

Нижние полки более безопасные. Особенно это важно для пассажиров, которые едут вместе с детьми;

Пожилым людям и беременным женщинам бывает непросто забраться на верхнюю полку.

Плацкарт занимает третье место по комфортабельности, уступая купе и СВ. Один такой вагон рассчитан на 54 пассажира, для каждого из которых предусмотрена индивидуальная полка. Она может быть верхней, нижней или боковой – каждая категория насчитывает по 18 мест. Секция из 2-х верхних и 2-х нижних мест образует отдельное купе, которое не имеет двери. Боковые полки расположены напротив каждого такого проема.

Совет. Помните, что нижним полкам присвоены нечетные номера (1,3,5 и т.д.), верхним - четные (2,4,6 и т.д.). Места с 37 по 54 – это боковые.

Стоит иметь в виду, что некоторые плацкартные места имеют особенности:

  1. В каждом вагоне есть т.н. «аварийные» секции, окна в которых не открываются. Там находятся места с 9 по 12 и с 21 по 24, а также 43,44, 49, 50. И если в купейном вагоне, где в аналогичных помещениях (купе № 3 и №6) предусмотрены точно такие же такие закупоренные окна, но можно воспользоваться кондиционером, то в плацкарте такой сервис отсутствует.
  2. Чтобы иметь постоянный доступ к розетке, не обращаясь с соответствующей просьбой к проводнику, нужно выбирать 2-ю или предпоследнюю секцию плацкартного вагона. Это места 5-8, 29-31, а также 39, 40, 51 и 52.
  3. В каждом плацкарте есть 4 полки, которые короче остальных примерно на 15 см. Это места под № 1, 2, 35, 36.
  4. Место 36 считается одним из самых неудачных еще по ряду причин. Во-первых, за стеной находится туалет, во-вторых, там установлена перегородка, в которую упираются ноги пассажира (в иных случаях они высовываются в проход). Кроме того, это верхнее место, но перегородки, помогающей подняться, там нет.
  5. Багажные отделения секций, которые находятся в непосредственной близости от проводников, могут быть заняты углем или одеялами. В «зоне риска» первые места (1-4), а также боковые 53 и 54.


Вполне логично, что выбор самого удобного места зависит от личных предпочтений каждого пассажира. Например, кто-то любит ездить только на нижних полках. В частности, эти места удобны для пожилых людей, тучных пассажиров, мам с малолетними детьми, которые занимают одну полочку на двоих. Некоторые люди покупают на эти места, опасаясь, что во время резкого торможения поезда с верхней полки можно упасть. К тому же, всегда доступно воспользоваться столиком – негласно именно пассажиры с нижних мест чаще всего считают его «своим». Однако уступать соседям сверху всё равно приходится: вас могут попросить подвинуться, чтобы перекусить или просто посидеть.

Другой категории людей комфортнее ездить именно наверху: на эти места никто из попутчиков не посягнет. Можно спокойно улечься, отвернуться к стене, почитать или подремать. К тому же, такие места чуть дешевле нижних. Некоторые пассажиры предпочитают верхние полки, если путешествуют в одиночку, едут ночным поездом или на короткие расстояния.

Совет. Если сосед с нижней полки не пускает вас к столику или просто не дает посидеть на своем месте, обратитесь к проводнику. На крайний случай вызовите начальника поезда.

В правилах перевозки нет пункта, который принуждает пассажиров «делиться» нижней полкой, но в то же время действует принцип, который ограничивает каждого человека в злоупотреблении своими правами. В любом случае пробуйте договориться мирно.

Боковые места многими пассажирами считаются самыми неудобными. Если в секции хоть как-то можно организовать личное пространство, то здесь человек располагается практически в коридоре, где постоянно кто-то ходит. Однако некоторые и здесь находят преимущества. Например, столик предназначен не для 4-х человек, а всего лишь для двоих. Правда, при этом владельцу нижнего бокового места придется трансформировать свою полку, чтобы сосед смог пообедать.


Если вы еще колеблетесь, какие места предпочесть, определиться помогут отзывы и рекомендации пассажиров:

  • места 35-38 находятся рядом с туалетом, поэтому если волнуетесь, что неприятный запах испортит вам поездку, не берите билеты на них;
  • достаточно комфортно ехать в секции, расположенной неподалеку от проводника: и туалет недалеко, и запаха нет, и чай можно организовать в любой момент (купить или сделать самому – титан для нагрева воды тоже находится близко);
  • зимой лучше брать места ближе к центру вагона, поскольку на каждой остановке будут выходить-заходить пассажиры, впуская холод;
  • места в середине также хороши для тех, кто не любит, когда мимо снуют люди: в туалет или в тамбур, чтобы покурить;
  • места с 29 по 31 располагаются недалеко от туалета, но при этом запах здесь не чувствуется. Зато всегда можно посмотреть, есть ли очередь из желающих умыться. Также это удобно, если нужно выносить детский горшок (чтоб не нести по всему коридору);
  • если едете вдвоем, удобно занять верхнюю и нижнюю полку в одном отсеке или даже сбоку. Тогда посторонние люди не будут посягать на ваши места.

Совет. Если боитесь упасть с полки во время торможения поезда, берите билеты на места, которые ближе к головному вагону.

Плацкартный вагон: видео

Совершенно случайно волей судьбы, мы купили билет на поезд "Минск -Новосибирск". Я уже писала, что в банке произошел сбой, и я не могла ни перевести, ни снять деньги со счета. Поэтому я наскребла на боковушку плацкарта, еду ребенку, купила билет на этот поезд, и мы поехали домой в Екатеринбург. Однако это почему-то оказалось даже классно.

Сам поезд синего цвета, а не серого, как почти все поезда "РЖД". Внутри все такое старенькое, как из детства. Кожаные полки, все так простенько, такое ощущение, что ты сел в поезд прошлого. Это было очень приятное ощущение.



Заходим в вагон и смотрим на своих попутчиков...В этот раз никаких пьяниц, никаких неприятных запахов. Ехать было одно удовольствие.

Спящая бабушка. Она ехала с сыном, и как я не проходила мимо них, они всегда или ели курицу, или спали. Такое ощущение, что они зажарили половину курятника и повезли с собой.


Сонное царство Морфея..




А вот и мои соседки. Доброжелательные и спокойные девушки. На фото такой взгляд, потому что им не понравилось, что я их снимаю. Они или лежали или сидели на одной полке, и смотрели кино на телефоне.
Сначала было как-то непривычно смотреть на двух девушек, ляжащих рядом на одной полке. А потом я как-то привыкла.


Очень понравился вот этот парень. Такой хозяйственный и спокойный. Он стелил все постели, сам подготавливал еду, относил мусор после еды. Жена его спала весь день на второй полке. Вот он стелит постель.
Мне кажется, его жене повезло с ним, или наоборот ему с женой. Дрыхнет всю дорогу, не пилит..


А вот наши боковушечки. Дочка на второй полке, а я на первой. Эх, как классно было ехать. Хочешь спи, хочешь сиди в интернете, хочешь читай. Я вот даже сейчас себе завидую! И хотела бы повторить поездку.


Ехали мы ехали, и остановились в Нижнем Новгороде. Стояка 84 минуты. Чуть ли не полтора часа. На улице солнышко, тепло. Одно удовольствие было прогуляться и глянуть на Нижний Новгород. Я давно мечтаю, побывать в нем.

Выходим на платформу.



Цены были какие-то непривычно низкие. Вроде вокзал, а порядок примерно, как у нас в магазинах В Екатеринбурге.


Попа нашего поезда. Проводники в шинелях стоят.


Прошли через вокзал и вышли в город. Дочка всегда боится опоздать на поезд или самолет в таких случаях. Она вцепляется в меня и начинает нервно торопить..Вот ты какой Нижний Новгород! Мы обязательно вернемся!


Купили по мороженке Нижегородской.


Дочка тащит меня перрон к поезду, и несмотря на то, что еще целый час, все равно идем..

Арзамасская электричка. Я никогда не была в Арзамасе, интересно было посмотреть на нее и людей.



Арзамасские бабушки..


84 минуты пролетели незаметно, пора возвращаться на свою плацкартную полку. Поехали дальше!

Это пейзаж с моей полки. Таким я помню поезд из своего детства..



Заваливаемся опять спать. Никогда мне так сладко не спалось, как в этом поезде!! Проспали до самого Кирова.

В Кирове вышли подышать и за мороженкой.


Люди, клетчатые баулы с вещами..



Через пути несусь в магазинчик. Это опасно тем, что если приедет товарный поезд, и перегородит пути, мне придется бежать через мост и есть шанс отстать от поезда. Надо очень внимательно слушать, что объявляют.
Я рискую и бегу. Покупаю вот такие кировские мороженки.


Мороженое отличается от Екатеринбургского родного. Кировское и Нижегородское вкусное, но наше гостовское намного вкуснее и сливочнее и нежнее.

Следующая станция Глазов. Ничего интересного, мороженого нет...


Белорусская проводница чистюля просто. Вагон чистенький, она постоянно что-то мыла. Постоянно видела ее в такой позе. Костюм проводницы под цвет вагона поезда. Синий!


Это я фотографирую вагон, она почему-то пугается, и спрашивает зачем?? Я не ожидала, что она выйдет из купе, во время сьемки. Меня часто спрашивают, зачем я фотографирую? Так и хочется, задать встречный вопрос:" А зачем вы задаете такие очевидные вопросы?".


Книжка моя закончилась, взяла дочкину и просто погрузилась в детство...


Станция Балезино. Снег, грязь, холодно... Очень ощутимая смена климата. Мороженого нет на станции.


У проводницы в продаже были белорусские шоколадки, орешки, конфетки. И все это стоило какие-то копейки, мы у нее пол корзины перепробовали!

Это мы попробовали. Вот так вот едешь и можно попробовать белорусские шоколадки. Здорово!!



Цены просто смешные. Смотрите сами.


Титан и тамбур поезда.



Проехали еще ночь, и утром уже были в Екатеринбурге. Родной город встретил нас свинцовым небом и растаявшим снегом.


В принципе поезд мне очень понравился. Никаких алкашей, вони, все было как-то очень мило, спокойно, чистенько. Такое ощущение, что время отмоталось назад и я проехала в поезде своего детства. Хорошо, что судьба сделала мне исключение, и я ехала не с алкашами, а нормальными людьми и наслаждалась любимыми поездами...

Купив билет на поезд, всегда интересно - какое же место попалось?

Полки верхние и нижние, боковые и не боковые... Предпочтения у всех разные, в целом можно выделить места в плацкарте получше и похуже.

В плацкартном вагоне всего 54 места. Непарные номера - это нижние полки. Парные - верхние. Места 1-36 - обычные. 37-54 - боковые.

На не боковых местах, как по мне, ехать более приятно, чем на боковушках. Никто не ходит туда-сюда рядом с тобой. Однако если ехать недалеко, то я предпочитаю все же боковое место - можно и посидеть за столиком, глядя в окно или читая книгу, или же сложить столик и прилечь вздремнуть. Чего не скажешь про верхнюю боковушку - она, пожалуй, самая неудобная. Придется плохо на боковушке людям высокого роста - «высота» полки где-то 1,80 м. Если на не боковушке можно набраться наглости и выставить ноги в проход, то на боковушке вряд ли это получится.


Верхние места хороши тем, что тебя никто не беспокоит - никто не шастает вверх-вниз, не сидит на твоей полке и т.д. и т.п. Можно забиться в угол и спать до своей остановки. Лично я предпочитаю именно этот вариант. Однако верхняя полка однозначно не подходит для людей преклонного возраста. Неудобно также, если хочется не лежать, а сидеть - тогда придется «напрягать» соседей снизу.

Нижние места удобны тем, что не нужно лазить наверх, есть столик, и весь «багажник» под полкой - в Вашем распоряжении. (Конечно, можно положить туда и свои сумки, даже если у вас верхнее место, но не думаю что попутчику понравится, если вы его разбудите, чтобы забрать свой багаж.) На нижней полке Вам будут надоедать лазящие сверху соседи, и возможно, примостившиеся попить чайку на Вашей полке.

К «нехорошим» местам я бы отнес места возле туалета (места 33-38). Место 36 имеет дополнительную стенку (чтобы ноги не мешали открывать дверь:)). Здесь возможны неприятные запахи из-за двери, а также ходящие туда-сюда пассажиры и хлопанье дверью (что часто раздражает больше всего).

Не очень хорошими считаю места 01-04 и 53-54. Здесь также ходящие туда-сюда пассажиры, слышны постоянные разговоры из купе проводника и возможное хряпанье дверью (в основном только зимой). Место 53 иногда бывает служебным.

В третьем и шестом «купе» (места 9-12, 21-24) находятся окна аварийного выхода и молотки для их разбития. Редко, но это тоже может быть плюс.

Исходя из этого всего, я считаю, то что лучше всего - места в средине вагона. А боковые или нет, верхние или нижние - уже зависит от предпочтений и условий поездки каждого. Также, как показывает практика, комфорт поездки довольно сильно зависит от попутчиков - поездка на самом неудобном месте может оказаться куда более приятной, чем на хорошем месте, но с надоедливыми соседями.