На первый взгляд город, описываемый Гоголем в поэме Мертвые души, ничем не отличается от обычных городов: такие же дома, здания. Кажется, что энергия здесь бьет ключем. Но на самом же деле все это настолько бессмысленно, ведь все чиновники уже давно мертвы душой, и у них нет цели в жизни.

Гоголь подчеркивает, что жизнь всего города зависит именно от чиновников. В этой поэме они описаны, как безликие, бесполезные и никому ненужные люди.

Все они необразованные. Чиновникам присущи такие черты, как коварство, взяточничество, сребролюбие.

В одном из эпизодов Гоголь описывает смерть прокурора. Он показывает пустоту внутри людей. Никто даже не может понять, для чего жил тот человек.

Особое место в гоголевской поэме занимают женские образы, в основном жены чиновников. Их автор также показывает безликими существами, любящими покрасоваться своими нарядами и посплетничать. Они имели широкое влияние на своих мужей, заставляя верить в различные сплетни, а также иногда натравливали их друг на друга.

К сожалению, такой образ города, описанный Гоголем, присущ и нашему времени и нашей стране.

Обновлено: 2017-06-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

«Вся Русь явится в нем», - писал о своем произведении сам Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее… С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь».

Проницательный взгляд Н. В. Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Не обходит он своим вниманием и российский город.

В одной из рукописей, относящейся к наброскам поэмы, Н. В. Гоголь записывает: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло от безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». И далее - трагический взгляд на эту идею: «Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно… Смерть поражает не трогающийся мир». Посмотрим, какое воплощение получил этот первоначальный замысел Гоголя.

Как и в «Ревизоре», в «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует обобщенную картину русского города, административно-чиновничьего центра вообще. А потому, как и всегда, писатель показывает нам город через изображение чиновников.

Губернатор, фигура в царской России достаточно значительная, прелестно вышивает по тюлю, и это его главное достоинство. Полицмейстер заходит в лавки как к себе домой, но, как говорят купцы, «зато уж никак тебя не выдаст». Прокурор, по словам Собакевича, человек праздный… за него все делает стряпчий Золотуха». Умение чиновника крепостной экспедиции Ивана Антоновича кувшинное рыло брать взятки вошло в пословицу. Гоголь всегда верил в высокое предназначение государства, а потому особенно страшно для него полное пренебрежение чиновников к своим обязанностям.

Должность для них - это лишь средство приобретения чинов, возможность жить праздной, беззаботной жизнью. Вся административная система в городе устроена таким образом, чтобы чиновникам было проще брать взятки, обирать казну и весело проводить время. Все чиновники связаны между собой, а потому не станут друг друга выдавать. Не случайно в черновиках поэмы Собакевич дает следующую характеристику городу: «Весь город разбойничий вертеп».

Но не только административные отношения в городе сами по себе интересуют Н. В. Гоголя. Как и в помещика, писатель пытается найти в чиновниках губернского города душу - и не находит ее. Не случайно, раздумывая над тем, что составляет главные особенности города, Н. В. Гоголь подчеркивает: нетрогающийся мир. В философии Гоголя движение - одна из основных категорий. Все недвижимое не только мертво по своей сути, но и не способно на возрождение.

Ключевым эпизодом, раскрывающим суть жизни в городе, является смерть прокурора. С одной стороны, она носит комический характер, но с другой, пожалуй, - более чем трагический. Тому есть две причины. Первая заключается в том, что, по словам Н. В. Гоголя, «…появленье смерти так же было страшно в малом, как страшно оно и в великом человеке». Вторая связана с общей гоголевской концепцией человека.

«Вот, прокурор! жил, жил, а потом и умер! и вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего челов

  1. Новое!

    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю,...

  2. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...

    Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, "творение,...

Внутреннее безобразие весьма часто и
очень искусно прикрывается внешним
благообразием.
М. Горький

Образ города в поэме складывается из описания улиц, домов, интерьеров гостиниц, трактиров и описания нравов, характеров, образа жизни персонажей литературного сочинения.

О городе многие узнали из разговоров о нем, путем сравнения его с другими городами, а самое главное - по населяющим его людям.

Поэма (ее композиция) выстроена таким образом, что начинается она с приезда в город N нового лица, некоего Чичикова. Название города умышленно не уточняется. Это дает писателю возможность более глубокого развития идеи типичности всех губернских городов России того времени.

Жизнь в таких городах течет по заранее заведенному графику. Каждый день начинается с визитов к чиновникам: «поутру ранее даже того времени, которое назначено в городе N для визитов...». Вечера тоже проходили по уже сложившимся традициям. Впрочем, как замечает Гоголь: «В переулках и закоулках, неразлучных с этим временем во всех городах, где много солдат, извозчиков, работников и особенного рода существ в виде дам в красных шляпах и башмаках без чулок, которые как летучие мыши, шныряют по перекресткам».

Что касается разговоров в переулках, то это были «...те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу». Как заведено в губернских городах, гостиницы в городе N были с тараканами, кирпичные дома все выкрашены в серый, трактиры напоминали «русские избы в несколько большем размере». Как ни странно, в трактирах на полочках стояли образа, за которыми лежали фарфоровые вызолоченные яички. Однако в порядке вещей и то, что «зеркало показывает вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепешку». Первое понимание, представление о городе мы получаем именно из впечатлений о нем самого Чичикова.

He остался безразличным и город к Чичикову. Как известно, слухи и сплетни очень быстро распространяются. К тому же жители таких городков любят подолгу обсуждать какие-нибудь новости, ведь в уездном городке они случаются так редко: «словом, пошли толки, толки, и весь город говорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все что ни есть поднялось, как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!». К тому же «ко всему этому присоединились многие объяснения и поправки по мере того, как слухи проникали наконец в самые глухие переулки».

Что же еще не упомянуто об основных характеристиках подобного уездного города?

Отношение жителей этого города к москвичам и петербуржцам. Из вопросов жителей о столицах видно, что они имеют о них маленькое представление. Складывается впечатление, что в понимании жителей города N Петербург и Москва - «сказочные» города.

Весьма немаловажным фактом в понимании, представлении города является описание его чиновников. Этот небольшой уездный город вместил в себя все «виды» чиновников. Здесь собрались и лживые добродетели, и любители пошутить, и расточители казны, и грубияны. Ho всех их объединяет одно общее качество. Все они выполняют одну «важную» функцию городского аппарата власти. Они носят название чиновников. Это их основная обязанность. Для такого рода высокопоставленных людей того времени образ жизни определялся игрою в карты, наживой и широким кругом знакомств. Предполагаемые их действия в области своих чиновничьих обязанностей - служба во благо государства -были для их умов чем-то далеким и неосмысленным.

Удивительное мастерство автора проявляется в поэме «Мертвые души». Автору превосходно удается выразить лживую жизнь городков N несколькими предложениями, метко подчеркивающими тот факт, что зачастую развалившийся аппарат городской системы и заурядная жизнь этого города прикрываются преподносимым его обитателями образом маленького, уютного и очаровательного уездного городка.

>Сочинения по произведению Мертвые души

Образ города

Произведение Н. В. Гоголя – это удивительная книга, воспевающая Русь и ее народные основы. Частично это и сатирическая поэма, обличающая действительность. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков , странствует по городам России с целью выкупа «мертвых душ» крестьян. В изображении города автор использовал прием типизации. Чичиков приезжает в обычный губернский городок NN, который служит собирательным образом. Он такой же, как и все остальные города. Таким образом, легко воспроизвести картину нравов всей страны.

В первой главе герой, прогуливаясь по улицам, замечает, что здесь типичные дома с мезонином, привычные вывески, размытые дождем, и только чаще обычного встречается вывеска «Питейный дом». На первый взгляд этот город кажется Чичикову немного более оживленным, чем другие. Здесь чаще устраиваются балы, приемы, совместные обеды, поездки в присутственные места и т.д. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что здесь все тот же сонный, застывший дух помещичьего быта, а представители верхушки – безлики и духовно мертвы. Они влачат бесцельное существование изо дня в день и являются «небокоптителями».

Автор уделяет особое внимание описанию чиновников, так называемых вершителей судеб городских жителей. Эти люди настолько бесполезны и безлики, что он им дает очень краткие характеристики. Так, например, губернатор был ни толст, ни тонок, но добряк. Прокурор обладал весьма черными густыми бровями. Почтмейстер был низенького роста, но остряк и философ. Примечательно то, что все чиновники в городе NN были малообразованны. Гоголь специально подчеркивает, что один читал Карамзина, другой «Московские ведомости», а многие и вообще ничего не читали. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Все люди, имеющие административную власть, обязательно грабили население, занимались казнокрадством и взятничеством.

Описывая жизнь губернского города, автор уделяет особое внимание и женской половине, то есть женам чиновников. Несмотря на то, что они надевают роскошные платья и всяческие ленточки, в душе они пусты и никчемны. Гоголь отдает должное их вкусу, отмечая, что дамы города ничем не уступают столице и даже Парижу. Однако он тут же отмечает их подражательные детали вроде павлиньих перьев и невиданных чепцов. По натуре дамы города деятельны. Они не только молниеносно разносят сплетни, но и оказывают сильное влияние на своих мужей. Они заставляют их поверить в невероятные слухи и даже настраивают друг против друга. Автор отмечает, что у всех губернских жителей есть некие идеалы, связанные со столичной жизнью. Возможно, по этой причине Петербург упоминается почти в каждой главе.

Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по мнению Герцена, -“удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный”. Являясь поэмой, оно было призвано воспеть Русь в ее глубинных народных основах. Но преобладают все же в нем сатирические обличительные картины современной автору действительности.

Как и в комедии “Ревизор”, в “Мертвых душах” Гоголь использует прием типизации. Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN. который является собирательным образом. Автор замечает, что “он никак не уступал другим губернским городам”. Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны. Главный герой поэмы Чичиков обращает внимание на типичные “дома в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином”, на “почти смытые дождем вывески”, на чаще других встречающуюся надпись “Питейный дом”.

На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно. “Визитной карточкой” города становится пошлый франт, встретившийся Чичикову при въезде в город: “...встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом”. Этот случайный персонаж является олицетворением вкусов губернского общества.

Жизнь города всецело зависит от многочисленных чиновников. Автор рисует выразительный портрет административной власти в России. Словно подчеркивая бесполезность и безликость чиновников города, он дает им очень краткие характеристики. О губернаторе сказано, что он “был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну...; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю”. О прокуроре известно, что он был обладателем “весьма черных густых бровей и несколько подмигивающего левого глаза”. О почтмейстере замечено, что он был человек “низенький”, но “остряк и философ”.

Все чиновники имеют низкий уровень образованности. Гоголь с иронией называет их “людьми более или менее просвещенными”, потому что “кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал...” Таковы и губернские помещики. Те и другие связаны между собой почти родственными связями. Автор показывает в размышлении о “толстых и тонких”, как постепенно государственные люди, “заслужив всеобщее уважение, оставляют службу... и делаются славными помещиками, славными русскими барами, хлебосолами, и живут и хорошо живут”. Это отступление является злой сатирой на чиновников-грабителей и на “хлебосольных” русских бар, ведущих праздное существование, бесцельно коптящих небо.

Чиновники - это своего рода вершители судеб жителей губернского города. От них зависит решение любого, даже маленького вопроса. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения - явления постоянные и повсеместные. Полицмейстеру стоило только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, как на его столе появлялись “белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда”.

“Слуги народа” поистине единодушны в своем стремлении широко пожить за счет сумм “нежно любимого ими Отечества”. Они одинаково безответственно относятся к своим прямым обязанностям. Это особенно ярко показано при оформлении Чичиковым купчих на крепостных крестьян. В свидетели Собакевич предлагает пригласить прокурора, который, “наверняка, сидит дома, так как за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире”, и инспектора врачебной управы, а также Трухачевского и Белушкина. По меткому замечанию Собакевича, “они все даром бременят землю!” Кроме того, характерно замечание автора, что председатель по желанию Чичикова “мог продлить и укоротить... присутствие, подобно древнему Зевсу”.

Центральное место в характеристике чиновничьего мира занимает эпизод смерти прокурора. Всего лишь в нескольких строчках Гоголю удалось выразить всю пустоту жизни этих людей. Никто не знает, зачем жил и зачем умер прокурор, так как не понимает, зачем живет и он сам, каково его назначение.

При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев. Автор отдает должное вкусу губернских дам: “Это не губерния, это столица, это сам Париж!”, но одновременно он разоблачает их подражательскую сущность, замечая местами “не виданный землею чепец” или “чуть ли не павлинов перо”. “Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города: где-нибудь уж он непременно оборвется”. Благородной особенностью губернских дам является их умение выражаться с “необыкновенной осторожностью и приличием”. Речь их изящна и витиевата. Как замечает Гоголь, “чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была вовсе выброшена из разговора”.

Жизнь чиновничьих жен праздна, но они сами деятельны, поэтому сплетни по городу распространяются с поразительной быстротой и приобретают ужасающий облик. Из-за дамских толков Чичиков был признан миллионщиком. Но как только он перестал удостаивать женское общество вниманием, поглощенный лицезрением губернаторской дочки, герою приписали и замысел похищения предмета созерцания и множество других страшных преступлений.

Дамы города имеют огромное влияние на своих мужей-чиновников и не только заставляют их поверить в невероятные сплетни, но и способны настроить друг против друга. “Дуэли, конечно, между ними не происходили, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно...”

Все гоголевские герои мечтают достичь некоего идеала жизни, который для большинства представителей губернского общества видится в образе столицы, блистательного Петербурга. Создавая собирательный образ русского города 30-40-х годов XIX века, автор совмещает черты провинции и характерные особенности столичной жизни. Так, упоминание о Петербурге встречается в каждой главе поэмы. Очень четко, без прикрас этот образ обозначился в “Повести о капитане Копейкине”. Гоголь с поразительной откровенностью замечает, что в этом городе, чинном, чопорном, утопающем в роскоши, совершенно невозможно жить маленькому человеку, такому как капитан Копейкин. Писатель говорит в “Повести...” о холодном равнодушии сильных мира сего к бедам несчастного инвалида, участника Отечественной войны 1812 года. Так в поэме возникает тема противопоставления государственных интересов и интересов простого человека.

Гоголь искренне негодует против царящей в России социальной несправедливости, облекая свое возмущение в сатирические формы. В поэме он использует “ситуацию заблуждения”. Это помогает ему раскрыть те или иные стороны жизни губернского города. Автор ставит всех чиновников перед одним фактом и выявляет все “грешки” и преступления каждого: произвол на службе, беззаконие полицейских, праздное времяпрепровождение и многое другое. Все это органично вплетается в общую характеристику города NN. а также подчеркивает его собирательность. Ведь все эти пороки были свойственны современной Гоголю России. В “Мертвых душах” писатель воссоздал реальную картину русской жизни 30-40-х годов XIX столетия, и в этом его величайшая заслуга.