Характеристика Маши Мироновой из «Капитанской дочки» важна для понимания специфики произведения: оно родилось в творчестве великого русского писателя под влиянием популярности переводных романов Вальтера Скотта.

Образ Марии Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Он вызывал к себе своеобразное отношение со стороны разных критиков – характер не восприняли глубоким и даже примечательным.

Близкий друг Пушкина П. Вяземский видел в образе некую вариацию Татьяны Лариной. Неистовый В. Белинский назвал его ничтожным и бесцветным.

Недостаток интересности и характерности отмечал и композитор П. Чайковский. Шаблонный и пустой – оценка поэта М. Цветаевой.

Но были и те, кто не относил образ главной героини к слабым местам повести. Пожалуй, самый авторитетный голос здесь – мнение Н. Гоголя, ценившего пушкинскую новеллу за безыскуственность, истинно русские характеры и простое величие ничем не примечательных людей.

Характеристика и описание Маши Мироновой

Прототипом Маши некоторые исследователи видят героиню романа «Эдинбургская темница» Вальтера Скотта. Однако сходство здесь только сюжетное.

Определяя персонаж кратко: это парадоксальное (как сама история и вообще жизнь) сочетание обычности и простоты с величием и исключительностью. Мария Ивановна – восемнадцатилетняя дочь капитана Белогорской крепости.

Скромность фамильного положения совмещается в ней с умом и добротой, которые оценил и полюбил главный герой повести. Им пришлось многое преодолеть, чтобы быть вместе: интриги соперника за любовь Маши, отказ отца жениха благословить брак, пугачевское восстание и военный трибунал.

Обычная девушка стала причиной смертельных испытаний для главного героя и доходит до самой императрицы в надежде спасти его.

Нравственная красота героини

Автор постоянно подчеркивает благородную естественность героини, отсутствие кокетства, жеманства, любого притворства в чувствах и речах. В обращении с людьми ее отличает чуткость, нежность и доброта – мудрый Савельич зовет ее ангелом, говоря, что такой невесте и приданого не нужно.

Присущая ей милая женственность побуждает к осторожному обращению с оружием и вообще со всем, связанным с войной: выросшая в военной крепости девушка страшно боится звука стрельбы.

Избегает конфликтов и ссор: не говорит ничего плохого о Швабрине, безмерно огорчается из-за дуэли Гринева и немилости его отца.

Она душевно мудра, видит людей сердцем. Остроумный и хорошо образованный Швабрин не смог одержать любовную победу над глуповатой по его же словам барышней – потому что за блестящими манерами нет истинно благородного человека.

Любящая Мария желает счастья прежде всего для дорого человека – даже если это означает брак с другой женщиной. И все это без романтического пафоса и презрения к быту: понимает, что для счастья человеку нужна не только любовь, но также мир и покой в семье, какой-то достаток и определенность.

Внешность Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Пушкин осознанно набросал ее портрет очень схематично. В лице и фигуре подвигнувшей на подвиги девушки нет тонкости или экзотичности черт, выразительной оригинальности –

внешность ее не романтическая и чисто русская.

Вместе с главным героем читатель впервые видит молодую девушку круглолицей и румяной. Светло-русые волосы прибраны немодно – не завиты в локоны, полностью убраны с лица, открывая уши, «которые у нее так и горели» (выразительная деталь, характеризующая одновременно первое далекое от восторгов впечатление молодого человека и чувствительность девушки).

Постепенно читатель вместе с Петром Гриневым начинает воспринимать Машу сердцем. «Милая», «добрая», «ангельская» – постоянные эпитеты, когда речь заходит о ней.

Влюбленный видит, что немодная барышня одевается «просто и мило», ее голос кажется «ангельским».

Родители Маши

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы – супружеская пара из бедных дворян, отнесшиеся к главному герою по-семейному.

Комендант – любящий выпить офицер со стажем, служил почти 40 лет. Доброта и беспечность характера плохо помогают ему в работе на руководящей должности и делают его «подкаблучником» у собственной жены. Он человек чести, бесхитростный и прямой.

Пожилая «комендантша» – отличная хозяйка, добрая и гостеприимная. Бойкая и «прехрабрая» женщина, она фактически управляет своим мужем и всем гарнизоном. Твердость характера сочетается с женственностью: она не умеет хранить тайны, а мужа своего любит и жалеет.

Перед лицом гибели отец трогательно и просто благословляет дочь, муж и жена так прощаются друг с другом, что видна вся нежность, сила и глубина их любви.

Цитатная характеристика Маши Мироновой

Речевую характеристику характера героини можно выразить в двух очень многозначительных цитатах.

«Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…», — говорит она возлюбленному, узнав из письма отца-Гринева о запрете их женитьбы.

Здесь все: усилие спокойно принять невозможность собственного счастья, достоинство смирения, желание добра для возлюбленного, искренность чувства без прекрасных слов.

«Придется ли нам увидаться, или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце», – произнесла освобожденная из плена Маша, отправляясь к родителям Гринева.

Верная душа говорит почти простонародно – и естественно поэтично. Как в одном из стихотворений Пушкина, сердечное «ты» сменяет вежливое «вы» — эта перемена передает сочетание в Марии сердечной глубины и чувства собственного достоинства, естественной непосредственности и благовоспитанности.

Захват Пугачевым Белогорской крепости и судьба героини

Набег Пугачева на крепость произошел быстрее ожидаемого: план эвакуировать дочь в Оренбург у Мироновых не осуществился.

Оба родителя Маши погибли после взятия Белогорской крепости: отца повесили бунтовщики, а мать скончалась от удара саблей по голове, полученного в ответ на причитания над убитым мужем.

Подруга матери попадья спрятала заболевшую от потрясения сироту у себя, выдав ее за свою племянницу перед квартировавшим в этом же доме Пугачевым. Швабрин знал и не выдал этот секрет.

Назначенный новым комендантом крепости, он стал принуждать ее к браку, угрожая выдать ее бунтовщикам.

Спасение капитанской дочки

В осажденном пугачевцами Оренбурге Петр получает письмо от Маши с рассказом о недостойном поведении Швабрина. Главный герой просит военного коменданта отпустить его с военным отрядом в Белогорск. Получив отказ, Гринев самовольно покидает Оренбург вместе с верным Савельичем.

По пути в Белогорск их у Бердской слободы схватили мятежники. Дворянин обращается с просьбой вызволить возлюбленную к самому Пугачеву. Петр Гринев нашел любимую сидящей на полу, в крестьянском рваном платье, с растрепанными волосами, бледную и похудевшую. Она смело и просто высказывает презрение Швабрину.

После освобождения Маша отправляется к родителям Гринева – те впоследствии приняли и полюбили ее.

История любви Маши Мироновой и Петра Гринева

Судьба отношений двух молодых людей сложно связана с трагическим эпизодом истории целой страны. Любовь в этом произведении является обстоятельством, главным условием для проявления лучших человеческих качеств мужчины и женщины: доброта, верность, честь, вдумчивое отношение к себе и другим.

Заключение

Роман-воспитание или биография озаглавлен «Капитанская дочка» отнюдь не случайно. Мария Миронова – просто женщина и человек, но остается собою и не изменяет себе даже перед лицом смерти. Она привносит в жизнь главного героя любовь, чувства восхищения добротой, отвагой и преданностью людей.

(2)

Образ Маши (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Она — обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны тем, что она живет довольно замкнуто. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое?» К ней сватается Швабрин. Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Она не может принять замужества с нелюбимым человеком. Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении.
Маша искренне полюбила Петра Гринева, однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха.
Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств.
Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку.
Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева. Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило.
Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю. Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.
Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Образ Катерины (пьеса А. Н. Островского «Гроза»)
Для главной героини пьесы островского «Гроза» Катерины в жизни превыше всего правда и глубокое чувство долга.
В детстве Катерину окружала красота и гармония, она жила среди материнской любви и благоухающей природы. Она жила с матерью в деревне, ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Девочка не получила хорошего образования.. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. Сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.
Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные,тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону, но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
И на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну.
Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству».

Центральным женским образом повести « » является образ Маши Мироновой. (Так как повествование ведется от имени главного героя Петра Гринева, то и девушку мы видим его глазами).

Впервые Гринев видит Машу в образе «совершенной дурочки». Это мнение у главного героя сложилось под влиянием рассказов Швабрина о девушке. Но с развитием событий повести Маша превращается в «благоразумную и чувствительную девушку».

Главная героиня выросла в простой семье. Родители девушки не имели хорошего образования, но это не мешало им быть очень добрыми и простыми людьми, верными своему делу. Маша очень любила и почитала их.

Маша Миронова очень негативно относилась к Швабрину. О молодом офицере главная героиня скажет: «Он очень мне противен». Хотя Швабрин был очень умным и образованным молодым человеком, он добивался своей цели любыми средствами, даже самыми подлыми. В тот момент, когда девушка отвергла его ухаживания, он решает отомстить, распустив неправдивые слухи о Маше.

Наиболее полно характер Маши Мироновой раскрывается во время путешествия в Царское село. Девушка ехала к Екатерине II, чтобы доказать невиновность своего возлюбленного. В этой сцене мы видим всю силу характера хрупкой и ранимой девушки, которая никогда не покидала пределов крепости. Теперь она решается ехать к самой императрице просить помилования для Гринева.

Пушкин заранее подсказывает нам, что все у нее получится, описывая прекрасные русские пейзажи. «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип… Широкое озеро сияло неподвижно…».

С Екатериной II Маша встретилась неожиданно для себя. По своей душевной простоте девушка доверилась незнакомой даме и рассказала ей свою историю. Этот разговор был для главной героини репетицией перед встречей с императрицей. Маша была спокойна, изъяснялась смело, просто и уверенно, ее доводы были убедительными. Это и позволило убедить незнакомку в невиновности ее возлюбленного.

Из этого разговора мы понимаем, почему Александр Сергеевич дал своему произведению такое название. Он показал нам, как «совершенная дурочка» сумела стать победителем в этой непростой жизненной ситуации. Маша была настоящей капитанской дочкой.

Стоит отметить, что любовные отношения между главными героями разгорелись не сразу. Какое-то время Гринев находился под впечатлениями от рассказов Швабрина, но со временем отношение к девушке меняется, и молодые люди влюбляются друг в друга. Их отношения могли закончиться, так и не начавшись. Ведь родители Гринева, получив ложный донос от Швабрина, были против женитьбы, а Маша не хотела выходить замуж за Петра без благословения его родителей.

Кульминационным моментом их отношений стал захват Белогорской крепости мятежниками. , предав императрицу, переходит на сторону мятежников и становится комендантом крепости. Пользуясь своим положение, он насильно хочет женить на себе Машу. Но не может допустить этого, он отправляется к Пугачеву и спасает свою возлюбленную.

Пушкин заканчивает свое произведение на мажорной ноте. Гринев и Маша играют свадьбу. Александр Сергеевич показал нам, как простые люди смогли сохранить свои чувства, не смотря ни на какие жизненные трудности и испытания.

Произведением, которое вызывает не только интерес к конкретной исторической эпохе, но и любовь ко всему творчеству Александра Сергеевича Пушкина, является его знаменитый роман "Капитанская дочка", фон которого составляет важнейшее историческое событие - восстание Пугачева.

Историческая повесть

Мысль обратиться к исторической повести возникла у автора под влиянием современной ему общественной ситуации, сложившейся в 1830-х годах. Но почему тогда произведение было названо именно так - "Капитанская дочка"? Ведь центральное место, по мнению многих исследователей, занимают отношения Пугачева и Гринева, мужицкого царя и дворянина. Однако на последнего влияет именно эта девушка. Остановимся подробнее на характере данной героини - рассмотрим в повести "Капитанская дочка".

Первое впечатление Петра Гринева

Александр Сергеевич довольно лаконично изображает главную героиню. Дочь была девушка лет восемнадцати, румяная, круглолицая, со светло-русыми волосами. Она не являлась красавицей, но не была и безобразна. Стоит отметить, что героиня скромна, застенчива - она всегда молчалива и часто краснеет. Сначала эта девушка не производит на Гринева никакого впечатления. Однако вскоре его отношение к ней меняется. Герои знакомятся, и Гринев находит в Маше Мироновой чувствительную и благоразумную девушку. В душе его зарождается некоторое чувство. И лишь в 5-й главе Александр Сергеевич называет нам его открыто - это любовь.

Благородный поступок

Стоит обратить внимание на заботу Маши во время болезни Гринева после того, как тот был ранен в поединке со Швабриным. Цельность и простота ее чувства на первый взгляд непонятны, поскольку героев связывает лишь духовная близость. Но лишь в начале чтения несколько смутным кажется образ Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка".

8 класс средней школы включает изучение этого произведения, поэтому можно обратиться к учебнику по литературе и найти там более подробный анализ. Мы же остановимся лишь на кратком изложении.

Гринев во время болезни понимает, что действительно любит Машу, и делает ей предложение. Но та ничего не обещает, лишь дает понять, что разделяет это чувство. Родители Гринева не дают разрешения на женитьбу с капитанской дочерью, поэтому Марья Ивановна, жертвуя своим чувством ради любимого, отказывается выйти за него замуж. Таков образ Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка", краткое описание основных качеств этой девушки. Однако его следует дополнить, указав, что наша героиня принадлежала своей среде, патриархальной традиции.

Патриархальная традиция

Образ Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка" тесно связан с христианской религией. Ведь героиня была воспитана в старых патриархальных традициях, по которым брак без родительского согласия считался большим грехом. Девушка знает, что отец Гринева - человек с крутым нравом, и он никогда не простит Петру женитьбы против его воли. Героиня не хочет причинять любимому боль, мешать его согласию с родителями и семейному счастью. В этом проявляются ее жертвенность и твердость характера. Маше тяжело, но она оставляет любимого.

Образ Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка": коротко о трансформации

Решительность и твердость характера героини раскрываются в полной мере после военных действий, повлекших за собой гибель родителей Маши, после которой она остается в одна. Дальнейшие события сильно трансформируют образ Маши Мироновой в повести их следующее. Швабрин, злодей, добивающийся расположения девушки, сажает ее в карцер, не допуская к пленнице никого, давая ей лишь воду и хлеб. Таким образом он рассчитывал получить согласие на предложение, поскольку добровольно идти с ним под венец Марья Ивановна не хотела. В ее сердце жил лишь один человек - Петр Гринев. Перед лицом опасности, в дни утрат и испытаний она сохраняет стойкость, не теряет веры. Перед нами предстает уже не застенчивая трусиха, а твердая в убеждениях и смелая девушка. Это совсем другой образ Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка". Ей угрожает смерть, но она не поддается Швабрину, поскольку ненавидит его. Эта тихая девушка вдруг бросает ему слова о том, что лучше решится умереть, чем выйдет за него.

Маша обладает сильной волей. На ее нелегкую долю выпадают испытания, которые девушка с честью выдерживает. Возлюбленного забирают в тюрьму. А застенчивая, скромная девушка, оставшаяся без обоих родителей, считает своим долгом спасти Петра Гринева, для чего едет в Петербург. Она признается императрице, что просит "милости, а не правосудия". Во время сцены с Екатериной II полностью раскрывается характер этой простой русской девушки, нашедшей в себе достаточно "ума и сердца", решительности и твердости духа, чтобы добиться того, чтобы ее невиновного жениха оправдали. Так трансформируется образ Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка". Краткое содержание по главам этого произведения дает возможность проследить все эти изменения.

Национальный женский характер

Маша Миронова воплощает в себе величие простых русских людей. Она является носительницей присущих русской женщине. Она и подобные ей герои, которые свободны от честолюбивых порывов и восторженного жара, служат торжеству человечности и правды. Маша Миронова, как и Татьяна Ларина, воплощает простые, но естественные черты национального русского женского характера.

Пушкин показывает сложные противоречия между этическими и политическими коллизиями, с которыми сталкиваются герои. Справедливое с политической точки зрения оказывается жестоким и бесчеловечным. Композиция романа выстроена симметрично. Сначала героиня оказывается в беде: законы крестьянской революции угрожают ее счастью и губят семью девушки. Гринев отправляется к царю и спасает свою возлюбленную. Потом этот герой оказывается в беде, и уже Маша едет к царице для того, чтобы спасти жениха.

Решительный поступок

Сначала перед читателем возникает несмелая девушка, мать которой говорит, что она "трусиха". Маша - бесприданница, не имеющая ничего, кроме гребня, веника, "да алтына денег". Постепенно открывается ее характер - Марья Ивановна оказывается чувствительной и благоразумной девушкой, способной на искреннюю и глубокую любовь. Однако врожденное благородство препятствует ее счастью, не позволяет героине поступиться принципами. Девушка отказывается от него лишь потому, что не получила на него родительского благословения. Но вот в крепость приходят "мятежники Пугачева", и окружающая жизнь резко меняется, а вместе с ней и положение Маши. Она оказывается пленницей Швабрина. Кажется, что робкая и слабая девушка подчинится воле этого злодея. Но Маша внезапно проявляет черты характера, которые до тех пор дремали в ней. Она решительно отказывается от предложения Алексея Ивановича, предпочитая умереть.

Новое испытание

Постепенно спасенная Гриневым и Пугачевым Марья Ивановна наконец обретает душевное равновесие. Но тут же судьба посылает ей новое испытание: Петра Гринева судят как изменника. Лишь Маша может доказать его невиновность. И она находит решимость и силы отправиться ко двору Екатерины II и искать у нее защиты. Судьба любимого всецело в этих хрупких руках. Девушке удается восстановить справедливость и спасти Петра Гринева.

Заключение

Не случайно роман был назван "Капитанская дочка", в честь этой девушки. Она истинная героиня данного произведения. Лучшие черты Маши проявятся затем в женских характерах, созданных Тургеневым, Толстым, Островским и Некрасовым. Образ Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка", таким образом, сильно повлиял на развитие женского образа в русской литературе.

Маша Миронова образ и характеристика героини в повести Капитанская дочка

План

1. “Пушкинская” героиня.

2. Маша Миронова. Характеристика и образ в повести “Капитанская дочка ”

2.1. Маша и родители.

2.2. Первая любовь.

2.3. Твердость духа.

3. Мое отношение к главной героине.

В своих талантливых произведениях Александр Сергеевич Пушкин создал образ идеальной девушки, к которому возвращался неоднократно, из романа в роман, из поэмы в поэму. Эталоном “пушкинской” героини являлась кроткая и миловидная барышня, немного романтичная, немного мечтательная, добрая и простая, но в то же время исполненная внутреннего огня и потаенной силы. Такой была Татьяна Ларина, такой стала и Маша Миронова.

Свое детство и юность девушка провела в уединении Белогородской крепости, в нужде и труде. Ее родители, хоть и мелкие дворяне, жили на одно капитанское жалование. Поэтому они приучили свою дочку к простому образу жизни и постоянной работе. Маша, восемнадцатилетняя барышня, не чуралась помогать матери на кухне, прибираться в комнатах, штопать одежду. Она не получила достойного образования и воспитания, но приобрела более ценное и вечное - нежное сердце, добрый нрав, духовную красоту.

В повести девушка предстает перед нами уважительной и вежливой дочкой. Она не стремится к балам и нарядам, не выпрашивает у родителей лучшей, богатой жизни. Она довольна тем, что имеет, она очень привязана к своему отцу и к своей матери и ценит их. Маша знает, что одевается “просто и мило”, что у нее нет большого приданного, а значит, она вряд ли сможет найти себе хорошую партию. Но это не расстраивает главную героиню. Она не цепляется за первого встречного, который оказывает ей знаки внимания. Для капитанской дочери искренняя любовь и взаимная симпатия - не пустой звук. Девушка отказывает богатому кавалеру, так как замечает в нем негодные черты характера и низкие чувства. Она не готова жить с нелюбимым только потому, что это обеспечит ее безбедное существование. “Как подумаю, что надобно будет… с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!” - в простоте душевной объясняет Маша свой отказ. И в то же время девушка способна на сильные нежные чувства.

Повстречав Гринева , она влюбляется в него искренне и горячо. Это - не мимолетное чувство, вызванное сиюминутной слабостью или эйфорией. Маша любит по-настоящему, самоотверженно. Не сразу развиваются чувства между главными героями, постепенно начинает понимать девушка, что увлечена в серьез и надолго. Незаметно наблюдая за Гриневым, подмечая его положительные качества и привычки, капитанская дочка начинает любить всем сердцем и всей душой. Но и здесь видна ее глубокая нравственная основа. Не кокетничая, не играя чувствами мужчины, Маша “безо всякого жеманства” отвечает взаимностью на предложение молодого Петра. Ее любовь чиста и невинна, как и она сама. И хотя девушка по-настоящему влюблена и “чувствительна”, она дорожит своим добрым именем и незапятнанной честью.

Капитанская дочь также благоразумна и умна. Она не хочет выходить замуж за Гринева без благословения его родителей и готова даже вернуть ему обещанное слово. “Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич, - плача, говорит Маша, а позже добавляет: - Век не забуду вас; до могилы ты одни останешься в моем сердце”. Как видно, девушка согласна пожертвовать своими чувствами ради благополучия избранника. Кроме того, она готова сохранить верность и преданность любимому до самой смерти.

Но самые лучшие качества Марьи Ивановны раскрываются перед нами во время ее страшных испытаний - бунта Пугачева . Именно тогда главная героиня выказывает те чувства и ту силу духа, которую, казалось бы, невозможно от нее ожидать. В одночасье потеряв отца и мать, лишившись свободы и привычного образа жизни, испытав предательство солдат и пройдя через издевательства жестокого офицера, капитанская дочь осталась верна своим принципам и убеждениям, своему понятию о долге и чести. Сколько силы духа и отваги необходимо было ей, чтобы пережить смерть любимых родителей и свое заточение. Сколько мужества и смелости требовалось девушке, чтобы противостоять попыткам Швабрина принудить ее повенчаться с ним. Больная, обездоленная, голодающая, она стойко выдержала проверку ее любви к Отчизне и к Гриневу.

Многое о характере Маши видно и в том, что она пришлась по сердцу родителям Гринева. Девушка не затаила на них злобы за то, что они не сразу приняли ее как невестку, не изводила их причитаниями и нареканиями. Она вела себя уважительно и кротко, так что вскоре будущие свекры “искренне привязались к ней, так как нельзя было ее узнать и не полюбить”. Смелость и моральные силы необходимы были этим полюбившим друг друга людям, когда они узнали об аресте Гринева и страшном приговоре, который ему вынесли.

Особое мужество и стойкость требовались от Маши. Она осталась верна любимому как в своем горе, так и в его беде. Она не бросила его, не усомнилась в его чести, не воспользовалась его отсутствием, чтобы найти себе жениха познатнее и побогаче. Нет, Мария Миронова смело решила взять инициативу в свои руки и обратиться к самой императрице за помилованием осужденного. В этом поступке видны твердая решимость, абсолютная самостоятельность и умелая предприимчивость молодой девушки. Она искренне и понятно объясняет все государыне, и та дарует прощение невиновному.

Пройдя через тяжёлые трудности и испытания, Маша Миронова и Петр Гринев не перестали любить друг друга. Поженившись, они жили долго и счастливо, в мире и согласии. Я поражена твердостью духа и нравственной чистотой главной героини. Ее скромность и здравомыслие, уважительное отношение к старшим и непреклонный стойкий дух является примером и эталоном для подражания. Те, кто обладают такими качествами и чертами характера, не зависимо от того, мужчина это или женщина, обязательно будут вознаграждены судьбой. Ведь истинное счастье и успех необходимо заслужить и завоевать.