Урок литературного чтения 4 класс

«Девочка со спичками» по сказке Г.Х.Андерсена

Задачи:

Развивать креативное мышление, восприятие, память, речь, правильную логическую речь;

Умение работать в группе: слушать и слышать друг друга;

Воспитывать чувства коллективизма, интерес к сказкам, воспитывать уважение к точке зрения собеседника, воспитывать у детей положительные человеческие качества: сопереживание, соучастие, сострадание;

Оборудование: экран, презентация, учебник хрестоматия (тект о Г.Х. Андерсене для 2-х групп), музыкальное сопровождение; карточки с заданиями для самостоятельной работы в группе.

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой.

Послушайте загадку:

Все в ней ложь, но есть намек

Добрым молодцам урок…

В ней Дюймовочка живет,

Буратино пьет чернила,

Заяц мчится наутек…

Я не случайно загадала вам загадку.

Кто догадался, почему моя загадка о сказке? (Наверно сегодня мы познакомимся на уроке со сказкой).

Что такое сказка?

А теперь дайте определение, что такое литературная сказка?

Звучит музыка

Мы продолжаем знакомится с произведениями Г.Х.Андерсена и его творчеством. СЛАЙД 2

Запишите в течение одной минуты в таблицу все, что вы знаете об этом авторе (ученики работают самостоятельно.

К концу урока постарайтесь заполнить таблицу «Узнал»

Проверка домашнего задания КАРТОЧКА №1

СЛАЙД 7 Что в них общего?

Так называется произведение, которое мы сейчас прочитаем

«Дерево предсказаний» - Выскажите предположение о сюжетной линии произведения с таким названием? (как вы думаете, о чем будет эта сказка?)

Словарная работа перед чтением

Дети в тексте вам встретятся такие слова:

СЛАЙД 8

Канун – день перед праздником.

Прок - польза

Во весь опор – очень быстро, вскачь.

Люлька – подвесная колыбель.

Передник – фартук.

Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.

Сочельник – канун Рождества.

Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.

Локон – вьющаяся прядь волос

Отблеск – сияние отраженного света

Значение каких слов вам знакомо?

Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…

Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.

Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

«Стадия осмысления» - чтение с пометками. Откройте хрестоматию, сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать сказку и постарайтесь почувствовать, услышать “звон грусти”, делайте пометки.

Включение записи чтеца

(Когда я слушала сказку, мне было грустно.

Героиня сказки вызвала у меня жалость.

А мне было стыдно за тех кто проходил мима маленькой девочки.)

-О ком она? (о маленькой девочке, продавщице спичек;)

- А о чем она? (О том, что в далеком прошлом очень трудно жилось бедным людям, в том числе и детям)

(Писатель хотел, чтобы люди были внимательнее к окружающим.

Сказочник хотел донести до нас то, что нужно проявлять сострадание к тем, кто в нас нуждается.

Работа по содержанию.

Услышали ли вы “звон грусти”, уловили, поняли настроение автора?

Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?

(настроение)

Какое настроение создалось у вас в душе после прослушивания сказки? (У меня в душе осталась грусть.)

Почему вам стало грустно? (Грустно мне стало потому, что девочка умерла.)

Менялось ли оно на протяжении прослушивания? (Мое настроение менялось, когда горела спичка и девочка видела,

огонь, ей было тепло. В те моменты, когда девочке было хорошо)

Кто является главным героем сказки?

Родом, какой семьи была эта девочка?

Какие слова из текста доказывают это?

Выборочное чтение. Дискуссия.

Найдите в тексте слова, которые описывают состояние девочки. СЛАЙД 9

Состояние девочки

Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая

Покраснели, посинели от холода

Голодная, продрогшая

Измучилась

Бедняжка

Съежилась, поджала ножки

Еще холоднее на чердаке

Ручонки закоченели

Что в этой сказке необычно, а что может быть на самом деле?

С чем сравниваются спички? (Свечка)

Андерсен часто использует в тексте слова с корнем свет, синонимы этого слова и слова-описания огня, как он горит, светит. Найдите их в тексте.

СЛАЙД10 Слова синонимы

(свет, светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка, огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули).

Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?

Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.

Как вы думаете, почему Г.-Х. Андерсен сочинил такую сказку?

(Харланов – Е.И., Какая же это сказка? В сказках всегда хороший конец, а здесь печальный)

КАРТОЧКА №2

Расставьте части текста по порядку

№ ___ Смерть девочки

№___Первое чудо- тёплая печка

№___Одна на улице

№___Мечта – праздничный стол

№___Встреча с бабушкой

№ ___Страх девочки

2 часть

Синквейн о девочке

СЛАЙД 11, 12, 13 (Вывод)

Доброта- это отзывчивость; - душевное расположение к людям; - стремление делать добро другим

Качества по Ожегову: Добродушный

Доброжелательный

Добропорядочный

Добросердечный

Добросовестный

Какими качествами должны обладать мы?

Быть заботливыми, чуткими, внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми

Подведение итогов урока.

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Какой урок жизни получили?

Вот что сказал о сказке великий русский зоолог и писатель Н.П.Вагнер: «Тебе жаль все доброе, хорошее, - и не жаль все злое, дурное… Ну, значит, сказка достигла цели! На это она годна. Этим она прекрасна и сильна. Ведет она к добру, сеет отвращение к злу».

Рефлексия. СЛАЙД 14

"6 шляп мышления"

Работа в группах. (отвечает тот, кому дана шляпа) .

Белая- перечисли героев сказки.

Жёлтая - что обрадовало в сказке.

Чёрная- что не понравилось.

Красная- как менялось настроение в процессе чтения.

Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.

Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.)

Домашнее задание СЛАЙД 15

Сделать рисунки к эпизодам, которые вас больше всего взволновали.

СЛАЙД 16 – Спасибо за урок!

Девочка со спичками

Святочный рассказ

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в пей стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

"Кто-то умер", — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу".

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Андерсен Ханс Кристиан

Найдите в тексте ответы на вопросы:

Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную темную пору, босую и с непокрытой головой?

Что решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?

Что видит маленькая нищенка, пока горит эта “удивительная свечка”?

Почему именно бабушку видит малютка?

Вспомните и запишите имена других героинь автора.

Ответьте на вопросы

Найдите в этой сказке те элементы, которые присущи литературным сказкам, сказкам вообще.

Заполните таблицу

Ответы

Она должна была продать спички , выручить за них гроши , но за весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее, а дома было также холодно, как и на улице.

Руки ее совсем закоченели. Ах, если бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечка” .

Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью…Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! … пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталось обгорелая спичка”.

Старая бабушка… одна во всем мире любила ее ”.

Дюймовочка, Герда, Русалочка и т.д.

Трижды девочка зажигала спички , такое троекратное повторение характерно для многих сказок. Кроме того, зажженные спички вызывают к жизни чудесные картины, почти волшебные для маленькой нищей девочки. На этом волшебство сказки и заканчивается.

Здравствуйте, дорогие любители сказок. Приглашаю вас к осознанному размышлению над сказочными смыслами.

На днях жизнь подарила мне удивительную встречу с удивительной женщиной, которая поведала не менее удивительную историю. Ещё, будучи ребёнком, на неё произвело сильнейшее впечатление прочтение сказки "Девочка со спичками" Г.Х. Андерсена. Однако впечатление от сказок не всегда остаётся добрым и чудесным, а порой может оставить невидимый человеческому глазу душевный шрам. Отчего же так происходит?! Дорогие друзья, в первую очередь нужно принять на веру утверждение о том, что сказка не детская забава. Никогда сказки не рассказывались "просто так", т.е. без нужды.

Народная сказка — это зашифрованная мудрость предков:

  • О вызовах, которые нам бросает её Величество Жизнь;
  • о жизненных уроках, которые нам предстоит пройти;
  • и, наконец, о ловушках, в которые мы можем попасть.

Как должна заканчиваться "правильная" сказка?! Конечно, счастливо! За исключением сказок-предупреждений. Герой должен получить заслуженное призвание и выйти из испытаний, выпавших на его долю, победителем. Однако существует немало авторских сказок, имеющих драматический исход. С чем это связано?

  • Во-первых, сказка является сильнодействующим инструментом для регулирования своего эмоционального состояния. Ни для кого не секрет, что часто литературные произведения являются автобиографичными и представляют собой проекцию страхов, переживаний самого автора.
  • Во-вторых, сказка, имеющая драматический исход, говорит о том, что герой, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не видит вызов, который бросает ему Жизнь, и вместо того, чтобы пройти предназначенный ему урок, угождает в ловушку какого-то архетипического сюжета. И если мы видим, что сказка заканчивается именно так, то должны понимать, что её цель предупредить нас о неверных стратегиях поведения героев.

Примером такой сказки является и сказка "Девочка со спичками".

Предлагаю рассмотреть эту сказку с позиции Комплексной Сказкотерапии и определить, какие архетипические сюжеты были активны в жизни героини Андерсена.

Вначале несколько слов об архетипах в Комплексной Сказкотерапии. Архетипические сюжеты — это древние механизмы, которые остаются неизменными на протяжении многих веков и разворачиваются как в жизнях современных людей, так и в жизнях сказочных героев. Они предупреждают, демонстрируют сценарии разрешения конфликтных ситуаций, раскрывают тайны мужских и женских посвящений.

В сказке "Девочка со спичками" просматривается универсальный архетип "Божественное вымя" — сюжет "Несправедливое отношение", и женский архетипический сюжет "Мачеха и падчерица".

Сюжет "несправедливое отношение" говорит о том, что в жизни нарушен баланс "брать — давать". Человек становится донором, безвозмездно отдающим свою силу, собственный ресурс. "Неуёмные потребители" привыкают получать ресурс просто так. Когда источник ресурса истощается, они наполняются негодованием. Они уверены, что у них есть право брать, а у донора есть долг производить то, что они могут взять. Рано или поздно донор истощается, а те, кто пользовался его ресурсом, превращаются в ленивых и эгоистичных существ или просто оказываются неблагодарными.

Вернёмся к сказке. Героиня сказки — девочка из неблагополучной семьи, воспитываемая отцом тираном. Отец ставит перед ней непосильные задачи, за невыполнение которых её же и карает. Девочка не смогла распродать спичечные коробки в последний вечер перед Новым Годом и, испугавшись гнева отца, решила не возвращаться домой, оставшись на улице. "… Домой она вернуться не смела, ведь она не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьёт её!" . Суров к ребёнку не только отец, но и мир, в котором она живёт: "… в этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из неё выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут… Голодная, иззябшая, шла она всё дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку…" .

Кроме того, в описанной истории легко узнаваем сюжет "мачеха и падчерица" , только в отличие от сказочной истории про Золушку добрая Фея не подарила девочке волшебный билет в новую жизнь, и девочка замёрзла на улице. Таков трагический исход этой сказки. Что же пошло не так?! Вы правы, девочка угодила в ловушку этого сюжета.

Какова идея сюжета "мачеха и падчерица"?

Обучение. Мачеха — это учитель героини, её "тренер". Довольно жестокий, несправедливый, эгоистичный. "Мачехой" может быть и собственная жестокая и холодная мать, могут быть сёстры или брат, отец или отчим. Мачеха даёт падчерице задания, каждый раз повышая степень сложности. Такой тренинг необходим в жизни героини, чтобы она приобрела необходимое ей качество в жизни — жизнестойкость. Поэтому:

  • Вызов этого сюжета — проявить жизнестойкость и терпение в процессе обучения.
  • Урок — стойко переживать потери и видимую несправедливость по отношению к себе, сохраняя самообладание; воспринимать обидчиков как тренеров.
  • Ловушка — поддаться гневу, обидам на символическую мачеху, потерять веру и чувство перспективы, а также не осознавать, что происходящее школа жизни. Чувство безысходности, выпадение в позицию "жертвы".

К сожалению, выпавшее горе на долю девочки сломило её, и она угодила в ловушку, решив уйти из этой жизни.

Мог ли иначе развернуться сюжет этой трагичной истории?!

По закону Справедливого Обмена к донору всегда приходит своевременная помощь и утешение. Девочка не дождалась её. Ей настолько было страшно вернуться домой к отцу, выдержать очередную атаку жестокого, несправедливого отношения, что она решила больше не жить в этой реальности. Девочка создаёт в своём воображении образы счастливого, но недостижимого будущего — тёплая печка, вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка! Девочка наполняет жизнью свою фантазию, где возможна встреча с её недавно умершей старой бабушкой, которая одна во всём мире любила её. И вернуться в мир реальный, наполненный несправедливостью и жестокостью она уже не в силах. "… Спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу" .

К сожалению, девочка со спичками не смогла принять вызов и пройти предназначенный ей урок, после которого перед ней открылась бы жизнь, полная возможностей.

О чём, друзья, эта сказка?

  • Возможно, кто-то в ней увидел себя.
  • Возможно, кто-то смог увидеть мир глазами подростка, совершающего шаг навстречу верной гибели (подростковый суицид).
  • Возможно, кто-то воспринял эту сказку как приглашение к тонкому диалогу о жизни. Да, друзья. Передать детям знания о мире — это наш родительский долг. Но стоит ли эту сказку читать детям. Думаю, эта сказка для родителей. Для женщин. Для детей я бы рекомендовала её использовать только в особенных случаях и под руководством детского психолога-сказкотерапевта. Сказка — это шифр, который поступает в наше подсознание и активно участвует в нашей жизни. Нерасшифрованная сказочная информация может оказаться для ребёнка непосильным грузом, погружающим его в атмосферу непринятия мира. Неверное восприятие сказки ведёт к неправильным выводам.

Как рассказать ребёнку о ловушках и уроках этих архетипов? На примере сказок доступных для их восприятия — "Золушка"; "Двенадцать месяцев"; "Василиса-Прекрасная"; "Морозко" и др.

  • Ключевой момент данного сюжета — ни одна сказочная падчерица не борется с мачехой. Падчерица из любого задания извлекает пользу для себя. И это ключ — для прохождения испытания. Если в жизни женщины разворачивается сюжет "мачеха и падчерица", какими бы не были декорации, как бы ни бушевали внутри неё обида, злость и чувство несправедливости, ей необходимо постоянно задавать себе вопрос: "Какое благо есть для меня в этой ситуации, чему она меня учит?". Падчерица, пройдя испытания и сохранив в сердце любовь, непременно встретит её и в жизни.

Прошу не путать этот сюжет с ещё одним женским сюжетом "Красавица и хищник".

Урок литературного чтения

Тема:Г.Х. Андерсен сказка «Девочка со спичками » .(Чтение, работа над содержанием с выходом на предметный проект"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х. Андерсена".)

I Орг. момент.

II Эвокация.

Сегодня у нас обычный и необычный урок, мы вновь будем говорить о знакомом и незнакомом, о сказках великого сказочника Ганса Христиана Андеосена. Слайд1

Что же станет итогом нашей работы- поект, но его тему мы определим в конце урока.

    Поэтому в плане я размещу карточку с вопросом в конце - это наша цель.

(На доске прикрепить карточку)

    Чтобы достичь цели, необходима информация. Откуда её можно получить, что для этого можно делать?(Ответы детей. По мере ответов таблица плана на доске заполняется карточками).

    работать с книгой

    отвечать на вопросы, обсуждать

    слушать ответы друг друга

    работать в парах

    получать информацию, используя компьютер( iPad )

    записывать или рисовать

ПЛАН на доске

Сегодня я добавлю новое слово БИБЛИОТЕКА.

Что такое библиотека?

Какое отношение библиотека имеет к уроку чтения?

Совершенно верно, библиотека помогает нам расширить круг нашего чтения, узнать новое об авторах произведений. Итак, попытаемся заглянуть за страницы учебника.

Начнём.

Поговорим?

О чём?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чём-то знаю я ты, а что- то вам известно.

Поговорим?

Поговорим. Нам будет интересно.

Чтобы урок был интересным необходимо:

Определить формулу успешной работы на уроке

Сегодня она выглядит так:

Слайд 2 И = Т+Т+Ф+В+Д – какие буквы добавились? Расшифруйте запись (интерес = труд + творчество +фантазия +внимание +дисциплина, дружба, доверие)

На прошлом уроке мы читали сказку про оловянного солдатика. Вам знакомы и другие сказки Андерсена. Попытаемся по опорным словам определить их названия. (Слайд 3)

Проверим правильность ответов. (Слайд 4)

Значит, есть произведение которое не читали. Но вы уже можете к новому тексту задать вопросы. Сформулируйте их..... . (Слайд 5)

Как вы уже поняли из ключевых слов события в новой сказке будут происходить накануне Нового года. новый год это веселье, подарки и нарядная ёлка. (Слайд 6). Почему так выглядит ёлка?

К ней мы вернёмся после чтения сказки.

Чтение и анализ текста (МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ).

II . Реализация

    Чтение 1 части текста.

    • Какое настроение было у вас до чтения отрывка?

      Изменилось ли оно? Почему?

      Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную тёмную ночь на улицу?

    Составление дневника двойной записи. Работа в парах.

Давайте проследим, какие 3 основные чувства испытывала девочка?

Какие чувства испытала девочка?

Почему?

Голод

Холод

Страх

    Если бы вы оказались одни на темной улице, чтобы сделали?

    А как поступит девочка?

    Чтение 2 части.

    Что же решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?

    Что она видит пока горит спичка?

Проверим ваши предположения.

Чтение 3 части.

Да, как и положено в сказках, девочка снова чиркает спичкой.

    Что она видит на этот раз?

    Почему именно такая картина предстала перед ней?

Чтение 4 части.

    Почему увиденная ёлка кажется девочке наряднее и выше, чем в реальной жизни?

    Почему она сравнивает увиденную ёлку с ёлкой в доме купца, а не с ёлкой в собственном доме?

    Три спички сожжены, троекратный повтор в сказке совершился. Сказка закончена? Что может произойти дальше?

Чтение 5 части.

    Почему именно бабушку видит девочка?

    Для чего девочка зажигает все спички сразу?

    Почему люди, нашедшие утром девочку, считали, что она хотела просто согреться. Чего они не знали?

Проследим ещё раз какие картины видела девочка в тот момент, когда вспыхивает спичка и заполним таблицу.

Спмчка

Что видела девочка?

1 спичка

2 спичка

3 спичка

4 и весь коробок

    Можем ли мы сказать, что девочка в эти минуты, пока горела спичка, была счастлива? Почему?

    Как бы вы озаглавили это произведение?

IV . Рефлексия.

Что объединяет эту сказку со сказкой "Стойкий оловянный солдатик"?

Подвести итог нашей работе и сформулировать тему проекта помогут

"6 шляп мышления"

Работа в группах. (отвечает тот, кому дана шляпа) . Кем в притче стал обладатель синей шляпы? Поэтому синюю шляпу сегодня оставлю себе.

Белая- перечисли героев сказки.

Жёлтая - что обрадовало в сказке.

Чёрная- что не понравилось.

Красная- как менялось настроение в процессе чтения.

Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.

Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.) Используя это слово дайте название новому проекту.

"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х. Андерсена".

Работать над проектом будем по группам.

Группа « Аналитики ».

Задания:

1. Проанализировать тексты произведений: «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Огниво», «Снежная королева», «Русалочка»;

2. Выбрать из предложенных сказок 2 схожие по концовке.

Группа: « Историки »:

Задания:

1. Изучить историю создания произведений, выбранных АНАЛИТИКАМИ.+ сказок "Стойкий оловянный солдатик" и " Девочка со спичками"

2. Подготовить материал по истории создания произведений (год издания…, условия, способствовавшие этому и пр.).

Группа «Художники».

Задание:

    Подобрать иллюстрации к произведениям, выбранным АНАЛИТИКАМИ.

Возвращаемся к ёлке. Каждый из вас, наверное, уже загадал Новогоднее желание, мечтает о подарке. Возможно это книга, игрушка. Но есть ПОДАРОК, который нельзя потрогать руками, но получить его приятно для души - это слова пожелания. На шарике напишите одно слово, чего вы желаете себе, своим близким, всем нам в Новом году и прикрепите его на ёлку.

I часть.

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.

Ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...

II часть.

чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

III часть.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея .(тонкая прозрачная ткань) Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

IV часть.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

V часть.

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Сегодня хочу обсудить одну сказку. Она имеет глубинный психологический смысл. Но сначала полный текст. Вдруг кто не читал. Очень рекомендую, когда я читала ее впервые — плакала.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ

Г.Х.Андерсен

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать - вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

«Кто-то умер», - подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу».

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, - они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Анализ сказки

Можно подумать, что эта сказка просто из разряда жалостливых, но это далеко не так. Сегодня мне хотелось бы, чтобы вы узнали тайный смысл, который заложен в этот вроде бы незатейливый сюжет.

Г.Х Андерсен мастерски выписывал в своих творениях различные женские портреты: маленьких девочек, девушек, женщин и бабушек. Сам того не подозревая, вкладывал свои психологические проблемы в своих героинь: в их уста, поступки и жизнь в целом. Потому что его детские годы были вовсе не сахарными. Таким образом писатель пытался прожить свои детские травмы.

В Девочке со спичками так же. Для многих именно эта сказка становится очень запоминающейся, яркой и вместе с тем жестокой.
Рассмотрим вначале объектный уровень сказки, то есть внутренний мир героини. Что в нем происходит? Здесь царит холод и нелюбовь.

Обратите внимание на ее внутренних родителей: отца и мать, насколько они враждебно настроены к своей дочери. Они не дают ей родительской любви и поддержки, а напротив, заставляют отдавать по дешевке все то ценное, что у нее есть. Ее свет, творческое начало, то что следует лелеять и развивать.

Как это проявляется в реальной жизни с реальными женщинами? Множество талантливых, умнейших женщин вынуждены влачить жалкое нелепое существование. Они не способны найти в себе силы, наконец- то, начать развивать свои дарования, добровольно заключая себя в оковы быта. Если вы начали писать роман, но ограничились парой строк и отложили его в долгий ящик, знайте, ваша душа уже холодна. Если к вам приходят мысли о том, что «вот если бы я была в других условиях», «как только заработаю денег, буду себе позволять», «если бы не мое окружение, то я бы давно пела (рисовала, была знаменитой)», «я займусь своей личной жизнью, как только вырастет ребенок» знайте, что вы находитесь в положении Девочки со спичками. Потому что тешите себя иллюзиями, что вы когда-нибудь измените существующий ход событий.

Часто так происходит с женщинами, которые не получили от своих родных родителей любви, сочувствия и помощи (либо родители умерли в очень раннем возрасте). Когда родители лишь предъявляли претензии и воспитывали по типу «сначала уроки, а потом посмотрим заслужишь ли ты нашу любовь». Поэтому женщина не проявляет к себе любовь, заботу, и внимания к своим истинным желаниям.

Здесь мы видим похожий сюжет «не продашь спички – будешь наказана». И девочка предпочитает не возвращаться домой. Дом – символическая душа девочки – холоден и пуст, так как внутренние родители не создают в нем уют. Они не заботятся о семье, словно им все равно, что произойдет в итоге. Ведь долго такую напряженную обстановку мало кто может выдержать. И реальная женщина, чувствуя этот мертвенный холод хочет согреться. Она берет для этого не спички, а алкоголь, наркотики, еду, множество любовных связей, бессчетные покупки одежды и украшений, лишь бы не думать и не чувствовать то, что она чувствует. Но наутро она встает в еще более худшем состоянии. Так ее душа мертвеет.

Обратите внимание на то, что на маленькую, не выросшую личность накладывают обязанности, которые ей заведомо не по силам выполнить. Она обязана зарабатывать деньги, а не играть, расти и набираться сил. Таким образом поступают только люди, не заинтересованные в развитии ребенка. Это происходит в семьях, где детей растят заранее маленькими взрослыми и вменяют им в обязанности абсолютно взрослые дела: нянчить младших, готовить, вести хозяйство. Убивая ребенка в ребенке, а с ним и творческое начало. К сожалению, последствия подобного воспитания плачевны. Такие женщины часто тяготятся играми, забавами с детьми. У них отсутствует чувство юмора и проблемы с сексом.

Сейчас подумайте вот о чем: какой отклик вызвала в вашей душе эта сказка? Какие чувства вы испытываете после прочтения? Возможно вы настолько присоединились к главной героине, что есть ощущение как будто это происходит с вами. И тогда поразмыслите о том, каким своим замыслам и талантам вы не даете хода? Какие сокровенные мысли вы загнали в дальний угол, чтобы не видеть и не думать о них? Если вы сумеете на них ответить – это уже полдела, вы будете на верном пути, чтобы создать уютный теплый дом своей души.

Отогреть душу непросто, ведь для этого надо уметь прислушиваться к себе. Если бы у этой девочки были позитивные внутренние родители, то она бы знала, что ей делать в сложной ситуации. Просить о помощи, тайно заночевать в чужом сарае, пробраться в дом и там похлопотать о еде и тепле, то есть использовать все средства для того чтобы жить и творить дальше.

Я знаю один прием для того, чтобы начать формировать свою внутреннюю опору, который хорошо работает. Пофантазируйте какими бы вам хотелось видеть своих внутренних родителей: любящими, добрыми, помогающими, заботящимися о вас. Попробуйте представить себе эту картинку. Будет хорошо, если вы ее нарисуете. В трудные минуты вы можете к ним обращаться за поддержкой, это дает вам возможность почувствовать, что вы не одна, даже если весь мир отвернулся от вас.

Обычно я говорю своим клиентам так: «Станьте сами для себя родной матерью». И вам желаю того же. Заботьтесь о себе, развивайте свою индивидуальность и таланты, тогда вы точно не замерзнете.

Я с удовольствием подискутирую с вами, поэтому жду ваши комментарии.