Центральные органы исполнительной власти

Осуществление оперативного и ежедневного государственного управления в отдельных отраслях и секторах народного хозяйства возложено на систему органов исполнительной власти, которая включает совокупность государственных институтов различных организационно-правовых форм, виды которых определены Указом Президента. Содержание этой системы раскрывается через конкретную структуру её организационных элементов, т.е. через конкретный перечень органов исполнительной власти различных организационно-правовых форм, действующих в определенный период времени. Эта структура может меняться исходя из изменения целей и приоритетов социально-экономического развития, государственной политики в отношении отдельных отраслей управления. Она определяется указами Президента страны о структуре центральных (федеральных) органов исполнительной власти и касаются вопросов создания, упразднения и реорганизации отдельных министерств и ведомств и образования новой структуры центральных органов исполнительной власти. В различных государствах система органов государственной исполнительной власти называю по разному, например в РФ это органы федеральной государственной администрации, в Украине это центральные органы исполнительной власти. Они образуют конкретную структуру, создаются только с таким наименованием и статусом, которые предусмотрены Узаком Президента страны.

Таким образом они характеризуются тем, что˸

Система этих органов устанавливается указами Президента;

Глава государства назначает на должность и прекращает полномочия их руководителей;

В систему таких органов входят лишь руководители министерств, которые являются членами правительства и имеют статус политических деятелей.

Центральные органы исполнительной власти – это группа

подведомственных правительству органов исполнительной власти, в отношении которых ключевые учредительные и кадровые вопросы решаются Президентом страны. в соответствие с ᴇᴦο конституционно установленными полномочиями.

В соответствии с Указом Президента РФ на федеральном уровне действуют органы исполнительной власти таких организационно-правовых форм, как министерства РФ, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры.

  • Министерство РФ - это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законодательством, деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр).
  • Государственный комитет РФ , федеральная комиссия РФ - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной базе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляют госкомитеты и федеральные комиссии РФ председатели, назначаемые и освобождаемые от должности Правительством РФ.
  • Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор), российское агентство - генеральный директор, федеральный надзор - начальник. Руководителей всех этих органов назначает и освобождает от должности Правительство РФ, за исключением руководителей органов, подведомственных Президенту РФ.
  • Территориальные органы министерств и ведомств РФ . Исполнительная власть РФ реализуется не только через центральные органы государственной администрации, но и через их территориальные структуры в тех случаях, когда эти органы образуют такие структуры. Территориальные органы созданы госкомитетом, Минобороны, Минюстом, Министерством иностранных дел, Госатомнадзором и многими другими федеральными органами. Территориальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти образуют территориальный уровень системы исполнительной власти РФ. Данные территориальные органы именуются, как правило, главными управлениями или управлениями. Они возглавляются начальником, который назначается и освобождается от должности, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с главой исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и правовыми актами управления соответствующего федерального органа исполнительной власти. Порядок создания и деятельности территориальных органов, размер ассигнований на их содержание устанавливает Правительство РФ. Главы исполнительной власти субъектов РФ вправе вносить предложения по вопросам деятельности этих органов на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ.

Территориальные органы создаются в сфере исключительного ведения Федерации и подчиняются только по вертикали своим ведомственным центральным органам.


26. Центральные органы федеральной исполнительной власти

26. Центральные органы федеральной исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти определены Указом Президента РФ от 22 сентября 1998г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”.

Структура их приводится в Указе:

1. Правительство РФ .

2. Федеральные министерства (их 24 + министерство по налогам и сборам). Например: МВД, здравоохранения, иностранных дел; культуры РФ; и тд.

3. Государственные комитеты РФ (их 13):. Например: по государственным резервам; по делам молодежи; по физической культуре и туризму.

4. Федеральные комиссии России (их 2): по рынку ценных бумаг; энергетическая.

5. Федеральные службы России (их 17): Например: Служба внешней разведки; дорожная служба; налоговой полиции;

6. Российские агентства (их 3): агентство по патентам и товарным знакам; космическое агентство; ФАПСИ.

7. Федеральные надзоры России (их 2): горный и промышленный надзор; по ядерной и радиационной безопасности.

8. Иные федеральные органы исполнительной власти : Управление делами Президента РФ*; Главное управление специальных программ Президента РФ*; Государственная техническая комиссия при Президенте РФ*; Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ*.

Некоторыми федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ в соответствии с Ко РФ, ФКЗ, ФЗ.

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти определен: КоРФ, ФЗ РФ от 17.12.97. “О Правительстве РФ; положениями, утверждаемыми Президентом РФ или Правительством РФ (например: Положение о Министерстве внутренних дел РФ утверждено Указом Президента РФ, а Положение о Министерстве юстиции РФ - Правительством РФ).

27. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ и пределы их компетенции определяются Конституцией РФ, иными законодательными актами РФ и правительственными постановлениями, указами Президента РФ, а также конституциями и уставами самих субъектов РФ, иными их законами и подзаконными нормативными правовыми актами (постановлениями и распоряжениями руководителей). В числе указанных органов - органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. По своему функциональному назначению, наименованию и другим признакам они аналогичны с федеральными органами исполнительной власти.

В составе правительств - администраций субъектов РФ создаются и функционируют, помимо их руководителей, следующие органы исполнительной власти :


  • министерства;

  • департаменты;

  • главные управления;

  • управления;

  • комитеты;

  • службы;

  • инспекции;

  • отделы.
Система органов исполнительной власти утверждается, как правило, законодательными органами субъектов РФ по представлению председателя правительства (губернатора, главы администрации). Эти органы и их структурные подразделения могут наделяться статусом юридического лица, создаются и функционируют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми соответствующим правительством или единоличным руководителем исполнительной власти субъекта РФ.

Основы правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, порядок их формирования и укомплектования кадрами государственных служащих регламентируются Конституциями, уставами, специальными законами - о правительстве, о губернаторе, об администрации, о схеме органов исполнительной власти и т. п

28. Органы исполнительной власти РБ.

29. Разграничение компетенции в области управления между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.

30. Органы местного государственного управления и самоуправления.

31. Понятие и виды государственной службы.

Государственная служба является одним из видов официальной, социально полезной, государственной деятельности. Она осуществляется от имени государства, на основании и во исполнение законов РФ и субъектов РФ - республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных кругов. Государственная служба осуществляется во всех сферах государственного управления:


  • социально-культурной (образование, культура, наука, здравоохранение, социальная защита);

  • хозяйственно-производственной и экономической (промышленность, сельское хозяйство, торговля, финансы и кредит, охрана и воспроизводство природных ресурсов, внешнеэкономическая деятельность);

  • административно-политической (оборона, иностранные и внутренние дела, обеспечение безопасности, юстиция).
По своей сущности и содержанию государственная служба не связана непосредственно с производством материальных благ, она является организующей деятельностью в названных сферах, в том числе и по организации производства материальных благ в широком смысле (добыча, производство, хранение, транспортировка, реализация). Таким образом, государственная служба по социальной природе самым тесным образом связана с государственными интересами, функциями и задачами государства, является средством выражения публичной власти.

Важность, социальная значимость и ценность государственной службы в жизни нашего государства предопределяется тем, что все стороны этого вида государственной деятельности четко закреплены в Федеральном законе РФ от 31 июля 1995г. “Об основах государственной службы РФ".. Здесь в статье 2 определено: Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, н государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

Федеральная государственная служба осуществляется на государственных должностях в Администрации Президента РФ, в Аппарате Правительства РФ, в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, в иных федеральных органах (министерствах, государственных комитетах и т. п.) и их территориальных органах и подразделениях.

Различие двух названных видов государственной службы, помимо указанных территориальных масштабов ее функционирования, обусловливается различием в источниках ее финансирования: за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, государственная служба характеризуется тремя факторами : непрерывность (постоянство, обусловленное непрерывностью исполнительно-распорядительной деятельности по исполнению российских законов и обеспечению функций государства), профессионализм (обеспечивается специальной профессиональной подготовкой кадров, носителей государственной службы) и источники финансирования (если они не из числа названных в ст. 3 Закона, значит, это другой вид социальной деятельности: общественной, коммерческой, муниципальной).

32. Понятие и виды государственных служащих, принципы служебного поведения.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Классификация:


  1. По масштабу деятельности органов: федеральные служ. и субъектов федерации.

  2. Особенности службы: гражданские, военизированные.

  3. По принципу разделения властей: служащие законодат, исполн, судеб. власти.

  4. По объему полномочий: должностные лица и служащие.

  5. От срока службы: на неопределенный срок, на определенное время (+ испытат. срок).

  6. От требований, предъявл. к уровню образования и проф. подготовки: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

  7. Квалификационные разряды: звания, классы, чины, ранги.

33. Правовые акты о государственной службе.


  1. Конституция РФ (Определяет должностные категории, их отличие. Компетенция Преза, ГД, СФ по назначению и освобождению должностей и тд.)

  2. ФЗ «Об основах ГС РФ». Правовые основы ГС, правовое пол-е Г. служащих, порядок прохождения ГС. ФЗ – единая база ГС. Много нового, что такое Гос. должность, ГС, Г. служащий, квалификационный разряд. Повышение требований к лицам.

  3. Иные ФЗ. «О воинской обязанности», «О статусе в/с», «О службе в Тамож. органах». Пол-е «О прохождении службы в Налог. полиц.»

  4. Указы Преза РФ. «О гос. должностях РФ», «Об утверждении перечней гос. должностей федер. гос. службы», Пол-е о проведении аттестации федерального гос. служащего, «О квалиф. требованиях по гос. должностям».

  5. Акты субъектов.

34. Основы организации службы.

35. Принципы государственной службы.

Принципы государственной службы - это закрепленные законом, обязательные положения, характеризующие основные обязанности и права государственных служащих и предъявляемые к ним требования, определяющие практическую организацию и прохождение государственной службы.

Принципы государственной службы служат основой организации и практической деятельности всех органов государственной власти; они отражают наиболее существенные стороны организации и деятельности всей управляющей системы страны - Российского государства.

ГС определяют следующие принципы :


  1. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

  2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие.

  3. Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

  4. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.

  5. Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

  6. Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий.

  7. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе.

  8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

  9. Гласность в осуществлении государственной службы.

  10. Ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

  11. Внепартийность государственной службы, отделение религиозных объединений от государства.

  12. Стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

36. Классификация государственных должностей государственной службы.

1. Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

2. Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.

Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

3. В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к:

1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;

2) стажу и опыту работы по специальности;

3) уровню знаний Конституции РФ, Федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

4. Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:

1) для высших и главных государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;

2) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности "государственное и муниципальное управление" либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;

3) для младших государственных должностей государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.

5. Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ, а также нормативными актами государственных органов - в отношении государственных служащих этих государственных органов.

37. Классификационные разряды государственных служащих.

Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды :


  • Действительный государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы.

  • Государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы.

  • Советник РФ 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы.

  • Советник государственной службы 1,2 я 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы.

  • Референт государственной службы 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.
Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ, остальных - соответственно органами представительной власти или руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов (воинские звания, дипломатические ранги).

Квалификационные разряды, звания, ранги государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.

Например, для работников органов юстиции установлено 10 классных чинов (юрист 1,2,3 класса; советник юстиции 1,2,3 класса; государственный советник юстиции 1,2,3 класса; государственный советник юстиции - министр юстиции РФ). Такое же число классных чинов установлено для работников таможенных органов (инспектор таможенной службы 1,2,3 ранга; советник таможенной службы 1,2,3 ранга; государственный советник таможенной службы 1,2,3 ранга;

действительный государственный советник таможенной службы - председатель государственного таможенного комитета РФ).

Порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов регламентируется :


  • федеральным государственным служащим - Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 22 апреля 1996г. №578;

  • Государственным служащим субъектов РФ - их законами о государственной службе.

  • Замещающим высшие государственные должности - действительный государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса.

  • Замещающем главные государственные должности - государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса.

  • Замещающим ведущие государственные должности - советник РФ 1,2 и 3-го класса.

  • Замещающим старшие государственные должности - советник государственной службы 1,2 и 3-го класса.

  • Замещающим младшие государственные должности - референт государственной службы 1,2 и 3-го класса.

38. Права и обязанности государственных служащих.

В соответствии с Конституцией РФ государственные служащие как граждане обладают всей полнотой гражданских прав и свобод и несут предусмотренные Конституцией обязанности. Но правовой статус государственных служащих как носителей государственно-властных полномочий, обеспечивающих должное функционирование соответствующих органов государственной власти, предопределяет специфику соотношения обязанностей и прав государственных служащих, их социальную ответственность (в широком плане) и юридическую ответственность, в частности. В этом смысле для них - прежде всего служебные обязанности, которым, естественно, должны корреспондировать (соответствовать) служебные и личные права. Известная истина о том, что единство прав и обязанностей нерасторжимо, что нет прав без обязанностей (равно как и обязанностей - без прав) самым убедительным образом характеризует особенности правового положения государственного служащего, так как его служебные обязанности и права прежде всего должны обеспечивать социальную эффективность его служебной деятельности и социальную эффективность органа государственной власти, которую представляет государственный служащий.

ГС обязан :


  1. Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ и других федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

  2. Добросовестно исполнять должностные обязанности.

  3. Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.

  4. Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

  5. В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

  6. Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией.

  7. Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.

  8. Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

  9. Представлять сведения об облагаемых налогом доходах и имуществе.

39. Ограничения, связанные с государственной службой.

Конкретные должностные обязанности государственного служащего по занимаемой должности устанавливаются специальными законами (например, в отношении судей, прокуроров, военнослужащих), уставами, должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и т.п.

В связи со специальными обязанностями государственным служащим запрещено :


  1. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

  2. Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

  3. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

  4. Состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

  5. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

  6. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.

  7. Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, выполненные в порядке исполнения служебных обязанностей.

  8. Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

  9. Принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

  10. Выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

  11. Принимать участие в забастовках.

  12. Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

40. Поощрения и ответственность государственных служащих.

Государственные служащие несут предусмотренную действующим законодательством юридическую ответственность :


  • Дисциплинарную - в порядке подчиненности (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии) ст. 14 Закона от 31 июля 1995г.

  • Административную - в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

  • Гражданско-правовую (материальную) - в соответствии с ГК РФ и КЗоТ РФ.

  • Уголовную - в соответствии с УК РФ. Выполнение неправомерных распоряжений руководителя не освобождает государственного служащего от ответственности в связи с осуществлением служебных полномочий. При сомнениях в правомерности распоряжений государственный служащий вправе требовать письменного подтверждения правильности полученного распоряжения от непосредственного или вышестоящего руководителя и вправе отказаться от выполнения деяния, влекущего административную или уголовную ответственность.

Поощрение государственного служащего - это форма общественного признания заслуг, оказание ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые, в том числе и материальные преимущества.

Основаниями для поощрения являются:

Успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;

Продолжительная и одновременно безупречная служба;

Выполнение заданий особой важности и сложности.

В соответствии Положением о ГосНаградах к ГС могут быть применены: 1) единовременное денежное поощрение; 2) объявление благодарности с денежным поощрением; 3) награждение ценным подарком; 4) присвоение почетного звания; 5) награждение орденами и медалями. + досрочное присвоение звания, класса, чина.

41. Гарантии для государственных служащих.

Выполнение государственными служащими ответственных многогранных функций стимулируется предусмотренными законом гарантиями , в числе которых:


  1. Условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей.

  2. Денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

  3. Ежегодный оплачиваемый отпуск.

  4. Медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию.

  5. Переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения.

  6. Обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

  7. Пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

  8. Обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей.

  9. Обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

  10. Защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

  11. Предоставление в установленном порядке служебного транспорта.

42. Поступление и нахождение на государственной службе.

Поступить на государственную службу имеют право граждане РФ, достигшие 18-лет, имеющие профессиональное образование, владеющие государственным языком и соответствующие вышеназванным квалификационным требованиям. Не допускаются ограничения, кроме следующих случаев , предусмотренных ч.3 ст. 21 закона от 31 июля 1995г.:


  1. Признания гражданина недееспособным или ограничено дееспособным в судебном порядке.

  2. Лишения его в судебном порядке права занимать государственные должности государственной службы.

  3. Наличие заболевания, препятствующего выполнять обязанности по должности.

  4. Отказа от прохождения процедуры оформления специального допуска к работе с документами, составляющими государственную или охраняемую законом тайну.

  5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

  6. Наличие гражданства другого государства, если доступ к государственной службе не урегулирован международными соглашениями.

  7. Отказа от представления сведений об облагаемых налогом доходах и имуществе.
При поступлении на государственную службу граждане представляют документы :

  • личное заявление;

  • документ, удостоверяющий личность;

  • трудовую книжку;

  • документы о профессиональном образовании;

  • справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;

  • медицинское заключение о состоянии здоровья.
Указанные сведения могут быть проверены в установленном порядке, а также могут быть истребованы иные, дополнительные сведения. Отказ в принятии на государственную службу сообщается в письменной форме.

Государственные служащие на государственную должность категории “Б” и государственную должность 1-й группы категории “В” принимаются в порядке назначения; на государственные должности государственной службы категории “А” - как правило, избираются или назначаются с согласия представительного органа государственной власти (Председатель Правительства РФ и его первые заместители, первые заместители руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ); на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории “В” - принимаются по результатам конкурса.

“Первые” лица органов государственной власти субъектов РФ избираются (губернатор, глава администрации).

Оформление на государственную службу производится на основании трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет.

Конкурс организуется и проводится по правилам, установленным специальными нормативно-правовыми актами.

Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (по должности 2-й группы) или конкурса - испытания (по должностям 3, 4 и 5-й групп).

Конкурсные комиссии создаются по согласованию с Советом по вопросам государственной службы руководителями представительного и исполнительного органа государственной власти, имеющими право приема на должность и освобождения от должности соответствующих государственных служащих.

Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией и может включать прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом.

Решение по результатам конкурса оформляется приказом (распоряжением) руководителя органа государственной власти или руководителя структурного подразделения.

Для гражданина, впервые принятого на государственную службу, либо при переводе с изменением группы или специализации устанавливается испытание на срок до 6 месяцев, результатом которого может быть:


  1. оставление на государственной службе;

  2. перевод на прежнюю или иную работу (с его согласия);

  3. увольнение (при отказе от перевода).
Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному месту государственной службы. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего не допускается.

Сбор и внесение в личные дела и реестры государственных служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

В трудовую книжку государственного служащего заносятся данные о государственных наградах и иных поощрениях.

Организационное обеспечение государственной службы осуществляется на федеральном уровне и в субъектах РФ. При Президенте РФ действует Совет по вопросам государственной службы.

43. Аттестация государственных служащих.

Аттестация государственных служащих проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки их и проверки соответствия государственных служащих занимаемым ими государственным должностям. В конечном итоге аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов государственной власти по подбору, повышении профессиональной подготовки и расстановке кадров. При аттестации решается вопрос о присвоении государственным служащим квалификационных разрядов.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Для ее проведения формируется аттестационная комиссия, определяются график работы ее и государственные служащие, подлежащие аттестации.

Аттестационная комиссия создается руководителем соответствующего органа государственной власти и в нее, помимо работников кадровой и юридической служб, могут включаться представитель соответствующего профсоюзного органа и независимый эксперт.

Порядок проведения аттестации устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ.

Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего утверждено Указом Преза РФ от 9 марта 1996г. №353.

44. Основания для прекращения государственных служебных отношений.

Прекращается государственная служба в соответствии с законодательством о труде, в т.ч. в связи с выходом на пенсию. Помимо этого, по инициативе руководителя государственного органа увольнение государственного служащего может быть произведено в следующих случаях :


  1. Достижение им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы.

  2. Прекращение гражданства РФ.

  3. Несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом.

  4. Разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

  5. Возникновение других обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 ст.21 Закона от 31 июля 1995 г.
Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленным федеральным законом. Предельный возраст для пребывания на государственной должности государственной службы - 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.

Продление пребывания на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

45. Понятие и виды административно-правовых форм.

АПФ – внешне выраженное действие исполнительного органа (долж. лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Классификация:

1. по степени юридического выражения: основные и базирующиеся правовые акты.

2. по достигаемым результатам: позитивное регулирование и реакция на негативные явления

3. по направленности: внутренняя и внешняя

4. по юрид. содержанию: предписывающие, запретительные и дозволительные,


  1. по объему: общеобязательные и адресованные к конкретному объекты

  2. по условиям применения: нормальная общ. жизнь и режим чрезвычайного/военного положения.

46. Правовые акты органов исполнительной власти: понятие, юридическое значение, отличие от правовых актов других органов государства и служебных документов.

ПАОИВ - представляют собой подзаконные, одностороннее юридически - властные предписания органов государственного управления (должностных лиц), с помощью которых реализуются цели и конкретные задачи исполнительно-распорядительной деятельности.

Особенности актов государственного управления :


  • подзаконность;

  • обязательность к исполнению;

  • властность;

  • они носят правовой характер.
Особенности формы актов управления следующие:

  1. Часто имеют приложения (планы, инструкции, положения, нормы), которые позволяют сам акт сделать доступнее и реальнее.

  2. Иногда издаются в упрощенной письменной форме (резолюции, служебные записки).

  3. Иногда принимаются в устной форме (в системе военного управления это характерно).

  4. Некоторые акты управления имеют конклюдентную (молчаливую, знаковую) форму выражения (дорожный знак, обозначение запретных зон, участков).
Отличия актов управления от других правовых актов:

1. От закона - тем, что закон может изменить, отменить или приостановить любой иной акт; в этом рельефно выражается подзаконность актов, и по порядку принятия актов и законов.

2. От судебных актов . Судебные акты принимаются в связи с конкретными нарушениями правовых норм, являются результатом рассмотрения конкретных дел и не устанавливают новых правил поведения; акты управления - содержат нормы права.

3. От актов прокуратуры . Акты прокуратуры связаны с конкретными нарушениями закона, в них не решаются вопросы повседневного руководства общественными процессами страны.

Суды и прокуратура осуществляют не правоустановительную, а правоприменительную, правоохранительную деятельность.

4. От гражданско-правовых договоров (сделок) . Эти сделки являются результатом соглашения двух или нескольких сторон. Акты управления односторонние, государственно-властные предписания конкретных органов государственного управления или их должностных лиц. За незаконное заключение гражданско-правовой сделки несут ответственность обе стороны, а за незаконное принятие акта государственного управления - тот, кто его издал.

5. От актов общественных объединений , которые являются актами негосударственными, как правило, не обладают общеобязательностью, а императивы лишь внутри самих общественных организаций. Акты органов государственного управления авторитарны, т.е. односторонне властны и в ряде случаев обязательны и для общественных организаций.

6. От юридических и служебных документов, от материально-технических, организационно-управленческих действий - эти все документы не содержат правовых норм, хотя имеют юридическое значение (паспорт, диплом, удостоверение, аттестат, докладные записки, акты ревизии, протоколы).

47. Виды правовых актов управления.

Акты управления бывают нормативными, общенормативными, индивидуальными, смешанными .

Акты управления бывают общей, специальной, отраслевой, межотраслевой компетенции . Общая компетенция является самой сильной по юридической силе.

По действию в пространстве: федеральные акты, субъектов РФ, локальные акты .

По органам, издающим акты государственного управления: акты федерального Правительства, правительства субъектов федерации , они имеют право издавать постановления и распоряжения. Постановление - это нормативный акт, принимаемый в коллегиальном порядке на заседаниях правительства. Распоряжение - это акт, имеющий целью разовое разрешение того или иного вопроса. Распоряжение обычно не содержит правовых норм и принимается единоначально. Акты министерств, государственных комитетов, ведомств - издают приказы и инструкции. Приказы - это акты единоначального управления, обращенные к подчиненным органам, содержащие индивидуальное предписание, детализирующее правовые нормы, при этом приказы могут быть как нормативными, так и ненормативные

48. Административно-правовой договор.

АПД - в законодательстве не употребляется. Понятие теоретическое, неисследованное.

Взаимоотношения между РФ и субъектами РФ.

АПД - это 1) Договоры смешанного типа, в рамках которых административно-правовые элементы проявляются частично или наряду с юридическими инструментами, используемыми иными отраслями права.

2) Договоры исполнительных органов с негос. субъектами по поводу реализации их субъективных прав.

3) Договоры м/у различными субъектами ИВ по поводу объема полномочий по ее практической реализации. АПД - не порождают конкретных правоотношений, не поменяют акты ИВ, не являются средством управляющего воздействия.

49. Действие правовых актов управления.

50. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Акты управления должны соответствовать задачам и функциям государственной власти на соответствующем этапе развития государственности и социально-экономических преобразовании. А главное - Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, Указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, законам субъектов РФ, постановлениям их глав (правительств) и т.п. Условием правомерности актов управления является их соответствие прежде всего указанному основному требованию. С этим связана социальная эффективность актов управления, которую предопределяют своевременность издания актов, максимально полное соответствие их интересам общества, государства, граждан страны; качество актов, организация исполнения и исполнимость их (реальность).

К актам управления предъявляются требования по содержанию и форме, порядку принятия и введения в действие и действию, отмены, изменения и приостановления действия. Иными словами, требования подразделяются на общие, специальные и организационно-технические.

1. Общие требования


  • Они должным быть законными, т.е. соответствовать законам (Конституции РФ и др.), т.е. издаются в целях, которые имел в виду закон.

  • Они должны быть изданы правомочными организациями и должностными лицами.

  • Они должным быть изданы в порядке, установленном законом (коллегиально или единолично), в пределах компетенции органа или должностных лиц.

  • Они должны быть изданы в предусмотренной законом форме - в письменной или устной (постановление, приказ).

  • Они должны быть экономически обоснованными, т.е. при их издании должны быть учтены экономические условия их исполнимости.
2. Специальные требования , предъявляемые к актам управления:

  • Акт должен учитывать установленные сроки его принятия.

  • При необходимости акт должен быть согласован: постановление губернатора по вопросам борьбы с эпидемиями и эпизоотиями - с медицинской службой, приказ директора завода - с финансовым отделом.

  • При необходимости должна соблюдаться очередность (последовательность) в издании акта (печать общественному объединению может быть выдана только после его регистрации в органе юстиции; также - с расчетным счетом).
3. Организационно-технические требования , предъявляемые к актам управления:

  • Акт должен быть составлен грамотно юридически и литературно, изложен четким и ясным языком.

  • Акт должен быть культурно оформлен с использованием оргтехники, без исправлений, зачеркиваний; на бланке с угловым штампом или печатью.

  • Акт должен быть подписан.

  • В акте, как правило, должны быть указаны сроки и порядок введения в действие.

  • В акте, как правило, должен быть указан порядок осуществления контроля за исполнением данного акта управления.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти

Центральные органы федеральной исполнительной власти

Сегодня в России существует несколько организа­ционно-правовых форм центральных органов федеральной ис­полнительной власти:

1) министерство РФ;

2) государственный комитет РФ; комитет РФ, федеральная служба, российское агентство;

3) инспекции, комиссии, центры при Правительстве РФ;

4) иные органы.

Как правило, центральные органы федеральной исполнитель­ной власти образуются Президентом РФ и наделœены специаль­ной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми межотрасле­выми (функциональными) или смешанной компетенции.

Центральные органы подчинœены непосредственно Правитель­ству (некоторые подчинœены непосредственно Президенту). Руко­водители центральных исполнительных органов назначаются Президентом РФ. Правовой основой их деятельности служат за­коны, акты Президента и Правительства, а также специальные положения о каждом из центральных органов, которые утвер­ждаются Президентом РФ или Правительством.

Правительство РФ устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государствен­ных комитетов и других центральных органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае крайне важно сти оно вправе передавать (делœегировать) им решение отдельных вопросов. Правительство назначает и осво­бождает от должности заместителœей руководителœей центральных органов, членов их коллегий, комитетов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всœех подведомствен­ных ему органов.

Как правило, каждый центральный орган федеральной испол­нительной власти возглавляет определœенное ведомство, выпол­няет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всœех производственных и наряду с ними экономико-экологических, социальных задач, состоящих перед ведомством. Обычно централь­ный орган построен по следующей схеме:

1) руководство (руководитель, его заместители, коллегия, ко­митет, ведомственные научные и иные советы);

2) производственные структурные подразделœения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те зада­чи, ради которых ведомство создано. К примеру, в МВД это служба уголовного розыска, ГАИ и др., в Минздраве - Главные управ­ления лечебно-профилактической помощи, охраны материнства и детства и др.

3) штабные подразделœения, занимающиеся внутриорганизаци-онной деятельностью в рамках ведомства (управления бухгал­терского учета͵ кадров и др.).

Слова ʼʼминистерствоʼʼ, ʼʼкомитетʼʼ, ʼʼроссийское агентствоʼʼ, ʼʼфедеральная инспекцияʼʼ имеют двойное значение, ими обозна­чаются разные понятия. В первую очередь, министерство, государствен­ный комитет, российское агентство и т.д.- это орган исполнительной власти, возглавляющий административ­ное ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Кста­ти говоря, всœе они находятся в столице - Москве. А, во-вторых, министерство, комитет и т.д.- это система министерства, коми­тета͵ т. е. административное ведомство. И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в Министерстве обороны, то имеет в виду чаще всœего работу (службу) в определœенном ве­домстве. Те, кто занимает должности в центральном органе ис­полнительной власти, чаще всœего сообщают, что они трудятся в центральном аппарате министерства, комитета и т. д.

Федеральные административные ведомства бывают обще­федеральными и совместными". Общефедеральные представле­ны отраслями и сферами деятельности, которые полностью на­ходятся в ведении федеральных органов (Министерство обороны, Министерство путей сообщения, Государственный таможенный комитет и др.). Центральные органы общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами управления как непосредственно, так и через территориальные федераль­ные органы, которые подчинœены только по вертикали своим ве­домственным центрам и содержатся за счёт федерального бюд­жета. Иными словами, в системе общефедерального ведомства всœе органы являются федеральными.

Совместные федеральные ведомства созданы для упорядоче­ния деятельности в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов. Центральные органы совместных ведомств руководят подведомственными отраслями частично непосред­ственно, а в основном через республиканские, областные, крае­вые, окружные, городские (Москвы и Санкт-Петербурга) органы. А республиканские, краевые, областные, окружные, городские органы находятся в двойном подчинœении: подчинœены по вертика­ли центральному органу федеральной исполнительной власти, а по горизонтали - правительству республики или соответствую­щей администрации. Горизонтальное подчинœение является ли­нейным, вертикальное - функциональным.

В совместных ведомствах федеральный центр осуществляет общее руководство, а непосредственное управление отраслями, сферами на территории субъектов Федерации - дело их орга­нов. К совместным федеральным ведомствам относятся, напри­мер, Министерство здравоохранения, Министерство финансов, Министерство культуры.

Выше речь шла о признаках общих для всœех организационно-правовых форм центральных органов исполнительной власти. Но между ними есть и определœенные различия.

1. Федеральные министерства являются центральными едино-начальными органами и, как правило, отраслевыми. Министер­ством единолично руководит министр, который по должности входит в правительство, издает приказы, распределяет обязан­ности между своими заместителями. В министерствах имеются совещательные органы - коллегии, которые, как правило, со­стоят из руководящих работников министерств. Председатель кол­легии - министр, ее решения проводятся в жизнь его приказами.

2. Иные центральные органы называются государственными комитетами, комитетами РФ, федеральными службами, надзо­рами, инспекциями, российскими агентствами. Как правило, это органы функциональной или смешанной компетенции, наделœен­ные властными межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотраслевой координацией, контролем и иными межотрасле­выми функциями. Οʜᴎ построены на базе единоначалия. Их руководители в состав правительства не входят. В государствен­ных комитетах и комитетах РФ образуются комитеты, которые, в отличие от коллегий министерств, сами издают правовые акты.

3. Есть еще одна группа центральных федеральных органов: комитеты, комиссии, центры и другие органы при Правительст­ве РФ. Οʜᴎ образуются, реорганизуются, упраздняются на осно­вании постановления правительства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ назначает их руко­водителœей. В качестве примера можно назвать Государственную инспекцию по обеспечению государственной монополии на алко­гольную продукцию при Правительстве РФ.

Деятельность территориальных федеральных органов испол­нительной власти может осуществляться на территории несколь­ких субъектов Федерации, городов, районов (в пределах погранич­ного, таможенного, военного округа, к примеру) или на территории одного субъекта Федерации, города, района. К примеру, сущест­вуют областные (краевые, окружные, республиканские) военко­маты, налоговые инспекции.

Общие вопросы деятельности многочисленных территориаль­ных федеральных органов урегулированы постановлением Сове­та Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 ᴦ. ʼʼО порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерацииʼʼ.

Территориальные федеральные органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов исполнитель­ной власти Российской Федерации и осуществляют свою дея­тельность под руководством соответствующих центральных ор­ганов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с органами исполнительной власти соответству­ющих субъектов Федерации.

Территориальные органы действуют на базе Конституции и иных законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента͵ постановлений и распоряжений Пра­вительства и руководствуются в своей деятельности правовыми актами ведомств Российской Федерации и органов государствен­ной власти субъектов Федерации, принятыми в пределах их ком­петенции.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных ор­ганов производится соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с адми­нистрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, ре­шаются по взаимному согласию сторон.

Назначение на должность и освобождение от должности руко­водителœей территориальных органов производится соответству­ющим центральным органом федеральной исполнительной вла­сти по согласованию с губернаторами, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Мос­квы и Санкт-Петербурга, кроме случаев, предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации.

Численность аппарата͵ структура, штаты и фонд оплаты тру­да территориальных органов определяются с учетом особеннос­тей региона по согласованию соответствующих органов Россий­ской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Финансирование деятельности территориальных органов осу­ществляется, как правило, за счёт средств республиканского бюджета Российской Федерации, а также соответствующих бюд­жетов субъектов Федерации и других источников финансирова­ния, установленных законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации оказыва­ют необходимую помощь территориальным органам в выделœении им помещений и создании необходимых условий для их работы и социального развития.

В случаях передачи центральными органами федеральной ис­полнительной власти части своих полномочий на региональный уровень или передачи органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Моск­вы и Санкт-Петербурга части своих полномочий на федеральный уровень условия финансирования и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих территориальных органов определяются на базе взаимных соглашений.

Основные задачи и функции территориальных органов опре­деляются исходя из задач и функций соответствующих ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей реги­онов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы, в частности:

Принимают участие в соответствии с профилем их деятель­ности в выработке мер и способов государственного регулирова­ния социально-экономического развития субъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, в анализе меж­региональных программ, разработке вариантов межрегиональ­ной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в ком­петенцию соответствующих ведомств;

Систематически информируют ведомства Российской Федера­ции, органы исполнительной власти субъектов Федерации о прово­димой ими работе в регионах в условиях экономической реформы. Территориальные органы имеют право:

а) представлять соответствующие ведомства Российской Фе­дерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъ­ектов Федерации; б) запрашивать и получать:- от соответствующих ведомств Российской Федерации, орга­нов исполнительной власти субъектов Федерации необходимую для осуществления своей деятельности информацию;

От предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности сведения, необходимые для выполнения воз­ложенных на них задач;

От органов статистики информационно-аналитические матери­алы, экономико-статистические данные в установленном порядке;

в) участвовать в работе соответствующих центральных орга­нов федеральной исполнительной власти;

г) принимать участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации эконо­мической реформы;

д) вносить предложения в соответствующие центральные ор­ганы федеральной исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов Федерации.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Территориальные федеральные органы исполнительной власти" 2014, 2015.

В 1704 г. Петр I образовал Кабинет его императорского величества. После его смерти Екатерина I переименовала его в Кабинет ее императорского величества. В последующие годы этот орган назывался и Кабинетом Министров, и Комитетом Министров, но не менялась его суть - он был совещательной коллегией при императоре.

И только через 200 лет, в 1906 г., Николай II преобразовал эту коллегию в первое российское правительство - Совет Министров, самостоятельный орган государственной власти.

Каковы признаки правительства?

1. Его создание, компетенция предусмотрены конституцией страны и (или) специальным законом.

2. Оно возглавляет систему государственной администрации. 3 Оно является органом общей компетенции.

4. Оно вправе действовать, издавать акты от своего имени.

5. Это орган коллегиальный.

6. Работой правительства руководит глава государства (монарх, президент) или парламент.

Правовое положение российского Правительства сейчас регулируется Конституцией, принятым в 1997 г. Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», другими законами, а также указами Президента России.

В соответствии с Конституцией Правительство - коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре.

По представлению председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства. А министров обороны, внутренних дел, иностранных дел Президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой.

Конституция не устанавливает численный состав Правительства. Фактически это делает Президент, который решает вопросы о количестве заместителей председателя, создании и ликвидации федеральных министерств.

Правительство само определяет, кто может быть его постоянным членом с правом совещательного голоса. Постановлением от 8 июня 1999 г. такое право предоставлено Председателю Центробанка, президенту Российской Академии наук, руководителям межрегиональных ассоциаций глав субъектов в РФ.

Правительство в России функционирует непрерывно более 90 лет, хотя его конституционный статус, численность, личный состав неоднократно менялись. И когда в Конституции, правовых актах, в литературе говорится о его отставке, сложении полномочий, разгоне, речь идет о прекращении работы данного личного состава коллегиального органа, возглавляющего исполнительную власть страны.

Конституция не устанавливает срока функционирования Правительства России, но закрепляет две формы прекращения его деятельности - сложение полномочий и отставку.

После избрания Президента Правительство слагает свои полномочия, но по его поручению продолжает действовать, пока не будет создано новое.

Конституция предусматривает возможность отставки Правительства. Во всех случаях оно коллективно уходит в отставку только после принятия Президентом соответствующего указа. Очевидно, что Президент также вправе по собственной инициативе или по личному заявлению члена Правительства отправить его в отставку или просто освободить от должности.

К сожалению, действующее законодательство недостаточно регулирует процедуру отставки Правительства. Представляется, что федеральным законом следует обязать Президента своевременно информировать обе палаты Федерального Собрания о предполагаемой отставке и мотивировать свое решение.

В ст. 3 Закона о Правительстве сформулированы основные принципы деятельности Правительства: верховенство закона, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод человека. Нетрудно заметить, что речь идет об общих принципах деятельности исполнительной власти:

Законности (обеспечение прав и свобод человека, верховенство закона);

Демократизме (народовластие, гласность, разделение властей, ответственность);

Федерализме.

К сожалению, в законе не назван принцип целесообразности, эффективности деятельности. Но фактически он признается всеми. Если любой орган государственной власти есть инструмент, средство достижения общественно полезных целей, то Правительство - это главный инструмент исполнения конституционных норм, реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. Как центральный федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, оно наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности граждан, общества, государства, состояние международных связей России. .

I. Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной систем, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью. Оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение.

II. Правительство подготавливает программы социального развития, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Наряду с общесоциальными, Правительство решает конкретные вопросы поддержки социально наименее защищенных групп населения, а также безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, «чернобыльцев» и других жертв экстремальных ситуаций.

III. Важное направление деятельности Правительства - осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, укреплению режима законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство обязано обеспечить оборону страны, ее государственную безопасность. На него возложены руководство связями России с иностранными государствами и международными организациями, обеспечение внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Сравнивая тексты ст. 114 Конституции России, регламентирующей полномочия Правительства, и ст. 71, 72, определяющих исключительную и совместную федеральную компетенцию, нетрудно убедиться, что на Правительство возлагается ответственность за реализацию тех задач, которые Конституцией отнесены к предметам ведения Федерации. Так, в соответствии со ст. 71 Федерация, а значит, и ее Правительство, защищает права и свободы человека и гражданина, управляет федеральной собственностью, осуществляет финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, руководит федеральными энергетическими системами, связью и транспортом, космической деятельностью, оборонным производством, метеорологической службой, стандартизацией, геодезией и картографией, государственным статистическим и бухгалтерским учетом и т. д. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, Таможенным кодексом, федеральными законами Правительство устанавливает размеры ввозных и вывозных таможенных пошлин, правила бухгалтерского учета, стандарты, нормы и правила вещевого обеспечения военнослужащих, работников МВД и многие другие федеральные правила, тарифы.

Большую работу Правительство России осуществляет по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации, названным в ст. 72 Конституции РФ. Это вопросы владения и пользования землей, недрами, водными и другими ресурсами, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Порученные задачи Правительство выполняет непосредственно или действует через подведомственные ему органы. Правительству подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции 1 . Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание. Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их заместителей. Кроме того, оно принимает положение о каждом центральном федеральном органе исполнительной власти 2 , утверждает его структуру, состав коллегии.

Правительство осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, оно может отменить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, комитеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему органы и назначать их руководителей.

В своей многогранной повседневной деятельности Правительство опирается не только на центральные федеральные органы, но и на органы исполнительной власти субъектов Федерации. К сожалению, законодательство, действующее в этой сфере, нельзя назвать полным и четким, и этот пробел должен быть устранен.

Пленарные заседания Правительства проводятся регулярно, не реже одного раза в месяц, заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Правительства. Решения принимаются большинством голосов. Руководит заседаниями Председатель Правительства, а в его отсутствие - один из его первых заместителей.

Для оперативного решения возникающих вопросов Правительство образует постоянно действующий орган - Президиум. В него входят: Председатель Правительства, его заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководитель аппарата Правительства и другие лица.

Председатель организует работу Правительства: формирует Правительство, предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министерств, распределяет обязанности между своими заместителями, определяет основные направления деятельности Правительства, планирует его работу, созывает и руководит заседаниями Правительства и его Президиума, ставит перед Президентом вопросы об освобождении отдельных членов Правительства от должности. Председатель может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству.

Правительство, а также его Президиум, принимают постановления. Председатель Правительства в неотложных случаях издает от его имени распоряжения. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации. Их вправе отменить Президент, если они противоречат законам.

Контрольно-подготовительную работу, хозяйственное обеспечение деятельности Правительства осуществляет его аппарат. Руководителя аппарата назначает Президент, и он по должности является членом Правительства.

В заключение необходимо отметить, что в руководстве исполнительной властью Президенту принадлежат самые важные полномочия. Правительство ему подчинено полностью: Президент его образует, определяет содержание его деятельности, может отправить в отставку, отменить его акты, воздействовать на его деятельность иными способами. Конституционные нормы не позволяют считать Президента главой законодательной и тем более судебной власти, хотя в отношении каждой из них глава государства обладает определенными полномочиями, но они не столь велики, как его полномочия по руководству исполнительной властью. Фактически и юридически Президент - глава исполнительной власти.