11.05.2011 7742 1120

Программа элективного курса для 10 класса

«Основы культуры речи»

ГУ «Средняя школа № 30 отдела образования

акимата города Костаная»

1.Пояснительная записка.

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

4.Календарное планирование.

6.Сборник заданий и упражнений для учащихся.

7.Хрестоматия для учащихся.

8.Используемая литература.

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе государственных общественных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан по предмету «Основы культуры речи».

Элективный курс по основам культуры речи направлен на развитие интереса школьников, лицеистов, гимназистов к русскому языку, его прошлому, на пробуждение желания изучать историю своего языка и современное его состояние.

В процессе изучения курса учащиеся узнают: имена великих ораторов; этику ораторского выступления; эстетические качества речи; преимущества и недостатки речи; значение речи в межличностных и общественных отношениях; разновидности речи; логические и психологические приемы полемики; разновидности документации; язык телодвижений; речевой этикет как часть нравственной культуры; технические средства информирования и обслуживания; коммуникативные качества речи…

Цели изучения курса:

Расширение теоретических сведений учащихся о речевой культуре; структуре речевой коммуникации; этике ораторского выступления; эстетических качеств речи; преимуществах и недостатках речи; правилах пользования жестами, манерами, мимикой; новом и старом в речи; речевом этикете как части нравственной культуры; развитии познавательного интереса и творческой способности учащихся; формировании культуры речи у учащихся; формировании навыков самостоятельной работы у учащихся; расширении и углублении знаний в области культуры речи.

Задачи изучения курса:

Познакомить с теоретическими сведениями о речевой культуре; научить грамотно излагать свои мысли устно и письменно; сформировать качества коммуникации для установления контакта с аудиторией; видеть и оценивать преимущества и недостатки речи; применять технические средства информирования, обслуживания; произносить речь перед микрофоном и телевизионной камерой; ознакомить с основными тенденциями современного образования; осуществить компетентностный подход к образованию.

Основные компоненты содержания курса.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия по данной программе целесообразно проводить один раз в неделю по одному часу. Это позволит тщательно подготовиться школьникам к конференциям, диспутам, «защитам» творческих работ, деловых игр…

Программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельному творческому изучению риторики, ее анализу и реферированию доступной их возрасту лингвистической литературе, к подготовке сообщений по выбранной теме, к поискам отдельных слов, выражений, фразеологических оборотов…

Эта деятельность стимулирует учащихся к правильному изложению своих мыслей, делает речь выразительней и качественней, рождает новую фразеологию, прогнозирует факторы успеха в проведении беседы, помогает установить деловые контакты, утверждает речь как средство социального статуса, что и окажет положительное воздействие на повышение культуры общения школьников.

Занятия должны проводиться в разнообразной, увлекательной форме, с использованием бесед, сообщений, занимательных лингвистических игр, тестирования, творческих заданий, защиты проектов. А также шире должны применяться выставки творческих работ, уголки русского языка, дискуссии, публичные выступления…

Методы и формы обучения:

- лекции;

Практические занятия;

Творческие задания;

Дискуссии;

Сочинения;

Контрольные работы;

Публичные выступления;

Чтение наизусть;

Инсценировки;

Произнесение речи с проработкой;

Рефераты;

Результаты изучения курса:

- освоение основ курса культуры речи;

- определение общего и различия культуры речи и риторики;

- соблюдение этики ораторского выступления;

- владение эстетическими качествами речи;

- определение преимуществ и недостатков речи;

- нахождение нового и старого в речи.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:

Практические занятия;

Рефераты;

Контрольные работы;

Творческие задания;

Сочинения;

Ораторские выступления.

Критерии оценки:

С учетом специфики конкретного предмета оценка «5» ставится, если ответ ученика:

Мотивирован и доказателен;

Логичен и последователен;

Литературно грамотен.

При этом важно, что:

Обобщения и выводы опираются на определенные факты, подтверждаются примерами не только примерами учебника, но и дополнительной литературы, собственными наблюдениями из окружающей жизни;

Показано умение отделять главное от второстепенного, отдельные факты от обобщений;

Имеет не более 1-2 несущественных неточностей, не вызывающих сомнений в глубоком и прочном знании учащимся программного материала.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором учащийся обнаружил знания как основного материала, так и существенных деталей, как и при оценке «5», но допустил отдельные упущения в содержании и способах изложения материала.

Оценка «3» ставится за ответ, в котором ученик обнаружил достаточно прочные знания основного материала в пределах школьной программы, но без глубины содержания, возможны ошибки по отдельным вопросам программы, которые ученик исправил сам при дополнительных вопросах.

Оценка «2» ставится за ответ, не удовлетворяющий указанным выше требованиям, в результате допущенных грубых ошибок, свидельствующих о плохом знании учащимся фактического материала, которые ученик не в состоянии исправить даже при дополнительных вопросах.

«Основы культуры речи»

Данное пособие входит составной частью в разработанный для X класса учебный комплекс, включающий программу, сборник заданий и упражнений, хрестоматию, приложение.

Осуществляя задачи «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», автор данного комплекса стремился усилить роль уроков русского языка в формировании эстетической восприимчивости, обогатить духовный мир школьников, приобщая их к самостоятельной работе, вооружая знаниями и практическими умениями в области русского языка, воспитывая нравственную подготовленность и широкое применение в практике.

Комплекс «Основы культуры речи» ориентирует учителя в первую очередь на углубленное изучение основ культуры речи, которые рассматриваются на уроках.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному часу. Каждая тема рассчитана на два часа. Прилагается словарь терминов для повторения, пройденного материала.

Цель предлагаемого комплекса-решить стоящие перед ним ответственные учебно-воспитательные задачи на новом этапе развития школы, овладеть методикой работы по комплексу, созданному в соответствии с программными требованиями и отражающему систему обучения на таком (из IX в X класс) этапе. Автор также стремился раскрыть возможности использования всего учебного комплекса, призванного помочь учителю в его методических поисках и организации деятельности учащихся.

В методическом руководстве обосновываются методы и формы преподавания русского языка, определяются план и содержание материала.

Комплекс предполагает обязательное проведение лекций учителя, практических занятий, творческих заданий, дискуссий, сочинений, контрольных работ, игр, публичных выступлений, чтений наизусть, инсценировок, рефератов, бесед, семинаров с краткими сообщениями учеников, работа с научно-популярной литературой, справочниками, терминологией, выполнение самостоятельных творческих заданий школьниками.

В состав комплекса входит сборник заданий и упражнений, где указана классная и домашняя работа учащихся. Необходимо учитывать интеллектуальный уровень учащихся, выполняя задания необходимо обратить внимание на условные обозначения сборника:

* задания средней сложности;

** задания повышенной сложности;

Д/р. задания для домашней работы.

Задания, отмеченные звездочками, могут выполняться выборочно, соответствуя интеллектуальному уровню учащихся.

Задания, которые не отмечены звездочками, предназначены для всех учащихся в классе.

Итоговое занятие-это защита проектов. Всего 26 тем. Учащиеся выбирают одну из тем в начале изучения курса. Готовят реферат, используя дополнительную литературу. Норма реферата-10-12 лисов печатного издания, с указанием источников.

Курс «Основы культуры речи» способствует развитию познавательных, разносторонних интересов учащихся и ориентирует их на широкий выбор профессий, связанных с лингвистикой, журналистикой, информатикой и их приложениями на практике.

К каждой теме прилагаются главы в хрестоматии «Основ культуры речи», в которой даются варианты ответов: контрольных вопросов, терминов, образцы творческой и самостоятельной работы.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. Д.С.Лихачёв Устная речь – это процесс публичного мышления. Это – всегда импровизация. И.Андроников Пояснительная записка В основе курса лежат положения федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку: одной из целей обучения русскому языку является развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Достижение указанной цели осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах). Рабочая программа составлена на основе Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Кутеминская СОШ». Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Кутеминская СОШ» на 2015-2016 учебный год. В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения. У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета, так и о правилах общения. Хороший тон нигде так наглядно не проявляется, как в речи. Речь говорящего – его интеллект и культура. Культура речи – это «живое» образное слово. В нём имеют значение три составные: кто говорит, что говорит, как говорит. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не даёт ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить. Однако произнести речь – искусство немалое. Оно требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запаса, всей духовной сферы, психологической устойчивости. Предполагаемый курс восполнит в определённой мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению. Следовательно, цель этого курса состоит в том, чтобы сформировать представление о том, что такое культура речи, культура поведения, культура общения, в том числе и делового. Особенностью данного курса является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Настоящая программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 класса. На изучение курса отводится 14 часов. Элективный курс может быть продолжен учащимися любого профиля. Содержание программы 1. Введение. Этикет – кодекс хороших манер. Поведение и общение как проявление внутреннего мира человека. Исторические корни этикета. Основные направления этикета. 2. «Роскошь человеческого общения». Что такое общение? Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать радость от общения? Можно ли научиться правильно общаться с людьми? От какого общения следует отказываться? 3. Правила общения. Приветствие. Обращение. Извинение. Приветствие как обычай. Варианты приветствия. Правила приветствия. Национальная особенность приветствия. Виды обращения. Особенности обращения в русском речевом этикете. Извинение как правило проявления вежливости, искренности. «Извините» «извиняюсь». Извинение – не оправдание. Афронт. 4. Умение вести беседу. Учимся слушать и слышать. Беседа как обмен мыслями. Постановка голоса – решение речевых проблем. Пауза в речи. Акцент. Выразительность речи. Умение вести дискуссию. 5. Правила общения. Разговор по телефону. Правила разговора по телефону. Особенности передачи информации в использовании других средств связи. 6. Учимся говорить и принимать комплименты. Комплимент, похвала. Предмет комплимента. Правила «хорошего тона». 7. Поведение в первой беседе с незнакомым человеком. Непродуктивные модели беседы и как их избежать. Структура беседы (начало, середина, конец). Как вступить в беседу. Выход из беседы. Модели беседы. 8. Нетикет, или этикет пользователей локальных сетей. Автономный компьютер в учебном классе. Компьютер в локальной сети. Компьютер в сети Интернет. Правила пользования электронной почтой. 9. Деловой этикет, его виды. Письмо: личное, служебное. Телеграмма. Деловые бумаги. Бланк. Визитная карточка. Деловое письмо. Личное письмо. Благодарственное письмо. Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Открытка. Телеграмма. Факс и электронная почта. 10. Нормы устной речи. Построение фраз. Произношение слов. Отклонения от произносительных норм и их причины. Повторяемость слова в фразе. Произнесение Э и Е. Класть вместо «ложить». Одеть и надеть. Речевые ошибки при склонении числительных «оба» и «обе». Недопустимость в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий. Роль орфоэпии в устном общении между людьми. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение, его смыслоразличительная роль. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать:       Историю делового общения; Правила общения; Деловой этикет, его виды; Этикет общения в компьютерных сетях и в дисплейном классе; Нормы устной речи; Основные виды эмоционального воздействия на слушателя. Учащиеся должны уметь:        Правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему; Вести беседу, говорить по телефону; Оформлять деловые бумаги; Подготовиться к переговорам, к выступлению, проведению делового совещания; Самостоятельно находить информацию в источниках разного типа, в том числе и в Интернете; Правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов; Использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Михальская А.К. Основы риторики. – М., «Просвещение», 1996 г. Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов. – Волгоград, «Учитель», 2005 г. Михайлов И.И. Этика. – Казань, «Магариф», 2003 г. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. – Казань, 1999 г. Журнал «Мэгариф»:  Г.Х.Ахбарова «Служебные письма в содержании профильного обучения» (№7, 2007) 6. Журнал «Русский язык в школе»:  В.К.Харченко «Вопросы культуры речи. Молодёжи о сквернословии» (№1, 1997)  Н.И.Формановская «Вопросы культуры речи. Обращение» (№3, 1994)  Н.И.Формановская «Вопросы культуры речи. Культура общения и речевой этикет» (№5, 1993)  Н.К.Онипенко «Способы установления речевого контакта, обращение» (№6, 1993)  А.В.Коренева «Урок по культуре речевого общения. Учимся благодарить» (№4, 1993)  Н.А.Борисенко «Два урока культуры речи с «Пигмалионом»» (№4, №5, 2004)  А.С.Широкова «Комплекс упражнений по речевому этикету» (№6, 2004) 1. 2. 3. 4. 5.  Л.А.Кашина «Речевые ошибки учащихся. Практикум» (№ 5-6, 1992) 7. Журнал «Русский язык в школе и дома»:  А.В.Зеленин «Что такое сетевой этикет?» (№5, 2002)  А.Н.Шустов «Речевой этикет. Целиком или полностью?» (№4, 2002) 8. Журнал «Русская речь»:  Г.А.Золотова «Как быть вежливым» (№5, 1985)  Л.А.Шкатова «Речевой этикет: если вы пассажир» (№4, 1984)  И.Н.Горелов «Речь и этикет: книга учит искусству общения» (№5, 1984)  Л.А.Глинкина « «Весь ваш без церемоний…» (Речевой этикет в частных письмах XIX века)» (№1, 1985)  Л.А.Глинкина «Речевой этикет: «ты» и «вы»» (№2, 1984) 9. Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководителя. – Волгоград, «Учитель», 2003 г. 10. Южин В.И. Энциклопедия этикета. – М., «РИПОЛ классик», 2007 г. 11. Правила вежливости и светского этикета. – М., «Белый город», 2007 г. 12. К.Ляхова. Причуды этикета (электронная книга). Учебно-тематическое планирование по элективному курсу (литература) «Культура общения» Класс: 9 Учитель: Миронова Елена Вадимовна Количество часов (всего): 14; в неделю: 1 час В основе курса лежат положения федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку и литературе. Календарно-тематическое планирование № п/п Кол-во часов Оборудовани е Форма учебной деятельности Тип урока Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов Южин В.И. Энциклопед ия этикета Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов Лекция Комбинир ованный Знать понятие «этикет», происхождение слова «этикет», исторические корни этикета, основные направления этикета, его виды. Практикум Комбинир ованный Знать, что такое общение, что необходимо человеку для того, чтобы испытывать радость от общения, можно ли научиться правильно общаться с людьми, от какого общения следует отказываться? Знать основные правила общения. Понимать, что приветствие является своеобразным знаком признания ценности и достоинства человека. Уметь выбирать различные формы обращения в зависимости от речевой ситуации. Уметь правильно приносить извинения. Знать структуру беседы, Планируемый результат Тема урока 1 Введение. Этикет – кодекс хороших манер. 1 2 «Роскошь человеческого общения» 1 3 Правила общения. Приветствие. Обращение. Извинение. 2 Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов Беседа. Игра Комбинир ованный 4 Правила общения. Приветствие. Обращение. Извинение. 5 Умение вести беседу. Учимся 1 Вялкова Беседа. Игра Комбинир Дата проведения план. факт. слушать и слышать. Г.М. Сборник элективных курсов 6 Правила общения. Разговор по телефону. 1 7 Учимся говорить и принимать комплименты. 1 8 Поведение в первой беседе с незнакомым человеком. Непродуктивные модели беседы и как их избежать. 2 9 Поведение в первой беседе с незнакомым человеком. Непродуктивные модели беседы и как их избежать. Нетикет, или этикет пользователей 10 1 Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов, Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководите ля Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов, Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководите ля Михальская А.К. Основы риторики Вялкова ованный правила «хорошего слушания», уметь вести беседу, слушать в процессе общения, работать над собой. Знать основные правила телефонного этикета, этикет мобильной связи. Понимать, что манера разговора по телефону, как и при личной встрече, несёт важную информацию о человеке и является частью его имиджа. Практикум Комбинир ованный Лекция с элементами беседы. Игра Комбинир ованный Понимать суть комплимента, уметь различать похвалу и комплимент, говорить и принимать комплименты, переосмысливать жизненные ситуации, применять полученные знания на практике. Лекция Комбинир ованный Лекция Комбинир Знать, как правильно вступить в беседу, основные элементы начала, различные приёмы продолжения беседы, элементы заключительной части беседы, непродуктивные модели беседы. Уметь вести беседу. Знать понятие «нетикет», локальных сетей. 11 Деловой этикет, его виды. Деловые бумаги. Письмо: личное, служебное. Телеграмма. 12 Деловой этикет, его виды. Деловые бумаги. Письмо: личное, служебное. Телеграмма. 13 Нормы устной речи. 14 Нормы устной речи. 2 2 Г.М. Сборник элективных курсов, Южин В.И. Энциклопед ия этикета Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов, Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо Вялкова Г.М. Сборник элективных курсов, словари, задания по теме занятия ованный его основные положения. уметь применять положения нетикета на практике. Уметь пользоваться Интернетом, электронной почтой. Лекция Комбинир ованный Знать понятия «деловой этикет», «деловая речь»; виды делового этикета, требования к деловой речи. Уметь составлять различные виды писем, заполнять бланки, в том числе телеграммные. Лекция с элементами беседы. практикум Комбинир ованный Знать, что правильная речь – это речь, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка, о нормах произношения. Уметь пользоваться орфоэпическим словарём, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, находить отклонения от норм в устной речи.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образованием Амгинского улуса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Г.Короленко с углубленным изучением отдельных предметов»

«Утверждаю»

Директор АСОШ №1

Назарова С.К.

«___» ________________ 2015г.

«Согласовано» Рассмотрено на заседании МО

Заместитель директора Протокол № ___1__

Судинов Н.Н.

Рабочая программа

элективного курса «Культура России» по предмету «мировая художественная культура»

в 10 классе

2015 – 2016 учебный год

Учитель Егорова Л.Н.

2015 г.

с.Амга

Пояснительная записка

Образовательная область: искусство

Предмет: Мировая художественная культура

Элективный курс «Культура России»

Класс: 10- 11

Программа: Искусство 5 – 11 классы. Рабочие программы Г.И.Даниловой. 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2014.

Год: 2015 – 2016

Количество часов: в год – 35, в неделю -1. Количество часов за 2 года: 70

Учебным материалом курса является книга «Россия» - новая книга в серии «Мировая художественная культура». Предлагаемый учебник включает материалы по названному курсу и охватывает период с древнейших времен до конца 19 века. Особое внимание уделено русской культуре и искусству допетровского времени. Подробно рассматриваются древнерусская храмовая архитектура и иконопись, которым ранее уделялось мало внимания в учебной литературе. Также обзорно включены темы по 18 и 19 векам (изобразительное искусство, русское народное творчество), т.к. литература по этому периоду более доступна.

Учебник подготовлен в соответствии с современными методическими требованиями и выходит в комплекте с рабочей тетрадью, которая дополняет содержание книги.

Цель курса: изучение русской культуры и искусства допетровского времени; культуры России 18 и 1-ой половины 19 века.

Задачи: показать духовное богатство и красоту русской культуры, запечатленных в произведениях различных видов искусства.

Программа предусматривает изучение курса на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение курса в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время, способствуя развитию эстетического вкуса.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:

Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

Развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

Накопление опыта эстетического переживания;

Формирование творческого отношения к проблемам;

Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

Гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

Подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:

Формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

Выявление причинно-следственных связей;

Поиск аналогов в искусстве;

Развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

Формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

Применение методов познания через художественный образ;

Использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

Определение целей и задач учебной деятельности;

Выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

Самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:

Наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

Восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

Представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

Представление системы общечеловеческих ценностей;

Ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

Усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

Понимание условности языка искусства;

Различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

Классификацию изученных объектов и явлений культуры;

Структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

Осознание ценности и места отечественного искусства;

Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

Уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

Формирование коммуникативной, информационной компетентности;

Описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;

Овладение культурой устной и письменной речи;

Развитие индивидуального художественного вкуса;

Расширение эстетического кругозора;

Умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых формобщения с произведениями искусства;

Реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов;

- использование выразительных средств искусства в собственном творчестве

Требования к результатам обучения и воспитания:

Учащиеся научатся:

Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

Проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

Использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

Участвовать в художественной жизни класса, школы; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей

Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

Понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

Описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Личностными результатами изучения искусства являются:

Развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

Реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

Оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

Формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

Овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

Обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

Расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

Совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

Приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Содержание курса за 1 –ый год обучения, 10 класс

Образ жизни древних славян – Языческие верования и праздники древних славян. Восточнославянские языческие святилища. Предания об образовании древнерусского государства. Распространение христианства на Руси . Святые Борис и Глеб*.

Архитектура Древней Руси.

Жилища из дерева на Руси. Типы русской избы. Каменное строительство в Древней Руси. Православный храм. Конструкция и внутреннее устройство . Арка, свод и купол. Храмы Киевской Руси. Десятинная церковь. Собор Святой Софии в Киеве. Светская живопись в соборе СВ.Софии. отличия первых каменных церквей Киевской Руси от храмов Византии.

Храмы Владимиро – Суздальской земли. Успенский собор во Владимире. Золотые ворота Владимира. Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский собор во Владимире. Новгородские храмы. Ладожские храмы 12 века.

Клетские церкви и часовни. Шатровые церкви и колокольни . Ярусные, кубоватые и многоглавые церкви. Преображенская церковь в Кижах.

градостроительство на Руси. Поселения на Руси 16 – 17 вв. Деревянные крепости. Городские укрепления. Центр города. Ростовский кремль. Посады. Дома и дворы. Русские монастыри. Свято – Троицкая Сергиева лавра (Троицкий монастырь)

Московский кремль. Стены и башни Кремля в 15-17 веках. Спасская башня . Соборы и дворцы Московского кремля. Успенский собор. Благовещенский собор. Архангельский собор. Колокольня Иван Великий. Грановитая палата. Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного). Шатровое зодчество. Церковь Вознесения в Коломенском.

Государев двор в 17в. Доспехи и оружие воинов Древней и Средневековой Руси. Ювелирное искусство Древней Руси.

Живопись Древней Руси. Основные иконографические типы . Образ Иисуса Христа. Иконографические символы. Образ Божией Матери. Иконы ангелов. Иконостас в православной церкви. Школы. Мастера. Иконы. Богоматерь Владимирская. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Живопись в 17веке. Симон Ушаков.

Книжное дело на Руси. Первые книги на Руси. Памятники древнерусской литературы. Распространение грамотности на Руси. Изготовление книг на Руси. Ярослав Мудрый. Русская правда. Максим Грек. Книгопечатание на Руси. Учебные заведения на Руси в 17 веке.

Жизненный уклад на Руси. Домашняя мебель и утварь. Посуда. Одежда 17 в.

Мифология. Славянский фольклор . Боги древних славян.

Праздники и обряды. Праздники и обряды годового цикла. Народные игры. Обряды жизненного цикла.

Календарно – тематическое планирование.

Кол-во часов

Сроки

Ключевые компетенции

план

факт

Русь от древних славян до Петра 1

Культура и быт древних славян.

Образ жизни древних славян.

Предания об образовании древнерусского государства.

Распространение христианства на Руси.

2ч.

Знание терминов и владение ими.

Выявление причинно – следственных связей.

Архитектура Древней Руси.

Умение выделить особенности древнерусской архитектуры

Практическая работа № 1

Храмы Владимиро – Суздальской земли и Новгорода.

Знание отличий архитектурного направления. Знание архитектурных элементов. Освоение терминов.

Практическая работа № 2

Деревянное храмовое зодчество.

Знание видов деревянного зодчества. Разновидности церквей.

Практическая работа 3

Русские города и монастыри 9 – 17 вв.

Традиции русской градостроительной культуры

Архитектура Москвы 14 – 17 вв.

Знание истории московской архитектуры. Характеристика особенностей развития архитектуры.

Повторение

Государев двор. Оружейная палата. Воинские доспехи.

Описание

Практическая работа

Живопись Древней Руси.

Знание специфики древнерусского искусства

Практическая работа

Книжное дело на Руси.

Развитие, традиции книжного дела

Жизненный уклад на Руси.

Описание дома, мебели, одежды в Древней Руси

Практическая работа

Мифология.

Выделение темы, сюжета. Понимание мифов как ненаучного способа познания мира.

Праздники и обряды.

Происхождение праздников. Знание обрядов, их цикла.

Практическая работа

Содержание курса за 2- ой год обучения. 11 класс. От Петра 1 до Екатерины II

Основные направления русской архитектуры в 18 веке. Основание Санкт – Петербурга. Петровское барокко. Д.Трезини. Кунсткамера- первый музей России . Елизаветинское барокко . Зимний дворец. Эрмитаж. Классицизм 2-ой половины 18в. Монастыри и храмы 18века в Петербурге. Александро – Невская лавра. Смольный монастырь и Смольный собор.

Резиденции Екатерины II в Москве. Здание Сената в Кремле. Петровский путевой дворец. Московский классицизм. В.И.Баженов. М.Ф.Казаков. Усадебное зодчество. Кусково. Архангельское.

Двор и дворяне в 18 веке. Петровские ассамблеи. Придворные церемонии.

Академия наук в Петербурге. Смольный институт. Воспитательные дома. Народное училище. Московский университет. Екатерина Р.Дашкова. академия российской словесности. Введение русского гражданского шрифта.

Изобразительное искусство в 18 веке. Искусство гравюры. Станковая живопись. Историческая живопись. Скульптура. Расцвет русской культуры в последней трети 18 века.

Культура России в 19 веке

Основные архитектурные направления в России в 19 веке. Московская архитектура. Храм Христа Спасителя в Москве. Кремль и Красная площадь в 19 веке.

Казанский собор. А.Н.Воронихин. Васильевский остров. Адмиралтейство. А.Д.Захаров. Ансамбли Росси. Александровская колонна. Памятник Екатерине 2. Исаакиевский собор. Храм Вознесения Христова «Спас на крови» в Петербурге.

Дворянская служба. Женщины-дворянки в 1-ой половине 19 века. Дворянский бал. Дуэль. Дворянские обеды.

Царскосельский лицей. Перемены в российском просвещении. Женское образование. Российские университеты в 19 веке.

О.А.Кипренский. В.А.Тропинин. А.А.Иванов. А.Г.Венецианов. К.П.Брюллов. П.М.Третьяков. П.А.Федотов. И.К.Айвазовский. Живопись 2-ой половины 19 века. В.Г.Перов. В.М.Васнецов. И.Е.Репин. В.В.Верещагин. В.И.Суриков. пейзаж во 2-ой половине 19 века.

Русское народное творчество. Народная живопись 17 – 19 веков. Народная живопись Великого Устюга. Костромская живопись. Хохломская роспись. Художественная резьба по дереву и кости. Русский лубок.

Название разделов, тем, уроков

Количество часов

Срок провед

Факт

Ключевые компетенции

От Петра I до Екатерины II

Русские города в 18 веке. Архитектура Санкт – Петербурга.

Московская архитектура 18 века.

Описание и анализ памятников архитектуры в единстве формы и содержания

Практическая работа

Двор и дворяне в 18 веке.

Описание жизни петровского времени

Образование и наука в 18 веке.

Знание характера образования, типов учебных заведений.

Практическая работа

Культура России в 19 веке

Российские города в 19 веке. Москва.

Архитектура Петербурга в 19 веке.

Сравнительный анализ архитектурных сооружений с произведениями предшествующих эпох

Практическая работа

Императорский двор и дворяне в 19 веке.

Имперская власть. Понимание изменения значения слова «чин». Табель о рангах.

Просвещение в первой половине 19 века.

Характеристика развития образования. Сословность образования. Перемены в образовании.ю

Изобразительное искусство первой половины 19 века.

Оценка и анализ произведений с позиций классицизма, романтизма, реализма.

Практическая работа

Русское народное творчество.

Понимание народного искусства как искусства многих поколений людей. Знание произведений народного искусства.

Практическая работа

Заключительное занятие

Систематизация знаний

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Данилова Г.И. Искусство. 10 - 11 классы. Рабочие программы. М, Дрофа, 2014

Е.В.Дмитриева. Мировая художественная культура. Россия. Учебник. СПб. КОРОНА принт. 2013

Е.В.Дмитриева. Мировая художественная культура. Россия. Рабочая тетрадь. СПб. КОРОНА принт. 2014

Пояснительная записка

В век рыночной экономики значительная часть населения России активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, у которых основная профессия – предпринимательство, которое позволяет развернуть свои деловые качества.
Следует отметить, что у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.
Учащиеся практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений. А такие знания остро необходимы начинающему работнику, поскольку, плохо зная особенности этикета, он будет всё время ставить себя и других в трудное положение.

Место и роль данного курса

Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебные совещания, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля. Кроме того, в курс включены инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также система упражнений, основанная на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.

Цели курса

Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.

Задачи курса

Обучающие

  • Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
  • Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.

Воспитывающие.

Развивающие.

  • Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
  • Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
  • Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора.

Основные особенности программы

Программа курса разделена на 3 части:

Часть первая – «Культура делового общения»
Часть вторая – «Деловой стиль речи»
Часть третья – «Деловые бумаги».

Первая часть знакомит учащихся с понятиями «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в коллективе. Ребята получают рекомендации по поведению в конфликтной ситуации, идёт отработка навыка этикета (устного и письменного).
Во второй части идёт знакомство с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Назначение третьей части практическое. Идёт ознакомление учащихся с образцами составления таких документов, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.

Сроки реализации программы

Обучение по данному курсу рассчитано на 34 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Форма обучения

Организация работы в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование, тестирование и др.
Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: «Познай себя», «Какой вы слушатель», «Качества, важные для общения, анализ ситуаций, зачёты и контрольные работы, устные выступления. На занятиях широко используются опорные схемы, творческие опорные конспекты, справочная литература.

Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Культура делового общения» учащихся должны научиться:

  • понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
  • знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка, письменные отчёты и др.;
  • уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
  • овладевать нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.

Учебно-тематический план курса «Культура делового общения»

Наименование тем

Кол-во часов Формы контроля
I. Культура делового общения
1. Этика и этикет 1 Конспект
2. Искусство вежливости 1 Конспект
3. Основные правила поведения на улице, в общественном транспорте, за столом. 1 Конспект
4. Знаете ли вы? (из истории русского этикета) 1 Разбор ситуации успеха
5. Мимика, позы, жесты. Тест «Умеете ли вы общаться?» 1 рисунок по теме
6. Служебная этика и служебный этикет.
(из истории делового этикета)
1
7. Искусство вежливости. 1 Конспект
8. Если на работе возникает конфликт. 1 Разбор ситуации успеха
9. Этикет деловой речи. 1 Конспект. Разбор ситуации успеха
10 Традиции в составлении официальных писем (письмовики). 1 Урок-консультация
11. Деловые качества (выбор профессии) 1 Урок-лекция, анализ тестов.
12. Типы темпераментов
Тест «Умеете ли вы себя контролировать?»
1 Урок-лекция, деловая игра.
13. Ключи к успеху в жизни и работе
(Разбор способов выработки иммунитета от эмоциональных травм)
1 Урок-диалог
14. Заповеди делового человека. 1 Разбор ситуаций и составление конспекта рекомендации.
15. Тест «Рационально ли вы используете своё свободное время? Возраст успеха. 1 Тестирование, разбор мнений по данному вопросу.
II. Деловой стиль речи
1. Языковые средства в официально-деловом стиле речи. 1 Конспект. Тренировочные упражнения.
2. Лексические средства делового стиля речи. 1 Лекция
3. Фразеология деловой речи. 1 Конспект, работа над тренировочными упражнениями.
4. Морфологические средства языка
а) трудности в употреблении кратких форм прилагательных;

Урок-семинар

б) – трудности в употреблении местоимений;
– трудности в употреблении числительных.
1 Урок-семинар
в) особенности употребления форм глагола. Трудности в употреблении предлогов. 1 Урок-семинар
5. Синтаксические ошибки делового стиля

а) трудности в согласовании сказуемого с подлежащим;

Урок-лекция, упражнения тренинги.

б) трудности в согласовании определений; 1 Урок-лекция, упражнения тренинги.
в) трудности в употреблении дополнений и обстоятельств; 1
г) использование конструкций с отглагольными существительными; 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
д) употребление личных и безличных конструкций действительных и страдательных оборотов. 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
е) сложное предложение. 1 Урок-лекция, отработка навыка (упражнение-тренинг)
III. Деловые бумаги
1. Автобиография 1 Практическое занятие
2. Заявление 1 Практическое занятие
3. Личный листок по учёту кадров. 1 Практическое занятие
4. Доверенность. 1 Практическое занятие
5. Резюме 1 Практическое занятие
6. Апелляция 1 Практическое занятие
Примерная тематика проектов:
  • Риторический инструментарий деловой речи.
  • Речевой этикет в деловом общении.
  • Умозаключения и их использование в деловой практике.
  • Вербальные и невербальные средства делового общения
  • Официально-деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
  • Деловые бумаги и работа с ними.
  • Употребление нейтральных жестов в деловом разговоре.
2 Защита проектов

Библиография

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975 г.
  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М. 1990г.
  3. Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. М. 2004г.
  4. Брагина А.А. Правильно ли мы говорим? Как обратиться к незнакомому человеку? Ж. «Русская речь», 1985 г., № 1.
  5. Веселов П.В., Овчинникова Н.В. «Служебный речевой этикет». Ж. « Русская речь», 1986 г., № 5.
  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М.,1993 г.
  7. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983 г.
  8. Горелов И.Н. и другие. «Умеете ли вы общаться?» , М., 1991 г.
  9. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов) М., 1989 г.
  10. Т.С.Кудрявцева, О.Ю.Шарапова. Деловой стиль речи. Деловые бумаги. Деловые качества. М.: ЮНВЕС – 1997 г.

Пояснительная записка

Наше время – время деловых, активных и предприимчивых людей. В стране созданы условия для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.

Яркое и страстное слово во все времена, как известно из истории развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на публику. Дейл Карнеги, автор популярной в мире и в нашей стране книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь у известности.… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет».

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверено в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.

Цель данного спецкурса – способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента, а также научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

В каждой части излагается теоретический материал, даются практические советы и рекомендации, тексты для анализа, задания для самостоятельной работы, тренинги и ролевые и деловые игры.

Изучив курс, вы сможете убедительно отстаивать свое мнение, выступать с подготовленными докладами, импровизировать на любую более или менее известную вам тему, активно включаться в деловую беседу, а также усовершенствуете свою речь, расширите кругозор, приобретете уверенность в себе и станете раскованнее и общительнее.

Программа курса

Предлагаемый элективный курс «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РЕЧИ, ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ КРАСИВО И УБЕДИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ» предназначен для учащихся Х - ХI классов и рассчитан на 34 часа.

В новый период развития нашего общества устное слово стало особенно весомым, его роль расширилась: оно сделалось орудием поиска истины и средством выражения позиции человека.

Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствии с поставленной им задачей – убедить слушателей, обращаясь к разуму и эмоциям, и добиться нужной реакции.

Предполагается изучение ораторской речи на двух уровнях: на уровне замысла и содержания, т.е. определения темы, цели речи, отбора фактического материала; на уровне композиции, т.е. расположения и порядка следования частей. Все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.

Программа включает в себя темы, которые необходимо изучить с целью овладения искусством публичного выступления.

После каждой темы дается перечень умений, которые должны быть сформированы при усвоении данной темы. Выработка этих умений базируется на умениях, которые сформировались в предыдущие годы на уроках литературы, русского языка и других предметов.

В курсе представлены все разделы современной риторики: «Культура и этика общения», «Основы ораторского искусства», «Звучащая речь и ее особенности», «Основы полемического мастерства», а также включено занятие «Умение быть остроумным».

В каждой части излагается теоретический материал, задания для самостоятельной работы, тренинги и ролевые и деловые игры.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

1. Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента;

2. Формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль.

3. Научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

ЗАДАЧИ:

1) Дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики; познакомить с этикой и культурой делового общения; показать учащимся возможности слова-действия.

2) Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.

3) Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.)

4) Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.

5) Сформировать навыки культуры спора, дискуссии, полемики.

6) Развивать интерес к родному языку, литературе и культуре.

7) Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.

8) Воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).

9) Расширить кругозор учащихся.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: обучение через действие и игру, понимание через познавание.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ содержит сведения о различных формах делового общения, о композиции публичной речи, ее логическом построении, технике речи, межличностных отношениях в процессе коммуникации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ теоретических сведений по данному курсу предполагает формирование у учащихся следующих умений и навыков:

    Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;

    Понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

    Овладение техникой построения речи;

    Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;

    Овладение основными ресурсами аргументации;

    Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

    Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);

    Произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;

    Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;

    Умение корректно вести спор, дискуссию, полемику;

    Умение распознавать и противостоять двойственным и нечестным приемам в споре;

    Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;

    Выработка собственного стиля, определенной манеры общения с людьми, реализации своей индивидуальности в речи.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ могут быть различными: зачеты по технике речи; составление речи (части речи) на конкретную тему (с определенной целью) или составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы (составление ответов на различных уроках); произнесение «чужой» речи (конкурсы монологов, деловые и ролевые игры, тренинги и т.п.); запись речи на магнитофон, прослушивание и анализ произнесенной речи (анализ подготовленных прослушанных речей); импровизация и аргументация в процессе создания речи (просмотр видео- и телефильмов, оценка просмотренного, ответ на уроке); анализ речей с учетом этических норм, эмоционального состояния человека, приемов и методов принесения речи и т.п.; письменный анализ структуры произнесенной (услышанной) речи; произнесение собственной речи; устное планирование замысла; подражание предложенному образцу (стилизация) и т.п.

1. Культура и этика общения

Общение и его слагаемые. Субъект, объект, язык, предмет. Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)

Условия эффективного общения . Обоюдное желание, удачный выбор темы интересной для собеседников, умение найти общий язык, понятный собеседнику.

Деловое общение: регламентированность, деловой этикет, речевой этикет; виды и условия эффективного слушания.

Структура деловой беседы. Начало беседы, изложение позиции и ее обоснование; выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решений.

Типичные ошибки: авторитарность; не учитывают мотивы поведения собеседника; не проявляют интереса к проблеме; не слушают собеседника; перебивают говорящих; говорят, не будучи уверенными, что их слушают; говорят долго; не используют всего банка идей.

Телефонный разговор – один из видов делового общения.

Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты). Поза.

. Формирование тактичного, делового, доброжелательного индивидуального и коллективного стиля общения, навыки и умения рационального речевого поведения, коммуникативной компетентности личности, развитие морально-волевых качеств личности (внимания, памяти, уверенности в себе, настойчивости, общительности, толерантности), умение вести содержательный разговор.

Тест «Коммуникативная культура личности». Беседа «Общение и его слагаемые». Сообщение учителя по теме. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Ролевые игры «Приветствие», «Просьба», «Выход из контакта», «Этика взаимоотношений», «Передача эмоций» (разыгрывание ситуаций, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из такой ситуации). Тренинг «Кавалер», «Комплимент». Сообщение учащегося «Типы собеседников». Практикум. Составление таблицы «Как надо и не надо слушать». Деловая игра «Как мы слушаем?». Тест «Культура телефонного общения». Деловая игра «Разговор по телефону». Сообщение учащегося по книге А.Пиза «Язык телодвижений». Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам). Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

2. Основы ораторского искусства

Риторика как наука об убеждениях, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Искусство красноречия в Древней Греции, Древнем Риме, России.

Риторические умения и навыки. Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, голос, дикция и процесс их воспитания, интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).

Индивидуальные особенности оратора.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

Выработка практических умений и навыков . Подготовка школьников к психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности, выработка умения свободно, раскованно держаться перед аудиторией, безошибочно реагировать на ее поведение; совершенствование речевого аппарата, дыхания, голоса, интонации; овладение техникой речи.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся.

Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»). Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.

3. Композиция речи

Композиция речи. План – основа композиции: предварительный план, рабочий план, основной план, простой и сложный план.

Составные части композиции. Вступление. Основная часть и методы изложения материала. Заключение. Типы композиционного построения речи: дедуктивное и индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Недостатки композиции и пути их преодоления.

Анализ и оценка выступления.

Овладение учащимися навыками построения устной речи; произнесение речи по подготовленному заранее плану-конспекту, сочетание естественности и живости спонтанной речи; развитие умения оценивать, анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности; умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов); выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах; овладение техникой построения речи;

. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Беседа по теме занятия. Тренинг. («Придумай рассказ», «Литературный пересказ»). Ролевые игры («Информация»). Вопросы и задания для самостоятельной работы.

4. Логические основы красноречия. Искусство быть убедительным

Логическая связь фактов, мыслей, положений публичного выступления, его подчиненность доказательству главной идеи и реализации цели убедить слушателей.

Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению: всесторонне знание предмета, рассмотрение его в развитии, проверка утверждений практикой, конкретность истины.

Основные формально-логические законы : закон тождества, закон противоречия/непротиворечия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.

Логические ошибки : потеря тезиса, подмена тезиса, антиномия, софизм.

Доказательства (демонстрации): их структура и виды. Структура доказательств. Виды доказательств. Способы доказательств (прямое и обратное). Доказывание и убеждение.

Требования, предъявляемые к аргументам: истинность, доказательность. Приемы аргументации (факты, цифры, статистические данные, ссылки на авторитеты).

Фактический материал и средства наглядности: правила цитирования; средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)

Выработка практических умений и навыков. Умение пользоваться логическими приемами, законами, умозаключениями; умение применять различные виды и способы доказательств, соблюдая требования, предъявляемые к фактическому материалу и средствам наглядности; умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей; овладение основными ресурсами аргументации.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»). Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»). Практикум. Составление памятки «Правила цитирования». Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.

5 . Владение аудиторией и способы влияния на нее

Контакт с аудиторией. Способы установления контакта со слушателями: начальная пауза, «ораторская лихорадка», жесты и мимика, техника речи.

Педагогические приемы, используемые при выступлении : прием новизны, учет интересов слушателей, создание проблемной ситуации, прием соучастия и сопереживания.

Учет особенностей аудитории и психологии слушателей . (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)

Форма преподнесения материала.

Поведение оратора (жесты, мимика). Типы ораторов.

Выработка практических умений и навыков. Умения и навыки ораторского мастерства (владение способами установления контакта с аудиторией, влияния на слушателей, и т.п.); освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию; умение произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории; умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Беседа и выступления учащихся. Сообщения учащихся по книге А.Пиза «Язык телодвижений» по книгам Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».) Тренинг («Опоздавший», «Психотренинг», «Гайд-парк»). Вопросы, упражнения и задания по теме.

6. Основы полемического мастерства

Спор. Классификация: цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры; предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора; культура спора (определенность позиций, употребление понятий). Из истории искусства спора.

Полемика. Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников). Уважительное отношение к оппонентам. Выдержка и самообладание.

Доводы в споре и полемические приемы . Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей). Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»).

Вопросы и ответы. Виды ответов (краткие и развернутые).

Выработка практических умений и навыков. Сформировать знания, умения и навыки культуры спора, дискуссии и полемики, формирование культуры несогласия в процессе проведения споров, диспутов, полемик, спонтанных и подготовленных дискуссий; умение пользоваться в речи элементами адресации, авторизации и этикетными речевыми формулами; умение корректно вести спор, дискуссию, полемику.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседа и выступления учащихся. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики. Практикум. Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию»». Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»). Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»). Вопросы, задания для самостоятельной работы и упражнения по теме.

7. Двойственные приемы в споре

Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре.

Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»).

Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»).

Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»).

Нечестные приемы («софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).

Умение нейтрализовать двойственные приемы: опровержение ложного тезиса фактами; «бить врага его оружием»; «сведение к абсурду»; «довод к человеку»; «возвратный удар»; «подхват реплики»; «апелляция к публике или чувству юмора».

Выработка практических умений и навыков. Выработать умения и навыки распознавать и нейтрализовать некорректные и двойственные приемы в споре, дискуссии и полемике.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Тренинг («Гайд-парк», «Психотренинг». «Волшебный сон», «Ответы на вопросы»). Ролевая игра «Обвинители и защитники». Вопросы, упражнения и задания по теме.

8. Умение прослыть остроумным

Остроумие, юмор, ирония, сарказм.

Способы создания юмористических ситуаций: глубокомысленная пауза; ложное противопоставление; ложное усиление; доведение до абсурда; остроумие нелепости; смешение стилей; псевдоглубокомыслие; намек; блатной стиль; ирония; сравнение по неявному признаку; повторение как прием остроумия; перечисление разнородных предметов; двойное истолкование; парадокс и парадоксальная ситуация; эпиграмма, каламбур и др.

Выработка практических умений и навыков. Формирование знаний, навыков и умений коммуникативной компетентности личности, формирование и развитие языковой личность, которая способна словесно воплотить мысль, умения быть остроумным; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?». Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлое или настоящее?». Тренинг («Кавалер». «Комплимент», «Доверчивость», «Расскажи анекдот», «Я остроумный»). Ролевая игра «Шутка». Упражнения и задания по теме.

Учебно-тематическое планирование курса

Кол -во часов

Основные вопросы.

Виды учебной деятельности

Культура

и этика общения

1. Общение и его слагаемые.

    Субъект, объект, язык, предмет.

    Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)

2. Условия эффективного общения

    Обоюдное желание,

    Удачный выбор темы интересной для собеседников,

    Умение найти общий язык, понятный собеседнику.

3. Деловое общение.

1) регламентированность, деловой этикет, речевой этикет;

2) виды и условия эффективного слушания

3) Структура деловой беседы.

    Начало беседы,

    Изложение позиции и ее обоснование,

    Выяснение позиции собеседника,

    Совместный анализ проблемы

    Принятие решений.

Не учитывают мотивы поведения собеседника,

Не проявляют интереса к проблеме,

Не слушают собеседника,

Перебивают говорящих,

Говорят, не будучи уверенными, что их слушают

Говорят долго,

Не используют всего банка идей.

4. Телефонный разговор – один из видов делового общения.

5. Невербальные средства общения.

  • Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты)

1.1. Тест «Коммуникативная культура личности»

1.2. Беседа «Общение и его слагаемые».

1.3. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

1.4. Ролевые игры «Приветствие», «Просьба», «Выход из контакта», «Этика взаимоотношений», «Передача эмоций» (разыгрывание ситуаций, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из такой ситуации)

1.5.Тренинг «Кавалер», «Комплимент»

1.6. Сообщение учителя по теме.

1.7. Сообщение учащегося «Типы собеседников».

1.8. Практикум. Составление таблицы «Как надо и не надо слушать».

1.9. Деловая игра «Как мы слушаем?»

1.10. Ролевая игра «Считалка».

1.11. Тест «Культура телефонного общения».

1.12. Деловая игра «Разговор по телефону».

1.13.Сообщение учащегося по книге А.Пиза «Язык телодвижений».

1.14. Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам)

1. 15. Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

Основы ораторского искусства.

1. Из истории риторики.

2. Риторические навыки и умения.

    Речевой аппарат,

    Интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).

3. Индивидуальные особенности оратора.

4. Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

2.1. Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима.

2.2. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах.

2.4.Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»).

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.

построить свою речь?

1. Что такое композиция речи?

2. План – основа композиции:

    Предварительный план,

    Рабочий план,

    Основной план,

    Простой и сложный план.

3. Составные части композиции

    Вступление,

    Основная часть и методы изложения материала,

    Заключение.

4. Недостатки композиции и пути их преодоления.

5. Анализ и оценка выступления.

3.1. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия.

3.2. Тренинг. («Придумай рассказ», «Литературный пересказ»).

3.3.Ролевые игры («Информация»).

3.4. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Искусство быть убедитель

1.Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению:

    всесторонне знание предмета,

    рассмотрение его в развитии,

    проверка утверждений практикой,

    конкретность истины.

2. Основные формально-логические законы

    закон тождества,

    закон противоречия/непротиворечия

    закон исключения третьего,

    закон достаточного основания.

3. Логические ошибки.

    Потеря тезиса,

    Подмена тезиса,

    Антиномия

4. Доказательства (демонстрации): их структура и виды.

    Структура доказательств,

    Виды доказательств,

    Доказывание и убеждение.

5. Фактический материал и средства наглядности:

    Правила цитирования;

Средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)

4.1. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия.

4.2. Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»).

4.3. Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»).

4.4. Практикум. Составление памятки «Правила цитирования».

4.5. Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.

Как владеть аудиторией и влиять на нее?

1. Контакт с аудиторией. Что это такое?

2. Способы установления контакта со слушателями.

    Начальная пауза,

    «Ораторская лихорадка»,

    Жесты и мимика,

    Техника речи.

3. Учет особенностей аудитории и психологии слушате­лей. (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)

4.Форма преподнесения материала.

5. Поведение оратора (жесты, мимика)

5.1. Беседа и выступления учащихся.

5.2. Сообщения учащихся по книгам А.Пиза «Язык телодвижений», Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

5.3. Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».)

5.4.Тренинг. «Опоздавший», «Психотренинг», «Гайд-парк»).

5.5. Вопросы, упражнения и задания по теме.

Основы полемическо

го мастерства.

    Классификация (Цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры),

    Предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора),

    Культура спора (определенность позиций, употребление понятий)

    Из истории искусства спора.

2. Полемика:

    Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников),

    Уважительное отношение к оппонентам,

    Выдержка и самообладание.

3. Доводы в споре и полемические приемы.

    Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей)

    Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»)

4. Вопросы и ответы (Искусство отвечать на вопросы, виды ответов).

    Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые).

Виды ответов (краткие и развернутые).

6.1. Беседа и выступления учащихся.

6.2. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики.

6.3. Практикум. Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию».

6.4. Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»).

6.5. Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»).

6.6. Вопросы, задания для самостоятельной работы и упражнения по теме.

Двойствен

ные приемы в споре.

1. Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре:

    Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»)

    Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»);

    Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»);

    Нечестные приемы ((«софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «огульное несогласие»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).

2. Умение нейтрализовать двойственные приемы:

    опровержение ложного тезиса фактами;

    «бить врага его оружием»;

    «сведение к абсурду»; «довод к человеку»;

    «возвратный удар»;

    «подхват реплики»;

«апелляция к публике или чувству юмора»).

7.1. Тренинг. («Гайд-парк», «Психотренинг». «Волшебный сон», «Ответы на вопросы»)

7.2. Вопросы, упражнения и задания по теме.

7.3. Ролевая игра «Обвинители и защитники».

Как прослыть остроумным?

1.Остроумие, юмор, ирония, сарказм.

2.Способы создания юмористических ситуаций:

    глубокомысленная пауза,

    ложное противопоставление,

    ложное усиление,

    доведение до абсурда,

    остроумие нелепости,

    смешение стилей,

    псевдоглубокомыслие,

  • блатной стиль,

  • сравнение по неявному признаку,

    повторение как прием остроумия,

    перечисление разнородных предметов,

    двойное истолкование,

    парадокс и парадоксальная ситуация,

    эпиграмма.

8.1. Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?»

8.2. Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлого и настоящее?»

8.3. Тренинг. («Кавалер». «Комплимент», «Доверчивость», «Расскажи анекдот», «Я остроумный».)

8.4. Ролевая игра «Шутка».

8.5. Упражнения и задания по теме.

Итоговое

Деловая игра. («Детектив», «Прием на работу», «Обвинители и защитники».)

Литература

    Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    Игры – Обучение, тренинг, досуг… / Под ред. Петрусинского В.В.// В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994.

    Михайличенко Н.А. Риторика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994.

    Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1996.

    Павлова Л. Г. Психология спора. - Владивосток, 1988.

    Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991.

    Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

    Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет, 2002.